|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Необходимость и возможность как реальные модальности онтологии в философском наследии Б. СпинозыНеобходимость и возможность как реальные модальности онтологии в философском наследии Б. Спинозысмотреть на рефераты похожие на "Необходимость и возможность как реальные модальности онтологии в философском наследии Б. Спинозы" Реферат: Необходимость и возможность как реальные модальности онтологии в философском наследии Б. Спинозы СОДЕРЖАНИЕ Введение.................................................................... ВВЕДЕНИЕ Оценить полной мерой действительное величие и значение философии Решение Спинозы гениально и просто, хотя носит еще очень общий характер. Люди должны организоваться в такое общество, которое обеспечивало бы возможность каждому из них полностью развернуть в действии свою человеческую природу, стать Человеком с большой буквы. Велика роль Спинозы в развитии атеизма и свободомыслия. Цель религии по его учению - не познание природы вещей, а лишь наставление людей в нравственном образе жизни, поэтому ни религия, ни государство не должны посягать на свободу мысли. Всеобщая детерминация в философии Спинозы - чтобы ни делал человек, он вынужден это делать, - воспитывает терпимость и учит видеть то, что кажется нам абсурдным, как неизбежное. Эта доктрина способствует нашему общественному существованию. Один из важнейших показателей глубины и актуальности философского учения Спинозы - его влияние на мыслителей последующих поколений и тем более веков, а также полемика с ним мыслителей и исторических деятелей различных рангов, оспаривающих и опровергающих эти идеи. Высокую оценку философским взглядам Спинозы дал Энгельс: "Нужно
признать величайшей заслугой тогдашней философии... что она, начиная от ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Русские спинозисты В 1977 году отмечалось трехсотлетие со дня смерти амстердамского
мыслителя Бенедикта Спинозы и выхода в свет его «Этики» (1677 г.). Это
вызвало настоящую лавину публикаций в мире. У нас же в стране Спиноза уже
довольно долго не пользуется заметным вниманием. Хотя некоторое время назад
спинозовская философия находилась в центре оживленной полемики, в которой
приняли участие отечественные философы ранга Владимира Соловьева, Гений - это интеллект, зажатый в тиски необходимости Спиноза навсегда вошел в историю человеческой культуры как философ, который поставил проблемы, не решенные человечеством и поныне, с такой ясностью и остротой и не только поставил, а и нашел им решение, до сих пор озадачивающее своей общетеоретической точностью, бескомпромиссностью и неумолимой последовательностью приводящих к нему размышлений... В чем же разгадка этого удивительного феномена? На какие важные вещи, волнующие людей и поныне, впервые открыл человечеству глаза этот грустный и задумчивый человек? Какой таинственной силой наделила его Природа, что он сумел выйти победителем из смертельной схватки с таким могучим противником, как объединенные силы трех «мировых религий». Ответ один. Это могло случиться лишь потому, что Спиноза не был богоборцем-одиночкой, каким его не раз изображали. Потому что на его стороне незримо сражалась всеодолевающая власть мировой необходимости, или, говоря конкретнее, мощь социального прогресса. Потому что, не придавая особого значения своей персоне и искренне считая себя лишь одним из бесчисленных борцов за прогресс человеческого рода, Спиноза отдал себя без остатка на беззаветное служение ему. Когда-то Гете сказал, что гений - это интеллект, зажатый в тиски
необходимости. В этом разгадка гения Спинозы, его личности и его
интеллекта. «Индивидуум есть сын своего народа, своего мира, и он лишь
проявляет субстанциональность последнего в своей собственной форме», XVII век в истории Европы - век переломный, кризисный, жестокий: живьем сжигают «еретиков», воюют католики с протестантами, христиане с турками- мусульманами, испанцы с индейцами, немцы с немцами... Льется кровь, грохочут пушки, обрушиваются топоры на головы приговоренных, мир оглашают крики ярости и боли, ненависти и отчаяния. Так начинается для Европы Новое Время - эпоха буржуазно- капиталистического развития всей ее культуры и всего ее бескультурья, эпоха торговли и промышленности, эпоха напряженного труда и взрывов научного мышления, чередующихся со взрывами кровавого мракобесия, со всеми ее противоречиями, которые будут отныне сопровождать эту эпоху до самого ее конца. Причины, побудившие Спинозу взяться за перо В этом мире и проснулся к духовной жизни юноша Спиноза. Ему повезло с самого начала больше, чем многим. Амстердам - столица Нидерландов, сумевших на время отгородиться от кровавых безумий бушевавших в соседних странах, - как раз переживал довольно мирную пору своей буржуазной молодости, ремесел, торговли, искусства, промышленности и науки. В Нидерландах религиозные распри редко доходили до прямой поножовщины, но тут, как и везде, католики до хрипоты спорили с протестантами, христиане с иудеями, а различные группы протестантов - друг с другом. Здесь были представлены все главные идейные течения тогдашней Европы, со всего мира сюда стекались потоки товаров и потоки информации. И мыслить тут приходилось с учетом горького и тревожного опыта всего окружавшего Нидерланды мира. Жизнь не была идиллической. Именно это и заставляло людей размышлять над проблемами века всерьез, а не на досуге, не для удовлетворения склонности к безмятежному философствованию. В частности, внимание средневековых мыслителей привлекала проблема религиозного разобщения людей, казавшегося им самим первопричиной их взаимной вражды и нетерпимости, а стало быть, всех войн, грабежей и кровопролитий. Один вид фанатизма ничуть не лучше любого другого - вот в чем убедился Это говорил человек, на своем собственном горьком опыте убедившийся, что
христианская нетерпимость ничуть не лучше, ничуть не мягче, чем
нетерпимость мусульманская или иудейская, всю яростную тупость которой он
испытал уже в ранней юности - во время отлучения его от религии. Он писал: Чтобы заметить это, вовсе не нужно было обладать сверхпроницательным философским умом, тем более гениальным. Нужна была только элементарная наблюдательность. И еще - элементарная интеллектуальная честность - как перед самим собой, так и перед другими. И еще - известное интеллектуальное мужество, сочетаемое с мужеством нравственным, с готовностью претерпеть неприятности, может быть и немалые, в борьбе за право говорить людям правду. Простую правду, которую они то ли не видят, то ли не хотят признать. Потому-то эта истина и была высказана в Амстердаме, что он оказался в те годы подлинной ретортой буржуазного развития Европы. Подлинным центральным храмом города тут рано стала Биржа, а те "житейские правила", которым одинаково следовали тут и еврей, и христианин, и магометанин, и язычник, были достаточно просты, циничны и в тоже время неукоснительны. Правила, выражающие суть товарно-денежных отношений. Правила, обеспечивающие процесс присвоения чужого труда. Этим правилам молодой Спиноза тоже не захотел следовать: он предпочел своими руками шлифовать линзы и стекла для очков и приборов. Тем самым он также встал на нравственную и интеллектуальную оппозицию не только к миру религиозной поэзии, но и - что не менее важно - к миру торгашеской прозы, денежного капитала и присвоения чужого труда. Жизненный путь и работы Спинозы Рассматривая философские произведения Спинозы, невозможно игнорировать
условия в которых развивался его научный талант, как и те условия, в
которых ему приходилось работать. Он родился в Амстердаме в семье евреев,
бежавших из Португалии от религиозных преследований. В большой еврейской
общине, сложившейся к тому времени в Нидерландах царила атмосфера
религиозного фанатизма и нетерпимости. Первоначальное образование он
получил в семиклассном училище, где преподавалось еврейское богословие и
древнееврейский язык. Он подавал большие надежды, и его родители надеялись,
что он станет новым светилом в иудаистской религии. Однако пытливая натура
молодого Баруха не находила удовлетворения в сухом догматизме Талмуда. Он
начал изучать математику и медицину, все более и более удаляясь от общины. Дальнейшая судьба Спинозы также была нелегкой. Он много работал, но
очень мало печатался. Практически все свои идеи ему приходилось
распространять путем переписки и личного общения. Под его именем и при его
жизни вообще вышла всего одна работа, «Основы философии Декарта, доказанные
геометрическим способом» (1661-1662 гг.). Второй его книгой, которая тоже
вышла при его жизни, хотя и анонимно, был «Богословско-политический
трактат» (1670 г.) Он вызвала такую бурю эмоций, что воспрепятствовал
публикации намного более нейтральной «Этики», которая была окончена в 1675
году. Эта книга, содержащая квинтэссенцию философских представлений Но судьба его работ по прежнему была трагичной. Всего через несколько месяцев спустя "Этика" была запрещена и не переиздавалась до 19 века. В философской системе Спинозы не заметно резких скачков, он достаточно
последователен в своих убеждениях. Достаточно сравнить «Краткий трактат о Характерной особенностью метода Спинозы являлось его стремление к
четкой формализации рассуждений и доказательств. Он стремился сделать
философию такой же точной наукой, как была в его время геометрия. Не
случайно, что в названиях его книг так или иначе часто присутствуют слова Философская система Спинозы наиболее близка к системе Декарта. Он
разделял как рационалистический метод Декарта, так и его физические
представления. Не случайно, что одна из шести крупных работ Спинозы
посвящена доказательству идей Декарта. Однако, в отличие от Декарта,
который основное внимание уделял методу, Спиноза интересовался больше
применением этого метода для получения знаний об окружающем мире и
рассуждениям по поводу этого мира. Значительное влияние на Спинозу оказали
также идеи Джордано Бруно, особенно его пантеистические рассуждения. Также
значительное влияние на него оказали такие разные мыслители как Томас ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СПИНОЗЫ. Учение о субстанции. Бог есть мир. Опираясь на механико-математическую методологию, которую он считал
единственно научной, Спиноза стремился к пониманию "...первопричины и
происхождения всех вещей"3 . При этом создание целостной картины природы Одним из предметов, которые интересовали Спинозу, являлось понятие Хотя определение Спинозы как материалиста, вообще говоря, неправильно, определение его как атеиста имеет под собой почву. Но опять же в несколько специфическом смысле этого слова. Спиноза не был атеистом в том смысле, что он отрицал существование Бога. Нет, Бог у него являлся основой реальности, как он сам говорит, ее "субстанцией". Но понятие Бога у него настолько своеобразно, настолько отлично от бытового представления о Боге, что его было трудно понять и продвинутым философам- христианам, не говоря уж о фанатиках-ортодоксах. Плюс то, что Спиноза категорически отвергал внешнюю, наносную религиозность, считая ее "убежищем незнания" (asylim ignorantiae), не прибавляло ему популярности в среде традиционно верующих. В этом плане обвинения, звучавшие в его адрес, имели под собой почву. Он действительно был атеистом в том смысле, что он отвергал духовное главенство официальной церкви и ее понятие о Боге. Он не верил в того Бога, в которого верили они. Спиноза позволил себе атаковать основу основ любой официальной религии – традиции и предрассудки, лежащие в ее основе. Для представителей ортодоксальной церкви призыв к рациональному рассмотрению Бога и вопросов веры был даже хуже, чем если бы Спиноза действительно отрицал существование Бога. Атрибуты и модусы субстанции. В отличие от Декарта, который выделял две взаимонезависимые субстанции Спиноза, перестав рассматривать "мышление" и "протяженность" как две
субстанции, ничего общего между собой не имеющие, и определив их как два Мышление и необходимость Спиноза пытался очистить человеческие представления о природе ( о Мышление - самое загадочное свойство человеческого тела, которое в силу своей загадочности как раз и дает больше всего поводов для различных суеверий, - так же невозможно отделить от человеческого тела, как и другой его атрибут - "протяженность". Мышление - не что иное, как способ активного действования протяженного тела человека, живущего среди других протяженных тел и взаимодействующего с ними. Отсюда и общее понимание природы мышления, т.е. это присущая каждому мыслящему существу способность строить свои действия, сообразуясь с формой и расположением всех других тел, а не с особой формой и особым расположением частиц, из коих оно само устроено. Мышление в идеале, в пределе своего развития, есть поэтому способность человека осуществлять свою активную деятельность в мире сообразно совокупной мировой необходимости. Действует в мире и "мыслит" о нем одно и то же тело - тело живого
человека. А не два разных, неизвестно как сообщающихся между собой
существа, одно из которых - "душа", а другое "грешная плоть", сама по себе
души и мышления якобы лишенная. Разделение человека на "душу" и "тело", из
которого исходит любая религия, - это членение, в принципе, с самого начала
ложное. Прочность этого представления, с которым не мог распрощаться даже
великий и проницательный Декарт, покоится на иллюзии, неизбежно создаваемой Так и возникает иллюзия "свободной воли": "Ребенок убежден, что он свободно ищет молока, разгневанный мальчик - что он свободно желает мщения, трус - бегства. Пьяный убежден, что он по собственному определению души говорит то, что в последствии трезвый желал бы взять назад…"7 Спинозизм, безусловно, обязывает относится к так понимаемой свободе воли как к чистейшей воды психологической иллюзии, за которой всегда кроется неосознаваемая причина и научное понимание феноменов свободы воли состоит в отыскании скрытых от сознания причин таких-то и таких-то "действий", неосознанных причин. Спинозистов поэтому всегда - на первый взгляд справедливо - обвиняли в фатализме, ибо с ходу отождествляли понятие свободы вообще со "свободой воли". Между тем этот упрек совершенно несправедлив и неоснователен, ибо понятие свободы спинозизм отнюдь не упраздняет, поскольку связывает феномен мышления вообще с реальной деятельностью мыслящего тела (а не с понятием бестелесной души) и в этом мыслящем теле предполагает активность - и опять таки вполне телесную. Свобода как познанная необходимость. Условие возможности свободы. Спиноза, в общем, совершенно правильно решает вопрос, - свобода - это
прежде всего свобода от рабской зависимости человека от внешних
обстоятельств, но не вообще от них, а от ближайших, от частных и случайных. Свобода воли есть поэтому не даровая подачка, якобы брошенная человеку милосердным и щедрым богом, а результат трудной работы самого человеческого тела внутри телесного же мира - способность, которая и рождается и развивается только его собственной активностью. Человек, поскольку он является "мыслящей вещью", согласно Спинозе, способен не только воспринимать состояния собственного тела, вызванные внешними причинами, но, кроме того, еще сообщать своему телу состояния, согласующиеся с природой прочих вещей. Восприятия адекватных природе вещей состояний тела и образуют содержимое человеческого интеллекта. Могущество причин, которые способна адекватно воспринять "мыслящая вещь", бесконечно превосходит мощь всяких двух непосредственно действующих на человека причин, поэтому чем лучше человек знает природу вещей, тем меньше подвергается он опасности погибнуть, подобно буриданову ослу, под воздействием внешних причин. Только в этом и заключается человеческая свобода. Свобода, стало быть, зависит от нашей способности активно действовать на внешние вещи и через посредство этих вещей на собственное тело и дух. В мыслящем теле Спиноза предполагает способность строить свое движение во внешнем пространстве сообразно "форме и расположению" вещей вне этого тела, а не сообразно форме и расположению частей собственного организма, притом также и способность активного согласования траектории движения с геометрией внешнего мира (у Спинозы это - условие возможности его). Аффекты человека. Детерминизм Спинозы Спиноза дает только общетеоретическое решение проблемы свободы воли. Есть нечто отчасти провокационное, отчасти покоряющее в словах,
которыми Спиноза завершает предисловие к третьей книге: "Итак, я буду
трактовать о природе и силах аффектов и могуществе над ними души по тому же
методу, следуя которому я трактовал в предыдущих частях о Боге и душе, и
буду рассматривать человеческие действия и влечения точно также
как если бы вопрос шел о линиях, поверхностях и телах10. Рациональную
теорию иррационального, т.е. мотивов человеческого поведения, развивал до Аффекты и разум составляют в совокупности человеческий дух, и тот из них, кто возьмет верх, уже предопределен к этому сущностью Бога. Свободен скорее тот, у кого адекватные идеи господствуют над смутными идеями аффектов, т.е., тот, у кого божественная часть подчинила себе менее божественную. Свобода означает, следовательно, внутреннюю структуру состояния духа, а вовсе не его генезис, а постольку человек может быть детерминированным к свободе. Свобода означает, возможно, более полное тождество с Богом и даже осознание этого тождества. Спиноза не исключает, что этой свободе можно научиться, напротив, пятая часть "Этики" указывает пять правил для достижения господства духа над аффектами11. И, тем не менее, тот факт, что человек узнает и применяет эти правила, сам детерминирован. Таким образом, свобода, достигаемая у Спинозы при помощи достоверного знания, не устраняет аффектов, - это невозможно, а проясняет их благодаря осознанию их места в цепи универсальной. Поскольку свобода отождествляется у Спинозы с познанием мировой детерминации, стремление к самопознанию становится у Спинозы сильнейшим из человеческих влечений. Сугубо рационалистическая концепция свободы, развиваемая Спинозой
противоречива по своей сути. Свобода одновременно и активна и
пассивна. Ее активность связана с тем, что человек, развивающий только
разумную деятельность, получает возможность управлять своими аффектами. Предрассудки людей в их понятии Бога. Аналогично свободе, Спиноза крайне необычно трактует понятия цели
природы, и отсюда добра и зла, порядка и беспорядка. Прежде всего, он
утверждает, что общее мнение людей, что как они сами, так и все прочие вещи
имеют какую-то цель существования, ошибочно. Более того, и Бог также не
имеет цели. По его мнению, возникновение этого предрассудка вызвано тем,
что, не зная причин своего существования, люди стремятся к своей личной
пользе. Естественно, что они начинают считать такую личную пользу своей
целью. Все естественные вещи, которые их окружают, воспринимаются ими как Ложность такого представления Спиноза доказывает, опираясь на уже
доказанные им к тому времени свойства субстанции. Он утверждает, что она (а
она и есть Бог) не наделена волей и, следовательно, не может иметь и цели. Естественным итогом неправильного представления о цели Бога и человека становится, с точки зрения Спинозы, возникновение целой группы понятий- антонимов, таких как добро-зло, порядок-беспорядок, красота-безобразие, тепло-холод. Соответственно, каждое из этих понятий рассматривается в преломлении отношения к ним человека. Спиноза считает неправильным, что человек выступает, как критерий качеств (или атрибутов), применяемых к природе, как ее основные атрибуты, поскольку человек а) склонен к антропоморфизму, б) склонен к неправильной оценке ситуации и в) суждения человека сугубо индивидуальны, а нахождение правильного суждения как среднего из частных, зачастую подобно нахождению средней температуры по больнице. Итоговое заключение Спинозы таково, «что все способы, которыми обыкновенно объясняют природу, составляют только различные роды воображения и показывают не природу какой-либо вещи, а лишь состояние способности воображения»13 Отсюда непосредственно следует, что разграничение природы по мере совершенства, определяя последнюю как меру соответствия вещи человеку, есть грубейшая ошибка, вызванная подменой понятий. Натурализм и детерминизм в этической доктрине Спинозы приводят в сущности к полному устранению Бога как высшего источника моральных норм и ценностей. Нидерландский философ сформулировал в этой связи принципы нерелигиозной - секуляризованной - морали. Человек, руководствующийся этими принципами, не заинтересован в наградах, кроме тех, какие с необходимостью вытекают из самих поступков, если они действительно добродетельны. Центральный принцип такой незаинтересованной морали сформулирован в последней теореме, последней части "Этики" "...блаженство не есть награда за добродетель, но сама добродетель."14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Пантеизм Спинозы стал одной из первостепенных мировоззренческих
форм, в которую облекалась материалистическая тенденция в истории
философии. Для воззрений Спинозы эта форма весьма характерная, и ее не
следует представлять как некий чисто внешний атрибут, который философ
использовал чуть ли не в целях маскировки, как это иногда утверждается. В своем учении о природе Бога Спиноза раскрывает природу Бога Логическим следствием из атрибутов Бога он считает существование модусов. Данные модусы суть бесконечные воплощения исходной субстанции-бога и составляют чувственный мир. Человека Спиноза рассматривает как один из модусов, который обладает
повышенным содержанием разума, и единственный из модусов, может достигать
определенной свободы путем осознания необходимости собственного поведения. В противоположность абстрактному религиозно-схоластическому морализированию Спиноза выдвигает положение, сформулированное в его знаменитых словах: тот, кто стремится разработать действительно научную моральную доктрину, должен " не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать."16 22 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Спиноза Б. Избранные произведения в двух томах. Вступ.статья В.В. Соколова. М.,1957. 2. Соколов В.В. Философия Спинозы и современность. М.,1964. 3. Хесле В. Гении философии Нового времени. М., Наука, 1992. 4. Колесников А.С. Рассел и Спиноза. Этика в натурфилософии. Вестник С-Петерб. Университета сер.6,вып1,1992, стр28-32. 5. Ильенков Э.В. Свобода воли..//Вопросы философии. 1990 №2 6. Майданский А.Д. Русские спинозисты.//Вопросы философии. 1998.№1,стр.79-88. 7. Половцева В.Н. К методологии изучения философии Спинозы// Вопросы философии и психологии. Кн118, 1913. 8. Майданский А.Д. Реформа логики в работах Р.Декарта и Б.Спинозы//Вопросы философии1996, №10. 9. Никулин Д.В. Пространство и время в метафизике XVII века. Новосибирск, Наука, 1993, 260с. 10. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991, 463с. 11. Соколов В.В. Спиноза. М., 1973. 12. Беленький М.С. Спиноза. М., 1964. 13. Быховский Б.Э. Был ли Спиноза материалистом? Минск 1928. 14. Коников И.А. Материализм Спинозы. М., 1971. 23 1 Часто встречающееся у Спинозы слово "actu" имеет два родственных
значения "активно" и "действительно". При переводе правомерно использовать
любое из этих значений, поскольку активность вещи, согласно Спинозе, и есть
мера ее действительности. Половцова В.Н. К методологии изучения философии 2 Ильенков Э.В. Свобода воли.// Вопросы философии. 1990 №2 С.70. 3"Субстанция - то, что существует само в себе и представляется само через себя, т.е. то, представление чего не нуждается в представлении другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться " Спиноза Б. Собр. соч. в 2тт Том 1, стр361. 4 Спиноза Б.Собр. соч.в 2тт Том1, стр20. 5 Там же. Под этим другим Спиноза естественным образом рассматривает атрибуты субстанции. 6 Спиноза Б. Собр. соч.в 2тт Том1, стр. 90. 7 Спиноза Б. Собр. соч.в 2тт Том1, стр. 139 8 Спиноза Б. Этика. Часть 3. Теорема 9. Схолия. 9 Спиноза Б. Этика. Часть 3. Дефениция 10 Спиноза Б. Богословско-политический трактат - опубликован анонимно в 1670 г. в Амстердаме.. 11 Спиноза Б. Этика Часть 5. Теорема 20. 12 Спиноза Б. Собр.соч. в 2тт. Том 1, стр.398. 13 Спиноза Б. Собр.соч. в 2тт. Том 1, стр.400. 14 Спиноза Б. Собр. Соч.в 2тт.Том 1,стр.617. 15 Спиноза Б. Собр. Соч.в 2тт.Том 1,стр.380 16 Спиноза Б. Собр. Соч.в 2тт.Том 2,стр.288 РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ и ПРАВА РЕФЕРАТ: "ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ Б.СПИНОЗЫ. НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ КАК РЕАЛЬНЫЕ МОДАЛЬНОСТИ ОНТОЛОГИИ. ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ В ЭТИКЕ Б.СПИНОЗЫ". ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: к.фил.наук, доцент РУБАНЦОВА ТАМАРА АНТОНОВНА АВТОР: аспирант ИНХ ЛИСКОВСКАЯ ТАТЬЯНА ИВАНОВНА иудаизмом. С. был отлучен от общины и вынужден был проживать в среде сектантов и добывать свой хлеб шлифовкой линз для телескопов. Умер от туберкулеза. Представляет монизм в форме пантеизма. Основная цель фил. - завоевание господства над внешней природой и соверш.челов. природы. Развивая эти идеи предшественников, он дополнил их учением о свободе. С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя природу и бога, С. отрицает существование сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы. Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. В единичных, преходящих вещах сущность. не совп. с существованием., но в вечной и бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее существование. Поэтому бытие бога (или субст) может быть доказано, т.е существование бога м.б. выведено из понятия о сущности бога (природы). Бытие субст. одновременно и необходимо и свободно т.к. не сущ. никакой причины, кот. побуждала бы субст к действию,кроме ее собств. сущности. Единичная вещь не следует из субст как из своей ближайшей причины. Она может следовать только из др. конечной вещи. Поэтому всякая ед. вещь не обладает свободой. От субст. следует отличать мир кон. вещей, или совокупность модусов Модус Природа. существует. сама по себе, независимо от ума и вне ума. Материя есть причина самой себя. Субстанция лишена движения и времени, а движение есть вечный и бесконечный модус. С --- последовательный детерминист. Причинность двоякого рода: внутренняя (имманентная) и внешняя (механическая). При изучении модусов признавал значение случайности. Человек как предмет познания, не составл никакого исключения. Чел. есть существо, кот. модусу протяжения - телу, соотв модус мышления - душа. В любом случае человек - часть природы. Модус души свел к разуму и аффектам(радость, печаль, вожделение). Поведением движет стремление к выгоде и самосохранению. Воля зависит от мотивов, но свобода возможна как поведение, основанное на познании необходимости. Свободен может быть не народ, а мудрец. Рационализм. Принизил роль опыта, возвысил интеллект. Интуиция --- высший вид, непосредственное знание. Критерий правильности --- ясность и отчетливость. Способствовал атеизму и свободомыслию. По его мнению, наилучшее общественное устройство --- демократическое правление, всевластие государства ограничено требованием гражданских свобод.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |