|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Философия йогиФилософия йогиФилософия йоги1. ВведениеФилософия йоги является неоценимым даром великого индийского мудреца Патанджали для всех, склонных к осознанию (realisation) духа. Эта философия оказывает огромную поддержку тем, кто стремится понять существование духа как независимого начала, свободного от всех ограничений тела, чувств и ума Она носит также имя своего основателя и называется системой Патанджали 'Йога-сутра', или 'Патанджала-сутра',- первая работа этой философской школы Вьяса написал к ней краткий, но важный комментарий под названием 'Йога-бхашья', или 'Вьяса-бхашья'. Кроме того, 'Таттва вайшаради' Вачаспати представляет собой хороший подкомментарий к работе Вьясы, 'Вритти' и 'Йогамани-прабха' Бходжараджи являются весьма просчыми и популярными работами, посвященными системе йоги Имеются и другие полезные руководства по философии йоги -'Йога-варттика' и 'Иога-сара-санграха' Виджнянабхикшу. Система Патанджали, то есть йога, делится на четыре части Первая часть, называемая самадмтада, посвящена характеру, целям и формам йоги, в ней рассматриваются модификации внутреннего органа (читты) и различные методы досгижения йоги. Вторая часть - садханапада - посвящена средствам достижения самадхи: клеша , то есть духовным состояниям, причиняющим несчастья, плодам действий и их мучительной природе, четырехсторонней форме страданий, их причине, прекращению и средствам прекращения страданий. Третья часть - вибхутипада - дает описание внутренних аспектов йоги, сверхъестественных сил, приобретаемых посредством применения ее на практике, и т. д. Четвертая часть называется кайвальяпада; она посвящена описанию природы и форм освобождения, рассматривая реальность трансцендентного Я и другого мира, и т. д. Йога тесно примыкает к системе санкхьи. Она является применением теории санкхьи в практике повседневной жизни. Йога в общем разделяет теорию познания санкхьи, признавая, как и последняя, три источника познания: восприятие, вывод и свидетельство священного писания. Йога признает и метафизику санкхьи с ее двадцатью пятью началами, но добавляет к ним веру в бога как верховного Я, отличающегося от других я. Эта система особенно интересна тем, что она практически применяет йогу, считая ее надежным средством достижения познания отличия Я от всего остального мира, познания, которое рассматривается в системе санкхьи как важнейшее условие освобождения. Значение йоги как важного метода постижения и реализации спиритуалистических истин индийской философии признается почти всеми индийскими системами философии. О важности практического применения йоги говорится даже в ведах, упанишадах, смрити и пуранах. До тех пор пока ум, или интеллект, человека не просветлен и не установлен, он не может надлежащим образом понимать что-нибудь в философии или религии. У нас должно быть чисчое сердце и светлый ум, если мы стремимся позначь и практически применить философские и религиозные истины. Применение йоги - лучший путь самоочищения, то есть очищения тела и интеллекта. Поэтому все системы индийской философии [за исключением чарвака] настаивают на применении йоги как на необходимой практической стороне философии жизни. Патанджали занимается специальным изучением природы и форм йоги, различных ступеней ее практического применения, а также других связанных с этим важнейших вопросов. Подобно сторонникам санкхьи и других систем индийской философии, основатель йоги Патанджали утверждает, что освобождение должно быть достигнуто благодаря непосредственному познанию отличия Я от физического мира, включая наше тело, ум и индивидуальность. По это возможно лишь в том случае, если мы сможем подавить и ограничить функции тела и чувств, ума-манаса и интеллекта, наконец, нашу индивидуальность (то есть эмпирическое, личное я) И вместе с тем обладать самосознанием, опытом трансцендентного духа (пуруши). Это убедило бы нас, что Я выше комплекса ум-тело, выше чувств и интеллекта, а также страданий или радости отдельной личности - я. Я, как будет показано, должно стоять выше всякой физической реальности с ее пространственно-временными и причинно-следственными отношениями. Это и является осознанием Я как свободного, бессмертного духа, стоящего вне зла и страданий, смерти и разрушения. Иными словами, это есть достижение состояния свободы от всякого страдания и несчастия - освобождение. Система йоги указывает практически осуществимый путь саморазвития всем тем, кто следует велениям духа и кто искренно стремится следовать ему. Система же санкхьи больше внимания обращает на познание отличия Я от всего остального мира как на средство достижения освобождения. Но она не забывает рекомендовать и такие практические методы достижения освобождения, как изучение, размышление и постоянное сосредоточение на истине. Философия йоги заостряет свое внимание на практических методах очищения и сосредоточения для понимания отличия Я от тела и ума и вместе с тем для достижения освобождения. Но это будет объяснено ниже, в разделе 'Этика йоги'; здесь же мы должны рассмотреть психологию йоги, предметом которой является изучение природы Я, ума и его функций, а также их взаимоотношения. II. Психология йогиВ системе санкхья-йоги душа считается свободным духом, объединенным с физическим телом и более тесно связанным с тонким телом, состоящим из чувств, ума-манаса, эмпирического я и интеллекта. По своей природе Я представляет собой чистое сознание, не ограниченное телом и не зависящее от колебаний ума-читты. Я по незнанию смешивает себя с читтой. Читта является первым продуктом пракрити, в котором элемент сатгва, то есть сила проявления, естественно преобладает над силами раджас и тамас. Ум-читта но своей сущности лишен сознания, но, находясь вблизи Я, он с присущей ему силой проявления отражает сознание Я в такой степени, что начинает казаться обладающим сознанием и разумным. Читта отличается от манаса, представляющего собой внутреннее чувство. Когда ум-читта связан с каким-либо объектом через ум-манас, он принимает форму этого объекта. Я познает объекты через модификации ума-читты, которые соответствуют формам познаваемых объектов. Хотя Я в действительности не претерпевает никаких изменений, или модификаций, однако ввиду своего отражения в меняющихся состояниях и процессах ума-читты оно должно быть, невидимому, субъектом изменений и проходить через различные состояния ума-читты, подобно тому как луна кажется движущейся, когда мы видим ее отраженной в движущихся волнах. Имеется много различных модификаций ума-читты, то есть состояний ума. Их можно разбить на пять групп: истинное познание, ложное познание, знание слов, сон и память. Истинное познание подразделяется на восприятие, логический вывод и устное свидетельство. В системе йоги они объясняются почти так же, как и в системе санкхьи. Неправильное познание - это познание того, чего нет в действительности. В него входит также сомнение, или неопределенное знание. Знание слов - это знание их смысла, порождаемое одним звучанием слов, без каких бы то ни было реальных фактов, соответствующих их сочетанию. Когда вы слышите слова 'голова Раху'1, вы имеете понятие о различии между Раху и его головой, хотя на самом деле между ними нет различия, поскольку Раху является только головой. Равным образом фраза 'сознание души' вызывает представление о двух связанных различных сущностях (душа и сознание), в действительности тождественных. Сон - это своеобразная модификация ума. Он возникает благодаря преобладанию в уме-читте тамаса, а также следующему за этим прекращению бодрствующего состояния сознания и возникновению сновидений. Сон может быть глубоким, без сновидений. Некоторые философы полагают, что при здоровом сне деятельность ума, или сознание, совершенно прекращается. Но это неверно. После пробуждения от здорового сна мы говорим: 'Я спал хорошо', 'Я ничего не помню' и т. п. Такое воспоминание о том, что происходило во время сна, предполагает непосредственное переживание состояния сна. Следовательно, сон предполагает наличие некоторого духовного состояния, процесса, в котором ощущается отсутствие познания. Память представляет собой воспроизведение минувших переживаний без каких-либо изменений или добавлении. Эги пять видов модификаций охватывают все возможные умственные состояния, или процессы (читта-вритти}. Поэтому пет необходимости в каких-либо других видах познавательных функций ума (читта-вритти). Когда читта переходит в то или иное духовное состояние, Я отражается в нем и склоняется к тому, чтобы считать его своим состоянием. Отсюда создается впечатление, что Я само переходит от одного состояния ума-читты к другому и переживает различные стадии жизни. Я кажется, что оно рождается и растет, со временем стареет и умирает. Все это приводит к убеждению, будто Я спит и пробуждается, воображает и вспоминает, делает промахи и исправляет ошибки и т. д. Однако в действительности Я (пуруша) выше всех явлений, имеющих отношение к телу и уму, выше всех физических и психологических состояний - таких, как сон и бодрствование, рождение и смерть и т. д. Именно ум-читта, а не Я находится в состоянии сна и бодрствования, познает и сомневается, думает и вспоминает. Я кажется субъектом этих функций, потому что в читте, как в зеркале, отражается все то, что происходит перед Я. По-видимому, Я должно быть также субъектом пяти источников несчастий: 1) ошибочное понимание невечного как вечного; не-Я как Я; неприятного как приятного, нечистого как чистого; 2) ложное понимание или восприятие Я как тождественного с интеллектом; 3) желание наслаждений и средств их достижения; 4) отвращение к боли и ее причинам; 5) инстинктивная боязнь смерти у всех живых существ. До тех пор пока в читте происходят изменения, или модификации, Я отражается в нем и при отсутствии умения отличить себя от всего остального мира отождествляет себя с ним. В результате Я чувствует удовольствие или страдание от объектов мира и соответслвенно любит их или ненавидит. Для Я это означает зависимость. Следовательно, если мы хотим добиться освобождения, io мы так или иначе должны сдерживать активность тела, чувств и ума-манаса и, наконец, прекратить все модификации ума-читты. Когда волны эмпирического сознания (карья-читты) утихают и оставляют читту в состоянии совершенного спокойствия, Я осознает себя как нечто отличное от комплекса ум-тело, как свободное, бессмертное, самосветящееся сознание. Целью йоги и является достижение этого состояния посредством прекращения функции ума-читты. III. Этика йоги1. Природа и формы йоги Йога означает прекращение деятельности, модификаций ума-читты. Она не означает какого-либо контакта между единичным я и некоторой другой реальностью, подобной, например, богу, или абсолюту. Как мы уже указывали, цель йоги состоит в том, чтобы не давать Я отождествлять себя с различными модификациями чит-ты. Но это невозможно до тех пор, пока имеются такие модификации, и поэтому Я не понимает ясно своего отличия от читты. Исходя из этого, йога ставит своей целью затормозить и прекратить все модификации ума. Имеется пять ступеней духовной жизни. Читта (модификация ума) состоит из элементов саттва, раджас и тамас. Различные состояния читты зависят от степени присутствия и действия в нем этих элементов. Эти состояния ума-читты называются: кшипта, или беспокойство, мудха - бездеятельность, викшипта - рассеянность, экагра - сосредоточенность, нироддха - сдержанность. Каждое такое состояние представляет собой некоторое подавление модификаций читты. К тому же одно состояние читты исключает другие. Так, любовь и ненависть по своей природе противоположны и несовместимы друг с другом. Но все же йога не может быть достигнута на любой ступени читты. На первой ступени читта находится под влиянием элементов раджас и тамас, притягивается чувственными объектами и служит для достижения знаний. Читта переключается с одного объекта на другой, ни на одном не останавливаясь. Это состояние ни в коей мере не способствует йоге, потому что оно не помогает нам контролировать ум и чувства. Вторая ступень обусловлена избытком в читте элемента тамас и поэтому означает тенденцию к пороку, невежеству, сну и т. п. На третьей ступени - рассеянности - читта свободен от влияния тамаса и соприкасается только с раджас. На этой ступени он обладает способностью проявлять все объекты и совершать добродетельные поступки, познавать и т. п. Это - стадия временного сосредоточения читты на некотором объекте, которая следует за рассеянностью. Такое состояние не может быть названо йогой, потому что в нем не прекращаются полностью ни модификации ума, ни наши тревоги, как и не уничтожаются наши страдания от ошибочного знания и как не уничтожается все остальное. Четвертой ступенью ума-читты является сосредоточенность. На этой ступени читта очищается от примеси элемента раджас и становится совершенным проявлением саттва. В результате появляется длительное сосредоточение ума-читты на некотором объекте, что позволяет раскрыть его истинную природу и подготовить почву для полного прекращения всех модификаций ума. Однако и в этом состоянии ум-читта продолжает думать или размышлять о некотором объекте, так что и здесь умственные процессы не прекращаются полностью. На последней сгупени прекращается всякая умственная деятельность, включая даже сосредоточение, характерное для предыдущей стадии. Здесь полностью прекращаются всякая деятельность и смена состояний ума и ум-читта целиком погружается в свое первоначальное неизменное состояние невозмутимости и спокойствия. Последние две ступени помогают нам прийти к йоге, поскольку они представляют собой эффективное средство проявления в уме элемента саттва и тем самым способствуют достижению конечной цели - освобождения. Фактически твердо установленное состояние сосредоточения называется 'сампраджнята йога', то есть экстазом созерцания, при котором достигается ясное и отчетливое осознание объекта размышления. Это состояние называется также 'самаиатти' или 'сампраджнята самадхи', потому что ум-читта в этом состоянии целиком вкладывается в объект и принимает форму самого объекта. Точно так же состояние нируддха (прекращение) называется 'асампраджнята йога', или 'асам-праджнята самадхи', потому что модификации ума-читты в этом состоянии прекращаются, ничего не познается и ничто не мыслится. В этом заключается состояние экстаза, при котором прекращаются все психические переживания, объекты не являются нам, и на безмятежной поверхности ума не происходит никаких волнений. Оба эти вида самадхи известны под общим названием 'самадхи йога', или прекращение модификаций ума-читты, поскольку они способствуют самосовершенствованию. Известны два главных вида йоги - сампраджнята и асампраджията. Сампраджнята самадхи, в свою очередь, делится на четыре вида в соответствии с различными объектами размышления. Когда ум-читта сосредоточивается на любом вещественном физическом объекте внешнего мира, например изображении бога или богини, то такое сосредоточение называется 'савитарка'. Выяснив природу этого объекта, необходимо сосредоточиться на тонких объектах или тонких сущностях физических вещей. Сосредоточение ума на этих объектах называется 'савичара самадхи'. Третий вид сампраджняты предполагает обращение к некоторым еще более тонким объектам, например чувствам, и сосредоточение па них ума-читты до тех пор, пока не проявится их реальная природа в том, что называется санаида 'самадхи'. Последний вид сампраджняты называется 'са-смита', поскольку относящийся к нему объект есть асмита - личная субстанция (я), с которой Я обычно отождествляет себя. Достижение этой стадии сосредоточения позволяет осознать (realisation) истинную природу эмпирического я. Но это также проливает некоторый свет на то, что. Я вообще почти не отличается от моего я. Итак, ум-читта постигает природу различных объектов внутри и вне тела, постепенно отрешаясь от них, до тех пор, пока совсем не освободится от мысли о каких бы то ни было объектах и не достигнет асампраджнята самадхи-йоги par exellence. Она кладет конец всяким модификациям ума, и мы уже не связываемся ни с одним объектом. Эта стадия йоги является последней, потому что при ее достижении весь мир объектов перестает оказывать свое действие на йогина и существовать для него. Находясь в этом состоянии, Я пребывает в своей собственной сущности как чистое сознание, наслаждаясь спокойным созерцанием обособленного самосветящегося существования. При наступлении этого состояния достигается конечная цель жизни, а именно: освобождение, свобода от всяких мучений и страданий. Вся жизнь - это стремление к миру и спокойствию, а также поиски средств для их достижения. Йога представляет собой один из духовных путей, ведущих к желанной цели полного избавления от всяких несчастий через осознание различия Я от тела, ума и своего я. Но эта конечная цель не может быть достигнута сразу всеми. Если бы даже можно было сразу достичь состояния йоги и тем самым освободиться от страданий, то оставалась бы возможность последующего их возвращения, ибо все впечатления и тенденции ума-читты вследствие его прошлых и настоящих действий сохраняются. Требуются длительные и ревностные усилия, чтобы твердо держаться в состоянии йоги и разрушать влияния различных видов прошлых и настоящих карм. С этой целью необходимо в течение длительного времени прилежно и тщательно исполнять все ритуалы йоги. В следующем разделе будет дано объяснение различных средств применения йоги. [Имеется три главных пути йоги: джняна, бхакти и карма. Человек в соответствии со своими способностями, темпераментом и характером должен избрать один из них и следовать ему. Те, у которых преобладает интеллектуальный темперамент, могут следовать по пути познания (джняна-йога) и с помощью анализа объектов мира и так называемых благ жизни отрешиться полностью от всех вещей мира, включая тело и ум. Человек эмоционального темперамента должен посвятить свое сердце и душу богу, поклоняться и служить ему верой и правдой всю свою жизнь. Это - бхакти-йога, которая ведет религиозного человека к конечной цели жизни - освобождению. Йога действия (карма-йога, или крия-йога) рекомендуется тем, кто склонен к деятельности и неспособен к сосредоточенности ума или религиозности. Йога действия состоит в аскетическом образе жизни, в изучении священного писания, в размышлении о боге (ишвара-пранидхана). Путь кармы, если ему следовать в духе философии йоги, также ведет к желанной цели-освобождению.] 2. Восемь средств йоги Как мы уже сказали, человек не может понять духовных истин до тех пор, пока его ум засорен, а интеллект испорчен злонамеренными мыслями. Только чистому сердцу и ясной голове непосредственно раскрывается истинный дух. Философы санкхья-йоги утверждают, что освобождение должно быть достигнуто посредством духовного проникновения в реальность Я как чистого бессмертного духа, совершенно отличного от тела и ума. Но духовное проникновение может быть достигнуто лишь тогда, когда ум очищен от всех примесей и остается совершенно спокойным и ясным. Для очищения и просветления читты йога дает нам восемь средств: 1) яма (воздержание), 2) нияма (культура), 3) асана (положение), 4) пранаяма (контроль за дыханием), 5) пралья-хара (выключение чувств), 6) дхарана (внимание), 7) дхьяна (созерцание) и 8) самадхи (сосредоточение). Они известны как вспомогательные средства йоги. При регулярном применении на практике этих средств с благоговением и бесстрастием они ведут к достижению йоги как сампраджнята, так и асампраджнята. Первое правило йоги состоит: а) в ахимсе - воздержании от нанесения какого бы то ни было вреда любому виду жизни, б) в сатье- правдивости в мыслях и словах, в) в астейе- заповеди 'не укради', г) в брахмачарье- контроле над чувственными желаниями и страстями и, наконец, д) в апариграхе, то есть в нестяжательстве, отклонении даров. Хотя эти виды практического поведения, повидимому, должны быть настолько хорошо известны, что не требуют детальных разъяснений, тем не менее в йоге они объясняются во всех подробностях, причем подчеркивается необходимость строгого соблюдения всех ее предписаний, вплоть до самых мелочей. Причина этого очевидна. То, что здоровый ум пребывает в здоровом теле и что ни ум, ни тело не могут быть здоровыми у человека, который не контролирует своих страстей и сексуальных импульсов,- это психологический закон. Человек не может сосредоточить своего внимания ни на одном объекте, когда он отвлекается на злонамеренные, преступные и другие порочные дела. Это объясняет необходимость полного воздержания йогина от всяких порочных поступков и стремлений, если он собирается в состоянии сосредоточения познать . Второе средство достижения освобождения - это нияма - культура. Суть ее заключается в развитии следующих положительных навыков, или привычек: а) шауча, то есть поддержание чистоты тела и принятие чистой пищи (так называемое бихья - внешнее очищение), а также очищение ума посредством воспитания хороших эмоций и чувств (таких, как дружелюбие, доброжелательность, бодрость) ради того, чтобы сделать добро другим людям, невзирая па их пороки (это называется 'абхьянтара', то есть внутреннее очищение); б) сантота - привычка довольствоваться тем, что приходит само собой без излишних усилий; в) тапас - умерщвление плоти, которое состоит в привычке переносить холод, жару и т. п. и соблюдении аскетических обетов; г) сва-дхьял - привычка к регулярному чтению религиозных книг и, наконец, д) Йшварапранид-хана - размышление о боге и смирение перед ним. Асана - это дисциплина тела, которая состоит в умении занимать прочные и удобные положения. Имеются различные виды асаны-падмасана, вирасана, бхадрасана и т. д. Их можно изучить надлежащим образом только под руко-водслвом специалистов. Дисциплина тела столь же необходима для достижения сосредоточения, как и дисциплина ума. Если тело не свободно от болезней и других вредных влияний, то достигнуть сосредоточения очень трудно. Исходя из этого йога устанавливает детально разработанные правила для поддержания здоровья тела и подготовки его в качестве вместилища для сосредоточенной мысли. Система йоги предписывает ряд правил для сохранения жизненной энергии, укрепления и очищения тела и ума. Асаны - положения тела, рекомендованные в системе йоги,-являются эффективными методами, с помощью которых тело может быть частично предохранено от болезней и все члены его, в особенности нервная система, могут должным образом контролироваться, что предотвратит и нарушения деятельности ума. Пранаяма состоит в глубоком вдыхании, задержании дыхания и выдыхании в течение определенного промежутка времени. Детали этого процесса должны быть изучены у специалиста. Дыхательные упражнения полезны для укрепления сердца и улучшения его деятельности, что признается врачами (пациентам со слабым сердцем они в определенных случаях рекомендуют прогулки, восхождения и т. п.). Йога идет дальше и предписывает контроль дыхания для сосредоточения ума, потому что это способствует устойчивости тела и души. До тех пор пока продолжается дыхание, ум также испытывает колебания и замечает вдыхание и выдыхание воздуха. Когда же дыхание приостанавливается, ум приходиг в состояние ничем не нарушимого сосредоточения. С помощью упражнения в контроле за дыханием можно приостанавливать дыхание на долгое время и тем самым продлить состояние сосредоточения. Пратьяхара состоит в недопущении чувств к соответствующим виешним объектам и сохранении их под контролем ума. Когда чувства эффективно контролируются умом, ими руководят не соответствующие природные предметы, а сам ум. Поэтому в таком состоянии ум не подвергается действиям зрительных образов и звуков, проникающим через глаза и уши, но подчиняет себе эти чувс1ва и заставляет видеть и слышать свои собственные объекты. Достичь такого состояния очень трудно, но возможно. Это требует твердой воли и длительной практики в достижении господе гва над своими чувствами. Вышеперечисленные пять средств достижения освобождения - воздержание, культура, положение тела, контроль за дыханием и контроль над чувствами - считаются внешними помощниками йоги. По сравнению с ними остальные три средства должны считаться внутренними, потому что они непосредственно относятся к некоторому роду йоги; это - внимание (дхарана), созерцание (дхьяна) и сосредоточение (самадхи). Внимание - это дисциплина ума, состоящая в сосредоточении, фиксации ума-читты на желаемом объекте. Объект, находящийся в сфере внимания, может быть частью тела (пуп, переносица и т. д.) или внешним (луна, образы богов и т. д.). Способность прочно сосредоточивать внимание на некотором объекте является испытанием пригодности для подъема на следующую, высшую стадию йоги. Созерцание - следующая ступень йоги. Оно означает равномерное течение мысли около и даже вокруг объекта внимания. Это-спокойное рассмотрение объекта без какого-либо перерыва или нарушения. В результате мы получаем ясное и отчетливое представление объекта, и прежде всего - его частей и аспектов. Но с помощью длительного размышления ум может развить частичное представление объекта в полное и живое его представление. Таким образом, созерцание раскрывает реальность рассматриваемого объекта для ума йогина. Сосредоточение - это конечная ступень в практике йоги. На этой ступени ум настолько глубоко поглощен объектом созерцания, что он теряет себя в объекте и не имеет никакого представления о самом себе. В состоянии созерцания мышление и объект мысли остаются различными и самостоятельными состояниями сознания. В состоянии же сосредоточения мышление не отличается от своего объекта, а принимает его формул и теряет себя. Таким образом, в уме отчетливо остается только объект мысли, и мы даже не знаем, происходит ли там также и процесс мышления. Здесь следует отметить, что сосредоточение (самадхи) как. средство отлично от йоги (самадхи), которая была определена ранее как одерживающее начало ума'. Первое есть только средство достижения последнего, являющегося его целью. Эти последние три ступени в практике йоги называются внутренними средствами. Они должны иметь один и тот же объект, который прежде всего должен войти в сферу внимания, затем подвергнуться рассмотрению и, наконец, явиться предметом сосредоточения. Объединенные таким образом, они составляют самяму, весьма необходимую для достижения самадхи-йоги. Утверждают, что благодаря практическому применению йоги на ее различных стадиях йогин приобретает особую силу. Так, йогины могут приручать всех животных, включая даже диких зверей; доставать любую вещь с помощью простого желания; знать непосредственно прошлое, настоящее и будущее; вызывать сверхъестественные зрительные образы, звуки и запахи и видеть тончайшие сущности, ангелов и богов. Они могут также видеть через закрытые двери, проходить через каменные стены, делаться невидимыми, появляться в одно и то же время в различных местах и т. д. Но в то же время система йоги призывает всех религиозно настроенных^лю-дей не применять йогу ради этих целей. Йога служит достижению освобождения. Йогин не должен поддаваться соблазну обретения сверхъестественных сил. Он должен преодолевать этот соблазн и двигаться вперед до тех пор, пока не придет к концу путешествия, а именно: к освобождению. IV. Место бога в системе йогиВ отличие от санкхьи система йоги является теистической. Она признает существование бога как теоретически, так и практически. Сам Па-танджали при решении каких-либо теоретических проблем философии не чувствует необходимости в боге. Для него бог имеет более практическое, чем теоретическое значение. Он полагает, что поклонению богу должно придаваться огромное практическое значение, поскольку оно может быть использовано в качестве одного из многих средств окончательного достижения самадхи-йоги - сосредоточения, или 'сдерживания ума'. Последующие же комментаторы и истолкователи йоги проявляли чисто теоретический интерес к вопросу о бытии бога, рассуждая о его природе и доказывая его бытие. Таким образом, бытие бога в системе йоги рассматривается как с теоретической, так и с практической точек зрения. Согласно йоге, бог есть верховное существо, стоящее выше всех личностей и свободное от всех недостатков. Бог - это совершенное, вечное, всенаполняющее, всемогущее и всеведущее существо. Все отдельные личности в той или иной степени подвержены несчастьям, порождаемым невежеством, эгоизмом, желанием, отвращением и страхом смерти. Все они занимаются тем или иным делом - хорошим, плохим или безразличным - и соответственно пожинают плоды своих трудов. Они подвергаются также влиянию скрытых впечатлений от минувших переживаний. Если бы даже освобожденное было избавлено oт всех этих трудностей, то нельзя сказать, что оно и впредь будет от них свободно. Бог и только бог вечно свободен от каких бы то ни было недостатков. Бог - это бессмертный дух, который всегда свободен от несчастий и их последствий, а также oi впечатлений от этих бед. Он обладает совершенной природой, подобной которой не существует. К тому же он знает абсолютно все факты, какие только возможны, и, таким образом, в состоянии поддерживать существование всего мира одним лишь своим желанием или мыслью. Бог - верховный правитель мира, обладающий бесконечным познанием, неограниченным могуществом, самыми мудрыми желаниями, отличающими его oт всех других я. Бытие бога доказывается с помощью следующих аргументов. Веды, упанишады и другие важнейшие священные писания говорят о существовании бога как верховного Я которое является также первичной реальностью и конечной целью мира. Таким образом, как об эюм свидетельствует священное писание, бог существует. Согласно закону непрерывности, все обладающее степенью должно иметь низший и высший пределы. Имеются, например, различные величины - большие и малые. Атом представляет собой наименьшую величину, тогда как акаша (эфир), или пространство,- наибольшая величина. Точно так же имеются различные степени познания и могущества. Поэтому должно быть существо, обладающее совершенным познанием и совершенным могуществом. Таким верховным существом, самым высшим началом, является бог. Не может быть никакого Я, которое по знанию и могуществу могло бы быть приравнено к богу, ибо в этом случае между ними произошел бы конфликт, столкновение их желании и целей, что повлекло бы за собой последующий хаос во вселенной. Мир создается в результате соединения пуруши с пракрити и их взаимного растворения Я вплоть до момента разъединения. Пуруша и пракрити-это независимые начала, о которых нельзя сказагь, что они естественно связаны, объединены. Равным образом они по своей природе не являются и разъединенными, иначе их взаимоотношение оставалось бы необъяснимым. Следовательно, должна быть какая-то разумная причина, которая вызывает их соединение и разъединение в соответствии с невидимыми моральными достоинствами индивидов. Ни одна личность не может контролировать свои достоинства или судьбу либо руководить ими, потому что у нее нет их ясного понимания. Следовательно, должно быть совершенное и всемогущее существо, вызывающее соединение или разъединение пуруши и пракрити в соответствии с тем, требуют ли достоинства индивидов созидания или разрушения мира. Это существо и есть бог, без руководства которого пракрити не может создать именно такое устройство вселенной, которое означает моральному воспитанию и окончательному освобождению индивидуальных я. Поклонение богу является не только частью практического поведения йогина, но служит "' одним из лучших средств достижения самадхи-йоги, то есть сосредоточения и сдерживания ума. И это вполне понятно, ибо бог есть не только объект размышления или созерцания, подобно другим объектам, но и верховный судья, который милостиво удаляет зло и пороки из жизни верующих и облегчает им достижения йоги. Тот, кто искренно верит в бога и поклоняется ему, не может не размышлять о нем и не видеть его во всех проявлениях жизни. На такого преданного сына всемогущий отец ниспосылает свое благоволение - чистоту сердца и просветление интеллекта. Бог устраняет на пути верующего все помехи и препятствия, такие, как заблуждения ума, и ставит его в самые благоприятные условия для достижения йоги. Но в то время как благодать бога может творить в нашей жизни чудеса, мы, со своей стороны, должны стать достойными ее через любовь и милосердие, правдивость и чистоту, постоянное размышление и полную покорность богу. V. ЗаключениеНедоброжелательному критику йога может показаться не столько системой философии, сколько школой мистицизма и магии. Концепция йоги относительно Я как трансцендентного субъекта, совершенно отличного от тела, ума и единичного я, очень далека от здравого смысла и обычной психологической концепции. По сравнению с этим спиритуалистическую концепцию Я в системе йоги можно рассматривать как непонятную и мистическую Точно так же свсрх-нормальные силы, связанные с различными cтaдиями практики йоги, едва ли могут быть согласованы с известными законами физики и психологии. Все это может показаться напоминающим некую примитивную религию чудес. Однако следует отметить, что учение йоги о самопознании Я имеет солидную основу в метафизике санкхьи, которая обосновывает реальность Я как метафизического и вечного начала сознания. Если верить в трансцендентный дух, то нельзя не признать, что имеются более глубокие ступени сознания, чем эмпирические, а также более широкие возможности и более высокие потенции, чем физические или относящиеся к органам чувств. Проблески этой более глубокой реальности нашей индивидуальной жизни осеняли не только пророков и святых, но и таких великих философов, как Платон и Аристотель, Спиноза и Лейбниц, Кант и Гегель. Физические исследования и современная школа психоанализа внесли большой вклад в область познания темных сторон психической жизни, скрьпых от обычного взора. Йога в этом отношении идет еще дальше, формулируя некоторые практические методы очищения и самоконтроля для осознания истинного я человека. Поскольку эта система признает бытие бога, она превосходит санкхью как с теоретической, так и с практической точки зрения, а также с точки зрения передачи этого убеждения своим последователям. Для правильной оценки этой философии необходимо ее благожелательное понимание и искреннее стремление осознать, реализовать ее истины... Список литературыДля подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.ru/ |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |