|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Философия религии Канта.Философия религии Канта.смотреть на рефераты похожие на "Философия религии Канта." Философия религии Канта. Содержание: 1. Введение 2. Факты из биографии, предшествовавшие развитию философских взглядов Канта. 3. Наиболее значительные работы Канта по философии религии. 4. Заключение. 5. Список использованной литературы Введение Жизнь философа - написанные им книги, самые волнующие события в ней - мысли. У Канта нет иной биографии, кроме истории его учения. Почти весь свой век он прожил в одном городе - Кенигсберге, он никогда не покидал пределов Восточной Пруссии. Он не искал славы, не добивался власти, не знал деловых волнений. Внешняя жизнь Канта текла размеренно и однообразно, может быть даже монотоннее, чем у людей его рода занятий. Этого не скажешь о жизни внутренней, о жизни его духа. Почти все разновидности современной философии так или иначе
восходят к Канту. Его идеи подверглись изменениям, но продолжают жить. Канта сравнивают с Сократом. Так как философия его человечна. Читать Канта трудно. Понимать еще труднее, но понятая мысль радует и возвышает. У Канта серьезность изложения всегда связана с трудностью проблемы, с тем, что зачастую ему первому пришлось к этой проблеме прикоснуться. Факты из биографии, предшествовавшие развитию философских взглядов Канта. Иммануил Кант родился в Прусском королевстве в городе Кенигсберге 22 апреля 1724 года, в семье мастерового - мастера седельного цеха Мальчик рос на окраине города среди мелкого ремесленного и торгового люда. В семье он был четвертым ребенком. Иммануил Кант не отличался особо крепким здоровьем. Потеряв к тому времени двух детей, его мать, в меру своих возможностей старалась привить сыну физическое и нравственное здоровье, разбудить в нем пытливость и воображение. "Никогда не забуду своей матери. Она взлелеяла во мне первые зародыши добра, она открыла мне сердце впечатлениям природы, она пробудила и расширила мои представления, и ее поучения оказывали постоянное спасительное воздействие на мою жизнь". Эти слова были сказаны Кантом на склоне лет. По совету пастора Франца Альберта Шульца, навещавшего в числе
своих прихожан и семью Канта, восьмилетнего Иммануила отдали в "коллегию Осенью 1740 года шестнадцатилетний Кант поступает в университет. Новым своим интересом он был обязан человеку, который больше, чем С 1755 года Кант преподает в Кенигсбергском университете и лишь
в 46 лет / в 1770 году/ получил профессорскую кафедру логики и метафизики В ходе семилетней войны Кенигсберг был занят русскими войсками, а в Хотя книги Канта стали публиковаться в 70-е годы, широкую известность он получил лишь в последнее десятилетие XVIII века. Чувствуя, что начал дряхлеть, Кант оставляет преподавательскую деятельность, но продолжает свои философские исследования. В XVII веке естествоиспытатели (в том числе Ньютон и Галилей)
были убеждены в божественном происхождении небесных светил. Кант, хотя и
отмежевался от древних материалистов, но фактически (вслед за Декартом)
распространил принципы естественнонаучного материализма на космогонию. В 1804 году Кант умер. Он похоронен в Кенигсберге /Калининграде/ на Наиболее значительные работы Канта по философии религии. В первый - "докритический" - период Кант занимался
естественнонаучными проблемами. Главная работа периода - "Всеобщая
естественная история и теория неба" (1755). Второй - "критический" период -
был посвящен разработке трансцендентальной философии, или критицизма. Одна из заслуг Канта состоит в том, что он отделил вопросы о
существовании Бога, души, свободы — вопросы теоретического разума — от
вопроса практического разума: что я должен делать? Практическая философия По мнению Канта, наука в современном ему обществе заражена двумя
болезнями. Имя одной - узость горизонта, однобокость мышления, имя другой Иммануил Кант оказал огромное влияние на развитие этической мысли, его работа "Основы метафизики морали" стала одним из наиболее разработанных нехристианских систем взглядов на проблемы нравственности. Кант твердо придерживался учения об автономии морали. Эта автономия понималась им как утверждение о том, что принципы морали происходят из природы разумной воли человека, воздерживающейся от действия, подчиненного принципу, который не может быть сделан всеобщим без внутреннего противоречия. Моральные принципы, не могут происходить ни от какого стремления к личным преимуществам, от чувств, метафизических умопостроений или религии. Религия для Канта представляет ценность лишь как средство
нравственного совершенствования личности. Христианское учение было
интерпретировано им в работе "Религия в пределах одного только разума" как
чисто нравственное учение, причем лишенное главных черт, отличающих его от
естественной этики. Главным нравственным побудительным мотивом Кант считал
чувство долга, идею блага он сводил к понятиям благой воли и счастья. Счастье, согласно учению Канта, может считаться подлинной ценностью лишь тогда, когда достигается усилием благой воли, направленной чувством нравственного долга. Такая точка зрения выгодно отличается от бытовавших во времена Канта утилитарных взглядов на долг как нечто вторичное по отношению к счастью, имеющее смысл лишь как стремление к удовольствию, получаемому личностью или общественным организмом. Однако даже с точки зрения нехристианской этики точка зрения Канта может быть оспорена как сводящая все средства нравственного действия в человеке к чувству, являющемуся лишь частью заложенных в человеке нравственных качеств, и к тому же частью, может быть, более других подверженной привносимым извне искажениям. Так, профессор Кембpиджского Унивеpситета А. Эвинг пишет, что Кант, "очевидно, отрицает ценность чего-либо, кроме благой воли и счастья, даже ценность науки и знания, любви, эстетического и религиозного опыта, - они признавались значимыми лишь в качестве средств. Он (Кант - В.Ч.) подчеркивает, что благость благой воли не зависит от того, достигает ли она успеха в попытках действия или фактических последствиях. От отрицает любую заслугу в действии, лишенном моральной мотивации, насколько бы оно ни было согласно со внешним нравственным законом. Это утверждение широко оспаривается, поскольку многие добрые дела лучше совершаются, будучи движимы любовью, а не чувством долга". Необходимо также отметить, что, пожалуй, главным отличительным
критерием подлинно нравственного принципа Кант считал возможность его
универсализации. Понимая, впрочем, что не всегда возможно и нужно
действовать только по принципу, который непременно можно унивеpсализовать Основные положения Кантовой этики неизбежно приводят к созданию на
основе разрозненных стремлений "очистить" этику от религии стройной, Этот идеал, прямо противоположный идеалу царства Божия и одновременно подменивший его, ставший его суррогатом, проложил путь не только для дальнейшей "привязки" естественных нравственных норм к системам взглядов, далеким от творца морали - Бога, но и для учений, ограничивавших область действия естественной этики или просто отрицавших ее существование, а нередко и прямо отвергавших всякую мораль. Любопытно заметить, что последователи философии Канта в искусстве
прочнейшим образом закрепили свое восприятие его воззрений в сознании
многих людей через творческие образы. Так, для английского поэта Мэтью Много внимания Кант уделял термину "вера". По Канту существуют три вида веры. Прагматической он называет веру человека в свою правоту в том или ином единичном случае. Веру в общие положения Кант называет доктриальной. Он готов держать пари на все свое имущество, что хотя бы на одной из видимых нами планет есть обитатели. Это пример доктриальной веры. Сюда же Кант относит и учение о боге, и его бытии. Доктриальная вера содержит в себе все же нечто не твердое: нередко затруднения, встречающиеся при размышлениях, отделяют нас от нее, хотя мы постоянно к ней возвращаемся. Совершенно иной характер носит моральная вера, где вопрос об истинности суждений даже не встает. "Эту веру ничего не может поколебать, так как были бы ниспровергнуты сами мои нравственные принципы, от которых я не могу отказаться, не став в собственных глазах достойным призрения". Верить в бога здесь означает не размышлять о его бытии, а просто быть добрым. Итак, выдвинув тезис знание выше веры, Кант снабжает его антитезисом-оговоркой: которую нельзя сопоставлять со знанием, которое реализуется в поведении. "Критика чистого ума" завершается программой на будущее. Ни о
каких новых "критиках" Кант не помышляет. Критическая работа завершена. Термин "метафизика" впоследствии сформулирует Гегель, он обозначит им заскорузлое мышление, делающее ошибочные мировоззренческие выводы из принципов формальной логики; живое философствование Гегель называет диалектикой. Для Канта дело обстоит совсем иначе: диалектика - это иллюзорная логика, метафизика - мировая мудрость. О метафизике Кант отзывается очень высоко. Это для него "завершение всей культуры разума человека", те, кто разочаровался в метафизике рано или поздно вернуться к ней. Кант предрекает новое рождение метафизики "по совершенно неизвестному до сих пор плану". На последних страницах "Критики чистого ума" находится план возрождения философии, который, увы оригинальностью не отличается. По замыслу Канта, вся система метафизики должна состоять из четырех частей - онтологии, физиологии, космологии и теологии. Онтология - учение об общих принципах бытия; физиология - учение о природе, которая распадается на физику и психологию. Космология - наука о мире в целом; теология - о боге. Кант фактически не ответил на вопрос, заданный в начале "Критики", - как возможна метафизика в качестве науки. Своей трансцендентальной диалектикой он разрушил все догматические построения в этой сфере, но дальше декларирования необходимости новой научной философии не пошел. И все-таки все, что он сделал, он сделал не зря. И хоть человек умирает, мысль остается. Бессмертие философа в том, что он смог, что успел сказать, что было услышано... Заключение. Философия Канта в духе эпохи Просвещения опирается на разум. Она является критической по отношению к прежней метафизике и "естественной теологии" с составляющими их содержание идеями бессмертия души, возникновения мира и существования бога. Эти идеи - часто мыслительные конструкции, которые выдаются за знание, но на самом деле таковыми не являются. Это - чистые домыслы. Доказать, например, существование бога - нельзя. Дело в том, что хотя знание покоится на опыте. В познающем уме до и независимо от опыта, априори, существуют формы созерцания пространства и времени и рассудочные категории, которые Кант назвал трансцендентальными. С их помощью из опытных данных формируется знание, которое касается не "вещи в себе", а лишь ее явления. Здесь лежит граница познаваемого, которую кантовская теория познания переходить запрещает, если мы не хотим за науку принимать лженауку. Бог относится к непознаваемым "вещам в себе". Кант показал несостоятельность традиционных доказательств бытия бога: они не доказывают существование бога. Есть вещи, о которых мы не можем знать и в которые нам остается только верить. Вера и знание - совершенно различные области духовной жизни. Идеи о существовании бога и бессмертии души относятся к области веры, но не знания. Для Канта такая постановка вопроса не повод к тому, чтобы отбросить религию "за ненадобностью", но требование выявить, каким образом религия и церковь, исходя из своих посылок и возможностей, способны и должны вносить свой вклад в создание и защиту достойной человека жизни. Именно здесь, в сфере действия практического разума, Кант видит основу для объяснения религии, ее места в общественной жизни: истинная религия, по Канту, есть моральная религия, т.е. познание всех наших обязанностей в качестве божественных заповедей. Вопрос о том, откуда берется способность человека следовать долгу,
творить добро, остается для Канта открытым. Он вводит бога в качестве Для определения нравственных позиций Кант отсылает человека не к богу, а к самому себе. И в области религии человек должен иметь мужество жить собственным умом, не поддаваясь соблазну купить безопасность ценой рабского подчинения чужой воле. Христос - не божественный посланец, но только моральный образец. С точки зрения разума в гражданском обществе различных форм веры должны иметь равные права. Сомнение - также право разума. Поэтому лишь толерантность обеспечивает нормальную совместную жизнь людей. Мораль как социальное понятие означает терпимость и справедливость, исключающие превращение свободы в произвол, вседозволенность. Просвещенный человек, по Канту, это человек зрелый, ставший
совершеннолетним, имеющий смелость жить своим умом, не подчиняясь слепо
авторитету, традиции, догме. Кант не отвергает религию, он считает, что она
должна быть "разумной". Приемлемой для просвещенного человека он считает не "Добрый образ жизни" предполагает, что человек следует своему
практическому разуму и соблюдает закон морали - категорический императив
поступать так, чтобы личный принцип моей воли мог стать в любое время
принципом всеобщего законодательства. Моральным делает постулат только
уважение морального закона и следование долгу. Мораль автономна, она не
основывается на религии, на предполагаемом вознаграждении за моральность. Список использованной литературы 1. Бахтомин Н.К. Теория научного знания Иммануила Канта: Опыт современного прочтения "Критики чистого разума". М.: Наука, 1986, 205 с. 2. Гринишин Д.М., Корнилов С.В. Иммануил Кант: ученый, философ, гуманист. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984, 150 с. 3. Гулыга А.В. Кант. 2-е изд. - М.: Мол. гвардия, 1981, 303 с. /"Жизнь замечательных людей"/. 4. Длугач Т. Б. “И. Кант: от ранних произведений к “Критике чистого разума”, М.: Наука, 1990 — 136 с.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |