|
|
|
Философия в России |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Философия в России
Философия в России
Философия в России
Философией
в России занимались и занимаются, но говорить о русской философии в том смысле,
в каком говорят о французской, немецкой или английской, нельзя: национального
философа, каким являются, например Декарт для французов, Кант для немцев, Бэкон
для англичан, в России не было.
Философские
науки - метафизика, логика, этика, психология, история философии и эстетика -
развились у нас, как и на Западе, в связи, главным образом, с университетским
преподаванием. С конца XVIII века все течения западноевропейской философской
мысли отражались и в русской философской литературе; чем теснее становилась
связь умственной жизни Запада с Россией, тем заметнее и влияние философии
Запада на Россию. Область философской литературы в России до конца XVIII века
еще весьма мало исследована. Первая книга, написанная киевскими философами -
"Ифика иерополитика, или Философия нравоучительная преуподобления
изъясненна к наставлению и пользе юным", Афанасия Миславского ,
архимандрита Печерского (Киев, 1712); первый писатель, проявивший своеобразное
философское дарование - Г. Сковорода (1722 - 1794), в котором находят
любопытное сочетание мистицизма с рационализмом. Сочинения его до сих пор еще
не все могут быть изданы; хорошее издание их принадлежит профессору Багалею (Харьков,
1894); статьи о Сковороде написаны Г.П. Данилевским в "Украинской
Старине" (Харьков, 1866) и профессором Зеленогорским , в "Вопросах
Философии и Психологии" 1894 г. С открытием Московского университета
началось светское преподавание философии; у нас водворилось вольфианство,
господствовавшее в то время в Германии; в Россию были приглашаемы иностранные
учителя или вводимы их учебники (например, Баумейстера, Винклера ).
Вольфианство отразилось на сочинениях Д. Аничкова и А. Брянцева . Общество,
однако, находилось всецело под влиянием французских энциклопедистов; популярно
и талантливо написанные сочинения Дидро и Вольтера были гораздо более по плечу
дилетантам из образованного общества, чем тяжеловесные и скучные учебники Вольфа
. На смену французскому влиянию явился мистицизм, особенно в царствование Александра
I . И в этом направлении, центром которого сделалась в Москве типография Лопухина
, руководящая роль принадлежала иностранным писателям Сен Мартену и Якову Бэму
(см. книгу Лонгинова : "Московские Мартинисты").
Влияние
Канта сначала сказалось главным образом на университетском преподавании.
Первый, кто возражал против учения Канта о пространстве и времени, был
Осиповский, профессор Харьковского университета ("О пространстве и
времени", Харьков, 1807). Шеллинг оказал влияние особенно на преподавание
естественных наук или натурфилософии; первым русским шелллингианцем был
профессор Медико-Хирургической академии в Санкт-Петербурге Данило Велланский .
Его многочисленные сочинения и талантливые лекции (о которых рассказывает Н.
Розанов , "Русский Вестник", 1867) производили значительное
впечатление; теперь его сочинения имеют лишь исторический интерес. В Москве
проповедником шеллингианства был профессор сельского хозяйства и физики М.
Павлов (см. Е. Бобров , "Материалы к истории русской философии"). С
общими философскими принципами Шеллинга знакомили публику и студентов А.И.
Галич в Петербурге и И.И. Давыдов в Москве. Некоторое влияние Шеллинга можно
заметить и на князе Одоевском , Н.И. Надеждине и И.М. Скворцове . Меньшее
влияние оказала философия Фихте; все же это влияние можно проследить на О.
Новицком (1806 - 1884) и И. Михневиче. Английская эмпирическая философия нашла
представителя в лице протоиерея Ф.Ф. Сидонского , преподававшего философию в
Петербургском университете после бесцветного А.А. Фишера .
Сочинение
Сидонского "Введение в науку философии" (Санкт-Петербург, 1833) до
сих пор сохраняет ценность. Значительнейшее влияние на русскую литературу имел
Гегель: целый ряд писателей, начиная с Герцена и кончая Н.Н. Страховым , находились
под большим или меньшим влиянием Гегеля. Славянофилы одинаково обязаны Шеллингу
и Гегелю (см. И. Панов, "Славянофильство как философское учение",
"Журнал Министерства Народного Просвещения", 1880). Гегелианство
имело блестящих представителей и в числе университетских представителей. (С.С.
Гогоцкий , Б.Н. Чичерин , К. Неволин , П.Г. Редкин ). Вне университета в духе
гегелианства писали: Е.В. Амфитеатров , отчасти Н.Г. Дебольский и В.В. Розанов ("О
понимании", Москва, 1886). После падения гегелевской системы наступил
период разочарования в философии и вместе с тем период господства материализма
и позитивизма. Первым выразителем этого направления был у нас Н.Г. Чернышевский
; одновременно с ним писали М.А. Антонович и П.Л. Лавров . О позитивизме
заговорили еще раньше В. Майков и В. Милютин . Главным представителем
позитивизма следует считать Е.В. де-Роберти; отчасти к этому учению примыкают Н.К.
Михайловской и В.В. Лесевич , в первый период его деятельности; впоследствии он
стал сторонником неокантианства, в той форме, в которой его выразил Авенариус .
Упадок
философии продолжался короткое время; начиная с 70-х годов интерес к философии
на Западе и у нас постепенно возрастал и выразился в чрезвычайном разнообразии
направлений. В России этому оживлению способствовал университетский устав 63-го
года, благодаря которому появился целый ряд талантливых профессоров по кафедре
философии. В это же время и в духовных академиях появляются крупные философские
силы. Руководящая роль в этом оживлении философии принадлежала психологии; ей
удобнее всего было сломить влияние материализма и ослабить значение
позитивизма, в котором она не находила себе надлежащего места. Роль психологии
первоначально критическая, с течением времени изменилась; на ней самой
отразилось развитие методов естествознания и она постепенно стала
экспериментальной наукой. Системы Лоце, Шопенгауэра и Гербарта послужили той
почвой, на которой велась борьба с материализмом. Первым выступил против
материализма П.Д. Юркевич , боровшийся с Н.Г. Чернышевским; за ним пошли М.И.
Владиславлев ("Современные направления в науке о душе", 1866), Г.
Струве ("Самостоятельное начало душевных явлений, психофизилогическое
исследование", Москва, 1870) и К.Д. Кавелин ("Задачи
психологии", 1872). Английской эмпирической психологии также принадлежала
видная роль в реконструкции философских начал; представителем этого направления
в России служит профессор Московского университета М.М. Троицкий (умер в 1899
г.), выступивший со строгой критикой немецкой идеалистической психологии
("Немецкая психология в текущем столетии", Москва, 1867) и с защитой
английского эмпиризма ("Наука о духе", Москва, 1882); того же
направления держатся А.И. Смирнов , профессор Казанской Духовной академии
Снегирев ("Психология", 1892) и П.Ф. Каперев. Последователей Спенсера
у нас весьма много; в первом периоде деятельности Н.Я. Грота влияние Спенсера
очевидно. В области исторического исследования эволюционизм защищает профессор Н.И.
Кареев ("Основные вопросы философии истории". Москва, 1883, III том,
Санкт-Петербург, 1890). К эволюционистам следует причислить и Л.Е. Оболенского
. Самый видный защитник новокантианства в России - профессор
Санкт-Петербургского университета А.И. Введенский ("Опыт нового построения
теории материи на принципах критической философии", Санкт-Петербург, 1888,
а также его полемика с профессором М.И. Каринским ). Философское направление
профессора Дерптского университета Тейхмюллера нашло исследователя в лице А.А.
Козлова ("Свое Слово"), и профессора Казанского университета А.
Боброва . Наиболее самостоятельные труды в области философской мысли
принадлежат В.С. Соловьеву ("Критика отвлеченных начал", Москва,
1880; "Религиозные основы жизни", Москва, 1884; "Оправдание
добра", Санкт-Петербург, 1897), защищающему идеалистическую философию,
имеющую немало сходных черт с философией Баадера и Шеллинга. Влияние В.С.
Соловьева сказалось на Л.М. Лопатине и князе С.Н. Трубецком . Кроме того здесь
следует также упомянуть о трудах профессора Московской Духовной академии В.Д.
Кудрявцеве (см. "Полное собрание сочинений Кудрявцева"). Хотя
Кудрявцев и не отличается большой оригинальностью мысли, но защищаемый им
трансцендентальный монотеизм представляет цельное, продуманное
рационалистическое мировоззрение. Философская переводная литература приобретает
у нас особое значение ввиду отсутствия национальной философии. В харьковском
журнале "Вера и Разум" помещаются переводы классических философских
произведений, например, Лейбница. Московское Психологическое общество, издающее
журнал "Вопросы философии и психологии", в то же время издает
выпусками разные классические труды по философии (например, перевод В.С.
Соловьева "Пролегом. к метафизике Канта"). Первый философский журнал
в России, "Философский трехмесячник", издавался в Киеве в 1885 - 86
годах. В "Трудах" Киевской и Московской Духовных академий издается по
преимуществу патристическая литература. Из греческих философов Платон переведен
Сидоровским (в конце XVIII столетия) и В.Н. Карповым , профессором
Санкт-Петербургской духовной академии; новый перевод предпринят В.С. Соловьевым
(т. I, Москва, 1899). Из сочинений Аристотеля "Политика" переведена
Скворцовым (2 издания), "Аналитика первая" - Н.Н. Ланге ,
"Этика" и "Об истолковании" - Э.Л. Радловым , "О
душе" - Снегиревым, "Категории" - Касторским ,
"Поэтика" - Захаровым . "Рассуждение о методе" Декарта
переведено дважды: Скиадой (издано в Воронеже) и профессором Н.А. Любимовым ,
который снабдил перевод обширным комментарием. "Этика" Спинозы
переводилась несколько раз (В.И. Модестовым и Иванцевым). Избранные сочинения
Лейбница изданы Московским Психологическим обществом (3-й выпуск);
"Теодицея" Лейбница появилась в переводе на страницах "Веры и
Разума". "Опыт о человеческом разумении" Локка переведен Савиным
(Москва, 1897). Сочинения Бэкона переведены господином Зибиковым, с
предисловием профессора Pio. Канта переводили М.И. Владиславлев ("Критика
чистого разума"), Смирнов ("Критика практического разума");
Скворцов перевел все три "Критики". Панаев перевел некоторые
произведения Фихте, Чижов - "Эстетику" и "Логику" Гегеля, Е.
Корш - "Микрокосм" Лоце. Переведены также "Система Логики"
и "Философия Гамильтона" Дж. Ст. Милля. Всего больше появилось в
России сочинений по логике, психологии и истории. Первая "История
философии" принадлежит Галичу (Санкт-Петербург, 1819); за ней следует
"История философии" архимандрита Гавриила (Казань, 1839). Зедергольм,
перешедший в православие и принявший монашество, написал "Историю древней
философии" (Москва, 1841). Сочинение профессора Новицкого: "Развитие
древней философии в связи с религиозными представлениями" (1860 - 61)
написано под влиянием Гегеля; некоторые его части до настоящего времени не
потеряли своего значения. Е.В. Роберти , в сочинении "Прошедшее
философии" (Москва, 1886 - 87), проводит позитивный взгляд на историю
философии. Особенное внимание заслуживает обширное сочинение Б. Чичерина:
"История политических учений". Н.М. Коркунов написал "Курс
истории философии права" (Санкт-Петербург, 1897), в котором отведено
значительное место русским законоведам-философам. Этот курс лучше курсов Пилянкевича
и Бершадского . Н. Страхов перевел известное изложение новой философии Куно
Фишера и "Историю материализма" Ф. Ланге. 3-й том Ибервега
("Новая философия"), переведен Я.Н. Колубовским (2-е изд., 1899),
дополнившим его очень ценными сведениями о философии в России (глава эта
переведена на немецкий язык и помещена в 104 томе "Zeitschrift fur
Philosophie und philos. Kritik"). Курсы Вебера , Виндельбандта, Швеглера,
Бауера, Фуллье, Льюиса тоже переведены. Особого упоминания заслуживает
сочинение П.Г. Редкина: "Из лекций по истории философии права"
(древняя философия до Аристотеля включительно). Монографии по истории
философии: князя С. Трубецкого, "Метафизика в Древней Греции"
(Москва, 1890); Гилярова-Платонова , Два сочинения о софистах (1888 - 91); М.М.
Владиславлева, "Плотин" (Санкт-Петербург, 1868); Каринского,
"Бесконечное" Анаксимандра" (Санкт-Петербург, 1890); Ю.
Кулаковского , "Об Эпикуре и Лукреции"; А. Казанского, "Об
Аристотеле" (Одесса, 1891); профессора Зеленогорского, "Об
Аристотелевской психологии"; Эльпидинского, "О Плутархе"
(Санкт-Петербург, 1893); И. Чистовича , "Древнегреческий мир и
христианство в отношении к вопросу о бессмертии и будущей жизни человека"
(Санкт-Петербург, 1891); Г.В. Малеванского, "Нравственные принципы и
характеры древних греческих философов" (Киев, 1897); Бронзова ,
"Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности"
(Санкт-Петербург, 1884); А. Садова , "Лактанций" (Санкт-Петербург,
1895); В.С. Серебреникова , "О Локке" (Санкт-Петербург, 1892); Н.
Ланге, "История нравственных идей в XIX веке" (Санкт-Петербург,
1888); А. Козлова, "Генезис учения о пространстве и времени по
Канту"; В. Соловьева, "Кризис западной философии" (против
позитивистов, Москва, 1874); архимандрита Никанора, "Позитивная философия
и сверхчувственное бытие" (Санкт-Петербург, 1875 - 1888); князя Д.
Цертелева , "Философия Шопенгауэра" (Санкт-Петербург, 1880), его же,
"О философском пессимизме"; Смирнова, "Беркли" (1873); его
же, "История английской этики" (I том, Казань, 1880); С. Гогоцкий,
"Философия XVII и XVIII века в сравнении с философией XIX века и отношение
той и другой к образованию" (Киев, 1877 - 1884); В. Штейн,
"Шопенгауэр" (Санкт-Петербург, 1887); А. Введенский,
"Современное состояние философии в Германии и Франции" (Москва, 1894);
М. Каринский, "Критический обзор последнего периода германской
философии" (Санкт-Петербург, 1873); Я. Озе , "Персонализм и
проективизм в метафизике Лотце" (Юрьев, 1896); В.А. Кожевников,
"Философия чувства и веры в ее отношениях к литературе и рационализму
XVIII века и к критической философии" (часть I, Москва, 1897). Из более
старых сочинений по логике упоминания заслуживают книги Новицкого и Карпова.
Логика Владиславлева (большое издание) имеет значение потому, что к ней
приложена обстоятельная истории логики, начиная от Аристотеля до Дж. С. Милля -
единственный в русской литературе обзор всей истории логики. Сочинения И.
Лейкфельда касаются направлений в логике и развития индуктивной логики (1895).
Ф.А. Зеленогорский написал: "О математическом, метафизическом, индуктивном
и критическом методах исследования и доказательства" (Харьков, 1877). В
своем "Учебнике логики" (Москва, 1885 - 1888) М.М. Троицкий следует
английским образцам, главнейше Д.С. Миллю и Бэну. На философию он смотрит как
на систему учений о началах науки, заканчиваемую учениями трансцендентными, т.
е. переступающими пределы науки. В сочинении Н.Я. Грота: "К вопросу о
реформе логики" (Лейпциг, 1882) логика рассматривается как теоретическое
знание. Несмотря на ошибочность основной мысли автора - сведение логики к
психологии, - в сочинении Грота имеются ценные психологические замечания. Самая
замечательная русская книга по логике принадлежит М.И. Каринскому; это -
"Классификация выводов" (Санкт-Петербург, 1880), представляющая совершенно
оригинальную обработку предмета. На вывод автор смотрит как на перенесение
одного из основных элементов готового суждения в другое суждение, на основании
какого-либо отношения между остальными элементами суждения. Все выводы делятся
на два класса: выводы, представляющее перенесение предиката с одного субъекта
на другой и основывающиеся на сличении субъектов, и выводы, основывающиеся на
сличении предикатов и представляющие перенесение субъекта. Взгляд свой
Каринский обосновывает критикой силлогистического учения. Психологическая
литература несколько богаче, чем логическая. Архимандрит Гавриил написал
"Основания опытной психологии" (Санкт-Петербург, 1858). Опытным этот
курс назван в том значении, в котором в 50-х годах понимали этот термин в
применении к психологии, т. е. в смысле внутреннего опыта, самонаблюдения.
Большим значением пользовалась книга К. Ушинского : "Человек как предмет
воспитания. Опыт педагогической антропологии" (Санкт-Петербург, 1873). П.
Каптерев , в "Педагогической психологии" (1877), придает значение
английской психологии и подробно рассматривает физиологическую подкладку
явлений. Экеблат, автор "Опыта обозрения и биологико-психологического
исследования способностей человеческого духа" - шеллингианец; главная его
забота - выяснение смысла разных видов душевной деятельности. Н. Грот написал
"Психологию чувствований в ее истории и главных основах"
(Санкт-Петербург, 1880). Историческая часть этой книги представляет несомненную
ценность; в положительной части автор является зависимым от Спенсера. Общая
мысль "Психологии" М. Владиславлева (Санкт-Петербург, 1881) состоит в
том, что воле принадлежит главенство во всей психической области. В учении об
ассоциациях есть правильные и тонкие замечания. В другом сочинении:
"Современные направления в науке о душе" (Санкт-Петербург, 1866),
Владиславлев дает подробный очерк истории психологии. М. Троицкому принадлежат
два сочинения по психологии: "Немецкая психология в текущем столетии"
(Москва, 1867; хорошее изложение английской психологии и пристрастная критика
немецкой) и "Наука о душе" (Москва, 1882; психология в английском
духе, с попыткой сведения психических явлений к ассоциациям). Третий выпуск
"Трудов московского психологического общества" (Москва, 1889)
содержит в себе статьи о свободе воли Н. Грота, Д.М. Лопатина, Н.В. Бугаева , С.С.
Корсакова , А.А. Токарского , П.Е. Астафьева . Г. Челпанов , в сочинении:
"Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и
врожденности" (часть I), доказывает, что два измерения непосредственно
даны в зрительном восприятии; а третье есть результат умозаключения. Сочинение
Н.Н. Ланге: "Психологические исследования, закона перцепции, теория
волевого внимания" (Одесса, 1893) - до настоящего времени единственный у
нас труд по экспериментальной психологии, имеющий несомненную ценность. Много
психологического материала содержит в себе книга Д. Дриля : "Малолетние
преступники" (Москва, 1884 - 90). Наконец, упоминания заслуживают
"Теория волевых представлений" (Санкт-Петербург, 1892) Т. Соловьева,
и работы М. Манасеиной : "О сознании" (Москва, 1886) и "Сон, как
треть жизни человека" (Санкт-Петербург, 1892), с богатыми
библиографическими указаниями. Сочинений по эстетике на русском языке немного
(о первых попытках по эстетике см. статью Колубовского в "Журнале
Министерства Народного Просвещения", 1890). Одно из первых по времени
сочинений принадлежит А. Галичу: "Опыт науки изящного"
(Санкт-Петербург, 1825). Историю эстетики Галич делит на три периода; третий
период - полного владычества разума - открыт Платоном, продолжен Лессингом,
Гердером, Шлегелем и другими; в духе этих писателей и сочинена эстетика Галича.
В сочинениях Розберга "О развитии изящного в искусствах и особенно в
словесности" (Дерпт, 1839) заметно влияние Гегеля. В 1854 г. А. Никитенко
на акте Санкт-Петербургского университета произнес речь "О начале изящного
в науке". Год спустя появилось известное сочинение Чернышевского:
"Эстетические отношения искусства к действительности", а также его
разбор перевода: (Б. Ордынского ) "Эстетики" Аристотеля. В 1878 г.
Вл. Виллямович издал "Психофизиологические основания эстетики"
(Санкт-Петербург). Самое заглавие показывает направление труда; красота
сводится к понятию пользы и наслаждения. Некоторые метафизические начала
эстетики излагает В.С. Соловьев ("Красота в природе", "Смысл
искусства", "Смысл любви", в "Вопросах Философии и
Психологии", 1889 - 94). В.А. Гольцев написал "Об искусстве. Критическая
заметка" (Москва, 1890). Подробный курс эстетики принадлежит А.И. Смирнову
("Эстетика как наука о прекрасном в природе и искусстве. Физиологические и
психологические основания и законы красоты и их приложение по эстетической
теории музыки и живописи", Казань, 1894). Точка зрения его характеризуется
следующими словами: "эстетические чувства относятся к разряду удовольствий
и страданий; следовательно, какими бы особенностями ни отличались наши чувства
изящества и красоты, они должны подчиняться общим законам удовольствий и
страданий". В сочинении Боброва: "О понятии искусства" (Юрьев,
1894) к сфере эстетики применяется принцип философии Тейхмюллера. Упоминания
заслуживает еще работа Л. Саккетти: "Из области эстетики и музыки"
(Санкт-Петербург, 1896). Большое внимание обратила на себя статья Л.Н. Толстого
"Об искусстве" ("Вопросы Философии и Психологии" 1898 и
отдельно). Точка зрения Толстого имеет некоторое сходство со взглядами, которые
высказывает Гюйо в своих трудах по эстетике. По истории этики (кроме переводных
сочинений, вроде Иодля) имеется книга М. Олесницкого : "История
нравственности и нравственных учений" (часть I, Киев, 1882). А. Мальцев ,
в "Нравственной философии утилитаризма" (Санкт-Петербург, 1879), дает
исторический обзор утилитарной нравственности, начиная от софистов и Аристиппа
и кончая Спенсером, а затем критический разбор основных начал нравственной
философии утилитаризма. О сочинении А.И. Смирнова по английской этике упомянуто
выше. А. Куницыну принадлежит сочинение "Право естественное" (Москва,
1878), Мокиевскому - "Ценность жизни" (Санкт-Петербург, 1884), Н.М.
Минскому - "При свете совести" (Санкт-Петербург, 1890), Н.Г.
Добольскому - "О высшем благе или о верховной цели нравственной
деятельности" (Санкт-Петербург, 1886). Счастье, по Дебольскому, есть
соединение наименьшей возможной меры страдания с наибольшей возможной мерой положительного
удовольствия. В сочинении Вл. С. Соловьева: "Оправдание добра.
Нравственная философия" (Санкт-Петербург, 1897) разбираются первичные
данные нравственности - аскетическое начало, жалость и религиозное начало.
Корень всякой нравственности - в религиозном начале. Иван Попов
("Естественный нравственный закон", Сергиев Посад, 1897) задается
вопросом о том, в каких свойствах человеческой природы коренится нравственный
закон, понимаемый в смысле внутреннего побуждения к добру. Дав нечто вроде
феноменологии нравственных явлений, на основании их исторических форм, автор
замечает, что нравственность вытекает из основного стремления человеческого
духа к гармонии, порядку, единству. - Сведения о русских философских трудах
можно найти в упомянутых в тексте сочинениях архимандрита Гавриила и Я.Н.
Колубовского; сверх того см. "Материалы для истории философии в
России" в "Вопросах философии и психологии"); А. Введенский,
"Судьба русской философии" (там же) и статьи М. Филиппова о русской
философии (в "Научном Обозрении") и Е. Бобров. "Материалы к
истории русской философии" (в "Казанских Университетских
Известиях").
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.rulex.ru/
|
|
|
НОВОСТИ |
|
|
Изменения |
|
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
|