|
|
|
Философия Нидерландов |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Философия Нидерландов
Философия Нидерландов
Философия
Нидерландов
До конца 16 -
начала 17 вв.- времени выделения собственно Нидерландов в самостоятельное
государство голландская философия, как и вся наука и культура Нидерланды, была
составной частью общенидерландской. В числе видных представителей этой
общенидерландской философии были в 14-15 вв. Гертде Гроте, Фома Кемпийский,
выступавшие против схоластицизма с позиций пантеистической мистики. Острую
критику схоластики дал Р. Агрикола, сыгравший видную роль в развитии
гуманистических умонастроений. Крупнейший представитель гуманизма эпохи
Возрождения - Эразм Роттердамский, синтезировавший достижения античной науки и
искусства с христианской этикой. Последователи Эразма пытались объединить его
учение с элементами стоицизма (Юстус Липсиус) и эпикуреизма (Путеанус). После
образования независимых Нидерланды впервые появляется философское сочинение на
голландском языке - "Этика" Д. Корнхерта (1586), проповедовавшего
веротерпимость и учение о свободе воли человека.
Оживление
голландской философии в 17 в. было связано с политическим и экономическим
подъемом в Нидерландах после Нидерландской буржуазной революции 16 в., а также
с тем, что свобода вероисповедания привлекала в Нидерланды из др. европейских
стран многих мыслителей, преследовавшихся там по политическим и религиозным
мотивам (У. Акоста, П. Бейль, Дж. Локк, Р. Декарт). Учение Декарта -
картезианство получило значительное распространение в Нидерланды (Х. Гюйгенс,
Х. Де Руа); А. Гейлинкс, родоначальник окказионализма, истолковал его в духе
позднейшей лейбницевской концепции "предустановленной гармонии".
Деятельность другога ученика Декарта, Б. Беккера, была посвящена борьбе с
суевериями и эмансипации философии от теологии. Материалистическая и рационалистическая
система Б. Спинозы (17 в.) оказала огромное влияние на развитие европейской
мысли. И. Альтузий был в числе первых, выдвинувших концепцию естественного
права, разрабатывавшуюся Гуго Гроцием, одним из основателей науки о
международном праве. Видными представителями Просвещения в Нидерландах были в
18 в. Й. Люлофс и Ф. Хемстерхейс, создавший концепцию непосредственного знания
и оригинальную систему этических взглядов, которые оказали влияние на нем.
романтизм. Первыми голландскими кантианцами были П. ван Хемеарт, И. Кинкер, И.
Баккер, Л. Шредер. Рост интереса к античной философии в конце 18 - начале 19
вв. отразился в историко-философских и логических работах Д. Вейттенбаха и Ф.
ван Хесдс, утверждавшего основным философским принципом "здравый
смысл" ("Сократическая школа", 1834-39).
В середине 19
в. в философии Нидерландов возобладал позитивизм с естественно-научным уклоном
(К. Опзомер и его школа). В это же время получает распространение гегельянство
(П. ван Герт, Й. Корф). В трудах историков философии И. ван Влотена, Я. Ланда и
К. Мейнсма, а также И. Биренса де Хана и др. была предпринята попытка возродить
спинозизм и соединить его с дарвинизмом (А. Пирсон) или же, позднее,
интерпретировать его в рационалистическом (В. ван дер Так) или мистико-идеалистическом
(И. Карп) духе. Важное место в философии Нидерландов конца 19 - начала 20 вв.
занимает эмпирико-психологическая школа Г. Хейманса, основавшего в 1893 при
Гронингенском университете первую в Нидерланды лабораторию экспериментальной
психологии и оказавшего своими работами влияние на научную мысль также и за
пределами Н, (в Германии, Франции). Труды учеников Хейманса (Л. Полак, Х.
Брюгманс, И. Аортман) во многом определили характер голландской философии 20 в.
Многие позитивисты (например, ван дер Вик) эволюционировали к неокантианству,
первоначально к учению баденской, затем марбургской школы, идеи которой стали
господствующими в Нидерландах в 1900-1910-х гг. Ее сторонниками были П. ван дер
Гюлден, Соппер, а также Б. Овинк и его ученики, которые в 1923 основали
общество критической философии - крупнейшее философское общество в Нидерландах
Виднейшим представителем неогегельянства в Нидерланды был Г. Болланд; его
ученики (Я. Хессинг, Х. тен Брюггенкате, П. ван Схалфгарде и др.) основали в
1922 гегельянское Болландовское общество. Спинозисты создали в 1928 свое
философское общество - "Спинозовский дом".
В 1920-30-х гг.
многие сторонники марбургской школы перешли к феноменологии (Х. Пос),
диалектической теологии К. Барта (Й. Франкен), к онтологии Нидерланды Гартмана
(Р. Кортмюлдер, А. Хартог). Развиваются неотомизм (Й. де Грот, И. Бейсенс, А.
Доткорте и П. Хунен) и религиозная философия кальвинизма (Г. Дойеверде). Для
послевоенной философии Нидерланды характерно известное усиление влияния экзистенциализма
(В. Лендерц, Р. Берлинг; в психологии и психиатрии - Ф. Бейтендейк, А. Янсе де
Йонге, Д. ван Леннеп, И. Линсхотен, Х. Вейнгарден). Виднейшие представители
протестантской версии персонализма - Ф. Констамм, Д. М. Воленховен;
католического неотомизма - Л. де Реймекер. Крупнейшим историком философии и
культуры был Й. Хейзинга, проводивший идеи об исторической посреднической роли
Нидерланды (в составе Бургундского государства) между Центральной и Западной
Европой, между германской и романской культурой. Ряд монографий по истории
голландской философии принадлежит Ф. Сассену.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/
|
|
|
НОВОСТИ |
|
|
Изменения |
|
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
|