|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Никколло МакиовеллиНикколло Макиовеллисмотреть на рефераты похожие на "Никколло Макиовелли" Московский государственный текстильный университет 2003. Реферат по Философии на тему Никколо Макиавелли Студент: Жемков Денис Борисоч Факультет Фитаэ Группа 40-03 МАКИАВЕЛЛИ: БИОГРАФИЯ И ЛИЧНОСТЬ Никколо Макиавелли внешне был типичным флорентийцем, очень напоминавшем Лоренцо деи Медичи. Он любил приятно провести время в весёлой компании, сочинял стихи, блистая тем же тонким и едким остроумием, какое было у Боккаччо и у Саккетти, у Пульчи, у Лоренцо и у Берни. Он не был состоятельным человеком и при обычных обстоятельствах превратился бы в одного из многих литераторов, трудившихся за определённую мзду в Риме или во Флоренции. Но после падения Медичи и восстановления республики Макиавелли был
назначен Секретарём и стал играть видную роль в государственных делах. В этой кипучей деятельности и борьбе закалился его характер, возмужал дух. Оказавшись не у дел, в Сан-Кашано, он предался размышлениям о древнем Он ясно себе представлял, что Италия может сохранить свою независимость лишь при условии, если вся она или большая её часть будет объединена под эгидой одного князя. И он надеялся, что династия Медичи, которая пользовалась властью в Риме и во Флоренции, возьмет на себя этот долг. Он надеялся также, что Медичи захотят прибегнуть к его услугам, избавят его от вынужденного безделья и вызволят из нужды. Но те использовали Макиавелли мало и плохо. Он закончил дни свои печально, не оставив в наследство детям ничего кроме имени. О нём было сказано: « Tanto nomini nullum par elogium » (« Имя его
выше всех похвал ») - Это слова надписи, составленной Феррони для памятника МАКИАВЕЛИ: ТВОРЧЕСТВО И ФИЛОСОФИЯ Его перу принадлежат «Десятилетие» - сухая хроника о « трудах Италии
за десять лет », написанная за пятнадцать дней, «Золотой осёл», книга из
восьми капитоло, - сатирическая картина упадка флорентийских нравов, книга Однако, несмотря на всю их банальность и отсутствие изящества, в этих произведениях Макиавелли появляются признаки нового человека, наделённого небывалой глубиной мысли и наблюдательностью. Воображение отсутствует, зато ума в изобилии. Говорят, что в 1515 году, когда появился « Неистовый Орландо », Перед нами критик, а не поэт. Не человек, который самозабвенно сочиняет и фантазирует, подобно Лудовико Ариосто, а человек, пристально наблюдающий за собой, даже когда он страдает, и с философским спокойствием изрекающий суждения о своей судьбе и о судьбах мира. Его стихи походят на беседу: Надеюсь я, не веруя в успех; Я слёзы лью – в них сердце утопает; Смеюсь, но внутрь не проникает смех; Пылаю весь – о том никто не знает; Страшусь и звуков и видений всех; Мне всё мучений прибавляет. Надеясь, плачу и, смеясь, горю, Всего страшусь, на что ни посмотрю. Таковы рассуждения об изменчивости земных благ в «Фортуне». От стихотворений Макиавелли остались лишь несколько удачных строк и несколько изречений или глубоких мыслей, как в песне « О дьяволах » или « Об отшельниках ». Шедевр Макиавелли – его капитоло « О случае », особенно концовка: она
поражает и заставляет задуматься. Здесь в поэме уже чувствуется будущий
автор « Князя » (в настоящем издании называется « Государь ») и « Однако в таких произведениях как «Князь», «Рассуждения», «Письма», Небольшая книжка, переведённая на все языки, которая называется Много было предпринято хитроумных попыток защитить книгу Макиавелли, приписать автору то одно, то другое более или менее похвальное намерение. В итоге рамки дискуссии сузилось, значение Макиавелли умалили. Такую критику нельзя назвать иначе, как педантской. Надо сказать, что, превознося мораль вообще, он в обыденной жизни перешагивает через неё. К несчастью для него его считали ни столько государственным деятелем, человеком действия, сколько писателем. А его бедность, беспорядочный образ жизни, плебейские привычки, «шедшие в разрез правилам» - как с укором говорил ему безупречный Гвиччардини, отнюдь не улучшали его репутацию. На потомков он оказал огромное влияние: одни его ненавидели, другие превозносили, но слава его неизменно росла. Имя его продолжало оставаться знаменем, вокруг которого “сражались” новые поколения. Многие из изречений Макиавелли вошли в поговорку: «привести в соответствие с принципами», «благополучие людей пресыщает, а несчастье сокрушает», «людей следует или ласкать, или истреблять» - Этих афоризмов или изречений у Макиавелли великое множество. Для писателей, пытавшихся ему подражать, то был неиссякаемый источник мудрости. Вместе со схоластической формой рушится и форма литературная, в основе
которой лежал период. В дидактических произведениях период имел скрытую
силлогическую форму, то есть предложение украшали и главная и средние идеи
силлогизма, что именовалось «доказательством», если тема была
интеллектуальной, и «описанием», если содержание сочинения составляли
только факты. Макиавелли пишет простыми предложениями,
избегая каких бы то ни было украшений. Он не «описывает» и не «доказывает»,
он повествует или возвещает, а поэтому ухищрения, необходимые для создания
периода, ему неведомы. Он убивает не только литературную форму, но форму
как таковую — и это в век господства формы, когда форма была единственным
божеством, которому поклонялись. Именно благодаря тому, что Макиавелли
обладал новым сознанием, содержание для него — все, а форма — ничто. Здесь перед нами прежде всего человек, а не писатель, вер нее,
писатель лишь постольку, поскольку он человек. Создастся впечатление, будто Проза Макиавелли — сухая, точная, лаконичная, богатая мыслями и Образ Макиавелли в памяти потомков окружен любовью и ореолом поэтичности, именно благодаря его твёрдому характеру, искренности его патриотизма и благородству стиля, благодаря тому, что он сумел сохранить мужественность и чувство собственного достоинства, которые выделяли его из толпы продажных писак. Влияние, каким он пользовался, далеко не соответствовало его заслугам. Никколо Макиавелли прежде всего олицетворяет собой ясное и серьёзное понимание того процесса, который протекал неосознанным, начиная от Петрарки и Боккаччо вплоть до второй половины XVI века. МАКИАВЕЛЛИ: РЕЛИГИЯ Никколо Макиавелли не признавал никакой религии, а по тому мирился с любой из них. И хотя Макиавелли признаёт необходимость религии, однако религия, с его точки зрения, должна быть подчинена государству и стать послушным инструментом для укрепления последнего. В известном смысле Макиавелли можно считать провозвестником поворота от религиозного мышления к идеологическому. Реакцией Макиавелли на духовный кризис средневековой Европы стал безоговорочный поворот на встречу новому времени, к грядущей борьбе за выживание личности, отстаивающей свою независимость и человеческое достоинство в жестоком единоборстве с холодными и цепкими устоями государственной власти. МАКИАВЕЛЛИ: ПОЛИТИКА И УРОКИ ИСТОРИИ Политические тексты Макиавелли, написаны около пяти веков назад. Итальянский философ осмысливал негативный опыт своего времени: политическое бессилие разрозненной и потерявшей самостоятельность Италии, глубокий кризис средневекового религиозного сознания, проявившийся прежде всего в вырождении института папства и потере метаисторических ориентов в осмыслении человеческого существования. В этой ситуации основным приоритетом становится романизация силы воли, жизненной мощи, способной вернуть этому распадающемуся на части миру утраченное единство. Дух возрожденческого титанизма, породивший тип сильной личности,
самоутверждающийся за счёт индивидов более слабых, воплощается для Технология власти мудрого государя не слишком сложна , на современном языке это выглядит как известный метод кнута и пряника: «…людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое – не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести». История нашего времени – это история реализовавшихся утопий. При всём
различии архитектурных замыслов этих проектов земного переустройства – от Одни при этом исходят из идеализации человеческой природы, упрощая и
схематизируя ее, другие же абсолютизируют худшие проявления этой природы. Как оказалось, все эти проекты необходимого мироустройства прекрасно дополняют друг друга в святом деле полного порабощения человека аппаратом государства. В результате санкционированная Макиавелли «разумная жестокость» правителя, поставленная на конвейер охранительных органов, запускает такую машину террора, по сравнению с которой современные пережитки первобытного каннибализма выглядят как пример рациональной диеты у носителей высоких гуманистических идеалов. Некоторые исследователи творчества Макиавелли видят его заслугу в том, что он дал точную и реалистичную картину нравов и мотивов поведения деятелей своей эпохи, представил политическую жизнь Италии без лицемерия, свойственного политикам во все времена, назвал вещи своими именами. При этом упускается из виду то, что там, где власти обычно прибегают к лицемерию для того, чтобы сокрыть порочную суть тех или иных политических действий, Макиавелли их откровенно обнажает только затем, дабы представить эти пороки как скрытые добродетели. Он вводит в общественный обиход новую систему ценностей, в которой политическая власть, направленная на укрепление государства, становится высшим благом. МАКИАВЕЛЛИ И УПАДОК ИТАЛИИ
Италия еще хранила свою былую гордость и взирала на Европу глазами Данте и
Тем не менее духовенство в своих проповедях по привычке продолжало
метать громы и молнии против этой распущенности нравов. Евангелие по-
прежнему оставалось непререкаемым авторитетом, но только не в повседневной
жизни: мысль расходилась со словом, а слово с делом, гармония в жизни
отсутствовала. И в этой дисгармонии заключался главный источник комизма для Макиавелли, пока вокруг него гремел весь этот итальянский карнавал, жил во власти дум и тревог и судил об испорченности нравов с более высокой точки зрения. Разлагалось средневековье, уже умершее в сознании людей, но еще продолжавшее жить в формах и установлениях эпохи. Вот почему Макиавелли не звал Италию назад, к средневековью, а, напротив, содействовал его разрушению. «Тот свет», рыцарство, платоническая любовь — таковы три основных
фактора, вокруг которых вращается средневековая литература и которые в
новой литературе более или менее сознательно пародируются. На лице Но его отрицание не сводится к буффонаде, к смеху ради смеха, порожденному уснувшей совестью. В этом отрицании звучит утверждение нового мира, рожденного в сознании Макиавелли. Вот почему его отрицание так серьезно, так убедительно. Папство и империя, гвельфы и гибеллины, феодализм и города-коммуны — в его сознании все эти установления разрушены. Разрушены потому, что в голове его возникла теория нового общественного и политического устройства. Идеи, породившие прежние установления, мертвы, они больше не обладают силой воздействия на сознание людей, их сознание спит. В этом внутреннем оцепенении и коренится причина разложения итальянского общества. И нельзя обновить народ иначе, как разбудив его сознание. Эту задачу и старается выполнить Макиавелли. Одной рукой он рушит, другой созидает. С него, в обстановке всеобщего бездумного отрицания, началось созидание. УЧЕНИЕ МАКИАВЕЛЛИ Изложить его учение во всех подробностях невозможно, остановимся лишь на главной идее. Средневековье зиждется на принципе, согласно которому цепляться за земную жизнь как за самое существенное — грех, добродетель состоит в отрицании земной жизни и в созерцании потусторонней. Земная жизнь не реальность, не истина, а тень, видимость; реальность это не то, что есть, а то, что должно быть, а посему подлинным ее содержанием является иной мир, ад, чистилище и рай, мир истины и справедливости. На этом теолого-этическом представлении о мире основана «Божественная комедия» и вся литература XIII и XIV веков. Символика и схоластика — естественные формы выражения этой идеи. По-видимому, не силен он был и в естественных науках: факт таков, что
в некоторых случаях он ссылается на влияние звезд. Баттиста Альберти
обладал, безусловно, более широкой и более законченной культурой. Человек в понимании Макиавелли — это не статичный созерцательный человек средневековья и не идиллически спокойный человек Возрождения; это современный человек, который действует и добивается своей цели. Каждому человеку назначено выполнить свою миссию на земле в соответствии с его возможностями. Жизнь не игра воображения и не созерцание, не теология и не искусство. Жизнь на земле имеет свой серьезный смысл, свою цель, свои средства. Реабилитировать земную жизнь, дать ей цель, пробудить в людях сознание, внутренние силы, возродить серьезного, деятельного человека — вот идея, пронизывающая все произведения Макиавелли. Она является отрицанием средневековья, но вместе с тем и отрицанием Подчинить мир воображения, мир религии и искусства миру реальному, который дан нам через опыт и наблюдение, — такова основа учения Макиавелли. Отбросив асе сверхчеловеческое, все сверхъестественное, Макиавелли кладет в основу жизни родину. Назначение человека на земле, его первейший долг — это патриотизм, забота о славе, величии, свободе родины. В средние века понятия родины не существовало. Существовало понятие верности, подданства. Люди рождались подданными папы и императора, представителей Бога на земле: один олицетворял «дух», другой «тело» общества. Макиавелли видел в светской власти пап не только нелепую и недостойную форму правления, но и главную опасность для Италии. Будучи демократом, он выступал против идеи узкого правления и весьма сурово расправлялся с пережитком феодализма — дворянством. Он видел в авантюристах-наемниках первопричину слабости Италии перед лицом чужеземца, а посему выдвинул и широко развил идею создания национальной милиции. Светскую власть пап, дворянство, авантюристов- наемников он расценивал как пережитки средневековья, с которыми следовало бороться. Родина в представлении Макиавелли — это, разумеется, свободный город-
комнуна, своей свободой обязанный самому себе, а не папе или императору и
управляемый всеми во всеобщих интересах. Но, зорко следя за событиями, Таким образом, идея родины в его понимании расширяется. Родина — это уже не небольшой город-коммуна, а вся нация. Данте мечтал, что Италия станет садом империи, мечтой Макиавелли была родина, самостоятельная, независимая нация. Макиавелли уподобил родину некоему божеству: оно превыше морали,
закона. Подобно тому, как у аскетов Бог поглощал всебе индивидуум, подобно
тому как инквизиторы во имя Бога жгли на кострах еретиков, у Макиавелли
ради родины все дозволено: одни и те же поступки в частной жизни считаются
преступлениями, а в жизни общественной достойны высочайшей похвалы. Идея родины, которая превыше морали и закона, четко выражена в следующем знаменитом высказывании Макиавелли: «Коль скоро речь идет об интересах родины, не должно рассуждать, справедливо ли сие решение или несправедливо, милосердно или жестоко, похвально или зазорно; оставить в стороне следует всякие соображения и принять то решение, какое содействует спасению ее жизни и сохранению свободы». Под родиной понималось большее или меньшее участие в управлении государством, и если все подчинялись, то все и командовали: это называлось республикой. Если же командовал один, а все подчинялись, то это называлось княжеством. Но как бы это ни называлось — республикой или княжеством, родиной или государством, — идея всегда оставалась одна и та же: индивидуум был поглощен обществом, или, как говорили позднее, царил принцип всесильного государства. Формулируя эти идеи, Макиавелли не выдавал их за свои собственные, им изобретенные, а подчеркивал, что они были известны с давних времен и сейчас укрепились благодаря распространению классической культуры. Они проникнуты духом древнего Рима, который привлекал к себе всеобщее внимание как символ славы и свободы и казался не только образцом в области искусства и литературы, но и идеалом государства. Родина поглощает в себе и религию. Государство не может жить без религии. Сокрушаясь по поводу римской курии, Макиавелли огорчен не только тем, что папа, стремясь отстоять свою светскую власть, вынужден призывать на помощь чужеземцев, но и тем, что распущенность нравов, которая царит при папском дворе, подорвала авторитет религии в глазах народа. Макиавелли хочет, чтобы религия была государственной, чтобы в руках князя она служила орудием власти. Религия утратила свой первоначальный смысл. Она служит писателям для создания произведений искусства и государственным деятелям как орудие политики. Макиавелли — за высокую мораль: он восхваляет великодушие, милосердие, набожность, искренность и прочие добродетели, но при условии, что от них будет польза родине. Если же они оказываются не подспорьем, а препятствием на ее пути, он их отметает. В книгах его можно часто встретить великую хвалу набожности и другим добродетелям добрых князей, но эти восхваления отдают риторикой и контрастируют с суховатым тоном его прозы. Так же как и всем его современникам, ему чуждо естественное, безыскусственное религиозное и моральное чувство. В этих теориях находил свое отражение процесс укрепления светского
государства, которое избавлялось от теократии и в свою очередь само
начинало все прибирать к рукам. Но в ту пору еще шла борьба, и одна
крайность вызывала другую. Если же отвлечься от этих крайностей, то надо
признать, что в результате этойборьбы была достигнута самостоятельность и
независимость гражданской власти, чья законность была заключена в ней
самой, поскольку все вассальные связи были разорваны, всякое подчинение Установив, что центр жизни на земле — вокруг его родины, Макиавелли не может одобрить такие монашеские добродетели, как самоуничижение и долготерпение, которые «обезоружили Небо и изнежили мир», сделав человека более способным «переносить оскорбления, нежели мстить за них». Неправильно понятая католическая религия делает человека более склонным к страданию, чем к действию. Макиавелли считает, что по вине такого воспитания в духе аскетизма и созерцания итальянцы слабы телом и духом, из-за чего они не в состоянии изгнать чужеземцев и обеспечить своей родине свободу и независимость. Добродетель он понимает по-римски, то есть как силу, энергию, толкающую людей на великое самопожертвование, на великие дела. Итальянцы вовсе не лишены доблести: напротив, когда им случается столкнуться с врагом один на один, они выходят победителями, но им недостает воспитания, дисциплины, или, как он говорит, «добрых порядков и доброго оружия», без которых народ не может быть смелым и свободным. Макиавелли заложил лишь научную основу философии истории и прав народов, четко указав своим преемникам отправную точку. Область, в которой он замыкается и которой занимается, — это политика и история. Идеи Макиавелли не показались его современникам ни новыми, ни слишком дерзкими, поскольку в них было сформулировано то, о чем все смутно догадывались. Влияние языческого мира чувствовалось и в средние века:
древний Рим владел помыслами Данте. Но то был Рим Провидения и империи, Рим Таким образом, классицизм служил лишь оболочкой, и каждая из этих двух
разных эпох вкладывала в нее свое содержание. Под классицизмом Данте
скрывается мистика и идеалы гибеллинов: скорлупа — классическая, а зерно —
средневековое. Под классицизмом Макиавелли - современный дух, который ищет
себя в нем и находит. Настолько же, насколько Макиавелли
восхищается древним Римом, он осуждает свою эпоху, где нет ничего, что бы
хоть сколько-нибудь искупало царящие нищету, подлость и бесчестье; не
почитаются ни религия, ни законы, ни их блюстители, все запятнано, и по
заслугам». Макиавелли полагает, что, возродив порядки и обычаи древнего Здесь рушатся все устои средневековья — религиозные, нравственные, политические, интеллектуальные. Причем дело не ограничивается одним отрицанием: Макиавелли утверждает новые идеалы, это — Глагол. Рядом с отрицанием всякий раз выдвигается утверждение. Речь идет не о крушении мира, а об его обновлении. Теократии противопоставляется самостоятельность, независимость государства. Между империей и городом или между империей и поместьем — политическими единицами средних веков — возникает новое понятие: нация, которая, по мнению Макиавелли, отличается своими специфическими особенностями, определяемыми расой, языком, историей, границами. Наряду с республиками и княжествами появляется форма правления, представляющая собой нечто среднее, смешанное: она сочетает в себе преимущества тех и других, обеспечивает одновременно свободу и устойчивость, являясь в известном смысле предвестником конституционной монархии, описание которой Макиавелли впервые дает в своем проекте реформы политического строя Флоренции . Это совершенно новая политическая структура. Следует обратить внимание среди прочего на то, как Макиавелли трактует вопрос о формировании крупных государств, и прежде всего Франции. Изменилась и религиозная основа. Макиавелли хочет, чтобы религия не имела ничего общего со светской властью, и, подобно Данте, борется против смешения власти светской и духовной. С какой глубокой иронией описывает он церковные княжества! Религия, снова водворенная в сферу ее духовных функций, по мнению Иная и основа нравственная. Этическая цель средневековья — это
святость души, а путь достижения этой цели — умерщвление плоти. Макиавелли,
хотя и осуждает вольность нравов, господствовавшую в его эпоху, не менее
сурово относится и к аскетическому воспитанию. Его идеал не созерцательная
жизнь, а жизнь активная. А посему высшей добродетелью, с его точки зрения,
надо считать активную жизнь, деятельность на благо родины. Его святые более
походят на героев древнего Рима, чем на святых отцов из римского календаря. Обновляется и основа интеллектуальная. Пользуясь терминологией того времени, можно сказать, что Макиавелли не ратует за истинность веры, а оставляет ее в стороне, не занимается ею, если же о ней заходит речь, то слова его звучат почтительно, но двусмысленно. Исключив из своего мира все сверхъестественное и провиденциальное, Макиавелли исходит из неизменности и бессмертия человеческой мысли, человеческого духа, который вершит историю. Это уже целая революция, знаменитое copio (я мыслю), с которого начинается современная наука. Человек освобождается от сверхъестественного и сверхчеловеческого и, так же как и государство, провозглашает свою самостоятельность, свою независимость, вступает во владение миром. Обновляется и метод. Макиавелли не признает априорных истин,
абстрактных принципов, не признает ничьего авторитета как критерия истины. Список используемой лиитературы: |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |