|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Этногенез. Теория Л.Н.ГумилеваЭтногенез. Теория Л.Н.Гумилевасмотреть на рефераты похожие на "Этногенез. Теория Л.Н.Гумилева " Московский государственный институт электронной техники (технический университет) Кафедра Философии Реферат Этногенез. Теория Л.Н. Гумилева Подготовил аспирант кафедры МиУП Хотимский Ю.А. Научный руководитель д.ф.н. проф. Кулаев К.В. Москва 2000 г. Оглавление Введение…………………………………………………………………. 3 3. Этническая иерархия………………………………………………… 5 I I. ЭТНОГЕНЕЗ……………………………………………………….. 10 Введение Распад Советского Союза – державы, вовлекшей в свою орбиту страны социалистического содружества, делает актуальным проблему взаимоотношения народов. Национальные конфликты и войны, вспыхнувшие на окраинах великой державы, вызывают беспокойство за наше будущее. И как всегда люди обращаются к истории в поисках выхода их тяжелых ситуаций, «за поучительными примерами». В реферате рассматривается яркая и принципиально новая теория,
объясняющая возникновение, развитие, взаимодействие и исчезновение народов Будучи энциклопедистом, он интегрировал многие науки: историю, географию, биологию и смежные с ними дисциплины. Этнология Гумилева многогранна: с ее помощью решены трудные задачи в исследовании разных народов (древние тюрки, хунну, монголы, хазары). В реферате дается лишь общий обзор ее основ, некоторых интересных аспектов и немного иллюстративного материала и примеров. «Благодаря Гумилеву совершился переход от общего знания о философии
истории, науки крайне субъективной, от работ натурфилософов, от Дж. Вико, В качестве методов впервые для данного предмета были использованы
теория биохимической энергии В.И. Вернадского и системный подход I. ЭТНОС 1. Понятие этноса Существуют различные подходы к понятию этнос. По мнению В.И. Козлова, В отечественной науке особо плодотворно переставлялись составляющие в
определении нации: «единство языка, территории, экономической жизни и
психического склада, проявляющегося в общности культуры». «Убедительно
доказали», что одного или нескольких признаков может и не быть, а
этническая общность продолжает существовать. «Дождалась своего звездного
часа эндогамия» Ю.В. Бромлея, главы советской этнографической школы [11]. Этносы образуются разными способами: сикхи стали этносом на основе религии, монголы – на основе родства, швейцарцы – вследствие войны с австрийскими феодалами. Задача теории Л.Н. Гумилева уловить в этом общую закономерность. Неверно приравнивать этнос к биологическим таксономическим единицам:
расе или популяции. Расы отличаются по физическим признакам, не имеющим
существенного значения для жизнедеятельности человека. Этносы формируются
из нескольких рас. Популяция – совокупность особей одного вида, населяющая
в течение ряда поколений определенную территорию, внутри которой
осуществляется свободное скрещивание и которая в то же время отделена от
соседних популяций некоторой степенью изоляции [1, с. 224]. Этнос же – не
совокупность сходных особей, а система, состоящая из особей, разнообразных
как генетически, так и функционально, а также из продуктов их
жизнедеятельности: техники, антропогенного ландшафта и культурной традиции. В реальном историческом процессе имеют место этнические контакты: 1. Сосуществование (не смешиваются и не поглощают друг друга, заимствуя нововведения); 2. Ассимиляция (поглощение с полным забвением); 3. Метисация (сочетаются традиции, нестойкий вариант); 4. Слияние, при котором забываются традиции первичных компонентов и рядом (или вместо) возникает третий этнос. Это главный вариант этногенеза и он встречается реже других. 2. Этнос как система Наряду с разрушительными процессами внутриэтнической эволюции существуют созидательные, благодаря которым возникают новые этнические сообщества. Поэтому этническая история человечества не прекращается и, пока на Земле есть люди, не прекратится. Ибо этнос не арифметическая сумма человекоединиц, а «система» [1, с.101]. Общеизвестный пример социальной системы – это семья. Реально существующим и действующим фактором системы являются не предметы, а связи, хотя они не имеют ни массы, ни заряда, ни температуры. Эта внутренняя связь между отдельными людьми при взаимной несхожести и является реальным проявлением системной связи, и не может быть определена ни через какие другие показатели. Связи в системе могут быть как положительными, так и отрицательными,
причем некоторые связи подсистемы на протяжении жизни особи могут сменить
знак. Например, связь новорожденного со старшими имеет определенную
направленность и «вес». О нем заботятся, его воспитывают и учат. Когда он
становится взрослым и отцом семейства, знак связи меняется на
противоположный: он заботится о родителях и учит детей. И, наконец, став
стариком, он опять требует заботы и ухода. Эта закономерность показывает,
что любая система не статична, а находится либо в динамическом равновесии Более сложные системы (этнос, социальный организм, вид, биогеоценоз) подчиняются той же закономерности, даже с учетом того, что они построены по принципу иерархии: подсистемы образуют системную целостность – суперсистему; суперсистемы – гиперсистему и т.д. Таким образом, наличие всеобщих связей, создающих динамические стереотипы, более или менее устойчиво, но никогда не вечно. Мера устойчивости этноса как системы определяется не его массой, т.е. численностью населения и точностью копирования предков, а среднестатистическим набором связей. Резкий выход за определенные пределы влечет либо гибель, либо бурное развитие. Этим и создается эластичность этноса, позволяющая ему амортизировать внешние воздействия и даже иногда регенерировать, ибо «многосвязная» система восполняет ущерб перестройки связей [1, с.101]. Л.Н. Гумилев приводит необходимые определения кибернетики и системологии [1, с.102]. Н. Винер определил кибернетику как науку об управлении и связи в
животном и машине. «Достоинство кибернетики состоит в методе исследования
сложных систем, ибо при изучении простых систем кибернетика не имеет
преимуществ». Предмет изучения кибернетики – способы поведения объекта: Приведенные тезисы показывают, что этнологу, интересующемуся сущностью
феномена этноса и вынужденному согласовывать собственные наблюдения с
известными ему законами природы, абсолютное доверие к методам кибернетики Согласно системному подходу Л. Берталанфи, «система есть комплекс
элементов, находящихся во взаимодействии», т.е. привычными элементами
информации являются не отдельные факты, а связи между фактами. По А. А. Исходя из этого принципа, мы имеем право рассматривать этнос как
систему социальных и природных единиц с присущими им элементами. Этнос – не
просто скопище людей, теми или иными чертами похожих друг на друга, а
система различных по вкусам и способностям личностей, продуктов их
деятельности, традиций, вмещающей географической среды, этнического
окружения, а также определенных тенденций, господствующих в развитии
системы. Последнее, являющееся направлением развития, особенно важно, ибо Таким образом, реальную этническую целостность мы можем определить как динамическую систему, включающую в себя не только людей, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями. В такой системе первоначальный заряд энергии постепенно расходуется, а энтропия непрерывно увеличивается. Поэтому система должна постоянно удалять накапливающуюся энтропию, обмениваясь с окружающей средой энергией и энтропией. Этот обмен регулируется управляющими системами, использующими запасы информации, которые передаются по наследству. В нашем случае роль управляющих систем играет традиция, которая равно взаимодействует с общественной и природной формой движения материи. Передача опыта потомству наблюдается у большинства теплокровных животных. Однако наличие орудий, речи и письменности выделяет человека из числа прочих млекопитающих, а этнос – форма коллективного бытия, присущая лишь человеку. 3. Этническая иерархия Принятый подход позволяет заменить этническую классификацию этнической систематикой (табл. 1). Классификация может быть проведена по любому произвольно взятому признаку: по языку, расе, религии, роду занятий, принадлежности к тому или иному государству. В любом случае это будет весьма условное деление. Систематика же отражает именно то, что заложено в природе вещей, позволяет исследовать человечество с техникой и доместикатами (ручными животными и культурными растениями). Крупнейшей единицей после человечества в целом (как аморфной антропосферы - одной из оболочек Земли) является суперэтнос, т.е. группа этносов, возникшая одновременно в одном регионе и проявляющая себя в истории как мозаичная целостность, состоящая из этносов. Именно они являются этническими таксонами, наблюдаемыми непосредственно. Этносы, в свою очередь, делятся на субэтносы, т.е. подразделения, существующие лишь благодаря тому, что они входят в единство этноса. Без этноса они рассыпаются и гибнут. Принадлежность к тому или иному разделу таксономии определяется не
абсолютной идентичностью особей, чего в природе никогда не бывает, а
степенью сходства в определенном аспекте на заданном уровне. На уровне
суперэтноса (для примера возьмем Средневековье) мусульмане – араб, перс,
туркмен, бербер были ближе друг к другу, чем к членам западнохристианского
этноса – «франкам», как называли всех католиков Западной Европы. А француз,
кастилец, шотландец, входившие в общий суперэтнос, были ближе между собой,
чем к членам других суперэтносов – мусульманского, православного и т.д. На
уровне этноса французы были между собой ближе, чем по отношению к
англичанам. Это не мешало бургундцам поддерживать Генриха V и брать в плен Историки практически уже нащупали возможность такого подхода. Невольно они группируют этносы в конструкции, которые называют либо «культурами», либо «цивилизациями», либо «мирами». Например, для XII-XIII вв. мы находим смысл в таких понятиях, которые в то время обозначали реально существующие целостности. Так, Западная Европа, находившаяся под идеологическим главенством римского папы и формальным, никогда не осуществлявшимся на деле, суверенитетом германского императора, называла себя «Христианский мир». При этом западноевропейцы противопоставляли себя не только мусульманам, с которыми они воевали в Испании и Палестине, но и православным грекам и русским, а также, что удивительно, ирландским и уэльским кельтам. Совершенно очевидно, что они подразумевали не религиозную общность, а системную целостность, которая получила название по произвольно взятому индикатору. Л.Н. Гумилев показывает, что феномен суперэтноса лежит на порядок выше этноса и определяется не размером и мощью, а исключительно степенью межэтнической близости (табл. 2). Из истории известно, что часто жестокие войны ведутся между близкими
родственниками. Вместе с тем они имеют коренное различие с войнами на
уровне больших систем. В последнем случае противник рассматривается как
нечто инородное, мешающее и подлежащее устранению. Но личные эмоции – гнев,
ненависть, зависть и т.п. не становятся мотивом проявляемой жесткости. Чем
дальше отстоят системы друг от друга, тем хладнокровнее ведется
взаимоистребление, превращаясь в подобие опасной охоты. А разве можно
гневаться на тигра или крокодила? И наоборот, борьба внутри системы имеет
целью не истребление противника, а победу над ним. Поскольку противник
также составляет часть системы, то без него система не может существовать. Способ поддержания целостности системы зависит от эпохи, точнее – от
фазы этногенеза. В молодых системах элементы контактируют весьма
напряженно, можно сказать, страстно, и вызывают столкновения. Часто
кровавые распри не несут ни идейного, ни классового смысла, происходя в
пределах одного социального слоя, например война Алой и Белой розы в Часто этнические системы, как мы уже упоминали, не эквивалентны государственным образованиям: один этнос может жить в разных государствах или несколько – в одном. Так в каком же смысле мы можем трактовать их как системы? Принято деление на два идеальных типа систем: жесткие и корпускулярные, или дискретные. В жестких системах все части (элементы) подогнаны друг к другу так, что для нормального функционирования необходимо их одновременное существование. В корпускулярных системах элементы взаимодействуют свободно, легко заменяются на аналогичные, причем система не перестает действовать, и возможна даже утрата части элементов с последующим восстановлением. Если же таковое не воспоследует, то идет упрощение системы, имеющее в лимите ее уничтожение. Возможно и другое деление систем: на открытые, получающие энергию
постоянно и обменивающиеся со средой положительной и отрицательной
энтропией, и замкнутые, только тратящие первоначальный заряд до уравнивания
своего потенциала с потенциалом среды. При сопоставлении обеих
характеристик возможны четыре варианта систем: 1) жесткая открытая; 2)
жесткая замкнутая; 3) корпускулярная открытая; 4) корпускулярная замкнутая. При изучении истории, как государственной, так и этнической, мы
встречаем любые градации систем описанных типов, за исключением крайних,
т.е. только жестких или только дискретных, ибо те и другие нежизнеспособны. Но где граница биосферы и технооферы, если сам человеческий организм - часть природы? Очевидно, рубеж социо(техно) сферы и биосферы проходит не только за пределами человеческих тел, но и внутри их. Однако от этого различие не пропадает. Наоборот, мы здесь нащупали реальный момент взаимодействия социального с биологическим. Это самостоятельное явление природы, всем хорошо известное - этнос. В идеале этнос – система корпускулярная, но для того чтобы не быть
уничтоженными соседями, люди, его составляющие, устанавливают выработанные
или заимствованные институты, являющиеся по отношению к этносу
вспомогательными жесткими системами. Таковы, например, власть старших в
роде, предводительство на охоте или на войне, обязательства по отношению к
семье и, наконец, образование государства. Таким образом, жесткие системы –
это социально-политические образования: государства, племенные союзы,
кланы, дружины и т.п. Совпадение систем обоих типов, т.е. этноса и
государства или племенного союза, необязательно, хотя и кажется
естественным. Вспомним великие империи древности, объединявшие
разнообразные этносы или средневековую феодальную раздробленность этносов. Структура этноса всегда более или менее сложна, но именно сложность
обеспечивает этносу устойчивость, благодаря чему он имеет возможность
пережить века смятений, смут и мирного увядания. Принцип этнической
структуры можно назвать иерархической соподчиненностью субэтнических групп Может показаться странным, что этносу приписывается способность к
саморегуляции. Однако этнос в историческом развитии динамичен и,
следовательно, как любой долгоидущий процесс, реализуется с наименьшими
затратами энергии, чтобы поддержать свое существование. Прочие отсекаются
отбором и затухают. Все живые системы сопротивляются уничтожению, т.е. они
антиэнтропийны и приспосабливаются к внешним условиям, насколько это
возможно. А коль скоро некоторая сложность структуры повышает
сопротивляемость этноса внешним ударам, то неудивительно, что там, где
этнос при рождении не был достаточно мозаичен, как, например, в Различать субэтносы очень легко, так как этнография конца XIX в. работала именно на этом уровне. Этнографы изучали бытовой обряд, т.е. фиксированный стереотип поведения у тех групп населения, которые резко отличались от столичных, например быт олонецких крестьян. Субэтносы наблюдаемы непосредственно, ибо, с одной стороны, они
находятся внутри этноса, а с другой – носители субэтнических стереотипов
поведения отличаются от всех прочих манерами, обхождением, способом
выражать чувства и т.п. Возникают субэтносы вследствие разных исторических
обстоятельств, иногда совпадают с сословиями, но никогда с классами, и
сравнительно безболезненно рассасываются, заменяясь другими, внешне
непохожими, но с теми же функциями и судьбами. Назначение этих
субэтнических образований – поддерживать этническое единство путем
внутреннего неантагонистнческого соперничества. Очевидно, эта сложность –
органическая деталь механизма этнической системы и как таковая возникает в
самом процессе этногенеза. При упрощении этнической системы число
субэтносов сокращается до одного, это знаменует персистентное Консорциями мы называем группы людей, объединенных одной исторической
судьбой. В этот разряд входят «кружки», артели, секты, банды и тому
подобные нестойкие объединения. Чаще всего они распадаются, но иногда
сохраняются на срок в несколько поколений. Тогда они становятся
конвиксиями, т.е. группами людей с однохарактерным бытом и семейными
связями. Конвиксии малорезистентны. Их разъедает экзогамия и перетасовывает
сукцессия, т.е. резкое изменение исторического окружения. Уцелевшие
конвиксии вырастают в субэтносы. Таковы упомянутые выше землепроходцы-
консорции отчаянных путешественников, породивших поколение стойких
сибиряков, и старообрядцы. Первые колонии в Америке создавали консорции
англичан, превратившиеся в конвиксии. Новую Англию основали пуритане, Землепроходцы и старообрядцы остались в составе своего этноса, но потомки испанских конкистадоров и английских пуритан образовали в Америке особые этносы, так что именно этот уровень можно считать лимитом этнической дивергенции. И следует отметить, что самые древние племена некогда, очевидно, образовались тем же способом. Первоначальная консорция энергичных людей в условиях изоляции превращается в этнос, который для ранних эпох мы именуем «племя». На таксономическом уровне консорции заканчивается этнология, но принцип иерархической соподчиненности может действовать и дальше. На порядок ниже мы обнаружим одного человека, связанного с окружением. Это может быть полезно для биографии великих людей. Спустившись еще на порядок, мы встретимся не с полной биографией человека, а с одним эпизодом его жизни, например с совершенным преступлением, которое должно быть раскрыто. А еще ниже - случайная эмоция, не влекущая за собой крупных последствий. На примере инкорпорации иноплеменников Л.Н. Гумилев показывает существование разной степени этнической совместимости. Чтобы стать «своим», надо унаследовать традицию и идеалы этноса, а это возможно только в младенчестве и при условии, что ребенок не воспитывался своими истинными родителями [1, с. 124]. Этническая систематика отличается от социальной классификации [1, с. Предложенное деление этносов полезно не только для современной, но и
для исторической этнографии. Л.Н. Гумилев показывает это на примере эпохи,
хорошо изученную и давно законченной, - XII век на Евразийскою континенте,
а как частный пример - Древнюю Русь, о которой шло столько споров, так как
ее причисляли по банальному и потому весьма распространенному делению то к Если принять западный «Христианский мир» – за суперэтнический эталон Спускаясь еще на порядок ниже, т.е. взяв один из русских субэтносов,
допустим Киев, мы обнаружим там три активные консорции: западническую Консорции не совпадают с классовыми, сословными, религиозными и
племенными делениями, являясь феноменами самостоятельной системы отсчета. Л.Н. Гумилев подводит нас к открытию пускового механизма этногенеза: 1) II. ЭТНОГЕНЕЗ 1. Метод в этнологии Официальная этнология занималась лишь накоплением фактов, т.е. была лишь этнографией. Современный учебник дает лишь обзор теорий на одной странице, виды классификаций на нескольких страницах и выполняет лишь функции справочника [10]. Задача науки не только в том, чтобы констатировать известные факты, но и в том, чтобы путем анализа и синтеза установить факты неизвестные. Одним из наиболее эффективных способов исторического синтеза является применение системного подхода [7, с. 10]. В методологии поиска закономерностей развития отдельных народов будем опираться на слова К. Маркса: «Обычные законы осуществляются весьма запутанным и приблизительным образом, лишь как господствующая тенденция, как некоторая никогда твердо не устанавливающаяся средняя постоянных колебаний». Доступна ли закономерность смены народов философскому анализу? Этносы уходят из исторического бытия, сменяются другими. Это может происходить в рамках одной общественно-исторической формации. Введем определение термина этнос. Это коллектив, противопоставляющий себя всем другим коллективам. Этносы устойчивы, более или менее, хотя в конечном итоге исчезают в историческом времени. Их возникновение, развитие и уход из исторического бытия – предмет нашего исследования. Процесс прохождения стадий развития этноса называется этногенезом. Системный подход к этому процессу удалось создать только в ХХ в., хотя интерес к предмету народоведения известен с древности. В старинной историографии встречаются попытки введения системного метода. Методика, совмещающая историко-географические приемы изучения, опирающаяся на науку биологию (теория Вернадского), дала желаемый результат. Была найдена системная связь, легшая в основу науки о взаимодействии человечества с природой – этнологии. Почему сочетание истории с географией для решения проблемы недостаточно? Потому что речь идет о живых организмах, образующих сообщества геобиоценозы. Поэтому проблема находится на стыке трех наук: истории, географии и биологии (экологии и генетики). Можно дать теперь второе определение этноса: «специфическая форма существования вида Homo Sapiens, а этногенез – локальный вариант внутривидового формообразования, определяющийся сочетанием исторического и хорономического (ландшафтного) факторов» [1, с. 35]. Учение о биосфере – фундамент этнологии, так как законы этногенеза являются частным случаем более общих законов движения и энергетики живого вещества. Этнические системы входят в состав биосферы, основные свойства которой исследованы и описаны Вернадским. Этнические системы – верхние звенья геобиоценоза. «Великий Вернадский
объяснил нам, что человечество – тоже геологический фактор», – писал Предложенная П.В. Вернадским энергетическая теория биосферных процессов явилась основой для понимания теории этногенеза. Она объясняет наличие биохимической энергии живого вещества в биосфере, ее неравномерное распределение (порождение волн жизни в животном мире и всплески целенаправленной деятельности в человеческих коллективах – этносах). 2. Два подхода к систематизации Синхронический подход позволяет собрать большой и необходимый материал по этнической истории. Но это лишь подготовительная работа для главной задачи этнологии – диахронического сравнения разных этногенезов. Опорной точкой для синхронизации может быть: 1. сам пассионарный толчок, но его трудно датировать, так как современникам он не заметен. Так, римляне не обратили внимание на рождение в 5 г. до н.э. плеяды пассионариев (точнее, на события 30-40- х гг. н.э.), были удивлены вспышкой фанатизма в Иудее и Дакии в 65 г., и лишь около 155 г. поняли, что существует особая «порода людей» (философ Цельс). Византийский этнос - редкий случай, когда благодаря церковной истории можно определить точную дату толчка; 2. момент рождения этноса как новой системной целостности с оригинальным стереотипом поведения. Это фиксируют соседи с письменной традицией. Появляется самоназвание этноса – этноним. До 632-642 гг. арабами называли кочевников Аравийского полуострова, и только после того как мусульманские армии вторглись в Сирию и Иран и разбили греков и персов, арабами стали называть этнос, вдохновленный проповедью пророка. В дальнейшем потомки уже не помнят причин происходившего, ибо этноним часто теряет свой первоначальный смысл; 3. любой яркий период, например от фазы надлома (ее начала или конца). Надлом – фаза выразительная, и не заметить ее трудно. Пассионарное напряжение начинает стихийно снижаться. В Византии это эпоха иконоборчества, в «Христианском мире» – Реформация. Диахрония позволяет уточнить общую закономерность природных процессов – этногенезов путем сопоставления их друг с другом (табл. 4). Первым историком, попытавшимся уловить принцип диахронии, был Плутарх. 3. Категория времени в этнологии Даже самые примитивные народы, не имеющие потребности в линейном
отсчете времени от какой-либо условной даты («Основания Рима», «Сотворения
мира», «Рождества Христова», «Хиджры» – бегства Мухаммеда из Мекки в Медину
и т.п.), различают день и ночь, времена года, «живую хронологию» по датам
собственной жизни и, наконец, цикличности – неделю, месяц, двенадцать лет,
где каждый год носит имя зверя (тюркско-монгольский календарь). По данным
сравнительной этнографии, линейный отсчет времени появляется тогда, когда
этнос начинает ощущать свою историю не как исключительное явление, а в
связи с историей сопредельных стран. А по мере накопления знаний возникает
квантование времени в сознании людей, т.е. деление его на эпохи, весьма
неравные по продолжительности, но эквивалентные по наполнению событиями. Такое разнообразие систем отсчета показывает, что оно отвечает серьезным переменам этнопсихологии, что, в свою очередь, определяется сменой возрастов этноса. Для наших целей важна не та или иная система отсчета, а различие в понятиях прошедшего, настоящего и будущего. Когда этническая общность вступает в первый творческий период своего становления, ведущая часть ее населения, толкающая всю систему по пути этнического развития, накапливает материальные и идейные ценности. Это накопление в области этики становится «императивом» и в отношении времени трансформируется в ощущение, которое можно назвать «пассеизм». Каждый активный строитель этнической целостности чувствует себя продолжателем линии предков, к которой он что-то прибавляет: еще одна победа, еще одно здание, еще одна рукопись, еще один выкованный меч. Это «еще» говорит о том, что прошлое не ушло, оно в человеке, и поэтому к нему стоит прибавлять нечто новое, ибо тем самым прошлое, накапливаясь, продвигается вперед. На место пассеизма приходит актуализм. Люди этого склада забывают прошлое и не хотят знать будущего. Они хотят жить сейчас и для себя. Они мужественны, энергичны, талантливы, но то, что они делают, они делают ради себя. Они тоже совершают подвиги, но ради собственной алчности, ищут высокого положения, чтобы насладиться своей властью, ибо для них реально только настоящее, под которым неизбежно понимается свое, личное. Третий возможный и реально существующий вариант относится ко времени и
миру – это игнорирование не только прошлого, но и настоящего ради будущего. Футуристическое восприятие закономерно, как и два остальных, но действует на этническое сообщество столь губительно, что любой этнос гибнет целиком, либо гибнут «мечтатели», либо «мечтатели» объявляют свою мечту осуществленной и становятся актуалистами, т.е. начинают жить как все. Пассеизм, актуализм и футуризм отражают три стадии этнической динамики. Именно сгущение и разряжение исторического времени, изменение кучности событий, привело Л.Н. Гумилева к пониманию колебательного характера движения этногенеза (что видно на кривой этногенеза). 4. Пассионарность в этногенезе Начало этногенеза напрямую связано с внезапным изменением генофонда живых существ, с мутагенезом. Это происходит в определенном месте, в определенное время в результате внешнего воздействия. Генетическим признаком новой популяции является повышенная активность
ее членов к действию. Избыток биохимической энергии живого вещества
биосферы, которым они наделены, позволяет им применить эту энергию в
качестве организаторов и исполнителей. Этот генетический признак у Закономерность этногенеза противоречит принятой на Западе теории
неуклонного прогресса, но вполне отвечает принципу диалектического
материализма – принципу отрицания. Законы диалектики применимы к явлениям
этногенеза. Переход количества в качество наблюдается при взрывах и
становлении этносов (негэнтропии), а в последующей этнической истории Пассионарность – наследственный признак, видимо рецессивный, потому что он передается, минуя детей и внуков, к правнукам и праправнукам. Это объясняет возможность этносов к регенерации. Микромутация создает новый поведенческий признак. Мутация никогда не захватывает всей популяции. Мутируют отдельные особи, и по-разному. Но явные уроды быстро устраняются естественным отбором, а для устранения мутантов-пассионариев необходимо около 1200 лет. Системы работают на биохимической энергии, абсорбируя (поглощая) ее из
окружающей среды и выдавая излишек в виде работы (в физическом смысле). 5. Фазы этногенеза Уровень пассионарности в этносе не остается неизменным. Этнос,
возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития, которые можно уподобить
возрастам человека (рис. 1). Первая фаза – фаза пассионарного подъема
этноса, вызванная пассионарным толчком. Важно заметить, что старые этносы,
на базе которых возникает новый, соединяются как сложная система. Из подчас
непохожих субэтнических групп создается спаянная пассионарной энергией
целостность, которая, расширяясь, подчиняет территориально близкие народы. Наибольший подъем пассионарности – акматическая фаза этногенеза –
вызывает стремление людей не создавать ценности, а «быть собой» (табл. 6). Постепенно вследствие резни пассионарный заряд этноса сокращается, ибо люди физически истребляют друг друга. Начинаются гражданские войны – фаза надлома. Сопровождается огромным рассеиванием энергии, кристаллизующейся в памятниках культуры и искусства. Но внешний рассвет культуры соответствует спаду пассионарности. Кончается эта фаза кровопролитием; система выбрасывает из себя излишнюю пассионарность, и в обществе восстанавливается видимое равновесие. Этнос начинает жить «по инерции», благодаря приобретенным ценностям. В инерционной фазе вновь идет взаимное подчинение людей друг другу, происходит образование больших государств, создание и накопление материальных благ. Постепенно пассионарность иссякает. Когда энергии в системе становится
мало, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии – люди с
пониженной пассионарностью. Они стремятся уничтожить не только беспокойных
пассионариев, но и трудолюбивых и гармоничных людей. Наступает фаза
обскурации, при которой процессы распада в этносоциальной системе
становятся необратимыми. Везде господствуют люди вялые и эгоистичные,
руководствующиеся потребительской психологией. А после того, как
субпассионарии проедят и пропьют все ценное, сохранившиеся от героических
времен, наступает последняя фаза – мемориальная, когда этнос сохраняет лишь
память о своей исторической традиции. Затем исчезает и память: приходит
время равновесия с природой (гомеостаза), когда люди живут в гармонии с
родным ландшафтом и предпочитают великим замыслам обывательский покой. Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она не реконструирует старый этнос, а создает новый [4, с.18]. Этногенез – это природный процесс биосферы, возникающий иногда и являющийся одним из компонентов этнической истории наряду с тремя постоянно действующими факторами: 1) социально-политическим, ибо люди всегда устанавливали определенный порядок взаимоотношений в своем коллективе; 2) техническим, ибо нет и не было человека без орудий труда; 3) географическим, ибо средства к существованию черпаются из окружающей природы, а поскольку ландшафты Земли разнообразны, то разнообразны и экосистемы, включающие людей. Этих трех параметров достаточно, охарактеризовать любой гомеостатический этнос, но динамика этногенеза идет за счет четвертого фактора – пассионарного толчка, возникающего иногда на определенных участках земной поверхности и порождающего не один этнос, а группу этносов, именуемую суперэтносом, т.е. систему, в которой отдельные этносы являются блоками, звеньями и подсистемами [1, с. 307]. Возможно четыре варианта этнических контактов на уровне суперэтноса, определяемых сте6пенью пассионарного напряжения: 1. Сочетание статичного этноса и пассионарно-напряженного приводит к ассимиляции ли вытеснению слабого этноса. 2. Слабо пассионарные этносы не подавляют друг друга. 3. Равно пассионарные этносы аннигилируют. 4. Если же происходит новый пассионарный толчок, то образуется новый этнос. Переходы между фазами делают этносы особенно уязвимыми для внешних воздействий. Л.Н. Гумилев ввел понятие этнического поля, объясняющее комплиментарность этносов. Рис 1. Изменение уровня пассионарного напряжения суперэтнической системы. 6. Пассионарность в сфере сознания Если принять за эталон импульс врожденного инстинкта самосохранения |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |