|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Необходимость и случайность, порядок и хаос, определённость и неопределённость в структуре ситуаций и систем природы и обществаНеобходимость и случайность, порядок и хаос, определённость и неопределённость в структуре ситуаций и систем природы и обществасмотреть на рефераты похожие на "Необходимость и случайность, порядок и хаос, определённость и неопределённость в структуре ситуаций и систем природы и общества" Министерство образования г. Казани КТГУ им. Туполева Кафедра философии Реферат: Необходимость и случайность, порядок и хаос, определённость и неопределённость в структуре ситуаций и систем природы и общества. Выполнил: Бужин Юрий Михайлович Проверил:_________________________ mailto:larry-lamer@mail.ru ICQ number: 257333541 Казань 2004 г. Содержание: 1) Введение …………………………………………………………………………3 2) Необходимость и случайность …………………………………………………4 3) Порядок и хаос …………………………………………………………………..7 4) Определённость и не определённость в структуре ситуаций и систем природы и общества ...…………………………………………………………………3 5) Заключение………………………………………………………………………. 6) Список использованной литературы…………………………………………… Bведение. Несколько часов напряженной работы позволяют мне раскрыть тему реферата. Эта тема основана на категориях диалектики и поэтому я вынужден привести аргументы, обосновывающие данный тезис. Диалектика – это признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности. В данном реферате речь пойдет о философских проблемах «чёрного и белого», а именно о взаимосвязи таких категорий диалектики как необходимость и достаточность, порядок и хаос, определённость и не определённость. Думается, что анализ вышеуказанных категорий позволит лучше понять структуру ситуаций и систем природы и общества. Необходимость и случайность. Очень часто люди задаются вопросом: каким образом происходит то или
иное событие – случайно или по необходимости? Одни утверждают, что в мире
господствует только случайность и нет места необходимости, другие же – что
никакой случайности не существует и все происходит по необходимости. Чтобы легче понять, что такое необходимость и случайность, ответим
сначала на такой вопрос: все ли события в данных условиях обязательны, все
ли они в этих условиях должны протекать именно так, а не иначе? То явление
или событие, которое при наличии определенных условий обязательно
наступает, называется необходимостью. С необходимостью день следует за
ночью, одно время года сменяется другим. Необходимость вытекает из
сущности, внутренней природы развивающегося явления. Она постоянна,
устойчива для данного явления. В отличие от необходимости случайность не
вытекает из природы данного предмета, она неустойчива, временна. Но
случайность не беспричинна. Ее причина не в самом предмете, а вне его – во
внешних условиях и обстоятельствах. Необходимость и случайность
диалектически взаимосвязаны. Одно и то же событие является и необходимым и
случайным одновременно – необходимым в одном отношении и случайным в
другом. Изолированно друг от друга, в чистом виде, необходимость и
случайность не существуют. Необходимость выступает в том или ином процессе
как главное направление, тенденция развития, но эта тенденция пробивает
себе дорогу через массу случайностей. Случайность дополняет необходимость,
представляет форму ее проявления. За массой случайностей всегда скрывается
объективная необходимость, закономерность. Возьмем какой-либо газ,
заключенный в сосуд. Молекулы этого газа находятся в постоянном
беспорядочном движении, случайно сталкиваются друг с другом, а также со
стенками сосуда. Несмотря на это, давление газа на все стенки одинаково,
оно с необходимостью определяется физическими законами. Так за случайным
движением молекул прокладывает себе путь необходимость, определяющая
давление, а также температуру, плотность, теплоемкость и другие свойства
газа. Случайность служит формой проявления необходимости и в общественном
развитии. Действие закона стоимости находит свое проявление в случайных
колебаниях цен на рынке, складывающихся под влиянием спроса и предложения. Различают несколько видов случайности: Внешняя. Она находится за пределами власти данной необходимости. Она определяется привходящими обстоятельствами. Человек наступил на арбузную корку и упал. Налицо причина падения. Но она отнюдь не вытекает из логики поступков пострадавшего. Тут имеет место внезапное вторжение в жизнь слепого случая. Внутренняя. Данная случайность вытекает из самой природы объекта, она является как бы “завихрениями” необходимости. Случайность рассматривается как внутренняя, если ситуация рождения случайного явления описывается изнутри какого – то одного причинного ряда, а совокупное действие других причинных последовательностей описывается посредством понятия “объективные условия” осуществления основного причинного ряда. Субъективная, то есть такая, которая возникает вследствие наличия у человека свободы воли, когда он совершает поступок вопреки объективной необходимости. Объективная. Отрицание объективной случайности ложно и вредно и с научной, и с практической точек зрения. Признавая все одинаково необходимым, человек оказывается не способным отделить существенное от несущественного, необходимое от случайного. При таком взгляде сама необходимость низводится до уровня случайности. Итак, говоря кратко, случайное – это возможное при соответствующих
условиях. Оно противостоит закономерному как необходимому в соответствующих
условиях. Необходимость – закономерный тип связи явлений, определяемый их
устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их
возникновения, существования и развития. Необходимость, таким образом, есть
проявление, момент закономерности, и в этом смысле она есть синоним ее. Необходимость, так же как и случайность, может быть внешней и внутренней, то есть порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Она может быть характерной для множества объектов или только для единичного объекта. Необходимость – это существенная черта закона. Как и закон, она может быть динамической и статистической. Необходимость и случайность выступают как соотносительные категории, в
которых выражается философское осмысление характера взаимозависимости
явлений, степени детерминированности их возникновения и существования. Учет диалектики необходимости и случайности – важное условие
правильной практической и теоретической деятельности. Основная цель
познания – выявить закономерное. В наших представлениях мир раскрывается
как бесконечное многообразие вещей и событий, цветов и звуков, иных свойств
и отношений. Но чтобы его понять, необходимо выявить определенный порядок. Их либе жизнь и обожаю хаос... И.Бродский, "Два часа в резервуаре" Порядок и хаос. Для наглядности дам энциклопедические и словарные определения понятий порядка и хаоса. [ Хаос (X???) — у древних греков космогоническое понятие “зияющего” [ Порядок, –дка, м. 1. Правильное, налаженное состояние, расположение чего–н. Держать вещи в порядке. Навести п. где–н. Привести в п. что–н. 2. Последовательный ход чего–н. Рассказать всё по порядку. П. дня 3. Правила, по которым совершается что–н.; существующее устройство, режим. П. выборов, голосования. Ввести новые порядки. Школьные порядки. 4. Военное построение. Боевые порядки пехоты. Двигаться походным порядком. 5. Числовая характеристика той или иной величины.] 2 Теперь попробуем уточнить причины появления хаоса: Идеи Брюссельской школы, существенно опирающиеся на работы Пригожина, образуют новую, всеобъемлющую теорию изменений. В сильно упрощенном виде суть этой теории сводится к следующему. Кроме того, открытый характер подавляющего большинства систем во Если воспользоваться терминологией Пригожина, то можно сказать, что все системы содержат подсистемы, которые непрестанно флуктуируют. Иногда отдельная флуктуация или комбинация флуктуацией может стать (в результате положительной обратной связи) настолько сильной, что существовавшая прежде организация не выдержит и разрушится. В этот переломный момент (который авторы книги называют особой точкой или точкой бифуркаци ) принципиально невозможно предсказать, в каком направлении будет происходить дальнейшее развитие: станет ли состояние системы хаотическим или она перейдет на новый, более дифференцированный и более высокий уровень упорядоченности или организации, который авторы называют диссипативной структурой. (Физические или химические структуры такого рода получили название диссипативных потому, что для их поддержания требуется больше энергии, чем для поддержания более простых структур, на смену которым они приходят). Один из ключевых моментов в острых дисскусиях, развернувшихся вокруг понятия диссипативной структуры, связан с тем, что Пригожин подчеркивает возможность спонтанного возникновения порядка и организации из беспорядка и хаоса в результате процесса самоорганизации. Обобщая, мы можем утверждать, что в состояниях, далеких от равновесия, очень слабые возмущения, или флуктуации, могут усиливаться до гигантских волн, разрушающих сложившуюся структуру, а это проливает свет на всевозможные процессы качественного или резкого ( не постепенного, не эволюционного) изменения. Факты, обнаруженные и понятые в результате изучения сильно неравновесных состояний и нелинейных процессов, в сочетании с достаточно сложными системами, наделенными обратными связями, привели к созданию совершенно нового подхода, позволяющего установить связь фундаментальных наук с “переферийными” науками о жизни и, возможно, даже понять некоторые социальные процессы. Попробуем сравнить хаос и порядок: В химии, как и в физике, все естественные изменения вызваны бесцельной Определённость и не определённость в структуре ситуаций и систем природы и общества. Представители разных направлений социальной философии исходят из понимания общества как определенной социальной системы ("Социального организма"). Рассматривая общество как систему взаимодействия людей, они расходятся в понимании основ этого. Одни принимают за основу духовное начало деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные ценности и т.д.), другие видят эту основу в материальных потребностях и материальных условиях общественной жизни. Как бы там ни было, общество – это, прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующая между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают установленный характер, и само общество представляет как совокупность общественных отношений. Эти отношения носят во многом объективный характер, поскольку возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Они развиваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности. Разумеется, система общественных отношений не обязательно жестко и однозначно определяют каждый шаг поведения человека. Однако, в конечном счете, она прямо или косвенно обуславливает основное содержание и направленность его деятельности и поведения. Даже самая выдающаяся, творчески активная личность действует под влиянием сложившихся общественных отношений, в том числе социально классовых, национальных, семейно-бытовых и других. Таким образом, в качестве системно-образующих факторов существования и развития общества выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных личностей) и их общественные отношения. Заключение. Итак, главный вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, это то, что и природные системы следует рассматривать как сложные целостные системные образования, находящиеся в неразрывной связи с обществом и техническими объектами. И природа, и система "природа-общество" - сложные целостные образования, и изменение одного из компонентов обязательно вызывает цепь изменений других компонентов. И такие взаимосвязанные последовательные изменения могут привести к значительному изменению окружающей среды. Список использованной литературы. 1. Пригожий И. Переоткрытие времени //Вопросы философии.—1989. – 2. Пригожий И. Философия нестабильности//Вопросы философии.—1991.—№6.—С.46-52; 3. Пригожий И., Стэнгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986; 4. Книга Перемен (Ницзин), Соч. кит. классики, т.1. , Токио, 1966. 5. "Даодэцзин" Лаоцзы. Соч. кит, классики, т.6. Токио, 1968. 1. Статья Н. П. Обнорсокого “Хаос” из “Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона” (1890 –1907). Статья приведена с сохранением орфографии и пунктуации оригинала. 2. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |