|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Иррационализм А.ШопенгауэраИррационализм А.ШопенгауэраСодержание 1.Введение
3. Философия жизни А. Шопенгауэра 4. Заключение 5.Список литературы Введение
ИРРАЦИОНАЛИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ. В первой половине 19 века возникают два основных течения философской мысли: философия науки, второе течение - иррационализм. ИРРАЦИОНАЛИЗМ - (неразумный, бессознательный), обозначение
течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают
или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой
миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм),
непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое
"озарение", воображение, инстинкт, "бессознательное" и т. п. предполагает признание
ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, которые играют решающую роль в
познании, в мировоззрении в противовес разуму и рассудку. Это мировоззренческая
установка, в основе которой лежит абсолютизация роли нерациональных,
бессознательных мотивов в человеческой деятельности. Иррационализм не является единым и
самостоятельным философским течением. Это, скорее, характеристика и элемент
различных философских систем и школ. Более или менее явные элементы
иррационализма свойственны всем тем философиям, которые объявляют недоступными
для научного познания (рассудка, логики, разума) некоторые сферы
действительности (Бог, бессмертие, религиозные проблемы, вещь-в-себе и т. д.).
С одной стороны, рассудок осознаёт и ставит подобные вопросы, но, с другой стороны,
к этим сферам неприложимы критерии научности. Иногда и вовсе (большей частью
неосознанно) рационалисты в своих философских рефлексиях истории и общества
постулируют крайне иррациональные понятия. Некоторые философы склонны считать, что иррационализм является побочным продуктом рационализма. Это можно объяснить тем, что слишком твердая рационализация и организованность западного общества вызвало обратную реакцию, повлекшую за собой глубокий нравственный кризис. Наиболее убедительное объяснение этой реакции можно объяснить, используя труды Николая Александровича Бердяева (1874-1948) который пишет, что социальный утопизм есть вера в возможность окончательной и безостановочной рационализации общественности, независимо от того рационализирована ли вся природа и установлен ли космический лад. Это краткое объяснение раскрывает главную проблему запада, его безудержной тяги к социальной утопии. Следовательно, позитивное отношение к культу разума постепенно вымирает, а с приходом Шопенгауэра и Ницше разум окончательно повержен в критике. В философии Шопенгауэра ведущей основой жизни уже является не разум, а воля. Воля понимается как универсально- космический феномен, а каждая сила в природе - как воля. Всякая телесность есть «объективность воли». Человек есть проявление воли, его природа и поэтому не рациональна, а иррациональна. Разум вторичен по отношению к воле. Мир есть воля, и воля борется сама с собой. Так абсолютный рационализм был сменен крайним волюнтаризмом для Шопенгауэра. Волюнтаризм – направление философской мысли, преувеличивающее значимость волевых начал в деятельности людей, предполагающее возможность строить и перестраивать общественные процессы в соответствии с наиболее привлекательными проектами, моделями, идеологиями. Шопенгауэр культивирует «воля к жизни» т.е. слепое бесцельное влечение к жизни. Его последователь Ницше культивирует «воля к власти», которая пронизывает всё: вселенную, природу, общество, человека, саму жизнь. Она внедряется в само бытие, но она не едина, а множественна (т.к. много борющихся «центров» сил). Воля контролирует мир. Ницше создал прообраз освобожденного человека - сверхчеловек с гипертрофированной волей к власти - «белокурая бестия» - продолжили развитие «философии жизни». Тезису рационалистов о разумности мира иррационалисты противопоставили противоположный: мир неразумен, человеком управляет не разум, а слепая воля, инстинкт, страх и отчаяние. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ А. ШОПЕНГАУЭРА. Философией жизни подразумеваются
те философские течения XIX - начала XX века, в которых выразился протест
некоторых философов против засилья гносеологических и методологических проблем
в философии Нового времени, прежде всего, в немецкой классической философии.
Представители философии жизни были против акцентирования внимания на проблемах
познания, логики, методологии. Они считали, что подробная философия отрывается
от реальных проблем, запутывается в своих собственных идеальных конструкциях,
становится слишком абстрактной, то есть отрывается от жизни. Философия должна
исследовать жизнь. Первым представителям
философии жизни был немецкий философ Артур Шопенгауэр. Весь мир, с его точки
зрения, представляет собой волю к жизни. Воля к жизни присуща всем живым
существам, в том числе и человеку, воля к жизни которого наиболее значима,
потому что человек наделён разумом, познанием. Каждый отдельный человек
обладает своей волей к жизни - не одинаковой у всех людей. Все прочие люди
существуют в его представлении как зависящие от беспредельного эгоизма
человека, как явления, значимые только с точки зрения его воли к жизни, его
интересов. Человеческое сообщество представляет, таким образом, как
совокупность воль отдельных лиц. Специальная организация - государство -
каким-то образом соизмеряет проявления этих воль, чтобы люди не уничтожили друг
друга. Преодоление эгоистических импульсов осуществляется, по Шопенгауэру, в сфере
искусства и морали. В “Трактате” Шопенгауэра много
интересных, ярких образов, вытекающих из его системы, например, любовь - это
сильное влечения, возникающее между двумя людьми противоположного пола.
Влечение, таинственная сила, притягивающая влюблённых, - это проявления воли
ещё не родившегося существа, их будущего ребёнка - то есть природа “вычисляет”
на уровне организмов двух людей, что с биологической точки зрения комбинация
этих организмов даст оптимальное потомство, и в результате возникает энергия
взаимного притяжения этих организмов. Пассивный нигилизм. Первый европейский опыт переоценки ценностей разума. Онтология Шопенгауэра представляет собой учение о воле как первооснове бытия, «воля к жизни» - непознаваемый научными способами иррациональный мировой принцип, активно действующий, свободный и нецелеустремленный. Эта сила бессмысленна, как и сама жизнь. У человека есть только один выход – погасить в себе волю к жизни. Воля – стремление без цели и конца. Жизнь человека не более, чем трагикомедия, страдание, венчанное смертью. Кроме смерти, нет у человека иной цели. Вторая составляющая мира - воля, некая иррациональная сила. Воля - порыв к жизни. Шопенгауэр различает стадии активизации воли. Волевые начала: 1. притяжение, 2. магнетизм, 3. химизм (неорганические). На живом уровне высшая стадия – 4. мотивированная воля (у человека). Мотивы могут вступать в борьбу. Существует исходный резервуар волевого начала – абсолютная воля. Исходная мировая воля носит агрессивный, злой характер. Абсолютная слепая воля проявляется на уровне неорганической природы. Прорывается в органический мир в поисках пищи. Так как этот процесс объективный, то в таком же направлении развивается и мир. Все к худшему. Ресурсы ограничены. Со всем этим нельзя ничего поделать, так устроен мир. Философия глобального пессимизма. Шопенгауэр говорил о буддизме (минимум деяний, чтобы не углублять страдания) как об основах своей философии. Крайне негативно относился к христианству. Осознав такое устройство мира человек, может сознательно укротить свою волю. Самоубийство - уход из жизни, из-за того что жизнь не удовлетворяет его потребности. Общий потенциал злой воли в результате самоубийства не меняется. Человек должен спокойно смотреть в лицо смерти, ибо воля неуничтожима. Нужно пытаться укрощать свои потребности. Этика Шопенгауэра: нужно укрощать волю, не увеличивать количество зла. Только искусство и мораль способны формировать чувство сострадания, а точнее - создавать иллюзию преодоления эгоизма. Сострадание – тождество с другим, открывающее человеку страдание другого человека. Антропология Шопенгауэра – антипод просветительского учения о человеке. Разум не может быть мерилом человеческого бытия, иррациональное начало – это реальность. Государство и право – факторы, сдерживающие индивидуальную агрессивность. Шопенгауэр критикует, общество массового потребления. Он одним из первых считает такой путь развития общества тупиковым. Провозглашает приоритет художника как гения по природе. Классификация родов и видов искусств (для Гегеля литература является высшим видом искусства, более всего духовного). Для Шопенгауэра наоборот, ближе к проявлению сил природы изначальный порыв воли - музыка. Слова затуманивают. Динамика человеческой воли, кристаллизирующаяся в музыке, отражает динамику культуры. Музыка есть посредник между миром воли и миром представления. Представление - исходная точка распадения на объект и субъект. Представление берется в развитом виде. Развитие форм представлений происходит на уровне живой природы. Представление возникает на ответ движения организмов в поисках пищи. Шопенгауэр, исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны, уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе других вещей. Заключение
Современная философия во многом обязана иррационализму. Явно выраженные очертания современный иррационализм имеет, прежде всего, в философии неотомизма, экзистенциализме, прагматизме и персонализме. Элементы иррационализма можно найти в позитивизме и неопозитивизме. В позитивизме иррационалистические предпосылки возникают вследствие того, что построение теорий ограничивается аналитическими и эмпирическими суждениями, а философские обоснования, оценки и обобщения автоматически смещаются в сферу иррационального. Иррационализм обнаруживается везде, где утверждается, что существуют области, которые принципиально недоступны рациональному научному мышлению. Такие сферы можно условно разделить на субрациональные и трансрациональные.
6. Философский энциклопедический словарь, М., 2000г. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |