|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Кьеркегор: жизнь и творчествоКьеркегор: жизнь и творчествосмотреть на рефераты похожие на "Кьеркегор: жизнь и творчество" Жизнь и творчество Сёрена Кьеркегора Курсовая работа Ярославль 2002 Оглавление Оглавление 2 Введение Эпоха, в которую возвысился и был низвергнут Наполеон, стала определяющей для судеб Королевства Дании, до этого главенствующей северной державы. Не успели отгреметь войны, как в 1813 г. датское государство обанкротилось, а в 1814 г. Норвегия расторгла личную унию с Данией и заключила союз со Швецией, перейдя под руку шведского короля. Датская же наука, изобразительное искусство и литература, напротив, пережили в этот период необычайный расцвет, продолжавшийся до середины столетия, а потери в области политики и экономики компенсировались завоеваниями духовного порядка. Именно в такой среде раскрылся гений философа Серена Кьеркегора[1], которому и посвящена эта работа. Датский религиозный мыслитель Серен Кьеркегор — фигура чрезвычайно своеобразная. Не многие мыслители XIX в. могут сравниться с ним по тому влиянию, которое он оказал на духовную и интеллектуальную жизнь буржуазного общества XX века. Не многие мыслители являются предметом таких оживленных дискуссий, подвергаются столь многочисленным и разнообразным трактовкам, комментируются и расшифровываются в таком огромном количестве толстых книг, брошюр и журнальных статей, как Кьеркегор, произведения которого при жизни не только не переводились с датского на иностранный языки, но и не рассматривались как философские: соотечественники ценили в нем талантливого писателя, обладающего прекрасным стилем, но даже самые дальновидные из них не могли бы предположить, какое будущее ожидает его творчество. Размышления Серена Кьеркегора и в наше время остаются актуальными. Предметом исследования этой работы стали философские размышления Поэтому первая глава работы посвящена биографии философа, который,
будучи болезненной, замкнутой личностью, ведя отчаянную полемику с видными
деятелями Дании, иронизируя над церковью, все таки сумел завоевать мировую
славу, хотя уже и после своей смерти. Также в этой главе описаны и
проанализированы некоторые, наиболее важные для понимания философии Вторая глава работы посвящена проблеме бытия единого и единственного человека. Здесь последовательно рассматриваются три "сферы существования" человека: эстетическая, этическая и религиозная. Эстетическая и этическая стадии рассмотрены в контексте работы "Или- или", где Кьеркегор раскрывает психологические механизмы жизнеотношений, предлагает типологию соответствующих характеров и демонстрирует их парадоксальную обреченность на примере судьбы римского императора Нерона. Религиозная сфера непосредственно связана с понятием веры. Источник
веры и ее специфика рассмотрены в небольшом сочинении Кьеркегора "Страх и
трепет"(1843). "Страх и трепет" вовсе не чисто теологическое произведение,
в нем подробно дискутируются многие чисто философские проблемы и категории,
развернута полемика с Декартом, Лейбницем, Кантом и Гегелем. Часто автор
обращается к античным философам, прежде всего к Сократу, Платону и В этих произведениях Кьеркегор с исключительным мастерством описывает разные жизненные позиции, меняя при этом стили письма, однако достаточно последовательно показывая, что христианский образ жизни достигается движением от эстетического через этический к религиозному. В этих сочинениях содержатся точные определения таких категорий, как вера, истина, откровение, разум; анализируется проблема этической ответственности в конкретных ситуациях; разрабатывается оригинальная и глубокая философия религии. Вместе с тем при любом отношении к идейному содержанию и философской ценности воззрений Кьеркегора нельзя не признать, что это был человек большой умственной одаренности, владеющий необычайным литературным мастерством. Цель работы — познакомиться с личностью этого мыслителя; рассмотреть наиболее значимые для понимания его философии работы; показать особенность его взглядов на проблему бытия человека. В работе были поставлены следующие задачи: 1. Познакомиться с биографией Серена Кьеркегора; 2. Показать формирование этой личности как философа и факторы, повлиявшие на это; 3. Рассмотреть ряд наиболее важных работ; 4. Исследовать проблему экзистенции человека, рассмотреть три "сферы его существования" и проанализировать работы "Или-или" и "Страх и трепет". Глава1 Детство и юность Родился Серен Кьеркегор 5 мая 1813 года. Местом рождения Серена был (в
последствии его снесли) дом на аристократической Нюторв — Новой площади в Родители являли собой полную противоположность друг другу. Мать Серена Микаэль Педерсон был угрюмым, мрачным, суровым человеком, религиозным фанатиком, предавшимся после прекращения торговли, молитвам и покаянию в грехах. Два "великих греха" тяготели над ним, омрачая все его существование. Грехи эти долго оставались тайной для Серена, а позднее, когда он узнал о них, оказали и на него удручающее влияние. Первым грехом отца было проклятие, посланное им господу богу, обрекшему десятилетнего пастушка на невыносимо тяжелую работу. Вторым же грехом было совращение служанки — будущей жены. "Я родился в результате преступления, я появился вопреки воле божьей…"— писал его младший сын в "Дневнике" незадолго до смерти. Вот и замаливал отец Серена до самой кончины в 82-летнем возрасте эти великие прегрешения, грозившие ему муками ада, превратив тем самым последние 40 лет своей жизни в ад кромешный. С 6-лет Серен начал учиться в школе. Хилый, болезненный мальчик, с
искривленным позвоночником и кривыми тонкими ножками, не оставался в долгу
перед насмешниками и обидчиками. Задористого и язвительного, отец прозвал
его "вилкой".[2] Мать Серена умела читать по складам, а вот писать не
выучилась. Зато она прекрасно понимала, как нужна свобода ее непоседливому
бойкому на язык сыну, который озорничал на уроках и дразнил однокашников. О
материнском влиянии на Кьеркегора судить трудно, что же касается отца, тот
сыграл в его жизни роковую роль.[3] "С детства, — писал он впоследствии, —
я находился во власти невыносимой деспотии… Будучи ребенком, я подвергался
строгому и суровому христианскому воспитанию, говоря по-человечески,
безумному воспитанию…"[4] Отец воспитывал сына в духе угрюмого
христианства, дабы тот возлюбил распятого Христа, оплеванного толпой. Осенью 1830г. по воле отца 17-летний Серен был зачислен студентом
теологического факультета Копенгагенского университета. Зачисленный, как и
все студенты, в королевскую лейб-гвардию, он через 3 дня был отчислен из
нее по состоянию здоровья. Вопреки желанию отца, теология не заинтересовала
молодого студента. Кьеркегор, как и многие его талантливые сверстники,
переживал духовный кризис. Уже в 1834г. жизнь его разбивается. Рушится
вера. Невообразимо трудно "найти идею, ради которой я буду жить и умру", —
так пишет он 1 августа 1835 года. "Тщетно ищу я, — писал он в начатом в Следующей весной развлечения Кьеркегора принимают характер дебошей,
что, по его же собственным словам, ему придется искупать всю оставшуюся
жизнь. 1сентября 1837г. Кьеркегор выехал из родительского дома, а в конце
того же года отец уплатил его долги, достигшие почти тысячи трехсот
ригсдалеров, пообещав выдавать ему пятьсот ригсдалеров ежегодно. В 1838г. В наследство от отца ему досталась крупная сумма, более тридцати тысяч ригсдалеров в ценных бумагах, обеспечившая ему не только комфортабельное расточительное существование до конца жизни, но и позволившая оплачивать создание всех его сочинений. Поселившись в просторном доме, обслуживаемый секретарем и слугой, Серен не отказывал себе ни в хороших сигарах, ни в изысканных винах. Он жил замкнутой жизнью в полном одиночестве. Но каждодневно он выходил на прогулку по улицам Копенгагена, тощий, в очках и со своим "верным другом" — зонтом под мышкой, с широкополым цилиндром на макушке и с сигарой в зубах.[8] В сентябре Кьеркегор публикует анонимно короткое сочинение "Из записок
еще живого", где разбирает роман Х.К.Андерсена "Простой музыкант", упрекая
автора в "полном отсутствии мировоззрения". Основательно подготовившись, он
сдает 3 июля 1840г. экзамен по теологии, а 10 сентября сватается к Регине Драматическая помолвка Год с осени 1840-го по осень 1841-го во многом покрыт тайной. С одной стороны, Кьеркегор прилагал усилия к тому, чтобы обеспечить свое будущее, осуществлял всеобщее, как он это называл. С другой — сам же положил конец своим упованиям и начало конфликтам, которые сделают его мыслителем и творцом.[9] Образ жизни фланера и повесы, неминуемо приведший к неудовлетворенности, разочарованию и депрессии, закончился с неожиданным знакомством 24-летнего Кьеркегора и 14-летней Регины Ольсен. Впервые они встретились в мае 1837г. это были совершенно различные существа. "Между ей и мною была бесконечная дистанция", — писал он впоследствии. Она — непосредственная, жизнерадостная, оживленная, а он — нервный, ироничный, претенциозный. Но крайности сходятся. Они полюбили друг друга. 3 года после знакомства они были помолвлены. А на другой день после обручения, как свидетельствует его "Дневник", Серен уже сожалел об этом. Ровно год спустя нежданно-негаданно для Регины она получила обратно обручальное кольцо с прощальным письмом. "Прости человека который, если и способен на что- нибудь, не способен, однако, сделать девушку счастливой". Но безвозвратно расставшись с Региной, он долгие годы тяжело переживал это расставание, до конца жизни сохраняя верность своей единственной любви. "Есть только два человека, которые имели для меня такое значение, — писал он 8 лет спустя после разрыва, — мой покойный отец и наша дорогая маленькая Регина, которая также в известном смысле умерла для меня".[10] Каких только домыслов не высказывали кьеркегороведы для объяснения
разрыва. Возможно, причиной тому была физическая немощь, о которой никто не
должен был знать, хотя этим "объясняется все". Есть доказательства того,
что у Кьеркегора, так же как у Достоевского, бывали эпилептические
припадки. Согласно же датскому законодательству того времени, "падучая"
относилась к числу "заразных и мерзких болезней", наравне с проказой. 25
октября Кьеркегор уехал в Берлин. Там он, помимо всего прочего, посещал
лекции философа Шеллинга, которые его весьма разочаровали. Опьянение
творчеством несколько утешило душевные муки из-за вынужденного разрыва. В Книга "Или-или" была опубликована 20 февраля 1843 г. 30 апреля 1845 г. вышли в свет "Стадии жизненного пути". Оба эти произведения, подробный анализ которых приведен ниже,
образуют крупное, многосоставное художественное произведение, сравнимое с Ключевые понятия Кьеркегор и здесь выступает как художник слова, поэт, развивая философские понятия с присущей его стилю выпуклостью и образностью. Вот почему они навсегда останутся в истории философской мысли. "Повторение" было напечатано 16 октября 1843 г. под псевдонимом Как поэт этот юноша являет собой исключение — и переход к наивысшим В июне 1844 г. была опубликована работа "Понятие страха" — под
псевдонимом Вигилий Хауфниенсий (Копенгагенский Страж). Кьеркегору
принадлежит фундаментальное открытие, суть которого в том, что страх —
извечный элемент человеческой природы, более того, это признак человека. Выпустив под псевдонимом Иоанн Климакус "Философские крохи", Кьеркегор
тем самым вмешался в ожесточенные дебаты, которые велись в то время по
поводу подлинности текста Библии. Только идет он "обходом", через Сократа,
который так же, как и его ученик Платон, полагал, что в силу переселения
душ всякий человек хранит в себе воспоминания о предсуществовании в
божественном идеальном мире. Для древних греков истина сокрыта в самом
человеке: познать самого себя — значит найти Бога. Но допустим, говорит Эти мысли получают свое развитие в "Заключительном ненаучном
послесловии к "Философским крохам", опубликованном 26 февраля 1846 г. под
именем все того же Иоанна Климакуса. Греческое klimax означает "лестница"; Назидательные речи Наряду с псевдонимными сочинениями в 1843-1844 гг. Кьеркегор выпустил
под своим настоящим именем шесть сборников назидательных речей, которые
годом позже объединил в книгу "Восемнадцать назидательных речей". Помимо
этого, он издал в 1845 г. "Три речи при воображаемых обстоятельствах" —
касаемо исповеди, венчания и похорон. Написанные в духе мягкого увещевания,
они представляют собою резкий контраст псевдонимным произведениям, где мы
имеем дело с крайне драматическими событиями — грехопадением Адама,
испытаниями Авраама и Иова, мучительным посвящением в поэты Quidam'а. Кьеркегор знал, что после невероятной творческой отдачи, с какой он работал в 1843-1846 гг., для него наступила передышка. Потому он и называет послесловие к "Философским крохам" "заключительным". Ему ясно, что богатый полемический материал, предоставленный ему самой жизнью — имеется ввиду его помолвка — исчерпан. Он подумывает даже о вакансии сельского пастора. В то же самое время в глубинных слоях его сознания вызревает конфликтная ситуация, которая вызовет у него взрыв творческой активности. Ибо он не может жить без того, чтобы не писать: "Лишь производя, я хорошо себя чувствую. Тогда я забываю все неприятности, все страдания, я наедине с моей мыслью и счастлив". Дневниковые записи 1847 г. свидетельствуют о том, что мысли Кьеркегора текут таким же привольным потоком, что и прежде. Но как случилось, что Кьеркегор, по обыкновению гениев, вновь распорядился своей судьбой? "Корсар" Двадцатилетний студент, а впоследствии замечательный прозаик Меир Арон В 1848г. Кьеркегором были написаны два сочинения, которые увидели свет
немного позже, а именно, в 1849 и 1850г., под псевдонимом Анти-Климакус,
это — "Болезнь к смерти" и "Упражнение в христианстве". Если Климакус не
смеет притязать на веру, что превыше разума, то Анти-Климакус почитает себя
в высшей степени христианином. Самого себя Кьеркегор помещает выше Иоанна В 1848г. Кьеркегор подводит также итоги своей жизни и творчества. Книга Главная мысль "Точки зрения" заключается в том, что Кьеркегор всячески
стремился воспитать в своих современниках христиан: самого же его воспитал Итак, все рассматривается в свете религии. Глазами бдительного Анти- Атака на церковь В ожидании ответа на этот суровый вызов Кьеркегор пишет новые, еще
более наступательные по своему характеру религиозные речи. Желая сделать
проповедь доходчивой, он прибегает к лирической, раздумчивой интонации Так и не дождавшись от священства и паствы признания в том, что датская
государственная церковь не проповедует новозаветное христианство, Кьеркегор
пришел к выводу: коль скоро такого признания не воспоследовало, его
дальнейшее развитие как личности будет зависеть от того, предпримет ли он
прямую атаку на церковь, олицетворением которой для него был зеландский
епископ Мюнстер. 30 января 1854 г. Мюнстер скончался, и вот тут-то Смерть и признание В промежутке между выпуском №7 и №8 "Мгновения" Кьеркегор опубликовал
речь под названием "Неизменность Бога", в основу которой положен стих из
послания Иакова (I,17). В ней, в частности, описывается, как странник
отыскивает в пустыне источник, неизменно дарующий прохладу, и говорит: Кьеркегор, как показывает новейшее исследование истории его болезни,
предпринятое медиком Ибом Сегором, страдал прогрессирующим параличом
спинного мозга. Нередко он терял сознание и падал, как дома, так и на
улице. 2 октября 1855 г. его поместили во Фредерикский госпиталь (ныне По свидетельству многих современников, глаза Серена Кьеркегора излучали
необыкновенный свет. Одним из последних, кто застал Кьеркегора в живых, был
его четырнадцатилетний племянник, впоследствии знаменитый историк Трельс- После смерти Кьеркегора идеи его вызвали сильный резонанс в Дании, а
также в Норвегии, где их подхватил Хенрик Ибсен; сам взыскуя честности,
горячего личного участия, призывая подкреплять слово делом, он представил Так, в кратких словах в главе мы провели знакомство с биографией
писателя, показали его сложный и, вместе с тем, необычный жизненный путь. Глава 2 В середине XIX века в философии складывались принципиально различные течения. Позитивисты так или иначе обращались к научным, преимущественно естественнонаучным данным, и использовали их в своей трактовке философии и ее проблем. Не менее влиятельными были и течения, которые сознательно противопоставляли себя естественнонаучному познанию с господствующим в нем рационализмом - иррационалистические течения. Они, вообще говоря, не отвергали науку, ее практическое значение для человеческой жизни, но отказывались видеть в ней адекватный способ познания окружающего мира и самого человека.[12] Именно Серен Кьеркегор стал одним из основоположников иррационализма На первый план С. Кьеркегор выдвигает проблему человека. Никакие
научные рациональные методы, считал он, не годятся для познания человека. Человек и его экзистенция становятся для Кьеркегора, а затем и для очень широкого философского течения, предметом совершенно особого вненаучного, иррационального типа познания, насколько оно вообще считается возможным. Человек выходит за пределы науки как нечто абсолютно недоступное ей.[13] Итак, в центр своих философских размышлений Кьеркегор ставит проблему бытия единичного - единого и единственного человека. Чтобы объяснить особенность своей философии, Кьеркегор последовательно описывает и анализирует три "сферы существования" человека - эстетическую, этическую, религиозную. То есть жизнь человека в целом, как считает Кьеркегор, покоится на тех или иных правилах поведения, на тех или иных нормах и принципах отношения к жизни, т.е. на этике. Но этика различна и Кьеркегор различает три несводимых друг к другу типа жизни, выражающиеся в трех противоположных стадиях (уровнях) жизни. По сути, Кьеркегор говорит о трех различных этиках. Исторически первая стадия, на которой протекает жизнь человека, это эстетическая. Кьеркегор понимает эстетику как чувственность вообще, руководствуясь, по-видимому, лишь этимологическим аспектом слова. "на этой стадии человек обуреваем наслаждениями, одержим страстями. Это этика большинства, строящаяся на принципе: "срывай день". Крайним выражением эстетического бытия является эротика. Стремление постоянно искать чувственного наслаждения разлагает изнутри эстетического человека. Он становится пленником собственных устремлений. Неизбежно наступает пресыщение и ощущение бессмысленности существования, сопровождающееся отчаянием".[14] Второй стадией жизни человека является этическая. Этическая стадия противоположна эстетической. Основой этической этики является сознание ответственности и долга каждого человека перед другим человеком, перед человечеством. На этом уровне жизни культивируются постоянство и привычка, а основным требованием становится требование стать самим собой. В своей работе "Наслаждение и долг" (понятия, соответственно
коррелирующие с эстетическим и этическим началами жизни), Кьеркегор писал: Этическое, согласно Кьеркегору, — "нечто всеобщее, а всеобщее — это то, что применимо к каждому, что может быть, с другой стороны, выражено так: оно имеет значимость в каждое мгновение". Этика, как всеобщее, прекрасно действует в сфере социальности, подчиняя всеобщему любое движение индивида, она, в общем-то, всегда знает, что должен и когда должен делать индивид.[16] Такая дихотомия "эстетическое-этическое" получила полное освещение в работе "Или-или". "Или-или" Книга "Или-или" была опубликована 20 февраля 1843г. под вымышленным
именем: ее издатель — некий Виктор Эремита (то есть Победоносный Отшельник
или же Одинокий Победитель), в руки которого случайно попали записки,
сделанные двумя разными лицами, почему произведение и разбито на две части "Записки А." хаотичны и обрывочны, ибо эстетическое, то есть
атеистическое и не отягощенное моралью мировоззрение не может быть
представлено сколько-нибудь последовательно. Его жизнь — череда не
связанных между собой мгновений, потому что душа его никак не найдет точку
опоры. "Душа моя подобна Мертвому морю, — пишет он, — через которое не
может перелететь ни одна птица: на полпути она падает вниз и гибнет". "Записки Б." — это послания асессора к А., в коих он побуждает А. В заключение своего послесловия к "Или-или" Виктор Эремита высказывает мысль, что "Записки А." И "Записки Б." Принадлежат одному и тому же человеку, который прошел или, по крайней мере, продумал оба пути. Свое предположение издатель подкрепляет тем, что помещает на титульном листе книги подзаголовок: "Фрагмент жизни".[17] Отрицательное отношение самого автора к обоим началам бытия в работе Физиологическим основанием первой, эстетической нормы жизни (этики)
являются чувства, второй, этической - разум, третьей, религиозной - сердце. Религиозная этика не имеет ничего общего с первыми двумя, она противостоит им, впервые со времени Августина, выводя человека к истинному источнику бытия - вере. Единичное бытие не может покоиться ни на чем другом, кроме веры. "Вера - высшая страсть в человеке. Пожалуй, в любом поколении найдется много людей, которые даже не дошли до нее, но не найдется ни одного, который бы мог уйти дальше нее ... Я не скрываю, что мне еще далеко до веры, но я не пытаюсь на этом основании осквернять великое или обманывать себя, превращая веру в детскую болезнь, в безделицу, которую желательно поскорее оставить позади. Впрочем, и тому, кто еще не дошел до веры, жизнь ставит достаточно задач, и при честном к ним отношении и его жизнь не останется бесплодной, хотя бы и не уподобилась жизни тех, кто понял и о брел величайшее - Веру"[19] Рассмотреть источник веры, ее специфику - задача небольшого сочинения "Страх и трепет" Кьеркегор выводит главным героем — рыцарем веры — библейского Авраама и стремиться узреть экзистенцию Авраама и его поступки сердцем. Чтобы от бессилия трепетала мысль. Рассмотрение веры, которую олицетворяет Авраам, позволяет увидеть его неповторимую единственность, несущую чудо. Авраам, по Кьеркегору, стал обладателем сокровищницы веры, остался в
памяти людей отцом веры и "не было на свете человека, подобного по величию Итак, вера является тем инструментом, с помощью которого человек становится отличным ото всех людей, — он становится Единичным. Старик Авраам, стоя у подожженных дров с занесенным ножом на своего единственного сына - единственную свою надежду, Авраам "не усомнился и не озирался боязливо по сторонам, не докучал небу своими мольбами ... он знал, что от него требуется тягчайшая жертва, но знал также, что никакая жертва не должна[20] казаться слишком жестокой, раз Господь требует ее: и он занес нож". Авраам "верил против всякого разума". Чтобы пояснить отличие общее — этическое, (долг и ответственность) и
единичное,— веру, Кьеркегор придумывает различные варианты истории Авраама. Авраам этический, с наличием определенного долга и ответственности перед сыном, перед женой, мог бы вонзить нож себе в грудь, и таким прославился бы в мире, показав миру настоящую отеческую любовь. И в первом, и во втором случае перед нами предстал бы обыкновенный человек, которым руководят, соответственно, чувства или разум. Но библейский Авраам, собираясь в дорогу, оставил свой разум, но взял с
собой веру и все сбылось согласно вере Авраама. Вера Авраама, и об этом
постоянно твердит Кьеркегор, относилась к настоящей жизни. В этом пункте,
акцентирующем внимание на настоящую веру, (настоящую уже потому, что она
имеет место в настоящей жизни и в настоящее время - не в прошлом, не в
будущем), Кьеркегор противопоставляет свою веру - вере христианства. С этической точки зрения, Авраам хотел убить сына, поэтому его можно квалифицировать как убийцу. С точки зрения веры, Авраам просто верил, что бог не допустит зла. Явное противоречие между долгом и верой, между этическим и религиозным началами бытия выявляет страх, или чувство страха. Что укрепило руку Авраама и что удержало ее занесенную, не дав бессильно опуститься? Что укрепило душу Авраама, что у него не помутилось в глазах? - задает риторические вопросы Кьеркегор и называет Авраама вторым, после бога, отцом рода человеческого, который познал возвышенную страсть — безумие.[21] Все три стадии, которые проходит человек на пути к Богу, стадии на жизненном пути движения человека от неаутентичного к аутентичному существованию, вновь разбираются в "Стадиях жизненного пути". "Стадии жизненного пути" С 30 апреля 1845г. вышли в свет "Стадии жизненного пути". Их издатель, Автором второй части, озаглавленной "Некоторые доводы в защиту супружества", является асессор Вильгельм. "Влюбленность — это Божий дар, но лишь приняв решение вступить в брак, возлюбленные оказываются достойными этого дара". Этик выступает подлинным рыцарем. По мнению эстетика, женская красота знает один лишь возраст — раннюю юность. Этик не согласен: "В невестах женщина прекраснее, нежели в девичестве; как мать она прекраснее, нежели в невестах; как жена и мать она — точно сказанное к месту слово, а с годами она становится еще прекраснее". Асессор — воплощение нормы. Однако он подозревает, что существуют иные, недоступные его пониманию воззрения. Неслучайно свои послания к А. в "Или- или" он завершает проповедью некоего сельского священника, который поучает, что перед Богом мы всегда неправы. Осознает он свои пределы и в "Стадиях жизненного пути". Он способен
вообразить себе человека, которому жизненные обстоятельства мешают вступить
в брак; он допускает, что в исключительных случаях человек может разорвать
священные узы, причем ему, видимо, так и не дано узнать, был ли этот
разрыв повелением Бога, виновен он или не виновен: "все это превыше моего
разумения". Своими рассуждениями асессор, сам того не ведая, подготавливает
последнюю часть "Стадий жизненного пути", которая называется "Виновен?" — Таким образом, человек и его экзистенция становятся для Кьеркегора, а затем и для очень широкого философского течения, предметом совершенно особого вненаучного, иррационального типа познания, насколько оно вообще считается возможным. Человек выходит за пределы науки как нечто абсолютно недоступное ей. Заключение Итак, творчество Кьеркегора — это диалог автора с самим собой, а потому всякая попытка однозначной расшифровки, превращения в монолог мешает проникнуть в его истинное содержание и адекватно сформулировать поставленные в нем проблемы. Вместе с тем такая попытка чрезвычайно соблазнительна, ибо дает интерпретатору возможзность использовать для обоснования своих идей богатую и тонкую аргументацию Кьеркегора, заставить работать созданный датским мыслителем мир образов, включить в определенную систему описанные им экзистенциалы (если пользоваться термином, возникшим уже в XX веке). Вот почему в современной буржуазной философии существует так много интерпретаций Кьеркегорова учения: экзистенциалистская, протестантско-теологическая, фрейщдистская и даже католическая (несмотря на то, что Кьеркегор, как протестант, дает для нее слишком мало оснований). Итак, в ходе написания этой курсовой работы были выполнены следующие задачи: 1. Мы ознакомились с биографией философа; было показано становление этой личности как философа, начиная с самых ранних лет и заканчивая зрелым периодом его творчества; 2. были также определены важнейшие события и обстоятельства, такие как смерть отца, разрыв помолвки с Региной Ольсен, вызвавший общественное неодобрение и сыгравший одновременно роль катализатора в творческой жизни Кьеркегора, взаимоотношения с епископами Мюнстером и Мартенсеном — события, несущие след этого печального опыта во всех его работах; 3. были рассмотрены и проанализированы наиболее важные и значительные для понимания работы философа: "Повторение" (1843), "Понятие страха" (1844), "Философские крохи" (1846); 4. во второй главе была разобрана проблема экзистенции человека, рассмотрены три стадии человеческого бытия: эстетическая, этическая и религиозная. Первые две стадии были исследованы в контексте работы 1843 г. "Или-или", третья стадия — в работе "Страх и трепет" того же года. Все три вновь разбираются в "Стадиях жизненного пути". В работе "Или-или" Кьеркегор рассматривает Записки двух людей: А — эстетика и В — этика. Причем к обоим началам бытия сам автор относится отрицательно, предпочитая им религиозный уровень существования. Нужно также сказать, что этим произведением Кьеркегор ломает тысячелетнюю традицию западноевропейской философии: онтологические, логические, гносеологические проблемы уступают место проблемам этическим, моральным, а главной задачей философии становится обязанность сделать все от нее зависящее,чтобы человек мог стать самим собой. В произведении "Страх и трепет" рассмотрен источник веры, основание высшей стадии развития человека, стадии экзистенции. Такое рассмотрение веры, которую олицетворяет Авраам, позволяет здесь увидеть его неповторимую еднственность, несущую чудо. Выполнив задачи работы, были достигнуты и цели этой работы: познакомиться с личностью этого мыслителя; рассмотреть наиболее значимые для понимания его философии работы; показать особенность его взглядов на проблему бытия человека. Список литературы 1. Биллесков Янсен Ф.И. Сёрен Кьеркегор: жизнь и творчество Б.М.1994. 2. Быховский Б.Э. Кьеркегор. М.:"Мысль",1972. 3. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. М.: "Искусство", 1970. 4. Долгов К.М. От Киркегора до Камю.М.: "Искусство", 1990. 5. Иррационализм в середине XIX века http://nrc.edu.ru/ph/r4/index.html 6. Кьеркегор Серен. Страх и трепет. М.: Терра — кн.клуб: "Республика", 1998. 7. Подорога В.А. Метафизика ландшафта. М.: "Мысль", 1987. 8. Соколов Б.Г. Движение "против": Серен Кьеркегор и Лев Шестов. http://lmi.philosophy.pu.ru/PUTI/BSokolov.html 9. Суворова А.Н. Введение в современную философию http://www.philosophy/ru/edu/ref/suvorova/00.html К. Ясперс. http://sireo.narod.ru/Philo/Ques29/htm ----------------------- [11] Биллесков Янсен Ф.И. Сёрен Кьеркегор: жизнь и творчество Б.М.1994 с.6- [12] Иррационализм в середине XIX век. http://nrc.edu.ru/ph/r4/index.html [14] С. Кьеркегор, Ж. П. Сартр, К. Ясперс. Экзистенциализм — философия
существования. http://sireo.narod.ru/Philo/Ques29/htm [21] Суворова А.Н. Введение в современную философию
http://www.philosophy/ru/edu/ref/suvorova/00.html |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |