|
|
 |
Лесевич Владимир Викторович |
|
 |
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Лесевич Владимир Викторович
Лесевич Владимир Викторович
Лесевич
Владимир Викторович
(1837 -
1905)
Лесевич
Владимир Викторович - философ-позитивист, общественный деятель, публицист.
Окончил военное училище, Академию Генерального штаба. В 1861 вышел в отставку.
В 1879 сослан в Сибирь за связь с народническим подпольем. После возвращения из
ссылки в 1888 примыкает к кружку Михайловского, сотрудничает в журнале
"Русское богатство". От позитивизма эволюционировал к
эмпириокритизму. Критик религиозно-мистических направлений в философии и
взглядов Вл.Соловьева. Сторонник субъективного метода в социологии.
Учение
Наука об
обществе.
"Социология
имеет предметом изучение общественных явлений в смысле неизбежной подчиненности
их естественным законам. Для открытия этих законов научное исследование считает
необходимым пользоваться в социологии, как и в других науках, всеми тремя
методами общего искусства изучения, т. е. наблюдением, опытом и сравнением.
Только добытые этим путем результаты считает оно вполне положительными данными,
и только ими пользуется оно для своих выводов и заключений. Вообще говоря,
действительное наблюдение возможно только тогда, когда оно сначала
направляется, а потом объясняется какой- нибудь теорией, Очевидно, что явления,
столь сложные, как факты общественной жизни, совершенно ускользают от
наблюдения без соблюдения этого условия.
Одна теория
только может руководить выбором фактов, а потому без нее наблюдение абсолютно
невозможно. Факты, подлежащие наблюдению, бесчисленны, но при недостатке
умственного построения и философских указаний они всегда останутся бесплодными
и исследование их никогда не сделается научным. Итак, для превращения факта в
социологический материал необходимо руководство теории, которым и
обусловливается наблюдение, как первый способ изучения общественных явлений.
Второй способ изучения - опыт в собственном смысле - имеет в социологии лишь
косвенное применение в патологических случаях. Случаи эти представляют разуму
данные для лучшего раскрытия законов человеческой природы путем научного
анализа расстройств, сопровождающих ее развитие. Третий способ изучения -
сравнение - необходимо должен быть главным во всех исследованиях общественных
явлений. Главный прием этого способа - сопоставление современного состояния общества
в различных частях света, причем выбор должен падать преимущественно на самые
не зависящие одно от другого племена".
Теория
познания
"Причин
наших восприятий нельзя искать исключительно в объектах, ибо явления - как
доказывает современная физиология - не входят в наши чувства, как в открытую
дверь, не достигают непосредственно, и без всяких изменений центрального
органа, как то воображается наивному реализму обыденного мышления, но
видоизменяются самим актом восприятия. Света, звука, теплоты не существует
объективно, а между тем представления света, звука, теплоты суть только
воспроизведенные нами чувственные восприятия и того, и другого, и третьего.
Причины восприятия находятся столько же в объектах, как и в субъектах; качество
восприятий изменяется поэтому не только вместе с изменением объекта, но и
вместе с изменением субъекта. Восприятие одного и того же объекта различными
субъектами различно. Находясь в зависимости от органов, чувственные восприятия
меняются вместе с ними и, таким образом, рядом с общими объективными причинами
дают для каждого организма частные субъективные причины, общая совокупность
которых и определяет качество нашего опыта. Опыт наш, как видно из этого, есть
известный, определенный субъективно-объективными условиями опыт, основанное им
мышление есть известное, определенное наше мышление. Другие организмы,
воспринимая не так, как мы, имеют и не такие представления, а следовательно, и
мыслят не так, как мы".
Научная
философия
"Отрицание
философии как отдельной науки не есть еще отрицание самой философии. Философия,
перестав играть обманчивую роль отдельной отрасли познания, становится тем, чем
она и должна быть,- знанием общим; она проникает во все отдельные дисциплины,
всем им сообщает присущий ей дух и таким образом завершает то движение, которым
испытующая критическая мысль свершала процесс своего развития, она придает
окончательную устойчивость тому положению, которое подготовлялось всем
предшествовавшим развитием и которое ранее окончательного распадения всей
совокупности познания на отдельные самостоятельные группы было невозможно,
немыслимо. В этом смысле идея научной философии нова, в этом смысле она
исключает, как излишнее и бесполезное, все, принимаемое за истину мистиками и
метафизиками. Старое остается, но остается как пережитое: горит электрический
свет, но горит и лучина, и, если есть люди, которые продолжают спорить о том,
откуда дым и копоть,- это их дело. В этом именно смысле и имеет значение новое
воззрение на философию: оно ново, так как исключает излишнее и бесполезное
повторение уже известного".
Главные
сочинения:
"Письма о
научной философии" / 1878 /, "Что такое научная философия?" /
1891 /, " От Конта к Авенариусу" / 1904 /.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/
|
|
 |
НОВОСТИ |
 |
|
Изменения |
|
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер |
|