рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Модель расширяющегося сознания рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Модель расширяющегося сознания

Модель расширяющегося сознания

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1. Природа сознания

2. Модель «расширяющегося сознания» в ряду других концепций

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ


Множественность аспектов изучения феномена сознания, и соответственно, предоставляемые современной наукой большие познавательные возможности, не привели к настоящему моменту к единству во взглядах на феномен сознания или хотя бы в понимании основополагающих принципов гипотетической общей концепции. Это положение свидетельствует о том, что изучение данной проблематики во многом предопределяется личными интересами исследователей, что можно объяснить различием (и несоизмеримостью) личных опытов, социальных и культурных практик, научных методологий и парадигм, языков и культурных традиций. В то же время наблюдается противоположная тенденция, направленная на интеграцию усилий в продвижении понимания феномена сознания. Прояснить вопрос о природе сознания вне междисциплинарных исследований трудно.

1. Природа сознания


Для того чтобы сегодня продвинуться в понимании природы сознания необходимо иметь представление обо всей совокупности научных исследований, даже, казалось бы, далеких и не имеющих прямого отношения к данной проблеме. Проблема сознания, на мой взгляд, становится фокусом притяжения гуманитарных и естественных наук. В частности, я обращу внимание на открытия и дискуссии в космологии, физике и биологии, которые в ходе своего развития вынуждены обратиться к проблемам психики и сознания.

Космология, квантовая механика, биофизика, эмбриология вплотную подошли к открытию и изучению новой реальности, бывшей ранее за пределами досягаемости научной практики и мысли.

Астрофизики за последние годы не только теоретически, но и практически уже доказывают существование повсеместно распространенного космического вакуума, среды заполняющей всё пространство Вселенной. К такому выводу пришли на основании расчетов движения галактик и косвенных наблюдений. Массы видимых звезд недостаточны для того, чтобы предотвратить разлет галактик в разные стороны. Должна существовать какая-то единая сила, поддерживающая порядок. Эту силу назвали “темной материей” (“невидимой”, необнаруживаемой приборами). Как в этой связи не вспомнить о понятии “физиса” в древнегреческой философии – невидимой природе, которая порождает видимый мир?

Согласно подсчетам, весь видимый и доступный научному наблюдению мир составляет 5% массы вещества, а 95% массы вещества - это тёмная материя. Таким образом, доступный рациональному познанию человека мир природы, в лучшем случае, всего лишь незначительный процент целостной системы мироздания.

В научное познание вводятся понятия, в каком-то смысле реабилитирующие понятие эфира под разными названиями: физический вакуум, космический вакуум, энергонасыщенный вакуум Эйнштейна, морфогенное поле, информационное поле, торсионные поля и пр. Например, в современной космологии имеется проблема, связанная с необходимостью введения в Общую теорию относительности так называемого «космологического члена» с космологической постоянной L>0. Этот член был введен Эйнштейном для получения решения, соответствующего “статической” Вселенной, однако после результатов Фридмана и открытия Хабблом расширения Вселенной, Эйнштейн счел эту идею “величайшей ошибкой своей жизни”. В конце 90-х гг. энергетические аномалии при вспышках сверхновых звезд вновь заставили ученых обратиться к космологическому члену в уравнениях ОТО. Важно, что наличие космологического члена в уравнениях ОТО означает введение сил, дополнительных по отношению к гравитационным силам притяжения, создаваемым известными видами материи. Фактически при этом постулируется существование энергии вакуума, заставляющей Вселенную изменяться даже при отсутствии в ней вещества. Введение космологического члена позволяет также объяснить генезис “евклидовости” нашего мира. Постулирование темной материи, реабилитация космологического члена в уравнениях ОТО приводят к выводу о существовании еще неизведанных форм и уровней материальности мира, по отношению к которым видимый физический мир кажется, образно говоря, всего лишь пузырем в бездне океанских вод.

В настоящее время биология стоит на пороге исследования более глубокого уровня организации биологических систем – корпускулярно-волнового. Функционирование биосистемы как результат обмена биосигналами предполагает два взаимнокоррелированных уровня этого обмена – вещественный и волновой. Вещественный уровень достаточно хорошо изучен (матричное копирование ДНК-РНК-белки и пр.), а связанный с ним волновой уровень практически не исследован. Волновая коммуникация становится предметом исследования ученых. С 90-х годов подтверждаются концепции особых волновых состояний ДНК – солитонов. Солитон способен считывать, хранить и передавать информацию программ синтеза белка и построения живого в пространстве и времени. Он ведет себя подобно разумному существу.

Возникают вопросы: кто дает солитонам команды и управляет ими? Где искать универсальные параметры порядка (говоря на языке синергетики)?

Под воздействием особо ритмически выстроенной человеческой речи (молитвы или белый стих) солитоны могут приобретать животворную силу. То, что становится предметом экспериментального научного исследования, было известно как общение между человеком и природой (космосом) на духовно-тонком уровне организации мироздания. Эксперименты подтверждают, что состояния сознания, именуемые в эпистемологии изменёнными, наилучшим образом в биофизическом плане подходят для контакта (резонанса) с живым на тонком уровне.

Уровням и формам мироздания и можно сопоставить уровни и свойства сознания. Эта проблема была впервые осознана учеными при решении вопросов интерпретации квантовых феноменов. Описание квантовых процессов, проходящих при огромных скоростях, удивительно совпадает с описаниями состояний «нелокализованного» сознания, описанных в практиках йоги и дзен. Создается впечатление, что, выйдя за пределы чувственной макроскопической реальности в научной практике, человек, по существу, описывает виртуальный микромир через описания состояний своего сознания.

Физические и биологические системы ведут себя подобно разумному существу. Общий обмен веществом, энергией и информацией происходит на всех структурных уровнях материи, в том числе и в природе - у минералов, растений, животных и человека. Коммуникации в природе реализуются на физическом уровне посредством анализаторов электрического поля, магнитного поля, электромагнитного поля, полей гравитации, геомагнитного поля, рентгеновское излучении (крысы), регистрации слабых, но высокоинформативных взаимодействий и т.п. Химическим путем информация передается путем обмена веществом (хеморецепторы), на биологическом уровне известны также поведенческие способы обмена информацией. В человеческих сообществах добавляются культурные способы информативного обмена.

Известен феномен перевода одного типа знако-образов в другой. У дельфинов звуки кодируют информацию как и у человека, отличие только в том, что кодируется «образ предмета», бионики говорят об «объёмном звуковом языке», переводе звукового сигнала в видимое изображение, а, возможно, имеется комплексное звуко-цветовое восприятие предмета (синестезия).

Чувствительность животных несоизмерима с чувствительностью человека. Феномен предвидения природных явлений у живых организмов не поддается объяснению. Феномен биолокации – также загадка. Живая клетка – микроскопический приёмник и передатчик информации, клетки «разговаривают» между собой благодаря близкому и дистанционному контакту. Как живое строит формы в пространстве (морфогенез) – также загадка.

Имеются данные о том, что растения обмениваются информацией между собой химическим путем, звуковым путем (звуки высокой частоты – 50 тыс. колебаний в сек., Франкфурт, биофизики), крайне слабыми световыми сигналами (пример с помидорами). Растения чувствительны к музыке и избирательно к ней относятся. Реагируют на эмоции и мысли людей. У растений зарегистрированы условные рефлексы.

В живых системах мы обнаруживаем память, восприятие, чувствительность, распознавание, предвидение, коммуникации, кооперативное поведение, обучение, в определенном смысле свободу выбора, элементы материальной культуры, проявления эстетического чувства, когнитивное картирование. Знакосимволические языки живых организмов имеют физико-химическую, биофизическую, биологическую основу, а также и социальную (например, каждая стая дельфинов говорит на своем диалекте). Они используются для ориентации в среде, выполнения жизненных функций, коммуникаций. Можно ли говорить в таком случае наличии элементов сознания? Чем аноэтическое сознание человека (незнающее, полуосознаваемые реакции), связанное с фиксацией в сознании элементов ситуации и поведенческих реакций отличается от аналогов в животном мире? Является ли сознание – особым отличительным свойством человека? Если да, то как тогда оценить следующего рода факты: элементы самосознания (ноэтического сознания или знания о себе) обнаруживают, например, шимпанзе, узнавая себя в зеркале.


2. Модель «расширяющегося сознания» в ряду других концепций


Посмотрим, каковы могут быть интерпретации вышеизложенных фактов с точки зрения ряда ведущих концепций сознания.

В материалистической философии в варианте марксистской философии под сознанием понимается высший уровень психической активности человека как социального существа. Своеобразие этой активности в форме чувственных и умственных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер. Сознание представляет собой свойство высокоорганизованной материи – мозга. Сознание выступает как осознанное бытие, субъективный образ объективного мира, а в гносеологическом плане – как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним. Социальная практика оказывается решающей для формирования и развития сознания (как совокупности идей, ценностей, установок, представлений).

В информационной концепции сознания, развиваемой в рамках когнитивно-эволюционного подхода, оспаривается тезис о доминирующей роли социальных факторов в феномене сознания и указывается на важнейшую роль генетически-врожденных факторов (в том числе и культурных генов), под влиянием которых формируется и реализуется работа когнитивной системы человека. Поддерживается вывод: «Сознание, разумное мышление, память, с точки зрения коннекционистских моделей, возникают в результате самоорганизации как эмерджентное свойство нейронных сетей, когнитивной системы в целом, а не как свойство ее отдельных элементов». Подчеркивается, что гипотеза о тождестве физического и психического – имеется только одно состояние, которое может восприниматься либо психически, либо физиологически – оказалась плодотворной среди нейрофизиологов, психофизиологов, нейробиологов. При этом постулируется, что позитивное решение психофизиологической проблемы исключает любые формы дуализма, как в марксистском варианте – идеального и материального, так и в картезианском варианте – независимости души и тела. В качестве основного аргумента против дуализма выдвигается сомнение в том, что нематериальная сила приводит в движение мускулы человека и управляет его мышлением.

Во многом благодаря когнитивно-эволюционному подходу, удалось прояснить информационную природу когнитивных процессов и сознания, выявить близость когнитивных систем высших животных и человека, ввести методики более тонкого анализа осознаваемых, бессознательных, полуосознаваемых процессов, а также трансформаций сознания (сон, гипноз, внушение).

На представления любого исследователя неизбежно оказывает влияние социальная практика (выделяя этот аспект, марксисты все же были в чем-то правы). Если оценить под эти углом теоретико-информационный подход, то можно наблюдать явное влияние научно-технического мировоззрения и языка. В этом есть свои недостатки, если забыть об ограничениях научного метода. В техническом мировоззрении живые существа мыслятся подобно самоорганизующимся техническим устройствам (термины «анализаторы», «обмен информацией», «коммуникации»). Феномен магии языка всесилен и в наши времена – мысля в технических терминах, человек поневоле и относится ко всему также как и к созданной им искусственной технике. А она для человека – не живая. Чувство живого и сочувствия всей природе в результате притупляется, а, кроме того, неизбежно возникают барьеры в понимании природы живого и сознания.

Материалистическое понимание сталкивается с трудностями: как бессознательное порождает сознательно разумное? Как неживое порождает живое? Откуда берется стремление природы к возникновению сложных иерархически-системных уровней? Почему имеются универсальные принципы и константы, объединяющие и гармонизирующие эволюцию природы? Перед марксистской и информационной концепциями сознания можно поставить вопросы, которые выйдут за пределы очерчиваемой ими компетенции, но столь важны для свободного выдвижения гипотез в развивающемся естествознании: феномены духовных практик, биолокация в мире природы и у людей, проблема интерпретации реальности многомерных пространств в современной космологии, проблема реальности “темной материи”, проблема реальности разумных существ иной формы, чем человечество и т.д.

В холотропной модели сознания (например, по С. Грофу) человек имеет бесконечное поле сознания, которое соизмеримо со всей целостностью бытия; сознание опосредуется мозгом, но не зарождается в нем; память может существовать без биофизического материального субстрата; психика включает в себя весь опыт эволюции Вселенной и в каждом человеке есть всё. Модель Грофа прямо связана с мистическими учениями Востока и Запада. В материалистических моделях и в модели «расширяющегося сознания» понятие сознания употребляется в разных смыслах. В классике можно говорить о внешнем сознании, а в холотропной модели о внешне физическом и внутренне-психическом сознаниях (глубинном, непроявленном, которое при определенных условиях может проявиться).

В эзотерической традиции дух и материя мыслятся как два аспекта единой сущности (или духо-материи, что на уровне общей идеи совпадает с информационным подходом). В этом смысле неверно сказать, что идеальные нематериальные процессы управляют материальными. Но принцип дуализма с этой точки зрения верен в том смысле, что духовно-материальные силы высшей природы (тонкого плана) управляют материальными процессами низшей природы физического (плотного) плана. Предполагается, что мироздание имеет иерархически-сложную структуру, причем каждому уровню соответствуют свои законы организации материальных форм (например, насчитывают семь форм существования материи, в отличие от известных науке четырех состояний – твердое, жидкое, газообразное, плазма). Утверждается принцип континуальности, то есть в природе нет пустоты: межмолекулярному пространству соответствуют вибрации эфира низшего тонкого (астрального) плана, межатомному - вибрации эфира высшего тонкого плана, которые недоступны познанию на физическом уровне организации материи. Имея в виду эти представления, можно предположить, что постулируемая учеными “темная материя” являет собой один из видов эфирного состояния материи.

В эмпирической метафизике утверждается принцип: в жизни целого высшее управляет низшим. Человек связан с Высшим инобытием через каналы интуиции. В этом смысле бессознательное имеет двоякую природу – подсознания или инстинкта и высшего чувствознания или творческой интуиции.

Энергетический аспект сознания в современных научных концепциях не представлен, но изучался, например, в школе йоги. В индийской традиции метафизики сознание мыслится как атма-шакти или энергия Высшего «Я». Сознание – это тонко-материальная субстанция (энергия), в которой посредством вибраций жизненной энергии праны рождаются мысли. Путем очищения сознания и повышения вибраций нервных и психических центров в практике йоги стремятся достичь соединения индивидуального сознания с универсальным (космическим, божественным), управления сознанием, телесными и психическими процессами.

С точки зрения эмпирической метафизики жизнь есть сознание с присущими ему различными формами, поскольку все сущее активизируется и движется благодаря пронизывающим его духовным энергиям. Отсюда процессы распознавания, коммуникаций, выбора, симпатий и антипатий в мире природы имеют психическую основу. Если оставить технический язык описания современной науки и перейти на язык психологии, то я бы выделила особо феномен понимания в природе. Именно понимание как распознавание и осознание знаков пространственно-временной ситуации делает возможным жизнедеятельность растений и животных. Можно сказать, что чувственное осознание в форме понимания составляет основу невербального познания и общения и среди людей.

Эзотерические концепции сознания не доступны прямой научной проверке, но я считаю, что они полезны для расширения горизонта выдвижения гипотез.

Эзотерику не зря называют эмпирической метафизикой. Немалый интерес для развития науки и понимания феномена сознания представляет творчество изобретателей-мистиков, таких как Джон Кили и Никола Тесла. Их творчество свидетельствует о том, что представления человека о мире и феномене сознания ограничены его собственным миром и сознанием. При расширении сознания мир оказывается совсем иным.

Изобретателя Николу Тесла (1856-1943) называют гением вне времени. Автор более 300 патентов на изобретения выступал с лекциями о своих взглядах на творчество и природу мироздания. Тесла был первым, кто занимался изучением сверхсильных магнитных и электрических полей и заявлял, что он видит энергетическое будущее человечества в использовании энергии эфира (или энергонасыщенного вакуума). Более того, в своих изобретениях, многие из которых неразгаданны, по его свидетельствам, он использовал энергию эфира.

Тесла обладал способностью эйдетического воображения и визуализации с детства. Он научился сознательно управлять яркими картинами воображения и развил свой метод материализации творческих концепций. Если в сон человек не может вмешаться, то здесь мы имеем дело именно с управляемым сознательным мышлением и воображением.

Для Теслы процесс творчества проходит ряд этапов: Внешний раздражитель (на мышление и память) - чувство потребности в следующем изобретении - появление идей в виде геометрических образов – осознание принципа открытия – его физическая интерпретация – формализация (математическая обработка), выявление необходимых технических свойств материалов, необходимых для непрерывного действия конструированной физической модели.

Откуда появляются идеи?

Согласно Тесле, Вселенная – живая система, а люди – это «автоматы», ведущие себя в связи с планами Творца. Человеческий мозг работает автоматически, реагируя на внешние (по отношению к нему) раздражители. Память – это всего лишь реакция человеческого мозга на повторяющийся внешний раздражитель. В биофизическом смысле памяти не существует, - заявляет Тесла (хотя сам говорил на 7-8 языках). Человек – это проводник идей, идущих из мира идей в мир людей и практики. Эти взгляды близки идеям Будды (сознание как процесс) и Платона. Творчество Теслы рассматривают как первый неоспоримый и ясный шаг в сторону объяснения доктрины Платона. Согласно Платону, математика есть связь между миром идей и миром вещей. Тесла указал на возможность слияния материального и духовного в человеческом сознании и Всеобщий закон резонанса. Если электромагнитные колебания взаимодействуют с тонкими планами, в таком случае числа – это некоторые отражения структуры организации электромагнитных полей. Математические алгоритмы отражают способы воплощения идей в физические объекты. Из современной математики Тесла использовал только ряды Фурье и простые выкладки Архимеда. Математика Теслы – это математика Пифагора и Платона (в высшем смысле). Согласно Тесле, эфир представляет собой единое недифференцированное поле, состоящее из времени, пространства и энергии, а результатом резонирующих процессов является рождение физической материи. Время – реальный алгоритм овеществлённой математики и создается из эфира благодаря резонансу физических систем, в эфир же оно и возвращается (сходные идеи выдвигает астрофизик Сагал, если вспомнить его «образ червоточин в мироздании»).

Для Теслы все в мире взаимосвязано: «Аристотель утверждал, что в космическом пространстве существует независимый высший дух, приводящий в движение и мысль – его главный атрибут. Точно также и я уверен, что единый Космос объединён в материальном и духовном смысле. В космическом пространстве существует некое ядро, которое вечно притягивает нас, я чувствую его мощь и его ценности, посылаемые им по всей Вселенной и этим поддерживающие её в гармонии. Я не проник в тайну этого ядра, но знаю, что оно существует, и когда я хочу придать ему какой-либо материальный атрибут, то думаю, что это СВЕТ, а когда пытаюсь постичь его духовное начало, тогда это – КРАСОТА и СОЧУВСТВИЕ. Тот, кто носит в себе эту веру, чувствует себя сильным, работает с радостью, ибо и сам чувствует себя частью общей гармонии».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предисторию - развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом. Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды. Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.                 Абрамович В. Метафизика и космология учёного Николы Теслы // Дельфис. 1999, № 1; №2, №3, №4.

2.                 Герасимова И.А. Проблема сознания в контексте междисциплинарного диалога // Россия и Восток. Феномен сознания: интегральное видение. Труды Международной конференции. 9-12 сентября. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2004. - С.170-174.

3.                 А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1998 г.;

4.                 Проблема сознания в современной западной философии. М.:1999 г.


РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты