|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Философия языка в трудах Вильгельма фон ГумбольдтаФилософия языка в трудах Вильгельма фон Гумбольдтасмотреть на рефераты похожие на "Философия языка в трудах Вильгельма фон Гумбольдта" Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена РЕФЕРАТ По дисциплине философия Тема: Философия языка в трудах Вильгельма фон Гумбольдта Санкт-Петербург 2000 содержание Введение 3 Введение Языкознание наряду с науками о мышлении принадлежит к числу тех отраслей человеческого знания, которое обнаруживает наиболее тесные связи с философией на всем протяжении его развития, что объясняется природой самого предмета лингвистики. Язык представляет собой непременное условие осуществления абстрактного, обобщенного мышления и рациональной ступени человеческого познания. Те или иные философские направления оказывают влияние на лингвистические течения. Сознательно или бессознательно, но любой лингвист исходит в своих исследованиях языка из определенной философской; концепции о закономерностях бытия и познания. Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835), «один из величайших людей Блестящее образование, происхождение и материальная обеспеченность
дали ему возможность общаться не только с монархами и видными политическими
деятелями, но и с учеными, писателями и поэтами, в том числе и с Гёте и Гуманистический идеал Гумбольдта - всестороннее и гармоничное развитие
как личности, так и всего человеческого рода; этому идеалу он оставался
верен и в своей практической деятельности. Основанный им Берлинский
университет ныне носит имя братьев Гумбольдтов. Оценка его как ученого и
гражданина дана в обобщающей характеристике известного лингвиста XIX века В. Гумбольдт был первым среди лингвистов, который сознательно положил
в основу своей концепции языковой принцип деятельности: «Язык следует
рассматривать не как мертвый продукт. Но как созидающий процесс» (Гумбольдт Одним из первых в истории языкознания Гумбольдт обосновал системный
характер языка. Гумбольдт приходит к выводу о том, что «в языке нет ничего
единичного, каждый его элемент проявляет себя лишь как часть целого» Гумбольдт был убежден, что посредством языка можно «обозреть самые высшие и глубокие сферы и всё многообразие мира». Он размышлял о совершенно новой форме сравнения языков. Задачу, стоящую перед сравнительным языкознанием, Гумбольдт сформулировал следующим образом: «Главное здесь... верный и достойный взгляд на язык, на глубину его истоков и обширность сферы его действия». Отмежевываясь от традиционного подхода и философски осмыслив (вслед за Гердером) проблему генезиса языка, Гумбольдт переносит её на такую плоскость, где фактор времени как бы иррелевантен. Его рассмотрение ориентировано не на внешние факторы происхождения, а на внутренний генезис, усматривающий в языковой способности не только уникальный дар человека, но и его сущностную характеристику. В своей теории Гумбольдту удалось восстановить нужное равновесие между языком и мышлением. Гумбольдтовский способ рассмотрения языка в широком контексте
связанной с ним проблематики в одинаковой мере отвечает требованиям как
философии, так и лингвистики. Перед нами попытка их интеграции, в которой
преодолены односторонности как одной, так и другой науки. Однако, по мнению Способ рассмотрения ученым самых различных аспектов языка и связанной с ним проблематики, глубина и сила его аргументации убеждают, что Гумбольдт постепенно вырабатывает метод, посредством которого можно подойти к изначальному единству языка и мышления, а также к единству феноменов культуры, заложив тем самым лингвистический фундамент для объединения наук о культуре. Глава I. Теоретико-методологические основы концепции В. Гумбольдта Проблема человека всегда приковывала глубокое внимание такого ученого как Гумбольдт, и если свести вместе все философские интересы В. Гумбольдта, то их можно обозначить одним термином - философская антропология. Большинство исследователей учения В. Гумбольдта, в частности Таким образом, и теоретико-методологическую базу учения Гумбольдта о языке составляет антропологический подход, в соответствии с которым адекватное изучение языка должно производиться в тесной связи с сознанием и мышлением человека, его культурной и духовной жизнью. Всем своим анализом языка Гумбольдт показывает, что «язык разделяет природу всего органического, где одно проявляется через другое, общее в частном, а целое обладает всепроникающей силой» (Гумбольдт 1859: 102). Основным в лингвистической концепции Гумбольдта является учение о тождестве «духа народа» и его языка («язык народа есть его дух и дух народа есть его язык – трудно представить себе что-либо более тождественное») Как отмечает Ф.М.Березин, в этом положении идеи Гумбольдта перекликаются с идеями Шеллинга и Гегеля (Березин 1975). Философия природы Шеллинга и его трансцендентальный идеализм
основывались на тождестве духа и природы. Субъект и объект неразрывно
связаны в абсолютном разуме. Разум перестает быть чем-то субъективным или
объективным, так как объект возможен только по отношению к мыслящему
субъекту. Философия приходит к тождеству субъективного и объективного. Гумбольдовское понимание духа перекликается с трактовкой духа у В понимании Гумбольдта, дух не имеет других позитивных атрибутов, кроме деятельностного начала. По Гумбольдту, дух самобытен, свободен, самостоятелен, целеустремлен, деятелен, всепроникающ , в известной степени индивидуализирован. Как отмечает В.И. Постовалова, понятие духа используется Гумбольдтом для формального замыкания своей теории и достижения ее внутренней целостности. По Гумбольдту, все, что живет в духовной и телесной природе, можно представить действием самобытной силы, которая лежит в основании всего, но развивается при неизвестных для нас условиях (Постовалова 1982: 387-388). Гегель выделяет два этапа в развитии языка: «...языки, на которых
говорили народы в их неразвитом состоянии, достигали весьма высокой степени
развития... Далее, является фактом, что с прогрессом цивилизации в обществе
и государстве ... язык становится более бедным и менее расчлененным» (Цит.
по кн. : Березин 1975: 47). Положение Гумбольдта об этапах развития языка
перекликается с идеями Гегеля, а также с идеями Я. Гримма и немецких
романтиков. По Гумбольдту, на первом этапе становления языка идет очень
деятельное звукотворчество. Богатство и полнота форм языка компенсируют
примитивное мышление. На втором этапе развития языка бурно развивается
мышление, а именно в это время каждый язык приобретает свой колорит и
характер; в развитии грамматической формы языка наступает застой. Вслед за Гердером Гумбольдт заинтересовался проблемами происхождения и
генеалогии языка, сравнительного изучения языков и их классификации и роли
языка в развитии духа. Гердер в своей статье « О возрастах языка» писал: На лингвистическую концепцию Гумбольдта повлияли также идеи Фридриха и Из числа наиболее фундаментальных трудов Гумбольдта по языкознанию следует прежде всего назвать его сочинение «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества», а также такие работы, как «Труд о басках» и «Лаций и Эллада». В них изложены общетеоретические взгляды Гумбольдта на язык и разработан ряд частных вопросов. Кроме того, проблемы общего языкознания и отдельные аспекты языка рассматриваются и уточняются в его многочисленных статьях : «О мышлении и речи», «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития», «О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие», «План сравнительной антропологии», «О двойственном числе» и др. В своей книге «Язык как деятельность» В. И. Постовалова выделяет следующие теоретико-методологические основы программы В.Гумбольдта: 1. Синтез натуралистического и деятельностного принципов изучения языка и человека: язык трактуется им как организм духа и как его само деятельность. 2. Диалектический подход: видение объекта как внутренне противоречивого, антиномическая трактовка природы языка. 3. Системно-целостный взгляд на язык: онтологически объект рассматривается как определенная целостность, хотя методологически и допускается известный аналитизм. 4. Приоритет динамического, процессуального подхода над структурно- статистическим, приоритете описания живой речи над структурой языка. 5. Трактовка языка как порождающего себя организма. 6. Приоритет вневременного (панхронического) взгляда на язык над историческим анализом движения языка в конкретные эпохи. 7. Сочетание интереса к живому разнообразию реально существующих языков и языку как общему достижению человечества. 8. Отказ от описания языка только изнутри его самого; сопоставление
языка с другими видами духовной деятельности человека, и прежде всего с
искусством. Широкий контекст рассмотрения предмета изучения. Гумбольдт
включает в число координат поля исследования языка следующие группы понятий 9. Сочетание философски отвлеченного взгляда на язык со скрупулёзно-
научным подходом к его изучению. В.И.Постовалова подчеркивает такую черту
мышления В.Гумбольдта, как метафоричность: идея круга символизирует у Сила человеческого духа, по Гумбольдту, в самом своем существе
человеку не доступна. Она открывается косвенно через свои проявления (язык,
цивилизацию, культуру и т.д.) Её проявления - это её создания, сила духа
является человеку в том, что она производит, открывается в своих созданиях. Глава II. Учение В.Гумбольдта о языке. 2.1. Происхождение языка Вопросом о происхождении языка занимались многие ученые и он принадлежит к числу древнейших вопросов. Уже Платоновский Кратил рассматривает вопрос о том, принадлежат ли лексические обозначения объектам обозначения по природе, или они приданы им по общему соглашению. Этот же вопрос был поднят Аристотелем, который пришел к выводу, что язык создан людьми. Большой интерес к себе вызвала эта тема в XVIII веке. Различные теории, появившиеся в это время, пытались показать естественное происхождение языка. Э. Кодильяк отстаивал идею возникновения языка в результате договора как следствия общения людей, он полагал, что люди, одинаково реагируя на внешние воздействия, могли бы без труда договориться о значении слов. Существовала также теория возникновения языка путем подражания звукам природы. В этом, в частности, был убежден Лейбниц, который проводил различие между современными «производными» языками и их основой - «первичным» языком, возникшим, якобы, в результате звукоподражания, в работе «Новые опыты о человеческом разуме». Производные языки, отходя от первичного, все более теряли естественный характер и все более приобретали условный характер, однако и в них можно найти множество доказательств, указывающих на связь речи с звучащими предметами. Была также высказана теория естественного происхождения языка, т.е. Богословы в противовес мнению просветителей стали настаивать на
божественном происхождении языка. На премию, объявленную Берлинской Философски осмыслив проблему генезиса языка, Гумбольдт переносит ее на
такую плоскость, где фактор времени как бы иррелевантен. Его рассмотрение
ориентировано не на внешние факторы происхождения, а на внутренний генезис,
усматривающий в языковой способности не только уникальный дар человека, но
и его сущностную характеристику. Касаясь генезиса языка, В.Гумбольдт
рассматривает два возможных допущения. Факт сложности строения языка может
навести на мысль, будто эта сложность - явление вторичного характера, то
есть результат постепенного усложнения простых структур в ходе времени,
либо она продукт «колоссальных мыслительных усилий» его создателей. В понимании Гумбольдта, язык тесно связан с духовным развитием человечества и сопутствует ему на каждой ступени его развития, отражая в себе каждую стадию культуры (Гумбольдт 1984, 48). Языку «присуще очевидное для нас, хотя и необъяснимое в своей сути самодеятельное начало, и в этом плане он вовсе не продукт ничьей деятельности, а непроизвольная эманация духа, не создание народов, а доставшийся им в удел дар, их внутренняя судьба» (Гумбольдт 1984, 49). Согласно его концепции целостности языка, нашедшей свое завершение в понятии «внутренней формы языка», каждый, даже мельчайший языковой элемент, не может возникнуть без наличия пронизывающего все части языка единого принципа формы. Допущение же о том, что возникновению языка, якобы, предшествовали Язык, по словам Гумбольдта, представляет собой «вечно порождающий себя организм», создание которого обусловлено внутренней потребностью человечества. 2.2. Язык и мышление Проблема соотношения языка и мышления - одна из центральных в лингвистической концепции Гумбольдта. Практически все его сочинения по языкознанию в большей или меньшей степени затрагивают этот вопрос. В специально посвященной ему небольшой статье («О мышлении и речи») Гумбольдт видит сущность мышления в рефлексии, т.е. в различении мыслящего и предмета мысли. Далее в этой же статье через мышление он дает определение языка, подчеркивая этим их тесную связь: « Чувственное обозначение единств, с которыми связаны определенные фрагменты мышления для противопоставления их как частей другим частям большого целого, как объектов субъектам, называется в широчайшем смысле слова языком» (Гумбольдт 1984,301). Согласно его теории, человек ищет знак, с помощью которого он мог бы
представить целое как совокупность единств. Когда он подыскивает эти знаки,
его рассудок занят различением, расчленением, анализом. Далее он строит
целое, синтезирует понятия, допускающие свободную обработку, вторичное
разъединение и новое слияние. «В соответствии с этим, - пишет Гумбольдт, -
и язык выбирал артикулированные звуки, состоящие из элементов, которые
способны участвовать в многочисленных новых комбинациях» (Гумбольдт 1984, Необходимая взаимосвязанность, взаимообусловленность, взаимовлияние
языка и мышления является тем фактором, который «делает человека
человеком», отличая его от остальной природы. Природный звук, по Связь языка и мышления обуславливает и особый взгляд Гумбольдта на происхождение языка. По его мнению, зарождение языка не может происходить по отдельным кусочкам или отдельным словам: «Для того, чтобы человек мог понять хотя бы единственное слово не просто как душевное побуждение, а как членораздельный звук, обозначающий понятие, весь язык полностью и во всех своих связях уже должен быть заложен в нем.» Так как в языке нет ничего единичного, и «каждый отдельный его элемент проявляет себя лишь как часть целого». Надо отметить, что это последнее положение получило многообразную интерпретацию лишь у языковедов XX века, положивших понятия системы и структуры в основу своих лингвистических теорий. 2.3. Язык как деятельность В своей работе «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества» Гумбольдт выдвигает тезис : «Язык не есть продукт деятельности, а деятельность» (Гумбольдт 1984, 70). Он подчеркивает, что истинное определение языка как энергеий может быть только генетическим. «Язык представляет собой постоянно возобновляющуюся работу духа, направленную на то, чтобы сделать артикулируемый звук пригодным для выражения мысли» (Гумбольдт 1984, 70) Форма языка при этом рассматривается как нечто «постоянное и единообразное в этой деятельности духа». «Генезисная дефиниция» (применяемая как к энергейе, так и к форме) -
это не определения языка как эргона, то есть в состоянии статики, а
рассмотрение его в действии, выявляющее одновременно и сущность языка. Противопоставление «эргон-энергейя» соотносится с другим
противопоставлением: «Язык есть не мертвый продукт, а созидающий процесс» В языке как в «вечно повторяющейся работе духа» не может быть ни
минуты застоя, его природа - непрерывное развитие под влиянием духовной
силы каждого говорящего. Дух непрестанно стремится внести в язык что-либо
новое, чтобы, воплотив в него это новое, опять стать под его влияние Гумбольдт полагает, что в языке следует видеть не какой-то материал, который можно обозреть в его совокупности или передать за частью, а «вечно порождающий себя организм, в котором законы порождения определенны, но объем и в известной мере также способ порождения остаются совершенно произвольными» (Гумбольдт 1984, 78). В качестве примера Гумбольдт рассматривает усвоение языка детьми, что представляет собой не только ознакомление со словами, не простая закладка их в памяти и не подражательное лепечущее повторение их, а рост языковой способности с годами и упражнениями (Гумбольдт 1984, 78-79). В языке образуется запас слов и правил, посредством которых он в течение тысячелетий становится самостоятельной силой. Как справедливо отмечет Потебня, хотя речь живого человека или мертвого языка, изображенная письменами, оживляется только тогда, когда читается и произносится, хотя совокупность слов и правил только в живой речи становится языком; но как эта «мумие образная или окаменелая в письме речь, так и грамматика со словарем действительно существуют и язык есть столько же деятельность, сколько и произведение» (Потебня 1993, 23-27). 2.4. Понятие формы языка. Термин «энергейя» впервые встречается именно в главе «Форма языков» (§ Рассмотрение же представленных именно в этой главе отдельных высказываний Гумбольдта приводит нас к убеждению, что его концепция формы языка с необходимостью связана с идеей «энергейи». Поскольку понятие формы истолковывается по-разному, Гумбольдт считает необходимым с самого же начала разъяснить, в каком смысле он его употребляет. Для установления определенной корреляции между понятиями энергейи и формы можно привести следующие высказывания. Рассматривая язык как энергейю, Гумбольдт пишет: «Язык представляет собой постоянную работу духа, направленную на то, чтобы сделать артикулируемый звук пригодным для выражения мысли.» (1984, 70). А в форме языка (которая «отнюдь не только так называемая грамматическая») он дает такое определение: «Постоянное и единообразное в этой деятельности духа, возвышающей членораздельный звук до выражения мысли, взятое во всей совокупности своих связей и систематичности, и составляет форму языка» (Гумбольдт 1984, 74). Итак, очевидна связь понятия формы с понятиями энергейи о порождения
языка. Поскольку язык есть «все повторяющая деятельность» (а не продукт
ее), эта деятельность, по Гумбольдту, должна протекать определенным
образом, т.е. в определенной форме. По сути дела, эта форма и обеспечивает
систематичность и своеобразие деятельности языка; и «в действительности она
представляет собой индивидуальный способ, посредством которого народ
выражает в языке мысли и чувства». Иными словами, то своеобразие и та
систематичность, которые наблюдаются в проявлении деятельности языка,
обуславливаются его связью с народом, с его национальным характером, с его
образом мышления, почему и оказывается возможным утверждать, что «языки
всегда имеют национальную форму, являясь непосредственно и собственно
национальным творением». Форма каждого языка является неповторимо
индивидуальным образованием, хотя в своих существенных чертах она и схожа
для всех языков. Она -«духовная настроенность говорящих на одном языке», Возможно дать определение формы языка, и оно приводится Гумбольдтом Гумбольдт различает «внутреннюю форму языка» как глубинный принцип его
порождения, определяющий собой все своеобразие языковой организации, и «Форме противостоит, конечно, материя», и на основе своих суждений Гумбольдт не раз подчеркивает важность понятия формы как основы для
описания языков. Ведь «по разрозненным элементам нельзя познать то, что
есть высшего и тончайшего в языке. ... Расчленение языка на слова и правила Как же можно постичь эту самую форму языков, каким путем пойти в ее изучение? - Её можно постичь и уловить только в связной речи, изучая язык как всю совокупность актов речевой деятельности. Ведь форма языка - это синтез отдельных элементов в «их духовном единстве». 2.5. Соотношение понятий «национальный дух» и «язык» В своих лингвистических исследованиях Гумбольдт затронул важные
проблемы социально-философского характера, связанные с выявлением понятий Так как деление человечества на языки совпадает с делением его на
народы, то отсюда должно следовать, что между языком и народом, или,
точнее, духом народа, существует необходимая корреляция. «Язык и духовная
сила народа развиваются не отдельно друг от друга и последовательно один за
другой , а составляют исключительно и нераздельно одно и то же действие
интеллектуальной способности». «Хотя мы и разграничиваем интеллектуальную
деятельность и язык, в действительности такого разделения не существует» Каков же смысл употребления понятия «дух народа» в работах В. Тут как бы замкнулся заколдованный круг: дух народа как «высший
принцип», обусловливая различие и специфику языков, со своей стороны сам
нуждается в объяснении через язык. Гумбольдт разъясняет такое рассуждение: В понимании Гумбольдта, правильность и богатство развития языка прямо
пропорционально связаны с соразмерностью воздействия на язык силы
национального духа (по Гумбольдту, язык преобразуется с каждой новой
ступенью духа). «Всеми своими корнями и тончайшими их фибрами он (язык)
сплетен с силой национального духа, и чем соразмернее действует на язык
сила национального духа, тем правильнее и богаче развитие языка (Цит. по
кн.: Постовалова 1982: 52). Что может в языке зависеть от действия духа? -
прежде всего от народного духа зависит сам принцип образования языка. Языки, соответственно, также обладают силой, воздействующей на дух. И это воздействие носит всесторонний и гармоничный характер. По образному выражению Гумбольдта, языки - это колеи, по которым деятельность духа совершает свое течение, или, при другом сравнении, - русло, по которому дух катит волны своей жизни. В 1801 году в своих фрагментах монографии о басках Гумбольдт выдвинул тезис о том, что разные языки - это не различные обозначения одного и того же предмета, а «различные видения» его. Тезис о «языковом мировидении», с чисто эмпирической точки зрения содержит мысль о том, что различие языков не сводится к одному лишь звуковому фактору. Язык не есть ряд готовых этикеток к заранее данным предметам, не их простое озвончение, а промежуточная реальность, сообщающая не о том, как называются предметы, а, скорее, о том, как они нам даны. Языком охватываются преимущественно объекты, входящие в круг потребностей и интересов человека, и отображаются не столько чисто субстанциональные свойства внеязыкового мира, а, скорее, отношение человека к нему. Эти отношения в различных языках преломляются по-разному, через свойственное каждому языку семантическое членение. Соответственно, можно предположить, что в наших высказываниях о вещах и явлениях мы до некоторой степени следуем и тем ориентирам, которые предначертаны семантикой естественного языка. Следовательно, звучание соединяется не с предметом непосредственно, а через семантически переработанные единицы, которые уже в качестве содержательных образований могут стать основой самого акта обозначения и речевой коммуникации. Положения Гумбольдта о том, что язык определяет отношение человека к объективной действительности и его поведение, легли впоследствии в основу теории Э. Сепира – Б. Уорфа, согласно которой язык упорядочивает поток впечатлений действительности, и в основу неогумбольдтианской лингвистической теории Л. Вейсгебера, согласно которой язык превращает окружающий мир в идеи, «вербализует» мир. 2.6. Сравнительное языковедение Главной лингвистической дисциплиной, по Гумбольдту, является сравнительное языковедение. То общее, на чем оно строится, - это общечеловеческая языковая способность превращения мира в мысли. Хотя общее свойство языковой способности охватывает все человечество, однако, эта способность не реализована в одном общечеловеческом языке, а осуществляется в великом многообразии языков. Каждую человеческую индивидуальность, даже независимо от языка, можно
считать особой позицией в видении мира, поэтому ко всякому объективному
восприятию неизбежно примешивается субъективное. «И поскольку на язык
одного и того же народа воздействует субъективность одного рода, ясно, что
в каждом языке заложено самобытное миросозерцание» (Гумбольдт 1984, 80). Как пишет Гумбольдт в своей статье «Характер языка и характер народа»,
сравнительное изучение языков должно объединять три направления (Гумбольдт 1). Как решает каждый язык различные задачи, возникающие из потребностей речи, - как грамматические, так и все прочие? 2). Как и почему языки, которые мы можем наблюдать на протяжении длительного времени, претерпели изменения в своей внутренней структуре? 3). Какие различия в словообразовании и словоизменении близкородственных и далеких друг от друга языков допускают возведение к единому источнику? В широко задуманном Гумбольдтом проекте сравнительного языковедения язык выглядит не как изолированный объект грамматического анализа, а как предмет, раскрываемый полностью лишь в своих многосторонних и необходимых связях.» ... Язык и постигаемые через него цели человека вообще, род человеческий в его поступательном развитии и отдельные народы являются теми четырьмя объектами, которые в их взаимной связи и должны изучаться в сравнительном языковедении», (Гумбольдт 1984, 311). Сравнительное языковедение именно в гумбольдтовском его понимании раскрывает суть «философски обоснованного сравнения языков». 2.7. Антиномии языка Основные положения учения Гумбольдта о языке можно сформулировать в
виде антиномий, в существовании которых он видел диалектику языка. В работе Антиномия языка и мышления. С одной стороны, язык есть орган, образующий мысль. Без языка невозможно образование понятий; понятие не может отрешиться от слова; слово является единством звука и понятия. С другой стороны, «дух человека» постоянно стремится освободиться от уз языка, ибо слова стесняют внутреннее чувство. Антиномия произвольности знака и мотивированности элементов языка. Антиномия субъективного и объективного в языке. Являясь по отношению к познаваемому субъективным, язык по отношению к человеку объективен. «Язык мне принадлежит, так как я воспроизвожу его моею собственной деятельностью; но так как я воспроизвожу его так, а не иначе потому, что так говорят и говорили все поколения, передававшие его друг другу до настоящего времени, то меня, очевидно, ограничивает самый язык» (Гумбольдт 1859, 61). Антиномия языка как деятельности и как продукта деятельности. По своей сущности язык есть нечто постоянное и вместе с тем в каждый данный момент преходящее. Постоянное развитие - основа существования языка. Антиномия индивидуального и коллективного в языке. Язык принадлежит одновременно и отдельному человеку, и всему коллективу. Всякий язык раскрывается во всей своей полноте только в живом употреблении, в речи говорящего лица. «Языки можно считать творением народов и в то же время они остаются творением отдельных лиц» (Гумбольдт 1858, 34) Язык выражает мировоззрение отдельного человека, но человек всегда зависит от народа, которому принадлежит. Антиномия языка и речи. «Язык как масса всего произведенного живою
речью, не одно и то же, что самая речь эта в устах народа» (Гумбольдт 1859, Антиномия понимания и непонимания. Окончательную определенность слова
получают только в речи отдельного лица. Но особенность общения состоит, по Заключение Вильгельм фон Гумбольдт занимает в науке о языке совершенно особое место. Выдвинув оригинальную концепцию природы языка и подняв ряд фундаментальных проблем, которые и в настоящее время находятся в центре оживленных дискуссий. Многие из исследователей числят себя его учениками и последователями - А.Потт, Х.Штейнталь, Г.Курциус, А.А.Потебня, и даже такой независимый ученый, как И.А.Бодуэн де Куртенэ. В. Гумбольдту была дана высокая оценка со стороны видных философов, в
частности, Канта. Такого же высокого мнения были современные ему языковеды Во второй половине Х1Х-го века, в эпоху позитивизма, бурного развития индоевропеистики, имя Гумбольдта упоминается в основном лишь в трудах, посвященных классификации языков. В России осмысление наследия Гумбольдта началось с перевода на русский язык П.Билярским основного сочинения Вильгельма фон Гумбольдта «О различии строения человеческих языков...» (СПб., 1859 г.) А.А.Потебня способствовал распространению идей Гумбольдта в России и оказался одним из самых ярких интерпретаторов этих идей в русской традиции (см., например, его «Мысль и язык», 1862, 1892 и др. работы). Правда, его истолкование идей Гумбольдта не было свободно от влияния психологизма Штейнталя. Особое усиления интереса к наследию Гумбольдта связано с новым издание
сочинений Вильгельма фон Гумбольдта (в 17-ти томах) Прусской Академией наук
в 1903 году. Новый этап развития гумбольдтианства в России соотнося с
появлением в Москве книги Густава Шпета «Внутренняя форма слова» (1927г.). В 20-х годах XX века, главным образом, в Германии и США возникает
неогумбольдтиансткое направление современного языкознания,
характеризующееся преимущественным вниманием к семантической стороне языка,
стремлением изучать язык в тесной связи с культурой данного народа, а также
процессами мышления и познания. Основные положения европейского
неогумбольдтианства были сформулированы Л.Вайсгербером, Й.Триром, В российском языкознании уже ближе к нашему времени следует назвать серию работ Г.В.Рамишвили (см., например, его книгу «Вопросы энергетической концепции Гумбольдта, а также книгу В.И.Постоваловой «Язык как деятельность». Все большее количество лингвистических исследований рассматривает язык в отношении к когнитивным, историко-культурным и социальным факторам. Можно констатировать, что в современном языкознании на первом плане стоят проблемы, связанные в живым функционированием языка, с его ролью в построении картины мира. Список литературы 1. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. Очерки по истории лингвистики. М., 1975. 2. Березин Ф.М. Лингвистическая концепция В. Гумбольдта-У/История лингвистических учений. М., 1975 3. Гайм Р. Вильгельм фон Гумбольдт. М., 1899. 4. ГулыгаА.В. Немецкая классическая философия. М., 1986. 5. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984 6. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985 7. Гумбольдт В. О различии организмов человеческих языков и о влиянии этого развития на умственное развитие человеческого рода. СПб., 1859 8. Дельбрюк Б. Ведение в изучение языка. СПб., 1904 9. Звегинцев В.А. История языкознания 19-20 вв. В очерках и извлечениях. ч.1 М.,1964 10. Кацнельсон С.Д. Содержательно- типологическая концепция 11. Постовалова В.И. Язык как деятельность. Опыт интерпретации концепции Гумбольдта. М., 1982 12. Потебня А.А. Мысль и язык. М., 1993 13. Рамишвили Г. В. Вопросы энергетической теории языка. Тбилиси, 1978 14. Рамишвили Г. В. Языкознание в кругу наук о человеке. -Вопросы философии, VI. М., 1981. 15. Шлет Г. Внутренняя форма слова. М., 1927. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |