|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Формирование категории МатерияФормирование категории Материясмотреть на рефераты похожие на "Формирование категории Материя" План 1. Вступление. В с т у п л е н и е. Вопрос о материи и ее свойствах, видах и формах бытия является коренным
вопросом философии и естествознания на протяжении всей истории их развития. Понятие материи относится к основным философским категориям и является центральным в материалистической философии. Оно выражает сущность материального мировоззрения, его объективность. Материалистическая философия всегда опиралась на достижения науки, а ее
собственный уровень развития обусловливался уровнем развития науки в целом. Вообще, если предметом изучения является та или иная категория, то
нужно проследить историю ее развития. Нужно показать, как эта категория
возникла, как она развивалась, как она наполнялась современным содержанием. В соответствии с уровнем развития способа производства, практики и науки в становлении материалистического понятия материи можно указать на три главных этапа: наивно-материалистический — материя то, из чего состоят вещи и во что они превращаются, их “начала” или “элементы”; механический — материя это масса или вещество, сами вещи, состоящие из элементов (частиц, атомов, молекул и т. п.); диалектико-материалистический — материя это объективная реальность, существующая в виде бесконечного многообразия закономерно взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в пространстве и во времени качественно и количественно различных ее видов и форм бытия, микро- и макротел и систем. Категория “материя” в древнегреческой философии. Философы Древней Греции строили свое учение о материальном мире на базе тех же элементов, которые характерны для индийской философии чарваков (то есть вода, воздух, огонь и земля), но пошли в этом вопросе дальше. Они понимали под материей такую реальность, которая существует независимо от сознания. Они полагали, что материя — это своего рода строительный материал, из которого строятся предметы мира и стремились свести все многообразие объективного мира к одному какому-то веществу: к воде (Фалес), к воздуху (Анаксимен), к огню (Гераклит), к неопределенному элементу — апейрону (Анаксимандр), которые, по их мнению, и являются первоначалом, первокирпичиками мира. Они еще не могли отказаться от конкретного, вещественного представления о материи, но настойчиво и упорно шли по пути преодоления этой вещественности. Древнегреческие материалисты не располагали общим понятием,
тождественным категории материи. Философская терминология, употребляемая
нами сегодня,— продукт длительного развития, она создавалась в процессе
формулирования и решения философских проблем. При этом, как правило,
развитие шло от конкретных понятий, часто заимствованных из обыденного
нефилософского мышления, к понятиям более абстрактным и общим. Положение Фалеса о том, что первоосновой всего является вода,
представляется нашему современному мышлению одновременно близким и далеким. Взгляды представителей мелетской школы развивались и видоизменялись в
разных направлениях. Их синтезировал Эмпедокл в своем учении о четырех Возникновение атомистической философии Левкиппа и Демокрита — большой
шаг вперед в истории древнегреческого материализма. Они считали, что все
явления природы, земные и небесные тела и их свойства — результат сочетания
формы, порядка и положения различных по величине и весу, невидимых и
неделимых, находящихся в извечном движении “первочастичек” материи —
атомов. Демокрит учил, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Эпикур и Лукреций, продолжая учение Левкиппа и Демокрита об атомах и пустоте, утверждали, что все в природе материально, как материальны и все свойства неживых и живых тел. Они считали, что безграничность числа атомов и их сочетаний обусловливает и безграничность миров во Вселенной. Однако видна не только сила, но и слабость древнегреческого материализма. Во-первых, он подменял представление о мире в целом представлением о какой-то частичке этого мира. Во-вторых, этот материализм, по существу, растворял идеальное в материальном, элементы сознания — в элементах бытия. Получалось так, что реально существующая проблема соотношения материи и духа, бытия и мышления оказывалась поглощенной общим учением о бытии. Раз все существующее сводится только к воде, или только к огню, или только к атомам и пустоте, то для проблемы соотношения предметов и их образов, бытия и мышления как бы не оставалось места. Спекулируя на слабостях материализма, в Древней Греции стали возникать
различные идеалистические школы. Крупнейшим представителем этой реакции на
материализм был Платон, утверждавший, что идеи действительно существуют и
принципиально отличаются от вещей. Он доказывал, что нельзя сводить все
существующее только к материальным вещам, как это делали древнегреческие
материалисты. Так возникло серьезное препятствие на пути к образованию
единого, всеохватывающего понятия “материя”. К чести для древнегреческой
философии следует заметить, что уже Аристотель дал серьезный отпор
идеализму. В частности, он сделал крупный шаг вперед в деле опровержения
видимого деления мира на мир вещей и мир идей. В чем состоял этот шаг? Как мы видим, в античности был создан ряд чрезвычайно общих онтологических понятий, однако древним грекам были известны категории, совпадающие по содержанию с более поздним понятием “материя”. Новое понятие материи, которое является основным понятием
материалистической философии, имеет довольно сложное происхождение. Однако древнегреческое понятие “хюле” также не было точным эквивалентом новому понятию материи как категории. Это было понятие довольно сложное. Так как методологические принципы нашего исследования требуют последовательно отличать аристотелевское понятие “хюле” от категории материи, как она сформулирована философами нового времени, то есть смысл сохранить термин “хюле”, ибо если перевести “хюле” словом “материя”, то стерлись бы различия между понятиями, которые необходимо именно различать. Понятие “хюле” приобрело философское содержание лишь у Аристотеля. В трудах Аристотеля “хюле” — это спекулятивное понятие, которое в значительной степени отличается от категории материи в философии нового времени. Понятие “хюле” у Аристотеля тесно связано с другим спекулятивным понятием — с понятием формы — “e(dos” или “morphe”. Понятийная пара “хюле” и “морфе” выполняет у Аристотеля несколько функций. Она является попыткой объяснить существование классов явлений и вообще качественную расчлененность мира. Поэтому она внутренне связана со взглядами Аристотеля на понятие сущности и со всем логизирующим характером его философии. Форма у Аристотеля — это некоторый изменяющийся принцип, который делает отдельное (“субстанцию”) тем, чем она именно является. Изменения формы вызывают изменения самой вещи. Общей основой всех изменений, перемещения, увеличения и других преобразований, включая возникновение и исчезновение, является “хюле”. Что касается материи, то Аристотель различает, во-первых, “хюле” вообще, во-вторых, первичное “хюле”. Понятие “хюле” вообще до определенной степени соответствует тому, что мы называем на современном повседневном языке “материя”. Это некоторая “субстанция”, имеющая как “хюле”, так и форму и содержащая в себе возможность превращения в нечто другое. Так, например, камни, кирпичи и балки являются “хюле” по отношению к дому, который создается из них. Для истории философии гораздо большее значение имеет понятие, которое в
новейшей терминологии мы назвали бы “чистой материей”, или “абсолютной
материей”, и которое Аристотель иногда называет просто “хюле”, но чаще Так как аморфная первичная “хюле” лишена какого-либо определения, то ей
нельзя приписывать никакой дифференцированности. “Это единственная “Хюле” в смысле “первичной материи” является субъектом всех изменений, принципом, началом всех вещей. Аристотель, однако, никогда не приписывает ей самостоятельной реальности — материя существует реально всегда лишь в соединении с “формой”. Понятие “хюле”, или же “первичной материи”, переняли от Аристотеля и
некоторые другие античные школы. Как и многие другие понятия и взгляды Взгляды самих “отцов церкви” в некоторых пунктах отличаются от взглядов Аристотеля. На закате античного мира, в период экономического, политического и культурного упадка не было ни условий, ни стремлений понять сложную рациональную систему Аристотеля. “Отцы церкви” не могли понять абстрактное и спекулятивное понятие “первичной материи”. Аристотелевская “Метафизика”, “Физика” и другие произведения, в которых
речь идет о “первичной хюле”, были снова открыты и переведены на латинский
язык в первой половине XIII века. Объективно идеалистические и
телеологические черты мышления Аристотеля и его теория дедуктивной логики
постепенно вели к тому, что церковные философы начали использовать
мыслительное наследие Аристотеля для преобразования его в своих целях. Это
в полной мере относится и к аристотелевской парной категории “материя” и Диалектика “материи“ и “формы” в схоластической интерпретации приобрела черты пустой спекуляции. Развитие мышления в этой проблематике зашло в тупик. Огромная заслуга Аристотеля в том, что он впервые в истории философии
ввел в употребление категорию “материя” в ее абстрактно-логической форме. Аристотель выработал всеобщее понятие для обозначения единства
окружающего мира, ввел в употребление категорию “материя”. Но этим проблема
категории “материя” еще не была исчерпана. Мало создать ее, надо еще и
объяснить эту категорию. Аристотель столкнулся лицом к лицу с проблемой
происхождения общего. Надо было еще показать, как общее отражается в
сознании, как образуется общее понятие материи. Аристотель не смог дать
последовательного ответа на эти вопросы. Он запутался в проблеме общего и
единого. Аристотель был твердо уверен, что посредством чувственного
восприятия нельзя знать общее. Как же в таком случае возможно понять
образование категории “материя“, если материя — это общее, то, что не дано
нам в ощущениях и восприятиях? Выходит, что материя “сама по себе
непознаваема”, познаваемы лишь отдельные единичные вещи. Выбраться из этого
противоречия общего и отдельного, понятия и чувственно воспринимаемого Аристотелем в основном заканчивается первый период истории философии и вместе с ним завершается и первый этап в развитии категории “материя”. Она была сформулирована, но тут же встала задача ее объяснить. Формирование категории “материя” в Средневековье. Свое дальнейшее развитие понятие материи получило в трудах метафизических материалистов, которые, как и древние материалисты, не могли в достаточной мере сосредоточить внимание на философском аспекте проблемы материи и направляли внимание, главным образом, на выявление ее физических свойств. Они понимали, что материю нельзя отождествлять с наблюдаемыми в природе конкретными видами вещества. Однако, как и древним материалистам, материя представлялась им первоосновой всех объектов природы. Под материей понимали атом, гипотетическую наименьшую частицу вещества. К этому времени развивающаяся классическая механика определила ряд физических свойств вещества. Это побудило метафизических материалистов к отождествлению понятия материи с представлениями о веществе и его механическими свойствами. К числу таких свойств материалисты стали относить тяжесть, инерцию, неделимость, непроницаемость, массу и др. Таким образом, метафизические материалисты в разработке понятия материи хотя и пошли дальше древних философов, однако и они понимали материю ограниченно, сводя ее, по существу, только к веществу. Кроме того, метафизические материалисты понятие материи относили лишь к природе и не распространили на понимание общественных явлений. Философы Возрождения не являются последовательными материалистами, и их взгляды во многом отличаются друг от друга. Однако в одном они едины — в оппозиции средневековому методу и вообще аристотелевско-схоластическому мышлению. Они показывают бесплодность и комичность схоластических спекуляций, давая схоластикам совершенно однозначные характеристики. Бесспорно, высокая оценка эмпирического знания, принципов
естественнонаучных исследований и отвращение к схоластике были главными
причинами того, что дуализм материи и формы отмирает одновременно со
схоластикой. Судьба понятий “forma” и “materia”, однако, различна. Идея Известное значение для изучаемого нами процесса имела существовавшая в
то время дисциплина лабораторно-экспериментального характера — алхимия. Много соображений о материи, часто непосредственно связанных с
полемикой против Аристотеля, можно найти у Джордано Бруно в произведении “О
причине, начале и едином”. Третья и четвертая части этой работы полностью
посвящены определению понятия “материя”. Бруно понимает материю как единую
материальную основу всего, как субстанцию в собственном смысле слова. Точка
зрения, согласно которой форма создает из материи отдельные предметы,
оправдана тогда, говорит он, когда речь идет о работе ремесленника. Природа
не творит таким способом. В жизни природы форма не является по отношению к
материи внешним творческим принципом. “Следует скорее говорить, что она Обоснование и распространение понятия материи в Новое время. В XVII веке во всей Европе окончательно было сломлено господство средневековой схоластики и философское мышление уже повсюду становится на новый путь. Происходит окончательный отход и от Аристотеля, везде усиливается интерес к исследованию природы и высоко оценивается наблюдение и опыт. Представление о материалистической категории материи, совокупно отражающей объективную реальность, существующую вне нашего сознания и независимо от него, становятся постоянным составным элементом европейского мышления в эпоху, когда синтетическое суммирование явлений объективной реальности в одну категорию было облегчено односторонностью философского и научного мышления. Для материалистических философов XVII века “материя” была уже категорией, которая в своих основных и существенных чертах совпадает с нашим понятием материи: она была высокообобщенным отображением объективной реальности, была категорией, которая отображала всю объективную действительность. Начиная с XVI века материализм вновь расцвел, и прежде всего в Англии. Английский материализм в целом сделал огромный шаг вперед по сравнению с материализмом древней Греции, однако в вопросе о происхождении общих понятий мы видим здесь лишь ряд настойчивых поисков решения проблемы. По мнению Локка, общие и сложные понятия индивид получает в результате переработки в разуме частных и простых понятий. То есть общее создается из единичного в сфере мышления. Таким образом, Локк сам разорвал связь общих понятий с действительностью. Сколько бы при этом Локк не уверял читателя, что все идеи проистекают только из опыта, его решение вопроса об общих идеях подрывало всю его систему сенсуализма. Хотя Локк дал очень большой и ценный материал по различным философским вопросам, но по вопросу о происхождении общих понятий он дал все же мало. Он не сумел полностью использовать то ценное, что уже было сделано по этому вопросу стихийно- диалектической греческой философией. Р. Декарт также считал, что все тела, как твердые, так и жидкие, состоят из одной и той же материи, что каждая частица материи стремится всегда превратиться в одну из своих форм и, превратившись в нее раз, всегда ее сохраняет. Природа материи, то есть тела, по Декарту состоит лишь в том, что оно (тело) есть субстанция, протяженная в длину, ширину и глубину. Мир представляет собой беспредельно протяженную субстанцию. Во всем мире существует одна материя. В XVIII веке материализм получил дальнейшее развитие. Французские
философы Гольбах, Дидро, Ламетри, Гельвеций, Кондильяк преодолели многие
недостатки английского материализма XVII века. Гольбаху принадлежит одно из
классических определений материи: “... Материя вообще есть все то, что
воздействует каким-нибудь образом на наши чувства”. Однако в вопросе о
происхождении общих понятий французские материалисты не далеко ушли от
своего предшественника и учителя Дж. Локка. Они также полагали, что в
действительности существуют только единичные предметы и что ощущения
отражают только единичное. Откуда же берется в голове общее? Вслед за В целом французские материалисты XVIII века, как и английские
материалисты XVII века, не сумели еще выяснить, что же отражается в общих
понятиях, что в действительности служит аналогом этих общих понятий. Гегель, критикуя материалистический сенсуализм, утверждал, что было бы более последовательно признать наличие независимых общих понятий не только в голове субъекта, но и в познаваемом объекте. Гегель угадал, что общее существует не только в голове, но и в действительности. Однако, по его мнению, оно там существует в том же виде, как и в голове, то есть в форме понятий. Таким образом, оказалось, что человеческое понятие находит в действительности и познает там не что иное, как лишь самого себя. Этим самым действительность была подменена понятием. В конечном счете к началу XIX века в философии сложилось такое положение, что снова взяла верх идеалистическая линия Платона. В гегелевской философии материализм подвергся полному отрицанию. Учение об общем понятии вместо того, чтобы проливать свет на материю и ее познание, заслонило собой и то и другое, превратилось в учение о единственно существующем. Против Гегеля выступил один из его лучших учеников — Людвиг Фейербах. Фейербах еще не вышел за рамки метафизического материализма своих
предшественников, в объяснении категории “материя” у него можно найти не
меньше колебаний, чем у других французских материалистов. Однако заслуга Общее, по мнению Фейербаха, существует в действительности, но не в виде
понятий, а в виде сходных черт и свойств различных единичных предметов. Так же можно понимать и образование общего понятия “материя”. В понятии Тем не менее достижение Фейербаха в вопросе о происхождении общих
понятий резко обнаруживается при сравнении его взглядов с воззрениями Категория материи в XIX-XX веках. В естествознании XIX столетия уровень развития науки накладывал определенные ограничения на понимание материи — она определялась с позиции механической атомистики и, как правило, отождествлялась с одним видом материи — веществом. Материя /вещество/ рассматривалась домарксовскими материалистами как состоящая из неделимых, неизменных, простейших частиц- атомов, не имеющих качеств. Качественно отличные предметы материального мира представлялись ими как разнообразные пространственно-временные комбинации этих атомов. Материи предписывалась абсолютная дискретность, наличие неизменных, вечных свойств, таких, например, как масса, инерция и т. п. В XIX столетии домарксистская философия на основе развития
естествознанием атомистического учения достигла значительных успехов в
понимании материи. Н. Г. Чернышевский, например, пытался отказаться от
установившегося в то время в философии понимания материи, как вещества, и
писал: “То, что существует, называется материей.” Однако понятие Новый этап в развитии категории “материя” начинается с применения К. Известно, что при исследовании мышления индивида вопрос о превращении
идеального в материальное возник уже у Л. Фейербаха: мышление индивида,
если на него смотреть глазами других индивидов, выступает уже не как
внутренний и субъективный, а как внешний и объективный факт. Фейербах
пришел к выводу, что идеальное можно рассматривать как материальное,
идеальное превращается в материальное, если его изучать объективно, со
стороны. “Что для меня, или субъективно, есть чисто духовный,
нематериальный, нечувственный акт, то само по себе, или объективно, есть
материальный, чувственный акт”. Можно истолковать этот вывод так. Если
мышление “само по себе, или объективно, есть материальный, чувственный
акт”, значит, мышление нельзя рассматривать в качестве идеального, значит, Диалектический материализм признает, что идеальное есть не что иное, как преобразованное материальное. Например, В. И. Ленин, как и другие материалисты, называл сознание “внутренним состоянием материи” и боролся против теории вкладывания мыслей в мозг, против убеждения, будто материальный мозг дополняется еще чем-то нематериальным. Но вместе с тем диалектический материализм никогда не смешивает образы и предметы этих образов, не забывает подчеркнуть абсолютную противоположность между идеальными образами и материальными предметами. Определение рамок абсолютной противоположности материального и
идеального можно проиллюстрировать на известном аристотелевском примере. Точно так же и в процессе мысленного отражения действительности нельзя смешивать вопрос об отношении образа к предмету (прообразу) и вопрос об отношении образа к телу и мозгу (носителю). В домарксистской истории философии эти два вопроса или две стороны мышления постоянно смешивали. Диалектический материализм подчеркивает, что противоположность материи
и сознания имеет абсолютное значение, и тут же поясняет, что Диалектика понимания категории “материя” состоит не в том, чтобы абсолютно все существующее называть материей, и не в том, чтоб абсолютно всегда настаивать на противоположности материального и идеального. Эта диалектика состоит в том, чтобы видеть абсолютную противоположность категорий “материя” и “сознание” в пределах гносеологии. Таков результат применения категории “материя” к исследованию человека и его общественных отношений. Диалектико-материалистическое представление о материи и ее свойствах
получило развитие и на основе выдающихся достижений науки XIX и начала XX
вв. Важнейшими из этих открытий явились: открытие закона сохранения и
превращения энергии Р. Майером, периодического закона химических элементов Таков итог третьего этапа в развитии категории “материя”... Таким образом, диалектика становления научного представления о материи нашла свое выражение в его историчности; в обусловленности его возникновения и изменения уровнем развития науки и техники, общим уровнем знания людей о явлениях объективного мира на каждом данном этапе развития общественной практики; в противоречивости его развития. Противоречивость становления научного представления и понятия о материи
как наиболее общем, всеобщем понятии не только философии, но и всех
конкретных наук, обусловлена противоречивостью становления самого
человеческого познания мира — восхождения от менее глубокого знания к более
глубокому знанию действительности, от познания сущности первого порядка к
познанию сущности второго порядка и т. д. Оно показывает, что ни на ступени
наивно-материалистического мировоззрения, ни на ступени механического
взгляда на мир, ни путем непосредственного наблюдения, ни на основе
эмпирического исследования отдельных видов материи и составляющих их частей
или элементов не возникло подлинно научного представления о материи и ее
свойствах. Естествоиспытатели не могли сделать это в силу исторической
ограниченности предмета своего исследования, а философы — потому что, не
имея достаточных естественнонаучных данных, не могли установить связь и
отношение между качественно и количественно различными видами материи. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |