|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Философия Джона ЛоккаФилософия Джона Локкасмотреть на рефераты похожие на "Философия Джона Локка" ДЖОН ЛОКК. Первым, в наиболее общем виде, задачу исследования происхождения,
достоверности и объема человеческого знания поставил перед собой английский
философ, врач по образованию и политик по роду своей практической
деятельности, Джон Локк (1632-17-4). В своем главном научном труде «Опыт о
человеческом разуме»(1690) Локк задался целью всесторонне обосновать
положение об опытном происхождении всякого человеческого знания. Первый
вопрос, который он должен был решить на пути осуществления своего замысла,
это высказать отношение к имевшей широкое распространение теории Поскольку Д.Локк отверг существование врожденных идей, то закономерно встал следующий вопрос: каков же источник этих идей? Отвечая на этот вопрос, английский философ ясно формулирует исходный принцип эмпиризма. "На опыте основывается все наше знание, от него, в конце концов, происходит наше наблюдение, направленное или на внешние.лредметы, или на внутренние действия нашей души, воспринимаемые и рефлектируемые нами самими, доставляют нашему разуму весь материал мышлеяия"(Там же. С 128). Как видно из высказывания Д.Локка, он различает два вида опыта:
внешний опыт, состоящий из совокупности определений и внутренний опыт,
образующийся из наблюдений ума над своей внутренней деятельностью. Внешний опыт или рефлексия — это деятельность нашего ума, когда он занимается переработкой приобретенных идей. Разъясняя свое понимание внутреннего опыта или рефлексии, Д.Локк подчеркивает мысль о том, что " этот источник идей каждый человек целиком имеет внутри се-бя", что он "не имеет никого дела с внешними предметами и хотя этот источник не есть чувство..., ...тем не менее он очень сходен с ним и может быть довольно точно назван внутренним чувством"("Гол1 же. С.129). Эта характеристика внутреннего опыта призвана подчеркнуть большое значение деятельности ума, рефлексии. Но все же, обосновывая главное положение эмпиризма, Д.Локк неоднократно подчеркивал, что деятельность ума, которая становится предметом рефлексии, протекает только на основе чувственных данных, возникающих у человека раньше идей рефлексии. И вообще, душа не может мыслить прежде, чем чувства снабдят ее идеями для мышления. Однако при получении идей рефлексии наш ум не пассивен, а активен. Он
совершает некоторые собственные действия, при помощи которых, из простых
идей как материала и основания для остального, строятся другие. Благодаря
этой способности, ум имеет больше возможности разнообразить и уменьшить
объекты своего мышления бесконечно дольше того, чем ему доставили ощущения
или рефлексия. Вместе с тем, Д.Локк четко указывает, что ум не может выйти
за пределы тех первичних идей, которые формируются на основе ощущений. По способам образования и формирования всей идеи, по Локку, делятся на простые и сложные. Простые идеи содержат в себе однообразные представления и восприятия и не распадаются на какие-то составляющие элементы. Локк относит к простым идеям идеи пространства, формы, покоя, движения, света и т.д. По содержанию простые идеи в свою очередь, делятся на две группы. К первой группе он относит идеи, отображающие первичные или первоначальные качества внешних объектов, которые совершенно неотделимы от этих объектов, в каком-бы состоянии они не были, и которые наши чувства постоянно находят в каждой частице материи, достаточно для восприятия объема. Таковы, например, плотность, протяженность, форма, движение, покой. Эти качества действуют на органы чувств посредством толчка и порождают в нас простые идеи плотности, протяженности, формы, движения, покоя или числа. Локк утверждает, что только идеи первичных качеств тел сходны с ними и их прообразы действительно существую в самих телах, то есть идеи этих качеств совершенно точно отображают объективные свойства этих тел. Ко второй группе он относит идеи отражающие вторичные качества,
которые по его мнению, ненаходятся-в самих вещах, но представляют собой
силы, вызывающие в нас различные ощущбйия своимя первичными качествами. Сложные идеи, по учешпо Локка, образуются из простых идей в результате
самодеятельности ума. Д.Локк выделяет три основных способа образования
сложных идей: 1. Соединение нескольких простых идей в одну сложную идею; В соответствии с характером образования Локк различает три вида
сложных идей по их содержанию. 1 .Идеи модусов или "эмпирических
субстанций". Сюда он включает идеи являющиеся либо зависимыми от субстанций Особый интерес представляет также разработанная Даккой кояцепция
абстрагировавия или теория образования наиболее общих понятий (ковцептов). Проблема абстрагирования в истории философии рассматривалась, прежде
всего, как проблема соотношения общего и единичного в познании, тесно
связанная с определением роли языка. В средневековой философии эта проблема
решалась с двух диаметрально противоположных позиций -воминализма и
реализма. Номиналисты утверждали, что общее есть просто имя— иомеи Таким образом, согласно учению Локка, существуют только идеальные
единичные вещи. Общие идеи — это продукт абстрагирующей деятельности
разума. Слова же, выражающие общее, —лишь знаки общих идей. Концептуализм 126 |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |