|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Мировоззрение и его исторические типыМировоззрение и его исторические типысмотреть на рефераты похожие на "Мировоззрение и его исторические типы" Содержание: Понятие мировоззрения 2 Понятие мировоззрения Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение. Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место в нем
человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому
себе, а также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы,
принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. И действительно,
человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям,
семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще. У человека всегда существовала потребность выработать общее представление о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представление принято называть универсальной картиной мира. Универсальная картина мира – это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т.д. Каждая эпоха, каждая общественная группа и, следовательно, каждый человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают и картину мира, которая дает обобщенное знание о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека. Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенным мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть, как правило, выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей. В одном случае их связь с мировоззрением может обнаруживаться достаточно отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностными установками человека, особенностями его характера. Однако такая связь с мировоззрением обязательно существует и может быть прослежена. А это означает, что мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей. В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, о его способности понять этот мир и целесообразно действовать в нем. Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем. Мировоззрение является интегральным образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности. Во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов. Итак, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определенное видение и понимание мира, а также программа поведения и действий человека. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому
или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение, которое
основано не на теоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она
возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество
в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие
глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом,
возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме — это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний. Таким образом, миф — это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания (так мы употребляем этот термин в высказываниях «сердце дает о себе знать», «познать женщину» и т. д.). Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был
генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения
природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого
породил. Так, в знаменитой «Теогонии» Гесиода и в «Илиаде» и «Одиссее» Безграничный Хаос породил Мрак — Эреба и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи
и Мрака произошли вечный Свет — Эфир и радостный светлый День — Гемера. Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо — Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море рождены матерью Землей, у них нет отца. Дальнейшая история порождения мира связана с браком Земли и Урана — Неба и их потомков. Аналогичная схема присутствует в мифологии других народов мира. Например, можем познакомиться с такими же представлениями древних евреев по Библии — Книга Бытия. Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия. Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их
развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном
обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные
нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами
общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. А каковы же были взаимоотношения мифологии и религии и в чем состоит их специфика при разрешении мировоззренческих вопросов? Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное
мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не
дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия
апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не
оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие
образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления
тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном
обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако
было бы неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны. Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно- практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана «укоренить» человека в трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности. На протяжении всей истории существования человечества философия складывается как устойчивая форма общественного сознания, рассматривающая мировоззренческие вопросы. Она составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения. Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать ни читать. Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое
мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно
связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. В массовом сознании философия нередко представляется чем – то весьма
далеким от реальной жизни. О философах говорят как о людях «не от мира
сего». Философствование в таком понимании – это пространное, туманное
рассуждение, истинность которого нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Философская мысли есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское сознание – это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно – умозрительная. Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания – духовно-практический. Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом. Было время, когда никакой науки никогда еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития. Отношение человека к миру – вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, "Человеческое" измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека. Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Органическое соединение в философии двух начал – научно-теоретического
и практически-духовного – определяет специфику ее как совершенно уникальной
формы сознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории – в
реальном процессе исследования, развития идейного содержания философских
учений, которые исторически, во времени связаны между собой не случайным, а
необходимым образом. Все они – лишь грани, моменты единого целого. Также,
как и в науке, и в других сферах рациональности, в философии новое знание
не отвергает, а диалектический «снимает», преодолевает свой прежний
уровень, то есть включает его в себя как свой частный случай. В истории
мысли, подчеркивал Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное восхождение от
абстрактного знания к знанию все более и более конкретному. В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества. Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем. Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития
и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а
классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции. Разрабатывая основы научного мировоззрения, Фалес внес существенный
вклад в основание математики, физики, астрономии. Главное же в учении У истоков формирования научного мировоззрения в философии древних стоял Таким образом, мир «атомов» Демокрита и мир «идей» Платона – это уже не Демокрит признавал материальное и духовное, разработал так называемую Великий греческий философ Аристотель понимал, что противопоставление мировоззрений определяется противопоставлением политических целей и интересов. Отсюда все помыслы Аристотеля как ученого были направлены на построение всеобъемлющей философии, объединяющей различные мировоззренческие подходы. Возрождение античной культуры в Италии обязано главным образом
интенсивному развитию городской жизни. Социальная активность итальянского
города стала резко контрастировать с феодально-деревенской жизнью
подавляющего большинства стран Европы. Главным центром гуманистического
движения эпохи Возрождения стала Флоренция, что означает «цветущая»,
которую можно назвать даже столицей итальянского Возрождения. Здесь родился
и провел многие годы провозвестник Возрождения великий поэт и мыслитель В своей «Божественной комедии» Данте, с одной стороны как бы представляет энциклопедию христианского мировоззрения средневековья, а, с другой, - он исполняет своеобразный гимн земному человеку с его напряженной социальной жизнью и собственной психологией, ибо, по Данте, «из всех проявлений божественной мудрости человек – величайшее чудо». Подлинным родоначальником гуманистического движения итальянского возрождения стал поэт и философ Франческа Петрарка. Главным направлением его поэзии стала тема чувственно окрашенного отношения к земной красоте женщины и природы. Так возникло и стала развиваться идея обожествления человека, идея его максимального сближения с богом на путях человеческой творческой деятельности, особенно на путях его поэтического творчества. Центральную роль в этом новом мировоззрении стало играть прежде всего понятие человеческой деятельности. Литература: 1. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991. 2. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. – Казань, 1989. 3. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 – томах, М., 1994. 4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с. 5. Несмеенов Е. Е. «Основы философии в вопросах и ответах», М., 1997. 6. Кукушкина Е.И., Логунова Е.Б. Мировоззрение, понятие, практика. – М., 1989. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |