|
Метафизика богочеловечества Владимира Соловьева и его критика русского общества |
|
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Метафизика богочеловечества Владимира Соловьева и его критика русского общества
Метафизика богочеловечества Владимира Соловьева и его критика русского общества
Метафизика богочеловечества Владимира Соловьева и его
критика русского общества
Ольга Леонидовна Сим
Творчество
Владимира Сергеевича Соловьева (1853–1900) настолько фундаментально, насколько
и многоаспектно. Но одной из важнейших тем для мыслителя был процесс
общественного развития. И думается, именно для этой темы создавалась им вся
теоретическая философская база. Данная статья имеет целью рассмотреть в
контексте философских воззрений Соловьева основные направления эволюции его
взглядов на историю и современную ему эпоху, а также показать, почему
первоначальный замысел мыслителя в освещении всемирного исторического процесса
не был доведен до логического конца, как поменялись со временем идеи философа.
* * *
Основу
исторических построений Владимира Соловьева составляют преимущественно работы
1870-х годов. Эти сочинения проникнуты чистейшим идеализмом, и процесс развития
общества описан в них как сугубо духовный, вне связи с практическими проблемами
современности. Сердцевиной же философских воззрений Соловьева является его
произведение "Философские начала цельного знания" (1877). В этом
сочинении он пишет, что мир и любая его часть устроены таким образом, что в них
различаются три состояния – безличная воля (или просто сила, потенция),
конкретное словесное выражение этой воли (идея) и, наконец, ее воплощение. На
уровне глобального устройства мира это деление выглядит так: сущее (Бог,
безличная божественная воля), понятийное выражение сущего в виде сущности
(идея) и воплощение божественной воли в бытии (природа). Эти три составляющие
мироздания, по Соловьеву, в свою очередь также имеют соответствующее деление
(см. схему).
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА |
|
© 2010 |
|
|