|
|
|
Философия жизни |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Философия жизни
Философия жизни
Философия
жизни
Философия
жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв.,
выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно
постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни
материи.Философия жизни явилась выражением кризиса классического буржуазного
рационализма. Она выступила против господства методологизма и гносеологизма в
идеалистической философии 2-й половины 19 - начала 20 вв. (неокантианство,
позитивизм). Социально-политические воззрения представителей Философии жизни
весьма различны: от буржуазного либерализма до консервативных позиций; в своём
крайнем биологически-натуралистическом варианте она оказала влияние на
формирование идеологии национал-социализма в Германии.
Понятие
"жизнь" многозначно и по-разному толкуется в различных вариантах
Философии жизни. Биологически-натуралистическое толкование характерно для
течения, восходящего к философии Ницше и представленного Л. Клагесом, Т. Лессингом
и др.: "живое" подчёркивается как нечто естественное в
противоположность механически сконструированному, "искусственному".
Для этого варианта Философии жизни характерна оппозиция не только материализму,
но и идеалистическому рационализму - "духу" и "разуму",
склонность к примитиву и культу силы, попытки свести любую идею к
"интересам", "инстинктам", "воле" индивида или
общественной группы, прагматическая трактовка нравственности и познания (добро
и истина - то, что усиливает первичное жизненное начало, зло и ложь - то, что
его ослабляет), подмена личностного начала индивидуальным, а индивида - родом
(тотальностью), органицизм в социологии.
"Исторический"
вариант Философии жизни (В. Дильтей, Г. Зиммель, Х. Ортега-и-Гасет) исходит в
интерпретации "жизни" из непосредственного внутреннего переживания,
как оно раскрывается в сфере исторического опыта духовной культуры. Если в
других вариантах жизненное начало рассматривается как вечный неизменный принцип
бытия, то здесь внимание приковано к индивидуальным формам реализации жизни, её
неповторимым, уникальным культурно-историческим образам. При этом Философия
жизни оказывается не в состоянии преодолеть релятивизм, связанный с
растворением всех нравственных и культурных ценностей в потоке
"жизни", истории. Характерное для Философии жизни отталкивание от
механистического естествознания принимает форму протеста против
естественнонаучного рассмотрения духовных явлений вообще, что приводит к
попыткам разработать специальные методы познания духа (герменевтика у Дильтея и
концепция понимающей психологии, морфология истории у О. Шпенглера и т.п.).
Антитеза органического и механического предстаёт в этом варианте Философии
жизни в виде противопоставления культуры и цивилизации.
Другой вариант
Философии жизни связан с истолкованием "жизни" как некоей космической
силы, "жизненного порыва" (А. Бергсон), сущность которого - в
непрерывном воспроизведении себя и творчестве новых форм; субстанция жизни -
чистая "длительность", изменчивость, постигаемая интуитивно.
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/
|
|
|
НОВОСТИ |
|
|
Изменения |
|
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
|