|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Кропоткин: философия анархизмаКропоткин: философия анархизмаНОУ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИЛОСОФИИ НА ТЕМУ: Кропоткин: философия анархизма Выполнена студентом 1 курса, группы ФК-103Ф заочного отделения Козловым А.А. Преподаватель: Никулин С.Э.
С.-Петербург 2005
Оглавление 1.Введение стр. 3 2.Основная часть стр. 4 2.1.Право стр. 5 2.2.Государство стр. 5 2.3.Этика стр. 6 Заключение стр. 6 Список литературы стр. 9 Введение. П.А.Кропоткин (27.11.1842-08.02.1921г.) Идеолог анархизма, ученый-географ, путешественник. Исследовал малоизученные районы Восточной Сибири, Амура и Северной Маньчжурии. Обосновал теорию оледенения Евразии. В 1872 году поездка в Бельгию и Швейцарию. Сближается с Бакунинским* крылом 1-го Интернационала. В 1874 г., в Петербурге, арестован и после двух лет заключения бежал за границу. Проживал во Франции и Англии. Где развивает бурную литературную деятельность. Летом 1917 года возвращается на родину. Признал Октябрьскую революцию, однако отрицательно отнесся к диктатуре пролетариата. Последние дни князя, революционера-теоретика, анархиста, протекли в небольшом домике в подмосковном Дмитрове, куда он переехал еще в 1918 году. 8 февраля 1921 года его не стало. После смерти М.А.Бакунина считался главным теоретиком анархизма. Создал теорию анархического коммунизма. Кропоткин, из биологии, перенес закон всеобщей помощи, объединяющий людей в общежитие, а формы его проявления положил в основу периодизации истории. Он выделял следующие периоды: родоплеменной строй, рабовладельческий строй, капитализм. Развитие общества не было непрерывным. Были периоды упадка и подъема. Все общественные формы, через которые проходит человечество, имеют тенденцию к застою, поэтому революции необходимы для того, чтобы устранить факторы, затрудняющие прогресс общества: частную собственность и государственную власть. С "законом взаимной помощи" связан его идеал анархизма, основанного на федерации свободных производственных общин (коммун). По Кропоткину, движение к анархизму может осуществляется только при управлении с "низу", от свободных объединений, неформальных организаций, артелей и кооперативов до академий и общин. Естественно они будут стремиться стать всенародными и международными. Это и будет анархизм, раскрывающий в полную силу физические и умственные способности, творчество каждой личности, а не безликих масс. Основная часть. Кропоткин считал, что ко всему нужно подходить с помощью метода естественных наук. По Кропоткину, высшим законом для человека является закон развития человечества от менее счастливой жизни к возможно более счастливой жизни. "Все в природе изменяется, ничто не остается незыблемым: ни скала, кажущаяся нам неподвижной, ни материк. Все, что мы видим, есть преходящее явление и должно измениться, ибо неподвижность есть смерть." Для организмов эта эволюция является прогрессом вследствие их "замечательной способности приспособляться к условиям среды. Организмы развивают у себя такие свойства, благодаря которым они наиболее совершенным образом приспособляются к среде, а каждая часть их к условиям свободного сотрудничества." Кропоткин применяет закон эволюции к общественной жизни людей. "Общество есть совокупность организмов, стремящихся взаимно удовлетворить свои потребности и в то же время трудиться на пользу всего рода"; общество- есть "целое, создающее maximum при minimum'е труда". Человечество развивается, "и можно попытаться направление развития." "Общество развивается от низших форм организации к высшим формам." Цель этого развития "создание наилучших условий для достижения всеобщего счастья." Прогресс является путем к этой цели. "Человечество может сбиться с этого пути, но оно всегда к нему вернется снова." Из закона человеческой эволюции, Кропоткин выводит начало справедливости и энергии. "Можно изложить его в правиле: поступай с другими так, как желаешь, чтобы в сходных случаях поступали с тобой." Эта аксиома есть "не что иное, как принцип равенства." Равенство, впрочем, "означает то же, что и справедливость, солидарность, правосудие." Существует еще одно условие для достижения цели. Его можно выразить следующим образом: "Будь силен, думай и действуй со страстью, тогда твой ум, твоя любовь, твоя энергия передадутся другим." 2.1.ПРАВО По Кропоткину, исчезнет писанное право. И на его месте возникнет неписанное право. Нормы неписанного права будут установлены общей волей и всеобщее следование им в достаточной мере обеспечено потребностью каждого в сотрудничестве, помощи, сочуствии и страхом быть исключенным из общества. Выполнение неписанных правил обеспечивается как отдельными людьми так и обществом. 2.2. ГОСУДАРСТВО Вместе с развитием человечества, от менее счастливой к возможно более счастливой жизни, государство скоро исчезнет. "Мы наблюдаем скоротечное разложение государств. Бессильные старики с морщинистой кожей и трясущимися ногами, больные, неспособные усвоить потоки новых идей государства тратят последние силы, доживают последние годы и ускоряют свой конец, терзая друг друга, как старые ворчуньи. После исчезновения государства люди будут жить общественно, но это общество будет связано не правящей властью, а силой договора. "Свободное соединение личностей в группы, групп в союзы, свободная организация от простого к сложному, соответственно потребностям и стремлениям. Будут существовать общины; но эти общины не будут связаны территориально. У них не будет ни границ, ни стен. Община-это союз единомышленников, а не что-либо замкнутое, строго определенное. Люди будут объединятся в такие общины посредством договоров. Не нужно будет принуждать к исполнению этих договоров, не будет надобности ни в наказании, ни в судьях. Не желающих выполнять свои обязанности всегда можно исключить. Частная собственность превратиться в общественную форму собственности. Работа человека будет осуществляться через кооперацию с другими людьми.
2.3. ЭТИКА Без известной нравственной связи между людьми, без некоторых нравственных обязательств, добровольно на себя принятых и мало-помалу перешедших в привычку, никакое общество невозможно. Такая нравственная связь и такие общественные привычки действительно существуют между людьми даже на самых низших ступенях их развития. Мы находим их у самых первобытных дикарей. Человек начинает понимать, что счастье невозможно в одиночку, что личного счастья надо искать в счастье всех. Со временем, появляется чувство единства, общения, солидарности со всеми и каждым. И это чувство подсказывает человеку: “Если ты хочешь счастья, то поступай с каждым человеком так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой. И если ты чувствуешь в себе избыток сил, любви, разума и энергии, то давай их всюду, не жалея, на счастье других: в этом ты найдешь высшее личное счастье”. Необходимость перестройки человеческих отношений, в согласии с этими началами, дает себя чувствовать все более и более. Но перестройка не может совершиться и не совершится, покуда в основе общества будет лежать порабощение человека человеком и владычество одних над другими. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Нельзя сказать, что после смерти Петра Алексеевича Кропоткина его идейное наследие сразу было забыто. До известной поры продолжали функционировать партии анархического толка, выходили его труды и книги о нем. Однако его взгляды оказали меньшее влияние в России, чем на западе. Этому способствовало то, что по своей природе Кропоткин был скорее "теоретиком", чем практиком. Его жизнь свидетельствует о том, что он был действительно "кабинетный" ученый. Не был он и вождем. В плане культурной, идейной преемственности он восходил к временам утопического социализма и Французкого Просвещения. *Взгляды Бакунина: 1.Отрицание власти, как человеческой, так и божественной, а также всякой опеки одних людей другими. 2.Отрицание свободы воли и права общества наказывать вследствие того, что человек является продуктом среды, в которой он родился, вырос и живет. 3.Отрицание свободы воли отнюдь не есть отрицание свободы. Свобода является, напротив, неизбежным следствием и результатом естественной и социальной необходимости. 4.Свобода- это прежде всего способность человека к постепенному освобождению от гнета внешнего мира при помощи науки и рационального труда; свобода, наконец, это- право человека располагать самим собою и действовать сообразно своим собственным взглядам и убеждениям. 5.Социальная солидарность является первым человеческим законом, свобода составляет второй закон. 6. Естественное общество, в недрах которого рожден каждый человек и вне которого человек никогда не смог бы стать разумным и свободным существом, само очеловечивается лишь по мере того, как все люди, составляющие это общество, становятся все более и более индивидуально и коллективно свободными. 7.Личная свобода каждого человека становится действительной и возможной только благодаря коллективной свободе общества, частью которого человек является в силу естественных и непреложных законов. 8.Человек становится свободным, очеловечивается и делается нравственным, осознает все более и более свою человеческую сущность лишь по мере того, как эти человеческие права он начинает признавать и за другими людьми. 9.Уважение к свободе другого человека представляется высшим долгом человека. Любить эту свободу и служить ей- единственная добродетель. Это- основа всякой морали; другой не существует. 10.Так как свобода есть результат и самое высшее выражение солидарности, то есть взаимности интересов, то она может быть осуществлена полностью лишь при условии равенства. Политическое равенство может быть основано только на равенстве экономическом и социальном. Осуществление свободы через равенство- вот справедливость. 11.Исходя из того, что труд является единственным источником всех ценностей, полезностей и социальных богатств, то человек, который является существом социальным по преимуществу, не может жить не трудясь. 12.Только ассоциированный труд может служить для поддержания существования большого и мало-мальски цивилизованного общества. 13.В интересах своего полного экономического освобождения рабочие должны будут требовать полного и окончательного уничтожения государства со всеми его учреждениями. ЛИТЕРАТУРА 1. П. Эльцбахер Сущность анархизма. 2.П.А. Кропоткин Анархия сб. Москва, изд. Айрис-пресс, 2002 год. 3.П.Кропоткин Анархия, ее философия, ее идеал. Москва, изд. ЭКСМО, 2004 год. 4. М. Бакунин Анархия и порядок Москва ЭКСМО-Пресс 2000год. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |