|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Философия техники и гражданская авиацияФилософия техники и гражданская авиацияУВАУ ГА (институт) ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ И ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ Семенова Е.В., Яковлева Е.С. В избранной нами теме сталкиваются два понятия, которые редко ставятся в связь друг с другом: понятия «техника» и «философия». В своем выступлении мы постараемся доказать, что философия техники является полноценной философской дисциплиной. Философия техники - одно из значимых проблемных полей современной западной философии, основанное на комплексном системном анализе техники как социального феномена в историко-цивилизационном Философский характер размышлениям по философии техники придают такие интенции мышления, которые обусловливают уяснение идеи и сущности техники, понимание места техники в культуре и социальном универсуме, исторический подход к исследованиям техники. Философия техники ориентирована на две основные задачи: - первая задача (осмысление техники, уяснение ее природы и сущности) была вызвана кризисом не столько техники, сколько всей современной, "техногенной цивилизации". Постепенно становится понятным, что кризисы нашей цивилизации – экологический, антропологический (деградация человека и духовности), кризис культуры и другие – взаимосвязаны, причем техника и, более широко, техническое отношение ко всему является одним из факторов этого глобального неблагополучия. - вторая задача имеет скорее методологическую природу: это поиск путей разрешения кризиса техники, прежде всего в интеллектуальной сфере новых идей, знаний, проектов. «Отказаться от технологии или остановить ее дальнейшее развитие, – считает Мартин Хайдеггер, – значит обречь мир на невиданные лишения. Поэтому необходимо выбрать и развивать те технологии, которые находятся в гармонии с природой” Другие же философы, подобно Сколимовски, уверены, что любая попытка гуманизировать современную техногенную цивилизацию, внедряя в нее в большей степени, чем прежде, человеческие ценности, обречены на провал, поскольку система способна проявить по отношению к таким «косметическим» операциям исключительную стойкость. Характерно, что обе полемизирующие стороны выдвигают в поддержку своих взглядов достаточно убедительные аргументы. Таким образом, если философия техники решает указанные здесь две центральные задачи, то ее статус – это скорее не философия, а частная методология, а также междисциплинарные исследования и разработки. Впрочем, ряд современных философов, утверждает, что помимо традиционных проблем и задач современная неклассическая философия занимается решением именно методологических и прикладных задач, весьма напоминающих те, которые обсуждаются в философии техники. В этом последнем случае, действительно, философия техники является полноценной неклассической философской дисциплиной. Придерживаясь точки зрения современных философов, рассмотрим гражданскую авиацию как составляющую дисциплины «философия техники» и выясним, решением каких проблем и задач она занимается. Гражданская авиация представляет собой систему «человек-машина», в которой человек осуществляет трудовую деятельность, связанную с производством материальных ценностей, управлением, обработкой информации и т. д., а элементы этой системы по-своему влияют на функционирование этой отрасли. Постепенное усложнение систем и их функций, увеличение скоростей, усложнение условий эксплуатации, повышение требований к их надежности, резкое подорожание, как самих систем, так и ошибок функционирования привели к необходимости перестройки и самих систем, и их компонентов. Ошибочность исключения «человеческого фактора» становилась все более очевидной. Именно на этом этапе начинается исследование влияния «человеческого фактора» на интенсивность работы системы. Развитие техники привело к созданию настолько совершенных машин, что значительная часть сбоев в работе систем стала происходить «по вине» человека, поскольку все возрастающая эффективность технических средств ставила перед оператором сложнейшие задачи, часто превышающие его возможности. Человек стал снижать эффективность работы системы. С момента первого полета братьев Райт, 17 декабря 1903 года, по сегодняшний день небо жестко сопротивляется вторгшейся в ее пространство авиации. Человечество приносило и приносит в жертву тысячи и тысячи жизней ради покорения и приручения пятого океана. Так каким же должен быть человек-небожитель, если в 80% случаев он делает ошибки, приводящие к катастрофам? И только ли он виновен в битве за безопасность полетов? философия авиация технический психофизиологический Авиационный экипаж - это очень сложное социально-психологическое образование. В зависимости от его сплоченности, взаимопонимания и взаимодействия во многом определяется его безаварийная летная работа. Ошибочные действия экипажа связаны с ограничениями психофизиологических возможностей человека и нарушениями во взаимодействии человека и техники. Помимо этого, надежность человека в полете напрямую связана с летно-техническими характеристиками летательного аппарата и эргономическими условиями для специалиста летного труда: до 35% ошибок летного состава провоцируются эргономическими недостатками средств информации и органов управления, состоянием пультов и обзора из кабины, расположением приборов и конечным предоставлением ими показаний, методами обучения. "Состояние безопасности полетов в Российской Федерации можно охарактеризовать как нестабильное", - признал руководитель Росавиации Г.К. Курзенков на расширенном заседании коллегии Росавиации 5 марта 2009 г. по итогам работы за 2008 год. "Анализ расследований авиационных происшествий за 2008 год позволяет сделать вывод о том, что большинство из них произошло вследствие ошибок и нарушений в летной работе экипажей. При этом большая часть происшествий связана с личной безответственностью членов экипажей, невыполнением ими технологии работы и требований правил полетов, переоценкой своих профессиональных возможностей, недостаточным уровнем теоретической и практической подготовки, а также ошибками летного экипажа в технике пилотирования при попадании в сложные условия полета", - отметил руководитель Росавиации. Но следует отметить, что человеческий фактор одинаково сильно влияет как на гибель самолета, так и на его спасение, например, случай в Ленинграде в августе 1963 года: у Ту-124 отказали двигатели над городом, спланировав над тремя мостами, командир экипажа Виктор Мостовой смог посадить самолет прямо на Неву, недалеко от Финляндского железнодорожного моста, ни один пассажир не пострадал. Таким образом, на наш взгляд, центральной задачей и проблемой гражданской авиации, рассматриваемой как составляющую дисциплины «философия техники», является обеспечение безопасности полетов. Успешное методологическое решение этого вопроса, а также профессионализм и ответственность авиационных специалистов может спасти сотни тысяч человеческихжизней. Ссылки: 1. Грицанов А., Можейко М. Постмодернизм. Энциклопедия. М. С. 469.2. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 221.3. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. с. 246.4. Рецензия на книгу Пономаренко В.А. Безопасность полетов — боль авиации. – М.: МПСИ, 2007.5. Пономаренко В.А. Авиация: белое и черное/ В.А. Пономаренко.- М.,1991.С. 48.6. #"#">#"#">#"#">#"#">http://www.hpvestnik.ru/index.php?razdel=state_12;5. Пономаренко В.А. Авиация: белое и черное/ В.А. Пономаренко.- М., 1991.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |