|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Материалы к зачету по курсу "Философия"Материалы к зачету по курсу "Философия"Материалы к зачету по курсу "Философия"Предмет философии. Проблема соотношения философии и науки по предмету. Функции философии (мировоззренческая и методологическая) Первоначально в античной Греции под философией понималась вся совокупность теоретических знаний о мире. "Философ - исследователь природы вещей" (Гераклит) выделялась только математика. С возникновение в 17 веке новой эры - науки и процессом дифференциации наук философия начинает утрачивать свой предмет, то есть реальное позитивное знание о мире дает наука. Проблема состоит в том, что по мере описания мира естественными науками философия начинает утрачивать свой предметю Философ О.Конт (19 век) утверждал, что философия исчезает по мере развития позитивных естественных наук, утрачивая свою роль знаний в 19 веке. Предмет философии - отношение человека к миру (do not confuse! С определением предмета философии "как мира в целом") Типы отношений: - Гносеологическое (познавательное отношение): успешно действовать можно лишь в том случае, если мы знаем и понимаем с чем имеем дело. - Онтологическое (отношение к существованию: бытийное) прежде чем действовать в этом мире, нужно чтобы был мир и был человек: мы должны поддерживать свое существование. - Аксиологическое (ценностное): человек отличается от животного тем, что оценивает окружающий мир. Структура философского знания: Философия - Онтология - Гносеология - Аксиология Понятие "мировоззрение". Исторические типы мировоззрения. "Картина мира" в структуре мировоззрения. Мировоззрение - совокупность взглядов человека на мир и свое место в нем. !Мировоззрение складывается у человека в раннем детском возрасте, после чего оно, в основном обогащается, разворачивается, с большим трудом корректируется. Мировоззрение - своеобразная призма, через которую человек смотрит на мир, оценивая его и направляя свое поведение. Теоретическое мирвоззрение отличается от других его типов тем, что представляет собой систему, то есть упорядоченно по определенным правилам. Основной вопрос философии (Ф.Энгельс). структура философского знания. Основной вопрос философии - вопрос об основании (основе) классификации философского знания. !Не следует его воспринимать как классификационный или как самый главный вопрос философии. Вопрос об отношении материи к сознанию и бытия к мышлению имеет две стороны: 1) Генетическое: что первично? - М>С: материализм - С>М: идеализм - М _ С: дуализм 2) Функциональное: Познаваем ли мир? (гносеология) - МС - М _ С: агностицизм - отрицание познаваемости мира Предмет философии - отношение человека к миру (do not confuse! С определением предмета философии "как мира в целом") Типы отношений: - Гносеологическое (познавательное отношение): успешно действовать можно лишь в том случае, если мы знаем и понимаем с чем имеем дело. - Онтологическое (отношение к существованию: бытийное) прежде чем действовать в этом мире, нужно чтобы был мир и был человек: мы должны поддерживать свое существование. - Аксиологическое (ценностное): человек отличается от животного тем, что оценивает окружающий мир. Структура философского знания: Философия - Онтология - Гносеология - Аксиология Основные оппозиции в философии: "бытие-небытие", "материя-сознание", "материальное-идеальное", "субъект-объект", "абстрактное-конкретное". Категория - наиболее общее предельно абстрактное понятие, которое задается (определяется) через прямопротивоположное понятие. Основные категории философии как правило являются парными, то есть представляют собой взаимосвязанную пару понятий. Материя - объективная реальность существующая вне и независимо от сознания, способная отражаться в сознании и восприниматься органами чувств Идеальное - связанное с сознанием, существующее благодаря сознанию. Абстрактное-конкретное Специфика философских категорий в предельной абстрактности, но достаточно четкой определенности по смыслу и этом отношении - предельной конкретности. Слова обыденного разговорного языка конкретны с точки зрения предметной привязанности, но не определены однозначно, имеют множество смыслов и с этой точки зрения - абстрактны. Абстрактное - взятое в одностороннем усеченном неполном виде. Конкретное - взятое в многостороннем наиболее полном целостном виде. Чтобы видеть полностью предмет нужно видеть в нем противоречие. Дух: свободен/несвободен Субъект-Объект Субъективное - "с точки зрения" Объективное - "истинное" Субъект - носитель активности, направленной на объект. Субъект становится объектом, когда на него направлено познание со стороны (объекта) Человек может быть объектом для себя. Древнеиндийская философия. Древнекитайская философия. Онтологическая проблема (Парменид). По существу античная философия начинается с постановки онтологической проблемы: Парменид подвергает сомнению естественную установку тем самым открывая собственную философскую проблематику. Естественная установка - установка сознания человека, что реальность - мир вещей вокруг нас, который существовал до нас и будет существовать после нас. Онтологическая проблема: - Логические признаки бытия: 1)едино 2)неделимо 3)недвижимо 4)себетождественно 5)познается разумом. - Признаки вещей: 1)множественность 2)делимы 3)подвижны 4)изменчивы 5)познаются чувствами. Возникает проблема: что есть истинное бытие вокруг нас, если мир вещей это не реальное, а иллюзорное бытие. !Парменид: чувства нас обманывают (Бытие вещи и бытие мысли о вещи - не одно и то же) Монистические и плюралистические концепции бытия. Гносеологическая проблема (Горгий). Чувственное и рациональное познание. Гносеологическая проблема (проблема познания) ставится Горгием - представителем школы софистов. Он предлагает три последовательных тезиса: ничто не существует, даже если и существует, то не познаваемо, даже если познаваемо, то невыразимо. Следовательно - все ложно. Чувственное и рациональное познание. Эта тема получила особое развитие в философии рационализма и сенсуализма. Основные школы древнегреческой философии (ионийцы, элеаты, софисты) Принцип релятивизма истины (Протагор). Платоновская критика гносеологии софистов. Одним из родоначальников Софистики считают Протагора. Одним из ярких тезисов его философии является принцип релятивизма истины: Человек есть мера всех вещей: существующих - в том что они существуют, несуществующих - в том что они не существуют. Общей чертой софизма является положение об относительности понятий норм и оценок. Софизм является структурой образования в которой преподавалось искусство убеждения, спора и обоснования. Критикой со стороны Платона видимо следует считать соотнесение практики софистов и теории эйдосов. Так как существует мир идей, существует реальный мир (ощущаемый), то релятивизм истины исключается, наблюдается только различная степень познания мира идей. Философия Сократа. Метод Сократа. Философия Сократа описывается по трем основным источникам: Аристофану, Ксенофонту и Платону. Основной областью интересов Сократа следует считать понятия этики. Цель мудрствования Сократа в определении конкретных нравственных явлений. Для нас интересен метод обоснования собственных взглядов, применяемый этим философом: метод диалектики. Диалектика или диалектический спор привели к использованию формы диалога как средства достижения истины. Диалектические рассуждения проводятся по принципу деления родового понятия на составляющие его виды. В результате из этого метода можно выделить также индуктивный метод доказательства. Таким образом для Сократа важно выявить противоречия в рассуждениях собеседников, отсеять все несущественное и показать подлинную природу явления. Следует отметить что Сократ используя некоторые методики софистов выступает против них. Философия Платона. Конструктивно-логическая сторона учения об эйдосах. Основой философии Платона является его формулировка учения об эйдосах. Существует мир идей (эйдосы), мир познаваемый нами с помощью чувств есть производное (тень) этого мира идей. Эйдосы предметного мира объединяются сложной иерархической системой. Конструктивно-логическое учение Платона в том, что учение об эйдосах позволяет осуществить критику принципа релятивизма истины софистов. Действительно, "мнений" о вещи, основанных на чувственном восприятии может быть много, Однако "истина", отражающая "внутреннюю логику", сущность вещи - одна. Истина надсубъективна, потому что связана с эйдосом, представляющим собой описание внутреннего конструктивного устройства вещи. Проблема истины заключается в отсутствии однозначного представление о том, что такое истинное учение. Философия Аристотеля. Понятие "сущность". Философия Аристотеля является последовательным изменением Платоновских учений. В том числе и понятие "сущность" является развитым понятием "эйдос". Аристотель разработал иерархическую систему категорий, в которой основой была "сущность", или "субстанция", а остальные считались ее признаками. В дальнейшем философ признал основными только три категории: сущность, состояние и отношение. Сущность предмета называют то, что делает его самим собой. Это форма предмета, его внутреннее строение, определяющее внешнее в видимые признаки. В целом Аристотель, создавая "Органон" впервые создал образец научного языка, так как до него философские произведения имели форму поэм или, например, диалогов. Одним из основных элементов философии Аристотеля стала систематизация принципов классической логики. "Органон" Аристотеля. Принцип непротиворечия в гносеологии. Собственно название работы Аристотеля обозначает "орудие". Этот труд посвящен методу познания. Он фиксирует систему классической логики, ставя в основе метод дедукции от общего к частному. Предмет познание - бытие. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Метод это своеобразный специфический алгоритм получения знания. Зафиксировав принципы логики он отмечает закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия (не противоречь сам себе) и закон исключенного третьего (А или не-А истинно, третьего не дано). Следует отметить использование научного стиля в изложении "Органона". Спор "Бог или природа" как проблема первосущности мира. Религиозная картина мира. Онтология патриотики и схоластики. Доказательства бытия Бога. Проблема онтологического статуса универсалий. Реализм и номинализм. Проблема заключалась в определении статуса универсалии в системе бытия. Реалисты рассматривали три вида существования универсалий: до вещи (в божественном разуме), в самих вещах (сущность вещей) и после вещей (в разуме человека. Представители крайнего реализма считали что универсалии существуют только вне вещей. В противоположность реализму существует номинализм, считающий универсалии в принципе фонетическими конструкциями - именами вещей, существующими только "после вещи", в мышлении и человеческом разуме при отрицании объективного существования. Католическая церковь разумеется отвергла номинализм и приняла позиции умеренного реализма. Проблема метода (Ф.Бэкон). Рационализм и сенсуализм как гносеологические принципы. Заслуживает в первую очередь упоминания труд Бэкона "Новый органон". Это переосмысление метода познания. Он предлагает руководствоваться в первую очередь методом индукции, в первую очередь исследуя единичный факт и в дальнейшем переходя к общему. Философия Дж.Локка. Сенсуализм. Философия Р.Декарта. Рационализм. Философия И.Канта. Понятие "трансцендентальный субъект". Три формы логического (Г.В.Ф.Гегель) Диалектика Гегеля. Понятие "диалектическое противоречие". Принцип противоречия в гносеологии. Формальная и диалектическая логика. Естественнонаучная картина мира. Нормы научного исследования. Материя и ее атрибуты (пространство, время, движение, отражение). Проблема сознания. Сознание как специфическая форма отражения действительности. Корреспондентская теория истины (Аристотель). Список литературыДля подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ar-kak.nm.ru/ |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |