|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Основные этапы развития философии (таблица)Основные этапы развития философии (таблица)Глоссарий v Гилозоизм (от греч. hyle - вещество, материя и zoe - жизнь) - философское воззрение, согласно которому всей материи присуще свойство живого и, прежде всего, чувствительность, способность к ощущению, восприятию. v Пантеизм - философское учение, утверждающее, что природа и бог полностью совпадают друг с другом и составляют единое целое. v Фисиология (от греч. physis - природа) - учение о природе. v Детермини́зм (лат. determinare — определять, ограничивать) — философское понятие, обозначающее обусловленность того или иного явления определёнными предпосылками. v Субъект (от лат. subjectum — подлежащее) — тот, кто познает, мыслит и действует, в отличие от объекта, как того, на что направлены мысль и действие; носитель действия. v Космополити́зм (от др.-греч. κοσμοπολίτης — космополит, гражданин мира) — мировоззрение мирового гражданства, ставящее общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации. v Скептици́зм (от греч. skeptikos — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. v Агностици́зм (от др.-греч. ἄγνωστος — непознаваемый, непознанный) — направление в философии, считающее невозможным объективное познание окружающей действительности посредством собственного опыта. v Филоло́гия (от греч. φιλολογία, «любовь к слову») — название группы дисциплин (лингвистика, литературоведение, текстология и др.), изучающих человеческую культуру через текст. v Ипоста́сь (др.-греч. ὑπόστᾰσις, «сущность») — термин, используемый в философском учении Плотина в значении, подразумевающем некую сущность или ее часть, а не личность. Так, один из трактатов Плотина носит название: «О трёх изначальных ипостасях» (у неоплатоников это Благо, Ум и Душа). v Трансценде́нция и Трансценде́нтный (от лат. transcendo — переступать) — философский термин, характеризующий недоступное опытному познанию, не основанное на опыте. Противоположность — имманентный. v Субста́нция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — первопричина происходящего. v Патри́стика (от греч. πατήρ, лат. pater — отец) — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века. v Богосло́вие, или теоло́гия (калька греч. θεολογία), — совокупность религиозных доктрин о сущности и бытии Бога. v Реали́зм (от лат. realis – вещественный, действительный) — философский термин, употребляемый для обозначения направления, постулирующего существование реальности, независимой от познающего субъекта. v Аксио́ма (др.-греч. ἀξίωμα — утверждение, положение) или постулат — утверждение (факт), принимаемое истинным без доказательства, а также как «фундамент» для построения доказательств. v Номинализм (лат. nominalis — относящийся к именам, именной, от nomen — имя) — философское учение, согласно которому имена свойств, классов и отношений не являются собственными именами, то есть именами отдельных единичных «сущностей» — реальных или идеальных, а суть только общие имена, своего рода переменные, вместо которых можно подставлять имена единичных сущностей (например, вместо общего имени «человек» — собственные имена «Пётр», «Павел», «Анна», «Мария» и пр.). Иначе говоря, общие имена применяются не к классу вещей «как целому», а порознь к каждой отдельной вещи из некоторой совокупности (множественности), которую называют классом, но которую нельзя понимать как вещь или субстанцию: классы не существуют как вещи, а только как мысленные образы или абстракции. В силу применимости ко многим отдельным вещам имена свойств, классов и отношений называют ещё иначе универсалиями. Универсалии, согласно номинализму, — это имена имён, а не сущности (как для схоластического реализма) или понятия (как для концептуализма): «…если мы говорим, что живое существо, камень, дух или что-нибудь другое суть универсалии, то это следует понимать не так, будто человек или камень — универсалии, а лишь так, что соответствующие слова (живое существо, камень и т. д.) — универсалии, то есть имена, общие многим вещам: представления же, соответствующие этим вещам в нашем уме, только образы и призраки различных живых существ и других вещей» v Универсалия (от лат. universalis — общий) — термин средневековой философии, обозначающий общие понятия. v Схоластика - философия, занимавшая господствующее положение в идеологии феодального общества. v Микрокосм или микрокосмос (от греч. μικρός, малый, и от греч. κόσμος, порядок, мир, вселенная) — в античной натурфилософии понимание человека, как вселенной (макрокосм) в миниатюре. v Гносеология - раздел философии, изучающий закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности; исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. v Антропоцентризм - философский термин для обозначения идеалистических учений, видящих в человеке центральную и высшую цель мироздания. v Натурфилософия- философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. v Томизм - учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии, соединившее христианские догмы с методом Аристотеля. v Теология - совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога. v Космология - физическое учение о Вселенной, основанное на результатах исследований наиболее общих свойств части Вселенной, доступной для астрономических наблюдений. v Онтология- раздел философии, учение о бытии в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия его структура и закономерности v Реализм - идеалистическое направление философии, признающее лежащую вне сознания реальность. Средневековый реализм утверждал, что общие понятия существуют реально и не зависимо от сознания. v Эпикуреизм – учения, исходившие из идей Эпикура (древнегреческий философ материалист) v Деизм - философское учение, согласно которому бог не вмешивается непосредственно в течение природных и общественных процессов. Бог выступает не как полновластный владыка мира, а как некая безликая первопричина, творец Вселенной, развивающейся по своим естественным законам. v МОДИФИКАЦИЯ (от позднелат. modificatio - изменение) - видоизменение, преобразование чего-либо, характеризующееся появлением новых свойств. v ТЕИЗМ - религиозно-философское учение о Боге как о существе, создавшем мир и управляющем им. v Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὤν род. п. ὄντος — сущее, то, что существует и λόγος — учение, наука) — раздел философии, изучающий бытие. v Эмана́ция (лат. emanatio — истечение, распространение) - в философии термин, означающий происхождение вселенной посредством истечения ее из запредельного первоначала, Единого (Божества). v Под "двойственной истиной" имеется в виду учение, согласно которому существует одна истина для науки, а другая - для религии. Это разграничение в свое время имело большое положительное значение в нескончаемых спорах об истинности религиозных принципов. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |