|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - И. Кант: метафизика свободыИ. Кант: метафизика свободыМосковская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева Кафедра Философии Реферат по теме: И. Кант: метафизика свободы. Выполнил: аспирант кафедры селекции и семеноводства овощных культур Бричук Д.Н. Москва 1996 И. Кант. Метафизика свободы. Антитеза свободы и природы - центральная идея философии Канта, прямое
выражение постулируеммой ею раздвоенности всего существующего на мир
явлени, совокупность которых образует природу, и на его первооснову - мир “
вещей в себе”,пребывающий по ту сторону категориальных определений природы. Кант полагает, что его непоколебимое убеждение в существовании особой Тезис третьей космологической антономии гласит: “ Вмире существуют свободные причины”, а ее антитезис утверждает : “Нет никакой свободы, все есть природа”. Кант не считает антиномии принципиально неразрешимыми апориями. Одну из главных задач трансцедентального идеализма он видит не только в установлении, но и в положительном разрешении антиномий. Так, решение антиномии, абсолютно противопоставляющей необходимость и свободу, заключается в допущении, что ее антитезис относится к природе, а тезис - к сверхприродному миру “вещей в себе”. Принимая этот постулат, Кант утверждает: “ природа и свобода могут без противоречия быть приписаны одной и тойже вещи, но в различном отношении: в одном случае - как явлению, в другом - как вещи самой по себе”1. Что же это за “вещь”, которая есть явление , безусловно определяемое необходимостью, и вместе с тем есть явление, безусловно определяемое необходимостью , и в месте с тем есть запредельная миру явлений , миру необходимости, “вещь в себе “ . Такой “вещью”, по учению Канта может быть только человеческое существо. Нравственное сознание присущее человеку, несмотря на совершаемые им ненравственные поступки( они как раз и указывают на анличие нравственного сознания), неопровержимо свидетельствуют о вменяемости человеческого индивида, его ответственности за свои поступки , а значит , и о его свободе. В этом смысле кант говорит о практическом( нравственном ) доказательстве свободы воли. А это , в свою очередь , служит если не доказательством, то все же аргументом в пользу признаниякосмологической свободной причинности, без которой едва ли была бы возможна свобода воли. Итак, человек не свободен как явление природы, естественное существо, определяемое законами природы. Человек, говорит Кант, “ может быть сколь угодно изобретателен, но он не может навязать природе другие законы”2.Он не свободен как чуственное существо, обусловленное своими восприятиями, переживаниями, страстями. Каждый поступок человека происходит в определенный момен времени , который необходимо обусловлен тем , что предшествует ему во времени. Следовательно, “в каждый момент времени, в который я действую , я никогда не бываю свободным”3. Но есть лишь форма бытия явлений, Его нет в мире “вещей в себе”. время идеально, оно - априорное чувственное созерцание, имеющее отношение лишь к чувственно воспринимающему миру. Именно идеальность времени делает возможной свободу. Человек, поскольку он не только эмпирический индивидум, то и
трансцендентальный субъект, не подвержен необходимости и , следовательно,
свободен. И лишь в этом качестве, т.е. в своей трансцендентальности,
человек выступает как разумное , разумно действующее, нравственное,
свободное существо. Соответственно этому, и человеческая воля может быть
правильно понята лишь с учетом раздвоенности всего существующего. Признание
свободы воли отнюдь не равнозначно утверждению , что воля всегда свободна. Таким образом , Кант занимает совершенно своеобразную традицию во многовековом споре о свободе воли. Философы, отстаивающие свободу воли, обосновывали свое убеждение аргументами индетерминизма . Их противники, приверженцы детерминизма , доказывали что свобода воли в принципе невозможна, ибо все явления, в том числе и волевые акты, представляют собой следствие определенных причин. Нравственное сознание присущее человеку, несмотря на совершаемые им ненравственные поступки( они как раз и указывают на анличие нравственного сознания), неопровержимо свидетельствуют о вменяемости человеческого индивида, его ответственности за свои поступки , а значит , и о его свободе. В этом смысле кант говорит о практическом( нравственном ) доказательстве свободы воли. А это , в свою очередь , служит если не доказательством, то все же аргументом в пользу признаниякосмологической свободной причинности, без которой едва ли была бы возможна свобода воли. Итак, человек не свободен как явление природы, естественное существо, определяемое законами природы. Человек, говорит Кант, “ может быть сколь угодно изобретателен, но он не может навязать природе другие законы”2.Он не свободен как чуственное существо, обусловленное своими восприятиями, переживаниями, страстями. Каждый поступок человека происходит в определенный момен времени , который необходимо обусловлен тем , что предшествует ему во времени. Следовательно, “в каждый момент времени, в который я действую , я никогда не бываю свободным”3. Но есть лишь форма бытия явлений, Его нет в мире “вещей в себе”. время идеально, оно - априорное чувственное созерцание, имеющее отношение лишь к чувственно воспринимающему миру. Именно идеальность времени делает возможной свободу. Человек, поскольку он не только эмпирический индивидум, то и
трансцендентальный субъект, не подвержен необходимости и , следовательно,
свободен. Было ошибочно полагать , что Кант пытается примирить ,
синтезировать эти противоположные , фактически несовместимые направления. Кант не соглашается и с Х. Вольфом выдающимся последователем Лейбница,
который, как справедливо отмечает В.А. Асмус.полагал что “человек
детерминирован в своем физическом поведении- поскольку он есть тело, но
свободен в поведении психическом, поскольку он есть субъект”5. Такая
аргументация, от которой, кстати сказать, не был свободен и Кант в своей Мы видим . что Кант предельно заостряет постановку проблемы свободы. Возможность такого сочетания эмпирического и трансцендентного,
необходимости и свободы не стала еще предметом специального рассмотрения
исследователей философии Канта. Амежду тем эта возможность со всей
очевидностью выявляется в кантовском понимании разума. Кант , как
известно, различает эмпирический и чистый разум. Свою вторую “ Критику...” Не следует думать, что согласно Канту, человек обладает двумя разумами Чистый разум , утверждает Кант , “ присутствуе и остается одинаковым
во всех поступках человека при всех обстоятельствах времени, но сам он не
находится во времени и не приобретает , например нового состояния, в
котором он не находилсяраньше, он определяет состояние, но не определяется
им”8. Следовательно чистый разум не есть явление, он не подчинен каким Как же конкретно совершается свободное действие, инициируемое чистым
разумом, который хотя и присущь живому, смертному индивиду, существует вне
времени и пространства, из чего следует , что здесь нет места причинно-
следственному отношению, предполагающему отношение во времени между Еще более конкретное представление о трансцендентально-идиалистическом
понимании свободы воли, проявляющейся в поступках эмпирического, т.е.
подчиненного законам природы человеческого существа, дают положения Канта о
фундаментальном значении идеи свободы. Напомню, что тремя основными ,
неискоренимыми идеями чистого разума являются идея бессмертия человеческой
души, идея свободы и идея Бога. Кант называет эти идеи регулятивными
принципами, указывая тем самым на их роль в поведении людей, в формировании
их менталитета. В этой троице основных идей чистоо разума идее свободы
принадлежит , по существу, определяющая , ведущая роль, ибо познание бытия Таким образом идея свободы как сущностное содержание чистого разума, ане просто как убеждение, мнение отдельных индивидов , это идея, осознаваемая человеком во всем ее значении, нравственно освобождает, нарвственно преображаетэмпирическое человеческое существование. Не может быть более высокой оценки свободы , чем та, которая дана Кантом:” идея свободы делае меня членом постигаемого мира”12. Это значит , что по-меньшей мере в сфере нравственности существует переход из мира явлений в мир “вещей в себе”. Это возвышение эмпирического индивида до общечеловоческого трасцендентального субъекта, который Фихте, продолжая учение Канта назвал абсолютным субъектом. А. Фулье , французский филосов позитивистского склада, пытавшийся с Воля , учит Кант, есть практический разум, свободная или чистая воля есть чистый практический разум. Все учения Канта о чистом практическом разуме с необходимостью приводить к заключению , что “воля есть способность выбирать только то, что разум независимо от склонностей признаетпрактически необходимым, т.е. добрым”14. Иными словами, “свободная воля и воля подчиненная законам, - это одно и то же”15. Разумеется, здесь имееются в виду законы нравственности: лишь подчиненные подчинение этим законам совместимо с действительной свободой воли. Докантовские мыслители, начиная с первых христьянских теологов и
философов, обосновывали тезис о свободе воли, имея ввиду источник
первородного греха, морального падения человека ообще.Такое по существу
негативистское понимание свободы воли превращало ее в нечто аналогичное тем
порокам , которые считались вытекающими из нее. Кант, как мы видим,
принципиально по новому оценивает свободу воли, видя в ней прежде всего
глубинный, трансцендентальный источник нравственности. Животные не обладают
волей, утверждает Кант. Человек же отличается от животного не только
наличием воли , но и наличием свободной воли. Последняя также отличае
человеческого индивида как личность от других человеческих индивидов. В
своих посмертно опубликованных заметках Кант подытоживает этотход мысли:” Тождество свободной воли с нравственным деянием - одно из важнейших положений трансцендентального идеализма Канта. Понятие чистого разума- основное в этой системе- имманентно содержит в себе идею свободной воли как доброй воли. Однако такая постановка проблемы совбодно пораждает немалые трудности, с которыми постоянно сталкивается Кант. Существует не только добрая но и недобрая воля , действия которой не являются следствием внешних, независимых от нее обстоятельств. Поскольку злая воля ответственна за свои акты, она свободна.И Кант настаивая на том что свободная воля - добрая воля не может избежать противоречия, которое он осознает и в определнной мере преодолевает в метафизике нравов. Я подчеркиваю- в определенной мере, так каккантовское решение этой проблемыне преодолеавет всех трудностей и постоянно вызываетвсе новые и новые вопросы возражения. Еще в 1888 г. в английском журнале “Mind” Г. Сиджвик опубликовал
статью “Кантовская концепция свободной воли “, которая затембыла включена
им в книгу “Методы этики”, неоднократно переиздававшуюся. Кант, указывает Н. Поттер, современный американский философ,анализируя статью Ссылаясь на исследования американских кантоведов Л. Бека и Дж. Таким образом , воля свободна, поскольку она согласна с нравственным законом, ибо это согласие и есть ее выбор, но она также свободна, когда вступает в противоречие с этим законом, так как и в этом случае она делает в полне определенный выбор. Выбор, который делает воля, нельзя рассматривать как эмпирический, обусловленный каким либо предшествующим во времени состоянием, - в таком случае он не был произвольным, свободным , не был бы по существу выбором. Это значит, что и недобрая воля, поскольку она ответственна за свои акты, имеет свое основание не в ближайшем побудительном мотиве, а вразуме, конкретнее в определенном образе мыслей, противном нравственному сознанию. “Если человек, - говорит Кант, - в моральном смысле бывает или должен быть добрым или злым, то он сам себя должен сделать или делает таким. И то , и другое должно быть результатом его свободного произвола, иначе и то, и другое не могло бы быть вменено ему”21. Правильное понимание учения Канта о свободе должно в полной мере
учесть его высказывания о первоначальных, объективных задатках, присущих
человеческой природе. Это пржде всего”задатки животности человека как
живого существа”. К ним Кант относит всю жизнедеятельность живого
организма, поскольку она совершается без участияразума и следовательно,
несвободно. Таковы стремления к самосохранению, к продолжению рода, к жизни
совместно с другими людьми.Задатки животности могут при известных условиях
стать источником пороков, которые Кант называет скотскими: обжорство,
похоть, дикое беззаконие. Задатки человечности предполагают наличие разума. Задатками личности Кант называет способность воспринимать уважение к моральному закону как сам по себе достаточный мотив произвола. Понятие личности совпадает таким образом , с понятием нравственного субъекта Приведенный краткий перечень задатков , присущих природе человека,
указывает на то что Кант в полной мере учитывает объективные определенности
человеческого существа, определенности, которые в большей своей части
характеризуют человека как явление природы, подчиненное ее законам. Суть дела заключается в том что эмперически субъект полностью подвластныи законам природы, не является по Канту , дествительным человеческим существом, личностью , подлинную сущность которо образует транс.едентальны субъект. Весьма показательно, что не только следование категорическому императиву, но и противные ему поступки предполагают выбор, т.е. трнс.едентальны акт воли. Эмпирически субъект не делает выбора, ибо он не обладает свободои воли.В этом смысле понятие имперического субъекта является абстрак.иеи, фиксирующеи одну из сторон человеческои природы в отрыве от друго , определяюще ее стороны,како , по учению Канта, является транс.едентальныи субъект. Конечно. человеческое тело, возраст, болезни, наконе., смерть все это относится к эмперическому субъекту. И Кант вовсе не игнорирует бренность индивидуального человеческого существования, анализу которого в значительно свое части посвящена его Антропология. Правильное понимание учения Канта о свободе должно в полной мере учесть его высказывания о первоначальных, объективных задатках, присущих человеческой природе. Это пржде всего”задатки животности человека как живого существа”. К ним Кант относит всю жизнедеятельность живого организма, поскольку она совершается без участияразума и следовательно, несвободно. Таковы стремления к самосохранению, к продолжению рода, к жизни совместно с другими людьми.Задатки животности могут при известных условиях стать источником пороков, которые Кант называет скотскими: обжорство, похоть, дикое беззаконие. Задатки человечности предполагают наличие разума. К этим задаткам относится стремление человеческих индивидов добиваться признания своей ценности во мнении других. С этим связано желание добиваться превосходства над другими, честолюбие, соперничество, ревность.Из этих специфически человеческих задатков могут возникнуть такие пороки, как зависть, неблагодарность, злорадство, которые Кант называет пороками культуры. Задатками личности Кант называет способность воспринимать уважение к моральному закону как сам по себе достаточный мотив произвола. Понятие личности совпадает таким образом , с понятием нравственного субъекта Приведенный краткий перечень задатков , присущих природе человека,
указывает на то что Кант в полной мере учитывает объективные определенности
человеческого существа, определенности, которые в большей своей части
характеризуют человека как явление природы, подчиненное ее законам. Список литературы.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |