|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Фридрих Ницше: ОПЫТ КРИТИКИ ХРИСТИАНСТВАФридрих Ницше: ОПЫТ КРИТИКИ ХРИСТИАНСТВАсмотреть на рефераты похожие на "Фридрих Ницше: ОПЫТ КРИТИКИ ХРИСТИАНСТВА" Санкт-Петербургский Государственный Университет Факультет Менеджмента Фридрих Ницше: опыт Критики христианства Реферат по философии Преподаватель - Ростошинский 1999 год Фридрих Ницше: опыт критики христианства Фридрих Вильгельм Ницше родился в 1844 году в местечке Реккен в Гимназия давала основательное образование, особенно в области
классической филологии. Неудивителен поэтому выбор Ницше: хотя в Боннском
университете он сначала, по желанию матери, записался на теологический
факультет, но через год, осенью 1865, сменил богословие на классическую
филологию. Вслед за своим профессором, известным филологом, Ницше
перебирается в Лейпциг, где и заканчивает университет. Будучи студентом, Уже в гимназических сочинениях Ницше был виден незаурядный литературный талант. У него появились и первые сомнения в достоверности священного писания. В апреле 1864 года Ницше создал два философско- поэтических эссе: «Рок и история» и «Свобода воли и рок», где содержатся чуть ли не все основные идеи его будущих произведений. Во втором эссе самыми примечательными кажутся резкие выпады Ницше против христианской идеи потустороннего мира: «То, что Бог становится человеком, указывает лишь: человек должен искать свое блаженство не в бесконечности, а создать свое небо на земле; иллюзия неземного мира исказила отношение человеческого духа к миру земному: она была созданием детства народов… В тяжких сомнениях и битвах мужает человечество: оно осознает в самом себе начало, сердцевину и конец религий». Развитие эти мысли получат, конечно, гораздо позже. В 1882 году Ницше написал в Генуе «Веселую науку», в одном из
фрагментов которой – «Безумном человеке» - возникает тема «смерти Бога»,
авторитет Бога и церкви исчезает, на их место приходит авторитет совести,
авторитет разума. В 1883 году Ницше всего за несколько месяцев написал
книгу «Так говорил Заратустра», первая часть которой заканчивается словами: Ницше обрушивался на один из главных постулатов христианской веры в
вечное существование по милости Бога в потустороннем мире. Ему казалось
абсурдом то, что смерть должна быть искуплением первородного греха Адама и Перед лицом смерти мало кто найдет в себе мужество сказать, что «Бога нет». Достоинство сверхчеловека появляется из преодоления страха смерти, но совершенно по иному, чем в христианстве. В то время как христианин не боится смерти, поскольку верит в данную ему Богом вечную жизнь, то сверхчеловек Ницше не боится смерти, хотя не верит ни в Бога, ни в бессмертие, он сам себя чувствует Богом. Ницше говорит, что мужественный высший человек «с гордостью» созерцает бездну. Люди верят в Бога только потому, что боятся смерти. Тот, кто победит страх смерти, сам станет Богом. Свою мечту о совершенстве люди в прошлые века воплотили в идее о существовании Бога как высшей и совершенной личности и тем самым признали невозможность достижения совершенства, ибо Бог – это потустороннее, недоступное, непостижимое бытие. Смерть Бога потребовалась Ницше для утверждения жизни сверхчеловека как высшего идеала земного существования человека. Сверхчеловек Ницше предстает земным, посюсторонним и вроде бы вполне достижимым идеалом, устремляясь к которому человек приобретает реальную возможность преодолеть свое несовершенное состояние и стать выше самого себя. У Ницше аргументация сведена к минимуму и фрагментарна. Речь не идет о
теоретическом опровержении Бога. Констатация факта «Бога нет» не играет
решающей роли, хотя, разумеется, Ницше не утверждает и обратного. Он не
придает особого значения теоретическому обоснованию этого высказывания. После «Заратустры» все созданное ранее казалось Ницше столь слабым, что у него возник замысел переписать прежние работы, но из-за своей физической слабости он ограничился лишь новыми предисловиями к уже вышедшим книгам. И вместо ревизии прошлого Ницше создает «прелюдию к философии будущего» – книгу «По ту сторону добра и зла», в которой предсказывал катастрофические процессы будущего. В 1888 году Ницше начинает подготовку фундаментального труда, который должен был бы вместить в себя всю его философию. У него сложился следующий план книги «Переоценка всех ценностей»: Книга первая. Антихристианин: опыт критики христианства. Книга вторая. Вольный дух: критика философии как нигилистического движения. Книга третья. Имморалист: критика невежества как самого фатального рода, повседневной морали. Книга четвертая. Дионис: философия вечного возвращения. Ницше набросал около 400 заметок для «главного сочинения» всей жизни,
которые после его смерти были собраны и объединены его сестрой в книгу К рукописи работы «Антихристианин» самим Ницше был приклеен набросок следующего содержания: «Закон против христианства - издан в День Спасения, первый день Тезис 1. Порочность есть всякого рода противоестественность. Тезис 2. Всякое участие в богослужении есть покушение на общественную
нравственность. Нужно быть суровее к протестантам, чем к католикам, суровее
к либеральным протестантам, чем к правоверным. Чем ближе к науке
принимающий участие в христианской службе, тем он преступнее. Тезис 3: Достойные проклятия места, где христианство высиживало свои яйца-базилики, должны быть сровнены с землей. Как безумные места Земли они должны стать ужасом для всего мира. Там должно разводить ядовитых гадов. Тезис 4: Проповедь целомудрия есть публичное побуждение к противоестественности. Любое презрение к половой жизни, любое загрязнение ее понятием «нечистое» есть грех против святого духа жизни. Тезис 5: Запрещается есть за одним столом со священником: этим человек исключает себя из порядочного общества. Священник – это наш чандала – должен быть объявлен вне закона, его должно морить голодом, гнать во всякого рода пустыни. Тезис 6: Должно называть священную историю теми именами, каковых она
заслуживает, а именно проклятая история; должно пользоваться словом «бог», Тезис 7: Все остальное следует из вышеизложенного. Антихрист». В чем же Ницше обвинял христианство? В том, что христианство - это религия сострадания, религия слабых и больных людей, что христианство ведет к несвободе и несопротивлению человека, что христианство оперирует сплошь воображаемыми понятиями, что оно возводит «греховность» человека и что, наконец, религия и наука несовместимы. Христианство подхватило вымышленный Платоном истинный,
сверхчувственный, потусторонний мир высших идеалов, норм, принципов, целей
и ценностей, который был возведен над земной жизнью, чтобы придать
последней порядок и внутренний смысл. Поскольку потусторонний мир понимался
как совершенный, безусловный, абсолютный, истинный, добрый, прекрасный,
желанный, постольку земной мир, в котором живут люди со всеми своими
делами, заботами, трудностями и лишениями, представлялся в качестве лишь
кажущегося, несовершенного, ненастоящего, обманчивого, порочного мира. В связи с этим Ницше выступал против признания существования
идеального мира. Реально существующий мир – единственный мир, а некий При этом «совершенный» мир, по мнению Ницше, был создан на основе страданий и бессилия людей. Те, кто презирает тело и землю ради потустороннего мира, - это больные и умирающие. В глубине христианства живет ненависть больных людей, инстинкт, направленный против здоровых людей. Не обладая самостоятельностью, здоровьем, интеллектуальными способностями, физической крепостью простолюдины, слабые, больные, усталые, отверженные, обездоленные, посредственные, неудачники используют христианскую мораль для оправдания недостатка мощи и уверенности в себе и для борьбы с сильными и независимыми людьми. Именно они, «упадочные люди», а не сильные личности, нуждаются во взаимопомощи, сострадании, милосердии, любви со стороны окружающих, человечности. Без этого они просто бы не сумели выжить и тем более навязать свое господство и отомстить за себя и за свою врожденную ущербность и неполноценность. Высшим же людям такого рода моральные ценности не только не нужны, но и вредны, ибо обессиливают их души. Они поэтому разделяют ценности противоположного характера, которые связаны с утверждением инстинкта воли к жизни и власти. В книге «По ту сторону добра и зла» Ницше пишет, что «всюду, где только появляется на земле религиозный невроз, мы встречаем его в связи с тремя опасными диетическими предписаниями: одиночество, пост и половое воздержание». Можно вспомнить известное положение Ницше, вызывающее много споров: Любая религия появилась из страха и нужды, когда люди не знали ничего
о природе и ее законах, все было проявлением мистических сил, которых можно
было умиротворить путем молитв и жертвоприношений. Ницше пишет, что
христианство ни в одной точке не соприкасается с действительностью, в
религии присутствуют сплошь выдуманные понятия: Бог, душа, дух, грех, кара,
искупление, благодать, страшный суд, вечная жизнь… Христианство
противопоставляет духовное (чистое) и природное (грязное). И, как пишет Церковь же возводит в ранг святых больных или безумцев, а «высшие»
состояния души, религиозный экстаз напоминают Ницше эпилептоидные
состояния… Вспомним, как в российских деревнях дурачки и помешанные
считались святыми людьми, а их слова – пророчествами… Вспомним слова из Христианство возникло, чтобы облегчить жизнь человека, но теперь оно должно сначала отяготить их жизнь сознанием греховности, чтобы потом иметь возможность облегчить их. Церковь устроила все так, что без нее теперь ни шагу: все естественные события (рождение, свадьба, смерть) теперь требуют присутствия жреца, который бы «освятил» событие. Христианство проповедует греховность и презренность человека вообще, так что уже невозможно презирать других людей. Путем выдвижения чрезмерных требований, сравнения человека с совершенным Богом церковь заставляет человека чувствовать себя греховным, дурным, ему становятся нужны сверхъестественные силы, чтобы снять это бремя, чтобы «спастись» от «греховности», но когда отпадает представление о Боге, то отпадает и чувство «греха» как нарушения божественных предписаний. Инстинктивная ненависть к реальности, неприятие антипатии, вражды, как следствие болезненности, ведут только к тому, что человеку не хочется сопротивляться, не хочется бороться с этой действительностью – и появляется христианство, религия любви, то есть несопротивления и покорности. «Не противиться, не гневаться, не призывать к ответу… И злу не противиться – любить его». Уже в ранней юности Ницше записывал мысли, предвосхищающие его позднейшую критику христианства: мировая скорбь, которую порождает христианское миросозерцание, есть ни что иное как примирение с собственным бессилием, благовидный предлог, извиняющий собственную слабость и нерешительность, трусливый отказ от созидания собственной судьбы. Религия – это заблуждение, еще никакая религия ни прямо, ни косвенно
не содержала истины. Ницше пишет: «Религия типа христианской, ни в одной
точке не соприкасающаяся с действительностью и немедленно гибнущая, как
только мы признаем правоту действительности хотя бы в одной точке, такая
религия не может не враждовать с «мудростью мира сего», сиречь с наукой, -
она благословит все средства, пригодные для того, чтобы отравить,
оклеветать, осрамить дисциплину духа, честность и строгость в делах,
затрагивающих совесть духа, благородную холодность и независимость духа… Вот как Ницше интерпретирует знаменитую историю изгнания Адама и Евы
из рая: Бог –само совершенство – прогуливается по саду и ему скучно. Он
решает создать человека, Адама, но и Адаму тоже становится скучно… Тогда
бог создал животных, но они не развлекали человека, он был «господином»… Религия является для общества тормозящим, мешающим, негативным
фактором. Религия служит массам, это оружие черни и рабов. В христианстве
находит свое выражение ненависть черни, рядового человека к благородным… У Ницше вопрос веры связан с проблемой морали, ценностей и поведения
человека. Смысл и цель, с которой Ницше объявил войну христианству, - это
упразднение морали. Смерть Бога открывает человеку возможность творческой
свободы для создания новых ценностных миров. В гибели заложено возрождение. Цель бытия человека Ницше видит в создании того, что выше человека, а именно в создании сверхчеловека, который должен превосходить человека в той же степени, в какой последний превосходит обезьяну. Взятый сам по себе, человек в силу своего несовершенства не может быть целью для самого себя. В цепи развития живого мира он представляет собой мост между животными и сверхчеловеком, и поэтому содержанием его жизни является переход и гибель, то есть не результат, а процесс становления, человек должен принести себя в жертву земле, чтобы она стала землей сверхчеловека. Раскрывая содержание христианской морали, Ницше отмечает, что это
мораль альтруизма, добра, любви к ближнему, сострадания и гуманизма. Одним из исходных и ключевых постулатов анализа особенностей христианской морали у Ницше является тезис о наличии среди людей прирожденных рангов, то есть о том, что люди не равны. По его мнению, в зависимости от имеющейся у индивидов с рождения степени мощи и полноты воли к власти, а также наличия у них физиологического превосходства люди делятся на две породы (расы) – низшую (к которой относится подавляющее большинство людей) и высшую (незначительное меньшинство). Сама природа выделяет сильных духом, мускулами и посредственных людей, которых намного больше. В этой связи в морали не может иметь силы положение «что справедливо
для одного, то справедливо и для другого». Так, если один признает
справедливыми такие моральные требования как «не убий», «не кради», то
другой может их оценить как несправедливые. Поэтому в обществе должно быть
столько моралей, сколько имеется среди людей рангов (слоев). Согласно Христианская мораль является недоразумением в силу прежде всего того,
что она призвана победить страсти и инстинкты с целью исправить человека и
сделать его лучше на основе требований разума. Однако, согласно Ницше,
подъем добродетельности несовместим с одновременным ростом ума и понимания,
а источник счастья заключается вовсе не в разуме, а в жизненных инстинктах. Христианские моралисты пытались всеми силами заглушить, искоренить, вырвать вон и тем самым очистить человеческую душу от скверны. Основанием для этого служил тот факт, что страсти часто оказываются источником больших бед. К тому же, будучи связаны со стремлением людей к мимолетным удовольствиям и наслаждениям, они представлялись как проявление животного начала в человеке, поэтому оценивались в качестве ненормальных и опасных явлений. Когда индивид оказывается в подчинении у своих страстей, он утрачивает способность разумного контроля за своим поведением и тем самым, пусть временно, перестает быть мыслящим существом. Но в жизни человека только то правильно и нормально, что направляется разумом. Отсюда делался вывод, что человек не может быть «хорошим», пока не освободится от своих дурных и предосудительных страстей. Христианская мораль как инстинкт стада, как своеобразная иллюзия рода является определенной тиранией и гнетом по отношению к отдельно взятой личности, особенно и прежде всего высшей. Принуждая к выполнению нравственного долга, она лишает человека свободы, независимости, самостоятельности, активности, творчества и заставляет его жертвовать собой для будущего. Быть моральным – значит оказывать послушание и повиновение издревле установленному закону или обычаю. личность тем самым попадает в зависимость от нравственных традиций. В этой связи оказывается, что уважения в ней достойно лишь то, в какой мере она способна повиноваться. Мораль долга требует от индивида постоянно держать себя в руках, то есть неукоснительно руководствоваться и подчиняться ее раз и навсегда установленным правилам, что при наличии неизбежных проявлений присущих ему естественных побуждений и склонностей не может не порождать раздражительность и внутреннее напряжение. выполняя одинаковые для всех нормы нравственности, человек оказывается в своем поведении запрограммированным на определенный стандарт и образ действия, что уничтожает его индивидуальность, ибо не позволяет ему проявить себя. Долг заставляет человека работать, думать, чувствовать без внутренней необходимости, без глубокого личного выбора, без удовольствия, то есть автоматически. Это ведет к обеднению личности, к ее самоотказу и отрицанию ее уникальности. Попадая в сферу морали индивид обрекается кроме того на постоянное болезненное недовольство собой, поскольку не в силах достичь предписываемых ему нравственных идеалов и целей. Человек перестает принадлежать себе и стремиться к достижению своих интересов, в которых как раз и выражается воля его жизненных инстинктов. Тем самым человек начинает выбирать и предпочитать не то, что ему нужно, а то, что ему вредно. Ограничивающий свободу личности моральный долг посредством воспитания внедряется в духовный мир человека в виде совести, представляющей собой сознание вины и в то же время своеобразный внутренний трибунал, который постоянно заставляет индивида находиться в подчинении у общества. Совесть – это общественный долг, то есть стадный инстинкт, ставший внутренним убеждением и мотивом поведения личности. Она осуждает поступок потому, что он долгое время был осуждаем в обществе. Отвергая христианскую мораль, основным понятием которой является
понятие вины, Ницше не мог не отвергать и совесть как сознание вины. Для Но место христианской морали Ницше предлагал мораль эгоизма Согласно Ницше, право на эгоизм должны иметь не все, а только высшие
люди, с жизнью которых якобы связано развитие человеческого рода. Христианство навязывает жизни воображаемый смысл, препятствуя тем самым выявлению смысла истинного и заменяя реальные цели идеальными. В мире же, в котором «Бог мертв» и не существует более моральной тирании, человек остается одиноким и свободным. Но одновременно он становится и ответственным за все существующее, ибо разум находит полное освобождение, лишь руководствуясь осознанным выбором, лишь взваливая на себя определенные обязательства. И если необходимости невозможно избежать, то истинная свобода и заключается в ее полном принятии. принять мир земной и не тешить себя иллюзиями о мире потустороннем – это означает господствовать над всем земным. Ницше потому и отвергал христианство, что оно отрицает свободу духа, самостоятельность и ответственность человека, превращает несвободу в идеал, а смирение – в добродетель. Литература
М.:Политиздат, 1990.-398 с. «Фридрих Ницше и русская религиозная философия» в двух томах / сост. Виндельбанд В. «От Канта до Ницше» / пер. с нем. под ред. Дудкин В.В. «Достоевский и Ницше (проблема человека)»,- Петрозаводск, Кучевский В.Б. «Философия нигилизма Фридриха Ницше»,- М., 1996.- 166 с. Немировская А.З. «Ницше: мораль «по ту сторону добра и зла», Новиков А. «Так говорил Фридрих Ницше» – Аврора, №11-12/1992 №5/1993 Ф. Ницше «К генеалогии морали» Шаповал С.И. «Этика Фридриха Ницше и современная буржуазная теория морали» – автореферат, - Киев, 1988 Ясперс К. «Ницше и христианство», - М.:Медиум, 1993 |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |