|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Карл Ясперс (доклад)Карл Ясперс (доклад)Сообщение ученика 10 класса Алещенко Дмитрия. Карл Ясперс ЯСПЕРС Карл (1883 - 1969) - немецкий философ, один из основателей экзистенциализма ("философия существования"). Изучал право в университетах Гейдельберга и Мюнхена, медицину - в университетах Берлина, Геттингена и Гейдельберга. С 1908 по 1915 год работал в психиатрической клинике Гейдельберга. В 1913 году защитил докторскую диссертацию "Общая психопатология" у Виндельбанда. Вышедшая в свет в 1919 году работа Ясперса "Психология мировоззрений" может считаться первой публикацией по философии экзистенциализма в Германии. С 1922 года Ясперс работает профессором философии в Гейдельбергском университете. В 1937 - 1945 годах отстранён от преподавательской деятельности, в 1938 году запрещена публикация его работ. С 1948 по 1961 год - профессор философии Базельского университета. На формирование философских взглядов Ясперса особое влияние оказали Платон, Плотин, Фома Аквинский, Николай Кузанский, Спиноза, Кант (критического периода), Шеллинг, Кьеркегор, Ницше, Гуссерль и Вебер. Его философию можно было бы с полным основанием назвать самым гуманистическим вариантом экзистенциализма, поскольку она более всего соответствует духу общечеловеческой системы ценностей. Более того, в своих поздних произведениях Ясперс прямо поставил перед философией задачу утверждения системы общечеловеческих ценностей. Но поздние произведения Ясперса с большой натяжкой могут быть отнесены к экзистенциализму, поскольку в этих произведениях Ясперс выражает уверенность в построении общества, основанного на гуманистических принципах, т.е. общества, где будут преодолены человеческое одиночество и непонимание, а такой оптимизм противоречит экзистенциалистскому мироощущению. Дело в том, что поздние произведения Ясперса были написаны в результате осмысления философом тех ужасов фашизма, которые Ясперс пережил в 30-х годах в Германии. Поведение Ясперса в эти годы делает честь всей немецкой философии. А из более ранних философских идей Ясперса наибольшую известность приобрела идея о пограничных ситуациях. Учение о пограничных ситуациях связано с основным положением экзистенциализма об уникальности экзистенции и с тем, что она чаще всего закрыта для человека, погружённого в мир вещей, безличное массовое существование. Но в особых, критических ситуациях, подчёркивает Ясперс, любой человек способен мгновенно прозреть, мгновенно понять уникальность своей экзистенции, понять смысл своего бытия или трагическое отсутствие этого смысла. Причём это озарение не имеет ничего общего с интуицией Декарта, с озарением сатори в духе дзэн - буддизма. В этих случаях озарение наступает в результате долгих поисков ответа на какие - то вопросы. Экзистенциальное же озарение происходит и с человеком, который никогда прежде не задумывался о проблемах познания или смысла жизни. Но это наступает только в исключительных и трагических ситуациях. Человек может оказаться в пограничной ситуации и в результате переоценки своих прежних идеалов. Все эти состояния можно назвать пограничной ситуацией - пограничной между экзистенцией и Ничто. Возможно, не каждый человек в таких ситуациях вдруг постигает истинный смысл бытия, но большинство людей способно на это. Как способно на это и всё человечество в целом, которое в ХХ веке само оказывается в пограничной ситуации - на грани атомной катастрофы, например, или на грани экологической катастрофы, или перед угрозой человеконенавистнической диктатуры. Но Ясперс видит выход из этих ситуаций не в уходе в своё одиночество, как Кьеркегор, не в фашизме, как Хайдеггер, не в социалистическом плановом обществе, как Сартр, а в реальном гуманистическом сотрудничестве людей всех национальностей и религиозных верований. Что же, по мнению Ясперса, может внушить уверенность в возможности такого сотрудничества людей? Такую уверенность могут внушить 3 вещи: это прошлое, настоящее и будущее человечества. Настоящее - прежде всего страхом перед фашистской и коммунистической диктатурой. Ясперс имеет в виду страх, который не парализует волю человека, а, наоборот, побуждает к действию. В прошлом человечества Ясперс указывает на время между VIII и II веками до н.э. Это начало осевого времени, которое знаменует собой продвижение человечества к взаимопониманию. Осевое время - это продвижение в общем русле мировой, общечеловеческой культуры. До этого времени можно говорить только о раздельных культурно-исторических регионах - о Египте, Индии, Месопотамии, - каждый регион жил сам по себе, хотя и были какие-то контакты. Но в какое-то время в разных регионах выступают со своими учениями религиозные пророки, выступают нравственные учителя человечества. Они учат людей одним и тем же нравственным ценностям - учат добру и взаимопомощи, взаимопониманию. Ясперс имеет в виду Будду и Зороастра, Лаоцзы, а также Конфуция, ряд пророков Ветхого Завета. Этот ряд завершает Иисус, а несколько позже в Аравии эти же ценности проповедует Мухаммед. С течением времени практически все народы нашей планеты принимают религии, в основе которых лежат общие принципы нравственности. То есть в прошлом человечества была заложена основа общей духовности. А что же в будущем? А будущее - в руках самих людей. Вернее, в их стремлениях. Как говорит Ясперс, тот, кто всё время твердит о неизбежности войны - работает на войну, ибо в глубине души желает прославиться проницательным предсказателем. Кто хочет мира и единения людей - работает на эти благородные ценности. Для пояснения своих идей Ясперс часто пользуется понятием философская вера и понятием философская коммуникация. Философская вера - это вера людей в свои возможности, это источник энергии, помогающий человеку работать ради повсеместного распространения нравственных ценностей, лежащих в основе общей духовности человечества. Коммуникация - это и есть единение людей на основе гуманистических общечеловеческих ценностей. Любая идеология, основанная на подчёркивании классовых, узкорелигиозных или национальных принципов, и может служить только разобщению людей. Философская коммуникация - это движение к взаимопониманию людей не через отрицание отдельных религий, а через выделение в них нравственной общедуховной стороны. На такое выделение способны, правда, в основном только образованные люди. Для большинства людей слишком значима обрядовая сторона религий, т.е. то, что отличает одну религию от других. Но образованное меньшинство - это прежде всего учителя школ и университетов, в их руках находится образование общества, в их руках души учеников. Если принципы общечеловеческой духовности начинает исповедовать вся интеллигенция, то философия, построенная на этих принципах, сможет выполнять роль своего рода интеллектуальной религии, которая сделает возможной коммуникацию человечества. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |