рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Искусство как особый вид духовного производства рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Искусство как особый вид духовного производства

Искусство как особый вид духовного производства

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ПРАВА




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2

По философии на тему «Искусство как особый вид духовного производства»





Преподаватель:

 

Выполнила:


Факультет:

 Личное дело

 

Барнаул - 2008


Оглавление

1.                  Происхождение искусства и его основные функции

2.                 Основные категории и социальное содержание искусства

3.                 Существует ли прогресс в искусстве?

4.                 Литература


1.                Происхождение искусства и его основные функции

Искусство – это неотъемлемая часть жизни людей, которая сопровождает человечество с древнейших времён. Наряду с религией и наукой, оно является одним из способов познания человеком мира и самого себя.

Искусство относится к чувственному способу изучения и отражения действительности. Это часть духовной культуры общества, которая тесно связана с моралью, эстетикой, духовными ценностями; форма общественного сознания[1].

В искусстве проявляются творческие способности человека, его эстетическое сознание. Эстетическое сознание – эстетические чувства, вкус, созерцание, восприятие, суждения, ценности, взгляды, идеалы, - формируется в процессе эстетической деятельности[2].

Во все времена искусство доставляло человеку удовольствие и обогащало его внутренний мир. Особенностью искусства является возможность создания новой реальности, - такой, которая приятна автору. Которая отражала бы не реальный мир, а желаемый. Таким образом, искусство – это целый мир, существующий параллельно с реальным, в котором находит отражение эстетическое сознание человека.

Возникновение искусства относится к истории первобытного общества.

Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины, хотя в этом не было практической необходимости. Найдены были фигурки, изображающие женскую фигуру, так называемые «палеолитические Венеры». Также к эпохе палеолита относятся произведения пещерной живописи. Самые прекрасные из них были созданы примерно двадцать - десять тысяч лет назад. Пещерные росписи сохранили облик мамонтов и пещерных медведей, быков, лошадей, северных оленей. 

Самые интересные пещерные росписи в Европе находятся в пещерах Альтамира в Испании и Ласко во Франции.

Наряду с пещерными росписями и рисунками в ту пору изготовляли разнообразные изваяния из кости и камня. Их делали с помощью примитивных инструментов, и эта работа требовала исключительного терпения.

К эпохе бронзы относятся своеобразные огромного размера сооружения, получившие название менгиров. Сохранились и иного рода сооружения - дольмены, первоначально служившие для погребений: стены из огромных каменных плит перекрывались крышей из такого же монолитного каменного блока. Многочисленные менгиры и дольмены располагались в местах, которые почитались священными. Таким образом, изобразительное искусство и скульптура считаются первыми появившимися жанрами искусства.

Другие жанры искусства возникли, вероятно, чуть позже. Уже во времена существования древнейших государств было развито музыкальное искусство, танцы. Огромной популярностью пользовалось театральное искусство (например, в Древней Греции).

В настоящее время жанров искусства насчитывается намного больше:

·                   художественная литература

·                   архитектура

·                   декоративное искусство

·                   живопись

·                   графика

·                   музыка

·                   хореография

·                   театр

·                   искусство фотографии

·                   кино

·                   телевидение

·                   эстрада

·                   цирк

Искусство пронизывает все сферы жизни общества. Оно имеет ряд функций:

1. Общественно-преобразующая (искусство как деятельность). Все планы искусства как деятельности в совокупности обеспечивают общественно - преобразующее воздействие искусства на деятельность. Искусство действие, преображения творения в соответствие с идеалами художника.

2. Познавательно-эвристическая функция, (искусство как знание и просвещение). Оно является средством просвещения (передача опыта, фактов), образования (передача опыта, навыков мышления, обобщения, системы взглядов на факты) и людей. Познавательная информация, содержащаяся в искусстве огромна. Она наполняет наши знания о мире. Искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания личности.

3. Функция предвосхищения ("кассандровское начало", или искусство как предсказание).

4. Информационная и коммуникативная (искусство как сообщение и обобщение). Искусство - художественная коммуникация, и его родство с языком неоднократно подчеркивалось в истории эстетики. На коммуникативном плане основывается его современное вселиютическое рассмотрение как знаковой системы, несущей информацию, как специфического канала служащего делу обобщения индивидуального опыта отношений и индивидуализации общественного опыта.

5. Воспитательная функция. (Искусство как катарсис; формирование целостной личности). Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика политические взгляды, философия - мировоззрение, наука готовит из человека специалиста, то искусство воздействует комплексно на ум и сердце.

6. Внушающая функция (воздействие искусства на подсознание). Внушение определенного строя мысли и чувств, своеобразное, почти гипнотическое воздействие художественного произведения на человеческую психику.

7. Эстетическая функция (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций). Эстетическая функция ничем не заменимая специфическая способность искусства. Только оно может:

- формировать эстетический вкусы, способности и потребности человека и тем самым ориентировать ценностно его в мире.

- пробуждать творческий дух, творческое начало личности.

8. Геданестическая функция (искусство как наслаждение). Во-первых, это свободное владение художником сложным и многообразным жизненным материалом. Во-вторых, это обязательная соотнесенность всех явлений, рассматриваемых художником, с человечеством - выявление их эстетической ценности. В-третьих, это гармония формы и содержания. В-четвертых, это упорядоченный художественный мир, построенная реальность по законам красоты. В-пятых, это радость приобщения к творчеству, к великим порывам вдохновения. В-шестых, это игровой аспект художественного творчества.


2. Основные категории и социальное содержание искусства


Эстетическое сознание формируется на протяжении длительного времени. Да и сама история эстетики насчитывает много веков. В ходе развития этой науки менялись не только эстетические взгляды, но и круг изучаемых ее вопросов, сам предмет и задачи. Предметом эстетики на современном этапе истории является весь мир, рассматриваемый с точки зрения значимости, ценности его явлений для человечества.

Эстетика - наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценки и освоения. Это философская наука о наиболее общих признаках эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты[3]. Природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерности искусства - таковы основные вопросы эстетики. Она выражает систему эстетических взглядов общества, которые накладывают свою печать на весь облик материальной и духовной деятельности людей.

В центре внимания эстетики - искусство в его эстетическом отношении к действительности. Она осмысляет наиболее общие законы художественного освоения мира в искусстве, исследует происходящее, природу, законы социального бытия, функционирование, развитие, восприятие и понимание искусства.

Искусство - это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но и художественная концепция мира и личности, а также образ, наполненный определенным идейно-эмоциональным смыслом[4].

Роль искусства в жизни трудно переоценить. Оно сопровождает человечество во все времена и во всех ситуациях. Оно, как параллельная реальность, существующая одновременно с обыкновенным миром. Искусство неразрывно связано со всеми процессами, происходящими в обществе. Ни одно переустройство общественных порядков не обходилось без его активной помощи. Искусство является и их отражением, и их восприятием, и их причиной. Таким образом, оно является существенной частью общественного сознания.

Факты, явления, события, происходящие в природе, обществе, жизни человека осознаются не только посредством логической системы знания, но и через призму отношения человека к миру, его нравственных и эстетических норм. Человек соизмеряет свое поведение с нормой, идеалом, целью, которая выступает в качестве образца, эталона. Понятия “добро” или “зло”, “прекрасное” или “безобразное”, “праведное” или “неправедное” могут быть названы ценностями, а связанные с ними взгляды, убеждения людей – ценностными идеями, которые могут оцениваться как приемлемые или неприемлемые, оптимистические или пессимистические, активно-творческие или пассивно-созерцательные. Все эти понятия, как ценности, формируются с помощью искусства. Каждый человек придает ценностям различную значимость, то есть выстраивает в определенной иерархической системе.

Известен также вопрос о вечных ценностях. Существуют ли они, и как они формируются? Некоторые святыни сопровождают историю человеческого рода от самых истоков. Без них человечество не было бы тем, чем оно является. Эти ценности сохраняют в себе статус общечеловеческого. Святость жизни, достоинство свободы, величие любви, лучезарность истины, немеркнущий свет красоты, неиссякаемый исток добра…. Истина, Добро, Красота. Вера, Надежда, Любовь. В этих триадах испокон веков воплощалась идея высших духовных ценностей человека. В трудах многих выдающихся мыслителей понятие культуры раскрывается в терминах Истины, Добра и Красоты. Следовательно, культура в определённом смысле базируется на искусстве[5].

Искусство обеспечивает также преемственность культуры, в созидании которой участвуют многие поколения людей. Культура передается из поколения в поколение, накапливается. Это важнейший творческий процесс. Запоминается то, что нужно, и запоминается постепенно, иногда мучительно трудно, путем преодоления ошибок и вопреки порой гибели величайших ценностей. С помощью искусства накапливается человеческий опыт, образуются облегчающие жизнь традиции, трудовые и бытовые навыки, семейный уклад, общественные институты, развивается эстетический уровень восприятия и творчества, создается знание.


3. Существует ли прогресс в искусстве?


Само слово «прогресс» подразумевает движение вперёд, совершенствование. Возможно ли продвижение вперёд в искусстве?

С одной стороны, искусство всегда находится в движении, всегда меняется. С другой – сложно назвать эти изменения «движением вперёд». О явном прогрессе в искусстве нельзя говорить, как о прогрессе в науке[6].

Из истории искусства мы узнаём, что оно возникло в глубокой древности, и сопровождает человечество до сих пор. Однако за всю свою историю искусство многократно усложнилось, возникли новые его жанры, появились новые его функции.

В разные эпохи искусство культивировало разные стороны человеческой жизни, создавало разные ценности, культы, охватывало разное количество социальных групп. Когда-то оно не считалось общедоступным, а потом породило массовую культуру. Исходя из этих фактов можно сказать, что искусство менялось и развивалось, но эти перемены нельзя назвать прогрессом в его обычном понимании. Прогресс искусства – это эволюция творчества[7].

Большой загадкой в истории искусств остаётся феномен гения – человека, который в своих произведениях «опережает время», создаёт нечто принципиально новое, не существующее ранее. Почему история гениев чаще всего трагична? Почему при жизни ни один из них не находит признания своего творчества? Дело в том, что в обществе слишком медленно формируется эстетическая зрелость. Для того чтобы воспринять что-то новое, поверить в него и принять его, человечеству требуются многие годы. Искусству приходится убеждать, доказывать, повторяться.

Ещё одна большая загадка искусства – его произведения чаще всего становятся актуальными и понятными спустя много лет после того, как были созданы.

Искусство в современном мире насчитывает более десятка различных жанров, оно продолжает развиваться. В своей основе оно становится более символическим, интеллектуальным.

С одной стороны, искусство стремится к тому, чтобы стать доступным и понятным всем людям, с другой – остаётся чем-то возвышенным, доступным лишь для избранных.

В нашей стране сейчас происходит расцвет некоторых видов искусства. Например, музыкальное искусство, искусство фотографии, кино, телевидения, танца находит множество приверженцев и имеет бешеную популярность. Возникает большой интерес к архитектуре. Активно развиваются также искусство граффити, аэрографии. На подъёме находится искусство дизайна помещений, ландшафта, аранжировки.

В основном деятелями искусства становятся молодые люди. Но, стоит также отметить, что популярность приобретают чаще всего те жанры, которые обеспечивают его создателя материально. Но, пожалуй, это ещё одна реалия нашей современности, основанной на материальных ценностях.

 

Литература

1.                 Спиркин А.Г. Основы философии.- М.: Феникс, 1998.

2.                 Бутенко А. П. Общественный прогресс и его критерии.- М.:ИНФРА 1990.

3.                 Бореев Ю.Б. Эстетика: Учебник. – М.: Юрайт, 1997.

4.                 Лихачев Д. С. Раздумья. — М.:Просвещение 1991.

5.                 Философия: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2005.

6.                 Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Феникс. 1995.

7.                 Смезлер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс. 1994.

8.                 #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Там же.

[3] #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Бутенко А. П. Общественный прогресс и его критерии.- М.:ИНФРА 1990.


[6] Лихачев Д. С. Раздумья. — М.:Просвещение 1991. 

[7]  Там же.


РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты