|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Философия НицшеФилософия Ницшесмотреть на рефераты похожие на "Философия Ницше" СОДЕРЖАНИЕ Введение. 3
1. ЛИЧНОСТЬ ФРИДРИХА НИЦШЕ И ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 5 2. "ЧЕГО МЫ ИЩЕМ? ПОКОЯ, СЧАСТЬЯ? НЕТ, ТОЛЬКО ОДНУ ИСТИНУ, Часть 2. 3. УЧЕНИЕ НИЦШЕ О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ. 7 4. "ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА - СВЕРХЧЕЛОВЕК" 11 Заключение. 15 Ссылки. 17 Список использованной литературы. 18 ВВЕДЕНИЕ "Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ. ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ НЕЧТО, ЧТО ДОЛЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ. ЧТО СДЕЛАЛИ ВЫ, ДАБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ ЕГО? ДОНЫНЕ ВСЕ СУЩЕСТВА СОЗДАВАЛИ НЕЧТО, ЧТО ВЫШЕ ИХ; ВЫ ЖЕ ХОТИТЕ СТАТЬ ОТЛИВОМ ЭТОЙ ВЕЛИКОЙ ВОЛНЫ И СКОРЕЕ ВЕРНУТЬСЯ К ЗВЕРЯМ, ЧЕМ ПРЕОДОЛЕТЬ ЧЕЛОВЕКА?" "СЛУШАЙТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХ- ЧЕЛОВЕКЕ! СВЕРХЧЕЛОВЕК - СМЫСЛ ЗЕМЛИ. ПУСТЬ ЖЕ И ВОЛЯ ВАША СКАЖЕТ: ДА БУДЕТ СВЕРХЧЕЛОВЕК СМЫСЛОМ ЗЕМЛИ!" "ПОИСТИНЕ, ЧЕЛОВЕК - ЭТО ГРЯЗ- НЫЙ ПОТОК. НАДО БЫТЬ МОРЕМ, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ ЕГО В СЕБЯ И НЕ СТАТЬ НЕЧИСТЫМ. И ВОТ - Я УЧУ ВАС О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ: ОН - ЭТО МОРЕ, ГДЕ ПОТОНЕТ ПРЕЗРЕНИЕ ВАШЕ." "ВНЕМЛИТЕ, Я УЧУ ВАС О СВЕРХ- ЧЕЛОВЕКЕ: ОН - ТА МОЛНИЯ, ОН - ТО БЕЗУМИЕ!"1 Есть подвижники мысли с уравновешенным эпическим складом духа,
создающее в конце жизни стройную и устойчивую логическую архитектуру своего
учения. Таковы Аристотель, Спиноза, Кант, Гегель, Спенсер... И есть
философы страстного лирического склада, воплощающие собой ненасытное
искание, огненную динамику вечного потока. Таковы Платон, Руссо, Фихте и Жизнь Ницше - воплощение самой его философии во всей ее суровой величественности и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И не поняв вторую, невозможно постичь то исключительно сильное воздействие, которое оказало учение Ницше на уходящий ХХ век. Много раз в литературе делались попытки истолковать жестокий душевный недуг, отравивший последнюю четверть жизни Фридриха Ницше, как праведную божественную кару за его нечестивое вольнодумство, как достойное искупление его сатанинской гордыни. Ницше, действительно, заплатил безумием за героическую
непокорность своей вопрошающей мысли, отдал невольно жизнь за свое
запоздалое бессмертие. Непроницаемое темное облако окутало навсегда
горделивую вершину его духа именно тогда, когда он, казалось, дождался
возражающего озарения от мирового светила - Логоса и запел восторженный
победный гимн. Точно леденящий вихрь Хаоса погасил навсегда этот трепетный Было бы справедливо отнести к нему слова великого Толстого о "ВРЕМЯ В СВОЕМ БЕСКОНЕЧНОМ ТЕЧЕНИИ, В ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ПЕРИОДЫ,ДОЛЖНО ПУСТЬ ВСЕ БЕСПРЕРЫВНО ВОЗВРАЩАЕТСЯ - ЭТО ЕСТЬ ВЫСШАЯ СТЕПЕНЬ СБЛИЖЕНИЯ 1. ЛИЧНОСТЬ ФРИДРИХА НИЦШЕ И ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Немецкий философ Фридрих Ницше родился 15 октября 1844г. в день
рождения прусского короля. Он был серьезным уравновешенным мальчиком. "Я ПЫТАЛСЯ ОТРИЦАТЬ ВСЕ, НО , УВЫ! КАК ЛЕГКО РАЗРУШАТЬ И Ницше ничего не утверждает: он даже осуждает поспешное суждение о
важных предметах. Любимыми авторами Ницше были Шиллер, Байрон, Гельдерлин. В 1862 г. Ницше покидает Наумбург и отправляется в боннский университет. Жизнь послала ему самое горькое одиночество побежденного. Не он сам покинул студенческую среду, его попросили удалиться. Ницше был слишком поэтом и слишком аристократом для того, чтобы интересоваться политикой масс. Он решает кончать университет в Лейпциге. "ВЕЛИЧИЕ ЧЕЛОВЕКА В ТОМ, ЧТО ОН МОСТ, А НЕ ЦЕЛЬ; И В ЛЮБВИ Я ЛЮБЛЮ ТОГО, КТО НЕ УМЕЕТ ЖИТЬ ИНАЧЕ, КРОМЕ КАК ВО ИМЯ Шопенгауэр безраздельно покорил Ницше своим превосходством, тонким вкусом и широким размахом. 2. "ЧЕГО МЫ ИЩЕМ? ПОКОЯ, СЧАСТЬЯ? НЕТ, ТОЛЬКО ОДН ИСТИНУ, КАК БЫ УЖАСНА И ОТВРАТИТЕЛЬНА ОНА НИ БЫЛА"5. Он вверяет себя мудрости Шопенгауэра и таким образом видит свое самое глубокое желание осуществившемся : у него есть учитель! Ницше любил успех и переживал его с чувством самого простого тщеславия в котором сознавался сам. В противоположность другим ученым, он хочет писать в самом глубоком, классическом значении этого слова. Прусская армия в 1867 г. зачислила его в артиллерийский полк, квартировавший в Наумбурге. В октябре он переезжает в Лейпциг. Вскоре он открывает себе нового гения - Рихарда Вагнера. В 24 года, не имея научной степени, получил кафедру профессора базельского университета. Ежедневные занятия непрестанная сосредоточенность мысли на определенных научных вопросах отрицательно действует на остроту восприятия ума и в корне кладут свой отпечаток на философское понимание вещей. В 1869 г. после поездки по Германии Ницше начинает жить между Базилем и Трибшеном, где живет Вагнер. Война преобразила его, и он восхваляет ее: она будит человеческую энергию, тревожит уснувшие умы, она заставляет искать цели слишком жестокой жизни в идеальном строе, в царстве красоты и чувства долга. "ВОЙНА СОЗДАЛА РАБСТВО; В СТРАДАНИИ И ТРАГЕДИИ ЛЮДИ С 1876 г. и всю жизнь страдал тяжелейшими головными болями, они истощали его. 200 дней в году проходили в жутких мучениях. Но это не было невропатологией, как принято считать. Его "Утренняя заря" (1881), написанная в состоянии невообразимых физических страданий, свидетельствует о зрелом уме. Произведения Ницше большей частью написаны в форме коротких фрагментов, афоризмов. Эта форма была единственно возможной в подобном состоянии. В ноябре 1888 г., уже одержимый безумием, Ницше пытался написать историю своей жизни. Все ученики покинули его: немецкие филологи объявили его У Ницше нет Бога, нет отца, нет веры, нет друзей; он намеренно
лишил себя всякой поддержки, но все таки не согнулся под тяжестью жизни. Этика Ницше тесно связана с его психологией, со всей его жизнью. На первый взгляд мы видим прославление зла, силы, жестокости. Погибший интеллект спасти было нельзя. Фридрих Ницше умер в Веймаре, 25 августа 1900 г. 3. УЧЕНИЕ НИЦШЕ О СВЕРХЧЕЛОВЕКЕ "ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА" "КНИГА ДЛЯ ВСЕХ И НИ ДЛЯ КОГО" - так звучит подзаголовок "Заратустры" "СЛОВО СВЕРХЧЕЛОВЕК ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ТИПА САМОЙ ВЫСОКОЙ "По утрам я взбирался по южной красивой гористой дороге, по направлению к Зоагли. Здесь мне пришло в голову все начало Заратустры, даже больше того - Заратустра сам, как тип, явился мне..." В десять недель он оканчивает свою поэму. Это было новое и, если
следовать генезису его мысли, - захватывающее произведение; без сомнения,
им было задумано лирическое священное произведение, основная часть которого
должна была дать идею "Вечного возврата". В первой части Заратустры мысль о Заратустра является предзнаменованием Сверхчеловека; это пророк благой вести. В своем одиночестве он открыл обещания счастья и несет это обещание людям; с благодетельной и мягкой силой он предсказывает людям великое будущее в награду за великий труд; в другое время Ницше заставит его держать более суровые речи. Читая эту первую часть книги, не надо смешивать его с теми, которые появятся потом : тогда только можно оценить всю здравость книги и всю мягкость его языка. Отчего Ницше оставил мысли о "Вечном возврате"? Он понял всю невозможность сознательного и разумного настроения своей гипотезы. Но это нисколько не уменьшало ее лирической ценности, для которой через год он сделал хорошее применение; но это, конечно, не может объяснить появление совершенно противоположной идеи. В глубине самого себя он не переставал ощущать всю силу своих прежних мыслей, но, не будучи в состоянии переносить всю жестокость своего символа, он не мог вполне искренно предложить его людям и заменил его другим - Сверхчеловеком. "ЧЕЛОВЕК - ЭТО КАНАТ, ПРОТЯНУТЫЙ МЕЖДУ ЖИВОТНЫМ И СВЕРХЧЕ ЛОВЕКОМ, ЭТО "Я не хочу начинать жизнь сначала. Откуда нашлись бы у меня силы вынести это ? Создавая Сверхчеловека и устремляя на него свои взоры, слыша, как он говорит "Да" жизни, я, увы, сам пробовал сказать да!" Он хочет верить и ему удается уверовать в Сверхчеловека. Ему хочется
утвердиться в этой надежде; она очень подходит к смыслу его произведения. Его больше не удовлетворяет мысль о "Вечном возврате"; он не хочет
жить пленником слепой природы, его, наоборот, покоряет идея о В чем заключается смысл этой идеи? Это символ или реальная
действительность? Иллюзия или надежда? Трудно ответить на эти вопросы. У "ДА, Я ЗНАЮ, КАКАЯ ОПАСНОСТЬ ГРОЗИТ ТЕБЕ, НО ЗАКЛИНАЮ ТЕБЯ Борьба с самим собой была по-прежнему жестокой, но Ницше ни на
минуту не оставлял своей работы. Он кончает поэму, которая является только
началом другой, более обширной поэмы. Вернувшись в родные горы, Заратустра
ушел от людей, два раза ему надо еще спуститься к ним и продиктовать им
скрижали своего закона, но его слов было достаточно для того, чтобы можно
было предвидеть основные формы человечества, покорного своим избранникам. "Я ЛЮБЛЮ ТОГО КТО НЕ ИЩЕТ В НЕБЕСАХ, ЗА ЗВЕЗДАМИ, ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ТОГО, В общем книга производит необыкновенно ясное впечатление и является самой прекрасной победой гения Ницше. Он подавил в себе свою грусть, книга его дышит силой, но не грубостью, но не исступлением. В конце февраля 1882 года Ницше написал следующие последние страницы своей поэмы, которые, может быть, представляются самыми прекрасными, самыми религиозными, которые когда либо были созданы натуралистической мыслью : "БРАТЬЯ МОИ, ОСТАВАЙТЕСЬ ВЕРНЫМИ ЗЕМЛЕ ВСЕЙ СИЛОЙ СВОЕЙ ЛЮБВИ... Ницше порицает все нравственные устои, поддерживавшие прежнее
человечество : он хочет уничтожить прежнюю мораль и установить свою. Узнаем
ли, наконец, этот новый Закон? Ницше медлит открыть нам его. "Свойства В этих словах есть много напыщенности, слова скорее красивы, чем сильны, может быть, такой прием доказывает нам, что Ницше несколько стеснен в выражении своей мысли, он не настаивает на принятии этого евангелиа зла и предпочитает отсрочить тот затруднительный момент, когда пророк провозгласит свой закон. Заратустра сначала должен закончить дело служителя правосудия - уничтожить все слабое. Но каким оружием он должен нанести удар? Ницше возвращается к изгнанному им из первой части "Вечному возврату", и несколько изменяет его смысл и применение. Это уже больше не упражнение умственной жизни, не попытка внутреннего построения; это молот, оружие морального терроризма, символ, разрушающий все мечты. "ЧЕЛОВЕК ПОГИБНЕТ И ПРИДЕТ НА ЕГО МЕСТО СВЕРХЧЕЛОВЕК" Произведение это огромно по своему замыслу, это будет евангелие, которое заставит забыть Евангелие Христа. От 1875 года до 1881 Ф. Ницше исследовал все учения нравственности и указал на их иллюзорное основание, он высказал свое понимание мира : это слепой механизм непрерывно и бесцельно вертящееся колесо, но между тем, он хочет быть и пророком, хочет учить о добродетелях и о целях жизни. Но какие законы, какие скрижали хочет диктовать Ницше? Какие
ценности он возвысит, какие обесценит? Есть ли у него право избирать и
строить здание красоты и добродетели если в природе царит механический
порядок? Это, конечно, право поэта, гений которого, творец иллюзий,
предлагает воображению людей ту или иную любовь или ненависть, то или иное "Я ХОЧУ УЧИТЬ ЛЮДЕЙ СМЫСЛУ ИХ БЫТИЯ: ЭТОТ СМЫСЛ ЕСТЬ СВЕРХЧЕЛОВЕК, СМОТРИТЕ, Я - ПРОВОЗВЕСТНИК МОЛНИИ, Я - ТЯЖЕЛАЯ КАПЛЯ ИЗ ГРОЗОВОЙ Пусть соединят воедино дух и доброту всех великих душ : и
совокупно не были бы они в состоянии произнести хотя бы одну речь "Я ЛЮБЛЮ ТОГО, КТО ЖИВЕТ РАДИ ПОЗНАНИЯ И СТРЕМИТСЯ ПОЗНАВАТЬ ВО ИМЯ "Падающего - толкни." Ницше прежде всего имел в виду критику
христианства, которое считал религией слабых, униженных рабов. Христианская
религия отрицает свободу мышления, самостоятельность действий человека. 4. "ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА - СВЕРХЧЕЛОВЕК" Человек имеет цель внутри себя; его цель - это жизнь. Вот эта идея
абсолютной ценности человеческой жизни по существу явилась тем лозунгом,
который объединяет все творчество Ницше. С этим лозунгом связан и
ницшеанский идеал человека - Сверхчеловек. Этот идеал, по замыслу Ницше
может быть реализован лишь при условии, если человечество возвратится к
истокам своей истории, когда бал жизни будут править люди высшей расы - Биологически обусловленным, считает Ницше, является все, что в человеческом общежитии считается добром, что составляет для людей ценность, включая и ценность моральную. Соответственно, нет и быть не может объективно обусловленной морали. Каждый имеет такую мораль, которая в наибольшей мере соответствует требованиям его жизни : мораль одного оправдывает все, к чему он стремится; мораль другого делает его умиротворенным; мораль третьего призывает к мщению врагам и т.д. Люди даже могут не осознавать, каков на самом деле источник их моральных убеждений и представлений, но это не меняет дела. Всяк имеет тот тип морали, который больше всего соответствует его природе. Наиболее существенное различие между людьми, по мнению Ницше,
состоит в том, что некоторые из них от природы слабы, другие сильны опять-
таки по природе. Соответственно различается и их мораль. Сильные Некогда хозяева господствовали в жизни. У них была своя мораль, свои понятия и представления о добре и зле. Но со временем их одолели рабы, но победили они не силой, а числом. Добром стало признаваться то, что в большей мере соответствует их интересам; мягкосердечие, любовь к ближнему, покорность, доброта - все эти и им подобные качества возвышены до уровня добродетели. В эпоху после восстания рабов господствующей стало и продолжает оставаться рабская мораль. В оценке господствующей морали Ницше хотел занять беспристрастную, научно обоснованную, натуралистическую поэзию. Он отмечал, что все идет так, как и должно идти в условиях, когда рабы приемлют мораль рабов. Одно тут плохо : даже хозяева начинают подчиняться этой морали. Однако Ницше не мог удержаться на этой объективной, беспристрастной позиции, так как ощущал себя принадлежащим к расе хозяев и признавал их мораль не только более высокой, но и единственно достойной этого названия. Релятивистская этика с ее тезисом : "каждый имеет тот тип морали, который подходит ему" оказывается только внешней видимостью. В ее основании лежит этика абсолютизма, согласно которой правильной является только одна мораль - мораль хозяев. Если попытаться суммировать различные разрозненные оценки, данные Основанная на этих предположениях мораль вполне закономерно включает в себя принципы справедливости, альтруизма или любви к ближнему, сострадания, милосердия, превосходства духовных ценностей над материальными, преимущество общественного блага перед личным и т.п. Собственная моральная позиция Ницше, позиция хозяина почти прямо
противоположна господствующей в обществе морали. Ее краеугольными камнями
служат : во-первых, ценность жизни в ее биологическом смысле - только жизнь
имеет абсолютную ценность и порождает все то, что имеет ценность; во-
вторых, свобода сильного - свобода принадлежит только тому, кто имеет
достаточно силы, чтобы завоевать и отстоять ее; в-третьих, неравенство -
люди не равны, они лишь лучше или хуже, в зависимости от того, сколько
жизненной силы заключено в каждом из них. Естественно, этим устоям
соответствуют и принципы морали. Справедливость в том виде, как ее понимает
господствующая мораль есть ложь. Истинная справедливость, считает Ницше,
основана отнюдь не на равенстве - каждый имеет столько, сколько
заслуживает, а заслуги его измеряются количеством жизни. Равенство - это
признак упадка. Ложным является и принцип полезности - назначение жизни
состоит не в увеличении добра. Сама жизнь есть высшее и величайшее добро, и
только это имеет значение. Ложью является и принцип альтруизма : если и
может у кого-либо быть великая цель, то она наверняка важнее благополучия
ближнего. Дело не в любви к ближнему; уважения и поклонения достойны лишь
лучшие, а лучшие - это наиболее сильные. Кроме того, альтруизм есть не что
иное, как эгоизм, но только эгоизм слабого. Не видит Ницше каких-либо
достоинств и у принципа милосердия - оно есть пустая трата энергии на
слабых и вырождающихся. Требованием жизни является не спасение и даже не
помощь слабым. Лозунгом, достойным подлинной жизни, должен быть : Кроме всего прочего, господствующая мораль, считает Ницше, базируется на ложной психологии, а это значит, она не почитает и не может почитать природных инстинктов, обрекая тем самым людей на следование принципам, несовместимым с их природой. Она говорит об альтруических поступках, свободе воли, моральном порядке, но на деле ничего подобного нет и быть не может. Есть только ложь. но наибольший вред господствующей морали состоит в том, что она культивирует посредственность и тем самым разрушает единственное ценное - жизнь. Своей главной заслугой Ницше считает то, что он предпринял и осуществил переоценку всех ценностей : все то, что обычно признается ценным, на самом деле не имеет ничего общего с подлинной ценностью. Нужно все поставить на свои места – на место ценностей мнимых поставить истинные ценности. В этой переоценке ценностей, по существу своему составляющей собственно философию Ницше, он стремится встать "по ту сторону добра и зла". Обычная мораль, сколько бы ни была она развитой и сложной, всегда заключена в рамки, противоположные стороны которой составляют представление о добре и зле. Их пределами исчерпываются все формы существующих моральных отношений. Что касается Ницше, то согласно его мнению мораль, ограниченная этими рамками есть ложь. Подлинный человек должен строить всю свою жизнь в пространстве, границы которого пролегают не там, где находится добро и зло господствующей морали. Именно в этом смысле Ницше называет себя имморалистом. Однако возможна ли в принципе точка зрения абсолютного имморализма? Разумеется, речь идет не об отдельных поступках, противоречащих требованиям общественной морали, не о преступниках в обычном смысле, а о морали как системе взглядов, представлений, предписаний, требований и т.п. С этой точки зрения то, что провозглашает Ницше, так сказать, сдвинуты, поставлены на непривычное место эти самые рамки. Точнее говоря, у него принят иной критерий добра и зла. Следовательно, по сравнению с предшествующей традицией позиция Ницше
характеризуется тем, что если вся европейская философская традиция
претендовала на создание или перестройку этики, не посягая при этом на
самое мораль, то Ницше претендует на создание не только новой или
подновленной системы этики, но и новой морали. Ни один из философов
прошлого - ни Платон, ни Аристотель, ни Августин Блаженный, ни Фома Провозглашенная Ницше мораль своим фундаментом имеет жизнь как
первую и абсолютную ценность. Соответственно ее движущий механизм включает
не только размышление и осмысление, сколько инстинктивные реакции. "МЫ, ТЕ, КТО МЫСЛИТ И ЧУВСТВУЕТ, ЕДИНСТВЕННЫЕ, КТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО И " ... ВОКРУГ ТВОРЦОВ НОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВЕРТИТСЯ МИР; ОН ВРАЩАЕТСЯ "МОЯ ЗАДАЧА ПОДВИГНУТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО К РЕШЕНИЯМ, КОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЯТ ВСЕ "Я ХОЧУ НАУЧИТЬ ВАС УСТРЕМЛЯТЬСЯ ВСЛЕД ЗА МНОЙ В ДАЛЕКОЕ БУДУЩЕЕ".14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ В учении Ницше, как в любом серьезном нравственно-философском исследовании, есть много ценного для нашего времени. Прежде всего, это яркая критика мещанства. Никто до и после Ницше с такой прозорливостью не смог предвидеть всю опасность общества маленьких, серых, покорных людей. Это, кроме того, неприятие социальной системы, построенной либо
на безмерном подчинении какой-либо одной идеологии, либо на принципах
утилитаризма и прагматизма, где обесценено главное - личность, ее
индивидуальность и неповторимость. Это идея возвышения человека,
преодоление всего мелочного, обыденного, незначительного для жизни. Многие
категории нравственного учения Ницше вошли в философско-этическую науку и в
наш обыденный язык: "переоценка ценностей", "Сверхчеловек", то есть В советской философской науке существовал один ответ на вопрос о гуманности учения Ницше - негативный. Безусловно, учение Ницше противоречиво, потому и не может быть оценено как только негативное или только позитивное. Ницше заставляет думать, сравнивать, размышлять. Главной позитивной ценностью нравственного учения Ницше, без
сомнения, является идея возвышения человека. Ницше с полным правом можно
было бы назвать исследователем антропологического метода в философии. В
своих нравственных оценках он стремился идти от индивида. Причем сам
индивид рассматривался им как бесконечно становящаяся ценность, как
процесс, как неисчерпаемость. По Ницше, человечество - это целостность,
проявляющаяся через различие. Но абсолютизация неординарности приводила Одним из аспектов философского учения Ницше является критика христианской морали. Отметим, что здесь Ницше занимал весьма оригинальную позицию. Он считал, что религия формирует зависимое, несамостоятельное сознание, смирение, несвободу человека. Для Ницше религия стала символов зависимого "несчастного" сознания. Конечно же, содержание и практику христианского учения нельзя свести к подобному его толкованию. Но тем не менее эта точка зрения немецкого мыслителя очень актуальна сегодня. Весьма распространенным является мнение о том, что религия едва ли не единственная нравственная спасительница России : только она способна дать человеку подлинный подъем духа; только она "скрепляет нацию"; она "наиболее действенное средство массового воспитания морали", так как она "дает общедоступное представление о сверхнациональном абсолюте, без которого мораль не существует". Трудно сказать, что больше в этом признании : или потребности в "сверхнациональном абсолюте", или снисходительной заботы о человеке из "массы", который только благодаря религии сможет стать нравственным? Ницше верил в возможности самого человека - единственного творца и самого себя, и своей истории. "УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ МЕНЯ МОЖНО ПОНИМАТЬ, - А ТОГДА УЖ ПОЛИТИКЕ, ОБ ЭГОИЗМЕ НАРОДОВ. НУЖНО СДЕЛАТЬСЯ РАВНОДУШНЫМ И НЕ ЗАДАВАТЬСЯ ВОПРОСОМ О ТОМ, ЕСТЬ ЛИ ПОЛЬЗА ОТ ИСТИНЫ, НЕ Ссылки 1Ницше Ф. Соч.: В. 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 34. Список использованной литературы. Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1.-693с.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |