|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Этапы развития категории бытия в философииЭтапы развития категории бытия в философиисмотреть на рефераты похожие на "Этапы развития категории бытия в философии" ДОНЕЦКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2 по предмету «ФИЛОСОФИЯ» Тема: «ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАТЕГОРИИ БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ» студентки 2 курса, группы А-2 заочного отделения ПЕТРАСЮК ОКСАНЫ Донецк – 2003 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Проблема бытия в античности 1. Характеристика бытия Парменидом 2. Оппоненты Парменида в античности 3. Проблема бытия и судьба западного мира 2. Проблема бытия в западноевропейской философии Нового времени 1. Отказ от метафизики 2. Номинализм 3. Мировоззрение Нового времени и философское осмысление проблемы бытия 3. Проблема бытия в русской религиозной философии 4. ХХ век: судьба проблемы бытия. 1. Поход против разума 2. Культурные последствия отказа от античной традиции в понимании бытия. 3. Философия постмодернизма: новая идея бытия. ВЫВОДЫ ВВЕДЕНИЕ В современной философии проблема бытия по-прежнему остается самой
фундаментальной проблемой, как и во всей предшествующей истории философии. Поиски бытия – это не узкопрофильные занятия небольшой группы людей,
занимающихся своими кастовыми интересами и разговаривающих на специфическом
языке (хотя это имеет место), а поиски человеком, говоря словами Поиски бытия – это поиски корней, прикоснувшись к которым человек может
почувствовать силу для преодоления бессмысленности окружающего мира,
мужество жить, несмотря ни на это бессмысленность, ни на свою конечность,
почувствовать себя необходимой частью бытия, не менее существенной и
необходимой, чем окружающий мир, «пастухом бытия», которому завещана весть
о бытии, в появлении которой и стоит основная задача его жизни. Эти поиски
и составляют незримый фундамент того, что человек называет наукой,
искусством, религией, стремлением к счастью, любовью, совестью, долгом. Впервые термин «бытие» в философию ввел античный философ Парменид (V-IV вв. до н.э.) (2, с.126( для обозначения и одновременно решения одной реальной проблемы. Во времена Парменида люди начали терять веру в традиционных богов Олимпа, мифология все чаще стала рассматриваться как вымысел. Тем самым рушились основы и нормы мира, главной реальностью которого были боги и традиция. Мир, Вселенная уже не казались прочными, надежными: все стало шатко и бесформенно, нестабильно; человек потерял жизненную опору. В глубинах человеческого сознания зародилось отчаяние, сомнение, не
видящее выхода из тупиковой ситуации. Необходим был поиск выхода к чему-то
прочному и надежному. Людям нужна была вера в новую силу. Философия в лице 1.1. Характеристика бытия Парменидом. Парменид характеризует бытие следующим образом: бытие – это то, что
имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль. Оно едино и
неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект, оно
есть вся возможная полнота совершенств, среди которых на первом месте Чтобы облегчить понимание того, что такое бытие, людям, не искушенным в искусстве философского мышления, Парменид дает следующее толкование бытия: бытие есть шар, сфера, не имеющая пространственных границ. Сравнивая бытие со сферой, философ использовал сложившееся в античности убеждение в том, что сфера – совершеннейшая и прекраснейшая форма среди других геометрических фигур. Убеждая, что бытие есть мысль, он имел в виду не субъективную мысль
человека, а Логос – космический Разум, через который раскрывается
содержание мира непосредственно. Иначе говоря, не человек открывает Истину
бытия, а, наоборот, Истина бытия открывается человеку непосредственно. 1.2. Оппоненты Парменида в античности. Умаление человека приняли не все философы, а потому Парменидовская интуиция бытия была подвергнута критике софистами, Сократом, киниками. Софисты пытались сместить акцент философствования с бытия на человека,
как место обнаружения бытия. С их точки зрения, человек есть мера всех
вещей и он определяет статус существования чего бы то ни было. Он мера
бытия, а потому и в жизни, и в философии следует ставить в центр человека. Сократ (Vв до н.э.) также не принял Парменидово учение о бытии, ибо оно
слишком возвеличивало притязание философов на статус представителей Киники (V-IV вв. До н.э.) призывали людей попрать все нормы и правила
общественной жизни, опираться только на самих себя во всех делах и мыслях. 1.3. Проблема бытия и судьба западного мира. Выдающийся философ ХХ в. М. Хайдеггер, посвятивший сорок лет своей жизни проблеме бытия, утверждал, что вопрос о бытии и его решение Парменидом предрешил судьбу западного мира (2, с.129(, который рождался в поэтических изречениях античного философа. С одной стороны в культуру и мировоззрение было введено представление о
существовании за пределами видимых вещей невидимого мира, совершеннейшего и
прекраснейшего, гармонично устроенного, где все есть Благо, Свет, Добро. Желание людей Запада победить неправду земного бытия исторически реализовалось двумя путями. Первый был ориентирован на практическое, предметно-деятельностное воздействие на земной мир с целью его перестройки. Это – путь бунтов и революций, главный момент которых был слом неподлинного бытия и строительство на его «обломках» подлинного мира – мира всеобщего равенства, свободы, братства. Второй путь – путь преобразования не внешнего мира, а своего духовно- нравственного внутреннего опыта. Проблема неподлинности бытия остается, но теперь она переносится с внешнего мира на внутренний. Люди, ставшие на этот путь, стремятся передать не государственное устройство, не экономическую жизнь общества, а самих себя. 1. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ 2.1. Отказ от метафизики. В новое время проблема бытия претерпела глубокие изменения. Отказ от метафизики – одно из важнейших событий, сопровождавших
изменение отношения к проблеме бытия в Новое время. Термин метафизика Тема бытия являлась главной в метафизике, начиная с античности. Фома Аквинский тоже строил иерархическую лестницу, но уже как иерархию
причастностей бытию. С его точки зрения, Бог и только он Один есть как
таковое, подлинное. Все остальное – материальное и даже нематериальное, к
примеру, ангелы, - имеет ограниченное, неподлинное бытие; мера же
неподлинности определяется степенью причастности к бытию как таковому. М. Хайдеггер считал, что отказ от понимания бытия в его метафизическом
смысле – не результат каких-то учений, философских построений. Совсем
наоборот: философия отказалась от темы бытия в силу того, что в Европе
произошли какие-то мировоззренческие сдвиги, которые сам он называл Почему люди отказались от Абсолюта, Бога, почему они решили взять на самих себя функции Абсолюта? – эти вопросы остаются без ответа, и Хайдеггер честно о том говорит. 2. Номинализм Новое время отказалось от метафизики, а вместе с ней и от идеи абсолютного бытия. Философские истоки упразднения понимания бытия как абсолютного и предельного основания мировоздания лежат в средневековом номинализме, философском учении, отрицающим онтологическое значение универсалий (общих понятий). Возникнув в V в. н.э., номинализм достигает расцвета в XIV в. самый выдающийся номиналист этого времени Оккам, используя идеи своего предшественника Дунса Скота, объявил Бога творцом, а сам акт творения рассматривал как Божественную волю. Номиналисты утверждали, что Бог сначала своей волей творит вещи, а затем
уже в его уме возникают идеи этих вещей. Поэтому и порядок познания должен
быть такой: познавать вещи как единичные данности, как «вот это», а затем
выяснять отношения между терминами, их обозначающими. Что касается
умопостигаемых реальностей, к которым относится бытие, то они не могут
являться предметом всеобщего и необходимого знания. Познание – продукт
познающей души, а потому оно субъективно. Нельзя делать заключение от
представления о вещи к самой вещи. Поскольку Бог своей волей может породить
в душе такое представление, которому нет никакого соответствия в
реальности. Следовательно, мышление не тождественно бытию. В результате
разум лишался той укорененности в бытии, которая признавалась со времен Номинализм ставит проблему истины в прямую зависимость от субъективных
познавательных способностей человека. Номиналисты объявили человеческий ум
самой непосредственной и самоочевидной реальностью, существующей сама по
себе. Номиналисты говорили: уму непосредственно дан только сам ум через
посредство рефлексии. Разум, ум рассматривались теперь не как реальная
сущность, а лишь как направленность на реальность интенциальность. Номинализм оказал огромное влияние на мыслителей Запада XVII – XVIII вв., как эмпирического направления (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Л. Юм и др.), так и рационалистического (Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Так, Юм утверждал, что быть – значит быть единичным фактическим существованием. [2, с.134] Номиналистически ориентированные философы занялись изучением возможностей познания, признав человеческий ум самодостаточным для деятельности познания. Произошло возвеличивание человека и его ума. Нагляднее всего номиналистическая традиция, усвоенная протестантизмом, проявилась в философии И. Канта. бытие и вся связанная с ним проблематика не интересуют Канта. Предмет его философии – знание и субъект знания. Он отвергает принцип тождества мышления и бытия (главный принцип парменидовской и аристотелевско-средневековой традиции), возможность интеллектуального созерцания, связь ума человека с Логосом – Абсолютом. Утверждая существование априорных форм чувственности и рассудка, Кант
придал им функцию направлять ум (провоцировать интенциональность ума), но
не к постижению Бога, Абсолюта, а на познание объекта, который не имеет
автономного существования. Но конституируется в мире опыта, т.е. в мире
отношений предметного мира и человека как субъекта познания. Кант, как и
номиналист Дунс Скот, рассматривает Божественную волю основанием творения. 3. Мировоззрение Нового времени и философское осмысление проблемы бытия. Можно выделить несколько основных компонентов мировоззрения Нового
времени. Время человеческого существования рассыпается на «взаимно исключающие точки – мгновения: здесь и теперь, там и тогда» (П. Флоренский) (2, с.138( Точка – мгновение, как временной интервал. Не в состоянии вместить в себя всю полноту мыслей и чувств человека, связанных с переживанием вечности: ее вместимость ограничивается набором сиюминутных потребностей «я», которое воспринимает себя как нечто исключительное и абсолютное. Человек перестает искать высоких смыслов жизни: он сводит все смысложизненные вопросы к удовлетворению своих земных человеческих потребностей. Суетная жажда устроить жизнь «здесь» и «сейчас», насытиться ею перед смертью, за которой пустота и тлен, - такова одна из мировоззренческих установок Нового времени. Божественный порядок; все превратилось в поле конструктивной деятельности человека. Нерукотворное же, сотворенное не человеком, а чем-то или кем- то, что превышает его силы, изменить невозможно: его можно только объяснить. Воззрение на мир как на рукотворный (особенно это касается общества) способствовало возникновению разного рода проектов по переустройству социальной жизни людей. а затем и природы. Социальные утопии, учения анархистов, теории научного социализма – все они исходили из предположения возможности переконструирования общества и природы с помощью разума и предметно-деятельных сил человека. Доминирующими в жизни отдельных людей и целых сообществ. Началась открытая и осознанная борьба классов, в основе которой лежал материальный интерес. Активизируется человеческая деловитость, ориентированная на пользу и экономический успех. Стимулом жизни человека и его самоусовершенствования стали материальные потребности. Таким образом, мировоззрение Нового времени строилось на уверенности человека в своей автономии, на убеждении, что он сам, самостоятельно формирует свою духовность и ее высшую форму – сознание. В условиях отказа от традиционного понимания бытия как высшей и запредельной реальности, человеку оказались ненужными ранее культивировавшиеся и воспринимающиеся как само собой разумеющееся трансцендентные акты, т.е. умение выходить за пределы чувственного опыта и делать предметом рассмотрения бытие, которое не совпадает с конечным, эмпирическим миром. Содержание мировоззрения человека Нового времени, которое мы описали,
формировалось не под воздействием философских теорий и учений. Наоборот. 3. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ Русская философия выступила с резкой критикой не только рационализации
понимания бытия, но и сведения его к формам человеческого познания и шире –
существования. Приговор субъективному бытию был суров: мировоззрение, в
котором власть Абсолюта сменилась «властью призрачных феноменальностей» Русские философы связывали то или иное решение проблемы бытия со
спецификой мировоззрения, мироощущения народа, людей определенной культуры. Специфика русского мировоззрения, базируется на ином. По сравнению с западным, мироощущении. Поэтому на русской почве не мог вырасти на Декарт, ни Кант и др. Специфику такого мироощущения С.Л. Франк описывает следующим образом: «Непосредственное чувство. Что мое бытие есть именно бытие, что оно (мое бытие) принадлежит бытию всеобщему и укореняется в нем и что совершенное жизненное содержание личности, ее мышление как род ее деятельности просуществует только на этой почве, - это чувство бытия, которое дано нам не внешне, а присутствует внутри нас (не становясь тем самым субъективным), чувство глубинного нашего бытия, которое одновременно объективно, надиндивидуально и самоочевидно, составляет суть типичного русского онтологизма». То есть для русского мироощущения существование бытия как такового, в его трансцендентности (в его независимости от всякого познания и знания о нем) является более очевидным и смысложизненным, чем существование моего «я» и сознания, которым оно обладает. В таком мироощущении не доминирует субъективизм, ориентированный на утверждение самодостаточности. Автономности, закрытости и своеобразия нашего внутреннего мира, нашей способности мыслить, сознавать, безотносительно к бытию как таковому. В этом мироощущении неустранимо чувство сопричастности человека и его внутреннего мира чему-то, что превышает способности и возможности конечного бытия людей, неустранимо ощущение того, что «мы в нашем бытии и через него непосредственно связаны с бытием как таковым, существуем в нем и обладаем им совершенно непосредственно – не через познающее сознание, а через первичное переживание. [2, с.144] Потому-то русская религиозная философия, питающаяся соками русского мироощущения, тяготеет к онтологизму, а не к той или иной форме субъективного идеализма. Сознание не есть нечто первичное; первично бытие, а укорененность
человека в бытии делает возможным само сознание. Нельзя отождествлять
содержание сознания, а тем более предметное, с бытием. Наше «я», наше
сознание и познание есть проявление, выражение бытия в нас и через нас. Не
бытие обязано нам своей возможностью открываться, явиться, обнаружиться, а
мы обязаны ему, ибо только наша укорененность в бытии обеспечивает нам
возможность постижения мира как через мышление, так и с помощью
переживания. Что же касается переживания, то оно раньше и глубже,
непосредственнее связывает нас с бытием, чем это делает рассудочно-разумное
познание. К бытию вообще, а тем более к бытию Абсолютному (Божьему), нельзя
прийти через суждения, через логическую процедуру дедукции (умозаключение
от общих суждений к частным или другим общим выводам) или индукции Спасти человека может только сам Бог по мере того, как Он завладеет
человеком. Если тот стремится погрузиться в Божественное бытие. Русскому мироощущению и русской религиозной философии было чуждо
представление об индиивдуально-личностной сфере как подлинном бытии. 4. ХХ ВЕК: СУДЬБА ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ Новое время – начало трансформировать античную идею объективного бытия:
бытие стало субъективным. В ХХ в. этот процесс углубился и теперь даже ХХ век ознаменовался крестовым походом против разума, а это означало
разрыв с античной традицией. «Наше ученичество у греков кончилось: греки не
классики, - заявил в начале века Ортега-и-Гассе, - они просто арханичны –
арханичны и конечно же ... всегда прекрасны. Этим они особенно интересны
для нас. Они перестают быть нашими педагогами и становятся нашими друзьями. 4.1. Поход против разума. Отказ от античных рационалистических традиций начался еще в середине ХIX
в. Современник и ученик Гегеля, датский философ С.Кьеркегор выступил против
притязаний разума еще при жизни самого учителя, а Ф.Ницше объявил разум ХХ век востребовал идеи критиков разума и переместил их в центр интеллектуального пространства. Кьеркегор, Ницше, Паскаль и другие реабилитированы и стали почитаемы. Люди всегда знали о том. Что существует безумие, секс, бессознательное,
тюрьма. Но вплоть до конца XIX в. высокая классическая мысль не впускала в
пространство своего осмысления и публичного осуждения эти темы. Государство
же относилось к этим сторонам жизни недоброжелательно и часто репрессивно. Выступив против разума, мыслители выразили нарастающее в обществе осознание бессмысленности и безопорности существования. 4.2. Культурные последствия отказа от античной традиции в понимании бытия. Отказавшись от Бога («Бог умер» - Ницше), не надеясь более на разум,
человек ХХ в. остался один-на-один со своим телом. Начался культ тела,
сменивший культ духа и разума, а это – главный признак язычества. Процессы своеобразного оязычивания проникли во все виды искусства. Языческое мироощущение проявилось в музыке А.Н. Скрябина, о чем писали отечественные мыслители А.Ф. Лосев и Г. Флоровский, хочется броситься куда- то в бездну, хочется вскочить с места и сделать что-то небывалое и ужасное, хочется ломать и бить, убивать и самому быть растерзанным. Нет больше никаких норм и законов, забываются всякие правила и установки... Нет большей критики западноевропейской культуры, как творчество Скрябина, и нет более значительного знака «Заката Европы» (А.Ф. Лосев). [2, c.152]. Примеров мировоззренческих изменений, последовавших вслед за отказом признавать разум человека предельным основанием его бытия и гарантом его нормального существования, можно приводить бесконечно много. Но приведенные выше свидетельствуют о начавшемся разрыве культур. ХХ век отверг все основания существования мира и человека, которые признавались прежде, не успев, или не пожелав, предложить новые опоры жизни. Человечество вновь, как и во времена Парменида, испытывает шок открывшегося сиротства, неприкаянности, неукорененности ни в чем. В ХХ в. Европа окончательно отказалась от античных традиций в понимании
бытия. Люди вдруг ощутили себя живущими в мире, где нет никаких гарантий и
никаких опор, где все зыбко и плохо устроено. Разум не сумел предотвратить
страшных войн ХХ в. и более того, сам поработал над созданием средств
массового уничтожения людей, создав невиданные ранее виды оружия. Он не мог
обеспечить гармонию и порядок в мире. Возникло ощущение безопорности во
всех сферах жизни в экономике, в политике, морали и т.д. Сформировалась
эпоха тотального плюрализма, для которого нет никакой иерархии ценностей. Изменение мировоззрения в ХХ в. повлекло за собой не только новую постановку вопросов о бытии, но пересмотр стиля и правил интеллектуальной деятельности. 4.3. Философия постмодерна: новая идея бытия. Постмодерн в философии – это отказ от греческой традиции, который обозначил, сделал явным тот факт, что в мировоззрении людей в их менталитете произошли глубинные подвижки-изменения. Еще в середине XIX в. ученик Гегеля Кьеркегор отошел от классической философии, выступил против разума, отказался работать в классических философских категориях, что потребовало перехода на новый философский язык, изменило привычный философский текст. В V–IV вв. до н.э. Парменид ввел в философию проблему бытия как чего- то устойчивого, неподвижного, вечного, находящегося за миром конечных явлений. Гераклит – предложил грекам иное толкование бытия. Он заявил, что бытие по своей сути есть вечное изменение, процесс, развитие, движение. Постмодерн востребовал гераклитовскую версию бытия, что сразу же повлияло на сложившиеся традиционные для Европы формы философского мышления, а также на его словесное выражение в тексте: философские тексты потеряли границы, отличающие их от иных текстов, например, художественных. К середине ХХ в. стало ясно, что философы. Развивающие идею бытия как становления, попытались, во-первых, обосновать эту идею, доказать ее право на доминирование в культуре, а во-вторых, найти соответствующую словесную терминологическую форму для выражения идеи. Философия давно знала, что мысль существует как бы в двух временных
интервалах: есть время мышления, когда оно еще не оформлено, еще хаотично и
пульсирует, нагромождая мысль на мысль, перебивая их образами; мысль течет,
не придерживаясь строгих логических правил и требований категориальной
упорядоченности. Мысль как бы нащупывает подступы к решению проблемы, ее
форма находится в становлении, она еще не прояснила для себя самой своего
содержания. И есть другое время существования мысли, когда она пытается
привести свое содержание в порядок, в систему, опираясь на логические
законы и категории. И если в первом случае мысль не предназначалась для
внешнего наблюдателя или читателя, то во втором случае она обозначена тем,
чтобы обдуманно выстроить свои доводы, расположить аргументы «за» и Философия постмодерна опираясь на идею бытия как становления, взяла на себя задачу показать, объективировать мысль, находящуюся в становлении. Философ постмодерна отказывает разуму в правах, всякую претензию на поиск истины объявляет ложной, отказывается от построения философской системы, не признает подчинение мышления заданным формам и законам, утверждает, что словесно-языковое выражение мысли всегда случайно, считает, что наиболее адекватной формой выражения становящегося мышления служит внерациональная словесная текучесть. Эти особенности философского текста прямо связаны с изменением отношения к бытию. В постмодернистском философском произведении отсутствует все объясняющий концепт: за описываемыми явлениями нельзя обнаружить никакой глубинной сущности, будь то Бог, Абсолют, смысл жизни, Истина, Разум и т.д., которая, во-первых, служила бы условием возможности существования этих явлений, во-0вторых, гарантировала бы возможность их постижения, в-третьих, являлась бы смысловым центром как для автора, так и для читателя, не допуская возможности бесконечного множества интерпретаций, или истолкований содержания текста. Философия теряет свои границы, очертания философского текста
размываются и философия начинает существовать в каком-то «рассеянном» виде Философия больше не работает с категориями сущность, закон, причина и др., с помощью которых воспроизводился устойчивый порядок бытия, его определенность; главной характеристикой общества и природы объявляется неопределенность. Возникло целое научное направление – сипергетика, которое исходит из признания в качестве принципа самодвижения материи возникновение порядка из беспорядка, хаоса. Изменение отношения к бытию сопряжено с глубинными мировоззренческими сдвигами, которые философия осмысливает, каждый раз заново перетолковывая тему бытия на своем языке и своими специфическими средствами. Постмодернистская философия в своем понимании бытия не начинает, а
завершает старую линию развития той культуры, в которой «Бог умер». ВЫВОДЫ Вопрос понимания бытия и соотношение с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Бытие является философской категорией, обозначающей реальность,
существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность. Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой
является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия. Первый период – мифологическое истолкование бытия. Второй этап связан с рассмотрением бытия «самого по себе» Третий период начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека. В ряде направлений современной философии делается попытка переосмыслить онтологический подход к бытию, который исходит уже из анализа человеческого существования. Существо развития научного и философского знания заключается в том, что человек все более сознает себя как субъекта всех форм своей деятельности, как творца своей социальной жизни и форм культуры. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Основы философии: Учебно-методическое пособие для вузов / Под общей редакцией Н.И. Гаврилова. – К.: Манускрипт, 1997. – 160с. 2. Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. – 576с. 3. Философия: Учебник / Под редакцией В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Русское слово, 1998. – 432с. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |