|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Исследование феномена катарсисаИсследование феномена катарсисаСОДЕРЖАНИЕ: Введение……………………………………………………... С. 3 1. Внутренние особенности трагедии по Аристотелю……... С. 8 А). Что есть трагедия?………………………………... С. 8 В). «Страх» и «сострадание»…………………………С. 11 2. Катарсис: понятие, сущность и функции………………….С. 15 А). Античное понимание катарсиса как Эстетической категории……………………………….С. 15 В). Катарсис Аристотеля в интерепретации А.Ф. Лосева……………………………………………..С. 17 С). Пост-аристотелевские исследования феномена катарсиса…………………………………… С. 22 3.Практическое использование катарсиса в психологии……… С. 26 А). Психологи о катарсисе……………………………..С. 26 В). Катарсис в психодраме……………………………..С. 28 С). Катарсис и медитация………………………………С. 35 Заключение……………………………………………………..С. 39 Список литературы…………………………………………….С. 41 Приложение…………………………………………………….С. 44 Введение. Проблема катарсиса – трагического очищения – вызвала в истории
философии, эстетики и литературы многочисленные споры. Одна из причин
подобных споров своим основанием имеет недостаточно удовлетворительную
сохранность «Поэтики» Аристотеля, а другая – принципиальную
противоположность позиций дискутирующих сторон. Характер сложности проблемы
трагического катарсиса, по образному выражению Н.И. Новадского [1], может
быть сопоставлен в этом отношении с знаменитым «гомеровским вопросом». Целью представленной работы является исследование феномена катарсиса Исследование проводится на основе следующих трудов Аристотеля: В первой главе нами поставлена задача выявить особенности аристотелевской трагедии, так как именно в связи с ней он упоминал об очищении или катарсисе. Так как по Аристотелю очищение происходит через переживание «страха» и «сострадания», этим понятиям посвящен второй раздел первой главы. Вторая глава данной работы посвящена феномену катарсиса. Мы поставили перед собой следующие задачи: - рассмотреть античные традиции понимания катарсиса; - отметить особенности понимания аристотелевского катарсиса А.Ф. Лосевым, который на наш взгляд наиболее близко подошел к верному варианту решения проблемы; - рассмотреть феномен катарсиса в интерпретации исследователей пост- аристотелевского времени Третья глава посвящена проблеме практического использования катарсиса в психологии. Здесь мы выделили следующие задачи: - рассмотреть феномен катарсиса в интерпретации психологов и отметить варианты использования его в психологии; - исследовать опыт практического применения феномена в психодраме; - выявить роль катарсиса в медитации на основе работ философа и психолога Р. Ошо. Наиболее актуальной задачей данного исследования является рассмотрение возможности практического применения феномена катарсиса, определение которого сформулировал еще Аристотель, в современной психологии. Эта проблема в целом была мало изучена, поэтому наша работа представляет интерес при изучении феномена катарсиса в психологии. Чтобы подойти к вопросу о катарсисе в философии Аристотеля, необходимо рассмотреть философско-психологическую компоненту его творчества. Это поможет выявить отправную точку его рассуждений о катарсисе. Аристотеля можно считать родоначальником психологии, так как именно
ему принадлежит первый в истории науки психологический трактат «О душе». Важно упомянуть здесь также учение Аристотеля об умном перводвигателе как первооснове всей его философии. Он писал в «Метафизике» (XII книга) о том, что смысловая картина вечно движущегося мира есть энергия сущности мира. Мир являет себя в этой энергии. Но так как нет ничего, кроме этого энергитийного смысла, то он сам же и оказывается соотнесенным с самим собой, т.е. он сам себя мыслит. Поэтому энергия сущности мира, лежащая в основе всякого движения в нем и в основе всякого события, есть самомыслящая энергия, энергия Ума, мышление мышления. Она может быть дана в той или другой степени материального выражения. Будучи сама по себе смысловым отождествлением отвлеченного смысла и конкретной вещи, т.е. тождеством логического и алогического, умная энергия может, однако, в той или другой мере воплощаться в материи. Материальные факты могут более или менее интенсивно организовываться по закону этой мировой чтойности. Тогда энергия становится движением, и, смотря по силе ее воплощения, - в той или иной степени совершенным движением. Максимальная выраженность «чтойности» в факте, т.е. та организованность факта, когда в смысле его не содержится ничего фактически-материального, а только – одна чтойность, иными словами, смысловое тождество чтойности и факта, и есть то, что называется красотой или совершенством. В красоте и содержится это самодовление выраженного смысла, обращенного на себя и не ушедшего в беспредельность материи. Реальное действие, или «движение», как и сама энергия, воплощением которой оно является, есть действие или «движение» Ума, т.е. самоосознания и самочувствия. Разрушение энергии и уход ее в материальную беспредельность есть также разрушение и блаженного самодовления, свойственного умному перводвигателю, и переход его от «счастья» к «несчастью», от знания к незнанию, от блаженной самоудовлетворенности к страдающему и ищущему страданию и самоутере. Несмотря на все судьбы перводвижущего Ума, уходящего в то или иное материальное оформление и, следовательно, в той или иной мере забывающего и теряющего себя самого, ум как таковой остается сам по себе вечным и неизменным самовыражением мира, и он пребывает собранным в одну точку и не нуждающимся во временном потоке смысловым тождеством всех логических и алогических судеб себя самого, данных во всей полноте блаженного самодовления. Космос с его звездами – умными силами – есть вечный покой мировой блаженной чтойности в себе и для себя одной. «Через искусство возникает то, формы чего находятся в душе», - сказал Поэтика – это наука о поэзии и название одной из работ по эстетике По Аристотелю цель катарсиса (или «очищения») – возбудить, напрячь аффективную способность человека, извлечь наслаждение именно из преступления будничной меры аффекта, из нарушения границы «нормального» в аффектах путем «сострадания и страха». Чтобы постигнуть сам процесс очищения, следует выяснить, что Аристотель понимал под трагедией, страхом и состраданием. 1. Внутренние особенности трагедии по Аристотелю. А). Что есть трагедия? По Аристотелю очищение души является одной из целей и одним из
следствий трагедии. Он дает трагедии такое определение: «Трагедия есть
подражание действию важному и законченному, имеющему [определенный] объем, Аристотель говорит, что «начало и как бы душа трагедии – именно
сказание и [только] во вторую очередь – характеры»[9]. Он подчеркивает, что
из всех моментов, входящих в трагедию, «самое важное – состав происшествий,
так как трагедия есть подражание не людям, но действию и жизни, счастью и
несчастью, а счастье и несчастье заключается в действии, и цель [трагедии] Еще ярче обнаруживается несовместимость Аристотеля с плоским
натурализмом в тех местах, где он сознательно противопоставляет миф
реалистическому отображению людей и событий. Он прямо говорит: «Дело поэта
говорить не о действительно случившемся, но о том, что могло бы случиться,
следовательно, о возможном по вероятности или по необходимости». Стало
быть, «жизнь» и «действие» как основание трагедии мыслятся Аристотелем
исключительно в плоскости умно-созерцательных построений. Это – не
фотография, но – сознательный анализ и выбор тех или других структур в
жизненном хаосе и бытии. Но Аристотель продолжает далее: «Поэзия
философичнее и значительнее истории: поэзия говорит более об общем, история Мы видим в итоге, что сущность самого мира отнюдь не заключается в его Итак, необходимо, чтобы в каждой трагедии было шесть частей: фабула «По объему» фабула разделена Аристотелем на следующие «подразделения»: пролог, эписодий, эксод и хоровая часть, разделяющаяся в свою очередь на парод и стасим. Пролог – целая часть трагедии до появления хора, эписодий – целая часть трагедии между цельными песнями хора, эксод – целая часть трагедии, после которой нет песни хора, из хоровой же части парод – первая целая речь хора, стасим – хоровая песнь без анапеста и трохея. Коммос, входящий в последнюю часть, - общая печальная песнь хора и актеров. Как мы видим, Аристотель в Поэтике занимался исключительно техническими
формами трагического мифа как таковыми и не дал в цельной системе всех его
моментов, так чтобы вполне ясна была их связь и взаимозависимость на почве
учения о первоуме и его меональных судьбах. Данную связь рассмотрел Лосев Он говорит, что, прежде всего, необходимо «преступление», т.е. «отдание Но рано или поздно «приходит прежняя память о светлой и блаженной
нетронутости и невинности умных энергий самочувствия и – самодовления»[15]. Оценить и опознать преступление с точки зрения утерянного невинного счастья, значит, начать труд по восстановлению попранного. Светлая невинность должна восторжествовать. Это может совершаться в виде возмездия или как-нибудь иначе. И если это сделано, тогда наступает очищение страстей, «прошедшее через тьму и смрад преступлений и самозабвения»[17]. Понятия «страха» и «сострадания», через которые происходит очищение души, определены Аристотелем следующим образом. В). «Страх» и «сострадание». Событие трагично только тогда, когда оно расценивается с точки зрения того, что должно было бы осуществиться, но не осуществилось. Только когда в той или иной форме присутствует эта оценка с точки зрения высшего, нетронутого и невинного, можно говорить о трагичности случившегося. Эта оценка, восстанавливающая высшие законы жизни и необходимо оправдывающая их именно в силу того, что они в данном трагическом случае нарушены, может быть дана в самых разнообразных формах. Наиболее непосредственная форма этой оценки – это страх и сострадание, введенные Аристотелем как необходимый момент самого понятия трагического мифа. В «Риторике» он говорит: «Пусть будет страх некоторого рода неприятное ощущение, или смущение, возникающее из представления о предстоящем зле, которое может погубить нас или причинить нам неприятность»[18]. Человеку страшно то, что непосредственно может причинить страдание. Страшными могут быть: признаки вещей и событий, способные разрушить счастье и причинить вред; вражда и гнев опасных людей; несправедливость, обладающая силой; оскорбленная добродетель, обладающая силой, и т.д. Не испытывают страха те, кто считает себя обеспеченными от страдания, а испытывает страх тот, кто, как ему кажется, может пострадать от тех или иных людей или вещей. С другой стороны, не переживает страха тот, кто уже перенес все возможные страдания и несчастья. Значит, для того, чтобы испытывать страх, «человек должен иметь некоторую надежду на спасение того, за что он тревожится. Тут происходит размышление о том, как можно было бы его спасти, а о безнадежном никто не размышляет»[19]. Таким образом, страх, по Аристотелю, есть: неприятное ощущение, или смятение, возникающее из представления о предстоящем зле, которое может погубить человека или причинить вред ввиду своей непосредственной близости, но которое все еще оставляет у него надежду на минование этого зла. В применении к трагическому мифу страх делается неприятным ощущением активного выхода из подчинения мировым законам, так что есть надежда на восстановление попранного и поруганного. В Риторике Аристотель дает и анализ сострадания. «Пусть будет сострадание некоторого рода печаль при виде бедствия, которое может повлечь за собой гибель или вред и которое постигает человека, этого не заслуживающего, [бедствия], которое могло бы постигнуть или нас самих, или кого-нибудь из наших, и, притом, когда оно оказывается близким»[20]. Чтобы почувствовать сострадание, человек должен считать возможным, что сам он, или кто-нибудь из его близких, может потерпеть какое-нибудь подобное бедствие. Люди, совершенно погибшие, не испытывают сострадания, так как, по их мнению, они уже все потерпели и больше им нечего терпеть. Также не испытывают сострадания и люди вполне счастливые, так как, обладая всеми благами, они, конечно, обладают благом и независимости от всяких бедствий, а сострадать – значит вникать в бедствие другого, следовательно, сострадать может тот, кто считает для себя возможным потерпеть, т.е. люди, уже пострадавшие и избежавшие гибели. Сюда относятся: и зрелые люди, по опыту или в силу размышления знающие об опасностях жизни; и люди слабые и трусливые, обладатели семьи и близких людей; и люди, состоящие во власти страстей, аффектов и пр., поскольку такие люди, будучи всецело поглощены своим состоянием, не могут размышлять; и люди, считающие хотя бы некоторых других людей хорошими и не заслуживающими несчастья. Аристотель дает длинное перечисление обстоятельств, вызывающих сострадание: все горестное и мучительное, способное повлечь за собой гибель, бедствия от судьбы, различные роды смерти, раны, побои, старость, болезни, насильственная разлука, позор, слабость, увечье и т.д. В итоге можно сказать, что сострадание, по Аристотелю – это скорбь при виде бедствия, которое может повлечь за собою гибель или вред и которое постигает человека, этого не заслуживающего, бедствия, которое могло бы постигнуть или нас самих или близких нам, и притом, когда оно окажется непосредственным. Сострадание предполагает в сострадающем средину между страдающим и счастливым состоянием и сочувственную оценку того, кому сострадают. Сострадание – также середина между мужественной страстью (гнев, смелость), стремящейся к овладению и победе, и высокомерием, не рассуждающим о том, что можно потерпеть, и не преодолевающим ничего противного, т.е. тут одновременно и преодоление страдания и подчиненность ему, согласие на него. В применении к трагическому мифу сострадание «есть оценка преступления или жертвы преступления с точки зрения чуждости их в глубине своего существа преступлению как таковому и вера в то, что нарушение законов ума произошло не по вине ума, но – иного, инобытия»[21]. Страшное и жалкое должно быть имманентно самому мифу, т.е. вытекать
только из сцепления самих происшествий. «Страшное и жалкое, - пишет Итак, из определения трагического мифа с его моментами страха и
сострадания он дедуцирует формальную структуру самого сюжета трагедии. 2. Катарсис: понятие, сущность и функции. А). Античное понимание катарсиса как эстетической категории. Аристотелев трагический катарсис породил огромное число гипотез, так
как Аристотель, хоть и обещал пояснить, что это такое, но так и не успел
этого сделать. Наиболее вероятно, как считает А.Н. Чанышев в своей книге Еще Гераклит, по свидетельству стоиков, настаивал на очищении огнем. Так, согласно Платону, «все лучшие качества человеческого характера:
красота, благородство, мужество и даже знание являются результатом
очищения». «Истина заключается, в сущности, в очищении себя от всего
подобного, и не нужно ли назвать и благоразумие, и справедливость, и
мужество, и само разумение очищением?»[24]. «В соответствии с этим все
недостатки и пороки могут быть изжиты одним путем – посредством очищения:
от физического безобразия очищает гимнастика, от болезней – медицина, от У Аристотеля же в основе подхода к личности лежит взаимодействие души и тела. Как и Платон, он видит в мусическом искусстве, музыкальном катарсисе служение этическим целям. Тип личности по Аристотелю объединяет в себе прекрасное с «подобающим» благородством, и с целевой направленностью добродетели». Вместе с тем важно подчеркнуть соединение подходов к проблемам личности
с подходами к проблемам преобразования действительности, внешнего
мироздания, когда совершенствование внутреннего мира гармонически
соотносится с совершенствованием внешнего мира. Это одушевленная, живая
структура научной позиции синтезирует в себе внутреннее и внешнее и
пронизано идеей о том, что внутреннее во многом порождает изменения во
внешнем. В этом смысле речь идет о космологически-эстетическом подходе Аристотель высказал и такое свое суждение: «Ведь даже и без слова
мелодия все равно имеет этическое свойство, но его не имеет ни окраска, ни
запах, ни вкус. А потому, что только она содержит движение…Движения эти
деятельны, а действия суть знаки этических свойств»[27]. Следовательно, У Пифагора существовали те или иные мелодии, созданные против уныния и
внутренних язв, против раздражения, против гнева, против всякой душевной
перемены. По свидетельству философа Ямвлиха (IV в. до н.э.), «Пифагор
установил в качестве первого – воспитание при помощи музыки, тех или иных
мелодий и ритмов, откуда происходит врачевание человеческих нравов и
страстей и восстанавливается гармония душевных способностей.…И когда его
ученики отходили вечером ко сну, он освобождал их от дневной смуты и гула в
ушах, очищал взволнованное умственное состояние и приуготовлял в них
безмолвие, хороший сон.…Когда же они опять вставали с постели, он отвращал
их от ночной сонливости, расслабления и лености тем или другим специальным
пением и мелодическими приемами, получаемыми от лиры и голоса. … Он еще
полагал, что музыка многому способствует в смысле здоровья, если кто
пользуется ею надлежащим образом. И, действительно, у него было обыкновение
пользоваться подобным очищением не мимоходом. Этим наименованием он,
очевидно, и называл музыкальное врачевание. … Пользовался он и танцами. … Катартические особенности выразительных средств мусического искусства, отдельных приемов ораторского искусства имели вполне определенное теоретическое основание, главные положения которого были изложены в учениях античных мыслителей. Свидетельство тому – многочисленные отрывки из их учений. Вот некоторые из них, актуальность которых не утратила своей значимости и сегодня. Так, согласно Платону («Государство»), «ритм и гармония больше всего проникают в глубину души и сильнее всего захватывают ее, доставляя благообразие и делая ее благообразной». «И разве не интересно, что древние предпочитали большие интервалы, а малые интервалы презирали, полагая, что они отражают душевную мелочность и ничтожество…»[31]. «Благородство же речи, ее гармоничность, благопристойность и мерность соответствуют простодушию… действительно благородно и прекрасно сложившемуся образу мыслей в отношении нравственном»[32]. Ритм, музыка и их воздействие на человека были тесно связаны с красноречием. Глава риторической школы в Риме Марк Фабий Квинтилиан («О подготовке оратора». «Ораторские наставления. О пользе музыки») специально рассматривал вопрос о значении музыки в воспитании и в ораторском искусстве. Он считал, что и в «речи, так же как и в музыке, порядок и звуки располагаются, смотря по предметам. Предметы величественные поются возвышеннее, приятные – нежнее, средние – плавнее; для сего потребно приличие и голоса, и речей: музыка во всем сообразуется со страстями, какие выразить хотим. Равно и оратора напряжение, понижение и другие различные изменения голоса должны быть направлены к возбуждению страстей в слушателях»[33]. Обобщив свой 20-летний риторический опыт, Квинтилиан, к примеру, советовал: «… при теме серьезной голос и модуляция становятся торжественными, при теме приятной – нежными, при обычной – спокойными: так музыка всем своим строем соответствует тем состояниям души, которые она выражает. Так и оратор должен пользоваться повышениями, понижениями, движениями своего голоса, чтобы вызывать у слушателей нужные состояния души… Телодвижения также должны быть уместными и изящными»[34]. В). Катарсис Аристотеля в интерпретации А.Ф. Лосева. Одной фразы из «Поэтики» о том, что трагедия через возбуждение страха
и сострадания доставляет очищение страстей мало для того, чтобы понять В «Метафизике» дано и понятие прекрасного во всей его полноте и описано
то состояние вечного самоудовлетворения и блаженного пребывания в себе
самом, в «эросе» Ума к самому себе. Если прекрасное таково вообще, в
космосе, то таково же оно и в частности, в отдельных субъектах и в
отдельных произведениях искусства. «Это блаженное самодовление, наступающее
после пережитого его разрушения, и есть подлинное «очищение», о котором
говорит Аристотель». Лосев отметил некоторые особенности понятия Он считает, что к понятию «катарсис» не подходит ни одна из
психологических характеристик очищения. Дело в том, что новейшая психология
в корне отличается от античной, предполагая некоторый стационарный субъект
и в нем уже находя сторону интеллектуальную, волевую и сторону чувства. Как
бы психология ни объединяла эти стороны и как бы она не говорила о единстве
психической жизни, все равно субъект для нее – последняя опора всего
психического, и он – носитель всех своих состояний. Совершенно обратное
этому находим в античной психологии (и у Аристотеля, как считает Лосев). Катарсису не подойдет также и никакая нормативная характеристика в новейшем смысле этого слова. Существуют три рода норм, или оценок, - логическая, этическая и эстетическая. Катарсис не является достижением логической нормы. Миф - не система силлогизмов и не отвлеченная диалектика, а сцепление происшествий. Значит, пережить очищение можно только путем вживания в самые происшествия и в их собственную логику. Логика очищения не есть логика силлогизмов, но логика жизни. Иметь очищение не значит вывести умозаключение из тех или иных отвлеченно данных посылок. Но когда речь заходит об этической норме, то уже многие «сбиваются и начинают трактовать очищение как моральное удовлетворение»[38]. В этом, как считает Лосев, коренная ошибка Лессинга и всех представителей морального понимания катарсиса. Моральная норма требует для себя, прежде всего, дифференцированной области психической жизни и есть норма именно для этой области. Моральная норма есть норма для воли. Воля обычно действует случайно и нецелесообразно, увлекаясь чувственными побуждениями, а норма говорит о том, как нужно было бы поступить в данном случае и как можно и нужно было бы отнестись к чувственным побуждениям. Ничего этого нет в очищении как умно-энергийном состоянии. «В очищении нет ни волевого устремления, ни нормы для этого последнего»[39]. Очищение есть состояние духа, который поднялся выше волевых актов. Значит, оно не нуждается и в морали. Очищение есть не моральное, но умное состояние. Если говорить все-таки о морали, то в трагедии она дана в ужасающем виде. Преступления, смерти, поругания и всяческие моральные бесчинства здесь на каждом шагу, и никакое возмездие и месть не в силах восстановить поруганной чести, вернуть к жизни убитого, преодолеть всю тьму и смрад совершенных преступлений. В морали есть та отвлеченная справедливость, которая претит просветленно-катарсическому успокоению. В очищении есть слезы любви и прощения, сострадания и тихого участия, в то время как мораль никого не любит и никому не прощает, никому не сострадает и ни в ком не участвует. Свести катарсис на моральное успокоение добродетелей души – значит вносить тот европейский морализм, которого совершенно не знала языческая и мистическая Греция. Точно так же неправильно, как считает Лосев, видеть в катарсисе и
успокоение эстетическое. Эстетическая норма у нас считается выполненной
даже тогда, когда морального вопроса не только не ставится, но когда он
ставится и получает отрицательное решение. Она достигается у нас независимо
от того, в каком фактическом содержании даны эстетические факты. Пусть
убивают безобразно, но можно очень красиво изобразить убийство, и оно будет
нравиться. Это значит, что эстетическая оценка у нас понимается отвлеченно
от жизненной оценки; она есть игра чистого смысла самого по себе,
независимо от того факта, который является носителем этого смысла. Не то у К сущности трагического очищения, если иметь в виду учение Аристотеля о
блаженном самодовлении ума, относится специфическая связь ума с материей. С этой позиции Лосев счел возможным частично согласиться с пониманием
катарсиса тех исследователей, которые подобно Д. Лэмбину (XVI в.) или Д. Также очищение, с этой точки зрения, оказывается существенно связанным
со страхом и состраданием и представляет необходимое завершение этих
последних, завершение, которое, если бы не шла речь об антидиалектике И в заключение Лосев говорит о следующем. С точки зрения философии Мнение А.Ф. Лосева, сформированное на основе мировоззрения самого С). Пост-аристотелевские исследования феномена катарсиса. О катарсисе пишут давно. Написано много. Уже в XVI в. аристотелевское замечание о том, что трагедия посредством «сострадания и страха совершает очищение», удостоилось около пятнадцати интерпретаций. Один из ранних комментаторов «Поэтики» Аристотеля К. Маджи толковал катарсис именно как очищение с помощью страха и жалости. Позже Д. Лессинг полагал, что страх, возбуждаемый трагедией, вовсе не тот, который вызывается несчастьем, предстоящим другому человеку, а «тот, который мы переживаем за себя в силу нашего сходства с личностью страдающего». Соотечественник Лессинга гегельянец Ф.Фишер считал, что главная причина очищающего воздействия трагедии коренится не в сочувствии действующему лицу, а в возвышении зрителя над односторонностью противоборствующих сил, в осознании их обоюдной вины. Такая проницательность помогает зрителю возвысится до глубокого благоговения перед абсолютной нравственной волей. Возвышение над личным, постижение в частной судьбе неумолимого «порядка вещей» - вот в чем, с точки зрения Фишера, глубочайший эффект трагедии. Некоторые исследователи видят катарсис в превращении порочных наклонностей в добродетельные установки, сводя «очищение» к моральному удовлетворению и торжеству. Например, тот же Лессинг говорил о том, что трагедия призывает зрителя найти золотую середину между крайностями сострадания и страха. Немецкий литературовед Я. Бернайс (конец XIX века), создал «медицинскую
теорию катарсиса». По Бернайсу «катарсис» означает психическую разрядку, В своем эссе «О возвышенном» Ф. Шиллер видит в катарсисе не только призыв «к осознанию нашей моральной свободы», но находит уже и видение формального покоряющегося совершенства. Великий немецкий поэт И.В. Гете (XVIII-XIX вв.) полагает, что катарсис
помогает примирению противоположных страстей: «когда трагедия исчерпала
средства, возбуждающие страх и сострадание, она должна завершить свое дело
гармоническим примирением этих страстей»[43]. Под катарсисом он «разумеет
именно эту умиротворяющую завершенность, которая требуется от любого вида
драматического искусства, да и от всех, в сущности, поэтических
произведений. В трагедии эта завершенность достигается путем некоего
человеческого жертвоприношения»[44]. В своей работе «Учения о цвете» он
писал, что краски рождают в людях большую радость, и утверждал, что Ф. Гегель отвергал аристотелевскую теорию, согласно которой признаком трагедии является страх и сострадание. Основной чертой трагедии он считал примирение, а не страх и сострадание. «Последним словом трагедии лишь в том случае является не несчастье и страдание, а удовлетвореннсть духа, когда в таком конце трагедии необходимость того, что происходит с индивидуумами, может представиться абсолютной разумностью, и душа зрителя обретает истинно нравственное успокоение лишь в том случае, когда она потрясена судьбою героя, а по сути примирена»[45]. Э. Целлер чисто эстетически понимал катарсис. Он описывал взгляды Э. Мюллер представлял катарсис гедонистически, а К. Целль религиозно и мистериально. Христианская концепция эпохи Просвещения склонна скорее к отрицательному взгляду на катарсис. Она находит свое завершение, например, у Ж.-Ж. Руссо, который осуждает театр, ставя в упрек катарсису то, что он лишь «пустое мимолетное чувство, которое исчезает тотчас же. Вслед за иллюзией, породившей его, это остаток естественного чувства, сразу же загубленный страстями, бесплодная жалость, которая удовлетворяется несколькими слезами, но не подвигла никого на малейшее проявление человеколюбия»[48]. Для Ф. Ницше понимание катарсиса было неотделимо от «мистериального
учения трагедии» - основного познания о единстве всего существующего,
взгляда на индивидуацию как изначальную причину зла, а искусство - как
радостную надежду на возможность разрушения заклятия индивидуации, как
предчувствие вновь восстановленного единства[49]. Хор и трагический герой,
указывал Ницше, воплощают двойственность, данную в самом происхождении
греческой трагедии и обусловленную переплетением художественных инстинктов Ницше настойчиво педалировал внеэтический характер катарсиса. В «Рождении трагедии из духа музыки» Ф.Ницше пишет: «Мы должны
представлять себе греческую трагедию как дионисический хор, который все
снова и снова разряжается аполлоническим миром образов.» Это, безусловно,
так, однако, смысл трагедии не столько в аполлоническом оформлении
дионисийского безумия, сколько в безопасной направленности неуемной
энергии, в правильном освобождении от священного безумия, в катарсисе,
пройдя через который, человек обновляет душу. Известно то огромное
впечатление, какое производили на зрителей трагедии, поставленные на
праздник Великих Дионисий. «...по преданию, на представлении Эсхиловых Итак, мы выявили около десяти направлений исследования феномена катарсиса. Их может быть больше, но основные приведены здесь. Проще представить мнения исследователей катарсиса о его природе в виде схемы, которая показывала бы наглядно варианты понимания этого феномена, что мы и попытались сделать (см. приложение). Наряду с основными теориями там отмечены и оригинальные варианты понимания катарсиса. В скобках указаны исследователи, которые придерживались данных теорий феномена. Рассматривая большинство концепций феномена катарсиса, мы пришли к
пониманию того, что исследователи анализировали его с точки зрения
соответствия потребностям культуры и философии их собственной эпохи. 3. Практическое использование катарсиса в психологии. А). Психологи о катарсисе. Очищение связано с работой воображения и созданием иллюзии. В психоанализе оно интерпретируется как удовольствие, испытываемое во время спектакля человеком от своих собственных эмоций, передающихся от эмоций другого человека, и как удовольствие от ощущения части своего прошлого «Я», которая принимает облик «Я» другого человека, обеспечивая безопасность. З. Фрейд воспринял методы гипноза и катарсиса, которые М. Брейер
использовал в лечебных целях. Нельзя, рассматривая фрейдизм, не оценить в
нем положение о катарсисе - в общих чертах сохранившееся еще со времени
первого исследования истерии. Излечение от истерии по Фрейду является
результатом явления вытесненного желания в сознании больного, таким
образом, катарсис вызывается знанием причин болезненного состояния. Идеал
психоанализа - знание, которое врачует душу- это ли не идеал всей
европейской культуры - от греческой древности до наших дней. Фрейд впервые
соприкоснулся с методом катарсиса, лечебной беседы, который впоследствии
сыграл столь значительную роль в его собственных исследованиях. Однако со
временем применение гипноза вызывало у него все большую и большую
неудовлетворенность. Хотя это и приносило очевидные результаты, ослабляя
или даже вовсе снимая симптомы расстройств, все же не удавалось добиться
устойчивого лечебного эффекта в долговременном плане. Многие пациенты
обращались с повторными и новыми жалобами. Кроме того, как обнаружил Фрейд,
некоторые невротические пациенты поддаются гипнозу с трудом или не
поддаются ему вовсе. Поэтому в скором времени он прекратил практику
гипноза, но продолжал использовать катарсис в качестве метода лечения и
разработал новую психологическую технику - метод свободных ассоциаций Ролло Мэй, описывая практические шаги в психологическом
консультировании, говорит о том, что исповедь содержит элемент катарсиса. Согласно концепции самоактуализации А. Маслоу, катарсис – это
составляющая «пик-переживания». «Пик-переживания» (peak-experiences) - это
особенно радостные и волнующие моменты в жизни каждого индивидуума. Маслоу
отмечает, что «пик-переживания» часто вызываются сильным чувством любви,
произведениями искусства, переживанием исключительной красоты природы. Наиболее значительные «пик-переживания» сравнительно редки. Поэты описывали их как моменты экстаза, люди религии - как глубокие мистические переживания. По Маслоу, высшие «инки» характеризуются «чувством открывающихся безграничных горизонтов, ощущением себя одновременно и более могущественным, и более беспомощным, чем когда-либо ранее, чувством экстаза, восторга и трепета, потерей ощущения пространства и времени»[55]. Л.С. Выготский был склонен рассматривать катарсис как чисто
эстетическую реакцию. Он полагал, что во всяком художественном произведении Рассуждения Выготского обнаруживают любопытное сходство не только с
размышлениями Ницше о взаимодействии в греческой трагедии аполлонического и
дионисического начал, но и содержанием эллинского символа «лука и лиры»,
обязанного своим происхождением Гераклиту из Эфеса, заявившему однажды: В). Катарсис в психодраме. Психодрама - это терапевтический метод, в котором психические и психосоматические заболевания понимаются как проявление нарушений в межличностных отношениях и интеракциях. Для лечения этих нарушений используется спонтанное сценическое их изображение. Психодрама - это групповая психотерапия и активный метод. Это подход, который объединяет глубинную психологию и терапию поведения. Он описывается здесь так подробно потому, что до сих пор психотерапию понимают главным образом как индивидуальную терапию, а сферу активности пациента ограничивают терапевтическим лежанием на кушетке. Венский врач Якоб Леви Морено описал психодраму в 1920 году. При этом он использовал такие категории, которые до него лежали вне психотерапевтического мышления: игра, встреча и театр. Этим Морено положил начало новому психотерапевтическому методу. Следуя положениям Морено, на вопрос "Что такое психодрама?" можно ответить: Психодрама - это спонтанная игра,
В качестве игры, спонтанной и непринужденной, психодрама почти незаметно для самих психотерапевтов пересекла до той поры табуируемый медициной барьер. Она перешагнула границу между утомительным, предвзятым, в значительной мере - неспонтанным миром взрослых и богатством ребенка, обозначаемым как спонтанность, непредвзятость, легкость и аутентичное бытие. То, что непринужденное и игровое бытие ребенка уже осмыслено в
философско-религиозной традиции человечества как проявление творческой силы
и счастья, можно проиллюстрировать тремя цитатами, взятыми из временного
промежутка в более чем 2000 лет: Гераклит считал: «Айон подобен играющему
ребенку»; Евангелие от Матфея гласит: «.Истинно говорю вам, если не
обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»[61]. Ницше
пишет в своей статье «К игре творчества»: «Невинность есть дитя и забвение
и новое начинание, игра и колесо, раскручивающееся из самого себя»[62]. Все
эти цитаты касаются качеств ребенка, которые позже, под влиянием нарушенных
интеракций или других обстоятельств более или менее быстро и в большей или
меньшей степени уходят на второй план или вообще теряются. Мы говорим о
следующих качествах: спонтанность и аутентичность, доверие и игровые
действия. Вместо них на передний план на основе страха и недоверия выходят
цели и принуждение - и корежат человека, его мир - что, впрочем, ни в коем
случае нельзя оценивать исключительно негативно. Если психодрама совершенно
сознательно при посредстве спонтанной игры возвращается к способу бытия
ребенка, то это вовсе не означает бегство от мира. Совсем наоборот: Для объяснения такого рода общения в своей ранней экспрессионисткой
статье «Приглашение к встрече» в 1915 году Морено (1925) использовал образ
реки. Относительно удачного общения он пишет: «поэтому встреча не кажется
мне течением реки, лишенным изгибов, мелей, которые мешают течению». В
отношении возможной неудачи встречи: «...если я продвигаюсь слишком
медленно, или вообще не продвигаюсь вперед на моем пути, то на пути к моей
встрече с тобой возникает разлад, трещина, болезнь, досада, несовершенство. Каково положение вещей? Что можно сделать при таком положении вещей? Что следует из этого положения вещей? В этом тексте предпринята попытка описать способ использования психодрамы в качестве психотерапевтического метода, а также лежащие в ее основе ролевую теорию и теорию интеракций в процессе групповой психотерапии. Здесь же проясняется психодраматическое понимание здоровья как возникающего на почве встречи ненарушенного саморазвития и самореализации. Этим же текстом была подготовлена основа для психодраматического понимания болезни: «Если при встрече с тобой возникает разлад, трещина, болезнь, досада, несовершенство (а также: имеют место нарушения в интеракциях), тогда встреча не состоится, тогда встреча мне кажется течением реки, на котором скоро встретится утес, на пути которого возникнет затор, тогда я иду очень медленно или вообще не продвигаюсь вперед»[63]. Этот образ застоя и фиксирования позже вылился в сформулированное Морено понятие болезни в смысле блокирования спонтанности и возникающего на этой почве невроза креативности. Третья основа психодрамы - театр. Место, где с древнейших времен наглядно демонстрировались человеческие страдания в их общей межчеловеческой взаимосвязи, называется театр. Однако, как в терапевтической практике достигается осмысленное увязывание сценического представления человеческих трагедий на сцене с трагическим миром психической болезни? Накопленный опыт показывает, что моментально и непосредственно это невозможно. Осуществление этого слияния происходит в психодраме. Катартическое действие драмы, особенно трагедии, на слушателей было
описано в этой работе. По Аристотелю, трагедия героев должна вызывать у
публики «страх и сострадание». Однако эти чувства служат лишь толчком к
психогигиеническому действию самоосознания. Похожесть личных страданий в
этой ситуации - важная предпосылка трансцедентирования и интеграции опыта. Уже в психиатрии XVIII и XIX столетий были предприняты попытки
использовать театр для лечения пациентов. Можно вспомнить театральные
эксперименты маркиза Де Сада, а также галльских профессоров Райля и В отличие от этих экспериментов, у Морено речь не шла о изображении
чужих страданий, изображались страдания свои собственные. Речь шла не об
искусном актерстве, а скорее о спонтанной игре, не о воздействии на
пациентов, а об их способности к самовыражению. В своей книге «Театр
экспромта» Морено (1923) пишет все еще очень поэтическим экспрессионистким
стилем: «Игрок - это житель частного дома. Экскурсия последовательности
чувств, ощущений и мыслей по персональному миру может осуществляться легко,
сказачно и без всякого сопротивления. Однако если какая-либо пара вступает
в противоречие: радоваться или страдать,- то это состояние есть конфликт. В отличие от многократно обсужденной в последнее время альтернативы «...Люди играют сами себя, исходя из необходимости полностью
осознанных заблуждений, иными словами - жизни. Они не хотят больше
преодолевать бытие, они хотят производить его. Они повторяют его. Они
суверенны: и не только в кажимости, но и в смысле их собственного бытия. В этом тексте 1923 года связываются воедино уже описанные представления об игре, встрече и театре, с созданной к тому времени теорией и практикой психодраматической терапии. Его содержание также касается сегодня теоретических основ и других, особенно новых, психотерапевтических методов, а также потому, что это не только облегчает познание важнейших моментов психодрамы в спектре прочих методов психотерапии, но и понимание места психодрамы в истории психотерапии. Как видно из цитируемого текста, психодраматическая терапия базируется на конфликте и на общности, иными словами - она предполагает группу. Она предполагает что: «Страх ... настолько велик, что ... уже не помогают ни молчание, ни беседа, поскольку нарушения коренятся уже не столько в душе, сколько в теле...» (т.е. они уже стали «психосоматическими») Психодраматическая терапия исходит из того, что конфликт может стать Как же происходит психотерапевтическое заседание и что говорится во
время психодраматической психотерапии? Существуют такие важнейшие
психодраматические техники: смена ролей и дублирование.Если в качестве цели
психодраматической терапии мы называем высвобождение спонтанности
пациентов, блокированной патологическими интеракциями, и понимаем эту
спонтанность как предпосылку их здоровья, дальнейшего развития и
творчества, то, прежде чем описывать психодраму, обратимся еще раз к
определению спонтанности, данному Морено (1967) : «Спонтанность является
адекватной реакцией (ответом) на новую ситуацию, или новой реакцией в
старой ситуации»[66]. То, что психически больному человеку вообще не
удается новая адекватная реакция, является признаком нарушения. 1) фаза разминки; 2) игровая фаза; 3) заключительная фаза. В фазе размораживания руководитель психодрамы пытается создать атмосферу доверия, ведь даже у зверей, по Портману (1976) «подлинная безопасность, защищенность, открытость в отношении окружения, а также группы, есть предпосылка игры»[67]. Так, например, внимание психодраматурга к описанию затруднений скованным пациентом, или к рассказам других, очень облегчает этому пациенту рассказ о его ситуации. Когда же пациент начинает рассказывать о своем конфликте, то терапевт его тотчас же прямо спрашивает, не легче ли ему будет, вместо того, чтобы рассказывать, разыграть ситуацию, чтобы все могли представить себе полную картину. При этом, особенно в кратковременной психодраматической терапии, речь идет о по возможности быстром представлении в психодраматической игре в сценических образах конфликтов и переносов, существующих как вне, так и, возможно, внутри терапевтической группы. Ведь «превращение в образы» есть, по Гадамеру (1965) «превращение в истину. В игре проявляется то, что есть». Если пациент соглашается, и группа тоже идет на это, то терапевт просит главное действующее лицо, т.е. пациента, ставшего протагонистом, выбрать из числа членов группы претендентов, которые будут изображать его партнеров по конфликту. Все члены группы, которые выбираются протагонистом в качестве партнеров по игре при переходе от фазы разминки к игровой фазе, будут в процессе игры точно определяемыми носителями переноса со стороны протагониста. Посредством этих участников будет происходить актуализация тех картин, которые у протагониста связаны с важнейшими людьми из его ближайшего окружения и которые всплывают в его сознании в связи с разыгрываемыми сценами. Когда после окончания игры ее участники возвращаются назад в круг других участников группы - назад к своим собственным ролям, - то возникший перенос в значительной степени исчезает. Если же этого почему-либо не происходит, то руководитель психодрамы должен использовать специальные техники, которые способствуют снятию переноса с соответствующих персон, или способствуют возврату участников группы к своим собственным ролям. Принимая во внимание способ использования переноса в психодраме, вместе с Клосинским (1982) можно сказать, что группа рассматривается как «система объектов переноса»[68]. Группа как «система объектов переноса» возникает, как это описал Кениг В качестве важнейшего характеристического признака
психодраматической терапии, отличающего психодраму от других форм терапии,
рассматривалось использование игры в процессе психотерапии. В игре пациент
не только избавляется от «удручающего давления» мира взрослых, но и
овладевает богатством ребенка, характеризующимся легкостью и аутентичным
бытием. Если мы также примем во внимание, что философ Йохан Хейзинга (1956)
в своей книге «О происхождении культуры в игре» пишет: «В сфере игры законы
и привычки повседневной жизни не имеют значения»[70], то станет очевидным,
что это относится и к законам сопротивления. Мы понимаем, что психодрама
вообще иначе обходится с сопротивлением, чем, например, психоанализ. С). Катарсис и медитация. Существует много описаний медитационных техник, где используется катарсис. Например, Джибриш – медитационная техника, дающая глубокий катарсис. «Будучи один или в группе, закройте глаза и начинайте произносить бессмысленные звуки. Позвольте себе выразить все, что требует выхода: боль, гнев, жалобу, радость... Ум всегда думает словами. Джибриш позволяет сломать этот обычай постоянного выражения в словах. Не подавляя своих мыслей, вы можете выбросить их прочь – в тарабарщину. Если потребуется, сопровождайте звуки движениями тела. Первая стадия. 15 минут хаотических криков. Сядьте с закрытыми глазами и начинайте громко произносить бессмысленные звуки: говорите все, что приходит в голову и идет изнутри. Не сдерживайте себя, пусть только ваши слова не несут смысла. Вторая стадия. 15 минут тишины. Лягте на живот и с каждым выдохом
чувствуйте, как смешиваетесь с матерью-землей»[72]. Эта техника описана в Работа с сознанием предполагает осознанное приложение усилий. Катарсис сопровождается процессом высвобождения жизненной энергии, как
правило, через потрясение, имеющее эмоционально-психологическую окраску, –
это очищение сознания через трансформирование подавленного сознательного в
разрешенное. По факту катарсис приводит к облегчению и свободе. По сути
катарсис – это осознанное проживание комплекса или обусловленности не-умом,
это пребывание в середине процесса или действия, в середине боли, чувства,
ощущения. Все, что осознано, может быть легко отброшено. Если катарсис Поэтому работа сводится, в первую очередь, к катарсису и затем уже к медитации. Катарсис, или освобождение подавленного сознательного, очень важная и обязательная работа. Как считает Ошо, без катарсиса медитация, трансформация сознания невозможна. Справедлива формула: КАТАРСИС–МЕДИТАЦИЯ–ТРАНССОЗНАНИЕ. Использование различного рода интоксикантов, например, алкогольных препаратов, позволяет избежать катарсиса, но это не имеет практической ценности. Такой способ воздействия на психику человека по сути мало чем отличается от применения химических препаратов, психоделиков типа ЛСД. Это разновидность медикаментозных психоделических методов, включая введение в организм мощного галлюциногенного препарата – диэтиламида лизергиновой кислоты (ЛСД-25). Использование алкоголя имеет много общего с медикаментозными методами психоанализа – психокатарсисом, наркоанализом, наркосинтезом и другими его разновидностями. Практика употребления спиртного, так называемое «Пережигание», которую использует школа «Огненный цветок», основана на их специальной психотехнике. Предполагается, что практикующий имеет достаточное самоосознание («минимальную степень растождествления с инструментом»), которое достигается с освоением 16 психосостояний, предлагаемых методикой школы. «Эту практику можно использовать для достижения определенного состояния сознания, когда постепенно разгружается подсознание. Наступает такой момент, когда между сознанием и подсознанием исчезает всякий конфликт. Кроме тебя уже никто не знает, что ты сильно пьян, потому что ты ведешь себя так же, как и до того, и говоришь те же самые слова, хотя сам уже ничего не помнишь» (И. Калинаускас)[73]. Школа через «пережигание», используя «карту пути школы», изменяет систему ценностей человека («один смысл меняется на другой») на неконтролируемом уровне его сознания. На фоне действия алкоголя в ИСС вводится суггестивная ( Суггестия – внушение: процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания) или аутопсихокоррекционная информация, то есть «вырабатывается умение жить», которое может быть инициировано к реализации тогда, и только тогда, когда действует алкоголь или возникает состояние или ситуация, на фоне которых осуществлялась выработка умения. Использование «пережигания» как способа «разгружения» подсознания
способствует лишь более эффективному перепрограммированию сознания. То есть
ум перестраивается на вибрации аутопсихокоррекционной или суггестивной
информации, не затрагивая действующих границ подавленного сознательного. Резонанс между субъективной и объективной реальностью (новый смысл
введенной на неконтролируемом уровне сознания программы) достигается за
счет «примирения» разрешенного сознательного с ее подавленной частью. «Если вы, зная, войдете в него (в момент здесь-и-сейчас), это может
привести вас к просветлению. ...Если это просто случайность... вы достигли
храма, но вы упустили, хотя вам осталась всего только одна ступенька. Вероятно, что даже в случае достижения уровня наблюдателя в ИСС с помощью техники пережигания спиртного, потребуется время и практика отвыкания от его действия. Это необходимо для естественной трансформации энергии думания в энергию осознавания, энергии подавленного сознательного в разрешенное, то есть катарсиса, как единственного способа реального изжития блоков, подавленных эмоций – страданий, гнева, злости, ревности, страха, чувства вины. «Во многих терапиях пациенту запрещается применять какие-либо наркотики перед началом терапии по той простой причине, что наркотики – это способ избавления от вашего внутреннего страдания. Они не позволяют вам увидеть ваших ран, они подавляют их. Они не позволяют вам уйти в свои страдания, вы не можете освободиться от их оков. Это полностью научно обосновано: вы должны отбросить все ваши наркотики, прежде чем проходить терапию – если возможно, даже наркотики, подобные кофе, чаю, курению, потому что все это – способы избежать страдание. Курение делает вас снова похожим на ребенка – беззаботным, безответственным, – потому что курение есть не что иное, как символическое сосание груди. Горячий дым просто возвращает вас в те дни, когда вы питались материнской грудью, когда в вас вливалось теплое молоко; теперь сосок стал сигаретой. Сигарета – символический сосок. Через регрессию, подавление вы избегаете ответственности и боли становления взрослым. Именно это вы делаете, употребляя многочисленные наркотики. Наркотики создают барьер; они делают вас одурманенными, они не позволяют, чтобы в вас возникла достаточная чувствительность, чтобы узнать свою боль» (Ошо, «Книга мудрости»)[75]. Итак, в психоанализе катарсис интерпретируется как удовольствие, испытываемое во время спектакля человеком от своих собственных эмоций, передающихся от эмоций другого человека, и как удовольствие от ощущения части своего прошлого «Я», которая принимает облик «Я» другого человека, обеспечивая безопасность. Также элементы катарсиса содержатся в исповеди и психодраме. Медитация же невозможна без очищения, как считает Р. Ошо. Заключение. Итак, мы выявили особенности аристотелевской трагедии и рассмотрели ее
структуру. Аристотель говорил о том, что надо слагать миф так, чтобы
всякий, слышащий о происходящих событиях, содрогался и чувствовал
сострадание вследствие изображаемых в пьесе происшествий. Через сострадание
и страх происходит очищение страстей. Мы также рассмотрели античные
традиции понимания катарсиса на основе работ Платона, Пифагора и Также мы отметили оригинальное понимание проблемы А.Ф. Лосевым. Он
считает, что к понятию «катарсис» не подходит ни одна из психологических,
нормативных или эстетических характеристик. К сущности трагического
очищения, если иметь в виду учение Аристотеля о блаженном самодовлении ума,
относится специфическая связь ума с материей. Лосев говорит о следующем. С
точки зрения философии Аристотеля весь мир представляет собою трагическое
целое. В нем и блаженство самосозерцающего и вращающегося в себе Ума; в нем
и распад этого умного перводвижения, через разные небесные сферы, вплоть до На наш взгляд, теория «умного блаженства» А.Ф. Лосева, где он проанализировал практически все философские труды Аристотеля, является наиболее верным вариантом решения проблемы понимания катарсиса. Но мы рассмотрели феномен катарсиса и в интерпретации других философов - функция очищения страстей - облегчения души - удовлетворения - удовольствия - психической разгрузки - примирения страстей - понимания и др. В данной работе мы изучили возможности практического применения
феномена катарсиса (на основе работ З. Фрейда, Ролло Мэя, А. Маслоу, Я. Наконец, во всем вышесказанном следует искать секрет многовекового
влияния эстетических воззрений Аристотеля на новые и новые поколения
ученых, философов, эстетиков, литераторов, на науку, философию и искусство. Список использованной литературы: 1. Адо Пьер. Что такое античная философия? Пер. В.П. Гайдамака. М.: Изд. гуманитарной литературы, 1999 г. 2. Античная литература. Греция. Антология в 2-х ч. Ч. 2. Сост. Н.А. Федоров, В.И. Мирошенкова. М.: Высшая школа, 1990 г. 3. Античные мыслители об искусстве. Под. ред. В.Ф. Асмуса. М.: Искусство, 1938 г. 4. Ардаширова Э.Т. Эстетическая категория «катарсис» в педагогике. М.: Интел Тех, 1994 г. 5. Аристотель. Об искусстве поэзии. Пер. В.Г. Аппельрота. М.: 1957 г. 6. Аристотель. О душе. 1-й т. М., 1976 г. 7. Аристотель. Поэтика. Пер. М.Л. Гаспарова. М., 1978 г. 8. Аристотель. Физика. Пер. В.П. Карпова. М., 1937 г. 9. Аристотель. Сочин. в 4-х т. М., 1975 г. Высшая школа, 1990 г. А.Б. М.: Прогресс, 1994 г. М.: Художественная литература, 1979 г. 1991 г. Искусство, 1973 г. Искусство, 1965 г. 1989 г. 1997 г. М.: Ренессанс, 1992 г. Наука, 1986 г. С. С.-П.: Алетейя, 1996 г. М.: Российское изд. художественной литературы, 1957 г. 1964 г. Ресурсы Internet-http://www.iptelecom.net.ua/~sia/med/ne soznanie.htm Internet-http://www.igisp-klass.aha.ru/books/fragment/p1-5.htm Ресурсы Internet- http://www.psychology.ru/dsatin/bookshelf/Feidimen.htm Яковцова, Н.М. Вайншенкер. Ресурсы Internet- http://www.kharkov.ua/main/medic/JORNAL/41.htm Приложение. ----------------------- [1] Цит. по 12, с. 116. [2] 9, т.1, с. 256 [3] 6, с. 442 [4] Цит. по 43, с. 103. [5] 6, с.158 [6] 8, с. 146 [7] Там же, с. 133. [8] 7, с. 127 [9] Там же, с. 122. [10] 25, с. 732 [11] 5, с. 353 [12] 2, с. 357 [13] Там же. [14] 25, с. 734 [15] Там же. [16] Там же. [17] Там же. [18] Цит. по 25, с. 740. [19] Цит. по 25, с. 741. [20] Цит. по 25, с. 741. [21] Там же. [22] Цит. по 25, с. 741. [23] Цит. по 25, с. 742. [24] Цит. по 4, с. 9. [25] Цит. по 26, с. 86. [26] Цит. по 24, с. 56. [27] Там же, с. 27. [28] 24, с.8. [29] 3, с. 234. [30] 4, с. 9. [31] Цит. по 25, с. 111. [32] 3, с. 87 [33] Цит. по 24, с. 127-129, 296. [34] 20, с. 183 [35] 25, с. 742 [36] Там же. [37] Там же. [38] Там же, с. 745. [39] Там же. [40] Там же, с. 746. [41] Там же. [42] Там же, с. 748. [43] 46 [44] Там же. [45] Цит. по 12, с. 120. [46] 42, с 243 [47] Там же. [48] 32, с. 314 [49] 30, с.94 [50] 30, с.140 [51] 30, с.141 [52] 30, с.141 [53] Там же. [54] Там же. [55] 50 [56] 13, с.204 [57] Там же. [58] Цит. по 14, с.199. [59] 14, с.245-246 [60] 14, с.338 [61] Цит. по 47. [62] Там же. [63] Там же. [64] Цит. по 47. [65] Там же. [66] Там же. [67] Цит. по 47. [68] Там же. [69] Цит. по 47. [70] Там же. [71] 37, с. 199 [72] 48 [73] Цит. по 48. [74] Там же. [75] Цит. по 48.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |