|
Категории сферы непосредственного |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Категории сферы непосредственного
Категории сферы непосредственного
Категории
сферы непосредственного
Качество - это
исходная категория, фиксирующая непосредственную определенность предмета. Вещь
с помощью этой категории рассматривается как тождественная самой себе, как,
условно говоря, "отключенная" от пространственных и временных связей
с другими вещами. Исходность категории качества определяется не только
теоретически, но прежде всего - практически, так как именно с выявления качеств
вещей начинается процесс целесообразной практической деятельности. Для вскрытия
содержания категории качества используются такие субкатегории, как граница,
прерывистость и непрерывность, свойство и др.
Количество -
это внешняя определенность вещи, так как эта логическая категория выражает
такое взаимоотношение вещей, которое в известных пределах независимо от их
специфического качества. Важно различать философскую категорию
Мера есть
конкретный синтез качества и количества как противоположностей. Переход из
одной меры в другую как перерыв постепенности есть скачок. Система отношений
между такими пунктами, где происходит скачок, составляет узловую линию
отношений меры. Здесь речь идет о внутренней по отношению к исследуемому
предмету мере. Но человек как "мера всех вещей" (Протагор; 490-420 до
н. э.) начинает в исходном пункте исследования подходить к вещи со своими,
внешними для нее, мерами - футами и фунтами. Лишь только совпадение,
согласование внешней меры с внутренней, т. е. с внутренним строением природы и
социальных явлений, позволяет человеку жить в гармонии с самим собой и
окружающим миром.
Становление
есть единство исчезновения и возникновения. Возникшее новое качество очень
хрупко и неустойчиво, оно в любой момент может исчезнуть, не состояться.
Категория становления как раз и изучает период укрепления вновь возникшего,
период становления его "на собственные ноги", период формирования
собственного "тела" вновь образованной системы. Можно говорить о двух
типах становления - относительном и абсолютном. Первый определяет становление
как становление некоего конечного качества, будь это строительство корабля или
сложный процесс выработки идеи. Второй трактует становление как внутренний,
неотъемлемый атрибут бесконечного и вечного Универсума и - человека как его
подобия (микрокосмоса).
Проведя
предварительное, эмпирическое исследование своего предмета (измерив, взвесив
его, выявив присущую ему структуру и узловую линию мер), теперь исследователь
может (и обязан) перейти к познанию сущности этого предмета, т. е. к теоретическому
этапу его изучения.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.istina.rin.ru/
|