|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Конспект статьи А.Ф. Лосева Русская философия по его книге Философия. Мифология. Культура.Конспект статьи А.Ф. Лосева Русская философия по его книге Философия. Мифология. Культура.смотреть на рефераты похожие на "Конспект статьи А.Ф. Лосева Русская философия по его книге Философия. Мифология. Культура." Конспект статьи А. Ф. Лосева “Русская философия” по его книге “Философия. Мифология. Культура.” Выполнила: студ. группы 203н Тимербаева Г.Ф. Проверила: Потёмкина В.Н. Уфа 1999. ПЛАН ВВЕДЕНИЕ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А.Ф.ЛОСЕВА. 3
ОБЩИЕ ФОРМАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ 5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14 ВВЕДЕНИЕ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО А.Ф.ЛОСЕВА. Алексей Федорович Лосев родился 23 сентября 1893 г. на юге России в г. Новочеркасске. Отец его был одаренным музыкантом, со склонностью к беспорядочной жизни, что и привело его к уходу и из гимназии, и из семьи, где он оставил жену и сына-младенца. Это была женщина строгих правил, беззаветно любившая сына и сделавшая все для того, чтобы он, окончив гимназию, уехал в Москву, в университет. Алексей Федорович постоянно с огромной любовью вспоминал свою
гимназию. Здесь читали Эсхила, Софокла, Данте, Гёте, внушили страсть Лосеву
к древним языкам, греческому , латыни. Ко времени окончания гимназии В 1916 г. вышли из печати одна за другой три его работы. Первая
из них – «Эрос у Платона» – связана с античностью, а две другие посвящены
философии музыки ( « О музыкальном ощущении любви и природы» и « Два
мироощущения»). Жизненно важная для всего его творчества проблематика
находит выражение в задуманной С.Н.Булгаковым, Вяч.Ивановым и А.Ф. Лосевым
в 191118г. серии книг по русской религиозной философии. Этот замысел не
был осуществлен. Возможно, что обобщающая статья А.Ф. Лосева «Русская
философия» была одним из результатов намечавшегося издания. Этастатья ,
написанная в1918 г., вышла в 1919г. в Цюрихе на немецком языке в книге Особый интерес вызывает его статья «Русская философия». Здесь многообразие и многосторонность русской самобытной философии не поддаются классификации и точным формулировкам. Автор всё время подчеркивает , что в русской философии «теория» также постоянно связана с практикой, с внутренним подвигом. Он с сожалением говорит о том , что увлеченные системами западные ученые вряд ли серьезно отдались бы её изучению , т.к. даже сами русские немного и неохотно занимаются своими философами. Они больше переживают свою философию, потому-то они так мало знают своих философов, потому-то и лишена философская мысль теоретического исследования и даже описания . В своей статье «Русская философия» Лосев льет свет на самобытную русскую философию и приводит примеры характерного для неё способа рассуждения. Он указывает на то направление, в котором до сих пор она двигалась, проделавши путь от идиллического романтизма славянофилов до апокалипсической мистики современности. А.Ф.Лосев считает, что систематизация русской философской мысли – задача отдаленного будущего. ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ ОБЩИЕ ФОРМАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ В первой главе своей статьи А.Ф.Лосев размышляет о том, как осуществляется познание , только ли в русле мышления. И сразу же поясняет, что русская философия являет собой до-логическую, до-систематическую, сверхлогическую, сверхсистематическую картину философских течений и направлений. Несмотря на многочисленный ряд мыслителей , еще никто в России не оставил после себя цельной, замкнутой философской системы, охватывающей своими логическими построениями всю проблему жизни и её смысла. И он говорит , что русская философия является насквозь интуитивным, мистическим творчеством, у которого нет времени и охоты заниматься логическим оттачиванием мыслей. Впервые философские интересы пробуждаются в России в 18 в., когда
русский ум был затронут идеями французского Просвещения и просвещенного
абсолютизма. На смену им пришел немецкий идеализм. Но ни славянофилам, ни
западникам, ни пришедшему на смену материализму и западничеству
идеалистическому направлению , ни даже наиболее плодовитому философу Несколько с другой точки зрения сущность русской философии характеризуется Волжским: «Русская художественная литература – вот истинная русская философия, самобытная, блестящая философия в красках слова, сияющая радугой мыслей, облеченная в плоть и кровь живых образов художественного творчества.» В конце первой главы автор кратко формулирует общие формальные особенности русской философии. 1. Русской философии чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям, а только посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности. 2. Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью, поэтому она часто является в виде публицистики, которая берет начало в общем духе времени, со всеми его положительными и отрицательными сторонами, со всеми его радостями и страданиями, со всем его порядком и хаосом. 3. Художественная литература – кладезь самобытной русской философии. В прозаических сочинениях Жуковского и Гоголя, в творениях Тютчева, Фета, Толстого, Достоевского, Горького часто разрабатываются основные философские проблемы, само собой в их специфически русской , исключительно практической, ориентированной на жизнь форме. ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СУЩНОСТЬ САМОБЫТНОЙ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ Во второй главе мы знакомимся с содержанием русской философии. Опираясь на книгу В.Эрна «Г.С.Сковорода»(1912), автор выделяет три характерные тенденции в истории новой европейской философии: рационализм, меонизм, имперсонализм. Ко времени возникновения новой философии разум, ratio, выдвинулся в
качестве основного принципа всего миропонимания. Безвозвратно прошли
времена поэтов-философов Платона и Данте. Вместо живой гармонии цельного
логоса и музыкального народного мифа в новой философии сформировалось
понимание поэзии как чистого вымысла и развлекательности. Вторая тенденция является необходимым следствием первой. Если разум лежит в основании всего, то ясно, что все, не укладывающееся в границы и схемы этого разума, отбрасывается. Весь мир становится бездушным и механическим, он превращается в субъективную деятельность души. Все роковые последствия рационализма можно выразить одним словом – «меонизм»:вера в ничто. Богатство индивидуальной, живой личности непостижимо для
рационализма. Он мыслит категориями разума, вещественными категориями. Затем А.Ф.Лосев пытается сопоставить новую западноевропейскую
философию с русской. Основание первой – ratio. Русская философская мысль,
развившаяся на основе греко-православных представлений, кладет в основание
всего Логос. Ratio есть человеческое свойство и особенность; Логос
метафизичен и божествен. Русский философ так характеризует этот Логос: « Русская философия провозглашает восточно-христианский логизм,
полнокровный и беспокойный мистико-онтологический реализм. Постигая в себе
и предчувствуя негибнущее зерно, извечную мысль Божества, личность в
атмосфере логизма занимает центральное место. В логизме Бог – Личность, ФИЛОСОФИЯ Г.С.СКОВОРОДЫ, СЛАВЯНОФИЛОВ, ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА В последующих главах А.Ф.Лосев дает краткую характеристику учений
русских философов. Начинает он с русского философа 18в. Григория Основная идея философии Сковороды – антропологизм. Познание
возможно только через человека. Человек – это микрокосм. Познай самого себя Вторая основная идея системы Сковороды – мистический символизм. Это
очень важная черта и одна из оригинальных особенностей его философии. Из антропологического символизма возникает у Сковороды проблема В своем особом учении о Боге и мире Сковорода не расстается с избранной им точкой зрения антропологизма. Он познает мир и Бога как человек – посредством людей на путях самопознания. Как у человека два сердца, так и у мира две сущности, видимая и невидимая. В этом разделении двух сущностей Сковорода доходит до полного дуализма. Человек воскреснет, воскреснет и мир. Мистическая и практическая мораль Сковороды теснейшим образом связана с его метафизикой и теологией. Воля и разум в их божественной глубине суть одно и тоже, однако в –жизни они разорваны и мучительно стремятся к первоначальному единству. Воля могуча, однако слепа. Разум ясен, однако бессилен. Цель жизни состоит в том ,чтобы вернуться в отчий дом ,чтобы посредством разума уяснить , а посредством воли приблизиться к познанию истины. Счастье состоит в соответствии, в следовании собственной природе , в созидании, в работе над самоопределением в жизни, в тонкой восприимчивости велений своего духа, в счастье переживать собственное Я. Идиллический романтизм и апокалипсическое предчувствие конца – таковы начало и конец стержневого направления русской философии, с которым встречаешься в 19 в.. Лосев считает, что Сковорода был в 18в. провозвестником своеобразной русской философии, а все остальное до него было привозным и неорганичным. На пути познания глубин исконно русского мышления вслед за Славянофилы первыми выразили внутренний синтез русского народного духа и религиозного опыта восточной ортодоксии. В мировом потоке они сумели занять место своеобразное и оригинально выразить дух России и призвание. Славянофильство довело до сознательного, идеологического выражения вечную истину православного Востока и исторический уклад русской земли, соединив то и другое органически. Русская земля была для славянофилов прежде всего носительницей христианской истины, а христианская истина была в православной Церкви. Славянофильство означало выявление православного христианства, как особого типа культуры. Основателями славянофильства были А.Хомяков и И.Киреевский, теория познания которых основывалась на рассуждениях о единой, неразделенной духовной жизни. Они считали, что у западных народов «раздвоение в самом начале западного вероучения», считали их теории познания и онтологии худосочными, противопоставляя им свою общую соборную, т.е. церковную, теорию познания. Сам себя обосновывающий дух бессилен, он идет навстречу собственному разрушению, смерти. Разум и воля, находящиеся в моральном согласии с всеобъемлющим разумом, составляют основание всего. Хомяков видит истинный критерий познания в церковном общении, в любви. Русские философы видят в вере основание всей философии, в ней синтезируются и примиряются отдельные элементы знаний, в том числе и чисто рациональные. Такова эта теория познания целостного духа. Воля – вот что действительно отделяет субъект от объекта, истину от лжи. Волящий свободный разум есть центр всего мировоззрения. На основе своего учения о волящем разуме Хомяков пытается дать правильное понятие о Церкви: «Я признаю, подчиняюсь, покоряюсь – стало быть, я не верую… Церковь не доктрина, не система и не учреждение. Церковь есть живой организм, организм истины и любви или, точнее, истина и любовь как организм» Философские основы мировоззрения славянофилов остались непонятыми,
да их тогда и не в состоянии были понять. История философии Хомякова
представляет собой подразделение всех действующих в истории сил на два
основных класса – иранство ,т.е. религия свободы и свободного духа , и
кушитство, религия необходимости и подчинения земному началу. Наиболее ярко
иранство выразилось на православном Востоке, кушитство – на католическом В следующей главе А.Ф.Лосев переходит к нашей современной эпохе. Главная идея философии Соловьева – это идея о духовной телесности. Далее Лосев выделяет некоторые теоретико-познавательные черты этой
философии. Для Соловьёва тория познания и даже сама онтология никоим
образом не имеют самостоятельного значения. Его теоретико-познавательные и
онтологические изыскания развиваются в рамках религиозных и углубленно
психологических мотивов. Он пытается разрешить вопросы об истинном бытии Если ставится вопрос об истинном познании, значит, заранее имеется предварительное представление об истине. Ясно, что такое представление может наделять истину только формальными особенностями, каковы безусловная действительность и безусловная разумность. Но если применить эти критерии к имеющимся формам познания, а именно к абстрактно-эмпирической, т.е. науке, и абстрактно-рациональной, т.е. философии, то очевидно, что первому способу познания присуща только относительная действительность, а второму – только относительная разумность. И тот и другой – продукты субъективной деятельности моего Я, ни тот ни другой не дают никакой гарантии, что здесь происходит истинное или абсолютное познание. Факт эмпирического познания так же субъективен. Поэтому либо мы отказываемся от знаний, либо вынуждены искать новые, менее субъективные и абстрактные источники познания. Истина никоим образом не определяется нашим к ней отношением. Для истинного познания необходимо заранее предположить бытие предмета и его действительное отношение к познающему субъекту. Истина – это прежде всего то, что есть. Однако имеется много вещей , следовательно, они только тогда могут быть истиной, когда принадлежат к одному и тому же единому, которое также является истиной для самого себя. Однако и это единое не есть истина, поскольку оно отрицает многое и не может включить его в себя, поскольку многое в едином есть всё. Следовательно, только положительное единство, или Всеединство, может быть истиной. Истинный объект познания - это обладающее бытием Всеединство. В философии Соловьева существует другой источник нашего знания –
непосредственное чувство. « Абсолютно-сущее необходимо для нас … Это
ощущение , не связанное ни с каким определенным содержанием, но всякому
содержанию подлежащее, само по себе одинаково у всех, и только когда мы
хотим связать его с каким-нибудь исключительным выражением, хотим
перевести его на тесный язык определенного представления , чувства и воли Только благодаря этому непосредственному восприятию истинного
бытия наши мысли становятся мыслями. Главный факт познания состоит не в
восприятиях и не в понятиях, по своей сущности это – факт мистический. И
первым проявлением его является вера , которая убеждает нас в
действительном существовании того объекта, к которому относятся наши
восприятия и понятия. Но все же вера - это лишь начало знания. Помимо
связи идеальной сущности объекта с идеальной сущностью других вещей
необходимо еще определенное созерцание, определенная идея этих вещей. Это С такой трактовкой структуры нашего сознания и познания Соловьев
подходит к проблеме существования Бога. Бог – это как раз то положительное Три великие истины – существование Бога, свобода и бессмертие
человека – находят свое оправдание и объяснение в теории познания и
метафизике. Идеальный человек должен быть одновременно индивидуальным и
универсальным творением. Таким и был первобытный человек. В до-мирной
божественной жизни человек был связью между Богом и несотворенной
природой. Однако эта связь всего сущего является лишь следствием
всемогущества Божия. А поскольку Бог – это не только всемогущество, но и
милость, и истина , то он желает не только того , чтобы все существовало в Однако после грехопадения божественное единство –Логос и
человеческое – София разделяются не окончательно. Мировая душа имеет связь
с Логосом . Отсюда возникает мировой процесс, в котором постепенно
рождается универсальный человеко-божественный организм, причем Логос-форма
оказывается мужским элементом, а душа-материя – пассивным женским. Первая
фаза мирового процесса есть космогонический процесс с тремя ступенями:
механическое единство всемирного тяготения, динамическое единство невесомых
физических сил и органическое единство животной силы. Вторая фаза –
исторический процесс, который начинается с появлением человека. Владимир Соловьев уделяет большое внимание любви. Она должна осуществить тройное воссоединение. Во-первых, восстановить индивидуального человека, Во-вторых, восстановить общественного человека, присоединяя к обществу в прочном и надежном соединении. В-третьих, восстановить универсального человека, его внутреннее живое единство со всей природой мира, этим органическим телом человека. Мне кажется, что только русский либо тот, кто любит и понимает русскую культуру как свою собственную, может понять дух и стиль этой пророческой работы Соловьева.
В своей последней главе А.Ф.Лосев говорит немного о С.Н.Булгакове и Н.А.Бердяеве, называя их славянофилами с добавлением апокалиптической мистики. Заимственная на Западе русская философия возникает со времени
основания первого в России Московского университета в 1755 г.. В русском
обществе того времени уже была распространена философия французского Лосев упоминает здесь Алексеева(Аскольдова) и его труд «Мысль и действительность», который исходит из учения о чистом опыте как чистом доструктурном качественном основании познания. Видный представитель неокантианства Александр Введенский(«Опыт построения теории материи на принципах критической философии»)на основе анализа законов логического мышления указывает на невозможность доказательства приложимости форм нашего мышления к вещам в себе, что и отличает его от других неокантианцев. Значительным представителем неокантианства является и профессор В современном интуитивизме занимает Н.О.Лосский(«Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма» и «Обоснование интуитивизма») приходит к следующим выводам: объект познания полностью исчерпывается в процессе познания; знание – это переживание, которое сравнивается с другими переживаниями; трансцендентный мир познается так же непосредственно, как и мир явлений. А.Ф.Лосев упоминает также и профессора Челпанова, представляющего
реалистическую точку зрения на основе кантовской теории познания («Проблема
восприятия пространства в связи с учением об априорности и
врожденности»); в то же время он участвует в борьбе против материализма ЗАКЛЮЧЕНИЕ В конце своей статьи автор делает вывод. Русская самобытная философия дала России гениальных мыслителей. В русской философии, находящейся под западным влиянием и отличающейся крайней бесплодностью(она почти не выходит за рамки теории познания), также имеется много одаренных личностей. Он надеется, что представители заимственной философии распрощаются с абстрактностью и бесплодностью и признают великую русскую проблему Логоса. Самостоятельная русская философия , поднявшаяся на высокую ступень апокалипсической напряженности, уже стоит на пороге нового откровения, возможно, также и новой кристаллизации этого откровения, т.е. новых догм. Надежду на это питают все истинные русские.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |