|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Гераклит Эфесский и его учение о диалектикеГераклит Эфесский и его учение о диалектике
На тему: «Гераклит Эфесский и его учение о диалектике». Выполнил: студент I курса V группы
коммерческого факультета На занятой ионийскими городами узкой полосе земли на западном побережье Гераклит – аристократ по рождению и по своим политическим взглядам. Он враждебно относился к демократической власти, пришедшей в его родной город на смену власти старинной родовой аристократии. Политическое мировоззрение Гераклита отразилось в некоторых отрывках его произведений. В 104-м фрагменте, например, Гераклит говорит о демократических руководителях своего города: «Ибо каков у них ум или рассудок? Они верят народным певцам и учитель их – толпа. Ибо не знают они, что много дурных, мало хороших» [37, т. 1, с. 163]. Основное положение политического мировоззрения Гераклита – власть должна была бы принадлежать меньшинству «лучших». Восхваляя этих «лучших», он говорит: «Ибо наилучшие одно предпочитают всему: вечную славу [всему] тленному. Толпа же набивает свое брюхо, подобно скоту» [там же, с. 152]. По- видимому, аристократизм, выраженный в этих высказываниях, не только духовный, но и политический. Это ясно из фрагмента 121-го. Здесь Гераклит желчно говорит о своих земляках: «Эфесяне заслуживают, чтобы у них все взрослые перевешали друг друга и оставили бы горд для несовершеннолетних, - за то, что они изгнали наилучшего своего мужа Гермодора, говоря: «Пусть не будет среди нас никто наилучшим. А раз такой оказался, то пусть он живет в другом месте и с другими»» [37.т. 1, с. 166]. Во времена Гераклита сочувствие большинства в Эфесе было уже не на
стороне аристократии. Возможно, что именно поэтому Гераклит уклонился от
общественно-политической деятельности. В уединении он писал свою книгу,
называвшуюся «О природе». Имеется сообщение, что она состояла из трех
частей: в первой речь шла о самой природе, во второй – о государстве и в
третьей – о боге. В специальной литературе по истории науки (Поль Таннери, Чрезвычайно оригинальная по содержанию и образная по языку, сжатая, изложенная, возможно, в афористической форме, во многом трудная для понимания (отсюда прозвище Гераклита – «темный»), книга Гераклита высоко ценилась поздними античными писателями и часто цитировалась ими. Этими качествами сочинения Гераклита объясняется то, что до нас дошло из него около 130 отрывков, правда, небольших. В соей сумме они дают возможность охарактеризовать по крайней мере некоторые основные черты мировоззрения этого замечательного мыслителя. Быть может, невозможность оказать ощутимое влияние на ход дел в
общественно-политической жизни родного города, где во времена Гераклита
торжествовала власть демоса, привела Гераклита к явному пессимизму во
взглядах на жизнь. Древние даже прозвали его «плачущим» в противоположность Ни пессимизм, ни аристократизм не ослабили проницательность, с которой Основное положение философии Гераклита передает Платон в своем диалоге Движение – наиболее общая характеристика процесса мировой жизни, оно распространяется на всю природу, на все ее предметы и явления. Тезис об универсальности движения относится одинаково и к вечным вещам, которые движутся вечным движением, и к вещам возникающим, которые движутся временным движением. Вечное движение есть вместе с тем и вечное изменение. По свидетельству Мысль о всеобщности движения и изменения тесно связана у Гераклита с диалектическим пониманием самого процесса движения. Именно эта сторона учения Гераклита вызвала впоследствии возражения Аристотеля. Гераклит утверждает, что из факта движения и непрерывной изменчивости всех вещей следует противоречивый характер их существования, так как о каждом движущемся предмете необходимо одновременно утверждать, что, поскольку он движется, он и существует и не существует в одно и тоже время. Упоминая об этом учении Гераклита, Аристотель возражает против него. «Невозможно допускать, - пишет Аристотель, - чтобы какая-либо одна и та же вещь существовала и в то же время не существовала, как, по мнению некоторых, говорил Гераклит » [7, 4, 3, 1005 в 23]. Полемизирую с Гераклитом по поводу его характеристики движения как осуществленного противоречия, Аристотель сообщает нам важный текст самого Гераклита. Мы узнаем и этого сообщения, что, по учению Гераклита, «[неразрывные]сочетания образуют целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, созвучие и разногласие: из всего одно и из одного все образуется» [De mundo, 5 396 b 7]. Будучи универсальным, т.е. охватывая все явления, движение имеет единую основу. Это единство запечатлено строгой закономерностью; мыслящее исследование обнаруживает в нем господствующую над ним необходимость. Эту мысль Гераклит изложил в нескольких афоризмах, из которых самый важный – 30- й: «Этот мировой порядок, - говорит Гераклит, - тождественный для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами вспыхивающим и мерами угасающим » [37, т. 1, с. 152] . В приведенном тексте налицо несколько важных мыслей. В нем Гераклит не
просто утверждает, что все возникает из одного и что все возникающее
становится одним. Это «одно» «он определяет как единое первовещество Не удивительно, что Гераклит остановился именно на огне как на первовеществе. Ведь основная характеристика гераклитовского бытия – его подвижность. Но именно огонь – наиболее подвижное, изменчивое из всех наблюдаемых в природе явлений. Вторая важная мысль 30-го фрагмента – отрицание акта сотворения мира богами. Наконец, третья мысль фрагмента – мысль о строгой правильности мирового строя, о строгой ритмичности мирового процесса. Вечно живой огонь мира пламенеет не беспорядочно, а вспыхивает «мерами» и «мерами» же угасает. Понятие Гераклита о закономерности природы ни в коем случае не следует
модернизировать, т.е. приписывать Гераклиту такое понятие о закономерности,
которое еще не могло возникнуть у греков в конце 6 – начале 5 в. до н. э. В этой связи обращает на себя внимание 44-й фрагмент, где говорится, что «за закон народ должен биться, как за [свои] стены» [там же, с. 153]. А в 33-м фрагменте Гераклит прямо определяет закон как «повиновение воле одного» [там же]. Свои понятия о необходимости мирового процесса Гераклит еще связывает
с мифологическими представлениями. Так, в 94-м фрагменте мы читаем
следующее: «Ибо Солнце не преступит (положенной ему) меры. В противном
случае его настигнут Эриннии, блюстительницы правды» [37, т. 1, с. 162]. И точно такой же, полумифологический, оттенок имеет и 11-й фрагмент. В
нем подчеркивается мысль, что все живые существа повинуются в своих
действиях закону, однако характеризуется этот закон не в понятиях науки о
природе, а в полумифологических представлениях, свойственных греческому
мышлению того времени. «Животные дикие и ручные, - пишет Аристотель, -
обитающие в воздухе, на земле и в воде, рождаются, созревают и погибают,
повинуясь божественным законам». А дальше, в подтверждение своей мысли, Таким образом, у Гераклита материализм учения о первовеществе сочетается с наивными остатками мифологических представлений. В сохранившихся фрагментах Гераклита имеется рад прекрасных по стилю отрывков, в которых Гераклит говорит, что процесс изменения, происходящий в природе, есть борьба противоположностей. Гераклит не просто утверждает, что движение предполагает сосуществование противоположностей. Он выражает свою мысль сильнее. Движением предполагается не только одновременное существование противоположностей, но повсюду происходит их борьба. По этому поводу в своей «Этике» («Этика Никомаха»). Во 2-й главе 8-й книги, Аристотель сообщает важный текст Гераклита: «Расходящееся сходится, и из различных (тонов) образуется прекраснейшая гармония, и все возникает через борьбу» [15, VIII, 2, 1155 в 4]. А ранний христианский писатель, богослов и философ Ориген сообщает другой текст Гераклита (фрагмент 80-й), и согласно ему «должно знать, что война всеобща, что правда есть раздор и что все возникает через борьбу и по необходимости » [37, т. 1, с. 161]. В полном согласии с этими тестами другой ранний христианский писатель Ни Ипполит, ни Ориген, ни Аристотель не объясняют и не могут объяснить, откуда возникла у Гераклита мысль о войне и борьбе как о начале, порождающем все в жизни. Возможно, что и эта мысль Гераклита о войне как о начале, порождающем все существующее, была перенесена Гераклитом на всю природу из наблюдений над фактами общественной жизни современного ему греческого (и не только греческого) общества. Уже было выше отмечено, что зрелый период деятельности Гераклита относится ко времени, когда персидский мир надвигался на Грецию, когда в ионийских городах Малой Азии возникло восстание против персидского завоевания, когда пал в неравной борьбе против персов Милет и другие греческие города и когда все Ионийское побережье подчинилось власти персидского царя Дария. С другой стороны, обострение борьбы классов внутри греческих городов привело к тому, что старая аристократия, в том числе и Гераклит, выражавший ее точку зрения в политических вопросах, были оттеснены с арены политического действия. Наблюдя над этими фактами могли внушить проницательному уму Гераклита мысль о громадном значении, которое для человеческого общества имеет борьба. Отсюда уже естественной представлялась попытка распространить эту мысль на понимание природы в целом, так как человеческая мысль обычно стремится понять неизвестное в терминах того, что уже известно и освоено. Признав в качестве основной характеристики бытия борьбу противоположностей, Гераклит в то же время в ряде афоризмов поясняет, что борющиеся противоположности не просто сосуществуют: они переходят одна в другую и переходят так, что при этом их переходе одной в другую сохраняется общая для обеих тождественная основа. Другими словами, переход противоположностей друг в друга Гераклит представляет вовсе не как такой, при котором возникающая новая противоположность уже не имеет общего с той, из которой она возникла. Он представляет этот переход как такой, при котором всегда имеется в процессе перехода общая тождественная основа для самого перехода. Эта характеристика перехода развивается в ряде важных фрагментов. В Во фрагменте 76-м, общественном Максимом Тирским, говорится, что В тоже время в ряде других фрагментов Гераклит поясняет, что при всех
переходах основа изменения или перехода каждого явления (элемента) в сою
противоположность остается общей, тождественной. В 67-м фрагменте мы
читаем: «Бог есть день и ночь, зима и лето, война и мир, насыщение и голод Как понимать этот отрывок? День переходит в ночь, ночь переходит в день, зима переходит в лето, лето переходит в зиму, война сменяется миром и наоборот, но при этих переходах «бог» есть тождественная основа всех переходов: он есть и ночь, и зима и лето, и война и мир, и насыщение и голод. В 59-м отрывке та же мысль поясняется более частным примером: Прямой и кривой путь – противоположности, но в самой их
противоположности существует единая тождественная основа. А в примыкающем к
этому 60-м фрагменте утверждается, что «путь вверх и вниз один и тот же» Более того, Гераклит резко полемизирует с теми, кто не понимает этого тождества противоположностей. В важном 51-м фрагменте он прорицает всех тех, которые не признают или не знают единства противоположностей. Здесь мы читаем: «Они не понимают, как расходящееся согласуется с собой (т. е. Не понимают, как в противоположностях обнаруживается их единая, тождественная основа. – В. А.) [Оно есть] возвращающаяся [к себе] гармония подобно тому, что [наблюдается] у лука и лиры» [там же, с. 155]. Постоянное движение, изменение, переход каждого явления в противоположное имеют в качестве необходимого следствия относительность всех свойств вещей. Ни одно качество вечно изменяющейся природы не есть свойство безотносительное, абсолютное. Мир един, в мире все связано между собой, всякое явление и свойство переходит в собственную противоположность, и потому всякое качество должно характеризоваться не как изолированное и в своей изолированности абсолютное, а как качество относительное. Мысль эта излагается в ряде фрагментов, интересных и важных для понимания Гераклита. При этом заслуживает внимания то, что примеры, доказывающие относительность свойств. Качеств, Гераклита, доказывающие относительность свойств, качеств, Гераклит черпает главным образом из наблюдений над жизнью людей и частично животных. Говоря в «Этике», что «иное удовольствие у лошади, иное у собаки и иное у человека», Аристотель ссылается на слова Гераклита: «Ослы солому предпочли бы золоту» [37, т. 1, с. 148]. Стало быть, по Гераклиту, нельзя думать, будто золото – безотносительная, абсолютная ценность. Ценность его относительна: в глазах людей оно составляет высочайшую ценность, но для ослов гораздо большую ценность имеет корм. А в 37-м фрагменте читаем: «Если только верить Гераклиту Эфесскому,
который утверждает, что свиньи купаются в грязи, птицы в пыли или тепле» И здесь подчеркивается относительность представления о чистоте: люди полагают, что они очищаются, когда они выкупаны в воде, свиньи – в грязи, птицы – в пыли. В 61-м фрагменте морская вода характеризуется одновременно и как Мысль об относительности свойств получает еще более общую формулировку в 62-м фрагменте. «Бессмертные, – утверждает здесь Гераклит, - смертны, смертные – бессмертны: жизнь одних есть смерть других, и смерть одних есть жизнь других» [там же]. Относительность свойств распространяется и на оценки эстетические и на
оценки, касающиеся человеческой мудрости, и на оценки нравственных качеств: Гераклит – один из первых античных философов, от которых сохранились
тексты, относящиеся к вопросу о познании. Ни у Фалеся, ни у Анаксимандра,
ни у Анаксимена мы не находим высказываний, касающихся вопросов о знании. Напротив, у Гераклита мы находим уже большой интерес к проблеме
познания. Он выразительно оттеняет трудности, стоящие перед человеком на
пути к познанию, неисчерпаемость предмета изучения. Таково уже познание
психических явлений: «По какой бы дороге не шел, не найдешь границы души:
настолько глубока его основа». [там же, с. 154]. Джон Барнет в своей работе В еще более обобщенной форме, касающейся всякого познания природы, эта
мысль выражена в 123-м фрагменте, где Гераклит говорит: «Природа... любит
скрываться». Это значит, что познание природы дается человеку нелегко. Этот смысл имеет, по-видимому, 56-й фрагмент: «Люди, - говорит здесь Проблема истинного знания не сводится к вопросу о количестве накопленных знаний. Правда, для философского постижения истинной природы вещей необходимо обладание большими познаниями: «Ибо очень много должны знать мужи философы» Однако отсюда вовсе не следует, будто задача философского познания
истинной природы вещей может быть решена простым приумножением или
коллекционированием знаний. Мудрость, как ее понимает Гераклит, не
совпадает с многознанием, или эрудицией: «Многознание не научает уму. Ибо,
в противном случае, оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Особое негодование Гераклита вызывает Гесиод. Это видно из 57-го фрагмента, где Гераклит противопоставляет поверхностному многознанию углубленное понимание таящегося от внешних взоров единства противоположностей: «Учитель же толпы – Гесиод. Они убеждены, что он знает больше всех, - он, который не знал, что день и ночь – одно». Гераклит не только возражает против слепого накопления знаний, не
признанных светом постигающей философской мысли. Он также возражает против
безотчетного следования традиции, против некритического заимствования чужих
взглядов. В 74-м фрагменте об этом сказано очень выразительно: «Не должно
поступать как дети родителей, то есть, выражаясь попросту: так, как мы
переняли» (там же, с. 160). Это и значит: не следует что-либо перенимать
некритически, догматически. Словарь основных философских терминов Анаксимандр из Милета (ок. 610-546 до н. э.) – древнегреч. Философ-
материалист, стихийный диалектик, ученик Фалеса. Автор первого в Греции
философского соч. «О природе», не дошедшего до нас. Анаксимандр ввел
понятие первоначала всего сущего – «архэ» («принцип») и считал таким
первоначалом апейрон. Список Литературы:
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |