|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Философия (разное)Философия (разное)Сознание. Его происхождение и сущность. 1. Сознание как фил-кая категория. Сознание - одна из самых сложных проблем философии. И на каждом этапе развития она решается по разному. В целом сознание - одна из самых абстрактных категорий. Она парная к понятию материи: по мере развития философии материи она наполнялась новым материалом. Над проблемой сознания размышляли еще в античности. ДЕМОКРИТ: душа также материальна, только состоит из особого вида материи. На современном этапе развития философия накопила достаточный материал, чтобы решить проблему сознания. В противоположность материи сознание характеризуется таким понятием, как идеальное. Это значит, что его нельзя характеризовать признаками, присущими физическому миру, как это можно сделать с материальным понятием. В сознании существуют образы, многообразие предметов и вещей, которые в своей совокупности составляют сознание человека и сознание в целом. Эти образы материальных предметов, обладающих физическими характеристиками и представляют собой идеальное. Образ вещи и сама вещь являются противоположностями. Идеальность образа - это его невидимость, неосязаемость, внепространственность, недоступность для других людей. Образы в сознании в отличие от свих материальных прообразов не имеют веса, запаха, пространственных и временных границ. Возникают благодаря взаимодействию человека с окружающей средой. Это возможно только при наличии мозга, при его связи с природой. Объекты природы, взаимодействую с мозгом, рождают образы, которые формируют сознание. Идеальное в отличие от материального есть нечто существующее не в объективной реальности, а лишь в восприятии, представлении, мышлении. Однако само сознание - это реальность, т.е. нечто существующее. Но реальность особого рода: не объективная реальность, а субъективная реальность /мысли, чувства, память, воля и др./. Субъективный образ несет на себе отпечаток личности или группы личностей, отражает ценности и установки этой группы. Образ не может существовать вне конкретной личности, со всеми ее индивидуальными особенностями. Он зависит от нервной системы, уровня знаний... Материя и сознание - два вида реальностей, объективная и субъективная. Они не совпадают, сильно отличаются друг от друга, но это различие нельзя абсолютизировать. Оно является абсолютным, лишь когда мы говорим о том, что первично: материя или сознание. Сейчас - материя, которая в эволюции проходит ряд ступеней, и лишь на определенном этапе возникает сознание. Но, с точки зрения сложившегося сознания, это противоположность не абсолютная. Сознание рассматривается в двух аспектах: ОНТОЛОГИЧЕСКОМ; ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОМ. 1. Сознание - свойство высокоорганизованной материи, ф-я человеческого мозга, продукт человеческого развития. Но не в том смысле, что оно связано с нервной системой, а в том, что оно возникло как социальной формы движения материи. 2. С человеческой точки зрения, сознание - высшая форма отражения действий. Главная ф-я сознания - адекватное отображение мира, получение достоверных знаний о его законах. 2. Отражение как всеобщее свойство материи. Сознание как высшая форма отражения. Мышление и мозг. Важное значение имеет понятие отражения. С точки зрения современной науки отражение представляет собой всеобщее св-во материи. Способность к отражению свойственна всем видам и формам материи, но характер отражения определяется формой движения материи. Чем сложнее форма движения, тем сложнее отражение. Отражение есть всеобщее св-во материи, которое выражается в способности материальных систем посредством собственных изменений воспроизводить особенности взаимодействующих с ними систем. Возникновение ощущения в психике сознания лежит на этой линии способности воспроизводства отражения. Вместе с эволюцией материи формы отражения тоже развивались. Эволюцию форм отр-я см. "Введ. в Фил-ю" Способность отражения на уровне живой природы проходит две ступени развития: 1. Раздражимость, т.е. способность живого отвечать на внешнее воздействие состоянием возбуждения, которое отражается внешней реакцией. Это материальное явление - признак всей живой материи. Чувствительность - это способность отражать отдельные св-ва объектов в виде ощущений. 2. Психика - это отражение нервной системы, проходит ряд этапов. Высшая форма психики - сознание. Эволюция сознания от низшего к высшему не дает возможности понять всю проблему сознания. Мозг - необходимое условие возникновения сознания. Ученые всегда пытались понять, как он функ-ет. Древнегреческий ученый Акмеон считал, что мозг - основа жизни. Гиппократ: только из мозга возникают радости, горести, печали и слезы. С помощью мозга мы видим, думаем, отличаем прекрасное от ужасного. До сих пор мозг - тайна. Безусловно, сознание не может возникнуть, если отсутствует мозг. Когда нарушается стр-ра лобных долей мозга, человек не может создавать и помнить законы поведения, осуществлять самоконтроль. Если поражены затылочно теменные участки, нарушается ориентация в пространстве, счет в уме и др. Учение о мозге прошло большое развитие и сейчас известно, что кора головного мозга состоит из 15 млрд. нервных клеток /нейроны/. Если их вытянуть в ряд получится 5000 км. Каждая из клеток, с помощью отростков находится в контакте с другой, образуя ажурную цепь. Нервные окончания - щупальцы мозга, но одного мозга недостаточно, чтобы возникло сознание, мыслит не мозг, а человек с помощью мозга. Для возникновения сознания необходимо еще и общество. Реальностью сознание становится только в обществе. 3. Общеисторическая природа сознания. Роль труда в возникновении и развитии сознания. ? Единство языка и мышления. ? Энгельс считал, что решающую роль в возникновении сознания сыграл труд. Роль труда складывается из нескольких факторов. Труд сыграл роль в становлении мозга. Развитие мозга человека обусловлено не только биологическими, но и социальными условиями. Через труд мозг обезьяны превращался в мозг человека. Благодаря труду мозг высвободил передние конечности, которые были нужны и усложнялись. Так лапа обезьяны превратилась в руку, увеличилась подвижность головы, изменилась грудная клетка, в следствии этого изменился мозг /увеличился/. Левое полушарие стало базой логического мышления. Правое - образного мышления. Также труд - основное условие существования человека и человеческого общества. Маркс считал, что труд - результат взаимодействия человека с природой. Но в основе труда лежит цель. Прежде чем что-либо создавать человек формирует определенную цель, а животное - нет. СОВРЕМЕННАЯ ЗАП-НАЯ ФИЛОСОФИЯ. Наиболее характерная черта - плюрализм (множественность). Среди множества течений и школ в данный момент наблюдается периориента- ция,в связи с тем что идет поворот к человеку как к субъекту философии. Успех, деятельность человека - вопросы прагматизма ( США, рубеж 19 века ). НЕОПОЗИТИВИЗМ Представители: М.Шлик, Р.Карнап, Л.Витгенштейн, Б.Рассел, Рейхенбах, Гемпель, Шольц. Позитивизм - более раннее философское течение, возникшее в 30-е годы 19 века. Если говорить о первой стадии позитивизма, то надо сказать о Г.Спенсере и О.Канте.В их лице позитивизм сделал бурное развитие естественных наук, которое наблюдалось в это время. Тогда был накоплен высокий потенциал и возник вопрос что же такое философия. Каждая наука дает позитивное знание, а философия как наука не может давать, с их точки зрения, нового знания. Тезис: философские проблемы - псевдопроблемы, лишенные научного смысла. Роль философии - систематизация материала, который предоставляется другими науками. Но первые представители позитивизма не отвергали право философии на существование. далее проблема предмета философии решалась по-разному.Возникло несколько течений: махизм ( Э.Мах ), эмпириокритицизм ( Э.Мах, Авенариузм ),неопозитивизм. НЕОПОЗИТИВИЗМ. Вопрос о предмете философии. Все философские проблемы лишены научного смысла, так как научные - те проблемы, которые проверены на опыте и сравнены с фактами, а, так как философские проблемы не могут быть проверены на опыте, философия не существует.Они выдвинули положение о том, что роль философии - это логический анализ языка науки, деятельность по выяснению смысла, содержание понятий. Это деятельность, носящая подчиненный характер. Прежде всего для философии необходим анализ суждения с точки зрения возможности на существование. СУЖДЕНИЯ: ВНЕНАУЧНЫЕ, НАУЧНЫЕ, ИСТИННЫЕ, ЛОЖНЫЕ Научные - могут быть сравнены с другими фактами. Философские суждения не имеют права на существование, так как лишены смысла, не могут быть подтверждены. Существует несколько вариантов доказательства научности суждений. Необходимо осуществить метод проверки суждений на их осмысленность. ПРИНЦИП ВЕРИФИКАЦИИ.- Это основной способ. Суть - сопоставление научных положений, претендующих на научные, с данными опыта. Как это сделать? Любая научная теория включает в себя ряд общих положений, которые не могут быть сравнены с фактами ( гипотезы, общие потенции и теории ). Поэтому сопоставление невозможно. Выход - описание теории необходимо раздробить на более мелкие факты пока они не достигнут такой узости, чтобы их можно было сопоставить. В дополнение к принципу верификации - КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ. Сих точки зрения целый ряд общих теорий может считаться истинным, если они результат договора между предста вителями той или иной отрасли знаний (налицо субъективный идеализм ). ФИЗИКАЛИЗМ. Предполагается все теории излагать на языке математической физики. В области логики, математики неопозитивисты достигли очень больших успехов. Неопозитивизм также представляется в виде исторически развивающейся системы взглядов. Сначала - логический позитивизм. Затем возникает лингвистический позитивизм. Делает предметом изучения обыденный язык. Говорили, что многие противоречия в обществе можно объяснить нечеткостью понятий. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ Представители: К.Ясперс, Ж.П.Сартер, А.Камю, М.Хайдегер, Бердяев, Бубер, Дель-тей. От экзистенцио - существование. Центральная проб-лема - человек, его существование исходя из его задат-ков. Истоки - в русской фил. мысли.(Достоевский "цель жизни - тайна чел-кого бытия", Бердяев, Л.Шестов. Русские фил. предвосхитили проблематику зап. экзистен-циалистов. Осн. положение: сущ-ние предшествует сущ.. Возник в Герм. после I мировой войны (М.Хайдегер, К.Ясперс), затем перешел во Фран-цию (Ж.П.Сартер, А.Камю). Распадается не только по террит., но и по отнош. к религ.: атеистический и религиозный. О сущ-ти они говорят не об абстракции, а о сущн. по отнош. к чел. Пон. природа человека не сущ. Чел. рождается и вся его деят-ть сводится к тому, что он становится человеком. Человек сам себя делает (выби-рает свой тип ). И этот тип зависит от человека, условий его обитания. Подчеркивается:1.свобода (выбора типа) Если он свободно выбирает самого себя, то сущ. ответс-сть за самого себя. 2. ответственность Человек ответ-ственен не только за себя, но и за все чел-во.Выбирая себя человек экстрополирует (переносит понятие чел-ка) и на все об-во. Вопрос о взаимосвязи чел. с об-вом. Чел. выраж. себя через связь с об.вом. В связи с этим экзис-тенциализм выдвигает ряд категорий: подлинное и непод. существование. Экзист-ты считают, что человек в об-ве влачит не подлинное существование. Он свободен теорет., а практич. зависит от нравов, мышления об-ва. В технизированном обществе человек теряет свое Я. Чтобы не идти в разрез с обществом человек должен приспос-ться к нему. Поэтому одна из характерных черт человека - КОНФОРМИЗМ. Чтобы жить человек должен потерять свою индивидуальность. Человек может стать самим собой и возвратить свое Я только в экстремальных условиях (пограничных ситуациях). Это события (ситуации) в человеческой жизни , при кот. человек забы-вает о контроле об-ва: страх, смерть, отчаяние, болезнь. Прагматизм Философия прагматизма, главыми представителями которой явл. Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи и др., получила распростр. в США. Она зафиксировала в себе, но при этом и неоправд. абсолютизировала факт изменчивости, непостоянства объективного мира. Опыт - это не плавный, спокойный поток событий, текущих в ясно видимое будущее; скорее это серия неожиданных ситуаций, в которых наш кругозор ограничен рамками сложившихся в данный момент условий, требующих от нас принятия быстрого решения. Постоянное возникновение чего-то непредвиденного создает реальные опасности, труднос.ти и проблемы. Для того чтобы действовать безошибочно, неооход. эфективныйинструмент регуляции поведения. Им явл. интеллект. Согласно Дьюи, функция интеллекта состоит не в том, чтобы копировать объекты. окружающего мира, а скорее в том, итобы устанавливать путь, каким могут быть созданы в будущем наиболее эффективные и выгодные отношения с этими объектамй. Задача человека заключается в том, чтобы наилучшим образом устроиться в мире, а задача прагматизма помочь ему в этом. В рамках данной философии понятие опыта получает особое толкование. Фактически мир нашего опыта есть единственно реальный мир подлинных ценностей, то есть всего того, к чему мы стремимся, чем дорожим и что хотели бы сохранить в своей жизни. Отсюда познание есть не что иное, как вид действия, или деланья, направленного на сохранение ценностей, достижение блага. Такое понимание познания принципиально отождествляет истину и ценности. Истина, считает Джемс, есть то, во что нам лучше, выгоднее всего верить. Поскольку же деятельность, или деланье, сводится к привычке, осознаваемой как устойчивое верование, то сама истина, отождествляемая с ценностью, также сводится к прагматически истолковываемому верованию. Верование же определяется как готовность.действовать определенным образом. Это значит, что если возникает необходимость каких-то общественных изменений, то универсальным средством таього изменения выступает изменение привычек, отказ от старых и выработка новых, более полезных и эффективных. Таким образом, все сводится к замене одной веры другой. Разновидностью прагматизма является инструментализм, рассматривающий понятия, идеи как имеющие лишь операциональное значение, то есть выступающие как инструменты действия. Согласно Дьюи, понятия подучают свое содержание не из объективного мира, а из действий и операций субъектов. Они поэтому не открывают нам никакой объективной реальности и не имеют никакого отношения к тому, что есть, но только к тому, что может или должно быть. По безоговорочному утверждению Дыои, понятие есть в сущности синоним соответствующего набора операций. Следовательно, истина в инструментализме определяетс,я как полезность, или ра5отоспособность понятия. Критиковать философию прагматизма здесь сколько-нибудь подробно не имеет смысла, ибо она сама достаточно красноречиво свидетельствует о всех своих сомнительных . Неотомизм. Наиболее влиятельным напривлением современной религиозной философии является неотомизм, получивший свое название от иыени средневекового богослова Фомы Аквинского Ж Маритен, Э. Жильсон, Й. Бвхеньский, М. Грабман и др.) и широко распространенный в странах католического вероисповедания. Это объективно-идеалистическая философская доктрина, характеризующаяся стремлением синтезировать в цеюстную гармоническую систему прямо противоподожные принципы веру и разум, религию и науку. В этом синтезе и заключается ее сокровенный смысд. Неотомизм претендует на человека, как у зкзистенциалистов не игрушка произвольной человеческой активности, как у пргматистов матистов, не цепь логической данности, как у неопозитивистов а , которая вызывает гипнотическую иллюзию целостного, законченного учения, будто бы призванного удовлетворить самые взаимоисключающие запросы, дать ответы на все вечные проблемы бытия и смысла человеческой жизни. ИОГАНН ФИХТЕ (1762 - 1814) Обладал мгновенной памятью 1780 - студент теологии ;(теология - учение о боге - богословие) Интересовался философией, литературой, юриспруденцией. Был домашним учителем из-за материального положения. Рано познакомился с философией Канта. Отправился в Кенинсберг, чтобы встретить его и поговорить.Написал "Опыт критики всяческого откровения", это понравилось Канту.Он помог издать ее (без указания автора).Все прочитавшие ее подумали,что автор - Кант,но впоследствии все объяснилось. Существенную роль в жизни Фихте играл Гете (Герм.),который благодаря своему авторитету помогал Фихте.Так, Фихте был приглашен на должность профессора в Иенском университете в 1794-1799. Фихте отличался демократическими взглядами,которые пользовались большой популярностью.Его обвинили в атеизме.Когда Наполеон оккупировал Германию,Фихте переехал в Берлин.С риском для жизни произносил патриотические речи,в которых призывал к политическому единству нации. 1810 - основан Берлинский ун-т.Фихте стал не только йпервым профессором философии,но и первым ректором. Умер в 1814 от тифа ФИЛОСОФИЯ "Чем больше я действую,тем счастливее себя чувствую".Основная жизненная установка - "Действовать,действовать - вот то,ради чего мы существуем" Философия подразделялась на : - теоретическую - практическую ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - получила название "наукоучение" 1794 - "О понятии наукоучения,или о т.н.философии" 1796 - "Первое введение в наукоучение" "Второе ... "Опыт нового наукоучения" 1800 - "Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о сущности новейшей философии".Это простое и ясное изложение его учения УЧЕНИЕ О СВОБОДЕ Если мы признаем свободу человеческого духа,то мы должны прийти к отрицанию объективного,внешнего,существующего вне нас мира Подверг критике положение Канта о "существовании вещей вне нас" Вне человеческого сознания ничего не существует и не может существовать "Начало физической философии должно стать мыслящее Я ,из которого выводится все содержание мышления и самой чувственности" В том и состоит сущность критической философии,что в ней устанавливается некое абсолютное Я как нечто совершенно безусловное и ничем выше не определимое. Я я не Я Я - то,что относится к моему сознанию; само сознание не Я - продукт моего сознания. человеческое Я - основа всего существующего (как у Беркли) Что является первичным: мышление или бытие ? - основной вопрос философии Материализм и идеализм противоположно решают этот вопрос можно объяснить,как бытие возникает из мышления обратно - нельзя Материализм отождествлялся с догматизмом Основная проблема - проблема, как возможно мышление, является ли оно первоначалом,или оно вторично Индивидуальное мышление - основная философская проблема "Мысли в себя и подмечай, как ты это делаешь.Вникни в самого себя,отвлекись от внешнего" ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. состоит из этической системы и социально-исторической части Фихте обращает основное внимание на человеческую активность. Активность должна быть направлена на получение свободы. Но в то же время человеку вменялось в обязанность уважать свободу других людей. Это единственное,что ограничивает свободу личности. "Стать свободным и достичь этого благодаря своей активности" - нравственный долг человека Личность в принципе должна находиться в подчинении государству ВЫВОД: Свобода не может быть абстрактной, она должна сочетаться с необходимостью В социально-политических воззрениях - "утопия" замкнутого торгового государства 1800 - отражение нового этапа ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ И ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ Исторические формы диалектики: Первоначально термин диалектика раскрывался как "искусство вести спор" . Диалог Сократа строился по принципу диалектики. Уже в античности складывается диалектический подход к миру Нынешнее рассмотрение термина диалектики раскрывается как учение о развитии и всеобщих связях Стихийная форма диалектики.Гераклит не мог доказать, что мир находится в постоянном развитии,однако он высказал ряд гениальных догадок. Аристотель понимал метафизику иначе,чем мы. Его основной философский трактат назывался "метафизика".Однако со времен Гегеля под метафизикой понимается метод познания, метод подхода к действительности, противоположный диалектике. Пьер Абеляр "Да и Нет" Систему диалектики создал Гегель "Логика". Для Гегеля развитие присуще не миру,а идее мира и т.д.Существует диалектика процесса не в мире, а в нашем сознании. Гегель: разработка основных законов и категорий диалектики с идеалистической точки зрения. Середина 19 века ознаменовалась такими открытиями в области естествознании, которые сделали возможным диалектически рассмотреть мир. Природа есть камень диалектики. Основываясь на идеалистической диалектике Гегеля, марксисты создали материалистическую диалектику. ДИАЛЕКТИКА: стихийная, идеалистическая, материалистическая С точки зрения материалистической диалектики,развиваются не понятия,а окружающий человека мир. Понятия являются отражением мира,не являясь при этом самостоятельными. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ: 1. развития, 2. всеобщей связи Принцип развития заключается в таком подходе к миру, при котором он рассматривается как система, находящаяся в состоянии постоянного развития. Согласно принципу всеобщей связи, в мире нет явлений и процессов, которые не были бы связаны друг с другом, причем эта связь может носить различный характер. Классики марксизма, материалистически изучив учение Гегеля,сформулировали учение о законах и категориях. Закон - отражение определенной связи между явлениями, объектами, процессами. Связь внутренняя, существенная, повторяющаяся, необходимая связь между явлениями и объектами материального мира. Законы могут быть самыми различными. Частные (специфические) законы используются в ограниченной сфере деятельности. Сфера применения законов диалектики практически безгранична. Они находят проявление в природе, обществе, человеческом сознании Законы диалектики 1. Закон единства и борьбы противоположностей 2.Закон взаимоперехода количественных и качест- венных изменений 3.Закон отрицания отрицания (1.) - вскрывает проблему источника,причины развития. Существовали теория первоидеи, первотолчка, однако в конце концов эти идеи приводили к Богу. В диалектике признается саморазвитие и самодвижение,т.е. каждый объект мира развивается не в силу каких-либо внешних причин,а в силу наличия в себе противоположных процессов. (2.) - вскрывает механизм диалектического развития,т.е. отвечает на вопрос: как,каким образом происходит развитие в природе и в человеческом сознании.Согласно этому закону,развитие происходит путем постепенных количественных изменений,а затем скачкообразного перехода к новому качеству. (3.) - показывает направленность развития.Согласно этому закону,развитие представляет собой процесс бесконечных отрицаний,в результате которых происходит поступательное развитие от простого к сложному,от низшего к высшему. Эти три закона диалектики достаточно раскрывают принцип диалектического развития,охватывая его со всех сторон. Категории диалектики Каждый из законов формулируется посредством ряда категорий. Понять закон - это значит раскрыть понятие тех категорий, через которые этот закон раскрывается. Первый закон: тождество, различие, противоречие, противоположность. Тождество - совпадение,сходство одного объекта с другим или состояний одного и того же объекта по отношению друг к другу.Существует тождество,которое всегда включает в себя развитие тождества,приводит его в состояние противоположности.Отношения между ними составляют диалектическое противоречие. Диалектическое противоречие. - это такое отношение противоположных моментов внутри системы, которое делает ее (систему) самодвижущейся и которое проявляется через взаимообусловленность этих моментов и одновременно их взаимоотрицание. Единство противоположностей,как правило,временно,преходяще,а борьба противоположностей абсолютна в том плане,что возникают все новые противоположности по отношению друг к другу. Мир соткан из противоположностей Этапы развития диалектического противоречия 1 - зарождение различия между противоположностями 2 - развертывание противоположностей.Поляризация сторон в рамках единого целого 3 - его разрешение Второй закон: качество, количество, мера, скачок - форма перехода из одного качества в другое. Третий закон: Необходимо выяснить саму суть диалектического отрицания Метафизика: отрицание является полным и абсолютным Диалектика: характеризуется преемственностью.Любое отрицание предполагает удержание в самом себе самое главное и ценное,что может быть в развивающемся объекте. Например Гегель: тезис, антитезис, синтез Философия содержит целый ряд понятий,которые мы можем назвать категориями Особое место в диалектике занимают т.н. парные категории,которые как бы дополняют основные принципы диалектики, конкретизируют эти принципы. Такие категории: единичное и общее, причина и следствие, содержание и форма, сущность и явление, необходимое и случайное, возможное и действительное. Данные понятия относятся не к сфере понятия о мире,а к самому миру. Георг Вильгельм Гегель (1770-1831) Родился в Штутгарте. Отец - секретарь казначейства.Учился в гимназии, должен был стать пастором - традиционный путьпредставителей классической немецкой философии. Являлся кандидатом теологии и магистром. Работы, посвященные христианству "Жизнь Иисуса"... В 1801 г. право преподования, лекции по истории философии, логике, эстетике.("Феномен духа", "Наука логика"). 1817 г. - "Энциклопедия философских наук."(+ "Философия искусства") Гегель - пример ярко выраженного объективного идеализма. Мир вне человека реально существует, но первоначальна духовная сущность,кот. определяет все развитие чел-ка. Эта абсолютная идея существует везде и во всем. Логика: Это сфера духа, развития абсолютной идеи. Абсолютная идея отчуждает от себя природу Философия природы: Природа - "сфера абсолютной идеи", это окаменевший дух. Абсолютная идея отходит от природы.Философия духа: принцип триады: попытка подвести все процессы в 3 этапа,а именно: Логика | Тезис - положительное знание Ф.Природы | Антитезис - отрицание Ф.Духа | Синтез - возврат к тезису, но на более высоком уровне. ЛОГИКА ГЕГЕЛЯ (сфера развития абсолютной идеи, чистой мысли) Состоит из учения о бытии, учения о сущности, учения о понятии. Бытие - чистое, не обладает никакими признаками, нельзя определить, это НИЧТО. Но время развития бытия, и ничто - процесс становления. Абсолютная идея проходит несколько стадий: от абсолютной неконкретности к конкретной вещи. В процесс становления образуется НАЛИЧНОЕ, которое уже обладает определенными свойствами и признаками и характеризуется количественной и качественной мерами. КАЧЕСТВО - сущность предмета, то, что делает дом домом. КОЛИЧЕСТВО - дом, боьшой или маленький, - это дом. Теряя качество, предмет перестает быть самим собой, а изменяя количество, предмет остается собой. До определенного этапа количественные изменения происходят, не изменяя качества предмета - этот этап мера (количественно-качественная определенность). Понятие ОТРИЦАНИЯ. (Т-АТ-С). Развитие происходит путем бесконечных отрицаний: АТ - отрицание, С - двойное отрицание. Отрицание - момент развития. Отрицание - (снятие - одновременное отрицание, но и сохранение наиболее прогрессивных моментов - того, что мы отрицаем.) Снятие. удержание сохранение положительного, прогрессивного. Г.разрабатывает диалектику (в учении о понятии), кот. характеризуется понятием триады и диалектического отрицания. Учение о СУЩНОСТИ: Кажимость (кажется, что солнце движится вокруг Земли) препятствия, мешающие чел-ку постичь сущность вещей. Видимость/ Взаимосвязь понятий СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ неотрывна друг от друга, т.к. сущность является, а явление существенно. Чтобы проникнуть в сущность вещей Г. рассматривает триаду:Тождество-Отличие-Противопол-сть. Нет абсолютного тождества, чел-к не может быть тождественнен другому. Тождество обязательно выявляет в себе различия, а различие, развиваясь, доходит до противоположности. /Белый и серый цвета (между ними есть различие,затемняя серый можно вообще получить черный)/. Отношение противоположностей между собой образует противоречие, которое и есть источник развития. Для выяснения сущности предполагается рассмотреть категории (на первый взгляд противоположности, но...): 1. содержание - форма 2. возможность - действительность 3. необходимое - случайное 4. причина - следствие Каждая вещь, предмет может быть охарактеризован с помощью содержания и формы. Не существует содержания без формы и наоборот./Можно поспорить/. Внешняя форма не учитывается: оформление, переплет книги. Одно и то же содержание может быть представленно в разной форме, например любовь может быть выражена в стихах, музыке, и др..., и чем совершеннее форма, тем глубже мы проникаем в содержание. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ все то, что уже существует, а ВОЗМОЖНОСТЬ - то, что только может существовать. ФОРМАЛЬНАЯ Возможность: Это все, что чел-к может помыслить (солнце упадет). РЕАЛЬНАЯ Возможность: Это то, что обладает такими признаками, которыми обладает реально существующее. При рассмотрении категорий НЕОБХОДИМОГО и СЛУЧАЙНОГО основное это выяснение их зависимости. То, что сейчас кажется случайным, может быть необходимо в другом состоянии, другом времени. ПРИЧИНА - то, что порождает следствие, следствие может быть причиной других явлений. Учение о ПОНЯТИИ: состоит из ПОНЯТИЯ, СУЖДЕНИЯ, УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ МЕХАНИКА, ФИЗИКА , ОРГАНИКА. Ф. ПРИРОДЫ - наименее разработанная часть его системы. Ф. природы характеризуется как много бытие идей, ПРИРОДА - окаменевший дух, она чуждая сфера самой абсолютной идее. К сфере природы понятие развитие не носит диалектического характера.ОКАМЕНЕВШИЙ ДУХ - сама суть ф.природы. Здесь Гелель применяет триаду - три этапа развития абсолютной идеи, котор. на определенном этапе отчуждает от себя природу. ОТЧУЖДЕНИЕ бытие, но не истинное. Эта сфера необходима, т.к. развитие природы дает возможность более глубокого понимания идеи самой себя. Сферы ф.п.: механика, физика и органика - имеют взаимосвязь, обусловленную тем, что эти 3 ступени-сферы развития абсолютной идеи. МЕХАНИКА - 1ый этап развития природы, на кот. объекты природы существуют в отрыве друг от друга, но во времени и пространстве. Основные проблемы механики: проблемы пространства и времени. Природа у Г. не развивается, т.к. она задан абсолютной идеей и может лишь разнообразится в пространстве. На стадии механики предметы и объекты рассматриваются Г7 с точки зрения количественных изменений. ФИЗИКА, проблемы: природа света, оптика, небесная механика, стихии - воздух, огонь, вода, земля. Предсказал периодическую систему элементов. ОРГАНИКА - высшая сфера, там происходит зарождение жизни, зарождение всего живого. Жизнь - лишь производная абсолютной идеи, не имеющая естественного происхождения. ФИЛОСОФИЯ ДУХА: СУБЪЕКТИВНЫЙ, ОБЪЕКТИВНЫЙ, АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ. Высший этап философии Гегеля - философия духа. Первый этап развития идеи в виде духа распадается на антропологию, феноменологию и психологию. Уже в разделе АНТРОПОЛОГИЯ Г. пытается рассмотреть проблему индивидуального сознания, имеющего социальный характер. Человеку даны темперамент, особенности психики, но от природы он не является ни злым, ни добрым. Г. активно выступает против идеи расизма. Человек свободен и должен свою свободу совершенствовать. Большое внимание Г. уделял особенностям различных национальных характеров, осуществил анализ немецкого национального характера. Гегель анализирует понятия МЫШЛЕНИЕ, ДУХ, РАЗУМ. Анализ сферы объективного духа: абстрактное право, мораль, нравственность. Исходный пункт право-свободная воля. Абсолютной свободы не существует, потому что свобода всегда определяется известными условиями. Быть СВОБОДНЫМ - сознавать границы и необходимость делаемого. Полной свободой может обладать лишь мыслящий интелект. Человек может и должен осознавать свою свободу. СВОБОДА - осознанная необходимость. С точки зрения Г. самая главная заповедь права - будь юридическим лицом и уважай других в качестве такового. Большое внимание уделяет анализу уголовного права: "правонарушение не допустимо, воровство в случае крайней необходимости объяснимо и не наказуемо, т.к. наибольшая ценность - человеческая жизнь...Человек может и должен стремиться к счастью." Гегель рассматривает понятие морали и нравственности в разделе "Гражданское общество". Наиболее важным он называет общество, кот. знаменует становление капиталистических общественных отношений. Говорил о решающей роли труда в человеческой жизни. ТРУД - социальное явление, зависящее от развития техники, производства. Прогресс приводит к оскуднению человеческой личности. Он рассматривает ГОС-ВО - сферу развития человеческой свободы, т.к. свобода осознанная необходимость. Идеальный тип государства,по Г.,- это прусская монархия. Гегель рассматривал всемирную историю: прогресс истории на сможет развиваться всем человечеством, а лишь отдельным народом, дух которого наиболее подходит для дальнейшего развития, является носителем духа всего мира. Критерий общественного прогресса - сознание каким-либо народом своей свободы. Человечество, развиваясь, подходит к наиболее глубокому пониманию свободы. Только у греков появилось в античности ощущениесвободы, но только абстрактной. Только германские народы, по Г., благодаря христианству дошли до понимания свободы. Абсолютный дух также включает в себя 3 раздела: искусство, религия, философия. ИСКУССТВО - его центральная категория - понятие прекрасного, но он не принимал во внимание красоту пирроды. Сфера искусства - сфера человеческого духа. Степень совершенства - диалектическое соотношение содержания и формы. Три этапа развития искусства: ДРЕВНОСТЬ (символическое искусство), АНТИЧНОСТЬ (абсолютное совпадение формы и содержания - классика искусства), СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (романтическое). Гегель рассматривает отдельные жанры искусства и считает, что должно происходить полное совпедение формы и содержания. Философия и религия стоят на одной ступени. Г. считает философию воплощением абсолютного духа. Развитие религии - движение одной более совершенной религии. Высшая форма религии /опять же/ германский пртестантизм, основоположник - М.Лютер. Человек должен самостоятельно прийти к религии, поддерживая требования личной веры.( Вообще не рассматривал ислам) ФИЛОСОФИЯ - высшая сфера существования абсолютного духа. Г. рассматривал Ф. как процесс совершенствования и развития, изучал историю философии и объяснил необходимость смены одних учений другими. СЧИТАЛ СВОЮ СИСТЕМУ НАИБОЛЕЕ СОВЕРШЕННОЙ. Вопросы к экзамену по философии 1. Философия - мировоззрение, особая форма культуры, духовной деятельности, познания. Философия (любовь к мудрости) - особая форма познания мира, система взглядов по общим проблемам бытия и познания, и прежде всего об отношении мышления к бытию, духа к природе, составляющему ее основной вопрос. Основной вопрос всякой философии имеет две стороны. Первая сторона - это вопрос о том, что первично - материя или дух, бытие или мышление. Материалисты первичной считают материю, а дух - производной от материи. Идеалисты утверждают, что первично сознание, мышление, дух. Другая сторона основного вопроса философии - вопрос о том, познаваем ли мир. Основная проблема философии - проблема человека. “Познай самого себя!” (Сократ). Основные темы философии: мир в целом (космологический подход) и человек в этом мире (антропологический подход). Предмета философии как такового нет, есть определенный подход к различным проблемам. Функции философии: 1) мировоззренческая (Мировоззрение : мироощущение (эмоционально-психологическая сторона на уровне настроений и чувств); мировоспитание (опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений); миропонимание (познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения). 2) познавательная (философия - особая форма познания мира, осознание уникальности природы, культуры, человека); 3) методологическая (разработка методологии создания целостной картины бытия человека в мире, преодоления фрагментарности естественнонаучного и научно-технического знания); 4) возрастает значение ценностно-регулятивной функции философии (усиление потенциала общечеловеческих ценностей, оценка путей познания и деятельности с позиций их соответствия гуманистическим идеалам). Предпосылки философии: мифология и религия. Составные части философии: онтология (учение о бытие); гносеология (теория познания); логика (наука о формах правильного доказательства исследований); этика (нравственные формы); эстетика (о красоте и прекрасном). Генезис философского учения: первой была натурфилософия; исторические формы материализма: наивный, механистический, метафизический, исторический, диалектический, антропологический; исторические формы идеализма: субъективный, объективный. Фундаментальные философские категории: Бытие - фил. категория, обозначающая прежде всего существование, бытие в мире, данное бытие. Реальное бытие - существование, идеальное - сущность. Субстанция - в обычном понимании синоним материи, вещества; в фил. плане - нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в себе самом, а не благодаря другим и в другом. Материя - вещество; первоначально обозначающее отличительный признак пространственной телесности, еще без противополагания его жизни, душе и духу, и только после ряда исторических превращений развившееся в понятие “мертвого вещества”, которое является также и понятием, противоположным понятиям жизни, души и духа. Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. 2. Древнеиндийская философия. Возникновение философии в Др. Индии относится примерно к середине I тысячелетия до н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Древнеиндийское общество делилось на варны: 1)жреческая варна (брахманы); 2)варна военной аристократии (кшатрии); 3)варна земледельцев, ремесленников, торговцев (вайшьи); 4)низшая варна (шудры). Древнейший памятник индийской литературы - Веды. В них выражено весьма древнее религиозной мировоззрение. Веды состоят из 4 частей: сборник религиозных гимнов, сборник ритуальных текстов, правила поведения для отшельников, философская часть (Упанишады). Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед: веданта, миманса, йога и др.) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, локаята). Джайнизм в своей главной части - учение, указывающее путь “освобождения” души от ее подчинения страстям. Цель - “святость”, особый
образ поведения, при помощи которого достигается указанное освобождение. Буддизм возник в VI-V вв до н.э. как учение, враждебное древней религии брахманизма.
Учения буддизма основываются на легенде об основателе религии Будде и распространялись среди городских низов. Буддизм выдвигает следующие
краеугольные положения: 1)жизнь исполнена страданий; 2)существует причина возникновения страданий; 3)имеется возможность прекращения страданий в
настоящей жизни (нирвана). Цель познания - освобождение человека от страданий. Локаята
- древнейшее материалистическое философское учение в Индии, отрицало существование какого-либо другого мира, кроме материального. Все вещи природы
состоят из воздуха, огня, воды и земли. 3.Древнекитайская философия. В Др. Китае в VIII-VI вв до н.э., в период формирования и развития рабовладельческого общества вырисовывались две тенденции в идеологии: консервативная и прогрессивная, мистическая и атеистическая. В ходе борьбы этих двух тенденций все шире распространялись наивноматериалистические идеи о пяти первоэлементах вещей (металле, дереве, воде, огне, земле), о противоположных началах (инь и ян), о естественном пути (дао) и др. Однако формирование философских течений относится к VI-V вв до н.э. В истории древнекитайской идеологии важное место занимает этико-политическое учение конфуцианства, основоположником которого был Конфуций (551-479 до н.э.). В центре философии К. - проблемы воспитания. “Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания”. Небо - верховное божество. “Жизнь людей зависит от судьбы, а богатство и знатность происходят от неба”. Видным последователем Конфуция был Мэн-цзы. Согласно его учению, человеческая жизнь подчинена “небесной воле”, которую выражает и исполняет мудрый государь - “сын неба”. Человеку от рождения присущи 4 качества: чувство сострадания, чувство стыда, скромность и умение различать истину от лжи. Против конфуцианской школы выступил Мо-цзы. Утверждал, что предопределенной судьбы нет, она зависит от того, как человек будет осуществлять в жизни принципы всеобщей любви, выражающей “небесную волю”. Даосизм - учение Лао-цзы о дао - пути вещей. Основная идея - жизнь природы и людей не управляется “волей неба”, а протекает по определенному естественному пути - дао. Основа мира - дао и субстанция ци (воздух, эфир). В мире все находится в движении и изменении, в результате чего все вещи необходимо переходят в свою противоположность. Призывал людей отказаться от излишеств и вернуться к первообщинной жизни. Неоконфуцианство - идеалистическая школа китайской философии, сложившаяся в основном в период Сун (10-13 века). Значительное место занимают вопросы онтологии, натурфилософии, космогонии. Утверждалась незыблемость социальных порядков. Занимало господствующее положение в философской и общественно-политической мысли Китая до начала 20 века. 4. Милетская школа. Первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. Основу мира эти философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) видят в определенном материальном принципе. Школа стихийно тяготеет к материализму. Ее представители интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и “наивная” диалектика. Фалес. Соединял практическую деятельность с глубоким изучением природы. Свои географические, астрономические и физиологические познания Фалес связал в философское представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на явные следы мифологических представлений. Фалес полагал, что все существующее возникло из воды. По форме Земля - плоский диск, плавающий в воде. Вселенная полна богов, все воодушевлено. Полагал, что ближе всего к Земле находятся звезды, а дальше всего - Солнце. Анаксимандр. Прозаическое сочинение “О природе”. Впервые чертит карту земли и создает нечто вроде небесного глобуса. Земля по форме напоминает срез цилиндра или колонны. Небо - сфера, окружающая Землю со всех сторон. Земля неподвижно пребывает в центре мира, находясь на равном расстоянии от всех точек небесной сферы. Пространство первоначально было заполнено неизвестным веществом, затем над Землей возникли оболочки воды и воздуха, огня. При высыхании Земли вода скопилась в углублениях. Родина жизни - илистое дно моря. Люди должны были родиться и первоначально развиться внутри рыб и только по достижении силы вышли оттуда. Анаксимен. Первовеществом объявляет воздух. Воздуху свойственны процессы разрежения и сгущения, посредством которых из него образуются все вещества. Разрежаясь, воздух становится огнем; сгущаясь, последовательно превращается в воду, в землю, в камни. Земля - плоский диск, парящий на воздухе. Устанавливает истинный порядок расположения Луны, Солнца и звезд в мировом пространстве по отношению к Земле. Воздух - источник жизни, душа - “дыхание”, дуновение воздуха. 5. Философия Гераклита Эфесского и Пифагора. Гераклит (около 530 - 470 до н.э.). исходным пунктом своего учения о мире Гераклит сделал представление о преходящем, изменчивом характере всего существующего. Все существующие вещи возникли из вещественного первоначала, первовещество природы - “огонь”. Важнейшая черта наивной диалектики Гераклита - представление о вечном изменении всего существующего и о борьбе противоположных начал как причине изменения. Душа материальна - это наименее влажный, сухой огонь. Все вещи возникают из огня по необходимости путем последовательных превращений. Миром правит “логос” - единство, всеобщность и непреложность мирового порядка. Развитие общества характеризуется всеобщей борьбой; война - “отец всего, царь всего”. Разработал учение об относительности свойств. Пифагор из Самоса (около 580 - 500 до н.э.). Учение Пифагора кроме религиозных, моральных и политических предписаний заключало в себе и некоторое философское мировоззрение с невыделившимися из его состава научными представлениями. Основными учениями Пифагора были вера в переселение души человека после смерти в тела других существ, предписания и запреты относительно пищи и поведения и, быть может, учение об образах жизни, наивысшим из которых признавалась жизнь не практическая, а созерцательная. В арифметике Пифагор исследовал свойства рядов чисел, в геометрии - элементарнейшие свойства плоских фигур, но вряд ли ему принадлежат приписанные ему впоследствии открытие теоремы Пифагора и несоразмеримости отношения между диагональю и стороной квадрата. Учение Пифагора о мире пронизано мифологическими представлениями. Мир, по его учению, живое и огненное шаровидное тело. Он вдыхает из окружающего беспредельного пространства пустоту (воздух). Проникая в тело мира, пустота разделяет и обособляет вещи. В философии ранних пифагорейцев уже ясно обнаруживаются идеалистические идеи. 6. Философия элейской школы. Ксенофан (565 - 470 до н.э.). Подверг критике господствующие представления о множестве богов. О природе богов и обо всем остальном не может быть истинного знания, а может быть лишь мнение. Ксенофан - один из первых представителей пантеистического мировоззрения. Он считал, что мир “вечен и неучтожим”, представляет собой нечто единое, и это единое есть бог, который “сросся со всем”. Вере в существование под Землей ада он противопоставляет учение о бездонности Земли, вере в божественность светил - представление об их естественной природе. Звезды возникают из воспламенившихся облаков. Все, что рождается, есть земля и вода, и люди родились из воды и земли. Парменид (540 - 470 до н.э.). Философия Парменида направлена против учения Гераклита о всеобщем движении, изменении. Мир, по Пармениду, вещественный шар, в котором нигде нет пустоты и, следовательно, движение невозможно, так как мировое пространство заполнено все целиком. Всякая мысль, утверждает Парменид, всегда есть мысль о существующем. Из абсолютной заполненности пространства следует, что мир един и в нем нет частей. Всякое множество только обман чувств. Из этого же вытекает вывод о невозможности движения. Ничто не возникает и не уничтожается. Учение Парменида полно мифологических представлений. В центре мира, согласно Пармениду, пребывает богиня-правительница (или Правда и Необходимость); она “держит жребий” и правит всеми небесными движениями. Зенон (490 - 430 до н.э.). Аристотель видел в Зеноне родоначальника “диалектики” - этим словом называлось тогда искусство достигать истины в споре путем выяснения противоречий в суждении противника и путем устранения этих противоречий. Однако Зенон не был диалектиком в современном смысле: он старался доказать метафизические положения Парменида о невозможности движения, возникновения и т.д. Допускал существование множества вещей. В парадоксе о летящей стреле доказывается, что стрела в каждый данный момент находится в определенной точке пространства, занимает место, равное ее длине, стало быть, не движется. Для того чтобы стрела передвигалась, она должна в каждый момент времени находиться в определенном месте и вместе с тем не находиться в нем. Но это противоречиво и, следовательно, невозможно. 7. Философия Эмпедокла и Анаксагора. Эмпедокл. В разработке своего учения Эмпедокл опирается на мысль Парменида о вечности, неразрушимости и неизменности истинно существующего. Однако он считает достоверным существование множества вещей, основу которых образуют четыре разнородных вещественных начала: огонь, воздух, вода и земля. Все в мире находится в процессе соединения и разложения. Помимо 4 вещественных (элементарных) начал в мире существуют также две вещественные движущие силы - любовь и вражда. Отличает неподвижные звезды от движущихся планет. Поразительная догадка о том, что свету необходимо время для распространения в пространстве, огромная скорость света не позволяет нам наблюдать длительность этого процесса. Растения возникли самопроизвольно до возникновения животных. Существующее в настоящее время множество форм животных порождалось постепенно. На первой стадии возникли отдельные органы будущих животных, на второй стадии происходило сочетание разнородных частей. Большинство из них погибли, уцелели только те, в которых части случайно оказались подходящими друг другу. Из сохранившихся образований на третьей стадии составилось множество форм, по виду уже животных, но еще лишенных различий между полами. Последние появляются только на 4 стадии - стадии порождений. Анаксагор. Основная задача философии А - согласование провозглашенной элеатами вечности, нетленности истинно сущего с
изменениями, движением и множеством, о которых свидетельствуют чувства. Мир не есть единство, чуждое различий и множеств. Он состоит из бесконечного числа
делимых до бесконечности частиц. 8. Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита. В V в до н.э. возникает новая форма материализма - атомистический материализм, наиболее выдающимся представителем которого был Демокрит. Атомисты предполагали существование бесчисленного множества телесных частиц, но они 1) допускали существование пустоты, в которой происходит движение частиц, и 2) отрицая за частицами способность делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые “атомы”. Основателем древнегреческого атомизма был Левкипп, сформулировавший основное положение атомистического материализма, согласно которому все в мире состоит из мельчайших, простых, неделимых частиц (атомов) и пустоты. Продолжатель учения Л крупнейший представитель древнегреческого материализма Демокрит (ок. 460 - начало IV в. до н.э.). исходное положение атомистической системы Д - тезис о существовании пустоты и атомов, образующих своими бесконечно многообразными соединениями все сложные тела. Атомы отличаются друг от друга по форме, порядку и положению. Эти первоначальные различия и лежат в основе всех наблюдаемых различий. Признание универсальной причинности. Жизнь и смерть организмов сводятся к соединению и разложению атомов, причем основой жизненных отправлений считаются круглые, гладкие и весьма малые атомы. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Бессмертие души Д отвергает. Из смертности души следует отрицание загробного мира. Учение Д о познании. Исходным началом и основанием познания Д признавал ощущения. Д различает то, что существует “во мнении”, от того, что существует в действительности. Д разрабатывалась логика. Взгляды на общество. Политику Д рассматривал как важнейшее искусство, задача которого - обеспечение общих интересов свободных граждан рабовладельческой демократии. Идеал Д - жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Важнейшим условием общественной жизни Д считает разделение труда. 9. Фил-фия Сократа (469 - 399 до н.э.). Философия в понимании С не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Главная задача познания - самопознание: “познай самого себя”. Знание есть обнаружение общего (или единого) для целого ряда вещей (или их признаков). В своей этике С отождествляет добродетель со знанием. Поведение человека определяется его пониманием о добродетели и благе. Мудрость - совершенное знание. Сократ был первым философом, поставившим в центре внимания человека. Крупнейшим продолжателем С был Платон. Бытие человека в мире 11. Религия в опыте человека. Религия - в том смысле, в каком принято говорить о трех мировых религиях: христианстве, буддизме и исламе, - это сложное совокупное понятие, включающее в себя определенную мифологию, систему догматов, культовые и обрядовые действия, социализированные религиозные институты (церковь в христианстве), конкретные формы взаимоотношения между верующими и религиозной организацией и многое другое. Религия - специфическое ценностное отношение человека к миру: преклонение перед совершенным абсолютом, высшим идеалом, ориентация на безусловную программу поведения, на универсальные принципы (личная ответственность, доброделание, вера, надежда, любовь). Религиозное сознание выступает как одна из форм общественного сознания. Религия (благочестие, набожность, святыня) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство связанности, зависимости и
долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. Различают следующие ступени развития религии: 1) естественная
религия, которая находит своих богов в природных силах; 2) религия закона, требующая повиновения божественным заповедям; 3) религия искупления, которая
возникает из чувства “греховности”, не исчезающего даже при великих нравственных стремлениях. Религия была центральной формой общественного
сознания в течение более чем двух тысячелетий вплоть до эпохи Просвещения. Атеизм - учение, направленное на опровержение религиозных взглядов. Сущностью
религиозного сознания является признание наряду с реальным, природным и социальным бытием второго, потустороннего мира, в котором, согласно всем мировым религиям, находят или найдут
свое идеальное разрешение все тревожащие человеческий дух противоречия земного бытия (иллюзорное удвоение мира). Священные книги (Веды, Авеста, Библия, Коран)
- уникальные историко-социальные, религиозно-философские и литературные памятники всемирной истории, носители общечеловеческих ценностей, рубежи
культурной работы человечества. Общественные сюжеты в священных книгах: мать и дитя, учитель и ученики, надежда на чудо, предательство как духовное падение и
др. Прогресс - исторически необходимое направление развития общества. Любая теоретически выстроенная схема исторического прогресса проще реальной истории. Марксистская концепция прогресса. Марксизм отказался от понимания прогресса как примитивно-однолинейного процесса и движения по кругу. В общем развитии общества наряду с прогрессивным движением вперед существуют и понятные движения, носящие деструктивный характер, т.е. имеет место регресс. Марксизм подчеркнул противоречивый характер исторического процесса. История - это взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс отрицания, преемственности и новации. История общества - закономерный поступательный процесс, противоречия которого являют собой источник, движущую силу общественного прогресса. Философы по-разному понимали сущность прогресса, и это понимание в немалой степени зависело от того, какой критерий виделся в основании этого прогресса - сознание свободы, степень развития человеческого разума и т.п. По марксизму, высший критерий общественного прогресса - развитие производительных сил. Главное в производительных силах - сам человек. Действительным критерием общественного прогресса выступает способ производства. Общественный прогресс совершался как противоречивый процесс. Для определения подлинно прогрессивного есть критерий, выработанный самой историей человечества. Критерий этот, выраженный словом “гуманизм”, обозначает как специфические свойства человеческой природы, так и оценку этих свойств как высшего начала общественной жизни. Прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма. 15. Чел-во перед вызовом глоб-х проблем. Беспрецедентный характер нынешней мировой ситуации заключается в том, что до сих пор человечество было господином творения на земле в том смысле, что ни силы природы, ни кто-либо из людей не мог уничтожить или даже прервать человеческий прогресс. Роковым для судеб человечества вызывом стал такой уровень познания, овладения и “контроля” человека над природой, который дал возможность взорвать атомную бомбу, породив тем самым архиглобальную проблему - проблему войны и мира. Помимо глобальной атомной угрозы существуют и иные глобальные проблемы, порожденные кризисным состоянием взаимоотношения природы и общества в результате научно-технического развития. Среди них наиболее значимым оказывается экологический кризис, выражающийся в повсеместном загрязнении окружающей среды одновременно с прогрессирующим истощением запасов планеты - ее земных и водных ресурсов. Один из рациональных способов организации разумного природопользования, который просматривается в ближайшем будущем, - это изменение производственной технологии. Но для этого изменения требуется и изменение ценностных ориентаций человека- формирование его экологического мышления, новой экологической этики. Еще одной не менее тревожной глобальной проблемой является проблема физического и нравственного здоровья человека. От эффективного решения глобальных проблем, требующего, во-первых, комплексного подхода, а во-вторых, выработки межгосударственной стратегии, зависят судьбы общественного прогресса. Стоящая перед человечеством глобальная проблема сохранения своего бытия и обеспечения условий дальнейшего прогрессивного саморазвития выдвигает как условие задачу формирования нового мышления. 16. Человек в экологическом измерении. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки - географической среды. Географическая среда - это та часть природы, которая составляет необходимое условие жизни общества, будучи вовлеченной в процесс общественного производства. С самого своего возникновения человеческое общество изменяло окружающую природу и само изменялось под ее воздействием. Каждое общество преобразует географич. среду, используя достижения предыдущих эпох, и в свою очередь как бы передает ее в наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в средства культурно-исторической жизни. Воздействие общества на природу обуслов-тся развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером обществ-ых отнош.. Чел.во является частью биосферы. Экология - комплексн. научн. напр-е, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического развития системы “общество - природа”. Осуществление воздействия человека на природу не может происходить вопреки ее законам, в противном случае это оборачивается непоправимым ущербом и для самой природы, и для человека. Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет тем самым границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Современная экологич. ситуация требует от чело-века именно такого отношения к природе. В настоящее время глобальность экологических проблем требует от человека иного способа мышления, новой формы его самосознания - экологического сознания. Это прежде всего означает, что человечество должно осознать себя как единое целое в своем отношении с природой. Годы жизни Милетская школа 6-7 вв до н.э. Фалес 640-562 до н.э. Анаксимандр 611-546 до н.э. Анаксимен 585-524 до н.э. Гераклит Эфесский 540-480 до н.э. Элейская школа Ксенофан 565-470 до н.э. Парменид 540-470 до н.э. Зенон 490-430 до н.э. Пифагор 582-500 до н.э. Левкипп Демокрит 470-370 до н.э. Конфуций 551-479 до н.э. даосизм 6-5 вв до н.э. буддизм 6-5 вв до н.э. Сократ 469-399 до н.э. Платон 427-347 до н.э. Аристотель Философия Ренессанса: Никколо Макиавелли 1469-1527 Томас Мор 1478-1535 Томмазо Кампанелла 1568-1639 Николай Кузанский 1401-1464 Николай Коперник 1473-1543 Джордано Бруно 1548-1600 Франческо Петрарка Пико делла Мирандола Мишель де Монтель Философия Нового времени: Френсис Бэкон 1561-1626 Томас Гоббс 1588-1679 Рене Декарт 1596 Бенедикт Спиноза 1632-1677 Джон Локк 1632-1704 Давид Юм 1711-1776 Готфрид Вильгельм Лейбниц 1646-1716 Франц. Просвещение: Жан-Жак Руссо 1712-1778 Монтескье Вольтер Кондильяк Немецкое Просвещение: Готхольд Эфраим Лессинг 1729-1781 И. В. Гете Ф. Шиллер И. Г. Гердер Г. Форстер К. Шубарт И. Зейме Французский материализм: Жюльне-Офре Ламетри 1709-1751 Гельвеций Дидро Поль Гольбах 1723-1789 Бюффон Мопертюи Классическая немецкая философия: Кант 1724-1804 Иоган Фихте 1762-1814 Фридрих Вильгельм Шеллинг 1775-1854 Георг Вильям Гегель 1770-1831 “Много знаний не научает мудрости” (Гераклит) Слово “философ” впервые употребил Пифагор “Философия есть эпоха, схваченная в мыслях” (Гегель) “Познай самого себя” (Сократ) “Что есть все?” (Фалес) Война - “отец всего, царь всего” (Гераклит) “Нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в ощущении, в чувствах” (Локк) ИММАНУИЛ КАНТ (1724- 1804) Германия в 18 веке была менее развита в экономическом, политическом и социальном отношении, чем Англия и Франция, но тем не менее именно в Германии произошел расцвет философии. Кант родился в Кенексберге (часть Прусского государства) в семье ремесленника, которая никогда не обладала достатком но дети были хорошо воспитаны и дисциплинированы, в семье царил религиозный дух. В школе он проявил интерес к изучению древних языков. После школы Кант поступает в университет на теологический факультет (по настоянию отца), хотя его больше привлекала философия и математика. После окончания ему пришлось работать учителем, для того что бы заработать себе на жизнь. С 1755г. преподает в Кениксбергском университете, для того что бы преподавать в этом университете он должен был защитиь 3 дисертации: общую, на звание приват-доцента и на звание профессора. Преподовательская деятельность долго не приносила дохода и ему пришлось работать помошником библеотекоря. В университете он преподавал математику, физику, теологию, антропологию и философию. С 1786г.-ректор университета. В 1788г. избран на второй срок. Никогда не имел семьи, не выезжал из роднаго города, общался только с учениками, самым главным в его жизни была работа. Кант выделяет два этапа своей деятельности: 1. докритический и 2. критический. Докритический период. В I период его волновала проблема возникновения жизни и земли сточки зрения естественных наук. Основное произведение этого времени "Всеобщая естественная теория и история неба". В этой работе он осуществляет попытку истолковать строение и механизм происхождения миросоздания, исходя из принципов Ньютона. Эта книга была издана анонимно весной 1755 года и посвящена Фридреху Второму. Трактат состоит из 3-х частей: 1-ая носит вводный характер-идеи о системном устройстве мироздания. Млечный путь не рассеянное скопление звезд, а система имеющая сходство с солнечной системой (галактика сплюснута, в середине находится солнце), галактик много во вселенной и все они связанны между собой. Центральная проблема 2-ой части-проблема возникновения и создания небесных миров. Кант считал, что необходимыми условиями являются: а). существование частиц небоматерии которые отличаются друг от друга плотностью, б).действия сил притяжения и отталкивания. Различие в плотности-сгущения вещества порождает центры притяжения к которым стремятся легкие частицы, которые падая разогревают центральную массу доводя ее до раскаленного состояния. Сила отталкивания препядствует скоплению частиц в одном месте. Часть частиц в результате противоборства обретают круговое движение, образуя другие центры притяжения-планеты-спутники. Этот процесс бесконечен. В итоге-солнце сожжет Землю. Во всех звездных мирах действуют одни и теже принципы. 3-ая часть-опыт сравнения обитателей различных планет. Земля обитаема так же как и другие планеты, но она обитаема не везде. Этот же принцип он применял по отношению ко всей вселенной. Он поставил вопрос-в какой мере удаленность от солнца влияет на способность мыслить у всех живых существ. Вещество из которого состоят обитатели планет тем легче, чем дальше от солнца расположена планета. Критический период 3 основные книги написанные Кантом в этот период: "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения". Для Канта-критика это исследование границ и пределов человеческой деятельности. Формируя область духовных исканий человека, Кант выделил 3 главные проблемы, которые вместе образуют духовную деятельность. 1-ая "Что я могу знать?", 2-ая "Что я должен делать?", 3-я "На что я могу надеяться?". В процессе работы он приходит к тому, что существует еще одна проблема "Что такое человек и чем он может сам стать?" Кант считал, что существует 3 ступени познания: чувственность, рассудок и разум. "Дают ли эти ступени истенное познание и до какой степени?" Вещь в себе это любой предмет материального мира вовлеченный в процесс познания, но он неможет быть дан человеку полностью т.к. человек познает только явление, а не объект. Трансцендентальный-связанный с деятельностью человека. Транседентный-не относимый к деятельности человека. Вопрос: "Возможно ли познание на уровне чуствительности?". "Как дать человеку новые знания?"-рассматривает границы познаваемости мира. Разум формирует положения которые одновременно могут быть истинными(И) и ложными(Л): (Л):Мир имеет начало во времени и имеет границы. (П):Мир не имеет начала во времени и не имеет границ. (Л):Всякая сложная вещь состоит из простых вещей, существует только простое или состоящее из простого. (П):Ни одна сложная вещь не состоит из простых вещей и вообще в мире нет ничего простого. (Л):Причинность по законам природы есть не единственная причинность из которой можно вывести все явления в мире, для объяснения явления нужно допустить свободную причину. (П):Все совершается по законам природы. (Л):Миру принадлежит или как часть его или как причина абсолютно необходимая сущность. (П):Нет абсолютно необходимой сущьности. Только с помощью разума можно понять до конца трапсцедентальные явления, но когда разум обращается к трансендентным явлениям то невозможно познать явление до конца. Выход-человек должен обратиться к вере, (Кант ограничивает сферу разума, оставляя место для веры). Этика. Человек является человеком т.к. у него есть чувство долга. Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в 5-4 вв. до н.э. Первые древнегреческие философы были обновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека. Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы , мира в целом, космоса. Главный вопрос раннегреческой философии - вопрос о первоначале мира. Родоначальник греческой философии Фалес,все существующее разнообразие вещей и явлений природы как проявление единого, вечного - воды. Все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращается в воду. Аналогичные воззрения развивали Анаксимен и Анаксимандр. У Анаксимена первоначалом и субстратом всех вещей является конкретная стихия - воздух. У Анаксимандра - апейрон(бесконечное) неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении первоначально. Гераклит Эфесский, главное произведение "О природе". Гераклит в качестве субстанционально-генетического начала Вселенной рассматривает огонь. В учении Гераклита он выступает как субстанция бытия, поскольку пребывает всегда равным самому себе, неизменным во всех превращениях и как первоначально, конкретная стихия. Мир - по Гераклиту упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богами , ни людьми , а всегда был, есть и будет вечно живым огнем. Все предметы и Явления природы рождаются из Огня и, исчезая, вновь обращаются в огонь. "Огня смерть - воздуха рождение и воздуха смерть - воды рождение. Из смерти земли рождается воздух , из смерти воздуха - огонь" и т.д. Все изменения мироздания у Гераклита происходят в определенной закономерности, подчиняясь судьбе, которая тождественна необходимости. Необходимость - это всеобщий закон Логос. Если сопоставить эту категорию с современными категориями, то она более близка категории "сущность" во многообразии ее связей и опосредований . Движение, по Гераклиту, свойственно всему существующему. Вся природа, не останавливаясь изменяет свое состояние. Учение Гераклита о переходе одной противоположности в другую, об обмене противоположностей. Обмениваясь друг с другом , противоположности становятся тождественными. Таким образом , в раннегреческой философии налицо совмещение философского и физического (естественно-научного) подхода в объяснении певоначала мира. С одной стороны, они довольно четко осуществляют субстанциональный подход, с другой стороны, субстанция бытия, как правило, отождествляется с конкретной стихией, явлением природы. Эта стихия в какой-то мере приобретала значение метафоры, в образной форме давала представление о первоначале всесущего. Философия Элейской школы Парменида , Зенона, Ксенофана. Философия элеатов представляет собой дальнейший этап на пути рационального знания. Элеаты первые в истолковании субстанции перешли от конкретных стихий к бытию как таковому. Центральное понятие их философии - бытие. Бытие вечно. Возникновение бытия невозможно, ибо неоткуда ему возникнуть: из ничего не может возникнуть: оно не может возникнуть из другого бытия, так как до него не было другого, ибо бытие едино. Оно не может возникнуть и небытия , так как небытия нет. Бытие есть , оно вечно, не возникает и не уничтожается , оставаясь тождественным и всегда равным самому себе. Бытие однородно и непрерывно. Стало быть,нет и пустого пространства. Все наполнено бытием. Поэтому все неприрывно, ведь бытие плотно примыкает к бытию. Бытие бесконечно во времени , ограничено в пространстве, оно шарообразно. Элеаты, как и все древнегреческие философы, были энциклопедистами - мудрецами. Они также стремятся дать физическую картину мира. Так, Парменид многообразие мира сводит к двум началам. Первое - Эфирный огонь, чистый свет, теплое, второе - густая тьма , ночь, земля как костное начало, холод. Вселенная представляется Парменидом как состоящая из концентрированных кругов или венцов, которые лежат слоями вокруг Земли, расположенной в центре Вселенной. Учение элеатов о познании. Они четко разграничивали истину, основанную на рациональном познании , и мнение основанное на чувственных восприятиях. Знание их истинной сущности дает философское учение о бытие. Чувственное многообразие мира иллюзорно. Доказательству иллюзорности мира и движения посвящены трактаты Зенона. Если сущее множественно то оно одновременно должно быть и настолько малым, чтобы вовсе не иметь величины, и на столько большим , чтобы иметь бесконечную величину. Атомизм Демокрита (460-370 до н.э.). Демокрит стремился к созданию стройного , ясного логически обоснованного учения. Исходная мысль его учения: "в мире нет ничего , кроме атомов и пустоты, все существующее разрешается в бесконечное множество первоначальных, неделимых вечных и неизменных частиц, которые вечно движутся в бесконечном пространстве, то сцепляясь, то разлучаясь друг с другом". Онтология Демокрита. Бытие есть нечто предельно простое, далее неделимое, непроницаемое атом. Атомов бесчисленное множество. Атомы вечны , неизменны, нераздельны, непроницаемы, не возникают , не уничтожаются, обладают абсолютной плотностью и твердостью и отличаются друг от друга по своему объему и фигуре. Все тела состоят из атомов. Атомы отделены друг от друга пустотой. Если атом бытие , то пустота - небытие. Суть онтологии Демокрита сводится к двум основным положениям: 1. Все вещи образуются и сочетания атомов: все многообразие мира проистекает из их соединения и разделения. А потому вещи различаются лишь по количеству своих атомов, по их форме, порядку и положению. 2. Атомы вечно движутся в окружающей их пустоте: по отношению к атому, место занимаемое им совершенно случайно. Космология и антропология Демокрита. Он пытался объяснить происхождение и развитее Вселенной. Бесконечное движение атомов приводит к их совпадению, подобные атомы отходят к подобным, одинаковые атомы образуют различные соединения. Более тяжелые тельца собираются в середине и образуют землю, занимающую центр мироздания. Наиболее легкие тельца отступают в наружные части прустоты. Человек тоже скопление атомов и отличается от других существ наличием души. Душа - это вещество, состоящее из мелких, наиболее подвижных, огненных атомов. Софисты и Сократ. Начало исследования проблемы человека положили софисты Протагор (480-410 до н,э.), Горгий(480-380 до н.э.) и др. Слово "софист" - от греческого софия - мудрость. Софисты отождествляли мудрость со знанием , умением, способностью доказывать все , что они считали необходимым, выгодным. Софисты способствовали развитию логического мышления , гибкости понятий, позволяющих соединить и даже отождествить как будто самые несовместимые вещи. Логическая доказуемость считалась у них основным свойством истины. В Философии софистов и Сократа человек становится единственным бытием. Человек только в самом себе может найти истину. Высказывание Протагора:" Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют." Начиная с софистов и Сократа, философия впервые формулирует основной мировоззренческий вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию Прогрессивное значение софистики заключается в том , что она выдвинула на передний план субъективный момент в отношении человека к миру, выразившийся в требовании: все , что ценное для личности, должно быть оправдано перед его сознанием. Для Сократа(470-399 до н.э.) мерилом все вещей является человек как разумное мыслящее существо, поскольку в мышлении находят выражение общие законы. Основополагающая способность человека - это разум, мышление. Именно разум способен дать высшее, всеобщее знание. Человек должен затратить значительные усилия , чтобы получить его. Философия это способ познания добра и зла. Философия, учил Сократ, любовь к мудрости, любовь к знанию - может рассматриваться как нравственная деятельность в том случае , если знание само по себе есть добро. Сократ называл три человеческие добродетели 1) умеренность( знание как обуздывать страсть) 2) храбрость 3) справедливость. Таким образом, Сократ пытался найти в сознании , мышлении человека такую прочную и твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всеобщей жизни, в том числе и государства. Платон (427-347 до н.э.) Платон характеризует бытие как вечное , неизменное, недоступное чувствительному восприятию и постигаемое только разумом, бытие множественно. Бытие у Платона есть вид, идея ,сущность. Одно из важных положений платоновской онтологии состоит в разделении действительности на два мира: мир идей и мир чувственных вещей. Первичным Платон называл мир вечных, неизменных, самостоятельно существующих сущностей - идей. Вторичным, производным от них, он называл все многообразие чувственно воспринимаемого мира. Для объяснения многообразия существующего мира Платон вводит понятие материи. Материя это первичный материал, то из чего делают все чувственно-существующие вещи, материя может принять любую форму. Внесенное Платоном новшество о множественности бытия - идей поставило перед ним задачу объяснения связи между миму, объяснения единства самого мира идей. Чтобы решить этот вопрос , Платон обращается к понятию единого , единое само по себе не есть бытие. Оно выше бытия и составляет условие возможности бытия , то есть идей Единое выше всякого существования и всякой множественности. Единое отождествляется с высшим благом , к которому все стремится и , благодаря которому , все имеет свое бытие. Космология Платона. Здесь Платон развивает учение о творении божества Космоса из первобытного Хаоса. Творец мира был добр и пожелал устроить чтобы было хорошо, застав все в нестройном и беспорядочном движении, он из беспорядка привел в порядок, полагая , что последний всячески лучше первого. Космос , промышлением божьим , получил бытие как одушевленное и поистине одаренное умом. Платон был убежден, что небесные тела - это видимые боги, обладающие телом и душой Теория познания Платон считал , что человек как телесное существо смертен. Душа же его бессмертна. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это независимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие порождает лишь мнение о вещах. Подлинным знанием могут обладать лишь те , кто сумеет преодолеть воздействие на них чувственных вещей, избавить свою душу от телесного гнета и воспарить в мир вечных идей. Это по силам только мудрецам философам. Философия стремится постигнуть самое существенное , наиболее общее во всем , что существует, самое важное в человеческой и для человеческой жизни. Мудрость заключается в постижении непреходящей действительности, царства идей, в рассмотрении с этих сверхчувствительных позиций всех природных вещей и человеческих дел. Истинным знанием обладает душа, которая состоит и трех частей: 1)разумной, 2)пылкой (волевой), 3)чувственной. Учение Платона впервые ставит вопрос об отношении бытия и мышления материально-чувственного и идеально-сущностного мира. И Платон решает это вопрос однозначно, утверждая приоритет идей над чувственно-воспринимаемыми вещами. Аристотель (384-322 до н.э.) Впервые провел разграничение наук. Теоретические: метафизика, физика, математика, Практические: этика, экономика, политика, Творческие: пооэтика, риторика. Учение о душе Душа является формой по отношению к материи. Душа присуща лишь живому существу. Душа - это проявл. активности живительной силы, Разумной душой облад. только человек. Разум составляет основное начало этой души, он не зависит от тела, он бессмертен и на-ходится в тесной связи с вселенным разумом, Будучи вечным и неизменным, он один способен к постижению вечного бытия. Учение о человеке Главное отличие чел. от жив. основывается на способности человека к интел-лектуальной жизни. Только человек способен к восп-ю таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость. Аристотель разделяет добродетель на два вида: диапоэтические, интеллектуальные и этические. Диапоэтические возникают преимущественно путем обучения, этические-благодаря привычке. Учение французских материалистов о внутренней активности материи , о всеобщем характере движения было прогрессивным завоеванием философии 18 в. Однако, на эти воззрениях лежит печать механизма. Наиболее яркий пример механизма - взгляды французского философа Ламетри (1709-1751), изложенные им в сочинении с характерным названием "Человек - машина". В этой работе Ламетри доказывал, что люди являются искусно построенными механизмами и призывал изучать человека, опираясь только на механику его тела. При этом он полагал, что исследование механики тела автоматически приведет к раскрытию сущности чувственной и мыслительной деятельности человека. Гольбах заявляет, что можно объяснить физические и духовные явления , привычки с помощью чистого механизма. В мире ничего не совершается без причины. Природа - это необъятная цепь причин и следствий, беспрерывно вытекая друг из друга. Движение и изменение в мире, согласно взглядам материалистов этой эпохи - это не постоянное порождение нового, то есть не развитие в собственном смысле, а некоторый вечный круговорот - последовательное возрастание и убывание , возникновение и уничтожение, создание и разрушение. Все совершающееся в мире подчинено принципу неприрывности. В природе нет скачков. Непрерывная, постоянная и нерушимая цепь причин и следствий , подчиняют все происходящее в природе всеобщей необходимости. Необходимость , понимаемая абсолютно и механически, перерастает в идею предопределенности всего совершающегося , в фатализм. Материалистическое решение мировоззренческого вопроса об отношении сознания к материи , обусловили сенсуальную трактовку познавательного процесса. Источником всех знаний считали ощущения , порождаемые в человеке воздействием материальных предметов на его органы чувств. Без ощущений, без чувств, считали они, ничто недоступно нашему познанию. Главный орган познания - мозг. Человек чувствует посредством соединяющихся в мозгу периферических нервов. Сенсуализм материалистов 18 в. Сущность реальности , с их точки зрения, может быть познана только разумом. Чувственное непосредственное познание является лишь первым шагом на этом пути. Признание подобия мира и человеческой жизнедеятельности предопределяет и гнесеологический оптимизм материализма 18 в. Его представители убеждены в неограниченности познавательных возможностей человека. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |