|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Краткий очерк интегральной онтологииКраткий очерк интегральной онтологииКРАТКИЙ ОЧЕРК ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИМожно ли получить общие законы природы "из ничего", чисто умозрительно? В традиционной философии нередко так и делается: начинают, например, от Я в его соотношении с миром (не-Я), начинают с представляющегося очевидным, а затем строят вокруг этого философскую систему. Но при этом знание развивается по заранее предполагаемыми правильными законам; в построения привносятся уже "готовые" пространство и время, а также общественные и природные законы, открытые в специальных науках. В итоге философские знания обходят стороной многие конкретные вопросы нашей действительности - и построить неэмпирическую полную картину мира не удаётся. Однако человек и мир относительно друг друга не случайны. Если в мире и есть абсолютно случайные вещи, то и они должны входить в картину мира как её необходимые, отнюдь не случайные элементы. В настоящей работе показываются возможности построения такой "неслучайной" картины мира на основе развития нового научного направления - интегральной онтологии. В предыдущей работе автора "От логики к картине мира" (1991г.) была предпринята попытка найти такие основания философской системы, из которых можно объяснить ("вывести") основные законы конкретной действительности. Была предположена онтологическая значимость единичного и множественного. Разным числам соответствует не просто разные количества, а качественно различные сущности - числа становятся "онтологическими". Так, размерность пространства "на краю" оказывается равной двум, "в середине" - трем. Известный специалист в области нетрадиционной и религиозной физики д-р Г. Рязанов писал автору в 1992г.: "Вашу работу считаю чрезвычайно ценной. Как я понял... Вы с помощью понятий "двумерность" и "трёхмерность" объяснили широчайший круг понятий и явлений - это открытие в философии." В настоящей работе поиск общих оснований был углублен. Главными теперь можно считать понятия частичности (множественности) и полноты (единичности). Частичность соответствует восприятию мира как множественной действительности, детерминированной и однозначной. Полнота является краевым понятием, содержащим в себе полное самоутверждение и самоотрицание той или иной сущности. Полнота парадоксальна: она заключает в себя всё, но при этом не является единственной. Каждая полнота "самая полная"; это противоречие снимается во времени наблюдателя, воспринимающего мир из своей собственной полноты. Полнота может достигаться на различных уровнях множественности - в зависимости от точки зрения наблюдателя. При использовании полноты в качестве основания, для описания картины мира не требуется внесения в наши построения дополнительных допущений (своего рода "Бритва Оккама") - все возможные допущения уже должны присутствовать в исходной полноте. Для развертывания законов движения не требуется дополнительно определять пространство и время в качестве "фона" - сами пространство и время должны "выводиться" из понятий полноты и частичности. Единственный необходимый "фон" - это мы сами в качестве наблюдателей, воспринимающие мир со своей точки зрения. Можно предположить, что одной из главных особенностей настоящего исторического времени является переход от индустриальной эпохи (назовем ее "физическим уровнем") к информационной (назовем ее "логическим уровнем"). Смене эпох должны соответствовать коренные изменения в мировоззренческих основаниях. В экономически развитых странах обнаруживается тенденция к большей автономности личности - всеохватывающие жесткие философские системы при этом часто оказываются не способствующими достижению человеком своих практических целей. Тем не менее при возрастании автономности отдельной личности наблюдается и тенденция к глобализации исторических явлений и процессов, к большей объединенности людей - уже на новом, логическом уровне. Адекватная картина мира, отвечающая потребностям человека в переходное историческое время, должна быть интегральной. Она должна основываться на новой философии - интегральной онтологии, органично объединяющей в себе конкретное и абстрактное, представимое и непредставимое, конечное и бесконечное. Краевое единение онтологизма и позитивизма открывает эпоху нового прагматизма, при котором главными объектами человеческой практики являются не физические предметы, а гораздо более устойчивые во времени логические сущности, к которым относятся научные идеи и информация. Традиционным жестким научным системам соответствуют еще более жесткие, еще более однозначные основания, на которых они построены. Основания - на краю, от них начинаются построения, но они берутся из середины, из обыденной предметной макроскопической действительности. Пытаясь достичь максимального обобщения и адекватности, в основания закладывают самое очевидное - но это "очевидное" очевидно только для взгляда, как бы продолженного из линейного, прогрессивного XIX века в наше гораздо более противоречивое время. То, что виделось объективным в прошлом, то закладывается в основания и сейчас. Интегральная онтология должна основываться на ином подходе. Перенесение к краю результатов из "середины" должно быть дополнено свободным краевым отрицанием этих результатов. При этом край и середина, принадлежа одному целому, должны не только отрицать, но и дополнять друг друга. Чтобы получить полную, интегральную картину мира, следует исходить из полных оснований - настолько полных, чтобы включать в себя и свое собственное отрицание. Таким образом, основания должны быть парадоксальны. При этом из парадоксальности на краю должны получаться конкретные, однозначные результаты для макроскопического мира. Путь интегральной онтологии (от края к середине, от общего к частному) противоположен традиционному пути развития научного знания (от середины к краю, от накопленных экспериментальных фактов к их обобщению); но при этом прямое, традиционное движение научного познания должно сохраняться. В узлах пересечения этих противоположных путей, в своеобразных "резонансах" на различных уровнях множественности открываются действительные, объективные события, составляющие основу реальной картины мира. Удаляя парадоксальность из логики в ее основания, мы открываем для себя возможность работать в "чистой" логике - мы можем формализовать явления множественной предметной действительности. Однако чисто позитивистский подход, при котором время нашей практики не теряется в бесконечных краевых глубинах, является правильным лишь в первом приближении - когда основания ничего, по сути, не основывают, когда они не имеют реального влияния на логику, то есть как бы удалены в бесконечность. При этом края предметов просто прочерчены в безосновных пространстве и времени и не имеют собственной онтологической сущности. Действительный, содержательный край, на котором может осуществляться парадоксальность, не во времени и пространстве, а между полными сущностями, которые "первичнее" времени и пространства. Действительный край - в логике. Вся парадоксальность собрана на нем, за ним - опять та же самая логика, но она пронизывает уже другую сущность. Полные сущности абсолютно разделены действительным краем, но при этом логически не различимы (едины). Они отличаются своим "абсолютным масштабом", который для логического взгляда находится вне сравнения и измерений. Мы будем говорить, что эти сущности образуют разные уровни(*). Новое открывается на границе старого. Граница - проекция действительного края на пространство и время. Время новой исторической эпохи открывается при достижении традиционным мышлением своего действительного края - края в самой логике, в самом способе мышления. Мы имеем возможность говорить о полноте картины мира только обладая полнотой оснований, то есть начиная от чистой парадоксальности, от чистой абстракции. Но если основания парадоксальны, то как от них перейти к нашей конкретной макроскопической действительности - детерминированному предметному миру? Для нашего "взгляда из логики"(*) этот путь можно осуществить по "чистой" логике, из которой всякая парадоксальность удалена в основания. Этот путь - в абстрактном (бесконечном), но каждый наш шаг должен быть конкретным (конечным). Чтобы адекватно говорить об окружающей нас предметной действительности, надо сделать сначала один шаг от бесконечности. Но конечное в бесконечном выделить при взгляде из логики нельзя - поэтому наш шаг должен быть сверхлогичным - конечно-бесконечным. Идти в бесконечности следует по краю, по полным сущностям, на которых осуществляется эта сверхлогичность. При этом всегда есть опасность отклониться в ту или иную сторону: к жесткому детерминизму или к полной неопределённости. Пройти по краю от парадоксальных, свободных оснований к адекватной картине детерминированного предметного мира - вот основная задача, осуществляемая в данных разработках. Трансформация интегральной онтологии от краевой схемы к многообразию макроскопической действительности дает возможность достигать практических результатов в самых разнообразных направлениях науки (*). Каждый шаг на краевом пути должен соответствовать полной онтологической сущности, открываемой при движении в охватывающем онтологическом времени. Шаги должны быть связаны в определённой последовательности, то есть иметь собственные конкретные позиции в счёте (номера). При этом путь, пройденный от начала счёта, является действительным, если он идентифицируется как нечто целостное. Должно быть " запоминание" пройденного пути, имеющее количественное выражение. Требуемой двойственностью "номер" (направленность) и "количество" (скалярность) обладают числа. В контексте интегральной онтологии числа, отвечающие каждому шагу на этом пути, являются онтологическими. Онтологичность малых ("первых") чисел ощущается людьми с древних времён. Наиболее адекватно она раскрывается в высказывании Лао Цзы: "Путь рождает Один. Один рождает Два. Два рождает Три. Три рождает мириады сущностей." В других работах автора раскрывается смысл этого высказывания с точки зрения интегральной онтологии; особенно важным в нём является для нас конкретное указание на значимость именно первых трёх чисел и на связь между ними. Здесь же ограничимся кратким формальным анализом, который позволяет, однако, получить важные соотношения интегральной онтологии. На первой позиции в высказывании Лао Цзы - Путь. Для нашего логического взгляда Путь является началом счёта, открывает другие сущности. Человек сам составляет сущность своего Пути; при таком подходе мы в абстрактных построениях можем найти свою действительность. Человек может воспринимать другие сущности либо внешними для себя, либо самоотождествлять себя с ними. Этим принципиально важным случаям соответствуют два онтологических числовых ряда: первый ряд - 0, 1, 2, 3, ... ; второй ряд - 1, 2, 3, 4, ... .(*) Рассмотрение начнём с первого ряда. В этом ряду Пути соответствует 0; в такой интерпретации Путь не обладает собственной полнотой в действительном мире, а есть конечный путь наблюдателя, бесконечность которого является внешней относительно мира (иномирной). С точки зрения бесконечного мира наблюдатель отсутствует - он для мира есть Ничто. В свою очередь, мир для наблюдателя оказывается формализованным, открытым взгляду лишь своими поверхностями. Действительность иллюзорна; она есть игра пустых форм. Пространство и время - бесконечный пустой "ящик", в котором находятся тела - видимые пустые формы, ограниченные участки пространства. Особенностью рассматриваемого ряда является то, что его числа есть только номера; они указывают на позиции в числовом ряду и связь между онтологическими сущностями, указывают на направление счёта, но не на количества; они не отражают содержательность, наполненность мира. Полнота мира возможна только при активном участии наблюдателя в нём. Наблюдатель, оставаясь внешним для мира, должен парадоксальным образом и принадлежать ему, быть внутренним относительно него. Полнота описания мира может быть достигнута при полноте онтологических сущностей (оснований), отвечающих Пути, Одному, Двум, Трём в высказывании Лао Цзы. Эта полнота равносильна свободе. Свобода оснований даёт нам возможность перейти к новым онтологическим числам. Мы сдвигаем числовой ряд (0,1,2,3,...) на единицу, полагая в его начале не Ничто (ноль), а Что (единицу). Такое двойное полагание (0 или 1) каждой онтологической сущности обеспечивает полноту этих сущностей для логического (двойственного) взгляда. В результате мы получаем второй онтологический ряд (1,2,3,4,...). Первые четыре числа этого ряда соответствуют независимым онтологическим сущностям; в больших же числах обнаруживается тавтология ("мириады сущностей"). Особенностью второго ряда является то, что его онтологические числа отражают количества, увеличивающиеся на единицу при переходе от одного номера к другому. Мир в развёрнутом времени наблюдателя "накапливается"; возвращаясь к наблюдателю, он образует вместе с ним макроскопическую предметную действительность. С первым онтологическим рядом соотносятся понятия: направленность, счёт, время, оформленность, активность, Ничто. Со вторым онтологическим рядом соотносятся понятия: количество, масса, пространство, хаотичность, инертность, Что. Объективность мира осуществляется в парадоксальном единстве двух онтологических рядов. Благодаря свободе онтологических сущностей (0 или 1), онтологические числовые ряды косвенным образом "содержат" друг друга. Однако здесь имеется несимметрия. С первым рядом, как и со вторым, можно соотнести количественность, но эта количественность не относится к развёрнутой во времени действительности наблюдателя, а относится к другому уровню - "запредельному" относительно времени наблюдателя. Что касается второго ряда, то в нём, как и в первом, присутствует нумерация онтологических сущностей (сдвинутая на единицу); в этом смысле второй ряд самодостаточен. Однако первый ряд сохраняет своё собственное значение через принцип неопределённости, через принципиальную "неточность" нумерации сущностей во втором онтологическом ряду. Первый ряд - иномирность. Второй ряд - действительный мир. В дальнейшем мы будем пользоваться в основном вторым рядом, но при этом всегда подразумевать наличие первого - иначе полноты картины мира достигнуть не удастся. Приведём таблицу некоторых важных соответствий интегральной онтологии (нумерация второго ряда).
|