|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Философские терминыФилософские термины1. Абсолют – первоначало всего сущего, которое не зависит не от чего другого, само содержит все существующее и творит его. 2. Абстракция – процесс мышления, в котором множество отвлекается от единичного, случайного, несущественного и выделяет общее, необходимое, существенное, чтобы достигнуть научного объективного познания. 3. Агностицизм – учение о непознаваемости истинного бытия, то есть трансцендентности божественного; непознаваемости истины и объективного мира, его сущности и закономерностей. 4. Аксиология – учение о ценностях. 5. Акциденция – несущественное, изменчивое, случайное, которое может быть опущено без изменения сущности вещи. 6. Анализ и синтез – Анализ – процедура мысленного расчленения целого на части Синтез – процедура мысленного сознания целого из частей. 7. Аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах отношениях. 8. Архетип – прообраз, первичная форма, образец. 9. Атрибут – признак, примета, существенное свойство. 10. Бессознательность – психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания. 11. Бытие – философская категория означающая 1. Сущее в его отвлеченности от наполняющих его многообразий, некая единица, с которой начинается реальность. 2. Сущность, конкретная полнота, тождественная истине. Целостная реальность. 12. Вера – принятие чего-либо за истину, не нуждающиеся в необходимом полном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, н не могущее претендовать на объективную значимость. 13. Вероятность – возможность, взятая с ее количественной стороны. 14. Возможность и действительность – возможность – это, тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличием бытия. Действительность – весь объективно существующий мир, конкретный, явления взяты в единстве с их сущностью. – конкретное бытие отдельного объекта, в определенное время, условия. 15. Время – универсальная форма материи……… субъект времени – основано на осознании времени. Объект времени – измеряется определенными отрезками. 16. Гедонизм – этическое направление, рассматривающее чувственную радость, удовольствие, наслаждения как мотив, цель или доказательство всего нравственного поведения. 17. Гилозоизм – философское направление, рассматривающее всю материю с самого начала как живую. Дух и материя не существуют друг без друга. Весь мир – универсум, нет границ между неживым и психическом, так как это порождение единой про материи. 18. Гипотеза – хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно в определенном месте восполнить проблемы эмпирического познания или связать различные знания в единое целое либо дать предварительное объяснение факту или группе фактов. 19. Гносеология – учение о познании / метафизическая составная часть теории познания наряду с логической и психологической. 20. Движение – процесс изменения, не имеющий определенного направления. - форма существования материи и духа. 21. Дедукция и индукция – дедукция – форма мышления, основанная на выведении частного из общего. Индукция – форма мышления, основанная на движении знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному. 22. Деизм – форма веры, в основе лежит признание, что Бог – первопричина мира, но после его сотворения движение мироздания совершается без участия Бога. 23. Детерминизм – учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов, включая все процессы человеческой жизни. 24. Деятельность – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающееся в целесообразном изменении окружающего мира и самого себя. Носит осознанные характер, включает в себя цель, средство, результат и сам процесс. 25. Диалектика – искусство аргументации, наука логики. 26. Догма – философский тезис, истинность которого вследствие этого кладется в основу той или иной философской системы. 27. Дуализм – сосуществование 2-х различных, несводимых к единству начала, принципов, образов. 28. Дух – выражающее идеальное начало, от которого исходит творческая сила, совершенствующая и поднимающая человека и мир к абсолютному, безусловно, ценному. 29. Душа – понятие, выражающее исторически изменившиеся воззрения на психику и внутренний мир человека. 30. Жизнь – особая форма существования, характеризуемая целостностью и способностью к самоорганизации; специфический способ разрешения противоречий внешнего и внутреннего, части и целого. 31. Закон – тождественное, постоянное, повтор наблюдающийся в явлениях и в процессах. 32. Знак – чувственно – воспринимаемый предмет, который в процессе духовной деятельности представляет другой, отличный от него предмет. 33. Знание – результат процесса познания, истинность, которая проверяется в ходе практики; отражение действительности в сознании человека в виде восприятий, представлений, понятий, теорий; процесс понимания, оценки явлений бытия. 34. Идеальное – субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека, выраженное в формах сознания и воли человека. 35. Идеология – социально-философская категория, определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых сознается и оценивается отношения общества к социальной действительности. 36. Имманентно – внутреннее присущее предмету, явлению или процессу. 37. Инстинкт – совокупность врожденных устойчивых форм поведения животных. 38. Интерпретация – истолкование, объяснение; приписывание значений (смыслов) элементам теории. 39. Интроспекция – самонаблюдение, наблюдение человеком за собственной внутренней осознанной психической жизнью. 40. Истина – адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания. 41. Историческое и логическое – понятия теоретической философии 1. В онтологической истории – процесс становления и развития объекта. Логическое – результат исторического развития, теоретическое воспроизведение объекта в развитом состоянии. 2. В гносеологии – историческое – метод познания; воспроизведение последовательности решающих стадий процесса развития и переходы между ними. Л- метод познания в статике, когда системы сформированы. 42. Качество – это система важнейших, необходимых свойств предметов – внешняя и внутренняя определенность системы характерных черт предметов, теряя которые предметы перестают быть тем, что они есть. 43. Количество – совокупность таких изменений в материальной системе, которые не тождественны изменению ее сущности. 44. Логос – глубинная божественная закономерность, которая направляет все бытие. - посредник между внеприродным Богом и творимым им миром. 45. Материя – то, из чего все происходит, телесное первоначало. 46. Метафизика – важнейший раздел философского учения, умозрительно трактующий наивысшие, последние начала бытия, недоступные для известного понимания. 47. Методология – учение о научном методе познания. - совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности. 48. Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире. 49. Мистика – практика, целью которой является слияние, единение с абсолютом, субстанцией. - философские и теоретические доктрины, обосновывающие мистическое и мировоззрение и практику. 50. Монизм – понятие, характеризующее такое мировоззрение, которое объясняет существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений субстанции – первоначала, первопричины, единой основы всего сущего. 51. Мышление – высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на чувственную сферу преодолевает их ограниченность и проникает в сферу существенных связей мира, его законов. 52. Наблюдение – познавательная деятельность, связанная с преднамеренным целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира. 53. Необходимость и случайность – необходимость – то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти так, а не иначе. Случайность – то, что имеет основание и принцип преимущественно не в себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных; что может быть, а может и не быть; может произойти так, а может и иначе. 54. Нигилизм – отрицание идеалов и ценностей духовного порядка, отрицание культуры. 55. Общество – совокупность объективных общественных отношений, которые существуют в исторических определенных формах и складываются в процессе совместной практической деятельности людей. 56. Онтология – учение о бытии как таковом, не зависимом от частных его разновидностей. 57. Опредмечивание – философская категория, характеризующее способ бытия человека в мире; - процесс реализации человеком своих способностей, в устойчивых формах предметного бытия. 58. Пантеизм – философское учение, согласно которому бог представляет собой безразличное начало, находящееся не за пределами природы, а тождественное с нею. 59. Парадигма – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе. 60. Понятие – мысль, которая выделяет из некоторой предметной области (универсума) и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. 61. Практика – целенаправленная, предметно-чувственная деятельность человека по преобразованию материальных систем. 62. Пространство – философская категория, для обозначения такого эмпирического качества для человека как протяжность. 63. Психика – способность организма к отражению внешней и внутренне среды. 64. Разум – обозначает абсолютное начало, которое составляет ядро родовой сущности человека и проявляет себя в формах познания, организации и производства. 65. Рационализм и иррационализм – Иррационализм – в онтологии – учение, по которому в мире нет устойчивых фиксированных элементов и связей между ними. В гносеологии – учение о непознаваемости иррационального мира с помощью логики и науки Рационализм – в онтологии – учение, по которому в мире существует оформленные устойчивые, воспроизводимые элементы, связи между ними, следовательно оценка, контроль и влияние под системой. В гносеологии – учение, по которому сознание и подсознание также можно представить в виде системы. 66. Редукция – возвращение к прежнему состоянию, связей сложного к более простому. 67. Релятивизм – философское учение, развернутое принципа “все относительно” (отрицание абсолютного, норм. Вещи – совокупность отношений, изменений). 68. Рефлексия – принцип научного и философского мышления, обращение мышления на себя. 69. Самосознание – познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, чувствующего и деятельного субъекта; неотъемлемая часть сознания. 70. Свобода – способность человека к активной деятельности в соответствии со своими желаниями. 71. Сенсуализм – направление в понимании происхождения и сути знания, достоверность которых определяется сферой чувств. 72. Синкретизм – фил. категория, характеризующая особый тип соединения разнородных факторов в целостности, когда множество элементов не теряет своего своеобразия в единстве, а единство не позволяет элементам перейти в состояние хаоса. 73. Система – упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. 74. Сознание – философская категория; обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения действительности. 75. Солипсизм – фил. термин, обозначает точку зрения, согласно которой несомненна одна реальность моего сознания. 76. Структура – совокупность устойчивых отношений и связей между элементами системы. 77. Субстанция – первооснова; то, что не зависит от другого и порождает другое, первопричина сущего. 78. Субъект и объект – субъект – источник познавательной активности. Объект – то, на что направлена познавательная активность субъекта. 79. Сущее – категория онтологии, обозначающая: 1. Совокупность многообразных проявлений бытия. 2. Любую вещь или субъект в аспекте их причастности к бытию. 3. Онтологический абсолют. 80. Существование – категория онтологии для обозначения бытия, возникающей из сущности, наличного бытия, явлений. 81. Сущность и явление – сущность – отношения или свойства системы, отношения от которых зависят другие ее отношения или свойства. Явления – свойства, признаки и отношения системы, обусловленные ее сущностью. 82. Творчество – деятельность общества, социальных групп, классов, отдельных личностей, в ходе которой создается новое, никогда ранее не существовавшее. Единство репродуктивной и продуктивной деятельности. 83. Теодицея – “оправдание Бога” стремление снять противоречие между всемогуществом и предельной справедливостью Бога. 84. Теория – высшая ступень научного познания, дающего всестороннее отражение предмета в его целостности и развитии; форма организации и упорядочивания представлений о какой-либо сфере реальности. 85. Традиция – универсальная форма сохранения жизни социальной организации, культуры, духовных сил человека. 86. Трансцендентный – понятие обозначающее то, что выходит за пределы нашего чувственного опыта, эмпирического познания. 87. Утилитаризм – жизненная ориентация и этическое учение, в соответствии с которым высшей ценностью признается индивидуальная польза, выступающая мерой добродетельности человека. 88. Утопия – образ идеального общественного устройства - литературный жанр - стиль мышления 89. Факт – общенаучная и философская категория, обозначающая конечные единицы изучаемого предмета, знание о котором должно обладать достоверностью. 90. Фатализм – мировоззрения, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок, как неотвратимую реализацию предопределения, судьбы. 91. Форма и содержание – содержание – все, что содержится в системе (элементы, отношения, процессы, тенденции развитии). Форма – внешнее выражение содержания, внешняя конфигурация вещи, предмета, его пространственно-временные границы. Способ существования материи. 92. Целесообразность – соответствие предмета определяющая нормы (внешние или внутренние), которая выступает в данной ситуации как цель. 93. Целое и частное – то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы, а большие то, что там объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно целое передает свою специфику частям. 94. Эволюция – философская и общенаучная теория, дающая обобщенное выражения совокупности концепций развития природы, общества, духа. 95. Эклектизм – бессистемное, лишенное единого основания соединение разнородных положений, идей, концепций. - тенденция в философии, направленная на то, чтобы взять “лучшее” из разных философских учений. 96. Эксперимент – термин, обозначающий исследование явлений посредством активного воздействия при помощи сознания новых условий, соответствующих целям исследования. 97. Элемент – далее неделимый компонент системы при данном способе ее различения. - объект, входящий в состав определенной системы и рассматриваемый в ее пределах как неделимый. 98. Эмпиризм – направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знаний. 99. Эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человека, о страшном суде. 100. Язык – система знаков, имеющих значения; способ существования сознания и общения человека. Функции: информативная, коммуникативная. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |