|
|
|
К вопросу об основах общества в русской социально-философской мысли |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - К вопросу об основах общества в русской социально-философской мысли
К вопросу об основах общества в русской социально-философской мысли
К вопросу об основах общества в русской
социально-философской мысли
Малявин С.Н.
В
русской социально-философской мысли просматриваются три основные
методологических направления: религиозное, метафизическое, естественнонаучное.
К первому из них следует отнести: Хомякова, Победоносцева, Соловьева, Бердяева,
Булгакова, Франка? ко второму - Киреевского, Чичерина? к третьему -
Данилевского, Леонтьева, Герцена, Чернышевского. Аксаков и Страхов не
вписываются четко в указанные направления, т.к. опирались в своих исследованиях
на нечетко сфокусированный вариант историко-политического анализа, то же можно
сказать и о евразийстве, в силу композитности своих адептов.
Общим
для теоретиков религиозного направления было обращение к церкви как к архетипу
общества, или как к институту, формирующему нравственность. Хомяков кладет в
основу общества православие - эту остаточную форму некогда целостной вселенской
церкви. Победоносцев пишет о том, что общественная жизнь базируется на
религиозной основе и сводится к трем началам или законам, главным из которых
является закон соблюдения заповедей Христа. Соловьев говорит о нравственных
началах общества, рожденных одновременно с рождением церкви. Нравственность
дана человеку постольку, поскольку он сотворен по образу и подобию Божьему, но
обнаруживается и реализуется она только с появлением церкви, таким образом,
опосредованно церковь стоит у истоков общества. Несколько иначе рассматривает основы
общества Бердяев. Он говорит не о церкви, а о религиозно-онтологических
основах: свободе, индивидуализме, консерватизме, иерархизме, творчестве. О
духовных основах общества говорит Франк. Вслед за Бердяевым он пишет о
консерватизме, иерархизме, свободе и равенстве как о началах общества, добавляя
к ним начало служения,
Приверженцы
метафизической и естественнонаучной методологии апеллируют к естественности и
разумности основ общества. Так Киреевский и Страхов говорят о естественном
развитии народного быта и семейной организации, а Чичерин о естественном
происхождении общества, корни которого необходимо искать в личности. О
необходимости естественного хода развития пишет Аксаков, сокрушаясь о потере
преемственности в ходе петровских преобразований. Герцен и Чернышевский,
придерживающиеся материалистических взглядов, также говорят о естественных
началах общества.
Во
взглядах на начала общества у отечественных мыслителей преобладают идеи
простоты, целостности, социальной недифференцированности, апелляции к традиции.
Целостность общества - важная смысловая составная всей русской
социально-философской мысли. О социальном единстве говорит Хомяков, к
"живой совокупности" стремится Киреевский, о былой целостности,
нарушенной реформами, тоскует Аксаков, к целостности теократического общества
призывает Соловьев, на целостности евразийского пространства настаивают
евразийцы.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://polit.mezhdunarodnik.ru/
|
|
|
НОВОСТИ |
|
|
Изменения |
|
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
|