|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Гуманистическая антропология Эриха ФроммаГуманистическая антропология Эриха ФроммаСАМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ РЕФЕРАТ на тему: «Гуманистическая антропология Эриха Фромма» Выполнен соискателем кафедры фармакологии Кант Е.В. Самара — 2002 г. План
1). Э.Фромм - реформатор психоанализа; 2). Социалистическая концепция Э.Фромма; 3). Индивид в определенной ситуации как исходный пункт философского раз мышления Э.Фромма; 4). Концепция разрушительного в человеке, феномен исторической дегуманизации; 5). Человек как реализация продуктивного начала и мерило истории. [pic] Эрих Фромм (1900(1980) [pic] Главная жизненная задача человека — дать жизнь самому себе, стать тем, чем он потенциально является. Самый значимый плод его деятельности — это собственная личность. Эрих Фромм I. Введение Эрих Фромм (Fromm) (1900-1980) немецко-американский философ, психолог
и социолог, один из ведущих представителей неофрейдизма. Пытался соединить Так скупо лаконична энциклопедическая статья в описании жизни и философии человека, который заслуженно занял свое место среди виднейших мыслителей XX столетия. Его коллегами и, отчасти, единомышленниками в философском приятии (неприятии ?) мира можно смело считать Достоевского, когда речь идет о Личности, Толстого и раннего Маркса во взгляде на проблему гуманного общества, Фрейда, Юнга и Сартра в тонком, почти мистическом рационализме подхода к природе сознания и творческой жизни человека. Идеи его, нашедшие воплощение во множестве произведений, использовал в ходе своего развития не только психоанализ, но и другие философские течения, в том числе экзистенциализм, персонализм, герменевтика, социобиология. Значителен его вклад в развитие современной этики и политической философии. Философская мысль Э.Фромма стала импульсом к развитию гуманистического мышления нашего века. Целью этой обзорной работы была попытка глубже проникнуть в духовный мир философа, в суть его взгляда на проблему Человека, показать актуальность и недостаточную степень востребованности его трудов для обитателей современного рационального и жестокого мира. В некоторой мере она является и данью уважения благодарного почитателя. II. Краткая биография философа Эрих Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне, в
еврейской семье. Прадед и дед его предки были раввинами, отец занимался
торговлей, мать происходила из семьи эммигрантов из России. Фромм получил
прекрасное образование в гимназии, а затем в лучших университетах Германии. . В случае Фромма как раз интересно и показательно то, что он не
медик. Большинство психоаналитиков имеет медицинское образование (то есть
в основе своей естественнонаучное), а у Фромма образование гуманитарное (в Во Франкфуртской школе он непосредственно работал до 1932 года, в 1933 году, после прихода фашистов к власти, Фромм, как и все «франкфуртцы», эмигрировал, приехал в США и работал в различных учреждениях уже как психоаналитик, или профессор психиатрии, или преподаватель психоанализа…институт психиатрии им. У.Уайта, Колумбийский и Йельский университет. Известность к Фромму пришла достаточно рано (во всяком случае, для
человека, недавно приехавшего в США) – в 1941 году, когда он написал книгу В 1961 году Фромм выпустил свою знаменитую книгу «Концепция человека у С 1969 и до своего ухода из жизни в 1980 году Фромм с женой живут в III. Неофрейдизм как новое слово в психоанализе Неофрейдизм, который Э.Фромм представляет наряду с К.Хорни, Х.С. В центре внимания лично Э.Фромма противоречивость человеческого
существования, взятая не в качестве субъективно-личностной деятельности, а
как онтологический факт. Философ различает следующие дихотомии:
патриархальный и матриархальный принципы организации жизни людей,
авторитарное и гуманистическое сознание, эксплуататорский и рецептивный Фромм, безусловно, энциклопедичен и разносторонен. Он обращается к различным культурам, к мифологии и религиозным текстам, к восточной религии и мировой философии. Он стремится переосмыслить исходные установки философии, этики, психологии, культурологии. При этом он никогда не утрачивает своей собственной темы, присущего ему типа рефлексии. Постоянно возвращаясь к идеям, выраженным в его первых работах, Фромм в течение долгой плодотворной жизни обогащал их. Итак, рассмотрим подробней положения философской концепции Э.Фромма, пытаясь понять, что же привлекает к его работам столь большое внимание, как специалистов, так и простого читателя, и в чем же, собственно, его личный вклад в философию. IV Философская концепция Э.Фромма: основные позиции, критика и переосмысление источников, открытия. 1). Э.Фромм - реформатор психоанализа. Прежде всего, он выступал как реформатор психоанализа. Фромм
проницательный и глубокий психолог, сумевший раскрыть истоки человеческих
страстей, мотивы человеческого поведения. Он придал психоанализу
историческое измерение. Анализируя возможности раскрепощения человека, Фромм писал: " Я никогда не соглашался с тем, что меня причислили к
новой "школе" психоанализа, как бы ее ни называли "культурной школой" или В чем проявилось реформаторство Фромма в психоанализе? Прежде всего,
в том, что, в отличие от Фрейда, философ считал человеческую природу
обусловленной главным образом исторически, не преуменьшая при этом роли
биологических факторов. Он отказался от установки Фрейда, будто проблема
человека может быть правильно сформулирована в терминах противопоставления
биологических и культурных факторов (работа последнего года жизни Фрейд считал, что человек является закрытой системой, "вещью в себе". Различие между биологическим подходом Фрейда и социальным мышлением Фрейд исходил из глубокого убеждения в порочности человеческой
природы. Фромм отверг эту посылку. Он показал, что такие идеалы, как
истина, справедливость, свобода, хотя они часто оказываются лишь пустыми
словами или рационализациями, могут быть подлинными стремлениями человека. Создатель психоанализа ограниченно понимал секс, а тем более любовь,
нежность. Фромм, в отличие от Фрейда, показывал, что экономические,
психологические и идеологические факторы находятся в сложном
взаимодействии. Они не являются простым рефлексом сексуальности. Человек
реагирует на изменения внешней обстановки тем, что меняется сам. Эти открытия Фромма во многом изменили направленность психоанализа, обеспечили новый виток его развития. Они позволили использовать методику неофрейдизма для анализа социальноисторической динамики. Философу удалось создать целую галерею социальных типажей и характеров; он пытался осмыслить общественные, политические коллизии века. Вполне естественно, что это привело его к потребности выявить гуманистический потенциал идей К.Маркса. 2). Социалистическая концепция Э.Фромма. Работа Э.Фромма с названием "Концепция человека у К.Маркса" ( "Marx's В своих работах "Концепция человека у Маркса" и "Из плена иллюзий" Фромм показал огромную разницу между взглядами Маркса и воззрениями коммунистов тоталитарного толка. Человечность человека никогда не должна служить лишь средством для государства, класса или нации. Отчуждение ведет к переоценке всех ценностей. Человек является пленником тех политических институтов, которые сам же создал. Хотя Фромм и отдал дань наивному социальному прожектерству, его
оценки различных социальных процессов отличаются исторической
дальновидностью, а многие идеи носят характер провозвестия. Фромм был в
числе первых исследователей, обратившихся к диагностике тоталитарного
общества, причем не только нацистского, но и казарменно-социалистического. Обращаясь к социалистической идее, Фромм задолго до современных прозрений пришел к выводу, что социализм не должен быть обществом заорганизованных, автоматизированных индивидов, каждый из которых подчинен государству, машинам, бюрократии. Даже если бы государство, подчеркивал он, стало бы работодателем в виде абстрактного капиталиста, даже если бы весь общественный капитал был бы сконцентрирован в одних руках ( безразлично одного частного капиталиста либо одного государственного, общественного капиталиста ) все равно такое общество нельзя было бы назвать социалистическим. Таким образом, в наследии Фромма имеется много оригинальных идей, повлиявших на сознание XX в.: о человеке как "едва ли не самом эксцентричном создании универсума", об исторической обусловленности страстей и переживаний человека, о социальном характере как отражении сплава биологических и культурных факторов, о неизбежности универсального, всепланетного гуманизма. Фромм обосновал возможности разностороннего совершенствования человека как живого, мыслящего и чувствующего существа. 3). Индивид в определенной ситуации как исходный пункт философского раз мышления Э.Фромма. Напомним мысль Фромма: пророк далеко не всегда возглашает нечто
новое. Для него существенно другое верность собственным заповедям. Сам О чем бы не писал Фромм – о бытии, власти, государстве, деспотии, культуре, нации, собственное рассуждение он начинает с человека. Индивид в определенной ситуации исторической, социальной, психологической, экзистенциальной таков исходный пункт его философствования. Соответственно все, что вырастает из подобного размышления, содействует постижению человека как феномена. Отвергая или исправляя попытки раскрытия тайны человека,
осуществленные Л.Фейербахом, К.Марксом, З.Фрейдом, философ разработал
целостное учение о человеке как чувствующем, страдающем и мыслящем
существе. Человек, его сущность, социальная обусловленность суть
основополагающих принципов миропонимания Фромма. Индивид в "нездоровом", Разумеется, определить Фромма как специалиста в области философской антропологии задача слишком общая. Персоналистская традиция в европейской философии чрезвычайно многолика. Нашим исследователям, надолго отлученным от антрополого-экзистенциальной линии в философии, не всегда очевидна ее сложность и неоднородность. Многообразие подходов к человеку порой ускользает от нас. Мы толкуем персоналистское течение как нечто нерасчлененное. Многие философские направления, например экзистенциализм и персонализм, рассматривают человека в качестве основной проблемы философии вообще. Однако интерес к человеку, тем не менее, обнаруживается по-разному. Персоналистская философия, обосновывающая суверенитет личности, не может отвлечься от вопросов: каковы собственные пределы человека? в чем он черпает основы нравственности? что питает его волевые импульсы? Она вовсе не стремится к тому, чтобы поста вить в центр собственной рефлексии человека. Мир для нее иерархичен. Внутри этой философии Э.Фромм занимает весьма оригинальную позицию. Он превращает человека в меру всех вещей в том смысле, что отвергает все попытки подчинить человека какой-то иной сущности. Не только общество, но и вся Вселенная оцениваются Фроммом через призму человека. Но нет ли в таком подходе откровенной идеализации человека? Разве человек заведомо добр, универсален и безграничен? Не подрывает ли в таком случае антропологическая мысль свои собственные основания? Прославляя человека, мы как бы сознательно отвлекаемся от тех деструктивных потенций, которые заложены в нем. Не утопична ли гуманистическая этика Фромма? 4). Концепция разрушительного в человеке, феномен исторической дегуманизации. Отметим сразу: ни идеализации, ни обожествления человека у Фромма
нет. Он вовсе не отвлекается оттого, что именно человек создал антигуманное
общество, растерзал природу, развил в себе некрофильские тенденции. Рассмотрим взгляды Э.Фромма на природу человека изложенные в его труде Душа человека. Ее способность к добру и злу. Одни полагают, что люди — это овцы, другие считают их хищными волками. Однако Фромм тут же замечает, что если большинство людей — овцы, то почему они ведут жизнь, которая этому полностью противоречит? История человечества написана кровью. Это история никогда не прекращающегося насилия, поскольку люди почти всегда подчиняли себе подобных с помощью силы. Он справедливо указывает на то, что Талаат-паша не сам убил миллионы армян, и так же Гитлер не один убил миллионы евреев, а Сталин — миллионы своих политических противников. Эти люди были не одиноки, — говорит Фромм - они располагали тысячами других людей, которые умерщвляли и пытали, делая это не просто с желанием, но даже с удовольствием. Такой мыслитель, как Гоббс, из всего этого сделал вывод: homo homini lupus est — человек человеку — волк. И сегодня многие из нас приходят к заключению, что человек от природы является существом злым и деструктивным, что он напоминает убийцу, которого от любимого занятия может удержать только страх перед более сильным убийцей. Фромм находит этому явлению другое объяснение, которое заключается в том, что меньшинство волков живет бок о бок с большинством овец. Волки хотят убивать, овцы хотят делать то, что им приказывают. Волки заставляют овец убивать и душить, а те поступают так не потому, что это доставляет им радость, а потому, что они хотят подчиняться. Кроме того, чтобы побудить большинство овец действовать, как волки, убийцы должны придумать истории о правоте своего дела, о защите свободы, которая якобы находится в опасности, о мести за детей, заколотых штыками, об изнасилованных женщинах и поруганной чести. Этот ответ звучит убедительно, но и после него у Э.Фромма остается много сомнений, и он ставит следующий вопрос: Не означает ли он, что существуют как бы две человеческие расы — волки и овцы? И дальше: если это не свойственно их природе, то почему овцы с такой легкостью соблазняются поведением волков, когда насилие представлено в качестве их священной обязанности? Может быть, сказанное о волках и овцах не соответствует действительности? Может быть, и в самом деле отличительным свойством человека является нечто волчье и большинство просто не проявляет этого открыто? А может, речь вообще не должна идти об альтернативе? Может быть, человек — это одновременно и волк, и овца, или он — ни волк, ни овца? Понятно, что вопрос о том, является ли человек волком или овцой,— это лишь заостренная с помощью образов формулировка вопроса, который является основополагающим в социальной антропологии и этике, а именно: что есть человек — является ли он по своему существу злым и порочным, или он добр по своей сути и способен к самосовершенствованию? Таким образом, следуя по цепи вопросов, Фромм раскрывает глубину затронутой проблемы. И чем дальше он продвигается, тем больше и глобальнее вопросы встают на его пути. Это вынуждает его проанализировать проблему в историческом разрезе: С точки зрения Ветхого завета человек способен и к хорошему, и к дурному, он должен выбирать между добром и злом, между благословением и проклятием, между жизнью и смертью. Бог никогда не вмешивается в это решение. Он помогает, посылая своих посланцев, пророков, чтобы наставлять людей, каким образом они могут распознавать зло и осуществлять добро, чтобы предупреждать их и возражать им. Но после того как это уже свершилось, человек остается наедине со своими «двумя инстинктами» — стремлением к добру и стремлением к злу, теперь он сам должен решать эту проблему. Фромм видит опасность в том, что чувство бессилия, охватывающее сегодня как интеллигента, так и среднего человека, может привести к тому, что они усвоят новую версию порочности и первородного греха и используют ее для рационализации взгляда, согласно которому война неизбежна как следствие деструктивности человеческой природы. Подобная точка зрения, — пишет он — нередко козыряющая своим необыкновенным реализмом, является заблуждением по двум причинам. Во-первых, интенсивность деструктивных устремлений ни в коем случае не свидетельствует об их неодолимости или даже доминировании. Во- вторых, предположение, что войны являются в первую очередь результатом действия психологических сил, ошибочно. Не стоит, однако, думать, что Фромм, обладающий длительным опытом
практикующего психоаналитика, может недооценивать деструктивных сил в
человеке. Он, видя эти силы в действии у тяжело больных пациентов, конечно
же, знает, насколько трудно бывает приостановить или направить их энергию в
конструктивное русло, но все же он настаивает на том, что войны возникают
по решению политических, военных и экономических вождей для захвата земель,
природных ресурсов или для получения торговых привилегий, для защиты от
реальной или мнимой угрозы безопасности своей страны или для того, чтобы
поднять свой личный престиж и стяжать себе славу. Эти люди не отличаются от
среднего человека: они эгоистичны и едва ли готовы отказаться от
собственных преимуществ в пользу других, но вместе с тем они не выделяются
ни особой злобностью, ни особой жестокостью. Когда такие люди, которые в
нормальной жизни скорее содействовали бы добру, чем злу, приходят к власти,
повелевают миллионами и располагают самым страшным оружием разрушения, они
могут нанести огромный вред. В гражданской жизни они, вероятно, разорили бы
конкурента. В нашем мире могучих и суверенных государств (причем Итак, ответив на первый вопрос: человек — волк или овца, Фромм понимает следующую тему: что лежит в основе человеческого ценностной системы человека и направляет его действия: Я хотел бы остановиться на трех феноменах, которые лежат, по моему мнению, в основе наиболее вредной и опасной формы человеческого ориентирования: на любви к мертвому, закоренелом нарциссизме и симбиозно- инцестуальном влечении. Взятые вместе, они образуют «синдром распада», который побуждает человека разрушать ради разрушения и ненавидеть ради ненависти. Я хотел бы также обсудить «синдром роста», который состоит из любви к живому, любви к человеку и к независимости. Лишь у немногих людей один из этих двух синдромов получил полное развитие. Однако нет сомнения в том, что каждый человек движется в определенном, избранном им направлении: к живому или мертвому, к добру или злу. В результате своих теоретических исследований, Фромм приходит к следующим выводам: 1. Зло — это специфический человеческий феномен. Во зле человек теряет сам себя при трагической попытке освободиться от тяжести своего человеческого бытия. 2. Степени зла соответствует степень регрессии. Наибольшим злом являются те побуждения, которые направлены против жизни: любовь к мертвому; инцестуально-симбиозные устремления возвратиться в лоно матери, к земле, к неорганическому; нарциссическое самопожертвование, которое делает человека врагом жизни именно потому, что он не может покинуть тюрьму своего собственного «Я» (см. схему). 3. Зло также существует и в меньшей степени, что соответствует и меньшей регрессии. В таком случае речь идет о дефиците любви, разума, о недостатке интереса и нехватке мужества. 4. Человек склонен идти назад и вперед, иначе говоря, он склонен к добру и злу. Когда обе склонности еще находятся в равновесии, он свободен выбирать, если предположить, что он может осознать свою ситуацию и способен к серьезным усилиям. Тогда он может выбирать между альтернативами, детерминированными, со своей стороны, общей ситуацией, в которой он находится. Однако если его сердце ожесточилось до такой степени, что его склонности больше не уравновешены, он больше не свободен в выборе. В цепи событий, которые ведут к утрате свободы, последнее решение обычно не дает человеку возможности свободного выбора; при первом решении еще существует возможность, что он свободно выберет путь к добру, если предположить, что он сознает значение этого первого решения (см. схему). | |Синдром роста | | 5. Вплоть до точки, в которой у него больше нет свободы выбора, человек ответствен за свои действия. Но ответственность является только этическим постулатом, и часто речь идет лишь о рационализации желания авторитарных инстанций иметь возможность наказать человека. Именно потому, что зло есть нечто вообще человеческое, ибо оно представляет потенциал регрессии и потерю нашей гуманности, оно живет в каждом из нас. Чем больше мы осознаем это, тем меньше мы в состоянии сделаться судьями над другими людьми. 6. Все мы детерминированы тем, что родились людьми и потому всегда стоим перед задачей принимать решения. Вместе с нашими целями мы должны выбирать и наши средства. Мы не можем полагаться на то, что кто-то нас освободит, но мы должны постоянно сознавать тот факт, что неправильные решения отнимают у нас возможность освободить самих себя. Мы должны на деле достичь осознания самих себя, чтобы иметь
возможность выбрать добро, но это самосознание не поможет нам, если мы
потеряли способность быть до глубины души взволнованными бедой другого
человеческого существа, дружеским взглядом, пением птиц и свежей зеленью
травы. Если человек равнодушен к жизни, то больше нет надежды, что он
выберет добро. Его сердце действительно ожесточилось настолько, что его Именно Фромму принадлежит оригинальная мысль: история вовсе не
стремится очеловечить человека. Напротив, она нередко пытается вытравить в
нем истинно человеческое, извратить его природу. Конечно, многие
исследователи и до американского ученого обращали внимание на негативные
стороны человеческого существа. Но Фромм выступает как последовательный
аналитик того зла, которое заключено в человеке. Фромм хорошо знает о
падениях человеческой души. Ведь его первая книга "Бегство от свободы" 5). Человек как реализация продуктивного начала и мерило истории Не случайно Фромм принципиально отказывался искать истоки
общественного миропорядка, нравственных исканий, человеческих потенций в
чем-то ином, нежели в самом человеке. Он едва ли не единственный
исследователь в западной философии, кто неуклонно развивает тему
человеческой сущности как реализации продуктивного, жизнетворческого
начала. Человек сам по себе не плох и не хорош. Он открыт для
самосозидания. Это означает, что его можно соразмерять с самим собой, то
есть с нераскрытым человеческим потенциалом. В этом смысле человек может
оказаться некой идеальной меркой не только для самого себя, но и для всей
истории. Важно только не отступать от этой антропологической позиции, не
приискивать иных трансцендентных критериев для оценки человеческого, кроме
как внутри него самого. В изложении этой идеи Фромм всегда последователен. Итак, всякая философская антропология, естественно, начинается с
вопроса "Что такое человек?". Многие мыслители пытались осветить эту тему,
перечисляя те или иные уникальные человеческие свойства. Одни считали, что
человеческая природа, скажем, обусловлена фактом грехопадения, другие
усматривали ее в разумности человека, третьи в его социальности. Подход Фромм полагает, что понятие и сущность человека выражают не качество
и не субстанцию, а противоречие, имманентное человеческому бытию. По мнению Проблема сущности человека понимается Фроммом как глубинное
экзистенциальное рассогласование. Поступки людей уже не определяются
инстинктами. В сравнении с другими животными эти инстинкты у людей слабы,
непрочны и недостаточны для того, чтобы гарантировать им существование. Здесь возникает следующая проблема фроммовской философской антропологии. Это вопрос о модусах человеческого существования. Философ формулирует известную дихотомию ”Иметь или Быть”. Экзистенциальное противоречие позволяет человеку думать о собственном самоосуществлении. Но оно подсказывает и иной выход – Иметь, то есть заглушить коллизию человеческого бытия, обратится к иллюзорному самоудостоверению. Обладание представляется нормальной функцией нашей жизни: чтобы жить,
мы должны обладать вещами. Более того, мы должны обладать вещами, чтобы
получать от них удовольствие. Да и как может возникнуть другая альтернатива
в обществе, высшей целью которого является иметь и иметь как можно больше и
в котором один человек может сказать о другом: "Он стоит миллион долларов"? Фромм постулирует вечность экзистенциального поиска. Так, в философском наследии ученого возникает множество бытийственных человеческих проблем любовь, свобода, власть, смерть. Содержанием человеческой истории, по Фромму, является стремление людей обрести самих себя, реализовать те потребности, которые порождены распадением прежних, изначально целостных связей. Однако конкретно сложившееся общество, та или иная форма социального обще жития мешает полному воплощению человеческих потенций. На протяжении длительной истории человечества разум, воля, эмоции людей не получали и не могли получить адекватного самовыявления. Общество не содействовало реализации глубинных потребностей, а, напротив, стесняло их или направляло в ложное русло. Но каковы эти глубинные человеческие потребности, описанные в работах Фромм был бы, по-видимому, вполне традиционным философским
антропологом, если бы ограничился рассмотрением тех проблем, которые
воспроизведены в этой работе, человеческой природы, человеческой сущности,
модусов человеческого существования, человеческих потребностей. Но
американский философ был крупным представителем неофрейдизма. В его книгах
содержится огромный эмпирический материал, раскрывающий глубинные
проявления человеческого поведения. Как совместить, скажем, рассуждения Фромм стремится анализировать сложные социальные явления, вскрывая изначальные психические потребности человека, вырастающие на этой основе типы общения, типы ориентации и всякого рода патологические смещения. От причудливых светотеней психики он продвигается к описанию человеческих социальных типов. Философская антропология Фромма включает в себя психоаналитические,
экзистенциальные, собственно антропологические, марксистские идеи. Она
открыта также для древней мистической традиции, для восточного оккультизма. V. «Радикальный гуманизм» Фромма и его значение для современников. Свою концепцию Фромм назвал радикальным гуманизмом. В перечень идейных
источников, на которых основывается эта концепция, входят теории З.Фрейда, Идея Фромма состоит в том, что практически любое учение - как
религиозное, так и светское - содержит авторитарную и гуманистическую
составляющие. При этом если учение находится у власти, то начинает
преобладать первая тенденция, а если в оппозиции, то преобладает вторая. Название "радикальный гуманизм" говорит само за себя, - этот подход
отрицает любые надчеловеческие (не надличностные, а именно надчеловеческие)
цели для человека. Приведенных выше идейных вдохновителей концепции
радикального гуманизма объединяет ориентация на решительную борьбу с
господствующими над людьми иррациональными силами. Зигмунд Фрейд посягнул
на сферу иррациональных инстинктов, применяя к ним силу познающего разума. Сторонники радикального гуманизма отстаивают неподвластность человека никаким высшим силам. В этом состоит негативная свобода, свобода ОТ. Но у свободы есть также позитивный аспект - свобода ДЛЯ. Одна только голая свобода ОТ невыносима для человека, - утверждает Фромм в книге "Бегство от свободы". Поэтому личность, не сумев развиться до позитивной свободы и получив свободу негативную, спасается от нее, убегая в объятия новой зависимости. Исследуя тоталитарные режимы (главным образом - на примере нацистской В демократических режимах ХХ века Фромм также наблюдает бегство от свободы, но его механизм несколько иной. Здесь личность не подчиняет себя внешней силе, а полностью интегрируется в нее. Человек как бы облекает себя в красочную упаковку, чтобы повыгоднее "продаться" на "рынке личностей" - при устройстве на работу, завязывании деловых знакомств и т.п. Этот тип характера Фромм называл конформистским (в других работах - рыночным). Не на социальном, а на личностном плане вариантом бегства от свободы является наркомания, и с тем же разрушительным эффектом. На основе изложенного постараюсь сформулировать своё представление о движении за социальную реконструкцию на принципах радикального гуманизма: · Это движение должно содействовать развитию условий для максимальной реализации творческого потенциала людей. Только в гнилом гуманизме "увяла плоть и дух погас" (А.Блок), у гуманизма радикального цель противоположная. · Движение должно стараться содействовать тому, чтобы человеческая
цивилизация с минимальными жертвами и разрушениями прошла через горнило
грядущих испытаний. Одна из главных задач движения в России - сохранить ее
пока еще высокий культурный, образовательный и экологический потенциал и
тем самым предотвратить окончательное сползание страны в "третий мир". · Активность движения должна проявляться в сферах педагогики и культуры. При этом культура понимается в наиболее широком смысле, включающем и экологическую культуру, и культуру самоуправления. · Движение не должно быть зациклено на догмах - на обладании · Движение должно стремиться не к эффектности, но к эффективности своей практики. · Необходимо гармоничное сочетание общественной деятельности с
физическим и духовным саморазвитием. Ганди очень верно говорил, что мы
должны сами быть тем изменением, которое хотим видеть в мире. Лично мне
хотелось бы видеть будущее как "свободное общество гармоничных личностей" Литература 1. Фромм Э. Душа человека. Москва, 1992. ( включает работы "Искусство
любить", "Душа человека", "Забытый язык", "Концепция человека у Маркса" и
др. ) |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |