|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Философские понятия мировоззрения, мироощущения и мировосприятияФилософские понятия мировоззрения, мироощущения и мировосприятия1. Мировоззре́ние — философское понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целостный типы мировоззрения. Типы мировоззрения Существуют различные способы типологии мировоззрений построенные на разных философских и методологических основаниях. Различными авторами выделяются: религиозное мировоззрение, естественнонаучное мировоззрение, социально-политическое мировоззрение, философское мировоззрение. Иногда выделяют также мировоззрение повседневного опыта, эстетическое мировоззрение, мифологическое мировоззрение. Мифологическое Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений. Религиозное Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей. Слово мировоззрение не достаточно строго определено как и все, что имеет не достаточно хорошо понимаемую сущность и, соответственно, оно контекстно-зависимо от условий использования, имеет различные варианты бытового уровня понимания. Это заметно по некоторым смысловым расхождениям описания в различных словарях. М. может находиться на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М. существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире. Мировоззрение личности определяет мнение. Именно мировоззрение, а не объем знаний человека определяет его поведение и поступки. Характеризует общее понимание мира, быта, социума и индивида, его этическую и эстетическую составляющие, и роль и положение человека в объективном мире. Мировоззрение – это сложное явление в духовной жизни человека и общества, включает в себя совокупность взглядов, мыслей, идей, чувств, переживаний, оценок и принципов, благодаря которым человеческая деятельность приобретает организованный и упорядоченный характер. Его жизненные позиции становятся осмысленными, а сама деятельность целенаправленной. Есть слово, которое кажется более подходящим с личностной точки зрения: идеология (в словаре Ушакова даже воспринимается как синоним мировоззрения). Идеология - от греч. idea - понятие, представление и logos - слово, понятие, учение. Но и у этого слова есть "политический" оттенок, бытовой уровень, несмотря на то, что греческое происхождение как бы заставляет придерживается изначально заложенного смысла. Идеология - система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных социальных групп, классов, обществ, в которых - осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты; а также - содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений. Хотя мировоззрение – часть системы личного отношения или системы значимости в данном определении, но нет резкой границы, что вот эта ассоциация является общей, а эта – частной. В этом смысле мировоззрение – довольно условное понятие. Но, вместе с тем, оно удобно описывает особое качество личной классификации всего познанного, в котором это познанное корректируется опытом познания во взаимно непротиворечивую систему личными механизмами адаптации. Любое познание (в том числе и научное) это – связывание результатов какого-то предполагаемого варианта личного воздействия на действительность - с личной оценкой значимости полученного в реальности результата этого воздействия с помощью механизмов сознания с целью перевода недостаточно отработанного, не уверенного варианта поведения в уверенно отработанный автоматизм. Логика взаимной непротиворечивости различных предполагаемых вариантов в этой системе сугубо личная, субъективная и может существенно отличаться от идеальной логики (взаимосвязей явлений) объективного мира, формализуемой с помощью науки. Только реальный опыт способен показать соответствие ожидаемого и реально полученного - истину или ложь. Все последующие обобщения будут основываться на представлениях о механизмах организации адаптивного поведения, чему посвящены материалы О системной нейрофизиологии с базовой системой аксиоматики. Для той части проявлений этих механизмов, которая соответствует понятию "мировоззрение", очень важно понимание - как формируются уверенные поведенческие реакции, что такое вообще уверенность (по шкале от доверия до веры), что такое ощущение ошибочности, сомнение. Кратко напомню, что уже было сказано об этом и обосновано в материалах по двум этим основным ссылкам. Распознавание любого качества текущего психического состояния определяется специфической структурой локального распознавателя, а формирование любого поведения - фактически - есть обучение и корректировка распознавателей. Так, возникают и специализируются распознаватели ошибок, сомнения, состояния уверенности различного уровня - как результат формирования опыта такого распознавания. Соответственно, возможны неадекватности распознавания, которые в норме в актуальных ситуациях корректируются опытом по результатам вариантов поведения. Распознавание ошибок происходит, если попытка реализации варианта поведения приносит неожиданный и нежелательный результат, негативно оцениваемый системой значимости, хотя такая оценка и, особенно, ее закрепление - очень индивидуальны и существуют люди, которые продолжают совершать ошибки, несмотря ни на что. Такие люди оказываются особенно склонны к вере, держась за однажды зафиксированные представления (созвучно идеи-фикс). Соответственно, развитие направления их интересов основывается больше на субъективной составляющей и меньше корректируется проверяемым в объективной реальности поведением, а исследовательская мотивация занижена. Здесь большой вклад привносит высокая значимость субъективно развиваемых идей. Если понимать, что мировоззрение является основой личной интерпретации всего воспринимаемого, определяет результат этой интерпретации, фактически определяет направление развития и суть жизненного опыта, то самое важное, на что стоит обратить внимание - оптимальное развитие мировоззрения адекватно объективному миру, т.е. постоянно проверяя свои предположения в реальности, а не сугубо субъективно. Переделывать мировоззрение неизмеримо труднее и означает вычеркнутый из жизни порочный опыт и годы на его приобретение. Развитие мировоззрения невозможно без достаточно большого интереса к чему-либо из объективной реальности, в том числе психическим процессам и их проявлениям. Чем более разносторонни направления развития интересов, тем более эффективно и целостно будет развиваться мировоззрение. Среди интересов очень нежелательны изолированные от других, обычно это - мистические идеи, паранаучные идеи-фикс, субъективно обусловленные зависимые состояния. Необходимо придерживаться стратегии разумного скептицизма - как противоположности безусловной веры для того, чтобы в большей мере использовать исследовательский путь, чем авторитарно-догматически или эйфорически мотивированный метод проб и ошибок. Для развития конкретного направления интересов разумнее всего использовать хорошо выверенный веками исследований, формализованный в виде конкретных рекомендаций научный метод (научную методологию). Только приобретение практического личного жизненного опыта способно адекватно развивать мировоззрение. Поэтому сведения не должны восприниматься на веру, а подвергаться сомнению, корректно и достаточно безопасно проверяться на личном опыте осваивания этого направления. Лишь нехватка времени и критичность ситуации может быть поводом для пробы опасных в возможных последствиях сведений, и тогда сомнения могут оказаться пагубны[1]. 2. Мироощущение (термин этнологии) — отношение индивида или группы людей к законам и ценностям материального мира. Мироощущение бывает позитивное, негативное и нейтральное. мироощущуение, мировосприятие, миросозерцание — это своеобразное переживание человеком внешних воздействий в форме чувственно-образных ощущений, восприятий, представлений, эмоций. Позитивное мироощущение Проявляется в стремлении к усложнению этнических систем. При нём преобладает пассеизм — ощущение времени, при котором прошлое воспринимается как единственная объективная реальность. Служит основой жизни на Земле. Негативное мироощущение Проявляется в стремлении к упрощению этнических систем. При нём преобладает футуристическое ощущение времени — прошлое считается ушедшим в небытие, настоящее — подготовкой к будущему, а само будущее — единственной объективной реальностью. Большое количество людей с негативным мироощущением образует антисистему. Отношение человека к окружающей действительности и природе, выражающееся в тех или иных настроениях, чувствах. целостное осознание и переживание, воздействие на человека реальности в форме ощущений, эмоций. 3. Мировосприятие как предпосылка миропонимания, особая форма освоения в системе мировоззрения. Об антропологических границах и реликтовом мировосприятии. Существует трехуровневая структуре человека, включающей сознание, подсознание и бессознательное, современному человеку крайне редко доступно реликтовое мировосприятие, свойственное представителям и древних, и современных примитивных культур, которое характеризуется тем, что может воспринимать информацию из разных источников. Сложность нынешнего этапа развития философских исследований я вижу в том, что объем информации, циркулирующей в сообществе, огромен. Это приводит к тому, что у людей остается очень мало времени и сил на то, чтобы знакомиться с новинками. Долгое время проблема "сознания" и проблема "тела" рассматривались в отрыве друг от друга. Телесность в духовных традициях часто носит негативный статус: плоть предлагается умерщвлять, а иногда истязать. Телесность человека — это бесценный дар, потому что она представляет собой тот инструмент, используя который наш Создатель имеет возможность узнавать-познавать-проживать плоды своего творения. Одну из его важнейших особенностей усматривают в возможности переживать происходящее в другом как во-мне-самом-совершающееся, то есть как часть собственных внутренних процессов. О том, что такое мировосприятие возможно, свидетельствуют данные изучения австралийских аборигенов, которые способны узнавать о том, что из соседней деревни возвращается жена, в собственном теле ощутив, как ремни, на которых она несет ребенка, впиваются в плечи, или что в гости идет старик-отец, почувствовав, как ноют его старые раны. Многие представители животного мира демонстрируют возможности таких форм восприятия, которые человек, опираясь на современную картину мира, склонен считать экстрасенсорными (например, электрическое чувство угря и чувство боковой линии рыб). На самом деле они вполне обыденны, просто задействуют механизмы, не актуализируемые современным человеком в его схемах восприятия. Телепатия, рассмотренная в этом ключе, будет представлять собой вполне нормальное явление, имеющее в своей основе естественные и совершенно рациональные механизмы. Между миром и нашим опытом этого мира, миропознанием, существует неустранимое различие. Когда мы говорим: " Это - истина мы думаем, что это на самом деле так, однако, в действительности, это лишь наше представление об истине, такое же далекое от нее, как наши мысли от нас. Ибо, когда нам в голову приходит какая-либо мысль, мы сразу же персонализируем ее. мировоззрение мифологический мироощущение мировосприятие реликтовый Размещено на |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |