|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Использование методов научного познанияИспользование методов научного познанияЛекция - Использование методов научного познания 1. Виды исследований 2. Классификация и состав методов исследования 3. Выбор методов исследования Введение Современная наука имеет обширный и богатый арсенал методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того, каким образом, по каким критериям выбираются методы для проведения конкретного исследования и в какой комбинации эти методы используются. Классификация методов позволяет упорядочить представление об их составе, связях и особенностях. Виды исследованийИсследования могут быть весьма разнообразными. Как целенаправленный процесс познания объектов, изучения их элементов и подсистем во взаимосвязи и взаимодействии они обладают соответствующей методологической базой, включая принципы, подходы, методы и др. Исследования любых объектов, в зависимости от целей, организации и сферы использования различаются по видам (табл. 1). По направленности на результат исследования могут быть фундаментальными или прикладными. К фундаментальным исследованиям относят экспериментальные или теоретические работы, выполняемые для получения новых знаний и лежащих в основе явлений и наблюдаемых фактов, причем в ряде случаев без какой-либо конкретной цели их практического применения или использования даже в обозримом будущем. Важнейшая задача фундаментальных исследований — познание новых законов и закономерностей. Прикладные исследования — это оригинальные познавательные работы, проводимые для реализации конкретной практической цели на базе достижений фундаментальных исследований в области техники и технологии, т.е. решение практических проблем и задач. Прикладные исследования включают, как правило, работы по внедрению полученных результатов. Таким образом, в прикладном отношении цель исследования применительно к социально-экономическим системам заключается в выявлении и обосновании на научной основе направлений их совершенствования, разработку мероприятий по реализации направлений и повышение на этой основе эффективности функционирования (например, более полное удовлетворение потребностей потребителей и повышение прибыли организации). Таблица 1 Виды исследований
Следует отметить, что подавляющее большинство исследований экономических систем относятся к задачам прикладного характера, но вместе с тем они могут быть как эмпирической, так и теоретической направленности. В первом случае результаты исследования достигаются с помощью различного рода наблюдений и экспериментов, а во втором — познание систем и определение характеристик ее элементов основывается на использовании неких абстрактных объектов. В зависимости от поставленных целей и задач, исследование может быть локальным (рассматривающим изучаемые свойства отдельных объектов без учета взаимосвязей и взаимодействия с другими) и системным (предусматривающим изучение совокупности свойств элементов и подсистем объекта в их взаимосвязи и взаимодействии между собой, с другими подсистемами и их элементами, а также с внешней средой). Классификация и состав методов исследованияПри проведении исследований используется широкий арсенал разнообразных методов. Для лучшего понимания возможностей всех этих методов их целесообразно классифицировать. В общем плане классификация понимается как разделение исследуемого объекта по определенным правилам на соответствующие классы — группы, позволяющие раскрыть их сущность, содержание, специфику и направления использования. Существует несколько видов классификации, но независимо от этого классификация всегда осуществляется при наличии определенного классификационного признака. Классификации по своей сущности могут быть содержательными (позволяют определить содержание, особенности и другие стороны объектов) и искусственными (могут играть только вспомогательную роль, например классифицирование по алфавиту). Помимо этого, классификации могут быть одно- и многопризнаковые, что недостаточно корректно с точки зрения теории. Во втором случае классификационные группы могут быть частично пересекающимися. При проведении классификационных работ необходимо руководствоваться рядом основных квалификационных принципов: • использование единого классификационного признака (без его изменения) в рамках одной классификационной группы, что позволяет выделять группы объектов одного порядка; • соблюдение соразмерности деления объекта, позволяющее примерно в одинаковой мере подразделить объекты классификации по однородным группам; • отнесение каждой однородной группы классифицируемого объекта только к одной видовой группе; • использование многоступенчатой классификации, способной обеспечить ее разветвленность в виде «дерева» исследуемого объекта; • обеспечение классификационной полноты для каждой ступени классификации. Следует отметить, что применяются как простые, так и сложные классификационные признаки. Не исключено также использование двух или нескольких классификационных признаков, совмещенных посредством матрицы. Подобный широкий подход к классификации позволяет изучить объект с разных сторон, а значит более глубоко его исследовать. Такую классификацию называют комбинаторной. Вместе с тем могут быть классификации, использующие не один классификационный признак, а два или более. В этом случае они называются многокритериальными. В любом случае всякая классификация условна, но она способствует более глубокому и эффективному исследованию объекта. Состав методовВ основе любых методов исследования лежат определенные принципы, теории и законы, но их всегда можно классифицировать по разным классификационным признакам — основаниям, которые представлены ниже. 1. Философский подход — всеобщие (методы материалистической диалектики), общие (теоретические, эмпирические) и частные. 2. Сложность — простые (содержащие четко выделяемый однозначный способ исследования) и сложные, т.е. комплексные (включающие комбинацию простых способов). 3. Охват явлений — общие и частные. 4. Области применения — физические, химические, биологические, экономические, социологические и т.п. 5. Точность результатов использования — достоверные и вероятностные. 6. Структура — алгоритмические и эвристические. 7. Содержание — математические, статистические, экономические, экономико-статистические, технические, технико-экономические, параметрические, экспертные, социологические, рефлексивные, интуитивные, логические, интуитивно-логические, измерительные и др. 8. Стадии исследования — подготовительные, исследовательско - проектные, внедренческие. 9. Направления использования — способы обследования (сбора данных), обработки и анализа информации, формирования, обоснования и внедрения (реализации) решений (табл. 2). 10. Отношение к теории и эмпирике — теоретические (формализация, аксиоматизация, идеализация, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование, др.), эмпирические (наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, др.), теоретико-эмпирические (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, др.). 11. Отношение к источнику получения информации — интуитивные (основанные на использовании знаний и интуиции исследователей), формализованные (основанные на формализованном представлении объектов исследования), комплексные (основанные на использовании интуитивных и формализованных методов). 12. Охват научного инструментария — общенаучные и частно-научные. Другими примерами классификации методов исследования может служить группировка по целям исследования, видам анализа и т.п. К числу характерных признаков научного метода (к какому бы типу он ни относился) чаще всего относят: объективность, воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др. В этом плане все методы научного познания могут быть разделены на следующие основные группы (по степени общности и широте применения). 1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К их числу также относятся такие методы как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др. 2. Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в науке. Они выступают в качестве своеобразной "промежуточной методологии" между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук, позволяя формализовать исследования. К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других. Особенно бурно в последнее время развивается такая общенаучная дисциплина как синергетика — теория самоорганизации и развития открытых целостных систем любой природы — природных, социальных, когнитивных (познавательных). Общепринятой классификации общенаучных методов и приемов нет; она проводится по самым разным основаниям. Наиболее удачным нам представляется подход, в соответствии с которым в структуре общенаучных методов и приемов выделяются три уровня ("сверху вниз"): общелогический, теоретический и эмпирический. 3. Частнонаучные методы — совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке. Это методы механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук. 4. Дисциплинарные методы — система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфической предмет и свои своеобразные методы исследования. 5. Методы междисциплинарного исследования — совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методы нашли в реализации комплексных научных программ. Для общего представления состава методов исследования более предпочтительным является двухкритериальный классификационный признак их группировки по отношению к способу и источнику получения информации об исследуемых объектах. В этом случае можно выделить следующие группы методов: теоретические; логико-интуитивные; эмпирические; комплексно-комбинированные (табл. 3). В каждой из приведенных классификационных групп имеются определенные базовые методы исследования. Особое место в исследованиях занимают различные виды анализа. Среди них следует отметить прогностический, диагностический, детальный и глобальный, при проведении которых используется определенная совокупность конкретных методов. Таблица 2 Классификация методов исследования по направлениям их использования
Таблица 3 Классификация методов исследования по способу и источнику получения информации об исследуемых объектах
Независимо от классификации методов исследования, выполняемых в них видов анализа и всех других исследовательских работ, заслуживают внимания конкретные методы, наиболее часто использующиеся в практике, к которым можно отнести: • наблюдение, • анкетирование; • изучение документации и информационных материалов; • балансовый; • гипотетико-дедуктивный; • графический и номографический; • дифференциальный, комплексный и смешанный; • индексный; • интервьюирование, • беседа; • консультационный; • корреляционный; • «мозговой» штурм, • морфологический; • параметрический; • поиск экстремумов; • самообследование; • сетевой; • ССВУ-метод; • структуризация целей; • творческие совещания; • фукнкционально-стоимостной; • экспертный; • социологический; • органолептический. При решении той или задачи может использоваться ряд методов, приемлемых именно для данного конкретного исследования. Каждая из приведенных в лекции классификаций методов обладает рядом недостатков: одни не охватывают всего комплекса методов исследования, другие недостаточно корректно позволяют отнести тот или иной метод к конкретной классификационной группе. Вместе с тем следует заметить, что отнесение того или иного метода исследования к какой-либо классификационной группе всегда является относительным и условным, так как все они, как правило, во многом взаимосвязаны между собой. Из всего перечня способов исследования в дальнейшем остановимся на ряде базовых методов и некоторых других из приведенных выше классификационных групп, наиболее часто применяемых в практической работе. Выбор методов исследованияРезультативность исследований во многом зависит от методов, которые будут использованы при проведении исследовательских работ. Однако, при выборе того или иного метода исследования необходимо учитывать: • цели исследовательских работ; • требования, предъявляемые к конечным результатам исследований, их точности и достоверности; • ограничения по срокам, ресурсам, возможностям исследователей и используемым техническим средствам исследований; • имеющиеся данные об аналогичных исследованиях и фактические данные об объекте исследования, производственной системе и внешней среде; •достоинства и недостатки каждого из рассматриваемых методов. Выбор того или иного метода, (учитывая цели, требования к глубине и точности исследования, ограничения по срокам и т.п.), осуществляется: 1) интуитивно, руководствуясь опытом исследователя; 2) эвристически, используя приемы логики и формальные методические правила; 3) экспертными способами, исходя из опыта, логики, знаний и интуиции экспертов; 4)консультативным способом, т.е. на основе рекомендаций специалистов-консультантов; 5)формальными методами обоснования и (или) оптимизации (линейной оптимизации и др.). В любом случае, независимо от выбранного и в дальнейшем используемого конкретного метода, наибольший эффект и объективность исследовательских работ может быть достигнута комплексным применением приемлемых для целей исследования методов. При этом одни из них могут быть эффективны на одном этапе исследования, а другие — на другом. Вопросы для контроля знаний: 1.К каким видам исследований можно отнести работу студента по написанию диплома? 2.Какова наиболее общая классификация методов научного познания? 3.Какие методы из рассмотренных в данной лекции Вы использовали в учебном процессе или при самостоятельной работе? |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |