рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Марксизм и неомарксизм рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Марксизм и неомарксизм

Марксизм и неомарксизм

ТЕМА: МАРКСИЗМ И НЕОМАРКСИЗМ

1.    К.МАРКС И  Ф.ЭНГЕЛЬС О ДИАЛЕКТИКЕ ПРИРОДЫ

1.1. Что такое философия. Предмет и функции философии.


         Слово «философия» греческое, означает «любовь к мудрости».

         Карл Маркс, создатель теории научного коммунизма, очень высоко оценивал назначение и смысл философии. «Так как всякая истинная философия, - писал он, - есть духовная квинтэссенция своего времени, то с необходимостью наступает такое время, когда философия не только внутренне, по своему содержанию, но и внешне, по своему проявлению, вступает в соприкосновение и во взаимодействие с действительным миром своего времени. Философия перестает тогда быть определенной системой по отношению к другим определенным системам, она становится философией вообще по отношению к миру, становится философией современного мира».

         Философия – это особая система знаний, предназначенная для решения целого ряда взаимосвязанных проблем: в естественнонаучном исследовании, в историческом познании, в повседневной производственной и в политической деятельности. Такая система знаний касается всеобщих свойств вещей и процессов, их взаимных связей  и зависимостей, мира в целом, его всеобщих законов развития, законов деятельности и жизни человека, смысла его жизни.

         В центре всех философских проблем – вопросы о мировоззрении и общей картины мира, об отношении человека к внешнему миру, о способности правильно понять этот мир и целесообразно действовать в нем.

         Философия выполняет три важные функции:

1)     синтеза знаний и создания единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта;

2)     обоснования, оправдания и анализа мировоззрения;

3)     разработки общей методологии познания  и деятельности человека в окружающем мире.


1.2. Формирование философии марксизма. Переворот в истории философии.


         Крупнейшим представителем материализма  в древности был греческий философ Демокрит (ок. 460 – ок. 370 до н.э.). Он и его последователи развивали материалистическое понимание мира. Спорили с  идеалистами, с их философскими взглядами на основной вопрос: что первичнее, что возникло раньше и  является определяющим – мышление или бытие, сознание или материя? Идеалисты признавали идеи, мысли, дух первичными, изначальными, вечными, а материя, природа считались производной, вторичной. Материалисты признавали первичность внешнего материального мира по отношению к внутреннему субъективному миру человека. Их отличительной особенностью было то, что в каждую историческую эпоху они стремились обосновать материалистическую картину мира, свою методологию с помощью аргументов, опирающихся на достижения науки, естествознания.

         Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895) последователи философии материализма. Они дали ответы на многие вопросы, которые не смогли до конца решить их предшественники. Они сформировали новую философию, названную в их честь философией Марксизма. Другое название – диалектический материализм. Возникновение диалектического материализма явилось коренным переворотом в истории философии:

1.     в основе мировоззрения выводы современного естествознания и общественных наук, а не религиозно-мистические или идеалистические идеи.

2.     Марксизм впервые открыто признал свою связь с интересами определенного класса – пролетариата.

3.     Не ограничиваться объяснением мира, а выработать методологию его преобразования

4.     Отсюда центр философских исследований переносится из области чистого познания  на область материальной общественно-социальной и производственно-практической деятельности людей.

5.     Сами познание и мышление были поняты по-иному. Мышление – результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.

Создание исторического материализма позволило связать понимание природы, общества и  мышления в единую картину.


1.3. Материальность мира.


1.Категория материи.

 

         В 17-18 вв. с развитием экспериментального естествознания, новыми открытиями возникает в среде ученых механический взгляд на явления природы.

         Этот механический взгляд полагает субстанцией мира, материей вещество. Все явления природы объясняются действующими между частицами материи силами притяжения и отталкивания. Частицы неизменны, изменяются лишь группировка и пространственное положение: все качественные различия между телами сводятся к количественным.

         Одновременно в сознании естествоиспытателей укоренилось метафизическое понимание мира – это одностороннее фиксирование  внимания на обособленности каждого предмета, не замечающее всеобщую связь явлений. Ученые обоих взглядов заходили в тупик в познании материи. Считали, что природа конечна. На ошибочность этих взглядов указали К.Маркс и Ф.Энгельс. Они показали, что метафизические и механические взгляды мешают ученым справиться с возникающими в их исследованиях проблемами.

         К.Маркс и Ф.Энгельс создали материалистическую диалектику на основе новых научных достижений.

         Материалистическая диалектика рассматривает вещи не в покое, а в развитии, во взаимных превращениях.

         Свой вклад внес и В.И.Ленин. Им были даны философские категории материи:

1)     материя – то, что существует вне и независимо от сознания;

2)     материя – то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;

3)     материя – то, отражением чего является сознание, мышление.

Итог: революция в естествознании показала, что у природы нет последнего уровня. Философские выводы Маркса, Энгельса и Ленина стали для естествоиспытателей принципами, которые помогают им в дальнейших исследованиях.


2. Материя и движение.


         Еще в глубокой древности был поставлен вопрос о связи материи и движения. Выдвигались разные абсурдные точки зрения, но Маркс и Энгельс пришли к выводу: движение есть всякое изменение вообще, т.е. ни в природе, ни в обществе нет ни одного неизменного объекта. В частности, в микромире каждый объект существует потому, что претерпевает определенного характера изменения. Следовательно, материя без движения не существует, а существует ли движение без материи? Нет. Ведь не бывает мыслей, настроений без людей, а люди – существа материальные.

         Вывод: нет материи без движения, движения без материи.


3. Пространство и время.


         Мыслители и древности и 17 – 18 вв. смотрели на время как на некий поток, течение которого не могут изменить никакие материальные процессы. Ньютон полагал, что время не зависит от материальных явлений. Утверждал наличие абсолютного пространства вне материи, т.е. пустоту.

         Это понимание пространства и времени подверг философской критике Энгельс: «Допускать, что высота, длина, ширина вещей, а так же длительность, последовательность или одновременность материальных процессов существуют отдельно от этих вещей и процессов, независимо от них, все равно, что допускать, будто рядом с вязкими телами существует вязкость, …независимо от мстительных людей существует мстительность сама по себе».

         Итак, нет материи, лишенной временных и пространственных характеристик, нет материи вне пространства и времени, нет пространства и времени вне материи (подтверждение – общая теория относительности).


1.4. Материя и сознание.


1.Отражежние в неорганической и органической природе.

 

         В чем же то общее между материей  сознанием, что делает противоположность относительной. Ленин предлагал «предположить, что вся материя обладает свойством, …, отражения…».

         Присущие всей природе материальное отражение, пройдя ряд стадий своего развития, достигает этапа, где оно превращается в существенно новое явление – сознание. Общим у сознания и прочих форм отражения является то, что и тут и там, воздействия одних материальных объектов на другие вызывает в последних отражение первых. Различия в том, что сознание идеально, а все прочие формы отражения материальны. В общем от природы отражающего объекта зависит:

1) физические особенности отражения;

2) отражение воспроизводит отражаемое лишь частично;

3) упорядоченность отражаемого объекта воспроизводится с большими или меньшими искажениями.

         Эти особенности присущи всякому отражению – и в неживой материи, и в живой.

         Пример: живой организм – самоуправляющая система. В процессе эволюции организм совершенствуется, приспосабливается к новым условиям.

         У организмов на допсихическом уровне – растений и низших животных, лишенных нервной системы, - нет ощущений, переживаний. Наконец произошел скачек: возник специальный аппарат регулирования реакций на внешние раздражители – нервная система, переживания, ощущения.

Специфика переживаний – психика. Субъективность психики в том, что в ней налицо не только отражение внешних явлений, но и отношение животного к ним.

      Гениальная философская идея об отражении В.И. Ленина, выдвинутая в 1908 г., была полностью подтверждена современной наукой.


2.Природа сознания.


         Выдающийся вклад марксизма в учение о сознании состоит в открытии им того, что человеческое сознание возникло не готовым, а в результате длительного развития человеческого общества, основой этих изменений явился труд.

         Древние люди, живя сообща, охотясь, изготавливая орудия труда, постепенно развивались. Появилось мышление – отражение того общего, что есть в целом классе явлений (бег вообще, удар вообще). Звуковая система знаков, отражающая явление – язык. Далее возникла присущая человеческому мышлению логика – выведение из исходных известных посылок нового знания. Осознание человеком  самого себя и того, что в нем происходит – важная особенность человеческого сознания. Человек четко различает то, что имеет место лишь в его сознании (субъективная реальность), и то, что происходит вне и независимо от его сознания (объективная реальность).

         Такова идеальность нашей психики, недоступная ни одному животному.

2. МАТЕРИАЛЕСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ В МАРКСИЗМЕ

2.1. Общественное бытие и общественное сознание.

       Исторический материализм.


                  Диалектический материализм понимает под бытием, материальной действительностью, не только тела, но и все процессы, отношения, связи, существующие вне сознания людей и независимо.

         Все это представляет материальную сторону жизни. Мысли же членов общества, их представления, стремления – идеальную сторону общественной жизни, сознание.

         Диалектический материализм видит в обществе не сумму образующих людей, а сложную систему со связями и процессами. Маркс пришел к выводу, что не общественная жизнь объясняется особенностями человека, отличающими его от животных, а, наоборот, эти его особенности находят свое объяснение в отношениях, связях, процессах, характерных для общества (по мнению Маркса сначала изучается сложное, чтобы потом познать простое).

         Маркс сделал важное открытие, когда изучал различные этапы исторического развития общества. Он установил, что на протяжении всей истории человечества смена одних эпох другими обуславливалась развитием производства. Тем самым он нашел ту главную область жизни общества, которая определяет собой особенности и развитие других ее областей.

         Выводы:

1)     содержание общественного сознания определяется совершающимися в обществе материальными процессами, отношениями;

2)     в  основе всех материальных процессов и отношений лежат процесс производства и связанные с ним отношения.

Маркс и Энгельс на основе этих выводов разработали исторический материализм – материалистическое понимание общественной жизни.


2.2. Единство и многообразие мира.


Ни одна из специальных наук не решает задачу синтеза и анализа всего накопленного знания. Это задача философии.

Обобщение всех имеющихся данных формулирует общие принципы, регулирующие отношение человека к миру: а) все многообразные явления природы, общества и мышления – несмотря на видимые их различия – внутренне связаны прямыми или косвенными связями, находятся во взаимной обусловленности и зависимости; б) единство мира состоит в его материальности.

Эти принципы не сводят все дело к единству физического строения мира. Имеется в виду нечто большее: явления в природе, обществе и мышлении включены в единую систему связей и отношений; эти связи существуют и изменяются объективно; сознание, мышление людей включено в эту систему, так как возникает в результате объективного развития мира и существует как его активное, творческое отражение.


2.3. Структура общества. Формы и содержание

общественного развития.


1.Понятие общественно – экономических формаций.


Каждое историческое событие представляет собой единство повторимого и неповторимого. Осознание производственных отношений в качестве определяющих все другие отношения дало возможность Марксу применить к общественным явлениям критерий повторяемости, без которого невозможно открыть законы развития общества.

Страны могут различаться и уровнем развития производительных сил, и языком и др. признаками, но если в них сложились одинаковые производственные отношения, значит, они находятся на одном и том же этапе исторического развития; различия же их – различия в рамках одной и той же общественно – экономической формации.

Маркс доказал, что все возможное разнообразие экономических и социальных порядков различных стран сводится к пяти общественно – экономическим формациям: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической, первой фазой, которой является социализм. Это вовсе не означает, что каждая страна должна пройти все пять ступеней общественного развития (так, славяне и германцы никогда не жили при рабовладельческом строе).


2.Производительные силы и производственные отношения.

 

Общество – сложная система, включающая различные подсистемы.

Одна из них – способ производства материальных благ. Элементы данной подсистемы: производительные силы и производственные отношения.

Производительные силы – преобразование вещества природы в материальные блага. В систему входят средства труда, люди, их знания и умения.

Производственные отношения – система отношений между людьми, складывающиеся в процессе производства материальных благ. Эти отношения материальны, т.е. носят объективный характер.

Между двумя сторонами способов производства имеет место отношение сложного, противоречивого взаимодействия. Коренные изменения в производительных силах обостряют противоречия, создается ситуация конфликта, которая ведет к устранению старых, отживших производственных отношений и замене их новыми, открывающими простор для дальнейшего развития производительных сил. Эти противоречивые отношения выражают закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил.


2.4. Принцип развития.


1.Необходимость и случайность в развитии.


Развитие – процесс, совершающийся с необходимостью. Необходимость чего-то означает, что это нечто обязательно должно произойти.

Необходимость осуществляется лишь во множестве случайностей, а каждая случайность есть одно из проявлений необходимости. Нет фактов абсолютно случайных (т.е. чудес), нет фактов фатально неотвратимых, каждый факт и необходим и случаен.

Таково соотношение необходимости  и случайности, сформулированное Марксом и Энгельсом.


2.Закон отрицания отрицания.


Каждой области действительности присущ свойственный только ей способ исчезновения (отрицания) старой ступени развития и возникновения следующей.

Диалектическое отрицание, в отличие от отрицания, кладущего конец развитию объекта, всегда содержит три момента: когда в науке место устаревшей теории занимает более совершенная, во-первых, отбрасывает заблуждения первой, во-вторых, сохраняет то верное, что содержалось в прежней теории, в-третьих, присоединяет к сохранившемуся впервые добытые знания, точно также в природе и обществе.


2.5. Развитие общества и принцип историзма.


1.Необходимость и свобода в развитии общества.


История представляет собой общий  итог множества действующих в различных направлениях устремлений и их разнообразных воздействий на внешний мир. Это столкновение создает в истории состояние, похожее на то, которое есть в природе, - необходимость прокладывать себе дорогу через бесконечное количество случайностей.

Свобода не исключает необходимость. Объективная необходимость допускает возможность свободы также, как она не исключает и случайность. Свобода здесь – свобода деятельности человека, а не политическая или гражданская. Познание необходимости есть лишь первое условие свободы. Другим условием является претворение имеющегося знания в практическую деятельность людей. С уничтожением враждебных человеку эксплуататорских отношений, подчёркивали основоположники марксизма, начинается подлинная история как деятельность свободного человека. 


2.Принцип историзма.


Предвидение будущего возможно, поскольку известны законы общественного развития и социальные силы, его реализующие.

Принцип историзма предполагает, что в общественных явлениях всегда имеются не только настоящее и остатки прошлого, но и зачатки будущего. И хотя его ещё нет, оно заложено в самом процессе развития настоящего. Возможность увидеть его и понять его роль в истории даёт марксистко-ленинская философия.


2.6. Общественный прогресс. Критерии прогресса.


Научный критерий впервые в истории общественной мысли был выработан диалектическим материализмом.

Общеисторический критерий прогресса нельзя найти в области общественного сознания. Его следует искать в общественном бытие, в том, что составляет материальную основу исторического прогресса – в сфере производства материальных благ.

Ленин писал, что « производительность труда – это самое важное для победы нового общественного строя». Это значит, что общим историческим критерием прогресса является развитие производительных сил.

3.РУССКИЙ МАРКСИЗМ

3.1. Ленинизм.

 


         С именем В.И.Ленина связан новый этап в развитии марксистской философии. Ленин придал диалектическому материализму новую форму, соответствующую новому историческому и научному опыту человечества. Наполнил и обогатил философские категории.

         Ленин был самым последовательным революционным марксистом, диалектическим материалистом, врагом доктринерства, догматизма. Душу марксизма Ленин видел в революционной диалектике.

Ленин являлся основателем революционной партии, организатором и вождем Великой Октябрьской социалистической революции, руководителем первого в мире социалистического государства.

         Идеи Ленина указали конкретные пути практического революционного преобразования общественных отношений, пути строительства коммунистического общества. Ленинизм как интернациональное учение стал в 20 веке знаменем борьбы за политическое, экономическое и духовное освобождение народов. Под знаменем Ленинизма социалистические революции победили в ряде стран Европы, Азии и Латинской Америке.

         Идеи Ленина оказывали огромное воздействие на духовную жизнь человечества, на перспективы развития науки, на формирование научного мировоззрения.

         Ленинские идеи  в развитии и обогащении марксизма-ленинизма, философской науки, являлись теоретической основой практической деятельности КПСС и советского государства.        В.И.Ленину пришлось пересмотреть ряд устаревших теоретических положений, которые больше не соответствовали новым условиям рабочего класса.

         К  числу открытий и научных предвидений относится вывод, что империализм есть последний этап капитализма. Революция 1905 – 1907 годов была прологом Великой Октябрьской революции, которую Ленин предвидел, над подготовкой которой трудился, веря в окончательную победу социализма, коммунизма.

         Вторая революция - в науке, естествознании и физике. Она приобрела размах и ширину. И это предвидел Ленин, предсказывая, что как атом, так и электрон  неисчерпаем, как макромир, так и микромир бесконечен. Ленин связывал дальнейшие перспективы развития физики, естествознания в целом с переходом естествоиспытателей  от стихийного материализма к современной, высшей форме материализма – диалектическому материализму.

3.2. Сталинизм.


Сталин правил страной  с середины 20 годов до 1953г. 20 века. Был соратником Ленина, идейным последователем марксизма-ленинизма. Но, являясь, по сути, единоличным властителем, извратил эту философию, отошел от ее норм и установил свои.

Сталинизм существовал как цельная, исключительно жестокая авторитарная идеология, охватывающая все сферы духовной жизни общества. Это была идеология официально существовавшая и господствовавшая в партии и стране в течение  нескольких десятилетий.

Сталин не был коммунистом в марксистском понимании, его идеалом был «грубый» социализм казарменного типа, для которого характерны аскетизм и уравниловка в удовлетворении человеческих потребностей, деспотизм и произвол узкого круга «революционных» лидеров, бюрократизация всей системы, общественных связей, отношение к человеку как к слепому орудию выполнения воли вышестоящих инстанций, культ личности и авторитарная власть «вождя».

Условием возникновения сталинизма явилась однопартийная система, обеспечившая монополию на власть в стране и постоянное ограничение внутрипартийной деятельности вплоть до сведения её на нет.

Новые партийные функционеры, как и сам Сталин, с неприязнью относились к представителям ленинской гвардии, к партийной интеллигенции вообще, порицая и отвергая привычные для большевиков-ленинцев демократические формы внутрипартийных отношений и решения жизненно-важных проблем.

Характерной чертой сталинизма как идеологии является, в отличие от марксизма-ленинизма, его абсолютная непримиримость к любым отклонениям от официально выраженной и утвержденной точки зрения.

Созданная Сталиным система цензуры пресекала любую оригинальную мысль в области теории обществознания (и не только).

Другой особенностью сталинизма выступает его внешняя простота, элементарность, приспособленность к восприятию теоретически не развитым сознанием. Изложение идей коротко, чётко и ясно - избавляло сознание от необходимости блуждать в дебрях диалектических противоречий. Элементарность содержания пропаганды неизбежно вела к схоластике и догматизму, что противоречило сути марксистско-ленинской науки.

Третьей особенностью сталинизма как идеологии был его универсализм. Паразитируя на марксизме-ленинизме, который представляет собой универсальную систему обществознания, Сталин пытался охватить своими представлениями все сферы общественной жизни и все науки об обществе.

Сталин цитировал и комментировал произведения Маркса, Энгельса и Ленина, используя их высказывания для подтверждения своих теоретических «новаций».

В результате при Сталине марксизм-ленинизм приобрёл иное содержание и смысл. Не будучи глубоким мыслителем, Сталин присвоил себе положение главного теоретика партии, поднявшегося до уровня Ленина. Это было высшим выражением культа личности Сталина.

Один из основных постулатов сталинизма – признание непрерывного сохранения и обострения классовой борьбы в области идеологии по мере укрепления и развития социализма. Поддерживалась постоянная идеологическая напряжённость. Сознательная цель Сталина при осуществлении идеологических и политических компаний – уничтожение интеллигенции, имеющей свои независимые взгляды и суждения.

Сверхзадачей было создание идейного террора, страха и формального единомыслия.

Кнут репрессий оказывал влияние на сознание людей, вёл их в сторону казарменного социализма, который был избран в качестве адекватной формы нового строя.

Сталинизм сумел завладеть сознанием миллионов людей, стал их мировоззрением, не только в СССР, но и в Китае (культ личности «великого кормчего» - Мао).

4. НЕОМАРКСИЗМ

       


Ни одна научная теория не вызвала таких страстных  споров, выступлений «за» и «против», как марксизм. Марксизм, впервые выступивший на исторической арене как теория освободительного движения рабочего класса, отразил многовековые чаяния всех угнетенных и эксплуатируемых. Маркс обобщил громадный  исторический опыт буржуазных революций, открыл законы общественного развития и гибели капиталистического общества; он создал теорию социалистической революции. Учение марксизма стало идейным движением  в СССР, овладело широкими массами трудящихся, превратилось в практику социалистического строительства, в новый общественный строй.

Маркс ответил на вопросы, поставленные его предшественниками. В 20 и веке даже противники марксизма вынуждены отвечать на вопросы, поставленные Марксом: проблемы уничтожения социального неравенства, отчуждения, противоположности между умственным и физическим трудом, городом и деревней, проблема преодоления господства стихийных сил общественного развития и разумного переустройства общественных отношений, проблема гуманизации труда, проблема человечества. Все те вопросы, которые ставил и решал Маркс, являлись проблемами и для тех, кто пытался опровергнуть марксизм.

Маркс доказал, что капиталистический способ производства носит исторически преходящий характер. Это было встречено в штыки буржуазной экономической и политической  наукой. Ныне же идеологи буржуазии утверждают, что капитализм постепенно сменяется новым, некапиталистическим ( и не социалистическим) общественным строем.

Марксизм с самого начала сложился как творческое учение. Ленин писал в начале 20 века: «Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто незаконченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни»[1]. Поэтому марксизм-ленинизм есть научное мировоззрение,  развивающееся путем исследования, осмысления нового исторического опыта, путем критики, пересмотра устаревших положений, замены их новыми.

«…Диалектическая философия, - писал Энгельс, - разрушает все представления об окончательной абсолютной истине и о соответствующих ей абсолютных состояниях человечества…. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу»[2].

Философия Маркса и Энгельса в состоянии ответить на вопросы, которые возникают в современном обществе.

Список литературы.



1. А.И.Ракитов, В.М.Богуславский, В.Е.Чертихин, Г.И.Эзрин.

«Философия. Основные идеи и принципы» (Москва. Издательство                полит. литературы 1985г – 368с.).

2.     Алексеев П.В., Панин А.В. «Диалектический материализм. Общие теоретические принципы»    (Учебное пособие – М.: Высш. шк., 1987 – 335 с.)

3.     Иванова К.И. «Ленинское философское наследие и методологические проблемы современного знания» 1980г.

4.     Маслов Н.Н. «Идеология сталинизма: история утверждения и сущность» 1990г.

5.     Константинов Р.Ф. «Марксистско-ленинская философия и современность» 1982г.


[1] Ленин В.И., Полн.собр.соч., т.4, с.184

[2] Маркс К., Энгельс Ф., соч., 2-е изд., т.21, с.276


РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты