|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Феномен духовного мира человекаФеномен духовного мира человекаСодержание1. Феномен человеческой духовности2. Мировоззрение и его роль в жизни человека3. Становление духовного мира человекаБиблиографический список1. Феномен человеческой духовностиДуховность является специфической особенностью человека. Она проявляется у всех людей в виде общечеловеческой исходной потребности в ориентации на высшие ценности. До сих пор не решен вопрос: имеет ли духовность божественное происхождение или является следствием социально-исторического бытия человека. Однако ни у кого не вызывает сомнений, что духовность является чисто человеческим феноменом. Духовность является важным понятием, используемым при характеристике внутреннего мира человека. Для теории и практики социальной работы очень большое значение имеет решение вопросов, связанных с духовностью, так как именно это качество является базисным в характеристике личности социального работника и определяющим фактором его успешного взаимодействия с клиентами. Исторически сложилось два направления в понимании духовности: религиозное и секулярное. В религиозном понимании духовности за ее основу принимается вера в Бога. Согласно религиозному воззрению, Бог внутри нас. Он и есть дух. Духовность проявляется в переживании человеком непосредственной связи с божественным началом. В религиозном понимании духовности можно выделить три составные части: 1. Духовность есть сопричастность человека к святости. Согласно христианской теологии, единый Бог выступает в трех неслиянных и нераздельных лицах. Это Бог – Отец, Бог - Сын и Бог – Дух Святой. Святой Дух управляет духовно-нравственной сферой жизни людей. По воле Бога Святым Духом наделен каждый человек, который изначально при определенных условиях может обрести духовность. Поэтому духовность есть сопричастность к святости. Под святостью понимается наполненность Святым Духом, божественность, совокупность всех христианских добродетелей. 2.Духовность есть выполнение общечеловеческих нравственных норм (норм Священного писания). Признаком высокой духовности является стремление и умение поступать в соответствии с этими ценностями. Нравственные ценности Священного Писания сформулированы в Десяти заповедях Господних Ветхого Завета и в Дарах и в Плодах Святого Духа Нового Завета. В Ветхом Завете на первое место поставлена вера, убежденность в существовании Высших божественных сил. Особое внимание уделяется почитанию родителей, стремлению доставить им радость и утешение, помогать в нужде, беречь их во время болезни и в старости. Общеизвестны библейские заповеди, запрещающие убивать, отнимать и захватывать чужое имущество, ложно свидетельствовать в суде, клеветать на другого, завидовать чужому добру и желать зла ближнему. В первом Послании апостола Павла к Коринфянам говорится о дарах духовных, данных на пользу людям. Первостепенное значение здесь имеет мудрость. Важнейшим признаком духовности является наличие большого ума, дальновидности, знания жизни, накопленного огромного жизненного опыта. Среди Даров Святого Духа важное место занимает мудрость, знания, дальновидность, большой жизненный опыт, вера, любовь. Особое значение имеет любовь. Даже если человек обладает всеми Дарами Божьими, но не имеет любви, такой человек не приносит пользы. Ибо закон Божий выражен одной фразой: "Люби ближнего своего как самого себя". В послании к Галатам апостол Павел к Плодам Святого Духа относит любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание. Все они относятся к общечеловеческим моральным нормам Святого Духа, признакам духовности. 3. Духовность есть постоянное совершенствование себя.. В этом отношении можно сказать, что духовность есть результат действий Духа, продукт борьбы тела, души и духа. Духовность – это победы Духа над Телом и Душою. Светская интерпретация духовности имеет две версии. Первая – связывает понимание феномена духовности с проявлением внутренней свободы, воплощающей высшие идеалы добра, красоты, истины и веры. Во второй версии духовность понимается как мир субъективности человека. Духовность в светском современном понимании является работой не только по освоению, но и производству смыслов, которые оказывают гуманизирующее влияние на социальное самочувствие и поведение людей. Следует отметить, что христианская и светская трактовка духовности предполагает духовное совершенствование человека, гуманное и ответственное отношение к другим людям. Общим является также утверждение, что цели и смысложизненные ориентиры человека укоренены в системы надиндивидуальных ценностей. Являясь одной из сущностных характеристик человеческого бытия, духовность в культурно-антропологическом измерении выражается в следующем: а) духовность предполагает устремленность человека к возвышению над чувственными удовольствиями и корыстными интересами; б) внутренняя соотнесенность собственного бытия с вечностью; в) духовность ассоциируется с нравственными (доброта, бескорыстие, способность к самопожертвованию), эстетическими (способность к творчеству, переживанию прекрасного, возвышенного и героического) и интеллектуальными (поиск истины, служение науке) началами в жизни человека. Характеризуя духовность, П.В. Симонов, П.М. Ершов и Ю.П. Вяземский отмечают: во-первых, духовность есть такое состояние личностного сознания, при котором умелое использование духовных ценностей служит развитию познания во благо других людей, реализует любовь к ним. Во-вторых, религиозная и светская формы духовности в условиях цивилизации вырастают из одного корня – страсти к добру как желанию блага для других. Духовность есть обретаемое в жизни качество гуманистической личности. В-третьих, духовность есть абсолютное позитивное свойство человеческого рода. Она развивается усилиями самой личности при благоприятных общественных условиях. В-четвертых, духовность означает гармоническое сочетание эмоционального и интеллектуального начал сознания личности. Неистребимая жажда "познать самого себя", найти назначение в мире и составляет движущий нерв всякой духовности. Не ставя целью выявление всех точек зрения на трактовку духовности, ограничимся следующей ее формулировкой. Духовность - это проявление социокультурно обусловленной внутренней культуры человека, определяющей направление и формы творческой и свободной реализации его сущностных сил в сфере смысложизненных ценностей. Духовность является силой, устремляющей человека ввысь по пути освоения высших ценностей, таких, как истина, добро, красота. Она предполагает внутреннее прочувствование человеком этих ценностей и использование их в качестве ориентиров жизнедеятельности. Духовность представляет внутреннее активное начало, направленное как вовне, так и вовнутрь человека. Первое направление связано с воздействием на внешнюю среду, социум, второе - предполагает деятельную активность по преобразованию своего внутреннего мира. Наиболее существенными чертами духовности являются: способность к восприятию высших ценностей – истины, добра, красоты: первенство нравственных начал над материальными и плотскими влечениями и интересами; неприятие насилия, индивидуализма и эгоизма; обретение смысла жизни, гармонии, согласия с собой и миром. Отметим также своеобразие проявления духовности, обусловленное русским характером. Русская духовность – это человеколюбие на грани самоотречения, это "всемирная отзывчивость" (А.С. Пушкин). Это страдание за других, великодушие, совестливость, застенчивость, это "интернациональный национализм, самопожертвенность". Употребление понятия духовности в социальном контексте подразумевает преодоление человеком границ индивидуальной жизни, эгоизма и своекорыстия, ориентацию на общее благо, альтруизм, служение другим людям. Духовность, оформившись в личностные смыслы, актуализирует смысл жизнедеятельности людей. Она определяет совместность их бытия, отношение людей к добру и злу, друг к другу, право на существование в этом мире другого. Согласно учению Гегеля, сущность человека и человеческого общества – в их "духовности", лежащей (как свободы) за пределами природной необходимости. Сам "дух" выступает при этом в троякой форме: субъективной (личность), объективной (общество и государство) и абсолютной (культура). Гегель противопоставлял духовность "естественности" духовного человека – естественному, т.е. такому, который не поднялся над конечными целями, не занял сознательно позицию по отношению к миру. Духовный человек понимается сейчас как творчески мыслящий, эрудированный, интеллектуально развитый. Он стремится достичь цели высшего порядка, ему не безразличны вопросы самого общего плана: что есть мир, что есть человек, что я должен делать? Творчески разрешая эти вопросы, духовный человек занимается жизнетворчеством в соответствии со своими взглядами и убеждениями. К закономерностям духовного развития человека относятся: Обретение веры. Вера является высшей потребностью человеческой жизни. Л.П. Буева отмечает: "О духовном стержне" личности можно судить, отвечая на вопросы – во что верит человек? – в Бога, общество, государство, в другого человека, в самого себя". Вера является одной из внутренних, тайных сущностей человека. 2. Жизнь в соответствии со своим пониманием добра. Под "добром" русским человеком понималось все положительное, хорошее, полезное, а "зло" воспринималось как нечто дурное, вредное, противоположное добру. Добро выступало как норма и принцип человеческой жизни, как богоугодное дело. 3. Движение к более высокой цели. Для И. Канта высшим критерием оценки цели являлся нравственный. Исходя из этого, отметим, что цель, к которой должен стремиться человек, должна быть высоконравственной. Рассмотренные закономерности образуют триединый закон духовного развития человека. Человек высокой духовности проявляет по отношению к другим людям такие качества, как милосердие, любовь, доброта, сострадание, терпимость, справедливость, честность, ответственность. Подчеркнем, что именно такими качествами должен обладать специалист, работающий в социальной сфере, которому приходится оказывать всестороннюю гуманную помощь людям. В связи с этим духовную установку социального работника можно кратко определить словами М.М. Бахтина: "Быть - значит быть для другого и через него для себя". Очень часто в жизни сосуществуют добро и зло, духовное и бездуховное. В связи с этим важно понять ту роль, какую играет в жизни человека Дух. Дух является внутренней энергией человека, которая проявляется в его жизнедеятельности. Дух человека способен привносить в каждое отдельное наличное бытие переживание сопричастности всякому иному бытию, наполнять внутренний мир человека смыслом жизни. В. Соловьев понимал Дух как единство Истины, Добра и Красоты. Его призыв к всеединству был реакцией на деформацию Духа. Вместе с тем в ХХ веке распад Духа прогрессировал. Это было следствием чрезмерного возрастания роли и значения в жизни человека познавательного начала. В результате Добро и Красота вытеснялись на периферию человеческого бытия, их значение умалялось. Страдали мораль и эстетика. Во многих сферах общественной жизни наблюдался упадок духовности, которая все больше теряла традиционно важную роль в мотивации и регуляции деятельности, поведения людей. Надо отметить, что бездуховность в жизни человека и общества не влечет интеллектуальной деградации, понижения материального уровня жизни людей. Она ведет к потере способности человека к состраданию и любви, жить по совести, в результате жизнь проживается механически, функционально. Наиболее характерными Hz? Бездуховность, поразившая российское общество, проявляется в нарастании тенденции к дегуманизации общественных отношений, упадке нравов и нравственности, разгуле вседозволенности, широком распространении пьянства, проституции, наркомании, преступности и насилия, узкоутилитарной мотивации в поведении людей. В общественном сознании утверждается потребительская мораль, детерминантами которой являются материальное богатство и власть. Все эти негативные явления особенно сильно отражаются в социальной сфере. Обострение жизненных проблем людей происходит в условиях потери многими людьми прежних нравственных ценностей и ориентиров, жизненных смыслов как общественного, так и личного бытия, что вызывает у них чувство внутреннего протеста, ожесточенность, озлобленность, нетерпимость. Это тяжело отражается на духовно-нравственном состоянии общества, способствует еще большей дестабилизации социума. В этих условиях большую актуальность приобретают вопросы воспитания духовности социальных работников, которые в своей деятельности не только решают конкретные социальные проблемы своих клиентов, но и помогают людям осваивать новые моральные ценности и нормы, находить жизненные смыслы и духовно-нравственные ориентиры, способствуют их духовно-нравственному совершенствованию. При воспитании духовности у социальных работников следует учитывать, что духовное развитие личности диалектически связано с социальной практикой, которая детерминирует процесс духовного становления. Духовность, оформляясь в личностные смыслы, определяет поведение социального работника, его отношение к добру и злу, Вне творческой социальной деятельности, в процессе которой реализуются соответствующий образ мысли, чувства, действия, морально-нравственная дисциплина и ответственность, нельзя сформировать духовность социального работника. Духовность социального работника детерминирована социокультурно и является выражением его внутренней культуры. Пронизываясь принципом служения, содержательные проявления духовности социального работника предполагают: альтруистичность поведения, внутреннюю устремленность к добру и готовность помочь ближнему. духовность бытие нравственный мировоззрение2. Мировоззрение и его роль в жизни человекаДля социальной работы характерны субъект-субъектные отношения, в которых клиент часто играет активную роль. Поэтому ее эффективность определяется тем, в какой степени в социальном взаимодействии учитывается внутренний мир человека, ядром которого является мировоззрение. Вот почему в социальной работе так важно внимательное отношение к проблемам мировоззренческого характера. В связи с этим ответим на вопрос: что же такое мировоззрение, какова его роль в жизнедеятельности человека? Мировоззрение – это система взглядов на мир и место человека в этом мире, во многом определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, самому себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Существуют различные виды мировоззрения, охватывающие определенный круг вопросов: магическое, мифологическое, религиозное, житейское (обыденное), философское, научное, а также различные смешанные их типы. Мировоззрение формируется в процессе взаимодействия человека с окружающим миром и представляет собой автономную и устойчивую систему внутренних детерминант жизнедеятельности человека. Оно определяет социальное самочувствие, самосознание личности, ее ценностные ориентации, оценки и поведение. Таким образом, мировоззрение представляет собой целостную, многоуровневую систему социальных установок, которая играет определяющую роль в жизнедеятельности человека. Система мировоззрения личности всегда специфична и отражает индивидуальные особенности ее жизнедеятельности. Формирование индивидуальных особенностей мировоззрения зависит от влияния как внешних, так и внутренних факторов жизни человека. Большое влияние на процесс становления мировоззрения играют внешние целенаправленные общественные воздействия. Соответственно принципы социального поведения индивида во многом определяются специфическими материальными и духовными условиями жизни. Вместе с тем только внутренняя активность субъекта, направленная на самопознание, позволяет наиболее адекватно познавать и воспринимать социальную и природную действительность. По мнению Н.А. Бердяева, дорога к внешнему миру лежит через внутренний, ибо смысл в самом человеке. Происхождение человека, его место в мироздании, его отношение к Богу, судьба и смысл человеческого существования – все эти вопросы с большой глубиной и силой были рассмотрены в творчестве русских религиозных философов. Русские мыслители видели в человеке не только земное, но и космическое существо, суть всей Вселенной, главную ценность мироздания. "Каждый человек по своей внутренней природе есть некий великий мир – микрокосм, в котором отражается и пребывает весь реальный мир и все исторические эпохи", - писал в книге "Смысл истории" Н.А. Бердяев. Он называл человека "экзистенциальным центром мира", наделенным "страшной и последней" свободой. Человека невозможно до конца понять разумом. Он всегда нечто большее, чем кажется в своих внешних проявлениях. Он являет собой в некотором роде бесконечность. И его иррациональность и бесконечность объясняются внутренней сращенностью человека с бесконечностью духовного царства. Для человека характерно стремление к трансценденции, поиску выхода из субъективности. Этот процесс может протекать в двух вариантах. Первый вариант связан с выходом в общество с его императивными формами, ценностями и стандартами, что ведет к нивелированию личности. Второй путь – трансцендирование, в процессе которого происходят экзистенциальные встречи с Богом, с другим человеком. В первом случае человек обезличивается, во втором – он обладает свободой, отсутствуют внешнее принуждение и подавление, сверхличное приобретает личный характер. Русские мыслители писали, что человек сотворен по образу и подобию Бога, однако, он является существом природным. В его качестве он включен в круговорот жизни. Воплощая образ и подобие Бога, человек является личностью, которая находится в противостоянии с миром общего, с миром зла, она всегда свободна. Человек является загадкой, но не как животное, не как социальное существо, а как личность. Только личность делает человека непохожим на другие вещи мира. Появление личности позволяет обнаружить отсутствие самодостаточности мира, возможность его преодоления. Н.А. Бердяев считает, что вступление личности в мир меняет ход мирового процесса, хотя внешне это незаметно. Проблема творческого осмысления учения русских религиозных философов о человеке, его месте и роли в мире приобретает в настоящее время особую актуальность в связи с тем, что в настоящее время происходит переоценка ценностей, устоявшихся концепций, стереотипов, взглядов на природу вещей и сущность человека. В то же время на современном этапе развития российского общества наблюдается возрождение религиозного сознания, что повлекло значительное увеличение в стране количества религиозно верующих людей. В общественном сознании укрепляется авторитет православной церкви, широкое распространение получает христианское учение, оказывающее все более существенное влияние на взгляды и поведение людей. А это значит, что в условиях духовного и нравственного возрождения российского общества религиозная доминанта оказывает существенное влияние на внутренний мир многих людей и это очень важно учитывать в социальной работе. Социальные работники должны быть не только знакомы с проблемами религиозного мировоззрения, но и уметь компетентно отвечать на возникающие в процессе профессиональной деятельности, вопросы. Это тем более важно, что более шестидесяти процентов людей, получающих социальную помощь, являются носителями религиозного мировоззрения, среди социальных работников также много религиозных людей. Следует отметить, что диалектико-материалистическое мировоззрение оказалось не в состоянии глубоко и адекватно объяснить окружающую действительность. В настоящее время реальность получает осмысление не только на уровне логического анализа, но и на уровне эмоционально-духовного восприятия мира и человека, на уровне психологического синтеза тонких материй. Новый подход к пониманию бытия обогащает понимание современного гуманизма, который наделяется новым качеством, качеством характеризующим человека и его жизнедеятельность в космических параметрах. Все большее признание у зарубежных и отечественных ученых приобретает учение "космического гуманизма", в котором будущее мира определяется высокой духовностью человека, преодолевающей всякую скверну, зло и насилие. Выделяют следующие концептуальные идеи этого направления: - гармония человека, природы и Космоса; - единство всего сущего во Вселенной; - онтологическое единство Человека и Бога; - этический релятивизм и др. Важное значение для личного и социального поведения и самочувствия людей является решение ими вопроса о смысле и цели жизни. Как писал Э. Фромм, "Человек – единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой; он должен ее решать, и ему от нее никуда не спрятаться". В отличие от цели, которая представляет определенный рубеж, смысл жизни представляет собой направленность жизнедеятельности человека, реализующуюся в нравственных ценностях человека. Таким образом, смысл жизни – это объективное содержание самой жизни и одновременно – стремление к высшей цели. Обретение подлинного смысла жизни – очень сложный процесс. Смысл жизни находится в реальном бытии человека, и только здесь его можно выстрадать в процессе самоутверждения и нравственных исканий. Существуют различные точки зрения на смысл жизни, порой взаимоисключающие. Согласно одной из них – существование посвящено исключительно благополучию собственной персоны, личному самоусовершенствованию, личному спасению. Другая – сводится к тому, что смысл человеческого существования выносится за рамки самого индивида: служение Богу, обществу, великой идее и т.д. Имеются и другие варианты ответа на вопрос о смысле жизни. По нашему мнению, при поиске смысла надо руководствоваться положением Л.Н. Толстого о том, что "разумный смысл жизни должен обладать достоинством неуничтожимости и в определенном отношении оказывается дороже самой жизни". При определении смысла жизни неверно противопоставлять личное и общественное, абсолютизировать одно из них. Как отмечал В. Соловьев, ошибочно видеть в жизни человечества только общие массы, а личность признавать за ничтожный и преходящий элемент общества, не имеющий никаких собственных прав и с которым можно не считаться во имя так называемого общего интереса. Личность и общество неразрывны, они предполагают друг друга. Общество есть дополненная или расширенная личность, а личность – сжатое, или сосредоточенное общество. В условиях радикальных преобразований в социально-экономической и политической сферах российского общества значительно обострилась проблема смысла жизни и цели жизни. Увеличилось число людей, утративших жизненные ориентации, смысл существования, что привело не только к росту количества нервно-психических заболеваний, но и к резкому обострению многих социальных проблем (наркомания, пьянство, проституция, преступность и т.д.). И эта проблема требует серьезного анализа и оптимального решения. В связи с этим следует упомянуть о разработанной В. Франклом логотерапии – учении, ориентированном на исследование смыслозначимых характеристик существования и на оказание помощи в поиске и осознании смысла жизни. В. Франкл считал естественным стремление человека к поиску и реализации смысла жизни, которое является основным двигателем поведения и развития личности. Он полагал, что смыл жизни доступен любому человеку. Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. "Однако нахождение смысла – это вопрос не познания, а призвания, не человек ставит вопрос о смысле своей жизни – жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него не словами, а действиями" - писал В. Франкл. Необходимость реализации смысла жизни детеминирована конечностью, ограниченностью и необратимостью человеческого бытия. Человек, благодаря свободе воли, находит и осуществляет смысл жизни, осуществляя тем самым самого себя. Люди, лишившиеся смысла своего бытия – это глубоко несчастные люди. Им необходима помощь. Как средство преодоления утраты смысла логотерапия направлена на обращение сознания к подлинно духовным сущностям и к трем группам ценностей: ценностей творчества, переживания и отношений. Не вдаваясь в описание технологии помощи, предложенной Франклом, отметим, что именно эти жизненно дезоринтированные люди чаще всего нуждаются в социальной помощи. Таким образом, мировоззрение, являясь стержнем внутреннего мира человека, играет роль своеобразного жизненного компаса, определяющего его решения и поступки. 3. Становление духовного мира человекаСтановление внутреннего мира человека начинается в семье. Именно здесь во многом определяется дальнейший жизненный путь человека. От того как будут складываться взаимоотношения ребенка с близкими, какое влияние на него будут оказывать, какие будут условия жизнедеятельности, во многом будет зависеть развитие его личностного потенциала. Известный мыслитель И.А. Ильин писал, что семья является первичным лоном человеческой культуры. Здесь слагаются основы характера человека; здесь открываются в душе ребенка источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность, или, быть может, низкий проходимец. Именно семья оказывает огромное влияние на формирование нравственных, психологических, эмоциональных основ личности. В семье ребенок учится различать добро и зло, приобретает такие человеческие качества, как доброта, отзывчивость, сострадание, ответственность. Семья является важнейшим институтом социализации личности. Здесь человеком приобретается первый опыт социального взаимодействия. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. Процесс социального научения осуществляется по двум основным направлениям. С одной стороны, социальный опыт накапливается в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Деформация семьи неблагоприятно влияет на развитие ребенка. Выделяют два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Под структурной деформацией понимают нарушение структурной целостности семьи, что связывается с отсутствием одного из родителей. При психологической деформации в семье утверждаются негативные ценности, асоциальные установки, нарушаются личностные отношения. Все это травмирует психику ребенка, негативно отражается на его внутреннем мире. Процесс социализации ребенка вне семьи происходит, как правило, трудно. Дети, выросшие за пределами семьи, в условиях детского дома, в общении с людьми часто конфликтны, их поведение нередко асоциально. В результате социально-экономических преобразований произошло не только снижение жизненного уровня значительной части населения, но и резко обострились социальные проблемы, подверглись девальвации моральные ценности и идеалы. Широкое распространение получили безработица, пьянство, наркомания, проституция, резко возросла преступность, в суждениях, оценках и действиях некоторой части людей все большее распространение стала получать аморальность. Все это негативно отразилось на положении семьи в обществе. Не случайно в последние годы резко выросло число беспризорных детей, а также правонарушений несовершеннолетних, что является отражением и признаком серьезного неблагополучия в духовно-нравственной сфере семьи и общества. Необходимы решительные меры по оздоровлению сложившейся ситуации. Процесс становления внутреннего мира человека в семье продолжается в детских учреждениях, школе и вузе. Этот период является наиболее ответственным, так как семейные правила и традиции нередко вступают в противоречие с существующими нормами и требованиями в коллективе и обществе. На этом этапе происходит активное формирование у молодых людей самосознания, вырабатывается собственная система эталонов самооценивания и самоотношения. Это время самоанализа и самооценок, наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, преобразования мотивации и всей системы ценностных ориентаций. У молодых людей происходит интенсивная внутренняя работа по осознанию своей особенности и неповторимости, своего "Я", своего места в коллективе и обществе. Для них характерно не только переживание конкретных чувств (направленных на определенное событие, лицо, явление), но и формирование чувств абстрактных (чувства справедливости, чувства прекрасного, чувства ответственности и т.д.), выражающих уже общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности. Социальные работники должны особенно внимательно и бережно относиться к молодым людям на данном этапе личностного развития, так как именно в этот период у них начинает формироваться чувство социального "Я", представление о "Я" как субъекте не только индивидуальной, но и социально значимой активности. Задача социальных работников оказывать помощь молодым людям в их социальном и духовном становлении в процессе учебы. Особое внимание должно уделяться детям с физическими и умственными отклонениями, живущими в неблагополучных семьях, склонных к нарушениям дисциплины и правопорядка. Свою работу социальные работники должны вести в тесном сотрудничестве с учителями и родителями, оказывая последним также, где это необходимо, помощь. После окончания учебных заведений формирование мира человека продолжается в трудовом коллективе. На этом этапе в процессе трудовой деятельности у человека формируются основные понятия и ценности о труде. Профессионализация является одной из сторон социализации и, следовательно, развития личности. Следует отметить, что профессиональный эталон, выбор которого связан с решением проблемы смысла жизни, выступает фактором, стимулирующим личностное развитие. При этом развитие личности происходит в процессе разрешения противоречия между образом Я и профессиональным эталоном. Исследователями было установлено, что в случае стереотипного, схематизированного профессионального эталона профессиональное становление препятствует личностному развитию. Развитие личности происходит лишь тогда, когда профессиональный эталон индивидуализирован, то есть принят личностью с учетом ее индивидуальных особенностей. Процесс формирования внутреннего мира человека во многом зависит также от творческого содержания труда. Если труд приносит моральное удовлетворение, соответствует возможностям и интересам личности, а его смысл и назначение понятны человеку, тогда он способствует духовно-нравственному совершенствованию человека. В этом случае в трудовой деятельности раскрывается творческий потенциал личности, его способности творить и изобретать. Радуясь и огорчаясь, всеми силами души участвуя в трудовом процессе, человек проявляет свои чувства и страсти, развивает такие качества, как ответственность, дисциплинированность, честность, справедливость, отзывчивость, организованность и др. Если смысл и назначение труда не понятны человеку, а сам он становится придатком средств производства, в этом случае не происходит духовного обогащения личности. Человек, являясь рабом технологического процесса, рискует обезличиться, утратить собственное лицо, ценности гуманитарного характера. Монотонный, изматывающий, механический труд постепенно приглушает способность сочувствовать и сострадать ближнему, стремиться жить и трудиться в соответствии с высшими ценностями Истины, Добра, Красоты. В условиях приоритета производства человек крайне ограничен во времени и пространстве. Его время ограничивается ритмом работы техники, а пространство – местом ее обслуживания. В этом случае трудовая деятельность не одухотворяет человека, способствует дегуманизации межчеловеческих отношений. Существенное влияние на сознание и поведение человека оказывают средства массовой информации. От них во многом зависят общественное мнение, оценка явлений и фактов социальной действительности, психологическое и эмоциональное состояние людей. Деятельность средств массовой информации может быть направлена на решение как сознательных, так и разрушительных задач. Мобилизовывая людей на достижение позитивных целей, средства массовой информации должны быть проводниками идеологии социальной справедливости, прогнозировать достижения современной культуры, обобщать лучший опыт организации социально-экономической и духовно-политической жизни, способствовать прогрессу в трансформации различных форм жизнедеятельности человека. К сожалению, в настоящее время воздействие средств массовой информации часто носит деструктивный характер, что проявляется в преобладании негативной информации, пропаганде насилия, аморальности, бездуховности. Это особенно сильно отражается на духовном становлении молодежи, которая не имея достаточного социального опыта, довольно легко поддается внешнему влиянию. Становление мира человека происходит также в процессе передачи социального опыта предшествующих поколений, сохранения и усвоения культурного наследия, традиций. Традиции, являясь средством социализации человека, оформляют опыт в определенные стандарты поведения, осуществляют его отбор, концентрацию и временную передачу. Они детерминируют настоящее и будущее прошлым, уже сбывшимся и выступающим как сумма условий любой социокультурной активности. Не регламентируя детально деятельность, а определяя лишь направленность поведения, традиции являются своеобразной опорой в решении экономических, социальных, политических и духовных проблем современного общества. Они осуществляют связь поколений, выступают важным фактором стабилизации и консолидации общества. Разрыв культурно-исторических традиций ведет к забвению опыта, знаний, духовно- нравственного наследия своих предков, что крайне негативно отражается на процессе социального становления подрастающего поколения. В настоящее время существенные изменения в общественном сознании, связанные с реформированием российского общества, привели к трансформации мировоззрения людей, обострили противоречия во взаимоотношениях современных поколений. Большую актуальность приобрели мировоззренческие проблемы – проблемы исторической правды и нравственной переоценки прошлого. Для успешного продвижения по пути социального прогресса, сохранения связи поколений необходим взвешенный, творческий подход к оценке и усвоению материального и духовного наследия. Огульное отрицание исторического наследия ведет к упадку культуры, деградации общества. Полноценное воспитание молодого поколения невозможно вне сферы национальных традиций и нравственных норм. 1. Абу аль Маудуди. Образ жизни в исламе. - М.: Наука, 2010. 2. Бербешина З.А. Этика и практика социального работника/ Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технология.- М.: Знание, 2009 . 3. Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М.: Наука. 2009. 4. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.: Наука, 2008. 5. Вейс Ф.Р. Нравственные основы жизни. - Минск, 2008. 6. Шадриков В.Д. Духовность как реализация личностного смысла бытия.// Школа духовности. - 2010. - № 2. 7. Гаранджа В.И. Религиоведение: Учебное пособие. – М.: Наука, 2010. 8. Гессен Ю. История еврейского народа в России. – М.: Наука,2008. 9. Гуревич П.С. Философия культуры: Учебник для высшей школы. – М.: NOTA BENE, 2009. 10. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики. – 2009. Размещено на |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |