рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Философия Бертрана Рассела рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Философия Бертрана Рассела

Философия Бертрана Рассела

Содержание

Введение

1. Эволюция философии Бертрана Рассела

2. История философии глазами Рассела

3. Язык математики в философии Б. Рассела

4. Философия и литература

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Жизнь английского ученого и общественного деятеля Бертрана Рассела - это почти вековая история Европы. Родившись в период расцвета Британской империи, в XX в. он стал свидетелем двух страшных мировых войн, революций, распада колониальной системы и дожил до ядерной эпохи.

Рассел известен во всем мире как крупный философ - глава современной ему английской философии субъективного идеализма, основоположник английского неореализма и неопозитивизма, как автор двухтомной "Истории западной философии", как выдающийся логик и математик, а также общественный деятель, один из идеологов и организаторов британского антивоенного движения и Пагуошских конференций ученых всего мира, начало которым в 1955г. положил знаменитый Манифест Эйнштейна - Рассела.

Общественно-политическая деятельность Рассела широко отражена в зарубежной историографии, где по-разному оцениваются и эта деятельность Рассела, и его вклад в антивоенное движение. В отечественной историографии специального исследования, освещающего его общественно-политическую деятельность, пока не существует. Подавляющее большинство посвященных ему работ либо обращены к его философскому наследию, либо носят популярный характер. В последние годы интерес к Расселу возрос, и настало время осознать, что "Бертран Рассел - это целый мир, полный многообразия и красок" и "более глубокое освоение его идей, по-видимому, только начинается".


1. Эволюция философии Бертрана Рассела


Рассел (Russell) Бертран (18.5.1872), английский философ, логик, математик, социолог, общественный деятель. В 1910-16 профессор Кембриджского университета, который Р. окончил в 1894; был профессором различных университетов Великобритании и США. С 1908 член Лондонского королевского общества.

Знакомство Рассела с теориями "новых реалистов" в Гарварде весной 1914 г. стимулировали изучение им "Анализа ощущений и отношений физического к психическому" (1886) Э. Маха. Покорили Рассела работы Джемса "Существует ли сознание?" (1904) и "Эссе по радикальному эмпиризму" (1912). Своими впечатлениями по поводу этих работ он делится в статье "О природе знакомства" (1914), в которой признательно цитирует Джемса, а также "Анализ ощущений" и "Философские тенденции настоящего времени" (1912) Маха. Он также находит термин "нейтральные ощущения" в "Учебнике психологии" гегельянца Дж.Ф. Стаута. [1]

В 1919 посетил Советскую Россию.

В области философии проделал сложную эволюцию, которую сам он определил как переход от платоновской интерпретации пифагореизма к юмизму. После кратковременного увлечения неогегельянством в его английской версии Рассел перешёл к платоновскому варианту идеализма, а затем под влиянием Дж. Мура и А. Уайтхеда - к неореализму. [2]

В 20-30-х гг., сблизившись с неопозитивизмом, Рассел признавал реальность лишь чувственных данных, трактуемых в духе концепции "нейтрального монизма", которая усматривала в понятиях "дух" и "материя" логические конструкции из чувственных данных.

В 40-50-х гг. Рассел обращается к идеям Д. Юма; он допускает существование "фактов", которые, в отличие от "опыта", объективны, но объективность их основана лишь на вере в бытие внешнего мира.

Философская эволюция Рассела соответствовала изменениям в содержании проводившейся им широкой программы приложения средств математической логики к теоретико-познавательным исследованиям. На неореалистском и неопозитивистском этапах эволюции Рассела эта программа вела к растворению теории познания в логическом анализе, а в дальнейшем он вновь признал самостоятельное значение философских проблем. [3]

Рассел был создателем концепции логического атомизма, основоположником логического анализа философии.

Разработка философских вопросов математики занимает большое место в его работах. Открытый Расселом один из парадоксов теории множеств привёл его к построению оригинального варианта аксиоматической теории множеств и к последующей попытке сведения математики к логике.

В написанном в соавторстве с А. Уайтхедом трёхтомном труде "Principia Mathematica" (1910-13) Рассел систематизировал и развил дедуктивно-аксиоматическое построение логики в целях логического обоснования математики принадлежит также оригинальная теория дескрипций.

По социологическим взглядам был близок к психологизму: в основе исторического процесса и поведения людей, по Расселу лежат инстинкты, страсти. Рассел утверждал, что из совокупности факторов, определяющих историческое изменения, невозможно выделить главный и установить объективные исторические законы. [4]

В этике и политике Рассел придерживался позиции буржуазного либерализма, выступая против теории, проповедующих поглощение личности обществом и государством. Он отрицательно относился к христианству и в особенности к ханжеству религиозной морали, противопоставляя ей мораль "науки свободного разума". Особенностью этической и общественно-политической позиции Рассела являлась активная борьба против фашизма, антиимпериалистическая направленность, непримиримость к войне, насильственным, агрессивным методам в международной политике. [5]

Рассел - один из инициаторов Пагуошского движения; он выступал на стороне прогрессивных общественных сил за запрещение ядерного оружия, за мирное сосуществование.

Нобелевская премия по литературе (1950).

2. История философии глазами Рассела


Апостол Павел говорит: "Смотрите, (братия) чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением"[6]. В этом смысле "История западной философии" Рассела не понравилась бы апостолу Павлу. Книга, как ни странно, действительно способна увлечь, и тому есть ряд причин.

Во-первых, Рассел не был профессиональным историком философии, несмотря на то что именно эта его книга наиболее известна в России. Ее автор не задавался целью последовательно изложить всю философию "от античности до наших дней", как это делается в учебниках. Поэтому его книга по истории философии вряд ли может оказаться ценной как учебное пособие; по полноте она, очевидно, проигрывает любому из отечественных учебников советских времен или, например, недавно изданному у нас многотомному труду Джованни Реале и Дарио Антисери. Но Рассел и не хотел создать учебник. Он искал в сочинениях великих философов прошлого то, что по-прежнему остается интересным, с чем можно спорить, соглашаться или не соглашаться. Оставаясь в истории философии "только лишь" великолепно эрудированным дилетантом (интересно отметить, что дилетантизм метафизиков XVII-XVIII веков Рассел подчеркивает как заслугу в противовес "профессорской" философии), английский мыслитель задается вопросом, поставить который не решился бы ни один профессионал: "Существует ли такая вещь, как мудрость, или же то, что представляется таковой, - просто максимально рафинированная глупость?". [7]

Во-вторых, Рассел сам был одним из крупнейших философов двадцатого столетия, стоявшим у истоков создания философии логического анализа, которой, кстати, посвящена последняя глава книги. Критика его всегда оригинальна, обоснована и, что немаловажно, остроумна. Иногда простой здравый смысл позволяет ему пролить новый свет на традиционные проблемы истории философии. Так, например, традиционно считается, что образ Сократа у Ксенофонта более достоверен, чем у Платона, так как Платон, обладавший помимо философского гения немалым литературным талантом, превратил Сократа из реальной личности в защитника собственных взглядов. Рассел резонно замечает на это: "Существовала тенденция считать, будто все, что говорит Ксенофонт, должно быть правильно, потому что ему не хватало ума, чтобы думать о чем-либо неправильном. Эта линия аргументации совершенно неосновательна. Пересказ глупым человеком того, что говорит умный, никогда не бывает правильным, потому что он бессознательно превращает то, что он слышит, в то, что он может понять. Я предпочел бы, чтобы мои слова передавал мой злейший враг среди философов, чем друг, несведущий в философии". [8] Логические позитивисты считали, что все философские проблемы или по крайней мере большая их часть связаны с неправильным употреблением слов, с отсутствием четкого синтаксиса. В подобных случаях Рассел четко и ясно показывает это на конкретных примерах.

Исследуя философские проблемы, Рассел позволяет себе высказывать смелые идеи, на которые вряд ли бы решился в теоретической работе. Сама мысль рассмотреть философию как "ничейную землю", лежащую между верой и наукой, была еретической с точки зрения его коллег-позитивистов.

В-третьих, книга интересна еще и тем, что позволяет открыть нечто новое и в самом Расселе. Ее автор предстает перед нами не только как знаток философии, но и как тонкий и остроумный стилист, глубокий ценитель литературы. К тому же чисто литературные достоинства украшают любую книгу, даже книгу по истории философии. Несколько цитат могут дать представление об этих сторонах многогранного таланта английского философа и математика: "Об Эмпедокле рассказывалось много легенд. Полагали, что иногда при помощи магии, а иногда при помощи научного знания он творил чудеса или то, что казалось таковыми. Говорят, что он мог управлять ветрами; он вернул к жизни женщину, казавшуюся мертвой в течение тридцати дней. Говорят, наконец, что он умер, прыгнув в кратер Этны, чтобы доказать свою божественность. Как говорит поэт:

Великий Эмпедокл, с пылкой душой, Прыгнул в Этну и изжарился целиком.

На эту тему Мэтью Арнольд написал поэму, но, хотя она принадлежит к наихудшему из того, что им написано, в ней не содержится вышеприведенного двустишия". Или, например, такое: "Лейбниц был немного скуп. Когда какая-нибудь молодая фрейлина ганноверского двора выходила замуж, он обычно преподносил ей то, что называл "свадебным подарком", состоявшим из полезных правил, заканчивавшихся советом не отказываться от умывания теперь, когда она заполучила мужа. История не отметила, были ли довольны этим новобрачные". [9]

Рассел испытывал симпатию к тем, о ком писал, даже если не разделял их взглядов. Его критика спокойна и свободна от тенденциозности. Его отличает особая страсть находить в биографиях философов малозначительные на первый взгляд черты, способные не только развлечь читателя, но и открыть что-то новое в характере мудреца. Стала знаменитой его фраза о Декарте: "Декарт всегда был хорошо одет и носил шпагу. Он не был трудолюбивым, работал он всего в течение нескольких часов в день, читал мало"[10]. Может быть, образ дилетанта-аристократа просто грел душу английского лорда. Не случайно же он заостряет внимание на замечании Юма: "Оснований для изучения философии не существует <... > за исключением того, что некоторым натурам это предоставляет возможность приятно провести время"[11].

"История западной философии" писалась в годы второй мировой войны, и время наложило на нее свой отпечаток. Рассел не стремится сделать классиков злободневными, но и не упускает случая проиллюстрировать старую мысль о том, к каким печальным последствиям могут привести самые благородные идеи.

Книга уже дважды издавалась на русском языке, но даже если отвлечься от того, что первые два издания давно стали редкостью, нынешнее отличается от них полным отсутствием купюр. В нем полностью воспроизводятся разбросанные по тексту замечания (естественно, не всегда доброжелательные) об отцах-основателях диалектического материализма, советских государственных деятелях и впервые печатается глава о Карле Марксе. Кроме того, издание снабжено громадным (свыше пятидесяти страниц) алфавитным указателем, объединяющим персоналии и темы.


3. Язык математики в философии Б. Рассела


Логический атомизм можно кратко охарактеризовать как философию математической логики, а если быть более точным, то как философию, изложенную в "Принципах математики", большой работе по математической логике, написанной Б. Расселом и А. Уайтхедом, которая была опубликована в трех томах в 1910-1913 гг.

После более десяти лет работы в наступившем XX в. они разработали логику нового типа, намного более широкую, чем аристотелева, в которую классическая (аристотелева) логика входила, но лишь в качестве одного из частных случаев. Главное отличие этой логики от логики Аристотеля можно сформулировать так: если логика Аристотеля по существу была логикой классов, то логика Рассела - логикой высказываний. [12]

Например, суждение "Все люди смертны" устанавливает, что класс людей включается в класс объектов, которые смертны. В отличие от этого, в логике Рассела рассматриваются отношения между высказываниями (например, "Если идет дождь, то улицы мокрые"). Оба предложения: "идет дождь" и "улицы мокрые" - являются высказываниями, но (кроме этого) они находятся между собой в некотором отношении, которое Рассел назвал импликацией (следованием). Расселу удалось показать, что в терминах этой логики можно выразить также отношения между классами.

"Принципы математики" представили огромный интерес для философии, по крайней мере, по двум причинам:

в работе доказано, что математика, всегда считавшаяся самостоятельной дисциплиной, в действительности является разделом логики;

Рассел утверждает также, что базовая структура повседневных или "естественных" языков, таких, как английский или русский, подобна структуре "Принципов математики". Но хотя естественные языки и похожи в этом отношении на "Принципы математики", они (языки) непригодны для философского анализа, поскольку более "расплывчаты". В соответствии с этим в работе выражено убеждение, что математическая логика могла бы дать философии отточенный до совершенства инструмент для выделения значений предложений любого естественного языка. Это, в свою очередь, дает основание надеяться, что, наконец, философские споры можно будет подвергать строгой логической проверке. [13]

В обыденном языке мы не расположены толковать о солнце, почему и как оно всходит и заходит. И все-таки астрономы находят, что лучше другой язык, и я также утверждаю, что в философии предпочтительнее другой язык.

Что понимается под "базовой структурой" предложений какого-либо естественного языка? Прежде всего, Рассел проводит различие между тем, что он называет атомарными высказываниями и высказываниями молекулярными. Молекулярные высказывания строятся из атомарных при помощи того, что Рассел называет связками, - слов, таких, как "и", "или", "если... то".

Например, "Джон и Мэри собираются в кино" - молекулярное высказывание, состоящее из двух атомарных. Любое молекулярное высказывание можно разложить на набор атомарных высказываний и логических связок.

Рассел показывает, что "Принципы математики" сообщают нам знание о действительном мире. В них утверждается, что мир состоит из "фактов" и что все эти факты имеют атомарную природу, т.е. что каждый факт может быть описан некоторым атомарным высказыванием. В природе не существует молекулярных фактов, поскольку каждое молекулярное высказывание может быть переведено или представлено набором атомарных высказываний и логических связок. Сами связки, конечно, в мире ни к чему не относятся, это - языковые средства, которые позволяют нам комбинировать атомарные высказывания различными способами. То есть их использование, считает Рассел, носит чисто "синтаксический" характер. Также здесь подчеркивается, что в мире не существует никаких "общих" фактов. В мире нет факта, соответствующего общему высказыванию "Все люди смертны", поскольку это высказывание опять-таки сводится к множеству атомарных высказываний типа "Джон смертен", "Джеймс смертен" и т.д. для каждого отдельного человека, который является смертным. Конечными элементами мира являются "факты", а каждый отдельный факт состоит из отдельного предмета и его индивидуальных характеристик. [14]

Предполагается, что в "Принципах математики" представлен набросок совершенного языка; этот язык совершенен, поскольку он отражает структуру действительного мира. Если предложение с обычного естественного языка "перевести" на этот совершенный логический язык, то становится полностью ясным значение этого предложения. Если окажется, что после такого преобразования предложение не обретает субъектно-предикатной формы, это значит, что не существует такого объекта, к которому непосредственно относился бы грамматический субъект (грамматическое подлежащее), поскольку в структуре этого совершенного языка каждый субъект-термин обозначает некоторый действительный объект мира, а каждый предикат-термин - какую-нибудь реальную характеристику этого объекта.

Логический атомизм получил свою наиболее полную форму и тщательную разработку в загадочной работе ученика Рассела Людвига Витгенштейна.

 

4. Философия и литература


Современная философия, ознаменовавшая себя наличием множества интерпретаций, смыслов, различных ценностных установок, отражает многогранность восприятия современной действительности. Она уже не может вписываться в строгий по форме, стремящийся к предельной рациональности, чистый философский дискурс. Лишь художественный метод в силу своей изначальной толерантности, множественности позволяет не просто механически сочетать в себе противоречивое, но организует его в подлинно всеохватывающее единство, цель которого - вмещать и гармонизировать несовместимое. Вторжение философии в пограничную область поэтического языка не означает, что она лишается своего предмета. Это взаимопроникновение улучшает понимание человеческого "Я" и помогает субъекту отрефлексировать его проблемы, достигается равновесие звучания и смысла.

Философский текст будет исследоваться как вмешательство в диалог, стремящийся к литературно-поэтическому выражению и развертывающийся в бесконечности, поскольку искусство словесного построения и есть способ существования истины.

Возможно, больший интерес могут представлять не столько представители экзистенциализма, феноменологии и т.д., сколько аналитические философы, в какой мере они подвержены поэтическому, творческому порыву. Бертран Рассел (1872-1970), крупнейший представитель аналитической школы, также не избежал на себе влияния новых тенденций двадцатого века. В 1950 году Рассел получил Нобелевскую премию по литературе за работу "Брак и мораль" и другие, ибо по философии таких премий не предусмотрено. Но, с другой стороны, это была заслуженная премия именно по литературе. Его работы, начиная с "Германской социал-демократии" историко-философских, политических, нравственных очерков и эссе по свободомыслию и атеизму - все они высокохудожественные произведения с великолепной стилистикой, остроумные, с использованием широкой гаммы литературных приемов. [15]

Рассел известен больше как философ науки, логики, математики, но значительная часть его творчества, связанная с искусством философствования, философской публицистикой и литературой пока остается незамеченной. Основная задача сводится не только к анализу его художественных произведений, поиску границ поэтического и строго рационального, но и к попытке раскрыть влияние языка литературного жанра на философский текст, потому как именно в слове раскрывается истина, а философия оказывается "искусством рационального предположения".

Эволюция взглядов Б. Рассела происходила на протяжении почти целого столетия. Еще в начале своей научной деятельности Рассел совместно с Уайтхедом выпускает книгу "Основания математики", основу которой составляет строго формализованное изложение с применением фактически искусственного "птичьего" языка науки. Это поистине монументальный труд, но он по сию пору остается недосягаемым для нас в силу своей "нечитабельности". Постепенно Рассел приходит к мысли о том, что философия должна быть доступна каждому, а не оставаться только как академическая наука в стенах Университетов. Чтобы истина стала понятной, нужно особое изложение, особый стиль письма.

Рассел стал одним из инициаторов Пагуошского движения за мир, автором "Декламации Рассела - Эйнштейна". В это время он приходит к пониманию, что соединение философии и искусства неразрывно связано с процессом развития идеи гуманизма. Она ориентирована, прежде всего, на развитие в человеке духовного начала, его творческих способностей и акцентирование внимания на нравственной стороне жизнедеятельности. В наш век насилия и неприятия толерантности его идеи для нас как никогда актуальны. [16]

Многие сегодня задаются вопросом, какие методы использует современная философия для продвижения к художественной форме. Изменилось время и классическое рациональное постепенно отходит в сферу иррационального. Для изучения этого явления обычно обращаются к деконструкции, постмодернизму, постструктурализму. Но уже к середине двадцатого столетия Рассел в литературном творчестве расширяет понятие рациональности и, таким образом, становится предвестником постнеклассической рациональности, которая сочетает в себе логические основания с культурно-историческим контекстом. Истоки того, что мы наблюдаем в основных школах мысли конца двадцатого века, можно найти в работах Рассела, поэтому стоит более пристально отнестись к литературно-художественной стороне его творческой деятельности.

Будучи одним из основоположников аналитической философии, изначальным приверженцем логического и строго рационального подхода, Рассел неожиданно переходит к художественной форме изложения, которая никоим образом не может быть ограничена. Рассел рассматривает язык как инструмент, выполняющий функции объяснения всего мира, поэтому уделяет ему особое внимание. Как представителю аналитической философии, Расселу свойственна предельная точность терминологии. Он преодолевает хаос и беспорядок в философском дискурсе путем устранения различных смыслов, вкладываемых в одни и те же словосочетания. Еще в первой половине двадцатого века Рассел занимался изучением глубинного логического анализа языка. Многие задачи философии он решает с помощью грамматического, лингвистического подхода.

Сегодня в нашей стране публикуется много работ Рассела, но нет изданий с его рассказами и эссе. Это далеко немаловажная область творчества мыслителя незаслуженно остается в тени. То, что Рассел обращается к искусству, становится подтверждением, что в какой-то момент строгие прежние рамки философского текста не могут вместить все разнообразие современного мира.

Философская мысль актуализируется в слове, в языке, поэтому в исследование будет входить стилистический анализ, более глубокое изучение форм художественного слова. Прилагаемые к работе переводы художественных произведений станут обоснованием того, что Рассел в совершенстве сочетает рациональность содержания, в которой так нуждаемся мы все сегодня, и художественную форму как наиболее подходящую сейчас для выражения философской мысли.


Заключение


В настоящее время современная зарубежная философия находится в состоянии критического пересмотра своих оснований. Вместе с тем, она не отказалась от продолжения тех систем, которые были предметом ее разработки в XX веке, ибо в последней четверти XX столетия многообразный мир потребовал разнообразных подходов. Вполне закономерно, что попытки осмысления этого единого, но различного в себе мира предполагают и обновление философских концепций. Мир все больше занимается темой взаимодействия культур, диалогом, а также практическими проблемами.

Непосредственно рассматривая философию Б. Рассела в орбиту нашего внимания входили и взаимопроникновение философии и науки, и диалог философских культур, и анализ эволюции взглядов Б. Рассела.

Плодотворность опыта возвращения к прошлому, то есть к концепциям, выдвинутым английским мыслителем, напрямую связана с устремлением обнаружить в богатстве его многообразия незаслуженно оставшиеся без внимания, а потому невостребованные, но обладающие актуальностью методы и подходы.

Многие исследования открывают "нового", то есть неизвестного Рассела не только у нас в стране, но и за рубежом. Обращаясь к недавнему прошлому, к 20-60 гг. XX века творчества философа, мы обнаруживаем то, что кажется особенно актуальным сегодня.


Список используемой литературы


1. Богомолов А.С., Английская буржуазная философия XX века, М., 1973.

2. Быховский Б.Э., Мееровский Б.В., Атеизм Бертрана Рассела, в книге: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М., 1969.

3. Колесников А.С. Философия Бертрана Рассела.М., 1991.

4. Нарский И.С., Философия Б. Рассела, М., 1982.

5. Нарский И.С., Помогаев Е.Ф., Бертран Рассел - философ и гуманист, "Вопросы философии", 1992, № 6.

6. Рассел Б. История западной философии: В 2-х т. - М., 1998.

7. Яковлев А.А. Предисловие к эссе Б. Рассела. - Квинтэссенция: философский альманах. М., 1997.


[1] Богомолов А. С., Английская буржуазная философия XX века, М., 1973., С. – 31.

[2] Колесников А.С. Философия Бертрана Рассела. М., 1991., С. – 17.

[3] Нарский И. С., Философия Б. Рассела, М., 1982., С. – 63.

[4] Нарский И. С., Помогаев а Е. Ф., Бертран Рассел - философ и гуманист, «Вопросы философии», 1992, № 6., С. – 11.

[5] Колесников А.С. Философия Бертрана Рассела. М., 1991., С. – 36.

[6] Быховский Б, Э., Мееровский Б. В., Атеизм Бертрана Рассела, в книге: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М., 1969., С. – 46.

[7] Быховский Б, Э., Мееровский Б. В., Атеизм Бертрана Рассела, в книге: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М., 1969., С.- 12.

[8] Быховский Б, Э., Мееровский Б. В., Атеизм Бертрана Рассела, в книге: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М., 1969., С.- 93.

[9] Быховский Б, Э., Мееровский Б. В., Атеизм Бертрана Рассела, в книге: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М., 1969., С.- 162.

[10] Колесников А.С. Философия Бертрана Рассела. М., 1991., С. – 79.

[11] Нарский И. С., Философия Б. Рассела, М., 1982., С. – 48.

[12] Нарский И. С., Помогаев Е. Ф., Бертран Рассел - философ и гуманист, «Вопросы философии», 1992, № 6., С. – 24.

[13] Нарский И. С., Философия Б. Рассела, М., 1982., С. – 94.

[14] Яковлев А.А. Предисловие к эссе Б. Рассела. - Квинтэссенция: философский альманах. М., 1997., С. – 74.

[15] Рассел Б. История западной философии: В 2-х т. – М., 1998., С. – 53.

[16] . Нарский И. С., Помогаев Е. Ф., Бертран Рассел - философ и гуманист, «Вопросы философии», 1992, № 6., С. – 19.


РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты