|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Философские взгляды ГегеляФилософские взгляды Гегелясмотреть на рефераты похожие на "Философские взгляды Гегеля" СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ. В конце XVIII и начале XIX в. Германия, преодолевая экономическую и политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и «подобно тому как во Франции в XVIII веке, в Германии в XIX веке философская революция предшествовала политическому перевороту»[1]. Маркс рассматривал немецкую классическую философию как немецкую теорию французской революции. Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естествознания и общественных наук: стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также теории развития человеческого общества — все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности. ЧАСТЬ-1. 1.Более энергичен и удачлив. Внешне разрыв Гегеля с Шеллингом выглядит как история о том, как
поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Повод, на первый взгляд,
был еще менее значительным, чем в известной гоголевской повести. Дело в
том, что Гегель «всего лишь» усомнился в абсолютном характере созерцания,
или интуиции, и выдвинул в качестве главной формы познания понятие. Это
смещение акцентов впервые произошло в работе Гегеля «Феноменология духа», а
точнее говоря, в предисловии к этой работе, которая была опубликована в Здесь нужно заметить, что Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831),
будучи на пять лет старше Шеллинга, на первых порах выступал в роли его
младшего товарища. Причиной этого во многом был сдержанный характер и
большая основательность Гегеля. Недаром в юности ему дали прозвище Естественно, что при такой натуре Гегель оказался в тени более
энергичного и удачливого Шеллинга. Понятно, почему в то время, когда после
окончания университета Шеллинг блистал талантами, был широко известен и
обласкан Гете, Гегель прозябал в безвестности в роли домашнего учителя. Только когда Гегелю было уже 36 лет, вышла его «Феноменология духа», в
которой он впервые заявил о себе как о самостоятельном философе. По словам “Мы уже видели, какие серьезные последствия может повлечь за собой такое «маленькое» обстоятельство, как признание приоритета интуиции по отношению к понятию”[3]. В науке вообще нет «мелочей», и на все в ней должны быть свои основания. Что касается обратного смещения акцента с интуиции на понятие, которое осуществил Гегель, то это было связано с очень важным пересмотром им самой сути понятия. Шеллинг при всех его новациях в отношении понятия остается на позициях традиционной логики, рассматривая форму понятия как обобщенное представление. Гегель определяет понятие совершенно иначе, а именно как развернутое понимание существа дела. 2. Трактовка понятия Гегеля. Итак, у Шеллинга понятие может свидетельствовать лишь об « общих
признаках» изучаемого предмета, процесса, явления. В суть же происходящего
мы проникаем с помощью интуиции как непосредственного, в непонятийного
постижения истины. С точки зрения Гегеля, “в познании все происходит
принципиально иначе”[4]. Существо дела мы постигаем как раз при помощи
понятий, а не путем прямого созерцания истины. Мышление в понятиях,
согласно Гегелю, вполне способно постигать истину. Но для этого мы должны Гегель различает абстрактно-всеобщее и конкретно-всеобшее, имея в виду,
в первую очередь, два типа знания. Абстрактно-всеобщее — это как раз те
наши общие представления, которые имеет в виду Шеллинг. И чтобы овладеть
такими общими представлениями, как, к примеру, «дом», «яблоко», «дружба»,
нам достаточно воспользоваться здравым смыслом, или рассудком. Ведь уже
простой жизненный опыт свидетельствует о том, что дружба — это добрые
отношения между людьми, исключающие драку и обман. Другое дело конкретно-
всеобщее, на которое опирается всякая серьезная наука. Так, в
естествознании и философии используются понятия «пространство», «время», Напомним, что уже Шеллинг в своей натурфилософии открыл полярность как
единство противоположных сил и тенденций. Процесс жизни, как гениально
подметил молодой Шеллинг, есть борьба двух начал — соединения и
разъединения. И такова суть всех природных процессов. Но тот же самый По сути, Гегель развивает ту верную мысль всей немецкой классики,
согласно которой мы должны постигать действительность в ее же собственных
формах. И если в мире существенную роль играет единство противоположностей,
то постигать его мы должны в форме логических противоречий. И каждый раз,
когда в познающем мышлении возникает противоречие, мы должны ставить вопрос
о том, является ли оно объективным противоречием. Гегель был первым, кто
заговорил об объективных противоречиях, выражающих противоречивость самой
действительности. Объективные противоречия он отличает от таких
противоречий, которые являются следствием нашей ошибки. Именно эту непоследовательность и ликвидирует Гегель. “Для человеческого
мышления нет никаких внешних границ, доказывает он, кроме границ
практически освоенного человеком”[6]. Поэтому всякая граница для нашего
разума — это только относительная историческая граница. И условием всесилия
разума, считает Гегель, является его способность преодолевать противоречия. 3. Высшая познавательная способность человека. Таким образом, высшей познавательной способностью человека, согласно В своей работе «Наука логики», которую Гегель писал в течение четырех
лет, когда возглавлял гимназию в Городе Нюрнберге, он обрисовывает контуры
указанной системы категорий. Согласно Гегелю, категории выражают ступени
познания от простого чувственного созерцания до уровня теоретической науки
и философии. Дело в том, что Гегель, в отличие от представителей прежней
метафизики, не считает возможным получить истину всю и сразу. Более того, у “Высшую истину, согласно Гегелю, нам открывает философия. Именно
философия, пройдя свой собственный путь развития, выявляет подлинную суть и
смысл бытия”[7]. В то время как искусство, религия и естествознание только
приближают нас к истинному знанию. Искусство и религия, по мнению Гегеля,
не в состоянии отвлечься от образов и аллегорий в разговоре об основе мира. Логическая культура философа-диалектика, согласно Гегелю, позволяет ему
понять тот факт, что наше мышление и основа мира есть одно и то же. Таким
образом, Гегель формулирует принцип тождества бытия и мышления, имея в виду
то, что скрытая для обычного восприятия основа мира есть не что иное, как
развивающееся мышление. И мы должны восходить в своем познании по
категориальным ступеням потому, что таков ход развития этого объективного,
надындивидуального мышления. Принимая в молодые годы пантеизм своего друга Итак, «Наука логики» — это сердцевина учения Гегеля, в которой идет речь
об идеальной основе бытия и способе ее саморазвития. Причем в «Науке
логики» этот процесс представлен в той ясной логической форме, которая
открывается только философу, и только тому философу, который занимается
диалектической логикой. А диалектическая логика — это как раз та
универсальная наука, в которой, согласно Гегелю, сошлись теория познания,
логика и диалектика. И речь в ней идет, как мы уже сказали, о развитии Как мы видим, познание истины из индивидуально-психологического явления, каким оно было у философов Нового времени, в немецкой классике становится историческим процессом. Уже в наукоучении Фихте эмпирический субъект способен познавать только с помощью тех духовных орудий, которыми его наделяет трансцендентальный субъект. Что касается Гегеля, то он пытается воссоздать ступени постижения истины не столько индивидом, сколько родом, родовым субъектом. Соответственно процесс восхождения от абстрактного к конкретному становится у него законом познания в масштабах всего человечества, а на почве идеалистической мистификации — законом самопознания Абсолютного Духа. Гениальные открытия и идеалистическая мистификация сплетены в учении 4. Мышление не может быть одной из множества способностей человека. ЧАСТЬ-2. 1. «Феноменология духа» В «Феноменологии духа» Гегеля наиболее известной является глава Таким образом, уже в своей первой оригинальной работе Гегель отводит
труду одну из определяющих ролей в формировании человеческого способа
жизни. “И все же, обусловив нашу дисциплинированность и предметное
отношение к миру, труд остается у Гегеля частной формой деятельности
человека”[9]. Не только в «Феноменологии духа», но и в других произведениях Но это еще не все. Дело в том, что Гегель, вслед за Фихте и Шеллингом,
настаивает на том, что, появившись на свет, каждый из нас застает в
качестве чего-то готового и объективно существующего способность мыслить. И
задача индивида как раз и заключается в том, чтобы присвоить эту
способность, сделать ее своей личной способностью. Это один из самых
трудных моментов гегелевского учения, и всегда существует искушение
представить указанный ход мысли просто вывертом гегелевского идеализма. Конечно, трудно представить себе способность к мышлению существующей
вне и до нас. Но не менее трудно представить себе, и тем более объяснить,
каким образом человек рождается с готовым багажом знаний о мире, с готовыми
понятиями, к примеру, о причине и следствии, о сущности и явлении, как это
доказывали рационалисты с их теорией врожденных идей. Не может человек и
просто узнать эти понятия, поскольку никакое познание невозможно без
категории причинности. Познание мира, как показал Кант, есть подведение
чувственного опыта под категорию причинности и под другие категории. Итак, Гегель не может согласиться с тем, что умение логически мыслить, то есть смотреть на мир через призму категорий, дано нам от рождения. “Не согласен он и с тем, что эта способность формируется в процессе образования. Ведь, приступая к образованию, человек уже должен уметь мыслить”[10]. Никому и никогда не давали образование с пеленок. Но зато каждая мать настойчиво знакомит своего ребенка с миром человеческой культуры, обучая его тому, как пользоваться окружающими его «умными» предметами. Именно в общении с умно организованным человеческим миром и видит В результате мышление оказывается у Гегеля не функцией бесплотной души и не прирожденной функцией нашего тела. Мышление, доказывает Гегель, является функцией тела культуры, которое он именует «объективным духом». Приобщаясь к объективному духу, то есть к культуре, каждый индивид, согласно Гегелю, присваивает себе мыслительную способность, которой изначально не владеет ни его мозг, ни его тело в целом. И только у объективного духа наш мозг и наше тело учатся мышлению. 2. Каждый предмет культуры — это опредмеченные способности человека. Надо сказать, что по большому счету в указанных представлениях Гегеля еще нет ничего идеалистического. Ведь, осваивая мир культуры и общаясь с предметами, созданными человеком для человека, мы раскрываем для себя их суть и тем самым формируем свои деятельные способности. В этом смысле каждый предмет культуры — это опредмеченные способности человека. И овладевая таким предметом, мы распредмечиваем замыслы, знания и умения его создателей. В конечном счете топор и пила, как и учебник по плотницкому делу, учат человека разумному обращению с древесиной. Но учебник в сочетании с хорошим учителем сокращает процесс нашего развития. Другое дело, вопрос об истоках опредмечивания, а значит, о происхождении
мира культуры. Здесь как раз и начинается специфически гегелевский
идеализм, в соответствии с которым человек оказывается всего лишь орудием Подчеркнем тот факт, что философское учение Гегеля, изображающее
деятельное самопознание Абсолютного Духа, оказалось самой грандиозной
идеалистической системой, какую знала мировая философия. Она открывается Но вернемся к вопросу о самоотчуждении Абсолютного Духа. Дело в том, что посредством этой вселенской фантасмагории Гегель отстаивает важнейший философский принцип, суть которого в том, что самих себя мы познаем в той же опосредованной форме, в какой познаем окружающий мир. Гегель, как мы знаем, был последовательным противником «непосредственного познания» в форме интуиции, или прямого созерцания истины, а потому Абсолют в его учении способен осознать себя, лишь глядя на созданный им самим мир, словно в зеркало. “И то же самое касается человеческих индивидов, которые оказываются орудием самопознания Абсолютного Духа, хотя, в отличие от; природы, в лице человека дух осознает себя в качестве свободного субъекта”[12]. История, утверждает Гегель, есть «прогресс в осознании свободы». С этой точки зрения он выделяет три этапа в мировой истории: во-первых, древность, когда восточные народы знали, что свободен один, то есть деспот; во-вторых, греко-римский мир, в котором было известно, что свободны некоторые, то есть аристократы, и, наконец, современный Гегелю германский христианский мир, когда народы осознали то, что свободны все. Здесь, однако, нужно отметить, что свободные действия выдающихся личностей, подобных Наполеону, как и поведение целых народов, направляются, согласно Гегелю, «таинственной рукой» Мирового духа. И «хитрость разума» состоит в том, что посредством свободных поступков людей, он достигает собственных целей, неведомых отдельным индивидам. По сути, в «таинственной руке», действующей в истории, можно без труда узнать историческую закономерность. Точно так же в «объективном духе», о котором постоянно упоминает Гегель, легко узнается общественная основа нашей жизни. Мы же говорим о «духе эпохи», и в общем знаем, что имеем в виду. Мы имеем в виду те господствующие настроения, которые свойственны тому или иному обществу в определенные исторические периоды. Мы говорим также, что та или иная идея витает буквально в воздухе, и от этого не становимся духовидцами. Просто, как заметил Руссо, всеобщее не есть общее всем. И господствующее настроение, которое царит в обществе, не есть простое механическое сложение настроений отдельных его членов. Оно порождается и усиливается чисто общественными органами: государством, религией, искусством, а в настоящее время так называемыми «средствами массовой информации». Маркс в этом случае использовал термин «общественное сознание». И это опять-таки не сумма сознании отдельных людей, а сознание общества. Идеализм в понимании такого сознания начинается только там, где оно
объясняется не из определенных условий общественной жизни, а
истолковывается как сущее само по себе, как нечто, существующее до всякой
реальной истории. И как раз так в конечном счете поступил Гегель. 3. Общество весьма и весьма далеко от идеала. Маркс в «Тезисах о Фейербахе» отмечает, что точкой зрения прежнего
материализма были отдельные индивиды в «гражданском обществе», тогда как
точкой зрения его материализма является «обобществившееся человечество». “Прекрасный идеал остался только в области мечты. Что касается
реальности, то Гегель не видел никаких путей преобразования «гражданского
общества» во что-то более высокое”[14]. Ведь история, по Гегелю, состоит в
осознании идеи свободы, а свобода в «гражданском обществе» достигает своей
высшей формы. Здесь, в отличие от рабовладения и феодализма, «все свободны»
и каждый делает, что хочет. И тем не менее такой «кишмя кишащий произвол» Но здесь нужно подчеркнуть, что идея «всеобщего блага» противостоит
эгоистическому интересу, как идеальное начало материальному. Поэтому
идеальные устремления государства Гегель ставит выше материальных интересов Как мы видим, идеалистическое учение Гегеля было вполне органичным для
своей эпохи, хотя и содержало внутреннее противоречие. На внутреннюю
противоречивость гегелевской философии указал Ф. Энгельс в работе «Людвиг В результате весь ход развития природы и общества оказался у Гегеля
предзаданным. Такого рода позиция в философии именуется преформизмом. Но
эта позиция несовместима с пафосом бесконечного познания и творчества,
содержащимся в диалектическом методе Гегеля. Указанное противоречие в
конечном счете привело к расколу в стане учеников и последователей Гегеля. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Надо сказать, что после опубликования «Философии права» Гегель стал восприниматься многими как официальный философ прусского государства. “Ведь в этой работе он поддержал наследственную монархию и консервативный порядок наследования собственности под названием «майорат», когда она нераздельно переходила к старшему сыну”[15]. Критику со стороны либеральной интеллигенции вызвал также известный тезис Гегеля о том, что - «все действительное разумно». Тем не менее, общий революционный дух гегелевской философии создавал
совершенно иные настроения у философской молодежи Германии, отчего прусское
правительство и попыталось противопоставить гегельянству философию
откровения старика Шеллинга. Вплоть до 40-х годов XIX века последователи ЛИТЕРАТУРА. 1.Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3 т. М., 1970. Т.1. –549 с. ----------------------- [6] Гегель. Философия права Соч. М.-Л.,1934. Т. 7. с. 182. [9] Гегель Г.В.Ф. Соч.: В 14т. М.; Л.,1929-1959. Т. 14. с.408. [12] Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3 т. М., 1970. Т.2. с. 142. [13] Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3 т. М., 1970. Т.2. с. 251. [14] Гегель Г.В.Ф. Наука логики.: В 3 т. М., 1970. Т.3. с. 97. [15] Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3 т. М., 1970. Т.3. с. 384-385. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |