|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Некоторые аспекты жизни и философии В.В. РозановаНекоторые аспекты жизни и философии В.В. Розановасмотреть на рефераты похожие на "Некоторые аспекты жизни и философии В.В. Розанова" Некоторые аспекты жизни и философии В.В. Розанова (1856-1917) (Реферат по философии) Санкт-Петербург 1998
Биография Розанова 3 Личность и творчество Розанова. Современники о Розанове. 4 Тема России в творчестве Розанова 9 Розанов о религии и вопросах пола. 10 «Трилогия» Розанова 16 Очерки Розанова о других писателях 18 Библиография 21 Биография Розанова Василий Васильевич Розанов родился 20 апреля 1856г. в Костроме
многодетной православной семье уездного чиновника, вышедшего из
священнического рода. В 1861 г. умер его отец, и семья жила почти в нищете. 1870г. - смерть матери. Старший брат (учитель) Николай Васильевич После окончания университета Розанов отклонил предложение остаться на
кафедре и писать диссертацию для защиты ученого звания и предпочел
свободное философское творчество и службу провинциального учителя (11 лет в С 1893 по 1899 Розанов - чиновник 7-ого класса на службе в Первый брак с Апполинарией Сусловой (в прошлом возлюбленной В конце августа 1917 переехал с семьей в Сергиев Посад и умер от
истощения и голода. Похоронен в Гефсиманском скиту под сенью храма
Моя душа сплетена из грязи, нежности и грусти... «Уединенное» Розанов был великим тружеником – вся его жизнь прошла, собственно, в непрерывном писательском труде. «Вечно усталый», по его же словам, он терпеливо нес бремя материальной заботы о большой семье. Писал он, как известно, удивительно быстро, легко, и поэтому вполне естественно, что его творческое наследие поистине необъятно. Тридцать книг им издано при жизни, ряд больших работ дошел до нас в виде рукописей. Огромное количество его статей, опубликованных в самых различных периодических изданиях, до сих пор не собрано. В разных архивах хранится обширная переписка Розанова, а он и в частной переписке выступал как истинный художник слова. Голлербах, близкий друг философа, так характеризовал розановское творчество: «Все его книги в целом и общем представляют собой интимный дневник огромной, всеобъемлющей души, которая сама не знает, что в ней ценно и важно, а что ничтожно и ненужно…» Много переживаний, боли и тоски выпало на долю Розанова, едва ли не
больше всех среди сколько-нибудь значительных русских писателей. Его не
поняло большинство современников, в дальнейшем имя его было просто
вычеркнуто из истории русской литературы. Сам Розанов находил у себя массу
недостатков и просил, что если кто будет его любить (а это он в глубине
души допускал и на это, несмотря ни на что, надеялся), то воздержался бы
писать о нем хорошо или уж, по крайней мере, обязательно включил бы Василий Розанов всю жизнь, и особенно в юности увлекался
самообразованием. Делал попытки классифицировать полученные знания (посещал
курсы естественных и гуманитарных наук). В этот период на его мировоззрение
оказывали влияние: Белинский, Писарев, Добролюбов, Чернышевский, Милль, Затем он обратился к естественным целям человеческой жизни, то есть пытался раскрыть природу человека, к проблемам бытия. (О себе и жизни своей. М. 1990) Несколько трудов Розанова прошли незамеченными философской
общественностью и это привело к творческому кризису, Розанов не писал
несколько лет. Восстановление литературной деятельности в 1889 и вхождение
в общественно– литературную жизнь произошло при знакомстве и поддержке трех
консерваторов, заканчивавших свой путь: Страхова, проф. Рачинского и Весь свой досуг в этот период Розанов отдавал работе над большим
философским сочинением «О понимании», на который потратил пять лет труда и
в 1886 г. опубликовал на собственные средства, скопленные с большим трудом,
тиражом в 600 экземпляров. «О понимании» этот капитальный труд, принесший
бы известность автору в другой стране, в России остался незамеченной; хотя
проблема понимания (такая проблема существует в теории познания)
рассматривалась им по-новому. Свыше ста лет эта книга не переиздавалась, а Д. Мирский, автор труда по истории русской литературы писал о Интересной и даже шокирующей казалась в Розанове та внешне
безосновательная дерзость, с какой этот, по всем признакам «маленький
человек», брался за решение вопросов брака, проблем пола, критику
ортодоксального христианства – за, по тем временам, авангардное и Розанов – необыкновенно оригинальный мыслитель. Он оказал заметное влияние на настроение русского декаданса, на поэтов-символистов, предложил концепцию «интегрального понимания»: путем сочетания умозрения и опыта можно преодолеть антагонизм между философией и наукой. Осмысление его жизненного и творческого пути – через понимание социально-духовных корней. Он – часть русского мещанства (по С.Носову мещанство русское, это не пошлость и бездуховность. Русское мещанство есть душевное неспокойствие, обнажающее человеческую натуру, суть; оно порождало лихорадку неутоленных стремлений, беспокойство духа, стремление жить не по шаблону). Розанов не принимал никакой официальности, чуждался славы, так как считал ее формой душевного покоя, неподвижности, за которой вырождение и небытие. Иванов-Разумник говорил о Розанове, что он «играет роль юродивого
русской литературы» Розанов – писатель открытого типа, сообщающий все о себе, но чем более
сообщает, тем менее становится ясен. Взгляд на себя – совсем со стороны –
одиночество. Весь Розанов, вплоть до мельчайших граней его личности, именно
таков – неясен, загадочен, интригующе изменчив. Розанов порой напоминал
человека, идущего к истине пешком, останавливающегося на каждом приветливом
пригорке, подолгу разглядывающего каждый смеющийся среди камней ручеек…. Такой подход ко всему – розановщина, в основе которой великая и
стихийная чуткость, Розанов как писатель начался с умения выразить эту
чуткость, с умения рисовать словами. Чуткость хвалят у тех, кто уже овладел
ею как тонким инструментом для оперирования тела жизни. Но чуткость может и
погубить, вынудить к страшной непоследовательности. Розанова чуткость
доводила и до неудач. Она – антипод трезвой логики… Подразумевает чуткость
и своего рода сон разума, его недейственность и слабость, обостряясь Розанов не принадлежит к числу «статических» писателей, тех, чье
творчество, а чаще всего и личность неизменны, не подвержены метаморфозам
или не способны к ним. Составить итоговые представления об идеях и
воззрениях Розанова на редкость сложно: к некоему общему знаменателю они не
сводятся, а скорее, сосуществуют, как лики розановского творчества,
заставляя исследователей кружить среди противоречий или привносить в багаж
идей Розанова формальное единство. У каждого, сколько-нибудь значительного
автора есть своя концепция литературы, своего рода «хартия», которая может
претерпевать различные изменения, но в основе остаётся. Этого не скажешь,
однако, о Розанове. У него не было «хартии», как системы с твёрдыми «да» и
вполне определёнными «нет». У него своё, розановское понимание концепции,
при котором «да» и «нет», «правое» и «левое» сосуществуют, вернее сказать «Форма: а я – бесформен. Порядок и система: - а я бессистемен и даже беспорядочен. Долг: - а мне всякий долг казался в тайне души комичным и со всяким «долгом» мне в тайне души хотелось устроить «каверзу», «водевиль». Гиппиус о Розанове: «Невзрачный, роста среднего, широковатый, но
худощавый, суетливый, не то застенчивый, не то смелый. Говорил быстро,
скользяще, не громко, с особенной манерой, которая всему, чего бы он ни
касался, придавала интимность (свободу поведения, открытость), делала каким-
то шепотным». «….для него всякое человеческое общество - чужой монастырь. Павел Флоренский: «Существо его – богоборческое; он не приемлет ни страдания, ни лишений, ни смерти, ему не надо искупления, не надо и воскресения, ибо тайная мысль его – вечно жить, и иначе он не воспринимает мира». Н. Бердяев: «Р. один из самых необыкновенных, самых оригинальных людей,
каких мне в жизни приходилось встречать». После Октября 1917 года стали ходить слухи о расстреле Розанова. Л. Метафизика личности Р. – ярчайшая страница в истории русской (и
мировой) культуры. Все творчество Р. охвачено субъективным духом, и через
все его полотно отмечено постоянством присутствия автобиографических
мотивов. Апогеем включения конкретной исторической авторской личности в
творческие формы стали «Уединенное», «Опавшие листья», «Сахарна»,
Национальное в его творчестве и личности есть нечто почти
физиологическое, некая неуничтожимая эмоционально-психологическая
русскость. В «Опавших листьях» Розанов писал: «Счастливую и великую Родину
любить не велика вещь. Мы ее должны любить именно когда она слаба. мала,
унижена, наконец глупа, наконец даже порочна. Именно когда наша «Мать»
пьяна, лжет и вся запуталась в грехе – Мы и не должны отходить от нее». Иванов-Разумник, яркий представитель неонародничества начала 20 века,
не только непримирим к обшеству социального неравенства, но и восторженное
жизнелюбие, яркие краски и сильные страсти. В этом последнем отношении Другая особенность Розанова– удивительная чуткость к национальным,
преимущественно русским проблемам, к жизни простой русской семьи. Для него Книги Розанова содержат бесконечное множество интереснейших
размышлений о русской душе, о русском характере. Его отличает глубокое
понимание своеобразного уклада русской жизни, русского национального духа. И сегодня злободневны его слова: Из «Опавших листьев. Короб 2». Розанов о религии и вопросах пола. Русская православная церковь враждебно относилась к попыткам создания
философского православия, а такие попытки не окончились после Владимира Если раньше утверждался дуализм Неба и Земли, духа и плоти, все земное объявлялось греховным, то новое сознание идет по пути реабилитации плоти. Признавалась возможность «царства Божия» на земле на основе нового религиозного сознания. Расхождения Розанова с церковью начались тогда, когда из-за отказа первой жены дать ему развод, его второй брак не был признан церковью действительным. Не без влияния Розанова был принят закон, обеспечивающий внебрачным детям равные со всеми права. В центре его статей и книг проблемы семьи, полемика с догматическим
христианством, обращение к человеку и общечеловеческим ценностям как высшим
критериям жизни. Бог для него существует, но он далек от Христа. «Почему
так бескрасочен, темен Его лик, почему вокруг Него нет улыбок, радости»? Розанов: «Христианство давно перестало быть «бродилом», дрожжами. Оно
не «бродит», а установилось и это его внутреннее только статическое, а не
динамическое состояние – есть огромная причина притупления его действия Гонения начались с «церковного ослушания» В 1906 году в Париже на
русском языке вышла книга Розанова «Русская церковь и другие статьи», в
которых представлено то, что он по цензурным условиям не мог напечатать в Наиболее определенно эти тенденции сказались в книге «Темный лик» Отношение Розанова к «историческому христианству» было всегда
пессимистично и достигло апогея в смутные 1917 – 1918 (см. «Апокалипсис») Человеческая душа – по Розанову – независимая, нематериальная
сущность, способная творить различные формы, идеи, налагая их на
материальные субстанции. После разрушения тела дух пребывает как «форма
чистого существования, не ограниченная никакими пределами». «Человеческая душа, мир в целом представляются Розанову звучащими, и потому, собственно, живущими, погруженными в звучание – движение, противопоставленное молчанию неподвижности, молчанию мертвой материи…Озвученный мир для Розанова не является, однако, какой-то гаммой первичных музыкальных импульсов, из которой рождается действительная, фиксируемая в нотной записи, пригодная к исполнению музыка. Различимое в окружающем звучании в представлении Розанова – нечто большее». В своих произведениях Розанов поднял проблемы назначения церкви,
неразрывно-связанные для него с существованием двух видов церковной
практики – первым – одухотворенным духовным деланием, олицетворяемым для
него религиозной практикой множества священников, от всего сердца
выполняющих свой долг перед паствой, - он всегда восхищался, как и красотой
православных культов, освящением в них земли, природы; церковным бытом. Выступая против догматизма, рационализации церковной практики, философ
утверждал, что чудовищная ошибка, повлиявшая на развитие цивилизации,
состоит в том, что вся позднейшая разработка христианства ушла в
догматическую словесную сторону, а не на подлинное творчество жизни. Своеобразие розановской концепции христианства в его попытке соединения христианства с элементами язычества, попытке безусловно неосуществимой, и в этом трагедия Розанова-философа: он физически не может выйти за пределы христианства, хотя его и отрицает; он не может окончательно отвергнуть Христа, хоть с ним и борется. В 1898 выходит статья Розанова на тему пола, ставшей узловой для всего его последующего творчества в целом (статья «Брак и христианство») С разработкой темы пола Розанов раскрылся преимущественно как религиозный мыслитель. Основная тема книги «О понимании», тема бытия, нашла в теме пола свое продолжение и своеобразное развитие. «Пол в человеке – не орган и не функция, не мясо и не физиология – но зиждительное лицо, в соответствии и противоположении верхнему, логическому лицу»... Теория пола Розанова является неотъемлемой частью его религиозной философии. Присущее Розанову «чувство Бога» неотделимо от другого свойственного ему «чувства пола», пронизывающего все произведения философа на втором этапе его творчества. Чувство пола сливается с чувством Бога в единое религиозно-половое чувство: поэтому, в философии Розанова неразделимы вопросы религии и вопросы пола; метафизика религии усматривается философом именно в метафизике пола. Пол видится мыслителю таинственным основанием существующего, космичным, над-мировым началом, в котором синтезируется плотское и духовное; сфера пола не исчерпывается для него интимными отношениям мужчины и женщины – пол, по Розанову явление трасцендентное, всеобщее и бесконечное, охватывающее сущность бытия, составляющее причину мировой гармонии. В философии Розанова отсутствует проблематика греховности – в стихии пола освящается все: священен акт рождения, а потому священна рождающая природа, земля; священен половой акт, зачатие, семья, как институт способствующий продолжению рода. Один из наиболее важных и интересных моментов учения философа о поле – его представление о непостоянстве полового напряжения: пол для Розанова не есть Константа, не есть нечто определенное и законченное. Условно для него и противопоставление мужского и женского начал – принадлежность человека к тому или другому полу неоднозначна - и мужское и женское присутствует в каждой клетке любого человека, таким образом стремление к обладанию противоположным полом видится мыслителю проявлением жажды полноты бытия, обретаемой на время только в половом акте. Розанова можно причислить к религиозным мыслителям, но он неортодоксален. В давние времена его без труда обвинили бы в ереси. Но сегодня в церковных кругах найден оправдательный термин – религиозный натурализм: Розанов – теоретик человеческого естества. «Несчастная книжность, несчастная интеллигентность сделала то, что человек мыслит себя «подобием Божием», когда строчит газетную статью или брошюру, а не когда носит на руках больного ребенка, не когда мать кормит его грудью, не когда родители зачинают его. Проклятое скопчество, родитель сухой и суетной интеллигентности». Вопросы пола, которым Розанов уделяет чрезвычайно большое место в своих книгах, принесли ему при жизни скандальную славу, мешают они правильному его восприятию и по сей день. Суть его учения: пол не есть нечто постыдное, запретное, а мистическая основа жизни, основа семьи, основа общества. Пол не только не есть грех, но наоборот: признание важности пола ведет к оздоровлению общества, очищению, освобождению от греха. У Розанова пол одухотворяется, даже обожествляется как сфера, связанная с зарождением жизни, зарождением души. Тема пола всегда у него связана с темой брака, семьи («...дать почувствовать семью как ступень поднятия к Богу».) Многие из писавших о Розанове признают, что он сумел осветить щекотливую тему пола с предельной откровенностью, даже с бесстыдством, но без пошлости и почти без грязи. Но непонимание сути сочинений Розанова на темы пола приводило к тому, что некоторые из них арестовывались цензурой по обвинению в порнографии («В мире неясного и нерешенного», «Метафизика христианства» и даже «Уединенное»). Именно глубочайшее проникновение в тайны пола является главным вкладом Пол – синтезирующее начало личности, пронизывающее все сферы
деятельности человека. Половой акт – и физический, и духовный; центр
гармонии. Религиозность составляет важнейшую черту мировоззрения Розанова. Розанов тяготеет к идеализации семейного быта и утверждает, что смысл жизни в продолжении рода. Утверждая, что основа христианства – аскетизм, монастырь. Аскетическое отношение к миру выражается прежде всего в отрицательном отношении к браку, к полу. В этом Розанов видит прямую причину ослабления церкви, в этом же для него – причина кризиса всей нашей христианской цивилизации. «Пусть объяснит духовенство, для чего растут у девушек груди? – чтобы кормить свое дитя. – Ну а ... «дальше» для чего дано? Сказать нечего, кроме: - Чтобы родить дитя. И весь аскетизм зачеркнут». Из «Опавших листьев. Короб 1. СПб, 1913» Семья, По Розанову, для женщин и есть их монастырь. Противоречивый Любовь занимает очень важное место в мировоззрении Розанова. Он,
конечно, не отделяет любви от пола – для него это не только «духовная
симпатия», но и взаимное тяготение, в том числе, конечно и половое: «любовь
есть взаимное пожирание, поглощение. Любовь есть всегда обмен души и тела. Для Розанова вся жизнь так или иначе вращается вокруг пола. Невидимые
нити от всех розановских тем тянутся к полу. Это основа, из которой
вырастает его мировоззрение. (По той огромной роли, которую он отводит
полу, Розанов явно близок к Фрейду. Но для Фрейда пол проявляется в
бессознательных, темных, разрушительных инстинктах человека. Для Розанова
же пол является воплощением положительного природного начала, мистической
основой, из которой вырастает личность и через которую человек связан с «Трилогия» Розанова В трилогии Розанова («Уединённое» (1913) и два короба «Опавших Менее всего писатель стремился к созданию последовательной философской религиозной или литературно-критической концепции. Принцип «бесформенности» превалирует в «случайных» записях, набросках «для себя», составляющих трилогию и отражающих сам процесс мышления, что для Розанова существеннее законченной системы или догмы. Розанов в письме Э. Голлербаху, своему другу: «Вы знаете, что моё Розанов: «На самом деле человеку и до всего есть дело - и ни до чего нет дела. В сущности он занят только собою, - и занят вместе целым миром. Я это хорошо помню, и с детства, что мне ни до чего не было дела. И это как- то таинственно и вполне сливалось с тем, что до всего есть дело. Вот по этому-то слиянию эгоизма и без эгоизма «Опавшие Листья» наиболее удачны». Розанов (в ответ на рецензию З. Гиппиус): «Все книги должны быть такими, т.е. «не причесываясь» и «не надевая кальсон» Если в предыдущих статьях и книгах Розанов нередко прибегал к своим
излюбленным «антиномиям» (противоречиям), подчас ставившим в тупик его
читателей, то в трилогии от «двуликости» он обратился к многоголосию, чем-
то напоминающему полифоничность поздних романов Достоевского. Трилогия не рассчитана на непрерывное чтение, как читаются повесть и романы. Перед нами весьма своеобразная смесь талантливости , глубины прозрений и наблюдений художника с «беззаветным» монархизмом, попыткой соединить христианство с «религией пола» – крепкое зелье, которое ещё никогда не изготавливалось в русской литературе в такой концентрации. Любопытны пометы о времени и месте, когда и где были сделаны записи, вошедшие в трилогию: « когда болел живот», «на конверте «приглашение на выставку», «в купальне», «за истреблением комаров», «в кабинете уединения» и пр. Иные из них могут показаться даже «нереальными» (например «на подошве туфли»), но как пояснял сам Розанов, ничего необычного не было: просто при купании не было бумаги и записал «на подошве». Для придания разговорности своему стилю Розанов особенно часто пользуется в трилогии кавычками, курсивами, шрифтовым выделением и прочими приёмами, чтобы подчеркнуть личностный характер письма. Он старается нарушить привычные формы, придать им случайность. Даже сокращения, сделанная в кратких записях «для себя», остаются неизменными в печатном тексте, чтобы лучше выразить «рукописность души». Разработанный в трилогии особый жанр – «мысли» - свидетельствовал не
столько о том, что в творчестве Розанова, как полагал он сам, происходило Очерки Розанова о других писателях 1898- Очерк «50 лет влияния. (Юбилей В.Г. Белинского) В Белинском Розанов видит одинокого безбытного скитальца, которому
явно симпатизирует. Очерк Розанова о Белинском импрессионистичен по исполнению, по спонтанности скольжения розановской мысли в кругу основных для истории русского самосознания проблем. В конечном счете это – очерк-символ, посвященный задорной молодости русской литературы и культуры, олицетворением которой стал для Розанова Белинский. 1899 г. - Очерк о Лермонтове ; «Вечно печальная дуэль». Лермонтов для Розанова – «гордый скиталец в море житейском. Образ Лермонтова привлекателен для Розанова как образ неосуществленного гения, человека насильственно оборванной судьбы, в которой. по Розанову, мистически слилось все то лучшее в русской культуре и литературе, что так и не осуществилось, или, найдя позднее пути в литературную реальность, осуществилось беднее, незаметнее, обыденнее, чем могло бы в творчестве Лермонтова. Не только как стихийный писатель и мыслитель, но как
Этот очерк - первое подлинное завоевание его таланта, принесший
ему немалую известность. Розанов всю жизнь был увлечен Достоевским. Но
порой высказывался о нем нелестно: «Достоевский, как пьяная, нервная баба,
вцепился в «сволочь» на Руси и стал ее пророком». Розановская «Легенда о Проявилась в розановской «Легенде …». и его дерзость как мыслителя: в сущности, Розанов претендует на сотворчество, выбирая не только завершающий, но и незаконченный роман Достоевского и стремясь как бы досказать за Достоевского те идеи, которые сам писатель не успел не только выразить, но, может быть, и вполне обрести. Идейные коллизии романа «Братья Карамазовы» влекут Розанова своей неразрешенностью, которую он не отождествляет с неразрешимостью: Розанову мечтается самостоятельно сконструировать из оставленных Достоевским набросков идей некий итоговый приговор жизни, некое учение о смысле бытия по Достоевскому. Достоевского как художника отличает, в глазах Розанова, от
равнодушного к добру и злу и лишь «хохочущего» над жизнью Гоголя «чувство
самой горячей любви ко всему страдающему. Розанов: «Старик Карамазов – это как бы символ смерти и разложения,
все стихии его духовной природы точно потеряли скрепляющий центр, и мы
чувствуем трупный запах, который он распространяет собою. Наше общество,
идущее вперед без преданий, недоразвившееся ни до какой религии, ни до
какого долга, и, однако, думающее, что оно переросло уже во всякую религию
и во всякий долг, широкое лишь вследствие внутренней расслабленности – в
основных чертах верно, хотя и слишком жестоко символизировано в этом лице». Библиография С. Носов «В.В. Розанов. Эстетика свободы». СПб, 1993 В.В. Ильин, Н.В. Солнцев «Русская философия в лицах». М., 1997 1. Ю.П.Ивонин «Русская философия «Серебряного века», Новосибирск, 1995 1899-1918). М., 1994 1990
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |