|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - О взаимосвязи философии и математикиО взаимосвязи философии и математикисмотреть на рефераты похожие на "О взаимосвязи философии и математики" Министерство высшего и профессионального образования РФ Брянский государственный педагогический университет имени акад. И.Г. Петровского КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ РЕФЕРАТ по философии О ВЗАИМОСВЯЗИ ФИЛОСОФИИ И МАТЕМАТИКИ Соискатель кафедры педагогики БГПУ имени академика И.Г. Петровского xxxxxxxxxxxxxxxxxx xxxxxxxx Брянск 1998 Оглавление 1.Введение______________________________________________3 2.Милетская школа________________________________________6 3. Пифагорейская школа_________________________________11 3. Элейская школа______________________________________16 4. Демокрит____________________________________________19 5. Платоновский идеализм_______________________________24 6. Система философии математики Аристотеля_____________29 7. Список использованной литературы____________________36 ВВЕДЕНИЕ Вопрос о взаимосвязи математики и философии впервые был задан довольно
давно. Аристотель, Бэкон, Леонардо да Винчи - многие великие умы
человечества занимались этим вопросом и достигали выдающихся результатов. Совместный путь математики и философии начался в Древней Греции около Известно, что греческая цивилизация на начальном этапе своего развития отталкивалась от цивилизации древнего Востока. Каково же было математическое наследие, полученное греками? Из дошедших до нас математических документов можно заключить, что в Математика Вавилона, как и египетская, была вызвана к жизни потребностями производственной деятельности, поскольку решались задачи, связанные с нуждами орошения, строительства, хозяйственного учета, отношениями собственности, исчислением времени. Сохранившиеся документы показывают, что, основываясь на 60-ричной системе счисления, вавилоняне могли выполнять четыре арифметических действия, имелись таблицы квадратных корней, кубов и кубических корней, сумм квадратов и кубов, степеней данного числа, были известны правила суммирования прогрессий. Замечательные результаты были получены в области числовой алгебры. Хотя вавилоняне и не знали алгебраической символики, но решение задач проводилось по плану, задачи сводились к единому «нормальному» виду и затем решались по общим правилам, причем истолкование преобразований «уравнения» не связывалось с конкретной природой исходных данных. Встречались задачи, сводящиеся к решению уравнений третьей степени и особых видов уравнений четвертой, пятой и шестой степеней. Если же сравнивать математические науки Египта и Вавилона по способу
мышления, то нетрудно будет установить их общность по таким
характеристикам, как авторитарность, некритичность, следование за
традицией, крайне медленная эволюция знаний. Эти же черты обнаруживаются и
в философии, мифологии, религии Востока. Как писал по этому поводу Э. Анализ древнегреческой математики и философии следует начать с милетской математической школы, заложившей основы математики как доказательной науки. Милетская школа Милетская школа - одна из первых древнегреческих математических школ,
оказавшая существенное влияние на развитие философских представлений того
времени. Она существовала в Ионии в конце V - IV вв. до н.э.; основными
деятелями ее являлись Фалес (ок. 624-547 гг. до н.э.), Анаксимандр (ок. 610- Если сопоставить исходные математические знания греков с достижениями египтян и вавилонян, то вряд ли можно сомневаться в том, что такие элементарные положения, как равенство углов у основания равнобедренного треугольника, открытие которого приписывают Фалесу Милетскому, не были известны древней математике. Тем не менее, греческая математика уже в исходном своем пункте имела качественное отличие от своих предшественников. Ее своеобразие заключается прежде всего в попытке систематически использовать идею доказательства. Фалес стремится доказать то, что эмпирически было получено и без должного обоснования использовалось в египетской и вавилонской математике. Возможно, в период наиболее интенсивного развития духовной жизни Вавилона и Египта, в период формирования основ их знаний, изложение тех или иных математических положений сопровождалось обоснованием в той или иной форме. Однако, как пишет Ван дер Варден, «во времена Фалеса египетская и вавилонская математика давно уже были мертвыми знаниями. Можно было показать Фалесу, как надо вычислять, но уже неизвестен был ход рассуждений, лежащих в основе этих правил»[3]. Греки вводят процесс обоснования как необходимый компонент математической действительности - доказательность, которая действительно являлась отличительной чертой их математики. Техникой доказательства ранней греческой математики как в геометрии, так и в арифметике, первоначально являлась простая попытка придания наглядности. Конкретными разновидностями такого доказательства в арифметике было доказательство при помощи камешков, в геометрии - путем наложения. Но сам факт наличия доказательства говорит о том, что математические знания воспринимаются не догматически, а в процессе размышления. Это, в свою очередь, обнаруживает критический склад ума, уверенность (может быть, не всегда осознанную), что размышлением можно установить правильность или ложность рассматриваемого положения, уверенность в силе человеческого разума. Греки в течении одного-двух столетий сумели овладеть математическим
наследием предшественников, накопленного в течении тысячелетий, что
свидетельствует об интенсивности, динамизме их математического познания. Эти же черты характерны и для философских исследований милетской
школы. Философская концепция и совокупность математических положений
формируется посредством однородного по своим общим характеристикам
мыслительного процесса, качественно отличного от мышления предшествующей
эпохи. Как же сформировался этот новый способ восприятия действительности? Ряд исследователей объявляет отмеченные выше характеристики
мыслительного процесса «врожденными особенностями греческого духа»[4]. Иония, где проходила деятельность милетской школы, была достаточно развитой в экономическом отношении областью. Поэтому именно она прежде прочих вступила на путь низвержения первобытно-общинного строя и формирования рабовладельческих отношений. В VIII-VI вв. до н.э. земля все больше сосредотачивалась в руках крупной родовой знати. Развитие ремесленного производства и торговли еще в большей мере ускоряло процесс социально-имущественного расслоения. Отношения между аристократией и демосом становятся напряженными; со временем эта напряженность перерастает в открытую борьбу за власть. Калейдоскоп событий во внутренней жизни, не менее изменчивая внешняя обстановка формируют динамизм, живость общественной мысли. Напряженность в политической и экономической сферах приводит к
столкновениям в области религии, поскольку демос , еще не сомневаясь в том,
что религиозные и светские установления вечны, так как даны богами,
требует, чтобы они были записаны и стали общедоступными, ибо правители
искажают божественную волю и толкуют ее по-своему. Однако нетрудно понять,
что систематическое изложение религиозных и мифологических представлений «Таким образом, материалистическое мировоззрение Фалеса и его
последователей не является каким-то загадочным, не от мира сего порождением На основании всего вышеперечисленного еще нельзя с большой уверенностью утверждать, что именно воздействие мировоззрения явилось решающим фактором для возникновения доказательства; не исключено ведь, что это произошло в силу других причин: потребностей производства, запросов элементов естествознания, субъективных побуждений исследователей. Однако можно убедиться, что каждая из этих причин не изменила принципиально своего характера по сравнению с догреческой эпохой, непосредственно не приводящей к превращению математики в доказательную науку. Например, для удовлетворения потребностей техники было вполне достаточно практической науки древнего Востока, в справедливости положений которой можно было убедиться эмпирически. Сам процесс выявления этих положений показал, что они дают достаточную для практических нужд точность. Можно считать одним из побудительных мотивов возникновения доказательства необходимость осмысления и обобщения результатов предшественников. Однако и этому фактору не принадлежит решающая роль, так как, например, существуют теории, воспринимаемые нами как очевидные, но получившие строгое обоснование в античной математике (например, теория делимости на 2). Появление потребности доказательства в греческой математике получает удовлетворительное объяснение, если учесть взаимодействие мировоззрения на развитие математики. В этом отношении греки существенно отличаются от своих предшественников. В их философских и математических исследованиях проявляются вера в силу человеческого разума, критическое отношение к достижениям предшественников, динамизм мышления. У греков влияние мировоззрения превратилось из сдерживающего фактора математического познания в стимулирующий, в действенную силу прогресса математики. В том, что обоснование приняло именно форму доказательства, а не
остановилось на эмпирической проверке, решающим является появление новой,
мировоззренческой функции науки. Фалес и его последователи воспринимают
математические достижения предшественников прежде всего для удовлетворения
технических потребностей, но наука для них - нечто большее, чем аппарат для
решения производственных задач. Отдельные, наиболее абстрактные элементы
математики вплетаются в натурфилософскую систему и здесь выполняют роль
антипода мифологическим и религиозным верованиям. Эмпирическая
подтверждаемость для элементов философской системы была недостаточной в
силу общности их характера и скудности подтверждающих их фактов. ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА На основании данного выше исследования милетской школы можно лишь убедиться в активном влиянии мировоззрения на процесс математического познания только при радикальном изменении социально-экономических условий жизни общества. Однако остаются открытыми вопросы о том, влияет ли изменение философской основы жизни общества на развитие математики, зависит ли математическое познание от изменения идеологической направленности мировоззрения, имеет ли место обратное воздействие математических знаний на философские идеи. Можно попытаться ответить на поставленные вопросы, обратившись к деятельности пифагорейской школы. Пифагореизм как направление духовной жизни существовал на протяжении
всей истории Древней Греции, начиная с VI века до н. э. и прошел в своем
развитии ряд этапов. Вопрос о их временной длительности сложен и до сих пор
не решен однозначно. Основоположником школы был Пифагор Самосский (ок. 580- В пифагореизме выделяют две составляющие: практическую («пифагорейский
образ жизни») и теоретическую (определенная совокупность учений). В
религиозном учении пифагорейцев наиболее важной считалась обрядовая
сторона, затем имелось в виду создать определенное душевное состояние и
лишь потом по значимости шли верования, в трактовке которых допускались
разные варианты. По сравнению с другими религиозными течениями, у
пифагорейцев были специфические представления о природе и судьбе души. Душа Теоретическая сторона пифагореизма тесно связана с практической. В
теоретических изысканиях пифагорейцы видели лучшее средство освобождения
души из круга рождений, а их результаты стремились использовать для
рационального обоснования предполагаемой доктрины. Вероятно, в деятельности Основными объектами научного познания у пифагорейцев были
математические объекты, в первую очередь числа натурального ряда (вспомним
знаменитое «Число есть сущность всех вещей»[7]). Видное место отводилось
изучению связей между четными и нечетными числами. В области геометрических
знаний внимание акцентируется на наиболее абстрактных зависимостях. Числа у пифагорейцев выступают основополагающими универсальными объектами, к которым предполагалось свести не только математические построения, но и все многообразие действительности. Физические, этические, социальные и религиозные понятия получили математическую окраску. Науке о числах и других математических объектах отводится основополагающее место в системе мировоззрения, то есть фактически математика объявляется философией. Как писал Аристотель, «...у чисел они усматривали, казалось бы, много сходных черт с тем, что существует и происходит, - больше, чем у огня, земли и воды... У них, по-видимому, число принимается за начало и в качестве материи для вещей, и в качестве выражения для их состояний и свойств... Например, такое-то свойство чисел есть справедливость, а такое- то - душа и ум, другое - удача, и можно сказать - в каждом из остальных случаев точно также»[8]. Если сравнивать математические исследования ранней пифагорейской и
милетской школ, то можно выявить ряд существенных различий. Так,
математические объекты рассматривались пифагорейцами как первосущность
мира, то есть радикально изменилось само понимание природы математических
объектов. Кроме того, математика превращена пифагорейцами в составляющую
религии, в средство очищения души, достижения бессмертия. И наконец,
пифагорейцы ограничивают область математических объектов наиболее
абстрактными типами элементов и сознательно игнорируют приложения
математики для решения производственных задач. Но чем же обусловлены такие
глобальные расхождения в понимании природы математических объектов у школ,
существовавших практически в одно и то же время и черпавших свою мудрость,
по-видимому, из одного и того же источника - культуры Востока? Впрочем, Аристотель был одним из первых, кто попытался объяснить причины появления пифагорейской концепции математики. Он видел их в пределах самой математики: «Так называемые пифагорейцы, занявшись математическими науками, впервые двинули их вперед и, воспитавшись на них, стали считать их началами всех вещей»[9]. Подобна точка зрения не лишена основания хотя бы в силу применимости математических положений для выражения отношений между различными явлениями. На этом основании можно, неправомерно расширив данный момент математического познания, прийти к утверждению о выразимости всего сущего с помощью математических зависимостей, а если считать числовые отношения универсальными, то «число есть сущность всех вещей»[10]. Кроме того, ко времени деятельности пифагорейцев математика прошла длинный путь исторического развития; процесс формирования ее основных положений терялся во мраке веков. Таким образом, появлялось искушение пренебречь им и объявить математические объекты чем-то первичным по отношению к существующему миру. Именно так и поступили пифагорейцы. В советской философской науке проблема появления пифагорейской
концепции математики рассматривалась, естественно, с позиций марксистско-
ленинской философии. Так, О.И. Кедровский пишет: «...Выработанная им Таким образом, уже в исходном пункте своего развития теоретическая математика была подвержена влиянию борьбы двух типов мировоззрения - материалистического и религиозно-идеалистического. Мы же убедились, что наряду с влиянием мировоззрения на развитие математического познания, имеет место и обратное воздействие. ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА Элейская школа довольно интересна для исследования, так как это одна
из древнейших школ, в трудах которой математика и философия достаточно
тесно и разносторонне взаимодействуют. Основными представителями элейской
школы считают Парменида (конец VI - V в. до н.э.) и Зенона (первая половина Философия Парменида заключается в следующем: всевозможные системы
миропонимания базируются на одной из трех посылок: 1) есть только бытие,
небытия нет; 2) существует не только бытие, но и небытие; 3) бытие и
небытие тождественны. Истинный Парменид признает только первую посылку. С защитой учения Парменида от возражений выступил его ученик Зенон. Аргументы Зенона приводят к парадоксальным, с точки зрения «здравого смысла», выводам, но их нельзя было просто отбросить как несостоятельные, поскольку и по форме, и по содержанию удовлетворяли математическим стандартам той поры. Разложив апории Зенона на составные части и двигаясь от заключений к посылкам, можно реконструировать исходные положения, которые он взял за основу своей концепции. Важно отметить, что в концепции элеатов, как и в дозеноновской науке, фундаментальные философские представления существенно опирались на математические принципы. Видное место среди них занимали следующие аксиомы: 1. Сумма бесконечно большого числа любых, хотя бы и бесконечно малых, но протяженных величин должна быть бесконечно большой; 2. Сумма любого, хотя бы и бесконечно большого числа непротяженных величин всегда равна нулю и никогда не может стать некоторой заранее заданной протяженной величиной. Именно в силу тесной взаимосвязи общих философских представлений с
фундаментальными математическими положениями удар, нанесенный Зеноном по
философским воззрениям, существенно затронул систему математических знаний. Следует обратить внимание и на обратную связь - на роль математики в
формировании элейской философии. Так, установлено, что апории Зенона
связаны с нахождением суммы бесконечной геометрической прогрессии. На этом
основании советский историк математики Э. Кольман сделал предположение, что Огромное значение для последующего развития математики имело повышение уровня абстракции математического познания, что произошло в большей степени благодаря деятельности элеатов. Конкретной формой проявления этого процесса было возникновение косвенного доказательства («от противного»), характерной чертой которого является доказательство не самого утверждения, а абсурдности обратного ему. Таким образом, был сделан шаг к становлению математики как дедуктивной науки, созданы некоторые предпосылки для ее аксиоматического построения. Итак, философские рассуждения элеатов, с одной стороны, явились мощным толчком для принципиально новой постановки важнейших методологических вопросов математики, а с другой - послужили источником возникновения качественно новой формы обоснования математических знаний. ДЕМОКРИТ Аргументы Зенона вскрыли внутренние противоречия, которые имели место в сложившихся математических теориях. Тем самым факт существования математики был поставлен под сомнение. Какими же путями разрешались противоречия, выявленные Зеноном ? Простейшим выходом из создавшегося положения бал отказ от абстракций в
пользу того, что можно непосредственно проверить с помощью ощущений. Такую
позицию занял софист Протагор. Он считал, что «мы не можем представить себе
ничего прямого или круглого в том смысле, как представляет эти термины
геометрия; в самом деле, круг касается прямой не в одной точке»[14]. Таким
образом, из математики следует убрать как ирреальные: представления о
бесконечном числе вещей, так как никто не может считать до бесконечности;
бесконечную делимость, поскольку она неосуществима практически и т.д. Таким
путем математику можно сделать неуязвимой для рассуждений Зенона, но при
этом практически упраздняется теоретическая математика. Значительно сложнее
было построить систему фундаментальных положений математики, в которой бы
выявленные Зеноном противоречия не имели бы места. Эту задачу решил Демокрит был, по мнению Маркса, «первым энциклопедическим умом среди
греков»[15]. Диоген Лаерций (III в. н.э.) называет 70 его сочинений, в
которых были освещены вопросы философии, логики, математики, космологии,
физики, биологии, общественной жизни, психологии, этики, педагогики,
филологии, искусства, техники и другие. Аристотель писал о нем: «Вообще,
кроме поверхностных изысканий, никто ничего не установил, исключая Вводной частью научной системы Демокрита была «каноника», в которой
формулировались и обосновывались принципы атомистической философии. Затем
следовала физика, как наука о различных проявлениях бытия, и этика. Задача научного познания, согласно Демокриту, состоит в том, чтобы
наблюдаемые явления свести к области «истинного сущего» и дать им
объяснение исходя из общих принципов атомистики. Это может быть достигнуто
посредством совместной деятельности ощущений и разума. Гносеологическую
позицию Демокрита Маркс сформулировал следующим образом: «Демокрит не
только не удалялся от мира, а, наоборот, был эмпирическим
естествоиспытателем»[17]. Содержание исходных философских принципов и
гносеологические установки определили основные черты научного метода Математика по праву должна считаться у Демокрита первым разделом
собственно физики и следовать непосредственно за каноникой. В самом деле,
атомы качественно однородны и их первичные свойства имеют количественный
характер. Однако было бы неправильно трактовать учение Демокрита как
разновидность пифагореизма, поскольку Демокрит хотя и сохраняет идею
господства в мире математической закономерности, но выступает с критикой
априорных математических построений пифагорейцев, считая, что число должно
выступать не законодателем природы, а извлекаться из нее. Математическая
закономерность выявляется Демокритом из явлений действительности, и в этом
смысле он предвосхищает идеи математического естествознания. Исходные
начала материального бытия выступают у Демокрита в значительной степени как
математические объекты, и в соответствии с этим математике отводится видное
место в системе мировоззрения как науке о первичных свойствах вещей. Однако
включение математики в основание мировоззренческой системы потребовало ее
перестройки, приведения математики в соответствие с исходными философскими
положениями, с логикой, гносеологией, методологией научного исследования. У Демокрита все математические объекты (тела, плоскости, линии, точки)
выступают в определенных материальных образах. Идеальные плоскости, линии,
точки в его учении отсутствуют. Основной процедурой математического
атомизма является разложение геометрических тел на тончайшие листики Руководствуясь положениями математического атомизма, Демокрит проводит ряд конкретных математических исследований и достигает выдающихся результатов (например, теория математической перспективы и проекции). Кроме того, он сыграл, по свидетельству Архимеда, немаловажную роль в доказательстве Евдоксом теорем об объеме конуса и пирамиды. Нельзя с уверенностью сказать, пользовался ли он при решении этой задачи методами анализа бесконечно малых. А.О. Маковельский пишет: «Демокрит вступил на путь, по которому дальше пошли Архимед и Кавальери. Однако, подойдя вплотную к понятию бесконечно малого, Демокрит не сделал последнего решительного шага. Он не допускает безграничного увеличения числа слагаемых, образующих в своей сумме данный объем. Он принимает лишь чрезвычайно большое, не поддающееся исчислению вследствие своей огромности число этих слагаемых»[18]. Выдающимся достижением Демокрита в математике явилась также его идея о построении теоретической математики как системы. В зародышевой форме она представляет собой идею аксиоматического построения математики, которая затем была развита в методологическом плане Платоном и получила логически развернутое положение у Аристотеля. ПЛАТОНОВСКИЙ ИДЕАЛИЗМ Сочинения Платона (427-347 гг. до н.э.) - уникальное явление в отношении выделения философской концепции. Это высокохудожественное, захватывающее описание самого процесса становления концепции, с сомнениями и неуверенностью, подчас с безрезультатными попытками разрешения поставленного вопроса, с возвратом к исходному пункту, многочисленными повторениями и т.п. Выделить в творчестве Платона какой-либо аспект и систематически изложить его довольно сложно, так как приходится реконструировать мысли Платона из отдельных высказываний, которые настолько динамичны, что в процессе эволюции мысли порой превращаются в свою противоположность. Платон неоднократно высказывал свое отношение к математике и она
всегда оценивалась им очень высоко: без математических знаний «человек с
любыми природными свойствами не станет блаженным»[19], в своем идеальном
государстве он предполагал «утвердить законом и убедить тех, которые
намереваются занять в городе высокие должности, чтобы они упражнялись в
науке счисления»[20]. Систематическое широкое использование математического
материала имеет место у Платона, начиная с диалога «Менон», где Платон
подводит к основному выводу с помощью геометрического доказательства. Значительно в большей мере, чем в гносеологии, влияние математики обнаруживается в онтологии Платона. Проблема строения материальной действительности у Платона получила такую трактовку: мир вещей, воспринимаемый посредством чувств, не есть мир истинно существующего; вещи непрерывно возникают и погибают. Истинным бытием обладает мир идей, которые бестелесны, нечувственны и выступают по отношению к вещам как их причины и образы, по которым эти вещи создаются. Далее, помимо чувственных предметов и идей он устанавливает математические истины, которые от чувственных предметов отличаются тем, что вечны и неподвижны, а от идей - тем, что некоторые математические истины сходна друг с другом, идея же всякий раз только одна. У Платона в качестве материи началами являются большое и малое, а в качестве сущности - единое, ибо идеи (они же числа) получаются из большого и малого через приобщение их к единству. Чувственно воспринимаемый мир, согласно Платону, создан Богом. Процесс построения космоса описан в диалоге «Тимей». Ознакомившись с этим описанием, нужно признать, что Создатель был хорошо знаком с математикой и на многих этапах творения существенно использовал математические положения, а порой и выполнял точные вычисления. Посредством математических отношений Платон пытался охарактеризовать и некоторые явления общественной жизни, примером чего может служить трактовка социального отношения «равенство» в диалоге «Горгий» и в «Законах». Можно заключить, что Платон существенно опирался на математику при разработке основных разделов своей философии: в концепции «познание - припоминание», учении о сущности материального бытия, об устройстве космоса, в трактовке социальных явлений и т.д. Математика сыграла значительную роль в конструктивном оформлении его философской системы. Так в чем же заключалась его концепция математики? Согласно Платону, математические науки (арифметика, геометрия,
астрономия и гармония) дарованы человеку богами, которые «произвели число,
дали идею времени и возбудили потребность исследования вселенной»[21]. Таким образом, в исторически сложившейся системе математических
знаний, Платон выделяет только умозрительную, дедуктивно построенную
компоненту и закрепляет за ней право называться математикой. История
математики мистифицируется, теоретические разделы резко противопоставляются
вычислительному аппарату, до предела сужается область приложения. В таком
искаженном виде некоторые реальные стороны математического познания и
послужили одним из оснований для построения системы объективного идеализма Вопрос о влиянии, оказанном Платоном на развитие математики, довольно
труден. Длительное время господствовало убеждение, что вклад Платона в
математику был значителен. Однако более глубокий анализ привел к изменению
этой оценки. Так, О. Нейгебауэр пишет: «Его собственный прямой вклад в
математические знания, очевидно, был равен нулю... Исключительно
элементарный характер примеров математических рассуждений, приводимых Платону принадлежит разработка некоторых важных методологических
проблем математического познания: аксиоматическое построение математики,
исследование отношений между математическими методами и диалектикой, анализ
основных форм математического знания. Так, процесс доказательства
необходимо связывает набор доказанных положений в систему, в основе которой
лежат некоторые недоказуемые положения. Тот факт, что начала математических
наук «суть предположения», может вызвать сомнение в истинности всех
последующих построений. Платон считал такое сомнение необоснованным. Критика, которой подвергались методология и мировоззренческая система СИСТЕМА ФИЛОСОФИИ МАТЕМАТИКИ АРИСТОТЕЛЯ К. Маркс назвал Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) «величайшим философом
древности»[29]. Основные вопросы философии, логики, психологии,
естествознания, техники, политики, этики и эстетики, поставленные в науке Ко времени Аристотеля теоретическая математика прошла значительный
путь и достигла высокого уровня развития. Продолжая традицию философского
анализа математического познания, Аристотель поставил вопрос о
необходимости упорядочивания самого знания о способах усвоения науки, о
целенаправленной разработке искусства ведения познавательной деятельности,
включающего два основных раздела: «образованность» и «научное знание дела». Исходным этапом познавательной деятельности, согласно Аристотелю,
является обучение, которое «основано на (некотором) уже ранее имеющемся
знании... Как математические науки, так и каждое из прочих искусств
приобретается (именно) таким способом»[30]. Для отделения знания от
незнания Аристотель предлагает проанализировать «все те мнения, которые по-
своему высказывали в этой области некоторые мыслители»[31] и обдумать
возникшие при этом затруднения. Анализ следует проводить с целью выяснения
четырех вопросов: «что (вещь) есть, почему (она) есть, есть ли (она) и что Основным принципом, определяющим всю структуру «научного знания
дела»[33], является принцип сведения всего к началам и воспроизведения
всего из начал. Универсальным процессом производства знаний из начал,
согласно Аристотелю, выступает доказательство. «Доказательством же я
называю силлогизм, - пишет он, - который дает знания». Изложению теории
доказательного знания полностью посвящен "Органон" Аристотеля. Основные
положения этой теории можно сгруппировать в разделы, каждый из которых
раскрывает одну из трех основных сторон математики как доказывающей науки: Существование математических объектов признавалось задолго до 1. В чувственных вещах математические объекты не существуют, так как 2. «Невозможно и то, чтобы такие реальности существовали обособленно»[36]. Аристотель считал предметом математики «количественную определенность и непрерывность». В его трактовке «количеством называется то, что может быть разделено на составные части, каждая из которых ...является чем-то одним, данным налицо. То или другое количество есть множество, если его можно счесть, это величина, если его можно измерить»[37]. Множеством при этом называется то, «что в возможности (потенциально) делится на части не непрерывные, величиною то, что делится на части непрерывные»[38]. Прежде чем дать определение непрерывности, Аристотель рассматривает понятие бесконечного, так как «оно относится к категории количества» и проявляется прежде всего в непрерывном. «Что бесконечное существует, уверенность в этом возникает у исследователей из пяти оснований: из времени (ибо оно бесконечно); из разделения величин..; далее, только таким образом не иссякнут возникновение и уничтожение, если будет бесконечное, откуда берется возникающее. Далее, из того, что конечное всегда граничит с чем- нибудь, так как необходимо, чтобы одно всегда граничило с другим. Но больше всего -...на том основании, что мышление не останавливается: и число кажется бесконечным, и математические величины»[39]. Существует ли бесконечное как отдельная сущность или оно является акциденцией величины или множества? Аристотель принимает второй вариант, так как «если бесконечное не есть ни величина, ни множество, а само является сущностью..., то оно будет неделимо, так как делимое будет или величиной, или множеством. Если же оно не делимо, оно не бесконечно в смысле непроходимого до конца»[40]. Невозможность математического бесконечного как неделимого следует из того, что математический объект - отвлечение от физического тела, а «актуально неделимое бесконечное тело не существует»[41]. Число «как что-то отдельное и в то же время бесконечное»[42] не существует, ведь «...если возможно пересчитать счислимое, то будет возможность пройти до конца и бесконечное»[43]. Таким образом, бесконечность здесь в потенции существует, актуально же - нет. Опираясь на изложенное выше понимание бесконечного, Аристотель
определяет непрерывность и прерывность. Так, «непрерывное есть само по себе
нечто смежное. Смежное есть то, что, следуя за другим, касается его»[44]. Невозможность составления непрерывного из неделимых и необходимость
его деления на всегда делимые части, установленные для величины, Аристотель
распространяет на движение, пространство и время, обосновывая (например, в «Началами... в каждом роде я называю то, относительно чего не может
быть доказано, что оно есть. Следовательно, то, что обозначает первичное и
из него вытекающее, принимается. Существование начал необходимо принять,
другое - следует доказать. Например, что такое единица или что такое прямое
или что такое треугольник (следует принять); что единица и величина
существует, также следует принять, другое - доказать»[48]. В вопросе о
появлении у людей способности познания начал Аристотель не соглашается с
точкой зрения Платона о врожденности таких способностей, но и не допускает
возможности приобретения их; здесь он предлагает следующее решение: Во-первых, он выделяет «начала, из которых (что-либо) доказывается, и
такие, о которых (доказывается)»[52]. Первые «суть общие (всем начала)»,
вторые - «свойственные (лишь данной науке), например, число, величина»[53]. Выбор начал у Аристотеля выступает определяющим моментом построения доказывающей науки; именно начала характеризуют науку как данную, выделяют ее из ряда других наук. «То, что доказывается», можно трактовать очень широко. С одной стороны, это элементарный доказывающий силлогизм и его заключения. Из этих элементарных процессов строится здание доказывающей науки в виде отдельно взятой теории. Из них же создается и наука как система теорий. Однако не всякий набор доказательств образует теорию. Для этого он должен удовлетворять определенным требованиям, охватывающим как содержание доказываемых предложений, так и связи между ними. В пределах же научной теории необходимо имеет место ряд вспомогательных определений, которые не являются первичными, но служат для раскрытия предмета теории. Хотя вопросы методологии математического познания и не были изложены
1. Афанасьев В.Г. Основы философских знаний, М., Мысль, 1987.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |