|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Философские и социально-политические взгляды Юсуфа БаласагуниФилософские и социально-политические взгляды Юсуфа Баласагунисмотреть на рефераты похожие на "Философские и социально-политические взгляды Юсуфа Баласагуни" Кыргызско-Российский Славянский университет Естественно-технический факультет Кафедра философии и социально-политических наук Выполнила: Пузенко А. гр.ИВТ-3-01 Проверил: Токтосунов С. План. 1. введение. 2. философские взгляды. 3. общественно-политические взгляды. Введение. Свой доклад я начну с ознакомления с Жусупом Баласагыном. Он видный мыслитель средневекового Востока, автор уникальной по содержанию и социальной значимости поэмы «Кутадгу Билиг». Информацию о жизнедеятельности поэта можно, прежде всего, почерпнуть из нескольких отрывков, разбросанных в поэме и двух предисловиях к его сочинению, из которых одно - в прозе, а другое - в стихах. Согласно имеющимся сведениям Жусуп родился в городе Баласагун,
известном под именем Куз-Орду, месторасположение которого не установлено с
достаточной степенью достоверности. Предположительно этот город следует
искать в Семиречье, в Чуйской долине, неподалеку от современного города Образование Жусуп Баласагын получил в признанных культурных центрах
того времени - Фарабе, Кашгаре, Бухаре. В совершенстве владея арабским и
персидским языками, он проработал философские и научные сочинения по
различным отраслям знания. Светские люди того времени отличались
многосторонностью интересов, увлекаясь наряду с философией и наукой,
поэзией и политикой, игрой в шахматы. Широко образованный, умудренный
жизненным опытом, он прибыл в Кашгар и здесь в течение восемнадцати месяцев
напряженной работы написал большое поэтическое произведение. По сведениям
турецкого философа Р.Р.Арата, автору к моменту завершения поэмы было около Философские взгляды. Под влиянием взгядов крупных перипатетиков Востока (Аль-Фараби, Беруни, В политико-правовом контексте «Кутадгу билим» представляет собой
исключительную значимость как своеобразный кодекс этических норм и правил
поведения феодального общества. В его взглядах на модели мира и его
развитие содержится ряд материалистических идей, где мыслитель исследует
закономерности расположения и движения небесных тел и планет. Не случайно Учение Баласагына о строении Вселенной имеет много общего с системой В области гносеологии философ выдвинул плодотворные идеи о происхождении и сущности сознания, о роли разума и знания в жизни людей. В теории познания поэта имеются материалистические тенденции. Как и другие представители восточного перипатетизма, он выступает как рационалист и рассматривает разум как творческую силу, инструмент познания существенных связей предметов материального мира. По его концепции разум озаряет человека светом знаний. В то время поэт не отрицал роли чувственного восприятия в познании истины. Важно подчеркнуть, что мыслитель правильно ставит вопрос о роли головного мозга в интеллектуальной деятельности человека, и потому в «Кутадгу Билиг» поэт отразил стремление передовых представителей общества изучать светские науки, свободно мыслить. В связи с этим особое внимание своих современников Жусуп обращает на то, что познание невозможно без знания: чтобы глубже познать мир необходимо систематически пополнять свое образование и знания. Знания в деятельности человека – это здоровье, свет души, мудрость, счастье и т.д. Жусуп Баласагын прекрасно осознавал, что завоеванные области удержать силой оружия не удастся. Для чего необходим хорошо организованный государственный аппарат: достаточно сильный, чтобы противостоять постоянной угрозе внешних вторжений; достаточно гибкий, чтобы защищать интересы привилегированных слоев населения; достаточно подготовленный, чтобы упорядочить налоги и сборы внутри страны. Взгляды мыслителя на общество и человека несет в себе глубокий гуманизм и насыщены рационалистическим подходом к осмыслению процессов, происходящих в обществе, признанием важной роли материальных факторов. Баласагын внес значительный вклад в разработку традиций реализма в мировоззрения прогрессивных мыслителей Средневековья. Мировоззрение поэта явилось синтезом культурных достижений Востока и Общественно-политические взгляды Социально-политические взгляды Баласагын характеризуются своей
конкретностью, реалистичностью и стремлением улучшить и укрепить феодально-
крепостнические отношения и политическую настройку общества. В своей поэме
автор выражает свои размышления об исторически прогрессивных тенденциях,
изменениях в Караханидском обществе, свидетелем которых он был сам. Политическое мышление Баласагына направлено на анализ социально- классовой структуры феодального общества. Глубокое знание общественных отношений в Караханидском государстве позволило мыслителю на основе двух критериев – по имущественному Цензу и по роду занятий – дифференцировать население общества. Поэт понимал, что в современном ему феодальном обществе существует имущественное неравенство между людьми, что общество по своей социально классовой структуре делится на крупных и средних баев, а также на бедняков. По роду занятий население делилось на дехкан, ремесленников, скотоводов, торговцев и др. Мыслитель рассматривает различные социальные группы с точки зрения их
роли в общественной жизни. В сочинении поэта каждой профессии посвящена
отдельная глава, в которой говорится о ее специфических особенностях. Мыслитель как гуманист осуждает деспотизм жадных ханов и глупых беков, которые жестоко эксплуатируют массы, попирая их достоинство и право, грабят их. Феодалы развязывают кровавые междоусобные войны, чтобы расширить свою удельную территорию, разоряют соседние народы, сжигают их города и деревни, превращают людей в рабов. Поэт-философ жалуется, сетует на свою эпоху, сожалеет, что феодальная знать пренебрегает справедливостью и добротой. Он призывает ханов и беков быть великодушными по отношению к бедным, «одаривать их», поить и кормить, относиться помягче. Жусуп видит, что в современном ему обществе господствует социальное неравенство и противоречия между имущими и неимущими. Но как представитель господствующего класса он стремился укрепить существующие порядки. В этих целях, как уже говорилось, он осуждает жестокость эксплуатации крестьянских масс, скотоводов и ремесленников, призывает уменьшить подати, несколько смягчить угнетение трудящихся. Таким образом, мыслитель старается примирить имущих и неимущих. Он призывает сановников относиться к низшим слоям по совести и справедливо, а трудящихся поучает быть верными, преданными господствующему классу, чтобы таким образом достигнуть создания справедливого общества. Жусуп как идеолог эксплуататоров хорошо понимал, что бесчеловечный гнет трудовых слоев населения будет толкать их на различные смуты, подрывающие существующий порядок. По мнению академика А.Кононова, возможно, что Жусуп Баласагын ощущал настоятельную необходимость в создании новой морально-этической основы для раздираемого неурядицами общества. « Что ж так люди дурны? Что ж отринут закон? Что за век послан мне, Где я жить осужден? Как достойных возвысить, А зло выгнать вон? Добрый лад и закон – Все утрачено сплошь. Люди подлы, и где же добро ты найдешь!» Упорядочить на новой основе жизнь недавних кочевников во всех ее сферах, внести в не политико-правовую организацию, такое государственное управление, которое должно дать подвластному народу самое главное – закон. «И, чтобы крепить свою власть год за годом, Закон, а не силу поставь над народом. Где беков надежный закон утвержден, Страна там в поре благодатных времен. Творцу похвалою я должен воздать, В законах народ обретет благодать». Нельзя не удивиться прозрениям поэта древности, правота которого подтверждена временем. Именно благодаря политико-правовой мысли Баласагына в тюркоязычной литературе уже с XI века четко закреплено понимание того, что одно из главных условий преобразования государственно-правовых отношений – это верховенство в нем закона. «Для блага закон, а не сила угодней, В молитве пади перед дверью господней. Закон укрепляй – и все бедствия канут, И поясом счастья ты будешь затянут». Даже в небольших строках поэмы «Кутадгу Билиг» можно уловить важнейший, существенный признак правового государства – господство закона. Но подлинных путей преодоления социальных антагонизмов и создания
гармоничных отношений между эксплуататорами и эксплуатируемыми мыслитель не
видит. Он полагает, что единственным путем установления гармонических
отношений между социальными группами и классами, утверждения социальной
справедливости является выработка гуманного закона управления государством. «Где властен закон, там безбеден народ, И в славе его имя живет. Цветут при законе страна и весь мир, При гнете – в загоне страна и весь мир». Философ считал, что если государство будут возглавлять просвещенные ханы, опирающиеся в своей деятельности на науку, то они будут издавать справедливые законы и действовать на основе этих законов. Справедливость, подчеркивает Баласагын, -это необходимое нравственное качество главы государства. А это значит следует действовать на законном основании. По мнению поэта, правитель должен быть справедливым при соблюдении законов, в решении вопросов управления обществом, он не может в своих действиях разделять людей на рабов и беков, а обязан относиться к ним одинаково, как герой его поэмы – правитель Кюнтогды (символ справедливости), который говорит: «По правде вершу все дела я привычно, А бек или раб предо мной – безразлично. И сын ли, чужой ли, родня ли, приятель, Пришелец приспевший ли – кстати, некстати ль – Они для меня по закону равны, Я им не смягчу, ни прибавлю вины». Жусуп делает Кюнтогды еще и символом законности. Только когда глава
государства действует справедливо на основе закона, тогда возникает
идеальное государство. Мыслитель считает, что справедливый властелин должен
быть просвещенным, мудрым, он должен обладать разумом, знаниями и
рассудком. Несмотря на то, что теория государства и просвещенности
правителя Жусупа является идеалистической, а его идеи о справедливом
обществе – утопическими, некоторые положения мыслителя были прогрессивными. Одна из важных задач автора поэмы «Кудатгу билиг» заключалась в показе господствующей в современном автору обществе несправедливости, и он размышлял о том, как утвердить справедливость, чтобы дальше укреплять господствующие феодально-крепостнические отношения. Мыслитель поставил перед собой задачу - разработать пути и методы управления обществом, которые способствовали бы переходу к идеальному государству. В известной степени эти утопические социально-политические идеи поэта выражали чувства, настроения и желания масс, отражали потребности исторического развития общества.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |