|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Физиогномика (отрывок из работ Аристотеля) ([Доклад])Физиогномика (отрывок из работ Аристотеля) ([Доклад])смотреть на рефераты похожие на "Физиогномика (отрывок из работ Аристотеля) ([Доклад]) " Государственная академия управления им. С. Орджоникидзе доклад на тему: “Физиогномика (отрывок из работ Аристотеля)” выполнила студентка: Пименова О.В., ПМ в энерго 2-2 Москва, 1997 г. Лицо отражает личность. Это отражение называется физиогномией. В.О. Ключевский. “Афоризмы”. Лицо - ворота души. Цицерон. Если душа не сияет в чертах лица, самое красивое лицо перестает доставлять удовольствие. С. Смайль. “Ум и энергия”. Краткие сведения об Аристотеле. Аристотель Стагирит (384-322 до н. э.) - древнегреческий философ и
ученый энциклопедист, основатель перипатетической школы, создатель
психологической системы, интегрировавшей достижения античной мысли. Объясняя процессы памяти, Аристотель развил понятие об ассоциациях по сходству, смежности и контрасту и телесном механизме этих ассоциаций. Движущей силой поведения признавал стремление, выражающее внутреннюю активность организма и сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Аристотелю принадлежит разграничение двух видов разума: теоретического и практического. Стимулировал развитие философской мысли последующих эпох. Физиогномика. Термин “физиогномика” происходит от греческих слов physis - природа и gnomon - знающий. Физиогномика - учение о якобы однозначной связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа. Это учение возникло в древности на основе представления о предопределенности психического (нравственного) в человеке и телесного тем, что ему изначально предписано природой. Физиогномика служила предпосылкой многих типологий характеров, однако не имела научных оснований. Отрывок из работ Аристотеля. (о ногах) У кого хорошие и большие ноги, хорошо расчлененные и мускулистые, те сильны душой; это соотносится с мужественным типом. У кого ноги маленькие, слабые плохо расчлененные (с плохо выраженной мускулатурой), более приятные на вид, чем крепкие, - слабы душой; это соотносится с женственным типом. У кого на ногах кривые пальцы - бестыжи, также - у кого кривые ногти. Это соотносится с птицами, у которых кривые когти. У кого на ногах пальцы тесно сдвинуты - трусливы; соотносится с озерным перепелом, у которого узкие лапки. У кого лодыжки мускулистые и хорошо расчлененные - сильны душой; это соотносится с мужественным типом. У кого лодыжки мясистые и плохо расчлененные - слабы душой; это соотносится с женственным типом. У кого расчлененные, жилистые и крепкие голени - сильны душой; это соотносится с мужественным типом. У кого голени худые, жилистые - похотливы; это соотносится с птицами. У кого голени слишком полные и как бы немного расколотые - пакостники и бестыжие; это восходит к соответствующей (то есть непосредственно соотносимой) черте. У кого бедра ширококостные и мускулистые - сильны душой; это соотносится с мужественным типом. У кого бедра ширококостные и полные - мягкие; соотносится с женственным типом. Те, кто имеет худые и костлявые ягодицы, - сильные. У кого ягодицы мясистые и жирные - слабые. Те, у кого в этом месте мякоти мало и она как бы стерта, - злы; это соотносится с обезьянами. (о торсе) У кого тонкая талия - любят охоту, это соотносится со львами и
собаками. Можно видеть, что и у собак, которые любят охоту, тонкая талия. У
кого живот плоский - сильны душой; это соотносится с мужественным типом. У
кого он не плоский - слабые; это восходит к соответствующей черте. Те, у
кого большая и крепкая спина, - сильны душой; это соотносится с
мужественным типом. У кого спина узкая и слабая - слабы душой; соотносится
с женственным типом. У кого широкие бока - сильны душой, соотносится с
мужественным типом. У кого впалые бока - слабы душой; это соотносится с
женственным типом. У кого бока крутые, как бы раздутые, - болтуны и
пустословы; это соотносится с волами и лягушками. Имеющие расстояние от
пупа до груди большее, чем от края груди до шеи, - прожорливы и тупы:
прожорливы, потому что имеют большое вместилище для пищи, тупы, потому что
их чувства имеют тесное вместилище и соединенное с вместилищем для пищи,
так что чувства тяжелеют из-за избытка или недостатка пищи. Имеющие широкую
и хорошо расчлененную (мускулистую) грудь - сильны душой; это соотносится с
мужественным типом. У кого широкая, мясистая и хорошо расчлененная верхняя
часть спины, те сильны душой; это соотносится с мужественным типом. У кого
она слабая, худая и плохо расчлененная - слабы душой; соотносится с
женственным типом. У кого верхняя часть спины слишком сутулая и плечи
сведены к груди - злонравные (скрытные и коварные); это восходит к
соответствующей черте, потому что то, что должно было быть видным спереди,
исчезает. У кого верхняя часть спины вогнута, те податливы характером Для благороднорожденного надлежит иметь и не слишком сутулую и не (о плечах и шее) У кого область возле плеч и сами плечи хорошо расчленены - сильны душой; это соотносится с мужественным типом. Те, кто имеет слабые, плохо расчлененные плечи, - слабы душой; соотносится с женственным типом. У кого развернутые плечи - благородны душой; это восходит к наблюдаемому, потому что этой наблюдаемой форме соответствует благородство. У кого плечи связанные и сведенные, те неблагородны; это восходит к соответствующей черте. У кого подвижная область у ключиц - восприимчивы: когда эта область подвижна, она легче вмещает движение чувств. У кого части тела в области ключиц сдавлены, те тупы: при плохом развитии этих частей движение чувств затруднено. У кого плотная и полная шея - бесстрашны; это соотносится с бесстрашными быками. У кого шея большая, не слишком толстая - велики душой; это соотносится со львами. У кого она худая, длинная, те - робкие; это соотносится с оленями. У кого шея слишком короткая - коварны; это соотносится с волками. У кого на шее и висках раздутые вены - очень гневливы; это восходит к соответствующему состоянию, так как подобное происходит у раздраженных. (о губах) У кого губы тонкие и уголки губ дряблые, так что у верхней губы образуется складка и наступает на нижнюю когда губы сдвинуты, - такие велики душой; это соотносится со львами. То же самое можно видеть и у больших и крепких собак. У кого губы тонкие, твердые, у клыков вздернуты кверху - те не благородны; это соотносится со свиньями. У кого губы толстые и верхняя губа выступает над нижней - тупые; это соотносится с ослами и обезьянами. У кого верхняя губа и десна выдаются - бранчливые; это соотносится с собаками. (о носе) У кого края ноздрей толстые - добродушны; это соотносится с волом. У кого края ноздрей тонкие - очень горячи по характеру; это соотносится с собаками. У кого края ноздрей круглые и тупые - велики душой; это можно сравнивать со львами. У кого конец носа худой (у востроносых), те подобны птицам. У кого конец носа толстый - те тупые; это соотносится со свиньей. У кого горбатый нос начинается сразу от лба - те бестыжи; это соотносится с воронами. У кого орлиный нос, четко отделяющийся от лба, - велики душой; это соотносится с орлами. Те, у кого в том месте, где нос соединяется со лбом, круглое углубление, а изгиб носа обращен кверху, - похотливы; это соотносится с петухами. Имеющие (плоский и) курносый нос - похотливы; это соотносится с оленями. У кого ноздри раздутые - гневливы; это восходит к состоянию, вызываемому гневом. (о лице) У кого лицо мясистое - добродушны; это соотносится с волом. У кого
лицо сухое - осторожны, у кого мясистое - робки; это соотносится с ослами и
оленями. У кого маленькое лицо - малодушны; это соотносится с кошкой и
обезьяной. У кого лицо широкое - ленивы; это соотносится с ослами и волами. (о глазах) Кто имеет под глазами как бы свисающие мешки - пьяницы; это восходит к соответствующему состоянию, так как у много выпивших под глазами как бы мешки. У кого эта часть припухлая, те любят спать; этот признак восходит к соответствующему состоянию, так как у проснувшихся вокруг глаз как бы припухлость. У кого глаза маленькие - малодушны; это восходит к соответствующей черте и к обезьянам. Большеглазые ленивы; это соотносится с волами. Поэтому благороднорожденному прилично иметь глаза и не очень большие и не очень маленькие. Те, у кого глаза впалые, - злы; это соотносится с обезьянами. У кого глаза выпученные - глупы; это восходит к соответствующей черте и к ослам. Поэтому глаза должны быть и не выпученные и не впалые, но самое лучшее - среднее состояние. У кого глаза слегка впалые, те великодушны; это соотносится со львами; если сильно впалые - смирны; это соотносится с волами. У кого потупленные глаза - печальны; это восходит к соответствующему состоянию, так как печальные потупляют глаза. (о лбе) У кого лоб маленький - глупые; это соотносится со свиньями. У кого лоб слишком большой - вялые; это соотносится с волами. Круглолобые тупы; это соотносится с ослами. Имеющие большую поверхность лба - чуткие, проницательные, понятливые; это соотносится с собаками. Имеющие соразмерный квадрат во лбу - велики душой; это соотносится со львами. Имеющие нахмуренный лоб - гордые; это соотносится с быком и львом. Имеющие разглаженный лоб - льстецы; это восходит к соответствующему состоянию. И у собак можно видеть когда собаки ластятся, у них гладкий лоб. Поскольку нахмуренное состояние лба обозначает высокомерие, а разглаженное - лесть, то подходящим будет среднее состояние. (о голове) Имеющие большую голову - чувствительны; это соотносится с собаками. У кого маленькая голова - те бесчувственны; это соотносится со свиньями. У кого голова сужается кверху - бестыжие; это соотносится с птицами, имеющими кривые когти. Имеющие маленькие уши подобны обезьянам, большие - ослам; можно видеть, что у собак наиболее соразмерные уши. (о цвете кожи) Слишком смуглые робки; это соотносится с египтянами, эфиопами. Слишком
белолицые (буквально “белые”) тоже робки; это соотносится с женщинами. (о цвете волос) Желтоволосые (буквально “желтые”) смелы; это соотносится со львами. (о цвете глаз) У кого краснеют глаза - вспыльчивы; это восходит к соответствующему состоянию, так как у вышедших из себя в гневе краснеют глаза. У кого глаза черные - робки; известно, что черный цвет обозначает робость. У кого глаза не совсем черные, но ближе к карему цвету, те имеют ровный характер. У кого глаза светло-голубые или белесые - робки; известно, что белесый цвет обозначает робость. У кого глаза не голубые, но карие - смелы; это соотносится со львом или орлом. У кого глаза темно-карие, те страстные; сравнивать с козами. У кого огненные -бестыжи; сравнивать с собаками. У кого глаза светлые, нечистого цвета - робкие; это восходит к соответствующему состоянию, так как у испуганных глаза делаются светлыми, неравномерной окраски. У кого глаза блестящие - похотливы; сравнивать с петухами и воронами. (о волосяном покрове) У кого волосатая голень - похотлив; это соотносится с козами. У кого
на груди и животе слишком большая волосатость, те никогда не доводят дело
до конца; это соотносится с птицами, так как у них волосатые грудь и живот. (о волосах на голове) У кого волосы на голове торчат - робкие; это восходит к соответствующему состоянию, так как у испуганных волосы топорщатся. У кого волосы слишком кудрявые - робки; это соотносится с эфиопами. Поскольку же и стоящие торчком и слишком кудрявые волосы восходят к робости, то о превосходных душевных качествах свидетельствуют слегка вьющиеся волосы; это можно соотносить и со львом. Имеющие надо лбом волосы, обращенные вверх и назад, благородны; это соотносится со львами. У кого против носа волосы головы выходят на лоб - неблагородны; это восходит к соответствующему состоянию, так как это явление свойственно рабам. (о голосе) Кто говорит низким голосом - нахальны; это соотносится с ослами. Те, кто говорит, начиная с низких тонов, а заканчивает высокими, - недовольные и жалобщики; это соотносится с быками и восходит к тому, что соответствует такому голосу. Те, кто говорит высоким, слабым, прерывающимся голосом, - извращенные; это соотносится с женщинами и это восходит к соответствующей черте. Кто говорит громким, не надтреснутым голосом, сравнивается с сильными собаками; это восходит к соответствующей черте. Кто говорит слабым, не напряженным голосом - смирны; сравниваются с овцами. Кто говорит высоким голосом и выкрикивает - страстен; сравнивать с козами. (о ходьбе) Кто ходит медленными большими шагами, тот медлителен в начале дела, но
исполнителен, так как широкий шаг обозначает деловитость, а медленный -
нерешительность. Ходящий медленным мелким шагом медлителен в начале дела и
неэнергичен, так как короткий медленный шаг обозначает неисполнительность. (о телодвижениях) Что касается движений кисти, локтя и руки, они восходят к тому же
самому. Кто сотрясает плечами прямым и напряженным движением, у тех
короткие локти; это соотносится с лошадьми. Кто сотрясает плечами наклонным
движением - велики душой; это сравнивать со львами. Кто ходит, выворачивая
ноги наружу и с голенями женского типа, это соотносится с женщинами. (о движениях глазами и взгляде) У кого резкие движения глаз - вороваты; это соотносится с ястребами. (о росте) Маленькие остры; поскольку движения крови занимают небольшое место, то движения очень быстро достигают седалища ума. Слишком крупные медлительны: поскольку движения крови распространяются на большое пространство, движения медленно достигают седалища ума. Те из малорослых, у кого сухое тело и цвет такой, какой бывает от теплоты в теле, - ничего не доводят до конца: так как движения (в данном случае) завершаются на малом пространстве и из-за теплоты они быстры, мысль не останавливается на одном, но все время переходит с одного на другое, прежде чем достичь главного. Те с крупным ростом, у кого сырое тело или такой цвет лица, какой бывает от холода, ничего не доводят до конца: поскольку движения здесь совершаются на большом пространстве, и они медленны из-за холода, они не могут достичь седалища ума. Те из низкорослых, у кого сырое тело и цвет, какой бывает от холода, доводят дело до конца: поскольку движение совершается на малом пространстве, это уравновешивает затруднение движения от (низкой) температуры, позволяя завершить начатое. Те, кто имеет при большом росте сухое тело и цвет тела, какой бывает от теплоты завершают дело и восприимчивы, потому что величину тела компенсирует также и теплота цвета, вследствие чего достигается соразмерность для завершения дела. Таким образом, о том, какие из чрезмерно больших или низкорослых людей оказываются способными доводить дело до завершения и какие - неспособны, об это сказано. (Человеческая) же природа, которая стоит в среднем положении к ним, наиболее способна к восприятиям и к довершению всего того, за что она берется. В самом деле, движения, не расходящиеся на большое пространство, легче достигают ума; в то же время, будучи такими, они нисколько не выходят из своих пределов; таким образом, умеренному размеру надлежит быть совершеннейшим для завершения всего постановленного и способнейшим для восприятия. Несоразмерные способны на все (то есть злы, коварны); это восходит к соответствующему состоянию и к женскому типу. Если же несоразмерные коварны, то соразмерные будут прямы и мужественны. Отношение соразмерности надо возводить к хорошему воспитанию тела и природным задаткам, а не к мужественному типу, как мы его определили вначале. Хорошо было бы все признаки, о которых мы говорили, возводить к
соответствующей черте и к мужскому и к женскому типу; разделение между ними
есть совершеннейшее, и показано, что мужчина прямее и мужественнее женщины
и, говоря вообще, лучше. При всяком отборе признаков одни обнаруживают
предмет более явно, чем другие. Наиболее явным образом обнаруживают его те
признаки, которые встречаются в главных частях (тела). Главная часть (тела)
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |