|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Конспект и анализ первоисточников: Аристотель О душе. Платон ДиалогиКонспект и анализ первоисточников: Аристотель О душе. Платон Диалогисмотреть на рефераты похожие на "Конспект и анализ первоисточников: Аристотель О душе. Платон Диалоги " Конспект и анализ первоисточников Аристотель “О душе”. Платон “Диалоги”. 12.03.2001 г.Севастополь Курсивом выделены комментарии автора конспекта. Аристотель "О душе". Признавая познание делом прекрасным и достойным, но ставя одно знание выше другого либо по степени совершенства, либо по тому, что оно знание о более возвышенном и удивительном, было бы правильно по той и другой причине отвести исследованию о душе одно из первых мест. Думается, что познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы. Ведь душа есть как бы начало живых существ. (Здесь душа рассматривается как сущность живых существ.) В большинстве случаев, очевидно, душа ничего не испытывает без тела и не действует без него, например: при гневе, отваге, желании, вообще при ощущениях. Но больше всего, по-видимому, присуще одной только душе мышление. Если мышление есть некая деятельность представления или не может происходить не может происходить без представления, то и мышление не может быть без тела. Если же имеется какая-нибудь деятельность или состояние, свойственные одной лишь душе, то она могла бы существовать отдельно от тела. По видимому, все состояния души связаны с телом: негодование, кротость, страх, сострадание, отвага, а также радость, любовь и отвращение; вместе с этими состояниями души испытывает нечто и тело. Если же движение не есть сущность души, то душа двигалась бы вопреки своей природе. Тяжко должно было бы быть для души быть соединенной с телом и не быть в состоянии освободиться от него, более того она должна была бы избегать его, если только уму лучше не быть связанным с телом, как это обычно утверждают и как с этим многие соглашаются. (Мышление завязано на ощущениях и чувствах, а также волевых импульсах, для которых, по сказанному, необходимо тело. Из сказанного можно сделать вывод о неотделимости души от тела. Но при этом не рассматривается возможность существования различных тел, воплощающих душу после смерти физического тела.) Душа есть некая гармония, гармония есть же смешение и сочетание
противоположностей. Однако гармония есть определенное соотношение смешанных
частей или соединение частей., душа же не может быть ни тем, ни другим. (Не учтена возможность движения души в пространстве с использованием иных тел, кроме физического, а также возможность существования иных пространств, кроме физического.) Имеется еще больше оснований усомниться в том, что душа движется, если
обратить внимание на следующее, а именно: мы говорим, что душа скорбит,
радуется, дерзает, испытывает страх, далее, что она гневается, ощущает,
размышляет. Все это кажется движением. И потому можно было бы подумать, что
и сама душа движется. Но это вовсе не необходимо. Ведь если и скорбеть,
радоваться, размышлять - это именно движения, и все это означает быть
приведенным в движение, то такое движение вызывается душой(например, гнев
или страх - оттого, что сердце вот так-то приходит в движение; размышление (Душа способна меняться во времени, а изменение - движение. Ведь не станете же вы утверждать, что душа младенца не отлична от души старика.) Так как душе свойственно познавать, ощущать, думать, а также желать и
хотеть и вообще ей свойственны стремления, пространственное же движение
возникает у живых существ под действием души, и от нее также зависят рост,
зрелость, упадок, то спрашивается: следует ли приписывать каждое такое
состояние всей душе и мыслим ли мы, ощущаем, движемся, действуем или
претерпеваем все остальное всей душой или одно - одной ее частью, а другое (Тем не менее, душа каждой части растения будет отличаться от исходной
души целого растения, что говорит об ее изменчивости, а, следовательно, -
способности к движению. ) Если нужно обозначить то, что обще всякой душе, то это следующее: душа есть первая энтелехия естественного тела, обладающее органами. По этому и не следует спрашивать, есть ли душа и тело нечто единое, как не следует это спрашивать (есть) ни относительно воска и отпечатка на нем, ни вообще относительно любой материи и того, материя чего она есть. Ведь хотя единое и бытие имеют разное значение, но энтелехия есть единое и бытие в собственном смысле. (Тем не менее единое может различаться по составу, оставаясь единым.) Итак, сказано, что такое душа вообще, а именно: она есть сущность как форма (logos), а это - суть бытия такого-то тела, подобно тому, как если бы естественным телом было какое-нибудь орудие, например, топор. А именно: сущностью его было бы бытие топором, и оно было бы его душой. И если ее отделить, то топор перестал бы быть топором. И был бы таковым лишь по имени. Однако же это только топор. Душа же есть суть бытия и форма (logos) не такого же тела как топор, а такого естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя. Сказанное нужно рассмотреть и в отношении части тела. Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. Ведь зрение и есть сущность глаза, как его форма (глаз же есть материя зрения); с утратой зрения глаз уже не глаз. Разве только по имени, также как глаз из камня или нарисованный глаз. Сказанное же о части тела нужно приложить ко всему живому телу, а именно: как часть относится к части, так сходным образом совокупность ощущений относится ко всему ощущающему телу как ощущающему. Итак, душа неотделима от тела. Ясно также, что неотделима какая-либо часть ее, если душа по природе имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей. Но конечно ничто не мешает, чтобы некоторые части души были отделимы от тела, так как они не энтелехия какого-либо тела. Кроме того, не ясно, есть ли душа энтелехия тела в том же смысле, в каком корабельщик есть энтелехия судна. (Возникает вопрос: можно ли считать душу неотделимой от тела физического или же телом может быть и другой вид материи. В принципе, душой может обладать мышление и мысль, ибо значение и сущность мысли в данном случае была бы душой, а субстанция мысли - телом. При этом возникает возможность существования души на мысленном уровне, отличном от физического, что позволяет определенным образом сохранить матрицу тела и его сущность, а значит и душу на мысленном уровне и перенести в иное измерение даже при условии гибели исходного физического тела.) То, благодаря чему мы прежде всего живем, ощущаем и размышляем - это душа, так что она есть некий смысл и форма, а не материя или субстрат. О сущности мы говорим в трех значениях: во-первых она форма, во-вторых - материя, в третьих то, что состоит из того и другого. Из них материя есть возможность, форма - энтелехия. Так как одушевленное существо состоит из материи и формы, то не тело есть энтелехия души, а душа есть энтелехия некоторого тела. Поэтому правы те, кто полагает, что душа не может существовать без тела, и не есть какое - либо тело. Ведь душа есть не тело, а нечто, принадлежащее телу, а потому она и прибывает в теле, и именно в определенного рода теле, и не так, как наши предшественники приноравливали ее к телу, не уточняя при этом, что это за тело и каково оно, тогда как мы видим, что не любая вещь воспринимается любой. Тот же вывод должен быть получен путем рассуждений. Ведь естественно, что энтелехия каждой вещи бывает только в том, что вещь есть в возможности, то есть в свойственной ей материи. Итак из сказанного видно, что душа есть некоторая энтелехия и смысл того, что обладает возможностью быть таким одушевленным существом. (Однако, раз душа обладает мышлением и ощущением, она может сама по себе содержать душу, являющейся смыслом и формой мышления и ощущения, что приводит к возможности существования души в душе. Если же мышление есть тело, то оно способно содержать душу. В этом случае при условии отделимости мышления от физического тела возможно перемещение души вне физического тела и вне зависимости от него.) Растительная душа присуща и другим, а не только растениям. Она первая и самая общая способность души. Благодаря ей жизнь присуща всем живым существам. Ее дело - воспроизведение и питание. Действительно, самая естественная деятельность живых существ, поскольку они достигли зрелости, не изувечены и не возникают самопроизвольно - производить себе подобное, дабы по возможности быть причастным вечному и божественному. Ведь все существа стремятся к нему, и оно - цель их естественных действий. Цель же понимается двояко: ради чего и для кого. Так как живое существо не в состоянии постоянно соучаствовать в вечном и божественном (ибо не может преходящее вечно оставаться тем же и быть постоянно в едином по числу), то каждое из них причастно божественному по мере своей возможности: одно больше, другое меньше и продолжает существовать не оно само, а ему подобное, оставаясь единым не по числу, а по виду. (Данное заключение позволяет предположить многослойную структуру души. Растительное начало души, заключенное в питании есть способность,
которая сохраняет существо, обладающее ею таким, каково оно есть. А пища
обеспечивает его деятельность; поэтому существо, лишенное пищи, не может
существовать. Мы различаем троякое: питающееся, то, чем оно питается, и то,
что питает. То, что питает - первая душа. Питающееся - тело, обладающее
душой. То, чем тело питается - пища. Так как справедливо все назвать в
соответствии с целью, цель же состоит здесь в воспроизведение себе
подобного, то первой душой следует называть способность воспроизведения
себе подобного. И так как то, чем питается тело двоякого рода, то
необходимо, чтобы всякая пища могла перевариваться, а переваривание пищи
вызывается теплом, поэтому все одушевленное обладает теплом. Так как душа
отличается главным образом двумя признаками: во-первых - пространственным
движением, во вторых - мышлением, способностью различения и ощущения, то
может показаться, будто мышление и разумение суть своего рода ощущения. Некоторым образом душа есть все сущее. В самом деле, все сущее это
либо воспринимаемое чувствами, либо постигаемое умом, знания же есть в
некотором смысле то, что познается, а ощущение это то, что ощущается. Душа животных отличается двумя способностями: способностью различения,
которая осуществляется размышлением и ощущением, и способностью приводить
пространственное в движение. Так что же такое то, что приводит животное в
пространственное движение? Очевидно, что движет та способность души,
которая называется стремлением. Для тех же, кто различает части души,
поскольку они различают и разделяют ее в соответствии со способностями,
этих способностей очень много: растительная, способность ощущений,
мыслительная, воля, наконец, способность стремления; все они в большей мере
отличаются друг от друга, чем способность желания от способности страстей. (Интересно отметить, что, считая душу способной мыслить и чувствовать, осознавать в ощущениях, а также учитывая многослойность души, мы подразумеваем возможность выделения ощущений и пониманий более низких уровней души по отношению к нашему основному уровню. Это открывает путь к мысленно-ощутительному моделированию сознания и понимания тех животных, которые ниже нас по уровню души. Однако, экстраполяция на более высокий уровень, чем наш, довольно затруднительна и не может дать надежных результатов в понимании.) Итак, всему, что живет и обладает душой, необходимо иметь растительную
душу от рождения до смерти: ведь необходимо, чтобы родившееся росло,
достигало зрелости, и приходило в упадок, а это невозможно без пищи; таким
образом необходимо, чтобы растительная способность была у всего того, что
растет и приходит в упадок. Ощущение же не необходимо свойственно всем
живым существам. Ведь те, у которых тело простое, не могут иметь осязания, Тело, обладающее ощущением должно быть или простым, или сложным. Но
простым оно не может быть, ведь в таком случае оно не имело бы осязания, а
осязание иметь необходимо. Это ясно из следующего, а именно: так как
животное есть одушевленное тело и всякое тело есть нечто осязаемое,
осязаемое же есть то, что воспринимается осязанием, то необходимо, чтобы
тело животного было способно к осязанию, если животное должно сохраняться,
ибо остальные чувства воспринимают через иное; таковы обоняние, зрение,
слух. Если же непосредственно соприкасающееся с чем-то существо не будет
обладать ощущением, то оно не сможет одного избегать, а другое приобретать. (Интересно, а каким образом существо знает, что дает ему осязание, и
способно интерпретировать ощущения? Звук, цвет, осязание - то, что рождает
ощущения. Но что позволяет различать ощущения как, скажем, "положительные"
и "отрицательные"? Этот механизм кроется не в самом осязании, а
следовательно он может быть равносильно отнесен и к зрению, и к слуху. В
этом случае осязание не являлось бы первичной необходимостью для жизни. В
то же время любое другое чувство рождает ощущения, а, следовательно, может
в некотором роде являться осязанием, но в иной информационной плоскости. Итак, душа есть причина и начало живого тела. О причине говорится в
различных значениях. Подобным же образом душа есть причина в трех смыслах,
которые мы разобрали. А именно душа есть причина, как то, откуда движение,
как цель и как сущность одушевленных тел. Что душа есть причина в смысле
сущности - это ясно, так как сущность есть причина бытия каждой вещи. А у
живых существ быть означает жить. Причина же и начало этого - душа. Таким образом ясно, что рассмотрение каждой отдельной души и ее способности есть наиболее подобающее исследование самой души. (Думаю, причина и цель составляют своеобразный фундамент души, являются ее ядром, но сверху существует еще много слоев различного рода, значение которых еще предстоит выяснить и определить. Аристотель не рассматривает возможность существования тел, имеющих иную природу, нежели физическое тело, а следовательно имеющих возможность воплощать душу или ее часть вне физического тела и позволять ей совершать движения вне физического пространства. Так как душа в принципе может существовать в субстанции мысли и мышления, то она может свободно существовать и сохраняться вне физического тела при условии независимости мышления и мысли от такового.) Платон. Диалоги. Он( т.е. Клиний) молод и естественно его юность внушает нам опасение как бы кто-нибудь не опередил нас , не направил его ум на другое какое-то дело и тем самым не погубил. Вся жизнь человека представляет собой гигантскую сеть разветвлений, путей, вариантов, а в период детства и молодости эта сеть наиболее густа. Поэтому выбор должен производиться между многочисленными альтернативами. Правильный выбор важен по причине далеко идущих последствий. Ибо, как в решении диф. уравнения при плохой устойчивости незначительные вариации начальных условий приводят к глобальным изменениям в получаемых решениях, так и на старте жизни малые воздействия могут в корне поменять дальнейший путь развития человека. Любое стороннее воздействие может привести к непредсказуемым последствиям, поэтому отец особенно обеспокоен тем, какое воздействие окажет на юношу окружение (и в первую очередь его сверстники). Все рожденные существа созданы, по-видимому, на один лад: после того, как
посаженое растение получит жизнь, начинается трудный длительный и тяжкий
уход за ростком. Нечто подобное происходит с человеком. Отец о своем сыне: до сих пор я удерживал его увещеваниями, но поскольку далее удерживать его я не в силах, полагаю, что лучше всего будет уступить ему, иначе, общаясь с кем -либо без моего ведома , он может погибнуть. Демодок является действительно мудрым родителем и хорошим психологом, так как понимает, что человека (особенно развивающегося) невозможно удержать от совершения различных действий, что помогают изучать новое. Лучшим вариантом будет уступить, но проинструктировать о возможных последствиях. Пусть человек сам делает выбор: делать или не делать. Увещевания - своеобразный инструктаж. Человек узнает сначала теоретически и далее (при желании) может испытать это практически. В случае же прямого запрещения родителями некоторых действий слабая личность может быть подавлена, что еше более ее ослабит, а это недопустимо при воспитании человека, которому предстоит жить в этом "прекрасном и яростном" Мире. Сильная же личность пойдет против запрета и может совершить ненужный поступок лишь с целью самоутверждения, но не с целью познания, а это разные вещи. Тем более, что , быть может, при ином подходе, человек не совершил бы такого поступка, но неверный подход родителей подтолкнул его к этому. Оптимальным вариантом является предварительное разъяснение предмета и последствий действий без нажима и предоставления возможности провести этот опыт под наблюдением, дабы уберечь от наиболее негативных последствий. Но позволить набить свою шишку желательно, ибо, как ни жаль, очень часто люди учатся лишь на своих ошибках, так пусть легкие ошибки послужат своеобразной прививкой от серьезных ошибок. Мыслят существа, имеющие душу. Познаю, а именно думаю. По Платону - душа - это то, что мыслит, познает, чувствует. В некотором смысле "думание" можно назвать познанием, ибо то, что рождается в нашем разуме в процессе мышления является результатом конструктивного синтеза из уже имеющегося в нем, а следовательно не существовало до момента мышления и возникает и познается в процессе мышления. - ну а животными - сказал он, - ты называешь то, что имеет душу. Да, отвечал я Вопрос в том, что считать животными, богами и человеком. Сократ считает все
живое наделенным душою, а следовательно и растения, и животные (в нашем
понимании), и человек, и те существа, что стоят выше человека, являются
наделенными душою и мыслящими, а следовательно животными от слова "живот" -
жизнь. Но уровни мышления качественно различаются на разных ступенях
развития - от растений до высших существ. С каждой ступенью развития
сознание расширяется и получает новый верхний слой. При достаточном знании
животного( особенностей поведения, сенсорного восприятия и т.д.) можно
затормозить часть своего сознания, выделить его фрагмент и промоделировать
сознание и мышление низших относительно человека животных, тем самым
приблизившись к пониманию. Люди и все прочие вещи расположенные на грани неких двух (начал) и причастны к ним обоим, когда находятся посредине между благом и злом, сказываются хуже блага и лучше зла; те, что слагаются из двух разнородных благ, хуже каждого из них в том, что в отношении чего каждое из них хорошо; и лишь те, что слагаются из двух разнородных зол и расположены посредине между ними, лучше каждой из двух зол, которым они причастны. Это может быть справедливо при условии отсутствия формирования нового качественного уровня из промежуточного состояния. При условии полной автономии начал это будет сходно с интерференцией двух волн: при различных сочетаниях и пропорциях возможны максимумы, минимумы и промежуточные состояния. Формулировка Сократа может быть справедлива лишь для усредненных промежуточных состояний. Нужно почитать всякого, кто заявляет, что он хоть как-то печется о разуме, и кто мужественно проводит в жизнь свое дело. "Обещать - не значит жениться" = "Заявлять - не значит делать". Да и делать
можно по-разному. Мне начинает представляться безумием, что я в остальном проявив столько старания о детях - и в смысле брака, чтобы они родились от благороднейшей матери, и в отношении состояния, чтобы дать им побольше средств - о воспитании их вдруг не позабочусь. Средств должно быть не "побольше", а достаточно для жизни и развития. Если
ребенку средств, по его мнению, мало, то пусть сам позаботится о том, чтобы
их заработать. Но то количество, которого ребенку достаточно, зависит от
понимания ребенком своих потребностей, а , следовательно, от воспитания. Блажен ты, Гиппий, если каждую олимпиаду пребываешь в святилище столь уверенным в расположении твоей души к мудрости: я был бы удивлен, если бы кто-нибудь из атлетов входил туда столь же бесстрашно и с такой же уверенностью в готовности своего тела к борьбе в какой ты по твоим словам пребываешь относительно своего разума. Сократ подчеркивает, что именно душа человека предрасположена к мудрости и отвечает за его рассудок и разум. Моя уверенность, Сократ, вполне обоснованна: с тех пор, как я начал участвовать в олимпийских состязаниях, я никогда ни в чем не встречал никого мне равного. Гармония - залог успеха. При гармоническом равновесии между развитием души и развитием тела получается наиболее устойчивая и продуктивная система. При дисбалансе же снижается продуктивность во всех сферах деятельности. При наличии баланса возможна наибольшая отдача, чему примером является превосходная физическая и психологическая подготовка Гиппия. Так будь столь любезен и не откажись исцелить мою душу, ибо, искоренив невежество моей души, ты сотворишь мне гораздо большее благо, чем если бы ты излечил болезнь моего тела. Сократ полагает, что душа преобладает над телом, и болезнь души (в частности, невежество) гораздо страшнее болезни тела. Это понятно, если душа - это и есть человек, ибо тогда болезнь души - настоящая болезнь человека, тогда как болезнь тела - лишь неполадки в оболочке (как дыры на одежде). Более того, известно, что "дух врачует тело", и если человек здоров духовно, то он будет здоров и физически. Достойному человеку свойственно чинить несправедливость добровольно, а
недостойному - невольно, коль скоро достойный человек имеет достойную душу? Не стоит понимать данное высказывание, как если бы достойный человек активно творил несправедливость. Как раз наоборот - он до последней возможности будет избегать этого, но если же ему придется сотворить несправедливость, он это сделает с полным сознанием сотворяемого, своей вины и последствий, в то время как недостойному не свойственно осознание степени несправедливости и вины в полной мере. Тем не менее не стоит абсолютизировать данное определение, ибо жизнь слишком сложна, чтобы свести ее к каким-либо схемам, и в разных обстоятельствах разные люди могут поступать по разному. Нет жесткого критерия, определяющего, достоин ли человек. Совершенно то, что делается в соответствии с правилами искусства. Не спорю, но где область определения данных правил и что за ней? Алквиад: Почему ты не веришь, что я иным путем мог узнать, что такое
справедливость и несправедливость? В данном диалоге Сократ не учитывает возможность узнать что-либо без обучения и без поиска. Автоматическое обучение окружающим миром - одна из возможностей приобретения определенного знания. При этом человек накапливает информацию и по мере достижения определенного ее количества появляется качественно новое - знание, не являющееся непосредственным знанием накопленных фактов. Переход количества в качество происходит далеко не всегда посредством каких-либо усилий со стороны человека. Он не ищет этого перехода и не осознает, что что-либо ему не известно. Следовательно, он приобретает знания без определенного усилия. Тем не менее это можно в некоторой степени отнести к иным вариантам приобретения знания, как то обучение обстоятельствами и окружающим миром и открытие в самом себе нового знания, но это не требует осознания незнания.
Пассивное обучение часто является источником знаний для людей и животных. Сократ: назовем ли мы знатоками какого-либо предмета людей столь сильно
расходящихся во мнениях по поводу этого предмета, что в пылу спора они
чинят друг другу крайние насилия? Когда люди не сходятся во мнениях, это не означает что один из них невежда Алквиад: Я думаю, мой Сократ, афиняне и все остальные эллины редко задаются вопросом что справедливо, а что несправедливо. Они считают, что это само собою ясно. Поэтому, отложив попечения о справедливости, они заботятся лишь о пользе дела. Ведь справедливое и полезное, как я полагаю, - это не одно и то же: скольким людям, чинившим величайшую несправедливость, это принесло выгоду, в то время, как другим, хоть и вершившим справедливые дела, по- моему, не повезло. Возможно, на первых парах несправедливость и приносит видимую пользу, но
это еще вопрос, ибо неясно, что считать пользой. Богатство, власть и сила Человек - это душа. Душа представляется самым смыслом, самой сущностью человека, тогда как телу отводится лишь роль оболочки, вещи, принадлежащей сущности. Но не следует ли считать тело частью души, ибо человек без тела уже не человек, а нечто качественно другое, как и нож без лезвия.
Сократ: Я очень опасаюсь того, чтобы ты, став приверженцем народа, не развратился: ведь это приключилось уже со многими достойными афинянами. Сократ понимает, что не внешняя красота определяет человека, а его личность, душа, и , пока душа не развращена и способна совершенствоваться, это - человек. Никакая красивая обертка не заставит мудрого человека съесть кусок грязи, в то время как и в невзрачной обертке хорошая конфета остается привлекательной и желанной.
Интересная мысль, но кто же эти другие, кто вместо заботы о своей душе
должны заботиться о вашем теле и имуществе, в то время как вы
совершенствуете душу? Сократ: Значит, мой милый Аквиад, и душа, если она хочет познать самою
себя, должна заглянуть в душу, особенно же в ту ее часть, в которой
заключено достоинство души - мудрость, или же в любой другой предмет,
коему душа подобна. Когда смотришься в зеркало, не следует забывать, что это только зеркало, а оно может быть и кривым, и замутненным. Но даже самое идеальное зеркало не способно показать предмет таким, какой он есть. Не все, что видишь, стоит принимать на веру. Сократ: В самом деле, мой милый Аквиад, если у кого-либо (будь то частное лицо или государство) есть возможность делать все, что ему вздумается, а ума при этом нет, какая ему может быть уготована судьба? Например, если бы больному была предоставлена возможность делать все, что он вздумает, при том, что он не обладает разумом врача, и он будет действовать, как тиран, тоесть не сумеет себя обуздать, то каков будет его удел? Разве не погубит он скорее всего свое тело? Знание еще не гарантирует правильность действий. Особенно, если это касается человека лично. Добродетель присуща свободе! Добродетели необходима свобода для проявления, но свобода далеко не всегда связана с добродетелью. К тому же, свобода - сестра пустоты. Порочность - рабское свойство. Отнюдь не согласен. Если только рабство не считать пороком или порок рабством, то между ними нет прямой и однозначной зависимости. Рабство непостоянно, а порочность имеет относительно продолжительный период существования. Тем не менее, нет ничего неизменного, и быть рабом порока можно лишь по своей воле, но это уже не рабство. Алквиад: Но решено: с этого момента я буду печься о справедливости. Народ и на данный момент является большой силой, лишенной коллективного разума, а это довольно опасное сочетание. В толпе лишь немногие способны сохранить себя и не поддаться влиянию массы. Но масса не является достаточно сознательной и организованной, а потому может легко стать разрушительной и неуправляемой (примером служит дикий случай, когда толпа раздавила нескольких человек просто стремясь укрыться от дождя под навесом), и сопротивляться толпе - задача нелегкая для одиночек. Скорее всего будешь не понят и раздавлен. Гитлер отмечал, что чем меньше в речи нагрузки на разум, но больше на эмоции и чувства, тем скорее речь достигнет ушей толпы и будет понята и принята, а это достаточно четко определяет характер такого качественного образования, как человеческая масса. Сократ: Итак, Лакет и Никий, поскольку Лисимах и Мелесий пригласили нас на
совет относительно своих сыновей, заботясь о том, чтобы души их стали коль
можно достойнее, нам следует показать им также, какие у нас были учители Вопрос правильного выбора учителя особенно важен для родителей, ибо от учителя во многом будет зависеть то, каким станет их ребенок в будущем и ошибка не может быть допущена, ибо исправить ее будет очень сложно. Ребенка можно сравнить с только что затворенным гипсом, который еще жидок и способен принять произвольную форму. Задай неверную форму, не задай ее вообще или опоздай с заливкой, и гипс схватится и изменить уже что-либо кардинально будет невозможно. А учитель есть составная часть формы и в случае неправильного выбора не только будет получен негативный результат, но и утеряна возможность получить позитивный результат и даже просто что-то в корне исправить. Как потом ни шпаклюй отливку, если она не удалась в начале, шпаклевка погоды не сделает. (Особенно, если отливка треснула, что возможно и при неправильном воспитании.) Сократ: Ссылаясь на многих, ты прибегаешь не к очень-то серьезным учителям. Необходимым атрибутом личности является ее индивидуальность, а для этого при ее формировании необходим избыточный и разнообразный поток информации, который могут дать лишь люди, причем их должно быть много, иначе новая личность может пойти по пути подражания, а это я считаю негативным. Поток также должен обладать определенной долей противоречивости, что необходимо для развития личности и обучения ее навыкам индивидуального выбора и анализа. Для этого также необходим большой поток информации от многих людей, причем они должны быть разными и не предлагать "истину в конечной инстанции", которой просто быть не может в человеческом мире. И то, что человек чего-то не умеет, вовсе не означает, что он не умеет ничего. К примеру, я не умею играть ни в шашки, ни в шахматы, ни в карты (имеется в виду играть, а не переставлять фигуры), а следовательно я не могу и научить других в них играть. Однако, это не означает, что я не умею работать с компьютером на определенном уровне и не смогу обучить пользованию или азам программирования. Никий: Мне кажется, ты не знаешь, что тот, кто вступает с Сократом в тесное
отношение и начинает с ним доверительную беседу, бывает вынужден, даже если
сначала разговор идет о чем-либо другом,… Редкий человек может получить удовольствие от того, что ему говорят, где и в чем он не прав. Лишь немногие могут принять упрек, замечание без раздражения, но как руководство к действиям по самоулучшению. Но это и является одним из признаков мудрости, ибо со стороны недостатки виднее и часто отношение окружающих есть ни что иное, как зеркало, в которое неплохо было бы периодически смотреться.
Аксиох: Уж не знаю как, но по мере моего приближения к ужасному, все превосходные и мужественные речи незаметно улетучиваются и теряют свой вес, а вместо них поселяется страх изменчиво терзающий ум и подсказывающий мне, что если я окажусь лишенным этого света и этих благ, то буду лежать где-то незримый и безвестный, погребенный в земле, гния и превращаясь в червей и ночных чудовищ. Пугает не столько сама смерть, сколько неизвестность, ибо даже заявления
тех, кто сумел оттуда вернуться, до сих пор подвергаются сильным сомнениям,
хотя таковые являются неплохим лекарством от страха. Мне нравится
высказывание Дж. Эд. Челленджера из "Отравленного пояса" А. Конан-Дойла: " Когда душа водворится в подобающее ей место, тело, оставшееся без нее, землеподобное и неразумное, не будет уже человеком. Мы - это душа, бессмертное существо, запертое в подверженном гибели узилище. Обитель эту природа дала нам по причине сущего зла, и радости наши в ней бывают поверхностны, легковерны и сопряжены с многочисленными страданиями, печали же полновесны, длительны и лишены примеси радости. А болезни, воспаления органов чувств и прочие внутренние недуги, которые душа, рассеянная в порах нашего тела, чувствует поневоле, заставляет ее страстно стремиться к небесному, родственному ей эфиру и жаждать тамошнего образа жизни, небесных хороводов, стремится к ним. Так что уход из жизни есть ничто иное, как замена некоего зла на благо. Не стоит считать, что душа помещается в тело по злому умыслу для страданий и иллюзий, ибо тогда какой смысл в приобретении опыта, знаний, навыков? Не стоит ли расценивать подобную экспедицию на Землю, как некую тренировочную и обучающую миссию? Не станет же Сократ отрицать факт обучения при жизни и ценность такового опыта. В самом деле, какой образ жизни или какое избранное кем-то ремесло не подвергаются позднее нареканиям и не вызывает у человека сетований по поводу своего положения? Но, мой Аксиох, раз ты благороднейшее из занятий считаешь самым ужасным из всех, как станем мы расценивать прочие виды занятий? Каким бы ни были занятия, они дают опыт, а опыт, по всей видимости, - это цель жизни. Страдания также дают опыт, причем не познав плохого трудно оценить хорошее. Аксиох: Меня же печалит утрата благ жизни. Это говорит о том, что определенные блага жизни ему повезло испытать. Но
блага изменчивы при жизни и уходят при смерти. Не стоит переоценивать
преходящее и огорчаться по поводу его ухода. Мне нравится такое
высказывание: " Никогда не гонись за женщиной, троллейбусом и денежной
реформой - за первой всегда следует другая." Думаю, это можно отнести и к
благам. Потеряешь одни - обретешь другие. Такова жизнь и в этом ее прелесть Существует немало прекрасных рассуждений о бессмертии души. Ведь смертная
природа никоим образом не могла бы объять и свершить столь великие дела:
презреть преобладающую силу зверей, пересекать моря, воздвигать большие
столицы, учреждать государства, взывать на небеса… Природа наша
запечатлевает в памяти на вечные времена события, происходящие в космосе;
все это было бы недоступно душе, если бы ей не было присуще некое поистине
божественное дыхание, благодаря которому она обладает проницательностью и
познанием столь великих вещей. Интересная и заманчивая картина, но простое созерцание и покой не могут принести счастья, а , следовательно, человек должен жить и творить и после смерти, а не предаваться покою. Отдых, конечно, нужен, но не вечный. Без будущего настоящее не имеет смысла. Созерцание я бы предпочел сочетать с периодическим участием в событиях и вмешательством с целью коррекции ряда ситуаций. Клитофонт пересказывает слова Сократа: Не самое разумное решение - оно призвано обезопасить других, но не помочь человеку научиться пользоваться душой и стать личностью. Да и как и по каким критериям имеем мы право и возможность решать, что лучше для такого человека? Тем более, что умение пользоваться душой не заложено в человеке от рождения. Человек должен научиться пользоваться душой. Иначе получается, что человеку лучше не рождаться. "Минос" Земной царь есть лишь один из людей, обладающий властью. Но это не
исключает возможность, что он допустит ошибку(но увеличивает эту
возможность). Следовательно, законы царя не могут претендовать на звание
лучших. Тем более, если они созданы одним человеком. Лишь личность при
своем индивидуальном развитии может выработать для себя законы, которые
могут и отличаться от общепринятых законов. Это не всегда означает их
неприемлемость. Какими бы ни были законы общества, царя или кого-либо
иного, устанавливающего законы, личность все равно живет по своим законам,
которые могут соответствовать общим законам, а могут и не соответствовать. "Эриксий" Забавно, но почему тогда таким дорогим богатством, как здоровье, зачастую дорожат меньше всего? Сократ: А если бы кто сейчас, подойдя к нам, спросил: "Сократ, а также вы, Понятие счастья субъективно и часто актуально высказывание "хорошо там, где
нас нет". Лишь немногие считают и чувствуют себя счастливыми. Людям
кажется, что, имей они то, что имеют другие, они были бы счастливы, но
когда они получают желанное, то находится что-то еще, что им еще недостает.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |