|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Эстетические взгляды Платона на проблемы развития искусства и его роль в развитии древнегреческого обществаЭстетические взгляды Платона на проблемы развития искусства и его роль в развитии древнегреческого обществасмотреть на рефераты похожие на "Эстетические взгляды Платона на проблемы развития искусства и его роль в развитии древнегреческого общества" ВВЕДЕНИЕ Основная цель деятельности Платона - помочь людям разумно устроить их
жизнь, дать им такие законы, внедрить в их сознание такую идеологию,
которые стали бы основой гармонично развитого справедливого общества. Не
случайно одна из фундаментальных работ Платона - "Государство" - начинается
с постановки вопроса о справедливости. Задача эта в разные годы ставилась В политической и культурной жизни Греции роль искусства была настолько
велика и очевидна, что на нем основывалась целая система воспитания
господствующего класса античного общества. И Платон, столь детально
обсуждавший все животрепещущие вопросы современности, конечно же не мог
обойти вниманием вопрос о том, какое искусство, на какую часть общества,
каким образом и с каким результатом действует, как формирует чувства и
мысли людей, влияет на их нравственность, политическое сознание, поведение. Будучи учеником Сократа, Платон во многом следует его эстетике, но идет значительно дальше. Заслуга Сократа в том, что он подчеркнул связь эстетического и этического, нравственного и доброго. Его идеал - прекрасный духом человек. Для Платона искусство становится уже критерием нравственности, социального устройства, политического благополучия в государстве и, одновременно, орудием справедливости, ибо ей должно подчиняться все. Таким образом, намечается основная тенденция в русле которой развивается эстетическое учение Платона – искусство как средство воспитания и воздействия на общественно-политическую жизнь. В эпоху Платона реальностью античного рабовладельческого общества было наличие чисто паразитического "сословия" люмпен-пролетариев, располагавших неограниченным количеством свободного времени, не производящих ровным счетом ничего и ведущих потребительский образ жизни. Они настойчиво требовали от своего государства не только "хлеба", но и "зрелищ", и рабовладельческое государство должно было изыскивать средства, чтобы удовлетворить оба требования этих граждан, так как афинская аристократия хорошо понимала, что толпа накормленных, но праздных люмпен-пролетариев, не знающих, как "убить" свободное время, была не менее социально опасна, чем толпа просто голодных людей (в своих диалогах Платон упоминает о "трутнях", о праздной толпе, своим ревом оглашающей народные собрания, театры и судилища). Ко всему этому можно прибавить, что кроме абсолютно потребительского сословия люмпен-пролетариев в афинском полисе существовало еще одно относительно потребительское сословие, также располагавшее значительным количеством свободного времени - имеется в виду рабовладельческая аристократия, принимавшая участие в государственных или финансовых делах. Все, это свидетельствует о том, какой важной социально- политической проблемой выступала в афинском обществе проблема досуга! Что же могло заполнить досуг всех тех, кто обладал свободным временем ПРОБЛЕМА ПРЕКРАСНОГО В ЭСТЕТИКЕ ПЛАТОНА В
опросы эстетики рассматриваются у Платона в диалогах: "Гиппий Больший", И все-таки чувство реальности неотступно владеет Платоном, когда он заговаривает об общих закономерностях бытия. В искусстве Платон тоже видит свои закономерности, что позволяет нам еще раз подметить его стремление к объективности в вопросах эстетики. Когда Платон захотел очертить предмет своей эстетики, он назвал ее ни больше, ни меньше - любовью. Философ считал, что только любовь к прекрасному открывает глаза на это прекрасное и что только понимаемое как любовь знание есть знание подлинное. В своем знании знающий как бы вступает в брак с тем, что он знает, и от этого брака возникает прекрасное потомство, которое именуется у людей науками и искусствами. Любящий всегда гениален, т.к. он открывает в предмете любви то, что скрыто от всякого не любящего. Обыватель над ним смеется. Но это свидетельствует только о бездарности обывателя. Творец в любой области: в личных отношениях, в науке, искусстве, в общественно-политической деятельности, - всегда есть любящий. Только ему открыты новые идеи, которые он хочет воплотить в жизнь и которые чужды не любящему. Так художник, испытывая любовь к предмету искусства и видя в нем то, что сокрыто от других (иными словами, воздействуя на предмет искусства), в процессе акта творчества создает нечто прекрасное, или, точнее, его копию. художник ( любовь ( предмет искусства ( акт творчества ( прекрасное(копия) Эти термины, как и термины Платона, можно заменить другими, но против его энтузиазма и самого факта посвящения художником себя предмету своей любви — искусству — вряд ли можно привести какое-либо веское возражение. ВОПРОСЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У
чение о творческом процессе волнует Платона все-таки меньше, чем проблема
эстетического воспитания. Плоды творческого процесса — произведения
искусства — непременно так или иначе воздействуют на сознание людей и,
следовательно, это их прямая и непосредственная функция. Таким образом, как
звенья одной цепи выступают: творческий процесс (обозначенный нами в
приведенной выше схеме), познавательный акт и общественное сознание Платона интересует не столько процесс создания искусства, сколько проблема его влияния на людей (хотя в связи с последним ему приходится порой рассматривать довольно подробно элементы первого). Идея Платона об эстетическом воспитании человека заключается в борьбе против всякого психологизма и субъективизма, в борьбе против всякой изысканности и изощренности, в борьбе против философского декаданса. Платон проповедовал идеал сильного, но обязательно простого человека, в котором душевные способности не дифференцированы настолько, чтобы противоречить одна другой, и не настолько изолированы от внешнего мира, чтобы противостоять ему эгоистически. Гармония человеческой личности, человеческого общества и всей окружающей человека природы — вот постоянный и неизменный идеал Платона в течение всего творческого пути. В этой связи еще раз следует напомнить о платоновской идее подчинения искусства потребностям государства. Н.Г. Чернышевский всячески приветствовал Платона за то, что он жизнь
ставил выше искусства, отстаивая необходимость подчинения искусства
общественным потребностям. Не только искусство не существует у Платона как
изолированная и самостоятельная область, но такая изоляция невозможна, по Как следствие из вышеизложенного вытекает положение о том, что искусство является главным фактором в жизни общества "идеального" государства (формы которого разработал Платон) по двум причинам: 1. Искусство должно заполнить весь досуг свободнорожденных и сопровождать их во всех серьезных делах, так чтобы все они провели жизнь свою "в жертвоприношениях, празднествах и хороводах" ("Законы"); так, чтобы каждый из них — будь то мужчина или женщина — жил бы, "играл наипрекраснейшие игры" ("Законы"). 2. Искусство, по Платону, должно, с одной стороны, сформировать душу
каждого свободнорожденного определенным, предначертанным законодателем
образом, сообщив им "благонастроенность" ("Государство") и через ритм Речь шла, таким образом, о создании и поддержании средствами искусства некоторого совершенно своеобразного наркотического состояния, причем не отдельного человека , а целого общественного слоя. Платон на протяжении своей создал свыше тридцати философских диалога. Учитывая колоссальную роль, которую отводил Платон искусству в своем Если подытожить все запреты, оформленные в связи с искусством в Первая большая группа запретов вытекает из платоновских представлений о роли искусства в формировании молодого поколения. В этой связи формируются запреты, цель которых — устранить все "непедагогические" мотивы, бытовавшие в искусстве (а также мифологии) платоновских времен. Во-первых, предлагается изъять из числа допустимых при воспитании все те произведения, в которых описываются действия богов, неблаговидные с этической или "политической" точки зрения (например, войны, интриги, злоумышления и прочие коварства). Во-вторых, предлагается вычеркнуть из числа допустимых при воспитании
детей и юношества те художественные произведения, в которых излагаются
религиозно-мифологические представления, способные, согласно Платону,
ослабить мужество будущих воинов, защитников государства и закона: "Что же? В-третьих, предлагается исключить из числа допустимых при воспитании
детей и юношества произведения, в которых предстают в неблагоприятном свете
герои — дети богов: "да, мы не допустим и не согласимся, будто Ахиллес был
столь корыстолюбив, что мог взять подарки Агамемнона, или опять — выдать
мертвое тело не иначе, как за выкуп" ("Государство"). Эта мысль проходит
рефреном через все места платоновского "Государства", посвященные критике В-четвертых, предлагается запретить, как не отвечающие целям воспитания молодого поколения, все те произведения искусства, которые противоречат принципу тождества счастья и справедливости для каждого гражданина, постулированному автором "Государства" и "Законов". Вторая группа запретительных требований Платона, в которую нас вводит только что рассмотренный тезис (беззаветная вера выступает у Платона в качестве единственного условия счастья индивида), вытекает из представлений философа о роли искусства в "охране" человеческих душ "от внешних неприятелей" ("Государство"). В первую очередь под эту группу запретов попадают произведения,
оказывающиеся в противоречии с законами "об оскорблении богов". Причем, Подавляющая часть запретительных требований в этой группе касается уже
не столько содержания тех или иных произведений искусства, сколько их
формы, и формы не столько отдельных произведений, сколько формы искусства
вообще: жанров, видов и родов искусства, их соотношения, сравнительной
ценности и т.д. При этом платоновское рассмотрение углубляется до вопроса о
праве на существование различных способов художественного воплощения Разрабатывая эту программу, Платон создал своеобразную классификацию искусства поэзии — один из первых опытов подразделения поэзии на роды. В основу этой классификации Платон положил именно меру "подражания". Приложив эту "меру" к поэтическому искусству, он нашел, что "всецело через подражание создаются трагедия и комедия" ("Государство"), поскольку в них приходится имитировать все персонажи произведений. Таким образом, Платон выступает противником и трагедии и комедии. Что касается остальных родов искусства, например, музыки, то философ
наложил ряд запретов и на нее: он отверг целый ряд музыкальных ладов,
например, ионийский и лидийский, оставив для граждан будущего общества
только дорийский и фригийский лады. Здесь решающую роль сыграло учение об Но что же предлагает Платон взамен всего этого? Как выглядит
позитивная сторона платоновской программы мероприятий в отношении
искусства? "Поэт не должен творить ничего вопреки государственным
узаконениям, вопреки справедливости, красоте и благу; свои творения он не
должен показывать никому из частных лиц, прежде, чем не покажет их судьям,
для того поставленным и законоохранителям и не получит их одобрения" Таким образом, высшим судьей в делах искусства, определяющим
направление художественного творчества, равно как и соответствие или,
наоборот, несоответствие отдельных произведений этому направлению,
оказывается тот же философ-законодатель, который постоянно маячил перед
нами как инициатор всех запретительных мероприятий в обрасти искусства. Поскольку философ был убежден, что приятной может стать "любая Муза",
к которой приучены слушатели, постольку вопрос о соответствующих дарованиях
и талантах (равно как и вопрос о мастерстве) вообще не волновал его. Это
тот случай, когда Платон склонен разрешить поэту свободу творчества. Это
тот случай, когда поэтическим творчеством займется, вдруг, кто-нибудь из
тех "убеленных сединой старцев", кому благопристойность всей предшествующей
жизни дает полное право самому стать в число "оценщиков" искусства. Так выглядит программа предусмотренных Платоном мероприятий в области
поэзии, музыки и пения. Что же касается плясок и хороводов, то истинная их
цель заключается в том, чтобы человек, в них участвующий, всю жизнь свою Живопись (да и все то, что теперь называем прикладными искусствами)
должна так организовать предметную среду поющих и танцующих
свободнорожденных, чтобы ничего в ней не противоречило Справедливости,
воспеваемой "самой прекрасной Музой", как нечто совершенно тождественное Искусство таким образом должно замкнуть, сцементировать в некое непротиворечивое целое государственную идеологию, согласно которой Закон и политическая добродетель целиком совпадают с Красотой и личным счастьем отдельного индивида. Оно должно дать универсальную, охватывающую все связи индивида с окружающим миром форму, "надевая" которую, индивид "овнутрял" бы эту идеологию, и с помощью которой философ-законодатель мог бы заранее определить всю систему внешних проявлений каждого индивида, приведя ее в соответствие со своими "Законами". Теперь, когда мы изложили программу мероприятий в области искусства, предусмотренную Платоном для идеального государства, встает вопрос: каков же реальный смысл эстетической программы Платона? Вся совокупность проблем, возникших в связи с отделением изящных
искусств от остальных ремесел, эстетических переживаний, в связи с
выделением художественного сознания в особую сферу, подчиненную принципу
наслаждения, как высшему и абсолютному, решалась Платоном столь же
радикально, сколь и однозначно. Борьба против "подражательных искусств",
наиболее отчетливо выразивших эту тенденцию искусства к замыканию в
специфическую сферу, свидетельствовала о том, что античный мыслитель хотел
сохранить только те области искусства, которые не были еще затронуты
процессами прогрессирующей дифференциации, проникшими в духовную культуру. Но поскольку эта перспектива выдвигалась в тот период, когда процессы, которые хотел бы предотвратить Платон, практически уже полностью господствовали в сфере художественной культуры, поскольку был неизбежен разрыв между тем, чего хотел бы достичь сам философ и тем, что должно было произойти из этого реально, что должно было бы означать осуществление платоновских мероприятий на деле. АКТУАЛЬНОСТЬ РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ ЭСТЕТИКИ ПЛАТОНА П латон — философ, живший в IV в. до нашей эры. Но почему же проблемы, поставленные им, уже в течении многих веков вызывают интерес, споры и разногласия? О Платоне философствуют и спорят, его критикуют, оспаривают и... возносят до небес, как идеал. В чем же тысячелетняя значимость его философии? Если говорить о философских взглядах Платона вообще (не только в
области искусства), то подобный вопрос выглядит таким образом: Платон —
самый первый представитель одного из крупнейших течений философской мысли —
объективного идеализма. Объективный идеализм жив и по сей день, и получил
широкое распространение среди буржуазных ученых. Поэтому спор о философии Но в философии Платона есть еще и другая, не менее важная сторона. Она тоже очень прочно связана с его идеализмом и его мифологией, хотя отличается не столько научно-теоретическим, сколько жизненно-практическим характером. Как мы видели выше, Платон жил и действовал в ту роковую эпоху античного мира, когда погибал старый, но культурно-передовой и свободолюбивый классический полис. Вместо него нарождались огромные империи, абсолютно подчинявшие себе отдельную личность в политическом отношении, но предоставлявшие ей широкое поле для разнузданной интимно- субъективной жизни. Утопия, к которой обратился Платон, недовольный разложением современных ему общественных и частных устоев жизни, была реакционной, да и прямо связанной с мистикой, с упованиями на потусторонний мир, а главное — с надеждой на перевоплощение человеческих душ (при помощи искусства), с проповедью самоотверженного служения вечным идеям. Однако и здесь при всем критическом отношении к платонизму можно обнаружить положительную тенденцию. Это то, что сейчас мы называем просто идейностью и необходимостью во
имя убеждений переделывать окружающую нас действительность. В этом смысле А идея всеобщей гармонии и гармонического воспитания человека? Разве не проходит она красной нитью через мораль нашего общества? Другой разговор, что "гармоническую личность" мы понимаем по-иному, чем Платон, но идея всестороннего воспитания человеческой личности актуальна и для философии Платона, и для нашей морали. Таким образом, секрет тысячелетней значимости Платона заключается не в буквальном содержании его философии и проповедуемой им морали, не в буквальной направленности его научных, религиозных, эстетических или социологических теорий. Передовые мыслители всегда производили здесь самый беспощадный анализ платонизма. Но и при самом беспощадном анализе, после исключения из него всей архаики и музейности, в нем все же оставалось немало ценного. Конструктивно-логические принципы, проповедь самоотверженного служения идее, пафос мировой гармонии, принципиальный антидогматизм, беспокойный драматический диалог и язык — вот в чем разгадка тайны тысячелетней значимости Платона. КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ Р Е Ф Е Р А Т Эстетические взгляды Платона на проблемы развития искусства и его роль в жизни древнегреческого общества
Калининград 1998 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Асмус В.Ф. Платон (из серии "Мыслители прошлого). - М., 1975. 2. Асмус В.Ф. Античная философия. - М., 1976. 3. Богомолов А.С. Античная философия. - М.: Мысль, 1991. 4. Давыдов Ю. Искусство как социологический феномен. - М., 1968. 5. История философии в кратком изложении. - М.: Мысль, 1991. 6. Лосев А.Ф. Историческое время в культуре классической Греции: (Платон и 7. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. - М., 8. Мир философии: книга для чтения. В 2-х частях. - М.: Политиздат, 1991. 9. Нерсесянц В.С. Платон. - М.: Юридическая литература, 1984. 10. Платон.Диалоги. - М.: Мысль, 1986. 11. Платон. Собрание сочинений. - М.: Мысль, 1990. 12. Платон и его эпоха. Сборник статей. - М.: Наука, 1979. 13. Платон. Фидр. - М.: Прогресс, 1989. 14. Шестаков В.П. От этоса к аффекту: История музыкальной эстетики от античности до XVIII в. - М., 1975. С О Д Е Р Ж А Н И Е:
1.1. Искусство и общественно-политическая жизнь Афин. 1.2. Место искусства в "идеальном государстве" Платона. Проблема прекрасного в эстетике Платона...........................2 стр. 2.1. Творческий процесс с точки зрения Платона. Вопросы эстетического воспитания.......................................3 стр. 3.1. Цель искусства (по Платону). 3.2. Группа запретов. 3.3. Новое в искусстве "идеального государства". Актуальность ряда положений эстетики Платона...............8 стр. Список использованной литературы.......................................10
стр.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |