|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Новый подход к определению нации, национализмНовый подход к определению нации, национализмсмотреть на рефераты похожие на "Новый подход к определению нации, национализм " Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова Отделение политологии Реферат на тему “Новый подход к определению “нации”; национализм” Выполнила Студентка 9216 группы ОЭФакультета Горохова Ньюргуяна Алексеевна преподаватель: Сулимов В.Е. Содержание стр. 1. Новый подход к определению “Нации” 1 2. Причины развала СССР 5 3. Расизм, шовинизм, национализм 7 4. Северный Кавказ: причины конфликтов 8 5. Заключение 10 В России живут более 130 народов и народностей (с 44 религиозными
конфессиями). Возникает вопрос: что представляет собой многонациональная
общность людей, именуемая Россиями? Почему мы охотно признаем наличие
американской нации, представляющей сплав различных народов Запада и Некоторые ученые предлагают отказаться от понятия нации. Но
определение нации нужно, без него такие важнейшие производственные понятия,
как “национальная культура”, “национальная самосознание”, “национальная
жизнь” просто повисают в воздухе. Идут поиски нового определения нации. Это определение нации, новое по форме и содержанию, вызывает
возражение не только потому, что “нация” определяется через “национальное” Не может удовлетворить нас и старое определение нации как такой исторической общности людей, для которой характерны общность языка, территории, экономической жизни, психического склада, проявляющегося в национальном своеобразии ее культуры. Давайте разберемся с каждым из этих признаком. Общность языка. Казалось бы, что может быть более естественным и
необоримым признаком нации? Но ведь давно известно, что в Швейцарии четыре
языка, четыре этнических общности - германо-швейцарцы (65% всего
населения), франко-швейцары (18,4%), итало-швейцарцы (9,8%), реторманцы Возьмем пример из нашего бытия. 30% казахов не знают казахского языка, пользуются русским языком. Так что эти 30% казахов не относятся к казахской нации? Общность территории. Этот признак нации тоже казался незыблемым,
однозначным. Однако далеко не всегда он приближает нас к определению нации. Общность экономической жизни. Этот признак сыграл, как нам
представляется, свою историческую роль. Нации сложились на основе
становления индустриального, капиталистического общества. В Европейском Все это позволяет сделать вывод, что прежнее “четырехпризнаковое” определение нации не отвечает реалиям совершенной жизни. В основу выработки нового определения нации следует, на взгляд В.Д. При этом следует иметь в виду, что национальное самосознание - это не часть национальной духовной культуры наряду с другими частями, а ее стержень. Именно в самосознании нация определяет свои общие, коренные интересы, цели и идеалы, свое лицо в многонациональном мире, свое отношение к другим нациям и государствам. Другими словами, нация есть не только объективная, но и субъективная данность, представители которой говорят в отношении себя “это-мы”, а в отношении других “это-они”. Особенно следует о таком признаке нации как наличие государственности. Исторически сложилось так, что русская нация (не русский этнос, а русская нация, начало складывания относится к 17 веку), послужившая основной российской государственности, всегда развивалась в условиях многонациональной Среды и не отделяла себя от нерусских народов ни национальными, ни расовыми барьерами. Смешанные семьи занимают высокий процент в населении России. В Чувашии, например, 98% подростков из чувашско- русских семей именует себя русскими. Может быть, правы “европейцы” (сторонники одного из интереснейших
идейных течений, развивавшегося в эмиграции такими видными учеными, как Если встать на такую точку зрения, то, как представляется, могут быть найдены весьма конструктивные подходы к пониманию “российской нации”. Теперь о российской государственности. До недавних пор насчитывалось Распались СССР, Югославия, Чехословакия - все в прошлом социалистические государства. Так что же развалило СССР, какие идеи и концепции работали в этом направлении и продолжают работать, угрожая уже российской государственности. 1. Идея о России как “тюрьме народов”. Она не корректна с исторической точки зрения. Да, в истории России, как и в истории других государств, были и захваты, было и угнетение “инородцев”. Но это было не столько национальное, сколько государственное угнетение которому русский народ подвергался не меньше, чем другие народы России. 2. Идея: СССР, России - “империя”. Это тоже некорректная идея. Да, был “центр”,, он диктовал, что должна делать национальная периферия. Но не было и нет важнейшего признака империи - господствующей нации, которая бы создала и поддерживала свое благополучие за счет эксплуатации других народов и наций. Русский в Центральной России жили не лучше, а чаще хуже, чем другие народы (в Прибалтике, на Кавказе). 3. Концепция права народов и наций на самоопределение. Вплоть до
отделения и образования самостоятельного государства. Это чисто
политическая, конъюнктурная концепция: надо было развалить “тюрьму народов” Между тем ни одно многонациональное государство в мире в своей конституции на записало права народов на выход из него. Ни один штат в США, ни один кантон в Швейцарии не имеет такого права. Не имеет потому, что там государство построено не по национально-этническому, а по территориальному экономическому принципу. 4. Идея, концепция безграничного суверенитета всех субъектов -
носителей государственности СССР и России. Это разрушительная идея и
концепция, инициатором которых выступила Россия. Спрашивается суверенитет Тогда родилась еще одна идея, сделавшая идею суверенитета особенно разрушительной, - идея приоритета республиканских законов над союзными, общегосударственными. Этого тоже нет ни в одном нормальном государстве. Существуют еще много различных причин развала СССР. И будущим потомкам придется долгая работа после развала СССР. И нас впереди ждет по меньшей мере 30-40 лет неустойчивой государственности, нестабильности, конфликтов. Помимо всего прочего вырастут новые поколения людей, из генов которых выветрится много из того, что связано с общностью исторических судеб в рамках многонационального государства, называвшегося СССР, и, напротив, в генах будут накапливаться семена конфликтности, национальной неприязни. Расизм, шовинизм, национализм. Расизм - это психология, идеология и социальная политика, основывающая на антинаучных представлениях и идеях о физической и психологической неравноценности человеческих рас. В развернутом виде “теория” неравенства рас впервые была изложена в
середине 19 века во Франции идеологом федеральной аристократии графом Особенно широкое влияние во II половине 19 века получил социальный дарвинизм. Люди вдруг увидели в расах, в нациях непрестанную и непримиримую борьбу за выживание. В результате социал-дарвинисты совершенно необоснованно истолковывали конкуренцию и классовую борьбу в обществе, захватнические войны и т.п. Уже в эпоху т.н. “первоначального накопления капитала” господствующие классы свершились навязать государственный шовинизм, представление о цветных как о “низшей” расе, дикарях, варварах и т.п. Конечно, самый отвратительный, самый грубый и примитивный расизм проповедовали и осуществляли фашисты. В частности, расизм проповедовали и осуществляли фашисты. В частности, расизм был ядром “мировоззрения” германских фашистов. С помощью мифа о мнимом превосходстве “арийской расы” нацисты оправдывали “право” немцев на мировое господство, на угнетение и подавление других народов. Расизм был важной частью идеологических построений и у фашистов
других стран. Например, в идеологии японского фашизма ключевым был
расистский миф о “японском духе”, который утверждал несравненное
превосходство японской нации, внушал веру в якобы свое призвание в качестве Преступные расистские “идеи” распространялись не только в фашистских странах, но и в США. В США удалось в то время проложить дорогу законом о запрещении браков между представителями различных рас. Такие законы были приняты примерно в 30 штатах. В настоящее время расистские, социал-дарвинистские и т.п. “идеи” получают новое рождение по всему миру. Северный Кавказ: проблемы, история, современность. Положение на 1. Часть из них связана со стремлением к созданию или восстановлению национально-территориальных образований, к повышению их статуса, вплоть до выхода из состава Р.Ф. Большинство Северо-Кавказких народов представляют собой формы национальной государственности двух или нескольких народов. С развитием национальных движений возник вопрос устойчивости таких государств. 2. В основе ряда конфликтных ситуаций - требования о передаче той или иной территории из одной политико-административной единицы в другую. В последние десятилетия происходили перекройки политико-административных границ. Сейчас многие территориальные претензии республик или народов друг к другу выступают как требования к возврату границ того или иного времени. 3. Проблемы репрессированных народов. В 1943-44 г.г. из региона были
депортированы балкарцы, ингуши, карачаевцы, чеченцы. На место этих народов
расселялись русские и другие национальности (подчас принудительно). 4. Взаимоотношения “коренного” и “некоренного” населения, горцев и русских, казаков. Некоторые народы или государства добровольно присоединились к России. Но была и Кавказская воина (1817-1864), которой дают до сих пор противоречивые оценки. Одновременно идет процесс активизации казачества, что очень настораживает горских народов: казаки требуют полной реабилитации и восстановления дореволюционных административных границ. 5. Большое влияние на ситуацию оказывают конфликты в Закавказье. Сложность проблем на Северном Кавказе требуют исключительно
деликатных подходов к их решению. Целесообразно шире использовать
переговоры, диалог. Используя демократические механизмы, народную
дипломатию, можно политическим путем решать самые сложные проблемы. Народы Заключение. Подлинно демократическая программа борьбы с расизмом, с шовинизмом и национализмом, за равноправие всех людей независимо от расовой и национальной принадлежности, предусматривает создание самой широкой коалиции людей, народов. В этой борьбе задачи ликвидации расовой и национальной дискриминации соединяются с такими острыми социальными проблемами, как ликвидация бедности и безработицы, расширению демократических прав трудящихся, уважение и защита прав личности, развития нравственности, культуры людей. Литература:
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |